Дмитрий лихачев

«Каждый из живущих на Земле вольно или невольно преподносит уроки окружающим: кто-то учит, как надо жить, кто-то — как не надо жить, кто-то учит, как надо поступать, кто-то — как не надо или не стоило бы поступать. Круг обучаемых может быть разный — это родные или близкие, соседи. И только у единиц этот круг становится всем обществом, всей нацией, всем народом, поэтому они получают право называться Учителями с большой буквы. Вот таким Учителем был Дмитрий Сергеевич Лихачев».
Владимир Александрович Гусев, директор Государственного Русского музея
28 ноября исполняется 110 лет со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева — русского мыслителя, ученого и писателя, жизнь которого стала великим подвигом за духовность русского народа и родную культуру. В его жизни, которая охватила почти целиком весь XX век, было многое: арест, лагерь, блокада и большая научная работа. Современники называли Лихачева «последней совестью нации».

Дмитрий Сергеевич Лихачев
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 15 ноября (28 ноября — по новому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге, в зажиточной семье старообрядцев-безпоповцев федосеевского согласия.
В своих «Воспоминаниях» Дмитрий Сергеевич писал: «Моя мать была из купеческой среды. По отцу она была Коняева (говорили, что первоначально фамилия семьи была Канаевы и неправильно записана в паспорт кому-то из предков в середине XIX века). По матери она была из Поспеевых, имевших старообрядческую молельню на Расстанной улице у Раскольничьего моста близ Волкова кладбища: там жили старообрядцы федосеевского согласия. Поспеевские традиции и были самыми сильными в нашей семье. У нас по старообрядческой традиции никогда не было собак в квартире, но зато мы все любили птиц».
Начало учебы в школе осенью 1914 года практически совпало с началом Первой мировой войны. Сначала Дмитрий Лихачев поступил учиться в старший приготовительный класс Гимназии Императорского Человеколюбивого Общества, а в 1915 году перешел учиться в знаменитую гимназию Карла Ивановича Мая на Васильевском острове.

Слева направо: мама Дмитрия Лихачева, его брат (в центре) и он сам. 1911 год
Со школьных лет Дмитрий Сергеевич полюбил книгу — он не только читал, он активно интересовался книгопечатанием. Семья Лихачевых проживала в казенной квартире при типографии нынешнего Печатного Двора, и запах только отпечатанной книги, как вспоминал потом ученый, был для него лучшим ароматом, способным поднять настроение.
С 1923 по 1928 годы, после окончания гимназии, Дмитрий Лихачев учится на факультете общественных наук Ленинградского государственного университета, где получает первые навыки исследовательской работы с рукописями. Но в 1928 году, только успев окончить университет, молодой ученый попадает в Соловецкий лагерь особого назначения.
Поводом для его ареста и заключения в лагерь стало участие в работе полушутливой студенческой «Космической Академии Наук», для которой Дмитрий Лихачев написал доклад о старой русской орфографии, замененной на новую в 1918 году. Он искренне считал старую орфографию более совершенной, и до самой своей смерти принципиально печатал на своей старинной машинке с «ятем». Этого доклада оказалось достаточно, чтобы обвинить Лихачева, как и большинство его товарищей по Академии, в контрреволюционной деятельности. Дмитрия Лихачева осудили на 5 лет: полгода он провел в тюрьме, а затем был отправлен в лагерь на Соловецкий остров.

Семья Лихачевых. Дмитрий Лихачев — на фото в центре, 1929 год
Соловецкий монастырь, основанный преподобными Зосимой и Саватием в XIII веке, в 1922 году был закрыт и превращен в Соловецкий лагерь особого назначения. Он стал местом, где отбывали срок тысячи заключенных. На начало 1930-х годов их численность доходила до 650 тысяч, из них 80% составляли «политические» заключенные и «контрреволюционеры».
День, когда этап Дмитрия Лихачева выгрузили из вагонов на пересыльном пункте в Кеми, запомнился ему навсегда. При высадке из вагона конвоир разбил ему сапогом в кровь лицо, над заключенными измывались, как только могли. Вопли конвоиров, крики принимавшего этап Белоозерова: «Здесь власть не советская, а соловецкая». Именно это угрожающее высказывание позже послужило названием документального фильма 1988 года режиссера Марины Голдовской «Власть соловецкая. Свидетельства и документы».
Всей уставшей и продрогшей на ветру колонне заключенных было приказано бегать вокруг столба, высоко поднимая ноги, — все это казалось настолько фантастическим, настолько нелепым в своей реальности, что Лихачев не выдержал и рассмеялся: «Когда я рассмеялся (впрочем, вовсе не от того, что мне было весело), — писал Лихачев в «Воспоминаниях», — Белоозеров закричал на меня: «Смеяться потом будем», но не избил».
В соловецкой жизни действительно было мало смешного — холод, голод, болезни, тяжелая работа, боль и страдания были повсюду: «На верхних нарах лежали больные, а из-под нар к нам потянулись ручки, прося хлеба. И в этих ручках тоже был указующий перст судьбы. Под нарами жили «вшивки» — подростки, проигравшие с себя всю одежду. Они переходили на «нелегальное положение» — не выходили на поверки, не получали еды, жили под нарами, чтобы их голыми не выгоняли на мороз, на физическую работу. Об их существовании знали. Просто вымаривали, не давая им ни пайков хлеба, ни супа, ни каши. Жили они на подачки. Жили, пока жили! А потом мертвыми их выносили, складывали в ящик и везли на кладбище.
Мне было так жалко этих «вшивок», что я ходил, как пьяный — пьяный от сострадания. Это было уже во мне не чувство, а что-то вроде болезни. И я так благодарен судьбе, что через полгода смог некоторым из них помочь».
Российский писатель, ветеран Великой Отечественной войны Даниил Александрович Гранин, близко знавший Дмитрия Лихачева, писал о его соловецких впечатлениях: «В рассказах о Соловках, где он сидел в лагере, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Людей, с которыми он сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее».

Письма родителей в соловецкий лагерь к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву
Сам Дмитрий Сергеевич позже скажет о заключении: «Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни». Удивительно, что, вспоминая такое тяжелое время своей жизни, он называет его не страшной бедой, невыносимой каторгой, тяжелейшим испытанием, а просто «самым значительным периодом жизни».
В Соловецком лагере Лихачев работал пильщиком, грузчиком, электромонтером, коровником, исполнял роль лошади — заключенных впрягали в телеги и сани вместо лошадей, жил в бараке, где по ночам тела скрывались под ровным слоем копошащихся вшей, умирал от тифа. Перенести все это помогала молитва, поддержка родных и друзей.
Жизнь в таких суровых условиях научила его дорожить каждым днем, ценить жертвенную взаимную помощь, оставаться самим собой и помогать другим переносить испытания.
В ноябре 1928 года на Соловках массово истребляли заключенных. В это время к Дмитрию Лихачеву приехали родители, и когда свидание закончилось, ему стало известно, что за ним приходили, чтобы расстрелять.

Родители Лихачева приехали на свидание к сыну в Соловецкий лагерь
Узнав об этом, он не стал возвращаться в барак, а просидел до утра за поленницей. Выстрелы звучали один за одним. Счет расстрелянных шел на сотни. Что он ощущал в ту ночь? Этого никто не знает.
Когда над Соловками затеплился рассвет, он осознал, как он напишет позже, «нечто особое»: «Я понял: каждый день — подарок Бога. Было расстреляно ровное число: не то триста, не то четыреста человек. Ясно, что вместо меня был «взят» кто-то другой. И жить мне надо за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно».

Лихачев до самой смерти хранил тулуп, в котором он ходил в лагере на Соловках
В связи с его досрочным освобождением из лагеря начались обвинения, которые звучали и порой продолжают звучать в адрес ученого, самое нелепое из которых — в сотрудничестве Лихачева с «органами». Однако он не только не сотрудничал с властью в Соловецком лагере, но и отказывался от чтения атеистических лекций для заключенных. Подобные лекции были так необходимы лагерному начальству, прекрасно понимавшему, что Соловки — это святая обитель. Но атеистическую пропаганду из уст Лихачева никто так и не услышал.
В 1932 году, за полгода до истечения срока заключения, 25-летний Дмитрий Лихачев был освобожден: Беломорско-Балтийский канал, который строили узники, был успешно сдан, и «Сталин, в восторге, — пишет академик, — всех строителей освободил».
После освобождения из лагеря и до 1935 года Дмитрий Сергеевич работает в Ленинграде литературным редактором.
Спутницей жизни Дмитрия Лихачева стала Зинаида Макарова, они поженились в 1935 году. В 1936 году по ходатайству президента Академии Наук СССР А. П. Карпинского с Дмитрия Лихачева была снята судимость, а в 1937 году у Лихачевых родились две дочки — близнецы Вера и Людмила.

Дмитрий Лихачев с женой и детьми, 1937 год
В 1938 году Дмитрий Сергеевич становится научным сотрудником Института Русской литературы, знаменитого Пушкинского дома Академии Наук СССР, специалистом по древнерусской литературе, и за полтора года пишет диссертацию на тему: «Новгородские летописные своды XVII века». 11 июня 1941 года он защитил диссертацию, став кандидатом филологических наук. Через 11 дней началась война. Лихачев был болен и слаб, на фронт его не взяли, и он остался в Ленинграде. С осени 1941 года по июнь 1942-го Лихачев находится в блокадном Ленинграде, а затем его и его семью эвакуируют в Казань. Его воспоминания о блокаде, написанные 15 лет спустя, запечатлели правдивую и страшную картину мученичества жителей Ленинграда, картину голода, невзгод, смертей — и удивительной силы духа.
В 1942 году ученый выпускает книгу «Оборона древнерусских городов», которая была написана им в блокадном Ленинграде. В послевоенное время Лихачев становится доктором наук, защитив докторскую диссертацию по теме: «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI веков», затем профессором, лауреатом Сталинской премии, членом Союза писателей, членом-корреспондентом Академии наук.
Литература не существовала для него отдельно, он изучал ее вместе с наукой, живописью, фольклором и эпосом. Именно поэтому подготовленные им к изданию важнейшие произведения древнерусской литературы — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха», «Слова о Законе и Благодати», «Моления Даниила Заточника» — стали настоящим открытием истории и культуры Древней Руси, а главное, что читать эти произведения могут не только специалисты.
Дмитрий Лихачев писал: «Русь приняла христианство из Византии, а восточнохристианская Церковь разрешала христианскую проповедь и богослужение на своем национальном языке. Поэтому в истории литературы Руси не было ни латинского, ни греческого периодов. С самого начала, в отличие от многих западных стран, Русь обладала литературой на литературном языке, понятном народу».

Дмитрий Лихачев в Оксфорде
За эти труды, посвященные древнерусскому летописанию и в целом — литературе и культуре Древней Руси, Дмитрий Сергеевич получает и народное, и международное признание.
В 1955 году Лихачев начинает борьбу за сохранение исторических памятников и старины, часто выезжает на Запад с лекциями о древнерусской литературе. В 1967 году становится почетным доктором Оксфордского университета. В 1969 году его книга «Поэтика древнерусской литературы» была удостоена Государственной премии СССР.
Одновременно с работой во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры он начинает вести борьбу с так называемым «русским национализмом», которую он продолжал до конца своей жизни.
«Национализм… самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов», — писал Дмитрий Лихачев.
В 1975–1976 годах на него совершается несколько покушений. В одном из таких покушений нападавший ломает ему ребра, но, несмотря на это, в свои 70 лет, Лихачев дает достойный отпор нападавшему и преследует того дворами. В эти же годы в квартире Лихачева проводят обыск, а затем несколько раз пытаются поджечь.
Вокруг имени Дмитрия Сергеевича сложилось немало легенд. Одним внушало подозрение его досрочное освобождение из лагеря, другие не понимали его отношения к Церкви, третьих настораживала неожиданная популярность академика у власти в 1980–1990-е годы. Однако Лихачев никогда не состоял в КПСС, отказывался подписывать письма против видных деятелей культуры СССР, не был диссидентом и стремился найти компромисс с советской властью. В 1980-е годы он отказался подписывать осуждающее Солженицына письмо «ученых и деятелей культуры» и выступил против исключения Сахарова из Академии наук СССР.
Лихачев любил свою работу. Избранной в студенческие годы сфере научных интересов, литературе и культуре Древней Руси, Дмитрий Лихачев был верен всю жизнь. В своих сочинениях он писал, почему он выбрал изучение именно Древней Руси: «Недаром в Древней Руси так была развита публицистика. Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление, борьба даже просто за военную организацию, более совершенную и лучшую, которая могла бы оборонять народ от постоянных вторжений, — она меня и притягивает. Я очень люблю старообрядчество не за самые идеи старообрядчества, а за ту тяжелую, убежденную борьбу, которую старообрядцы вели, особенно на первых этапах, когда старообрядчество было крестьянским движением, когда оно смыкалось с движением Степана Разина. Соловецкое восстание ведь было поднято после разгрома разинского движения беглыми разинцами, рядовыми монахами, у которых были на Севере очень сильные крестьянские корни. Это была борьба не только религиозная, но и социальная».
Дмитрий Лихачев на Рогожском
Дмитрий Лихачев и архиепископ РПсЦ Алимпий (Гусев)
2 июля 1987 года Дмитрий Лихачев в качестве председателя правления Советского фонда культуры приехал в старообрядческий центр Москвы, на Рогожское. Здесь ему вручили подписанный церковный календарь для заместителя председателя правления Советского фонда культуры Раисы Максимовны Горбачевой. Дмитрий Лихачев стал ходатайствовать за старообрядчество перед М. С. Горбачевым, и меньше, чем через две недели после визита Лихачева, архиепископу Алимпию позвонили и спросили о нуждах старообрядцев. Вскоре на Рогожское поступили необходимые строительные материалы, золото для отделки крестов, стали постепенно возвращать здания.
Дмитрий Лихачев в духовном центре старообрядцев РПсЦ — Рогожской Слободе
Благочинный старообрядческих общин РПсЦ Московской области, настоятель Орехово-Зуевского старообрядческого храма Рожества Пресвятыя Богородицы, член Общественной палаты Московской области протоиерей Леонтий Пименов в газете «Старообрядец» №19 за 2001 год писал:
«Сегодняшним старообрядцам-ортодоксам, допытывающимся, а какого он был согласия, членом какой общины, что исполнял-не исполнял, хотелось бы ответить так: «От дел их познайте их», — это общеизвестно. Он был, судя по его трудам и лишениям, одной веры с Нестором Летописцем и Сергием Радонежским, протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой, он чудом попал в наше время из дониконовской Святой Руси».
Протоиерей Леонтий Пименов
Практически во всех своих интервью Дмитрий Сергеевич постоянно подчеркивал, что настоящая русская культура сохраняется только в старообрядчестве:
«Старообрядчество — это удивительное явление русской жизни и русской культуры. В 1906 году, при Николае II, старообрядцев наконец перестали преследовать законодательными актами. Но до этого их всячески притесняли, и эти преследования заставили их замкнуться в старых верованиях, в старых обрядах, в старых книгах – во всём старом. И получилась удивительная вещь! Своим упорством, своей приверженностью к старой Вере старообрядцы сохранили древнюю русскую культуру: древнюю письменность, древние книги, древнее чтение, обряды древние. В эту старую культуру входил даже фольклор — былины, которые на Севере главным образом сохранились, в старообрядческой среде».
Дмитрий Сергеевич много писал о нравственной стойкости в вере старообрядцев, которая привела к тому, что и в труде, и в жизненных испытаниях старообрядцы были нравственно стойкими: «Это удивительный слой населения России — и очень богатый, и очень щедрый Всё то, что старообрядцы делали: рыбу ли ловили, плотничали или кузнечным делом занимались, или торговлей — они делали на совесть. С ними удобно и просто было заключать разные сделки. Они могли совершаться без всяких письменных договоров. Достаточно было слова старообрядцев, купеческого слова, и всё делалось без всякого обмана. Благодаря своей честности они и составили довольно зажиточный слой населения России. Уральская промышленность, к примеру, держалась на старообрядцах. Во всяком случае, до того, как при Николае I их особенно стали преследовать. Чугунолитейная промышленность, рыболовство на Севере — все это старообрядцы. Из старообрядцев вышли купцы Рябушинские и Морозовы. Высокие моральные качества выгодны для человека! Это ясно видно по старообрядцам. Они богатели и создавали благотворительные, церковные, больничные организации. У них не существовало капиталистической жадности».
Сложную Петровскую эпоху с ее грандиозными преобразованиями, ставшими трудным испытанием для народа, Дмитрий Сергеевич назвал возрождением древнерусского язычества: «Он (Петр I — прим. ред.) устроил из страны маскарад, эти ассамблеи были тоже своего рода скоморошьими действиями. Всешутейший собор — это тоже скоморошья бесовщина».
Дар Дмитрия Сергеевича Лихачева своему народу — его книги, статьи, письма и воспоминания. Дмитрий Лихачев — автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской и древнерусской литературы и русской культуры, автор сотен работ, в том числе более сорока книг по теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки.
Его литературные труды были обращены не только к ученым, но и к самому широкому кругу читателей, в том числе — к детям. Написаны они удивительно простым и в тоже время красивым языком. Дмитрий Сергеевич очень любил книгу, в книгах ему были дороги не только слова, но и мысли, чувства людей, которые писали эти книги или о которых они были написаны.
Не менее значимой, чем научную, Дмитрий Сергеевич считал просветительскую деятельность. На протяжении многих лет он отдавал все свои силы и время, чтобы донести свои мысли и взгляды до широких народных масс — вел передачи по Центральному телевидению, которые были построены в формате свободного общения академика с широкой зрительской аудиторией.
До последнего дня Дмитрий Лихачев занимался издательской и редакторской деятельностью, лично читая и корректируя рукописи молодых ученых. Он считал для себя обязательным отвечать на всю многочисленную корреспонденцию, которая приходила к нему из самых отдаленных уголков страны.
22 сентября 1999 года, всего за восемь дней до кончины своей земной жизни, Дмитрий Сергеевич Лихачев передал в книжное издательство рукопись книги «Раздумья о России» — исправленный и дополненный вариант книги, на первой странице которой было написано: «Современникам и потомкам посвящаю», — это значит, что и перед самой кончиной Дмитрий Сергеевич больше всего думал о России, о родной земле и родном народе.
Свое старообрядческое видение он пронес через всю свою долгую жизнь. Так, на вопрос, по какому обряду он хотел бы быть похоронен, Дмитрий Сергеевич ответил: «По-старому».
Скончался он 30 сентября 1999 года, всего лишь около двух месяцев не дожив до 93-х лет.
Могила академика Дмитрия Сергеевича Лихачева и его супруги Зинаиды Александровны на кладбище поселка Комарово
В 2001 году был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева, его именем также названа площадь в Петроградском районе города Санкт-Петербурга.
Указом президента России Владимира Путина 2006 год, год столетия со дня рождения ученого, был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.
В своих «Письмах о добром», обращаясь ко всем нам, Лихачев пишет: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое».

Лихачев Дмитрий Сергеевич

Российский ученый-литературовед. Филолог. Искусствовед. Культуролог.
Герой Социалистического Труда. Академик Российской академии наук.
Автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы и культуры.

Дмитрий Лихачев родился 28 ноября 1906 года в городе Санкт-Петербург. Начинал свое обучение в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, с 1916 по 1920 год продолжил его в Петербургской школе К. И. Мая. Затем учился в средней общеобразовательной школе № 47. С 1923 года являлся студентом романо-германской и славяно-русской секции отделения языкознания и литературы факультета общественных наук Санкт-Петербургского государственного университета. По окончании последнего получил дипломы по двум филологическим специальностям. Занимался историей славянской литературы.

За участие в студенческом кружке «Космическая академия наук» 8 февраля 1928 года Лихачев арестован. Осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность, наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Во время отбывания наказания опубликовал в местной газете первую научную работу «Картёжные игры уголовников». С 1929 года до перевода на материк работал сотрудником криминологического кабинета. В ноябре 1931 года переведен из Соловецкого лагеря в Белбалтлаг, являлся счетоводом и железнодорожным диспетчером на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Дмитрий Сергеевич досрочно освобожден в 1932 году «за успехи в труде» и позже вернулся в Санкт-Петербург. Работал литературным редактором Соцэкгиза. В 1935 году издал свою первую научную статью, материалы для которой собраны во время заключения, «Черты первобытного примитивизма воровской речи» — в сборнике Института языка и мышления имени Н. Я. Марра «Язык и мышление». В 1936 году с него сняты все судимости, по ходатайству президента Академии наук СССР А. П. Карпинского. В аспирантуру поступить сразу не смог, так как к нему как к бывшему заключенному предъявлены строгие требования.

С 1938 года жизнь Дмитрия Лихачева связана с Институтом русской литературы, где начал работать младшим научным сотрудником, затем стал членом ученого совета, а позже — заведующим сектором и отделом древнерусской литературы. В 1941 году защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук на тему «Новгородские летописные своды XII века».

Во время Великой Отечественной войны Лихачев с осени 1941 до весны 1942 года жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда эвакуирован с семьей по «Дороге жизни» в Казань. В это время им написана брошюра «Оборона древнерусских городов».

С 1946 года Дмитрий Сергеевич Лихачев получил степень доцента, а в следующем году защитил диссертацию на степень доктора филологических наук на тему «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI веков». С 1951 по 1953 год являлся профессором Санкт-Петербургского государственного университета. На историческом факультете читал спецкурсы «История русского летописания», «Палеография», «История культуры Древней Руси».

Дмитрий Лихачев избран членом-корреспондентом Академии наук СССР и действительным членом Академии наук СССР. Являлся иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук ряда стран: Академии наук Болгарии, Сербской академии наук и искусств, Венгерской академии наук, Британской академии, Австрийской академии наук, Геттингенской академии наук, Американской академии искусств и наук.

В 1956 году Лихачев получил членство в Союзе писателей СССР, а позднее стал членом союза писателей Санкт-Петербурга. С 1958 года являлся заместителем председателя постоянной Эдиционно-текстологической комиссии Международного комитета славистов, а также членом Ученого совета Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. С 1972 года руководил Археографической группой Ленинградского отделения Архива Российской академии наук.

Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: «Национальное самосознание Древней Руси», «Возникновение русской литературы», «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», «Поэтика древнерусской литературы», эссе «Заметки о русском». Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник «Прошлое — будущему».

Много внимания академик уделял исследованию великих памятников древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», которые им переведены на современный русский язык с комментариями автора. В разные годы жизни этим произведениям посвящены различные статьи и монографии ученого, переведенные на многие языки мира.

Лихачев являлся почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне, Оксфорда, Эдинбургского университета, Университета Бордо, Цюрихского университета, Будапештского университета имени Лоранда Этвеша, Софийского университета, Карлова университета, Сиенского университета. Также стал почетным членом сербского литературно-научного и культурно-просветительного общества «Српска матица», Философского научного общества США. С 1989 года являлся членом Российского отделения Пен-клуба.

Академик Лихачев вел активную общественную работу. Наиболее значительными для себя считал работу в должности председателя в серии «Литературные памятники» в Российском фонде культуры, а также деятельность в качестве члена редколлегии академической серии «Научно-популярная литература». Активно выступал в СМИ в защиту памятников русской культуры — зданий, улиц, парков. Благодаря деятельности ученого удалось спасти от сноса, «реконструкций» и «реставраций» много памятников в России и на Украине.

За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев удостоен многих правительственных наград. Академику дважды присуждена Государственная премия СССР — за научные труды «История культуры Древней Руси» и «Поэтика древнерусской литературы», и Государственная премия Российской Федерации за серию «Памятники литературы Древней Руси». Также удостоен высших наград — звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», являлся первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 года в возрасте девяноста двух лет. Похоронен на кладбище в Комарово.

Награды Дмитрия Лихачева

Награды Дмитрия Лихачева

Герой Социалистического Труда (1986)
Орден Святого апостола Андрея Первозванного (30 сентября 1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры(вручён орден за № 1)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 ноября 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие русской культуры
Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени (1966)
Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства
Медаль «За трудовую доблесть» (1954)
Медаль «За оборону Ленинграда»(1942)
Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)
Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (22 марта 1995)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
Медаль «Ветеран труда» (1986)
Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
Орден Георгия Димитрова (НРБ, 1986)
Два ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (НРБ, 1963, 1977)
Орден «Стара Планина» I степени (Болгария, 1996)
Орден «Мадарский всадник» I степени (Болгария, 1995)
Знак Исполкома Ленсовета «Жителю блокадного Ленинграда»
Премия имени В. Г. Белинского (1985), за книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени»
Премия имени Карпинского (1991).

закрыть

Труды Дмитрия Лихачева

Труды Дмитрия Лихачева закрыть

Память о Дмитрии Лихачеве

Память о Дмитрии Лихачеве

25 мая 2011 года в атриуме библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино открыт памятник Д. С. Лихачёву

В 2006 году Фондом имени Д. С. Лихачёва и Правительством Санкт-Петербурга была учреждена премия имени Д. С. Лихачёва.

В 2006 году в Москве установлена памятная доска на доме № 4 по 1-му Неопалимовскому переулку, где размещалась редакция журнала «Наше наследие».

В Санкт-Петербурге установлена памятная доска на доме, где академик прожил последние 35 лет (2-й Муринский пр., д. 34).

В 2000 году Д. С. Лихачёву посмертно была присуждена Государственная премия Российской Федерации за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура». Изданы книги «Русская культура»; «Небесная линия города на Неве. Воспоминания, статьи».

Указом Президента Российской Федерации 2006 год объявлен в России годом Дмитрия Сергеевича Лихачёва
Имя Лихачёва присвоено малой планете № 2877 (1984).

В 1999 году по инициативе Д. С. Лихачёва был создан Пушкинский лицей № 1500, в Москве. Академик не увидел лицея и через три месяца после постройки здания умер.

Ежегодно в честь Дмитрия Сергеевича Лихачёва в ГОУ гимназии № 1503 города Москвы и Пушкинском лицее № 1500 проводятся Лихачёвские чтения, на которых съезжаются ученики различных городов и стран с выступлениями, посвящёнными памяти великого гражданина России.

Ежегодно в честь Дмитрия Сергеевича Лихачёва в СПбГУП проводятся Лихачёвские чтения, на которых выступают видные деятели науки, культуры и искусства из России и зарубежных стран.

Ежегодно в честь Дмитрия Сергеевича Лихачёва в Институте филологии и журналистики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского проводятся Лихачёвские чтения (организатор и руководитель — Г. Ф. Самосюк).

Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга в 2000 году имя Д. С. Лихачёва присвоено школе № 47 (Плуталова улица, дом № 24), где также проводятся Лихачёвские чтения

В 1999 году имя Лихачёва присвоено Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия
Известны живописные, графические и скульптурные портреты Д. С. Лихачёва, исполненные в разные годы ленинградскими художниками и скульпторами, в том числе Варленом Пеном (1980)

В 2014 году Аэрофлот назвал в честь Д. С. Лихачёва один из своих новых лайнеров Аэробус

В Новосибирске одна из районных библиотек названа именем Д. С. Лихачёва.

В память о Лихачёве названы площадь, аллея и сквер в Санкт-Петербурге.

В память о Лихачёве названа улица в Софии, 28 ноября 2015 года в сквере на этой улице открыт памятник.

1 августа 2016 года в Санкт-Петербурге Библиотеке №1 («ЦБС Выборгского района» СПб) присвоено имя Дмитрия Сергеевича Лихачева

28 ноября 2017 года в Санкт-Петербурге открыт информационно-выставочный центр Дмитрия Сергеевича Лихачева

закрыть

Семья Дмитрия Лихачева

Семья Дмитрия Лихачева

Отец — Сергей Михайлович Лихачев (ум. 01.03.1942), инженер-электрик

Мать — Вера Семеновна Лихачева, урожд. Коняева (ум 1981)

Жена — Зинаида Александровна, урожд. Макарова (1907-16.04.2001). В браке с 1935 года

Внучка — Зинаида Курбатова (род. 10.01.1966 г.), ныне живёт в Москве и работает корреспондентом канала «Вести 24», была замужем за художником, сахалинским немцем Игорем Руттером

Правнучка — Вера Игоревна Руттер (род. 1987)

Дочь — Людмила Дмитриевна Лихачева (1937-2001), была замужем за физиком Сергеем Зилитникевичем

Внучка — Вера Сергеевна Тольц (род. 1959), была замужем дважды — за советологом из Уфы Владимиром Соломоновичем Тольцем и советологом Йором Горлицким

Правнук — Сергей Владимирович Тольц (род. 1981), сын от первого брака матери

Правнучка — Ханна Йоровна Горлицкая (род. 1997), дочь от второго брака матери.

Академик Д.С. Лихачев — выдающийся культуролог ХХ века

Дмитрий Сергеевич Лихачев — один из великих людей ХХ века. Его научное наследие чрезвычайно обширно и разнообразно. Среди произведений Лихачева — академические монографии, посвященные различным аспектам истории культуры, от поэтики древнерусской литературы до садово-паркового искусства XVIII–XIX веков, научные статьи и публицистические заметки, комментарии к различным литературным памятникам, включая горячо любимое ученым «Слово о полку Игореве», редакторские предисловия, рецензии, переводы и многое другое.

Лихачев стал сотрудником отдела (впоследствии сектора) древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук (Пушкинского Дома) в 1937 году. Его первой монографией стала брошюра «Оборона древнерусских городов», написанная им в соавторстве с археологом профессором М. А. Тихановой в блокадном Ленинграде, специально для солдат, защищавших ленинградские рубежи (эту брошюру по распоряжению ленинградского обкома раздавали в окопах).

В послевоенные годы Лихачев защитил кандидатскую и докторскую диссертации, посвященные древнерусскому летописанию. В 1954 году Д. С. Лихачев становится заведующим сектором древнерусской литературы ИРЛИ. В 1958 году издает монографию «Человек в литературе Древней Руси», где впервые была представлена теория смены культурно-исторических стилей в средневековой русской литературе. Необходимость систематизации работы по изучению и подготовке к публикации древнерусских письменных памятников вызывает к жизни его фундаментальную «Текстологию» (1962), которая произвела настоящую революцию в современном литературоведении, причем не только в сфере отечественной медиевистики, но и в теоретико-литературной области, поскольку лихачевское учение об истории создания текста как о «ключе» к интерпретации его содержания стало одним из первых образцов семиотического мышления в литературоведении. В 1967 году появляется «Поэтика древнерусской литературы», в которой Д. С. Лихачев опровергает взгляд на «евразийскую» природу русской культуры, а также разрабатывает революционное для того времени понятие «хронотопа», которое легло в основу современного изучения отражения временных категорий мышления в искусстве и культуре. Тогда же, в 1960–1970-х годах, Лихачевым создано множество статей, посвященных крупнейшим фигурам «допетровского» периода отечественной словесности (лучшие из них представлены в сборнике «Великое наследие» — самой популярной книге Лихачева-литературоведа, неоднократно переиздававшейся). Особое внимание на всем протяжении своего творческого пути Лихачев-литературовед уделял «Слову о полку Игореве», защищая этот шедевр древнерусской литературы от выпадов скептиков, отрицавших подлинность «Слова». Работы Д. С. Лихачева, посвященные «Слову», знаменовали собой начало нового этапа активного изучения бессмертного произведения; по инициативе и под руководством Д. С. Лихачева в 1980-е годы была создана «Энциклопедия „Слова о полку Игореве“».

С некоторых важных позиций научное наследие Лихачева до сих пор не исследовано. Дмитрий Сергеевич первым в новейшей истории России обосновал культуру как духовный базис общенационального бытия, а ее сохранение — как залог душевной безопасности нации. Вне культуры, неустанно подчеркивал он, настоящее и будущее народов и государств лишается смысла. Заметное место в обширном творческом наследии Дмитрия Сергеевича Лихачева занимают труды по краеведению, посвященные преимущественно Петербургу.

Вклад Д. С. Лихачева в развитие современного искусствознания до сих пор не получил научного осмысления. В теоретических взглядах Лихачева, посвященных истории и теории искусства выделяются две группы идей. Первую группу составляют мысли ученого о происхождении и природе искусства, а вторую — размышления о способе существования и закономерностях развития художественного процесса. Мысли Лихачева о происхождении искусства привлекают своей оригинальностью и глубоким пониманием природы художественного.

Среди огромного количества научных и публицистических работ Дмитрия Сергеевича Лихачева более ста наименований можно отнести к непосредственно к педагогическим, полностью или частично раскрывающим актуальные вопросы образования и воспитания молодого поколения современной России. Другие работы ученого, посвященные проблемам культуры, истории и литературы, хотя прямо и не ставят педагогические вопросы, но по своей сути и гуманистической направленности (обращенности к человеку, его исторической памяти, культуре, гражданственности и нравственным ценностям) содержат огромный воспитательный потенциал.

И все, что было написано и высказано Д. С. Лихачевым, глубоко и органично связано с нравственными проблемами. Какого бы вопроса ни касался, он всегда обращал внимание на нравственную основу или нравственную сторону. Д. С. Лихачев был этиком в прямом смысле этого слова, ибо самой глубокой основой его взглядов был подлинный патриотизм, в отличие от тех, кто «патриот на кончике языка», для кого не мораль, а морализаторство, начетничество заменяет подлинные чувства и мысли.

Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые пришел в наш Университет в конце 1992 года, обстоятельно познакомился с нами, и Университет ему понравился — прежде всего тем, что по его словам, он «живой», здесь «живая» наука. Академик Лихачев назвал наш вуз университетом будущего и принял предложение стать нашим Почетным доктором. До этого Дмитрий Сергеевич являлся Почетным доктором 19 самых престижных университетов мира, но в России он так и остался Почетным доктором лишь одного — Гуманитарного университета профсоюзов и сотрудничал с нами до конца своих дней.

Биография Д.С. Лихачева

Дмитрий Сергеевич Лихачев о себе

  • 1906–1942
  • 1945–1961
  • 1961–1973
  • 1973–1986
  • 1987–1993
  • 1994–1999

Из биографии

  • Детство и юность
  • Соловки и Беломорканал
  • Блокада Ленинграда
  • Пушкинский Дом
  • Почетный доктор СПбГУП
  • Общественная деятельность
  • Д.С. Лихачев «Воспоминания» (избранные главы)
  • Счастье и несчастья в моей жизни

Воспоминания о Д.С. Лихачеве

Библиография трудов Д.С. Лихачева

Декларация прав культуры

Избранные статьи

Воспоминания

Академик Александр Сергеевич Орлов и Варвара Павловна Адрианова-Перетц
Англичане по воспоминаниям (PDF)
Красный террор
Немного о Владимире Ивановиче Малышеве
О себе
Первые впечатления от Японии. (PDF)
«Проработки»
Род Лихачевых
Соловецкие записи. 1928-1930

Раздумья о России и русской культуре

Вокруг разговоров об интеллигентности
Градостроительные заветы Петра Великого (PDF)
Два русла русской культуры (PDF)
Декларация прав культуры
Заметки о русском
Заметки об архитектуре (PDF)
Интеллигентным притвориться нельзя (PDF)
Краеведение как наука и как деятельность
Крещение Руси и государство Русь (PDF)
Михаил Шемякин и Петербург (PDF)
Мифы о России старые и новые (PDF)
«Небесная линия» города на Неве (PDF)
О петербургской культуре начала XX века
О природе для нас и о нас для природы (PDF)
Он спасал нашу честь. Слово об А. Д. Сахарове
О русской интеллигенции
О русском и чужестранном (PDF)
Образ города (PDF)
Петербург в истории русской культуры
Петровские реформы и развитие русской культуры
Россия (PDF)
Россия никогда не была Востоком (PDF)
Русский Север (PDF)
Сад и культура России (PDF)
Три основы европейской культуры и русский исторический опыт (PDF)
Соловки в истории русской культуры
Экология культуры (PDF)

Древнерусская культура и литература

Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси (полный текст)
Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси
Древний Новгород как столица — предшественник Петербурга
Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы
Канон и Молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного)
Когда было написано «Слово о полку Игореве»? (PDF)
Крещение Руси и государство Русь
От Илариона и до Аввакума (PDF)
Первое произведение по русской истории
Прогрессивные линии развития в истории русской литературы (PDF)
Похвала Киеву (PDF)
Русская культура Нового времени и Древняя Русьусская культура Нового времени и Древняя Русь (PDF)
Русский язык в богослужении и в богословской мысли (PDF)
«Слово о погибели Русской земли» и «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского
Человек в литературе древней Руси (полный текст)
Черты подражательности «Задонщины» (к вопросу об отношении «Задонщины к «Слову о полку Игореве»)

Русская классическая литература

Из книги «Литература — реальность — литература» (отдельные статьи)

О конкретном литературоведении (PDF)
Ахматова и Гоголь
Социальные корни типа Манилова (PDF)
«Небрежение словом» у Достоевского (PDF)
«Сады Лицея» (PDF)
«Летописное время» у Достоевского (PDF)
Лев Толстой и традиции древней русской литературы (PDF)
Достоевский в поисках реального и достоверного
Из комментария к тексту стихотворения «Родина»
Из комментария к стихотворению А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»(PDF)
«Крестьянин, торжествуя…»

Очерки по философии художественного творчества (отдельные статьи)

Что есть истина? (PDF) Искусство и наука (PDF)
Принцип дополнительности в изучении литературы (PDF)
Строение литературы (PDF)
Через хаос к гармонии (PDF)
Обособление творения от творца (PDF)
Два типа границ между культурами (PDF)
Принцип историзма в изучении литературы (PDF)

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь (PDF)
Размышления над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (PDF)
Несколько мыслей о лирической поэзии (PDF)
Заметки о русской литературе (PDF)

Лихачев Дмитрий Сергеевич. Биографическая справка

В феврале 1928 года, после окончания ЛГУ, Дмитрий Лихачев был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук» и осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность.

С ноября 1928 года по август 1932 года Лихачев отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. Здесь же, во время пребывания в лагере, в 1930 году была опубликована первая научная работа Лихачева «Картежные игры уголовников» в журнале «Соловецкие острова».

После досрочного освобождения он вернулся в Ленинград, где работал литературным редактором и корректором в различных издательствах. С 1938 года жизнь Дмитрия Лихачева была связана с Пушкинским домом – Институтом русской литературы (ИРЛИ АН СССР), где он начал работать младшим научным сотрудником, затем стал членом ученого совета (1948), а позже – заведующим сектором (1954) и отделом древнерусской литературы (1986).

Во время Великой Отечественной войны с осени 1941 года до весны 1942 года Дмитрий Лихачев жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда был эвакуирован с семьей по «Дороге жизни» в Казань. За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

С 1946 года Лихачев работал в Ленинградском государственном университете (ЛГУ): сначала в должности доцента, а в 1951–1953 годах – профессора. На историческом факультете ЛГУ он читал спецкурсы «История русского летописания», «Палеография», «История культуры Древней Руси» и другие.

Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: «Национальное самосознание Древней Руси»(1945), «Возникновение русской литературы» (1952), «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), эссе «Заметки о русском» (1981). Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник «Прошлое – будущему» (1985).

Много внимания Лихачев уделял исследованию великих памятников древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», которые были им переведены на современный русский язык с комментариями автора (1950). В разные годы жизни этим произведениям были посвящены различные статьи и монографии ученого, переведенные на многие языки мира.

Дмитрий Лихачев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР (1953) и действительным членом (академиком) АН СССР (1970). Он являлся иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук ряда стран: Академии наук Болгарии (1963), Сербской академии наук и искусств (1971), Венгерской академии наук (1973), Британской академии (1976), Австрийской академии наук (1968), Геттингенской академии наук (1988), Американской академии искусств и наук (1993).

Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне (1964), Оксфорда (1967), Эдинбургского университета (1971), Университета Бордо (1982), Цюрихского университета (1982), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (1985), Софийского университета (1988), Карлова университета (1991), Сиенского университета (1992), почетным членом сербского литературно-научного и культурно-просветительного общества «Српска матица» (1991), Философского научного общества США (1992). С 1989 года Лихачев являлся членом Советского (позднее Российского) отделения Пен-клуба.

Академик Лихачев вел активную общественную работу. Наиболее значительными для себя академик считал работу в должности председателя в серии «Литературные памятники» в Советском (позднее Российском) фонде культуры (1986-1993), а также деятельность в качестве члена редколлегии академической серии «Научно-популярная литература» (с 1963 года). Дмитрий Лихачев активно выступал в СМИ в защиту памятников русской культуры – зданий, улиц, парков. Благодаря деятельности ученого удалось спасти от сноса, «реконструкций» и «реставраций» много памятников в России и на Украине.

За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград. Академику Лихачеву была дважды присуждена Государственная премия СССР – за научные труды «История культуры Древней Руси» (1952) и «Поэтика древнерусской литературы»(1969), и Государственная премия Российской Федерации за серию «Памятники литературы Древней Руси» (1993). В 2000 году Дмитрию Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».

Академик Дмитрий Лихачев был удостоен высших наград СССР и России – звания Героя Социалистического Труда (1986) с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», он являлся первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998), а также награжден многими орденами и медалями.

С 1935 года Дмитрий Лихачев был женат на Зинаиде Макаровой, сотруднице издательства. В 1937 году у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила. В 1981 году дочь академика Вера погибла в автокатастрофе.

Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище в Комарово.

В 2001 году был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева.

Имя Дмитрия Лихачева было присвоено малой планете №2877, открытой советскими астрономами, Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия в Москве, а также премии, учрежденной правительством Санкт-Петербурга и Фондом имени Д.С. Лихачева

Именем Лихачева также названа площадь в Петроградском районе города Санкт-Петербурга.

2006 год, год столетия со дня рождения ученого, указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников