Дом слепоглухих

Новости

  • Главная
  • Сведения об организации социального обслуживания
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Новости
  • Противодействие коррупции
    • О подарках
  • Социальные услуги
  • Финансовая деятельность
    • Государственное задание
    • Закупки
  • Наш дом
  • Образовательные программы
  • Учебно-диагностическое отделение
  • Социально-коррекционное отделение
  • Учебно-коррекционное отделение
  • Социально-трудовое отделение
    • Архив
  • Духовное воспитание
  • Медицинское обслуживание
  • Обучение специалистов
    • Условия проведения курсов.
    • Программа краткосрочных курсов повышения квалификации педагогов специальных школ и учреждений для детей с нарушениями развития.
    • Программа 2-го этапа
    • График обучения специалистов учреждений социальной защиты и коррекционных школ на 2017 – 2018 учебный год.
    • Программа краткосрочных курсов повышения квалификации педагогов специальных школ и учреждений для детей с нарушениями развития. Второй этап.
  • Служба сопровождения замещающих семей
  • Помощь
  • Благодарности
  • СПАСИБО
  • Реквизиты
  • Контакты
  • Гостевая книга
  • Электронная приемная
  • Независимая оценка
  • Часто задаваемые вопросы

Обучение специалистов

Такая теоретико-практическая работа давала возможность педагогам повысить уровень квалификации и применить новые знания в практике своей работы на местах. В нашем учреждении сложилась система семинаров по подготовке и обучению специалистов, которую мы реализуем с каждой новой группой участников.

2. Кто они, дети с множественными нарушениями развития?
Дети с множественными нарушениями имеют сочетание трех или более первичных нарушений (зрения, слуха, двигательной сферы и др.), каждое из которых имеет отрицательные последствия и усугубляет отклонения в развитии ребенка. Сочетание первичных нарушений у каждого отдельного ребенка может быть различным, например, умственно отсталый слепоглухой; слабовидящий глухой с ДЦП; слепой умственно отсталый с нарушениями речи; слепоглухой с нарушением эмоционально-волевой сферы и т.д.
Множественные нарушения развития могут быть врожденными или приобретенными.

3. Проблемы детей с нарушениями развития.
Основные проблемы, связанные с множественными нарушениями развития состоят в том, что ребенок не умеет общаться, передвигаться и ориентироваться в пространстве, не имеет повседневного доступа к информации, не обслуживает себя, такой ребенок часто демонстрирует проблемное поведение.
4. География связей Детского дома слепоглухих с регионами РФ.

География связей Детского дома слепоглухих весьма обширна. В течение ряда лет наше учреждение принимало на обучение или его специалисты выезжали в разные регионы РФ и за рубеж для обучения педагогов работе с детьми с множественными нарушениями развития, включая слепоглухоту. В Молдове и Болгарии наши специалисты приняли участие в становлении системы специального образования слепоглухих. Только за последние два года Удостоверения о повышении квалификации получили более 60 педагогов из разных регионов РФ и республики Молдова.

5. Основные направления обучения специалистов в работе с детьми с множественными нарушениями развития.

  • Коммуникация.
  • Ориентировка и мобильность.
  • Предметно-практическая деятельность.
  • Адаптивная физкультура.
  • Арттерапия.
  • Сенсомоторное развитие.
  • Терапия проблемного поведения.
  • — Планирование деятельности (функциональное расписание, календарное планирование).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты РФ – единственное и уникальное, в своем роде, учреждение, основано в 1962 году. В его организации и становлении принимали участие известные ученые И.А.Соколянский и А.И.Мещеряков.

Детский дом находится на северо-востоке Московской области (70 км от Москвы) в старинном городе Сергиевом Посаде, прославленным своей знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.

На территории в 11,2 гектара расположены учебные корпуса, мастерские, общежитие для старших воспитанников, теплица, прачечная, хозяйственный двор (конюшня) и другие постройки. Все строения детского дома, а также недавно построенное здание Храма соединены теплыми крытыми переходами.

Территория детского дома оборудована прекрасными игровыми площадками, которые сооружены по проектам ЮНИСЕФ, а также при непосредственном участии руководителя и ведущих специалистов Сбербанка России.

На протяжении всего периода существования учреждение решает задачи помощи детям-инвалидам по зрению и слуху, а также детям с множественными нарушениями развития, нуждающимся в уходе, бытовом и социально-медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, обучении и воспитании, социально-трудовой реабилитации.
Основные цели детского дома:
предоставлять воспитанникам наилучшие условия для обучения, основанного на их собственном опыте и деятельности разного рода, а также воспитывать чувство самостоятельности и независимости в социальных и бытовых ситуациях.
В настоящее время в детском доме обучаются и воспитываются более 200 детей с разной структурой нарушений развития.
Все дети в зависимости от структуры нарушений и возраста распределяются по отделениям:
Учебно -диагностическое отделение для детей с множественными тяжелыми нарушениями развития младшего возраста ( от 3 до 8 лет).
В это отделение маленькие дети чаще всего поступают из дома. Основные задачи: установление контакта, «подключение» к ребенку; работа с родителями.
Образовательно-воспитательные цели:
1. Формирование культурно-гигиенических навыков.
2. Формирование средств общения.
3. Формирование сенсорного опыта детей.
Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 5 отсеков. В каждом отсеке размещаются 2 группы детей (наполняемость групп 3-4 ребенка). У каждой группы своя групповая комната, оснащенная всем необходимым оборудованием, общая спальня, туалетная и гигиеническая комната. Выход на территорию осуществляется прямо из отсека через веранду. Веранды застекленные, пол со специальным покрытием. Здесь дети гуляют во время непогоды.
Социально — коррекционное отделение для детей с множественными тяжелыми пороками развития и проблемным поведением (от 8 до 14 лет).
Основная задача: коррекция проблемного поведения с применением специальной методики.
Образовательно-воспитательные цели:
1. Формирование социально-бытовых навыков.
2. Развитие элементарных трудовых навыков.
3. Терапия проблемного поведения.
Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 3 отсека. В каждом отсеке 4 группы (наполняемость групп 3-4 ребенка). Групповые комнаты оборудованы необходимой мебелью, наглядными, пособиями и техническими средствами. В каждом отсеке 2 спальные комнаты, 2 туалетные и гигиенические комнаты. Выход детей на территорию осуществляется из отсека.
Учебно-реабилитационное отделение для детей с нарушениями развития, имеющими проблемы в обучении (от 8 до 14 лет).
Основная задача: подготовка воспитанников к интеграции в другие учебные заведения (школы слепых, глухих, умственно отсталых детей, колледжи и институты).
Образовательно-воспитательные цели:
1. Формирование знаний по общеобразовательным предметам.
2. Развитие вербальных средств общения.
3.Развитие умений ориентироваться и передвигаться в макропространстве с применением специальных средств и приемов.
4. Формирование социально-бытовых навыков.
5.Развитие креативной деятельности в творческих мастерских детского дома.
Отделение расположено в двухэтажном здании, классные комнаты находятся на первом и втором этажах и оборудованы техническими сред-ствами (звукоусиливающей аппаратурой, электронными линзами, компьютерами), наглядными и дидактическими материалами. Наполняемость групп 3-5 детей. На первом этаже расположены кабинеты: аудио-логический, сенсорные (2 кабинета), тренажерный.
В отдельном отсеке – спальня мальчиков. Спальни на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой спальне.
На втором этаже расположены кабинеты: методический, сенсорный, компьютерный (3 кабинета), домоводства. В отдельном отсеке второго этажа – спальни девочек на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой.
Отделение социально-трудовой реабилитации для подростков с ограниченными возможностями развития.
В это отделение переводятся воспитанники, достигшие 14 лет.
Основные задачи: подготовка воспитанников к самостоятельной независимой жизни, предпрофессиональная подготовка и интегрирование в общество.
Образовательно-воспитательные цели:
1. Совершенствование профессиональной деятельности на пред-приятии ВОС и в производственных мастерских детского дома.
2. Развитие социальных и бытовых навыков и умений.
3. Максимальное участие в обслуживающем труде (в столовой, прачечной, мастерских, кабинетах детского дома).
4. Организация интересного и развивающего досуга.

Отделение расположено в большом двухэтажном здании. Комнаты со всеми удобствами (туалет, душ, кладовая), в которых живут воспитанники, рассчитаны на одного человека. В здании на каждом этаже находятся комнаты (кухни) для самостоятельного приготовления и приема пищи, где воспитанники имеют возможность принять гостей, устроить день рождения и другие праздники. На первом этаже — хорошо оборудованная прачечная и гладильная комната. На втором этаже -телевизионная комната и специальная комната для проведения массовых мероприятий, праздников.

Поскольку в детском доме обучаются дети с множественными тяжелыми нарушениями развития, педагоги в своей коррекционной и учебно-воспитательной работе опираются на более чем 30 различных учебных программ, часть из которых созданы сотрудниками детского дома или с их участием.
Учитывать все особенности каждого конкретного ребенка – очень сложная задача в связи с общей тенденцией к утяжелению структуры дефекта поступающих к нам воспитанников.
Важнейшим элементом в решении задач комплексной реабилитации слепоглухих и воспитанников с множественными тяжелыми нарушениями развития является внедрение или освоение новых методов и технологий работы с этим контингентом детей, которые ранее нами не применялись.
Часть этих методик разработана внутри детского дома, другая — заимствована из практики родственных отечественных и зарубежных специальных школ, но в этом случае, они адаптируются к нашим условиям.
Научно-экспериментальная и консультативная работа в детском доме.
Большую роль в деятельности детского дома играет научно-экспериментальная работа, в рамках которой изучается проблема со-держания и методов обучения детей со сложной структурой нарушений.
Необходимость составления индивидуальной программы для каждого воспитанника, поиск соотношения различных видов деятельности и их интенсивности с отдыхом требуют постоянного творческого поиска и освоения передового зарубежного и отечественного опыта.
В области научно-практической и экспериментальной деятельности наше учреждение сотрудничает с Государственным педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом, Институтом коррекционной педагогики РАО, Центром лечебной педагогики, Институтом специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) и другими, а также рядом зарубежных институтов и международных организаций.
Начиная с 1997 года педагоги детского дома активно участвуют в международных конференциях под эгидой Международной ассоциации слепоглухих, выступают с докладами, сообщениями и видеоматериалами из опыта работы (Португалия – 1, Литва – 2, Голландия – 1, Словакия – 4, Италия – 2, Австралия –2, Украина –2, Белоруссия — 3 выступающих); в качестве приглашенных гостей были на конференциях в Испании, Болгарии и Канаде.
На базе детского дома ежегодно проводятся несколько международных семинаров и конференций.

Сотрудники детского дома постоянно оказывают консультативную помощь родителям и педагогам, вовлеченным в работу со слепоглухими детьми, как в нашей стране, так и за рубежом. Мы обучали коллег в странах СНГ: Армении, Казахстане, Белоруссии, Молдове, Литве, а также в странах Восточной Европы: Болгарии, Словакии, Польши.
Детский дом является экспериментальной площадкой Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Атмосфера детского дома.
В детском доме создана особая атмосфера, которая ломает устоявшиеся представления о детских домах, где неуютно и холодно детям. Наш дом – теплый!
В нем создана своя, особенная, уютная атмосфера с зонами учебы, отдыха, живой природы.
Прекрасно оборудованные классы, мастерские, библиотека, специальные кабинеты (медицинские, аудиологические, физиологические и другие), спортивные и тренажерные залы, бассейн, занятия иппотерапией — все способствует лучшему соотношению деятельности и отдыха детей.
Здесь часто устраиваются общие праздники, фольклорные фестивали, дни рождения ребят, театральные представления, которые надолго остаются в памяти и отражаются воспитанниками в своих авторских книгах и в журнале «Наша жизнь», который издается уже около 20 лет.
Таким праздникам, которые устраивают наши педагоги и друзья-волонтеры детям, позавидуют и профессионалы.

Доступная среда для детей-инвалидов по зрению и слуху с дополнительными нарушениями.

В течение ряда лет администрация учреждения предпринимала серьезные усилия, направленные на организацию доступной среды для инвалидов по зрению, слуху, а также имеющих нарушения моторики. В настоящее время в детском доме имеется оборудование, позволяющее детям с ограниченными возможностями быть более самостоятельными и независимыми в плане передвижения и ориентации в помещениях и на территории учреждения, а также получать доступную необходимую информацию, адекватными средствами.

Установлен лифт в холле детского дома — доступны все помещения на 2 этаже главного здания.
В общежитии установлены 2 электрических подъемника на второй этаж – доступны все помещения на 2 этаже общежития и мастерских.
Установлены отбойники и направляющие (поручни) в холле детского дома, вокруг актового зала, в медицинском блоке, в переходах к мастерским, в 3 блоке. Все помещения учреждения обозначены специальными метками (брайль, рельефы, рисунки); специальные метки размещены на полу в 3 блоке.

Установлены информационные доски по брайлю в холле. Ряд помещений детского дома (актовый зал, спортивный зал, храм) оборудован специальной звукоусиливающей аппаратурой (FM – системы).
Выполнены и размещены в надлежащих местах планы эвакуации отделений детского дома, выполненные, в том числе, и для незрячих (брайль, рельефы). Выполнен капитальный ремонт главного входа в детский дом; входная группа оборудована специальными средствами для незрячих и людей с проблемами передвижения (пандусы, направляющие, отбойники, специальное покрытие).

Все площадки детского дома оборудованы спортивными комплексами, качелями, песочницами, беседками; площадка для дошкольников оснащена специальным нетравматичным покрытием. Дорожки на территории учреждения имеют разное покрытие и направляющие для реализации возможности самостоятельного передвижения детей с недостатками зрения. Более 50% территории озеленена, разбит яблоневый сад, высажены кустарники, в том числе красная и черная смородина.

Наш дом

На протяжении всего периода существования учреждение решает задачи помощи детям-инвалидам по зрению и слуху, а также детям с множественными нарушениями развития, нуждающимся в уходе, быто-вом и социально-медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, обучении и воспитании, социально-трудовой реабилитации.

Основные цели детского дома:

  • предоставлять воспитанникам наилучшие условия для обучения, осно-ванного на их собственном опыте и деятельности разного рода, а также воспитывать чувство самостоятельности и независимости в социальных и бытовых ситуациях.

В настоящее время в детском доме обучаются и воспитываются более 200 детей с разной структурой нарушений развития.

Все дети в зависимости от структуры нарушений и возраста распреде-ляются по отделениям:

Учебно -диагностическое отделение для детей с множественными тя-желыми нарушениями развития младшего возраста ( от 3 до 8 лет).
В это отделение маленькие дети чаще всего поступают из дома. Основные задачи: установление контакта, «подключение» к ребенку; работа с родителями.
Образовательно-воспитательные цели:

  1. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  2. Формирование средств общения.
  3. Формирование сенсорного опыта детей.

Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 5 отсе-ков. В каждом отсеке размещаются 2 группы детей (наполняемость групп 3-4 ребенка). У каждой группы своя групповая комната, оснащенная всем необходимым оборудованием, общая спальня, туалетная и гигиеническая комната. Выход на территорию осуществляется прямо из отсека через веранду. Веранды застекленные, пол со специальным покрытием. Здесь дети гуляют во время непогоды.

Социально — коррекционное отделение для детей с множественными тяжелыми пороками развития и проблемным поведением (от 8 до 14 лет).
Основная задача: коррекция проблемного поведения с применением специальной методики.
Образовательно-воспитательные цели:

  1. Формирование социально-бытовых навыков.
  2. Развитие элементарных трудовых навыков.
  3. Терапия проблемного поведения.

Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 3 отсека. В каждом отсеке 4 группы (наполняемость групп 3-4 ребенка). Групповые комнаты оборудованы необходимой мебелью, наглядными, пособиями и техническими средствами. В каждом отсеке 2 спальные комнаты, 2 туалетные и гигиенические комнаты. Выход детей на терри-торию осуществляется из отсека.

Учебно-реабилитационное отделение для детей с нарушениями раз-вития, имеющими проблемы в обучении (от 8 до 14 лет).
Основная задача: подготовка воспитанников к интеграции в другие учебные заведения (школы слепых, глухих, умственно отсталых детей, колледжи и институты).
Образовательно-воспитательные цели:

  1. Формирование знаний по общеобразовательным предметам.
  2. Развитие вербальных средств общения.
  3. Развитие умений ориентироваться и передвигаться в макропростран-стве с применением специальных средств и приемов.
  4. Формирование социально-бытовых навыков.
  5. Развитие креативной деятельности в творческих мастерских детского дома.

Отделение расположено в двухэтажном здании, классные комнаты на-ходятся на первом и втором этажах и оборудованы техническими сред-ствами (звукоусиливающей аппаратурой, электронными линзами, ком-пьютерами), наглядными и дидактическими материалами. Наполняемость групп 3-5 детей. На первом этаже расположены кабинеты: аудио-логический, сенсорные (2 кабинета), тренажерный.

В отдельном отсеке – спальня мальчиков. Спальни на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой спальне.
На втором этаже расположены кабинеты: методический, сенсорный, компьютерный (3 кабинета), домоводства. В отдельном отсеке второго этажа – спальни девочек на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой.

Отделение социально-трудовой реабилитации для подростков с ог-раниченными возможностями развития.
В это отделение переводятся воспитанники, достигшие 14 лет.
Основные задачи: подготовка воспитанников к самостоятельной неза-висимой жизни, предпрофессиональная подготовка и интегрирование в общество.
Образовательно-воспитательные цели:

  1. Совершенствование профессиональной деятельности на пред-приятии ВОС и в производственных мастерских детского дома.
  2. Развитие социальных и бытовых навыков и умений.
  3. Максимальное участие в обслуживающем труде (в столовой, прачечной, мастерских, кабинетах детского дома).
  4. Организация интересного и развивающего досуга.

Отделение расположено в большом двухэтажном здании. Комнаты со всеми удобствами (туалет, душ, кладовая), в которых живут воспитан-ники, рассчитаны на одного человека. В здании на каждом этаже нахо-дятся комнаты (кухни) для самостоятельного приготовления и приема пищи, где воспитанники имеют возможность принять гостей, устроить день рождения и другие праздники. На первом этаже — хорошо обору-дованная прачечная и гладильная комната. На втором этаже -телевизионная комната и специальная комната для проведения массовых мероприятий, праздников.