Домострой правила

Домострой-старинный русский сборник правил управления семьей

Сегодня мы многое подвергаем переосмыслению и реабилитируем то, что еще совсем недавно было принято критиковать и бесповоротно отвергать, зачастую даже не читая произведения, будь оно трижды талантливым, только веря на слово «авторитетам».

Автор статьи Глаголева О.В.

Материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Так случилось с памятником средневековой русской литературы XVI века, надолго ставшим синонимом «темного царства», что совершенно не отвечает истинному содержанию этой уникальной книги Домострой, в которой сконцентрировано духовное мироощущение своего времени.

Речь идет о произведении, полное название которого таково: «Книга, называемая Домострой, содержащая полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам». И название говорит само за себя. А потому как ни прикрепляй к нему ярлык «темное царство», любому здравомыслящему человеку понятно, о чем, собственно, идет речь: об устроении дома и обо всем, что касается личной жизни гражданина.

Домострой — это энциклопедия русской жизни XVI века.

В ней наряду с частными советами — к примеру, как солить рыжики или содержать посуду в чистоте — даны и более серьезные рекомендации: как устроить свой дом так, чтобы в него было «как в рай войти»; как обустроить свои взаимоотношения со всеми членами семьи и многое другое.

Для своего времени «Домострой» был важным, регламентирующим жизнь текстом, своеобразным кодексом социально-экономических норм. Три его основные части излагают правила общежития в отношении:

  • «духовного строения» (религиозные наставления);
  • «мирского строения» (о семейных отношениях);
  • «домового строения» (хозяйственные рекомендации).

Единого мнения о том, кто является автором книги «Домострой», до сих пор нет. Предполагают, что им мог быть сподвижник и духовный наставник молодого царя Ивана IV, будущего Грозного, протопоп Сильвестр. До нашего времени сохранилось около сорока списков этого произведения.

Перелистаем же некоторые страницы «Домостроя», чтобы составить свое мнение о незаслуженно отвергнутой и забытой книге. Подивимся мудрости наших предков.

Что является основой семьи?

В далеком XVI веке вся тогдашняя жизнь была подчинена религиозно-нравственным законам. В первых главах Домострой наставляет в том, «Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым…» (гл. 2); «Как любить Бога всею душою и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе» (гл. 4) и т.п.

Жизнь патриархальной русской семьи буквально сплеталась с жизнью Церкви: это и участие всех в церковных богослужениях, празднествах и таинствах; и благочестивые домашние обряды; и паломничества по святым местам.

В «Домострое» можно было найти рекомендации «Как святителей почитать, также и священников и монахов» (гл. 5); «Как посещать в монастырях и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби» (гл. 6); «Как в Церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и никакого зла не творить» (гл. 13).

Не для нас ли, сегодняшних, эти полутысячелетней(!) давности наказы:

  • «…милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай…» (гл. 6);
  • «…в Церкви ни с кем не беседовать, стоять в молчании, слушать, не оглядываясь; ни к стене не прислоняться, ни к столбу…, не переступать с ноги на ногу…; не выходить до конца службы из Церкви, придти же к самому началу» (гл. 13).
  • В каждом доме красный угол непременно предназначался для икон. Эти родовые, из поколения в поколение переходящие святыни символизировали духовную связь и преемственность отцов и детей. При часто случающихся тогда пожарах в первую очередь спасали именно их!

К благоговейному отношению к иконам призывал и Домострой. Вот как следовало «…дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать»: «Каждый христианин должен в доме своем, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их, обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли…; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать… А к святым образам прикасаться лишь с чистой совестью…» (гл. 8).

Домострой: чистая совесть.

Постоянно обращается «Домострой» к этой нравственной категории, о которой мы сегодня предпочитаем и не вспоминать, а если невзначай и упомянем в разговоре, то уж непременно с насмешливым оттенком — как о чем-то архаичном, вымершем и даже почти неприличном в наше время.

А ведь, действительно, какая малость: живи себе, человек, по чести, по совести, и тогда жизнь вокруг тебя непременно преобразится. Жить же по совести учили с детства — по Закону Божиему и «Домострою».

С младых ногтей знал каждый русский человек тринадцать «не»:

  • не красть,
  • не блудить,
  • не лгать,
  • не клеветать,
  • не завидовать,
  • не обижать,
  • не наушничать,
  • на чужое не посягать,
  • не осуждать,
  • не бражничать,
  • не высмеивать,
  • не помнить зла,
  • ни на кого не гневаться (гл. 21 «Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить»).

Да и следующие рекомендации можно со всей определенностью назвать жизненным кредо тогдашнего жителя России:

  • «тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся; средних — как братьев почитай; немощных и скорбных — утешь любовью, а младших как детей возлюби — никакому созданию Божию не будь лиходеем.
  • Славы земной ни в чем не желай;
  • …всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи;
  • если обидят — не мсти,
  • если хулят — молись;
  • не воздавай злом за зло;
  • согрешающих — не осуждай, вспомни и о своих грехах…;
  • отвергни советы злых людей;
  • равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай так же» (гл. 7 «Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это»).

Кто Глава дома?

Во времена «Домостроя» каждый с детства разумел свое место в обществе, свои права и обязанности. А сам патриархальный уклад жизни в полном соответствии с Божьими установлениями отводил именно мужчине главенствующую роль: он — первое лицо в семье, глава своей жене, хозяин дома, им ведется и держится семья.»Домострой» иллюстрирует такое положение вещей своими рекомендациями мужу:

  • «Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, женкам и девкам работу указать на день, каждой — свое: кому дневную пищу варить, а кому хлебы печь…» (гл. 29 «Как учить мужу свою жену, как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться»);
  • «Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве…» (гл. 49 «Как мужу с женою советоваться, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне»).
  • И строго предупреждает: «Если же муж и сам не делает того, что в этой книге писано, и жены не учит, и дом свой не по Заповеди устраивает, и о своей душе не радеет… — и сам он погиб в этом веке и в будущем, и дом свой погубит» (гл. 39 «Если муж сам не поучает, то накажет его Бог, если же и сам так поступает и жену и домочадцев учит, милость от Бога примет»). Муж — господин (по С.М.Соловьеву, «осподарь» — это начальник семьи, отец семейства), значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в его маленьком «царстве-государстве», в том числе и за жену:
  • «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением…» (гл. 29);

«…а увидит муж, что у жены непорядок… или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом. Если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет,… должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить и попенять, и с любовью наставить и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и согласии» (гл. 38 «Как порядок в избе навести хорошо и чисто») (уточню: в XVI веке слово «наказать» означало «учить», «поучать», «наставлять»).

Специально выделено здесь слово «любовь»: то самое пресловутое «темное царство», оказывается, строилось и держалось на любви и согласии! Во всяком случае, именно к этому призывал «Домострой».

А жена — кто? Ему помощница.

«Домострой» не обошел своим вниманием «лучшую половину человечества», посвятив немало страниц ее обязанностям:

  • «Мастерицы хорошие жены — доход и сбереженье всему…» (гл. 30);
  • «Как всякое платье кроить…» (гл. 31);
  • «Как всякий порядок домашний содержать» (гл. 32);
  • «Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем…» (гл. 34);

«Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье…» (гл. 36).

Среди множества безнадежно устаревших рекомендаций (жизнь изменилась кардинально!) показались интересными такие:

  • «сама бы хозяйка ни в коем случае никогда, разве что занедужит, без дела не находилась…» (гл. 29);
  • «со слугами бы госпожа пустошных речей пересмешных никогда не говорила, и к ней бы никогда не приходили торговки, ни бездельные женки…» (гл. 33 «Каждый день госпоже надзирать над слугами в домашнем устройстве и рукоделии и о всяком сохранении и порядке»);
  • «беречься всегда хмельного питья: пьяный муж — дурно, а жена пьяная в миру не пригожа…;
  • «обо всем рассказать мужу перед сном…» (гл. 34 «Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем: и как на люди выходить, и к себе приглашать, и о чем говорить с гостями»);
  • «крепко беречься всякого зла…; с чем сама не может управиться — если дурное дело, то мужу сказать всю правду…» (гл. 36 «Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье…, как в гостях находиться и дома себя вести во всем правильно»).Но за прошедшие пятьсот лет ни чуточки не устарела, а наоборот — и сейчас до глубины души трогает небольшая главка, буквально пронизанная любовью к женщине. Называется она прекрасно: «Похвала женам».Вчитайтесь в эти дивные отрывочки:
  • «Если дарует Бог жену добрую, получше камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу;
  • руки свои утвердит на дело и чад своих поучает…;
  • милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим — не беспокоится о доме муж ее;
  • хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его;
  • хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней…
  • Жена добрая и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу…» (гл. 20).Вот вам и «темное царство», и бесправно-униженное положение женщины-рабыни. Одна констатация: «жена делает мужа своего добродетельней» чего стоит!

Домострой: Их смена.

Во все времена нормальных людей не могло не волновать, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Самому известному отечественному нравственно-педагогическому трактату — Поучение Владимира Мономаха — без малого тысяча лет!

Как писал в начале XX века епископ Никольский и Уссурийский Павел (Ивановский): «Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям. Если мы преклоняемся перед великими художниками и славим их за то, что они дали нам прекрасные картины или изваяния, то сколь большего уважения заслуживают те родители, которые дали Церкви, обществу и государству добрых и полезных сынов».

Естественно, что «Домострой» не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается, и заканчивается он текстами, по сути, на одну и ту же тему, разнящимися лишь объемом: «Наставление отца сыну» (гл. 1) и «Послание и наставление от отца к сыну» (гл. 64), этому аспекту в XVI веке придавали самое серьезное значение.

Воспитательные рекомендации приведены в «Домострое» сразу же после наставлений духовных — что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу. Объединенные в четыре главы, они учат «Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем» (гл. 15); «Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдать» (гл.16); «Как детей учить и страхом спасать» (гл. 17); «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем» (гл. 18).

Право же, совсем нелишне и нам взять на вооружение такие наказы:

  • «А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем… их учить рукоделию…;
  • любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу» (гл. 15).
  • «воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение… И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой, и болезнью души…» (гл. 17).
  • «Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми;
  • кто бьет отца и мать, пусть отлучат от церкви… и пусть умрет он лютою смертью,
  • если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети;
  • не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас…» (гл. 18).И ведь, действительно, все чрезвычайно просто: заботься о детях, люби и оберегай их, воспитывай в вере в Бога и на добрых примерах, приучай к вежливости, порядку и рукоделию, наказывай за провинности. Но в этой гениальной простоте — непременный залог успеха, свидетельством чему служит многотрудная и многославная пятивековая жизнь России после «Домостроя».

Современное общество по большей части игнорирует православные традиции. Однако РПЦ все же старается их продвигать. Недавно служители культа призывали «отказаться от проверок по любому сигналу в отношении семей».

Чиновники отчасти поддержали такую идею, поддержав закон о декриминализации побоев в семье. Все это полумеры, даже ничто по сравнению с настоящими русскими православными традициями.

Главный источник высокой духовности – Домострой. Не стоит думать, что это просто устаревшая глупость. На самом деле его издают и продвигают в церквях. Искренние православные фанатики могут следовать отдельным положениям, но вряд ли всем.

С этим чудесным произведением стоит ознакомиться, чтобы понимать, какую духовность и какие традиции так хотят возродить в постсоветской России.

В полном названии «Домостроя» указано, что это книга:

«Содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам».

Несмотря на то, что книга для современного общества явно устарела, все-таки там содержатся «религиозные истины», которые для верующих незыблемы.

В домострое научат:

«Как почитать святителей, священников и монахов – и пользу от них получать и молитвы просить на благословение дому своему и всех нужд своих, и душевных и телесных, но пуще всего духовных – и с прилежанием им внимать, и поучения их слушать, словно из божьих уст».

Велика польза! Ведь как обойдется человек без почитания попов? Сложно представить жизнь без духовных нужд.

Отдельно есть глава о том, что христианин должен покоряться власть имущим и служить им верой и правдой:

«Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя страшиться: этот – временен, а небесный вечен, он – судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. Также и князьям покоряйтесь, воздавая им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прими и власти свои, не помысли на них зла. Ибо говорит апостол Павел: «Вся власть от Бога», – так что кто противится власти, тот божью повелению противится. А царю и князю и любому вельможе не думай служить обманом, погубит Господь изрекающих ложь, а сплетники и клеветники прокляты и людьми. Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби – ни одному созданию божью не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, проси у Бога вечного блаженства, всякую скорбь и тягость благодарно претерпи: если обидят – не мсти, если хулят – молись, не воздавай злом за зло, за клевету – клеветой; согрешающих не осуждай, припомни свои грехи, позаботься прежде всего о них; злых людей отвергни советы, ревнуй живущим по правде, деяния их занеси в свое сердце, и сам поступай так же».

Какая мораль, если учесть, что в ту пору большинство людей мало чем отличались от скота, поскольку многие просто принадлежали хозяевам.

Нужно почитать не только князей и царя, но и попов:

«Всегда приходи к священникам и воздавай подобающие им почести, проси у них благословения и духовного наставления и, припадая к ногам их, во всем богоугодном им повинуйся. Отнесись с доверием и любовью к священникам и монахам, во всем покоряйся и повинуйся им, от них получая спасение души. В трудных делах без стеснения спрашивай их совета и о духовном, и обо всем греховном. А если какое постигнет тебя страдание, душевное или телесное, или болезнь, или некий недуг, пожар ли, потоп, воровство и разбой, или опала царская, или господний гнев, или поклеп, оговор, или убытки безмерные и иная неизбывная скорбь, – при всем при том не впадай в отчаяние, припомни прежние свои прегрешения, которые горе доставили Богу или людям, и слезы искренние пролей пред милостивым владыкой и пречистою Богородицей, и перед всеми святыми; к тихому обратясь пристанищу, к этим духовным наставникам, исповедуй свои согрешенья и скорбь – в умилении и со слезами, в сокрушении сердца, и уврачуют тебя во всяких бедах, облегченье душе даровав. А если что повелят священники, все то исполни, каясь в грехах, ибо они суть слуги и молельщики у небесного царя, дано им от Господа дерзновение просить о полезном и добром для душ и для тел наших, и о прощении грехов, и о жизни вечной».

Поскольку человек должен во всем подчиняться попам, то ясно, чего он лишится из-за такого «духовного договора». Поп будет забирать все материальное, одаряя духовностью. Не даром «Домострой» и сейчас в церковных лавках имеется. Попы от такой идеи не откажутся никогда.

Отдельно о болезнях:

«Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать. А при этом отцов духовных и всех священников и монахов поднять на моление Богу, и петь молебны, и воду святить честным животворящим крестом и со святых мощей и с чудотворных образов, и освящаться елеем; по святым чудотворным местам по обету ходя, молиться со всею чистою совестью, и тем получить от Бога исцеление самым разным недугам».

Неплохо в ту пору лечились люди. Как говорилось ранее, церковь заменяла (или пыталась) простолюдинам все социальные институты, в том числе медицинскую сферу. Если при таком раскладе человек умирает, то есть простое объяснение: он плохо молился. Если же человек поправлялся, то это приписывали силе молитвы, хотя никакой причинно-следственной связи тут вообще нет.

А вот список грехов:

«Блуд, распутство, сквернословие и срамословие, бесовские песни, пляски и прыгание, игру на бубнах, трубах, сопелках, завозят медведей и птиц и ловчих собак и конские гонки устраивают, – всё, угодное бесам, всю непристойность и наглость, а к тому же еще чародейство и волхвование, и колдовство, звездочетье, чернокнижье, чтение отреченных книг, альманахов, гадальных книг, шестокрыла, верят в громовые стрелы и топорки, в усовье и в матку, в камни и кости волшебные и в прочие всякие козни бесовские. Если же кто чародейством и зельем, кореньями-травами, до смерти или до помешательства окормит или бесовскими словами, наваждением и наговором наведет кого-то на любой порок и особенно на прелюбодеянье, или если кто-то клянется именем божьим ложно или клевещет на друга, – тут же прочти и двадцать восьмую главу».

«Шестокрыл» — труд еврейского математика и астронома Бонфиса. Песни и пляски были запрещены полностью, так как они все считались бесовскими. Лечение травами любое также считалось чем-то вроде колдовства, потому что предпочтение отдавалось лечению молитвами (это не касалось князей и тем более царя, у которых могли быть местные или иностранные врачеватели, что неплохая альтернатива молитвам).

Каждый верующий должен давать попам на лапу:

«В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом и с ладаном, с кануном и с кутьей, и с милостыней, – и за здравие, и за упокой, и к праздникам также по монастырям пойдешь – также с милостыней и с подношением».

Куда уж без подношения! Попам мало того, что им платили власть имущие, они брали, что могли, и у бедняков.

А вот что такое «добрая наука» для попов:

«Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку».

Бог шлёт и детей, и болезни, и золото, и радости. Удобно. Человек по своей воле может только хулить бога да играть на богомерзких бубнах.

Именно так следует воспитывать детей:

«Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее. Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой».

Интересно, а что значит наказывать младенца жезлом? Ребенка нужно сделать эдаким рабом, что духовность в стране восторжествовала.

Рабы должны быть нравственны:

«Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым».

Эти правила никак не применимы к властям, которые захватывали чужие земли, грабили и убивали.

В остальном там бытовые советы и повторы. О какой морали тут идет речь, сказать сложно. Книга написана для зажиточных людей, потому что в ту пору тех, кто мог ее прочесть, было очень мало. Не говоря уже о советах по питанию, явно рассчитанных не на простых крестьян и холопов.

Издают и распространяют книгу сегодня именно потому, что отдельные «истины» актуальны до сих пор. Православные должны покоряться властям и попам, подносить им дары и целовать им руки. А то выходит, что люд православный, но в церковь не ходит, иногда выступает против строительства храма в парке. Как же традиции?

Как должна жить семья по «Домострою» — сборнику советов и поучений 16 века

Определённую роль в формировании такого мнения сыграла пропаганда, в том числе советская. Её целью являлось создать образ царства тьмы, невежества и самодурства, которым была старая Россия. В подтверждение этих шаблонов противники патриархального уклада семьи приводят цитаты о призывах к применению в отношении своих домочадцев силы, которые присутствуют в этом памятнике русской литературы XVI века. Не зря люди, которые хотят описать жизнь непутевого семейства, где дети и жена пребывают в постоянном страхе из-за побоев отца-хулигана, используют слово-страшилку «Домострой».

Упоминания о рукоприкладстве в этой книге есть, однако они, по выражению историка Дмитрия Володихина, лишь частность, маргиналия на полях. В действительности же «Домострой» являлся поистине революционным для своего времени произведением, призывавшим читателя к любви, здравомыслию и заботе о своей семье в суровых реалиях древнего Русского Государства. Рассмотрим основные наставления из «Домостроя», авторство которого приписывают протопопу Сильвестру.

Научи, отец!

Пожалуй, основной посыл, который проходит через всю книгу, можно сформулировать так: глава семейства обязан обучить своих домочадцев ведению дел, хозяйства и азам духовной жизни.

Вот что говорит по этому поводу автор «Домостроя»: «А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей; кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь… И жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке… Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор».

Исполняй заповеди!

Основа благополучной жизни всех членов семьи по «Домострою» — соблюдение заповедей. В этой части автор книги всего лишь пересказывает основные наставления для всякого христианина из Священного Писания: «Самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам — не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен, за это от Бога награду получишь».

Копи приданое

На протяжении всего повествования читатель «Домостроя» сталкивается с призывами к главе семейства неустанно заботиться о благополучии своих близких, аккуратном ведении хозяйства и быта. Иными словами, отец обязан обеспечить полное материальное обеспечение, и если у него рождается дочь, то с самых малых лет нужно начинать копить приданое для будущей невесты: «Рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом, или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток».

Береги честь смолоду

«Домострой» настоятельно советует отцам оберегать репутацию своего рода и следить за тем, чтобы ее не подпортили дети. Ни главе семейства, ни его домочадцам в связи с этим не позволяется пьянствовать, блудить, «срамословить», поносить начальство, сплетничать. Если хотя бы один член семьи приобретет славу дурного человека, то темное пятно ляжет на весь род и будущие поколения.

Чтобы сберечь честь смолоду, «Домострой» советует, в частности, быть сдержанным во всем, не засиживаться в гостях, а самому при этом всегда быть гостеприимным и обходительным.

Табу на безрассудную агрессию

Неужто, спросите вы, в «Домострое» так ничего и не говорится о телесных наказаниях. Говорится, но применение силы в этой книге сильно ограничивается и описывается как неизбежная необходимость в крайних случаях. При этом само наказание должно происходить без злобы, с искренним желанием принести пользу и наставить домочадца, которого затем нужно обязательно пожалеть.

«У добрых людей, у хозяйственной жены дом всегда чист и устроен, — все как следует припрятано, где что нужно, и вычищено, и подметено всегда: в такой порядок как в рай войти. — поясняет автор „Домостроя“. — …А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить, и попенять, и с любовью наставить, и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть».

Учитывая суровый нрав средневекового русского человека, составитель книги отдельно подчеркивает недопустимость жестокости и причинения вреда здоровью членов семьи.

Читайте также: 4 правила родителей, которые помогают детям добиться успеха

Хочу жить по «Домострою»!

Да простят меня мои эмансипированные подруги. Очень полезная книжка, зря пугают ею женщин. Меня больше пугает статистика: сегодня в России на 100 браков приходится 50 разводов. А начиналось все очень даже красиво. Белая фата, цветы, платье… Разве думает половина молодоженов, вступая в брак, что будет считать развод единственным спасением от несложившейся жизни? Только вот развод не спасает от самого себя — повторные разводы тому подтверждение.

И уже не столь важно, обо что разбилась семейная лодка. Даже самый благоустроенный быт не спасет семью, если люди перестают разговаривать, отвыкают друг от друга. Живут не единомыслием, а каждый своими интересами.

Открываю «Домострой»: «Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано».

Конечно, времена уже не те, и женщина больше не хочет быть бесплатной домработницей, поваром, официанткой, уборщицей, медсестрой и психотерапевтом. Домашняя техника взяла на себя львиную долю женских забот. Ею с успехом пользуются и мужчины, тогда как женщины обучились практически всем мужским профессиям, успешно делают карьеру и зарабатывают больше мужчин.

Да и современные мужчины вряд ли захотят жить по «Домострою» — ведь это не только рабски покорная жена и послушные дети, это прежде всего колоссальная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за них. Их нужно обеспечить всем необходимым — чтобы жили в сытости и порядке. Что и говорить, патриархальный уклад приносит мужчинам больше издержек, чем привилегий. Возникает вопрос: зачем вообще создавать семью? Ради того, чтобы «завести» детей?

Но многодетные семьи сегодня редкость. В лучшем случае современные родители могут себе «позволить» одного ребенка, объясняя контрацепцию и аборты нехваткой средств на воспитание других детей — «поднять» бы единственного. Но что стоит за этим словом «поднять»? Не просто накормить, одеть и обуть, но приобрести дорогостоящие игрушки, добавьте к этому расходы на здоровье и образование — если в старину хватало одного кормильца на десятерых детей, то сегодня в стремлении соответствовать «должному потребительскому уровню» двое работающих родителей действительно могут «не потянуть» второго ребенка. Проще избавиться от него, чем продать, скажем, вторую квартиру, оставшуюся в наследство и заботливо припасенную для старшего, отказаться от дорогой машины, дачи, компьютера последней модели или модного телефона. Логика неоспорима: пусть лучше будет один ребенок, но у него будет все, чем «плодить нищету». Конечно, у него будет все… кроме братьев и сестер. И стоит ли удивляться, когда вместо сочувствия в трудной жизненной ситуации горячо любимое избалованное чадо однажды заявит родителям: «Это ваши проблемы».

В потребительском мире дети — уже не объединяющая семью сила. Скорее — обуза, которая мешает, требует внимания, сил, постоянной заботы. Поколение «чайлдфри» — так называют себя те, кто сознательно выбирает бездетность, — поколение «по-настоящему свободных» людей, которым не стыдно быть счастливыми. Это особая философия и видение мира. У меня есть знакомые, которые придерживаются этой теории. Они объездили уже полмира, но все чаще отпуск он проводит на одной половине земного шара, а она — на другой.

Те же, кто отваживается на продолжение рода, часто отдают своих детей бабушкам и дедушкам. Многие мамы торопятся поскорее выйти из декрета, стремясь к самореализации, к карьерному росту.

Для работающей мамы бабушка, няня или детский сад — это единственный выход. До сих пор помню, как плакал сынок, когда я вела его в группу. И как плакала сама, чувствуя себя предательницей. Стоили ли эти слезы моих сомнительных творческих успехов?

Бывает, что и неработающие мамы сдают детей в сад, мотивируя это тем, что им «нужно время для себя». Верная жена, заботливая мать — больше не идеал. Идеал — забронзовевшая в солярии шопоголичка, мечущаяся между ночными клубами, бутиками и SPA-курортами. А если речь идет о домохозяйке — то это отчаянная и отчаявшаяся когда-нибудь вернуться в «нормальную» жизнь замотанная истеричка.

— Как же надо себя не уважать! Ты что, хочешь превратиться в свиноматку? — услышала я от знакомой, узнавшей о моем желании подольше оставаться во втором декретном отпуске.

Почему же тогда при своей успешности во всех отношениях женщины жалуются на инфантилизм мужчин?

— Я не могу по-другому, я — кормилец в семье. — Моя подруга водит машину, зарабатывает приличные деньги, активно занимается благотворительностью. Ее муж зарабатывает много меньше. Двое маленьких детей почти все время на бабушке. А когда мама забирает их домой, они чаще видят ее спину: почти все свободное время она проводит у компьютера — благотворительная деятельность отнимает очень много времени. Муж готовит, кормит детей, меняет им памперсы, моет посуду…

Поначалу такое равноправие меня вдохновило — так приятно было бы сбросить часть своего груза на сильные руки мужа! Но, увидев чужого супруга за сугубо женскими в моем представлении занятиями, я испытала безмерную к нему жалость. Такую вызывает женщина, укладывающая шпалы или орудующая отбойным молотком.

А дети постоянно болеют, требуют все больше внимания, консультаций дорогих врачей — и это сигнал маме: значит, нужно еще больше работать!

— Может, ты бросишь работу и займешься детьми? — робко интересуюсь я.

— А кредит за новую машину кто будет выплачивать?

Впрочем, у моей подруги еще не все так плохо. Гораздо чаще приходится слышать другое: «Все, устала, больше не могу. Работа, дети, дом — все на мне. А муж лежит на диване, пьет пиво и смотрит телевизор…».

Знакомая матушка, жена священника, как-то сказала мне: «В той семье муж на диване лежит, где жена дома — командир». Но разве мы, женщины, не сами виноваты в этом? Мы надели мужские брюки, выбрали мужскую модель развития, взвалили на себя мужские обязанности, но ведь с нас никто не снимал обязанностей женских. Поэтому, добившись эмансипации, все чаще мечтаем о сильной спине, за которую всегда можно спрятаться. Может, попробовать заглянуть в «Домострой», чтобы найти ключик к семейному счастью?

Анна Владимирова

* * *
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили председателя Дисциплинарной канонической комиссии Покровской епархии протоиерея Александра Писларя.
— В самом названии статьи Анны видна некая полемическая заостренность, преувеличение. В наше время семье жить по домострою, конечно, нельзя, но в статье выражена главная потребность современных супругов — иметь некое руководство в семейной жизни. В XVI веке была написана замечательная книга «Домострой», которая давала развернутое руководство по устроению отношений в семье, домашнего хозяйства на основе христианских заповедей. В наше время такого руководства нет, но то, что сейчас многие люди с большим интересом читают «Домострой», как раз выражает необходимость такого руководства.
Одна из проблем, обозначенных автором статьи, — ведение домашнего хозяйства. Если в древности оно ложилось на женщину, то сейчас женщины работают наравне с мужчинами, и потому необходимо разделение и домашнего труда. Но, на мой взгляд, главная проблема современной семьи заключается даже не в том, что отдельные мужья соглашаются разделять заботы по ведению домашнего хозяйства, а отдельные категорически против. Гораздо более опасно, когда муж не просто отказывается помогать в ведении хозяйства, а еще и занимает совершенно инфантильную позицию, когда он самую главную свою обязанность — быть ответственным за семью — перекладывает на жену.
Если семья живет полноценной церковной жизнью, то с Божией помощью проблемы, вызванные негативными тенденциями современного мира, будут более или менее успешно преодолеваться. Если же семья не в полной мере воцерковлена, то супругу-христианину нельзя свой взгляд на жизнь пытаться автоматически передать еще невоцерковленному супругу. Нельзя говорить о перевоспитании взрослого человека, а вот вымаливать своего супруга, конечно, можно и нужно.
Не надо забывать, что мы даже жизнь полностью воцерковленной семьи называем подвигом, тем более удвоенный подвиг — когда живет верующий с неверующим. Нужно быть готовым нести этот крест и верить, что обязательно будут добрые плоды, просто они никогда не бывают быстрыми.
Что касается развода, я могу привести примеры, когда расторжение брака считается допустимым. Эти причины изложены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Они выработаны опытом церковной жизни, написаны потом и кровью. И поверьте, там нет таких причин, что кто-то из супругов недостаточно трудолюбив, недостаточно деятелен, имеет скверный характер или супруга плохо готовит (кстати, такая причина была в канонах ветхозаветной Церкви, есть в исламе). Вы одна плоть и одна душа. Если у кого-то плохой характер, терпите. Это ни в коем случае не может быть причиной для расторжения брака. Иначе у нас просто начнется хаос, ведь враг спасения рода человеческого будет использовать все скверные стороны наших характеров. А они у нас есть у всех, и семейная жизнь именно поэтому называется подвигом. Недаром апостол Павел пишет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
Есть радикальные случаи, когда семейная жизнь становится невозможной, например хроническая наркомания или алкоголизм одного из супругов. Причины эти очень серьезны, и можно сразу понять их отличие от не очень покладистого характера, или лености в ведении семейного хозяйства, или пристрастия к футболу с пивом, которые нужно терпеть, совместными усилиями исправлять, но именно в процессе семейной жизни.

Введение

Во все времена, у каждого народа существовали свои традиции и обычаи, свои устои и уклад жизни. Часто традиции одной страны в корне отличались от другой. Не исключением является и ведение хозяйства. Главным образом кухня, которая всегда являлась визитной карточкой любого народа. По моему мнению, русская кухня занимает первое место в списке самых вкусных и разнообразных. Традиции и порядок приготовления и подачи блюд были записаны в «Домострой».

«Домострой», литературный памятник 15 — 16 веков, обобщивший предшествующий опыт и регламентирующий порядок ведения дел в рамках домашнего жития. Древнерусская кухня начала складываться с 9 века и к 15 веку достигла своего расцвета.

Для средневекового сознания еда — это страшно важно. Она сопровождает любое значимое событие в жизни человека. Рождение, свадьба, смерть, все это обставлено специальными обрядами и кушаньями. Этот аспект имеет особое значение, так как является неотъемлемой частью повседневной жизни любого народа.

Цель – на основе исторического памятника «Домострой» 16 века исследовать традиции кухни русского народа как неотъемлемой части повседневной жизни.

Во-первых, проанализировать домострой как источник по истории русской кухни;

Во- вторых осуществить внутреннюю и внешнюю критику данного исторического источника.

В-третьих, изучить рацион питания русского народа и его особенности.

1. Характеристика «Домостроя»

Домострой – памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Автор памятника – протопоп Сильвестр. «Домострой» состоит из предисловия, 67 глав и «Послания и наказания ото отца к сыну» сгруппированных по следующим основным направлениям:

-о строении духовном («Как веровати»)

-о строении мирском («Как царя чтити»)-о поведении в гостях и за столом-о поведении в храме-об управлении хозяйством («О строении домовном»)-об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»)-О соблюдении вещей Кулинарная группа, представленная в Домострое: щи,студень,ботвинья,лапша,каша(овсяная, гречневая и ячневая),мясо(свинина, телятина, баранина, курятина, гусятина, утятина),рыба(осетринакопченая,белужина,сельдь),икрасиговаяичерная,кундюмы,ветчина,яйца,сыр,сметана,масло,молоко,грибы(рыжики,грузди),капуста,репа,свёкла,горох,огурцы,чеснок,морковь,пироги(в том числе сочни),калачи,блины,вишнёвыйималиновыйморс,квас,кисель,брага,пиво,яблоки,груша,дыни, орешки). Запасы еды обыкновенно предписывалось хранить впогребе.

2. Расписание приема пищи

С детства каждый из нас знает, что соблюдение режима дня и, в частности, режим питания – залог здоровья. Что входит в понятие режима питания? Это и количество приема пищи в течение суток, и время приема пищи, и распределение суточного рациона по его энергетической ценности, химическому составу, продуктовому набору, массе, и интервалы между приемами пищи, и, наконец, время, затрачиваемое на один прием (о некоторых составляющих режима питания, в частности энергетической ценности продуктов питания, их химическом составе).

У А.С. Пушкина есть такие строки:

…Люблю я час

Определить обедом, чаем

И ужином. Мы время знаем

В деревне без больших сует.

Желудок – верный наш брегет!

Действительно, когда человек питается регулярно в одно и то же время, к определенному часу желудок напоминает о себе «посасыванием под ложечкой». Если по каким-то причинам очередной прием пищи не состоялся, что в нашей суматошной жизни скорее правило, нежели исключение, организм вынужден перестраиваться. А это чревато негативными последствиями.

Установлено, что при нормальной работе желудочно-кишечного тракта процесс пищеварения длится в среднем около 4 часов. Каждый прием пищи приводит к более или менее выраженному изменению состояния центральной нервной системы. После еды, особенно если она была обильной, наступает некоторая апатия, клонит ко сну, снижается внимание. Состояние расслабленности после еды длится не более часа, а затем организм возвращается в нормальное состояние. В связи с этим наиболее рациональным признано питание с интервалами 4-5 часов.

Регулярно обедает, и ужинаем большое количество людей. С завтраком же дело обстоит значительно хуже. Поэтому о нем необходимо сказать особо. Завтрак – первый прием пищи после сна. За ночь пища, съеденная накануне, переварилась, все органы тела, в том числе и пищеварительные, отдохнули, и создались благоприятные условия для нормального пищеварения. Ученые, занимающиеся вопросами питания, едины в том, что завтрак должен быть обязательным, независимо от того, физической или умственной деятельностью занимается человек. Завтра должен включать примерно треть дневного рациона, как по своему объему, так и по питательной ценности.

А теперь из дня сегодняшнего бросим взгляд на день минувший. Что может пригодиться нам сегодня из кулинарного опыта наших далеких предков?

Традиции русской трапезы «за крестьянским столом».

Когда и сколько раз в день нужно принимать пищу, что подавать на первое, а что на второе как вести себя за столом (то, что мы называем ритуалом еды) – ответы на эти вопросы у каждого народа свои. Режим питания русских людей складывался под влиянием самых разных факторов – экономических, природных, религиозных. Важное , если не главное значение имели всевозможные запреты на еду. Они, как правило, были связаны с религиозными воззрениями, а также с различными хозяйственными и гигиеническими соображениями.

Так, россияне прошлого строго придерживались постов и мясоедов. Смысл этих слов ясен каждому и сегодня. В период постов запрещалось, есть мясную и молочную пищу, а в мясоед запрет снимался. Безусловно, чередование постных и мясоедных периодов самым прямым образом сказывалось на режиме питания и традициях самой трапезы.

Определенное представление о питании русских людей в XVII – XVIII веках дает Домострой – этот своеобразный устав, регламентирующий до мелочи жизнь россиян. В мясоедов Домострой рекомендует «челядь кормити по вся дни – шти да каша с ветчиною житкая, а иногды густая с салом, переменяя часть мяса.., а в неделю и в праздники иногды пирог, а иногды кисель, а иногды блины или какая ества, оу вужины шти да молоко тлт каша; а в постные дни – шти да каша житкая иногды с соком, иногды город, иногды сушь, иногды репня, а оу вужины иногды шти, капуста, толокно, иногды расол, иногды батвинье, а по неделям и по праздникам к обеду пироги какие или гуща или яглы или селедовая каша или блины или кисель, оу вужины капуста, росол, ботвинья, толокно».

Стол крестьянских семей даже средней зажиточности был значительно скромнее и однообразнее, чем у горожан. Щи, каша, молоко, черный хлеб да чай – вот, пожалуй, и все «разносолы» сельского труженика. Г. Катанаев, исследовавший жизнь прииртышских казаков Семипалатинского уезда, оставил в 1893 году такие описания крестьянской трапезы:

Блюда, подаваемые в посты, по будням:

Летом

5 ч утра Чай с булкой

9 ч То же

12 ч Редька с квасом, иногда рыба, хлеб

5 ч Чай с хлебом

9 ч Остатки обеда

Блюда, подаваемые в мясоед, по будням:

Летом

5 ч утра Чай, молоко, калачи

9 ч То же

12 ч Щи, молоко, черный хлеб, квас

5 ч Чай, молоко, калачи

9 ч Остатки обеда

Каждая трапеза проходила в определенный час. Особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. Семья собиралась за столом, где у всякого было свое место. Хозяин дома садился первым, за ним все остальные домочадцы. Мытье рук перед едой считалось обязательным. Перед тем как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Таким образом, продукты и блюда, упоминаемые в Домострое, сохранились на столах русских людей в более поздние времена.

3. Любимые блюда русского народа в древности. Главное кушанье на все времена

Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Это слово – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связаны многие обряды и поверья, пословицы и поговорка, легенды и сказки. Русские люди верили, что обласканный в доме гость не сделает хозяевам плохого.

В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как каша полная – хлеб – соль со стола не сходит». В знак благодарности за сердечное угощение часто произносили такие слова: «Хлебом – солью довольны – глаза не глядят».

Хлеб – особый продукт. Возделывание хлебных злаков Энгельс называл важнейшим этапом на пути развития человечества от дикости и варварства к зачаткам цивилизации. И действительно, древние народы – землепашцы, умевшие выращивать зерновые, по своему культурному и физическому уровню значительно превосходили народы, которые жили в основном за счет охоты, скотоводства и рыболовства.

Следующий этап на пути к современной булке – пресные лепешки. Они были известны древним египтянам, евреям, персам. Пекли такие лепешки из непросеянной муки грубого помола, добавляя в нее иногда речной песок. Для чего это делалось, сказать трудно.

Просуществовала лепешка долго. Вплоть до начала средневековья многие народы активно использовали ее в своем питании, да и в наши дни пресная лепешка не редкость во многих национальных кухнях.

Огромное значение всегда имела внешняя привлекательность хлеба, его аромат. По выражению И.П. Павлова, хлеб – это продукт, который «начинают есть глазами». Ароматический же его «букет» состоит из 200 летучих органических соединений. Иногда для улучшения аромата некоторые виды хлеба пекут с добавлением ванилина, тмина, кориандра и других веществ. Иной раз купишь такую переароматизированную буханку, и берет обида за тех, кто ее испек, — она может пахнут чем угодно, но только не хлебом.

Блины.

Пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не идет в сравнение по своей популярности в народе с блинами. Они чаще всего фигурируют в Домострое. Казалось бы, что в них особенного – обыкновенное запеченное тесто. Но так может рассуждать только тот, кто никогда не пробовал настоящих русских блинов, не вдыхал их опьяняющего аромата.

А помните у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины:

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

Масленица, пожалуй, самый веселый праздников восточнославянского календаря.

Праздник продолжался неделю, и каждый день имел свое название. Так, понедельник – заигрышем, среду – локомкой, четверг – переломом или разгулом, пятницу – тещиными вечерами, субботу – золовкиными посиделками, воскресенье – проводами, целовальником, прощеным днем.

И почему бы не возродить старые, добрые традиции и не пригласить родственников и друзей специально на блины? Уверена, что этот день станет памятным и для гостей, и для хозяев.

Пироги.

Пироги научились печь на Руси очень давно. Вот как описывал их Адам Олеарий: «Между прочим, у них (русских. – В. К., Н. М.) имеется особый вид печенья, вроде паштета, или, скорее, пфапкухене, называемый ими «пирогом»; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более и продолговаты. Они дают им начинку из мелкорубленой рыбы или мяса и луку и пекут их коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он в виду хорошо его принять».

Ни один праздник у русского народа не обходился без пирогов. Само слово «пирог», вероятнее всего, имеет своей основой слово «пир». Пироги были обязательным атрибутом свадебного, новогоднего, именинного и любого другого праздничного стола.

Русская кухня знает массу рецептов самых разных пирогов. Они отрабатывались веками, передавались из поколения в поколение, тем не менее каждая хозяйка стремилась принести в них что – либо.

Вобщем, всех особенностей русских пирогов не перечислить. Свои правила и свои каноны пирожного мастерства были в каждой местности.

Расстегай.

Большой популярностью у россиян всегда пользовались расстегаи – пирожки, у которых сверху имеется специальное отверстие. Начинка для расстегаев, как правило, готовится из рыбы, но можно использовать также мясо, ливер, рис, грибы. По мнению Каншина, название этих пирогов происходит от слова «растягивать». Дело в том, что расстегаи подавали обычно к рыбному бульону, но бульон знатоки заливали и непосредственно в пирожок, что делало его значительно сочнее. Для этой цели верхнее отверстие приходилось немного растягивать. Каншин даже предлагал в связи с этим вместо «расстегай» писать «растегай», считая такое название более правильным.

Однако возможны и другие толкования. Открытая середина пирога делает его как бы расстегнутым. Вполне естественно предположить, что в основу названия легло слово «расстегнутый».

Вкусовые достоинства расстегаев были всегда отменными. Именно поэтому в прошлом и начале нашего века их подавали практически в любом трактире, а трактирщики конкурировали между собой за право считаться лучшими в этой области.

Расстегаи были любимым кушаньем не только простого народа, но и знати. Специально из Петербурга приезжали в Москву именитые господа, чтобы полакомиться расстегаями в знаменитых трактирах и ресторанах.

Каша.

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». Поэтому, она также в этом историческом памятнике занимает важное место.

Каша как самое распространенное блюдо использовалась в качестве обрядового кушанья. Ее, например, варили на свадьбах и кормили ею молодых. Каша в данном случае являлась символом посева и плодородия.

Кашу варили и при заключении мирного договора между враждующими сторонами. В знак союза и дружбы бывшие противники садились за один стол и ели эту кашу. Если же сторонам не удавалось достигнуть соглашения о мире, говорили: «С ним каши не сваришь». Выражение это дожило и до нашего времени, правда, смысл его несколько изменился. Сегодня мы чаще адресуем эту фразу неумелому человеку, а не врагу.

Хороша каша еще тем, что может удовлетворять любые, даже самые изысканные вкусы. Просто готовить ее, как, впрочем, и любое другое кушанье, нужно с фантазией.

4. Первые блюда

Вред ли какая другая национальная кухня мира располагает столь богатым ассортиментом супов, как русская. Щи, борщи, рассольники, солянки, окрошки, ботвиньи, свекольники, разнообразные крупяные и овощные супы, уха – каждое из этих кушаний могло бы стать украшением любого стола.

Сейчас мы не встретим слово «суп» в древней русской литературе. Даже в более поздних источниках, какими являются Домострой и «Росписи царскими кушаньями», оно не упоминается. Зато здесь много таких названий, как «шти», «варево», «похлебка».

Слово «суп», по всей вероятности, вошло в русский лексикон в эпоху Петра I. Одно из первых упоминаний о супе встречается в «Истории о царе Петре» Б. И. Куракина, который сообщает, что сподвижник Петра Франц Лефорт «непрестанно давал у себя дома обеды, супы, и балы». Здесь под «супом» подразумевается скорее ужин с угощением, нежели отдельное блюдо. Но постепенно, по-видимому, это слово приобретало то значение, которое мы придаем ему сегодня.

Щи.

Особое место в ряду русских национальных супов занимают щи. По предположению историков, это блюдо было известно на Руси задолго до ее крещения. Когда-то щами назывались практически все похлебки. Источники XVI века донесли до нас такие названия: шти, шти капустные, шти борщовые, шти репяны. Позднее под щами стали подразумевать только капустные похлебки. Правда, и среди современных рецептов русской кухни встречаются, например, щи из щавеля, крапивы.

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о своем любимом кушанье: «Кипятите щи, чтобы гости шли», «От щей добрые люди не уходят».По умению варить щи определяли домовитость хозяйки. Меткая русская пословица гласит: «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит».

Без щей русский человек не в состоянии был прожить и дня. «Русский желудок, — пишет Каншин, — настолько привык к щам, что за недостатком капусты наши солдаты во время войны 1812 г. квасили себе листья винограда и варили из них щи. Скорее всего, речь идет о солдатах экспедиционного корпуса русской армии во Франции.

Конечно, классические русские щи надо искать не в хорошо оборудованных кухнях общепита или в городских кварталах, а в тех крестьянских домах, где имеется русская печь. Ведь придания щам специфического вкуса и аромата огромное значение имеет томление их в печи. В этом случае «щаной дух» отличается исключительной приятностью и стойкостью. В русской крестьянской избе он неистребим.

Щи из свежей капусты обычно едят с пирожками или кулебякой с мясной начинкой. К щам из квашеной капусты хорошо подать рассыпчатую гречневую кашу, кулебяку с гречкой или крупеник.

Борщ.

В старину борщом называли похлебку из борщевика. Вкус его в наше время мало кому знаком. Растение это сегодня многие считают сорным и не догадываются, что именно благодаря ему в нашем меню появилось одно из самых любимых кушаний.

А вообще раньше, впрочем, точно так же, как и в наши дни, каждая хозяйка варила борщ на свой манер и из тех продуктов, какие имелись под рукой.

Сварить хороший борщ – дело довольно сложное. И здесь важно знать некоторые тонкости, без которых не получить приятного кисло – сладкого вкуса и красноватого цвета.

Прежде всего необходимо правильно подготовить свеклу. Существует разные способы ее кулинарной обработки: тушение, пассерование, варка и подпекание. Чаще всего используются тушение и пассерование. Кисловатый вкус борща получается за счет добавления в него лимонной кислоты, уксуса или кислого кваса. Подслащивают борщ сахаром. Помимо свеклы, в борщ кладут морковь, петрушку, лук, томат-пюре или свежие помидоры и, конечно же, капусту. Вместо свежей капусты можно использовать квашеную, но ее необходимо промыть и потушить до размягчения.

Рассольник.

Этот суп готовят обычно на огуречном рассоле с солеными огурцами. Интересно, что лет сто назад рассольником называли не суп, а… пирог. В одной из записных книжек Н. В. Гоголя: «Рассольник – пирог с курицей, гречневой кашей, в начинку подливается рассол, яйца рубленые».

Само название «рассольник» происходит от слова «рассол», которое означает раствор соли или жидкость, образующиеся при соление огурцов, квашении капусты и других овощей и ягод.

Считалось большим искусством правильно засолить продукт и получить хороший рассол. Не случайно русская пословица говорит: «У всякой соленщицы свой рассол».

Рассольники обладают умеренно острым кисловатым вкусом и хорошо возбуждают аппетит. Они, конечно, менее популярны, чем, скажем, щи и даже борщи, но тем не менее распространены почти повсеместно в России. Перед подачей на стол в тарелку с рассольником обычно кладут сметану, зелень. Отдельно подают расстегаи с рыбой.

Солянка.

Солянкой в русской кухне называли густой суп, приготовленный на очень крепком мясном, рыбном или грибном отваре с острыми пряными приправами. В народе под таким названием известно и другое блюдо – жареная капуста.

В словаре В. И. Даля говориться: «Солянка – это горячая похлебка с мясом, капустой, луком, огурцом». Она как бы соединила в себе компоненты щей и рассольника и считалась крестьянской едой.

Со временем кисло-солено-острая основа этого блюда значительно усилилась за счет добавки хлебного кваса, лимона, маслин, каперсов, соленых и маринованных грибов. В результате кушанье стало более соленым и острым.

Солянки в России, как мы уже отметили, готовят трех видом: мясные, рыбные, грибные. При этом в состав супа включают самые разные виды мясных продуктов и рыбы. Кстати, отсюда и значение слово «солянка» — мешанина, неразбериха… Рассказывают, что это название появилось в те далекие времена, когда по большим праздникам в деревне готовили «общий» суп для всех жителей. Каждый приносил те продукты, которые у него имелись. Они складывались в один общий котел, так что трудно было разобрать, из чего состоял такой суп. Не утверждено, что это поверье достоверно, но и сегодня русские люди называют солянкой всякую смесь из разных компонентов. Перед подачей на стол в тарелку с мясной солянкой кладут ложку – другу сметаны.

Окрошка.

Обычно это холодный суп на квасе, однако окрошку готовят и на кислых щах, на огуречном и капустном рассоле, на кислом молоке, молочной сыворотке. Интересно, что еще в начале прошлого века окрошку подавали не как первое блюдо, а как закуску. Скорее всего, потому, что в ее состав входят различные овощи, которые на ряду с квасом являются превосходными возбудителями аппетита.

Само название блюда говорит о том, что продукты, из которых оно состоит, крошатся. Наиболее предпочтительными компонентами окрошки из овощей являются огурцы, лук, отварной картофель, укроп; реже используются репа, морковь, брюква, иногда зелень петрушки или сельдерея.

Овощи, которые не употребляют обычно в пищу в сыром виде, нужно сварить. Огурцы в окрошке можно заменить отжатой от рассола мелко шинкованной квашеной капусты или солеными грибами. Кроме того, в окрошку добавляют мясные наборы, рыбу, грибы. Жирные сорта мяса и рыбы не годятся, так как жир застывает в холодном квасе и придает неприятный привкус.

И, разумеется, важнейший компонент окрошки – хлебный квас, лучше домашнего приготовления, так как квас, который продается, слишком сладкий.

Свекольник.

Следующей разновидностью холодных супов являются свекольники. Их готовят на свекольном отваре с добавлением кваса, а иногда огуречного и капустного рассола.

Отвар охлаждают, процеживают и хранят в холодильнике. Свекольники обладают приятным, нежным вкусом и очень полезным, поскольку богаты минеральными веществам, сахарами. Свекольник и внешне очень привлекателен. Особенно красиво он смотрится, если в него аккуратно положить половину сваренного в крутую яйца и ложку – две сметаны.

5. Любимые напитки русского народа

Квас.

Квас – это один из самых любимых прохладительных напитков русского народа, который также представлен в Домострое. Однако необходимо вспомнить историю вопроса. По всей вероятности, восточные славяне знали квас за долго до образования Киевской Руси. Во всяком случае, в «Повести временных лет» есть упоминание о том, что в ознаменовании победы над печенегами и в связи с открытием церкви св. Преображение 1996 г. князь Владимир приказал «мед в бчелках» (бочках). А в других квас возить по городу.

Мы утверждаемся, что квас – это исконно русский напиток. Право на это нам дает то обстоятельство, что не у одного другого народа он не получил столь широкого распространения.

Обычно каждая хозяйка имела свой рецепт кваса и деревне готовили «маланьин квас», «дарьин квас» и т.д. для русских более характерно использовать в пищу квас свежа приготовленный. Правда, некоторые (надо думать, нерадивые) хозяйки умудрялись заваривать квас только раз в год, по мере расходования добавляя в бочку с закваской воду. В конце концов, в бочке вместе приятно шипучего напитка образовывался жгучий уксус, который и пить – то было опасно.

«Добрый» хлебный квас всегда довольно успешно конкурировал со спиртными напитками и особенно пивом. Не случайно, поэтому Российское общество охранения народного здравия во второй половине прошлого столетия, покровительствуя квасоваренному производству, всячески стремилась развивать его в стране.

Еще в 1892 году Менделеев призывал к возрождению народного опыта приготовления кваса. Он писал: «…русский квас с его кислотностью и его здоровым сытным вкусом нужен теперь, когда искусство домашней заготовки кваса начало исчезать». Это было написано в то время, когда, по современным понятием, Россия буквально купалась в квасе самых разных сортов. Если бы мы своевременно прислушались к мудрому совету великому ученому, сегодня наверняка русский квас прочно удерживал бы первенство среди прохладительных напитков на мировом рынке.

Чай.

Если сегодня спросить любого жителя Центральной России, Севера, Сибири и Дальнего Востока, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один — чай. Действительно, чай за последнее два с половиной столетия обрусел, что, пожалуй, сегодня большая часть русского населения считает его своим национальным напитком.

Однако это не так. Необходимо указать, что в Домострое он представлен иначе. Это означает, что исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы, зверобоя и других растений. По вкусу, цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них не кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ.

Что же касается чая, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, то он был завезен в Россию только в XVII веке…

В начале чай не имел большого успеха у населения европейской части России и был очень дорог. Поэтому пили его лишь по большим праздникам и в основном в трактирах. Покупала же чай главным образом московская знать, которая и наземную траву использовала преимущественно в качестве лекарственного средства, так как был замечен, что приготовленный из нее напиток «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и сидения в Думе. Считалось так же, что чай отчищает кровь.

Вообще чай не следует заваривать ключевым кипятком. Нужно дать воде закипеть и, как только она перестанет бурлить, залить ею чай. Именно по этой причине самый вкусный чай получается из воды, вскипяченной в самоваре, где она не может перекипеть.

Медовуха.

Само слово «медовуха» появилось лишь в XIII-XIV веках, когда в обществе огромной популярностью пользовались более крепкие алкогольные напитки. Ставленый «хмельной мёд», по пятнадцать лет бродивший в дубовых бочках, уступил место «вареному» хмельному напитку. Благородные названия «мёд», «хмельные меда» канули в Лету, а на смену им пришло пренебрежительное «медовуха», очень ярко и чётко иллюстрирующее изменение вкусов русского народа, его отношения к культуре пития.

Новый всплеск интереса к традиционному медовому алкоголю произошёл в девятнадцатом веке, в свете всеобщей моды на славянскую старину, на всё исконно русское. Медовуху в ту эпоху готовили по упрощённому донельзя рецепту, максимально ускоряя брожение. Получавшийся в результате напиток было принято стерилизовать кипячением. Время, требуемое на проведение технологического процесса, сокращалось в разы, особенно, если учесть, что раньше, на изготовление и выдержку медовухи уходило около 10-15 лет. Поэтому медовуха из ритуального, особенного пития превратилась в повседневный напиток, во многом утративший свою специфику и философию.

Медовуха, обладая определённой крепостью, которую можно регулировать объёмом добавляемого в неё хмеля, никогда не позволяла человеку потерять власть над своим разумом и телом. Вспомнить хотя бы весьма распространённую поговорку из русских народных сказок: «И я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало». Если учесть, что медовуху в стародавние времена называли мёдом, можно догадаться, что именно медовуха-пиво помогала человеку расслабиться, взбодрить свой дух, поднять настроение, не доводя до печальных последствий. Ещё одним тому подтверждением может служить и тот факт, что самым крепким напитком, который разрешалось употреблять молодожёнам в продолжении первого месяца совместной жизни, являлась именно медовуха (отсюда и пошло понятие «медовый месяц»). Это способствовало скорому зачатию здоровых и крепких детей, по большей степени мальчиков.

Заключение

Древнерусская кухня не отличалась особым разнообразием. На протяжении веков она была традиционной — кушанья были просты и однообразны. Но, несмотря на то, что на Руси долгое время были неизвестны многие современные продукты, иностранцы отмечали, что русский стол – богатейший в мире, даже у простого народа.

Особенностей русской кухни большое множество – это и возникновение блюд, не имеющих аналогов в других странах, и наличие множества изделий, заимствованных из других стран и переделанных под русские традиции и под особенности русской кухни, и существования исконно русской печи, благодаря которой блюда и имели столь индивидуальный характер.

Через несколько лет, традиции и особенности приготовления блюд древней русской кухни и сама кухня совершенно утратят свою уникальность и значение для русского народа. От нас, зависит — спасем ли мы её, или дождемся той точки, когда уже будет невозможно разобраться, что такое настоящие русские щи, солянки, кулебяки, а потом будут обсуждать, с чем лучше готовить окрошку — с пепси или кока-колой. Мы должны сохранять свою национальную идентичность, даже в традициях кухни. Каждый русский гражданин должен понимать уникальность родной культуры, исконных традиций и обычаев. Конечно, немалую роль в этом должны играть не только семьи, но и государство в лице, прежде всего, образовательных учреждений. В садах, школах, колледжах должно уделяться внимание не только военной истории России, но и русской культуре. Основной путь – это организация праздников, где, так или иначе, вспоминали бы национальные традиции.

Итак, проанализировав Домострой, мы поняли, что он является интересным источником по истории русской кухни, а также изучили рацион питания русского народа и его особенности, составили примерное меню. Познакомились с традиционными блюдами русского стола как части повседневной жизни русского народа. На наш взгляд, Домострой – это не просто памятник, который можно читать, это настоящее руководство, с помощью которого можно сохранять русские национальные традиции. В настоящее время блюда, представленные в Домострое, находят продолжение, особенно в городах Золотого кольца России (Владимир, Суздаль, Ярославль и т.п.).

Список литературы

1.Ковалев В. М., Могильный Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. М., 1990.

2.Домострой. М., 2007.

3.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16-17 веках. СПб., 1860.