Донской монастырь история

Святыни

Донской ставропигиальный мужской монастырь – это древняя обитель, которую справедливо можно назвать хранительницей богатейшего собрания святынь и церковных реликвий. Частицы святых мощей, чудотворные иконы, уникальная коллекция древностей являются достоянием благодатной обители.

Однако, одной из главных святынь Донского монастыря по праву считается Донская икона Божией Матери, которая была написана в XVI веке («древнейшего письма московского») и установлена в Большом соборе в местном ряду иконостаса.

Автором Донской иконы Пресвятой Богоматери считается преподобный Феофан Грек. По преданию, 8 сентября 1380 года в день великой Куликовской битвы (на праздник Рождества Пресвятой Богоматери) икона вдохновляла русских воинов на победу, находясь среди войска, а после победоносного сражения была преподнесена донскими казаками в дар князю Димитрию (прозванному затем Донским), который в память славной победы на Дону нарек ее Донской и перенес в Москву. Поначалу икона находилась в Успенском, а затем была перенесена в Благовещенский собор. Ныне же святыня хранится в Государственной Третьяковской галерее.

По сложившейся традиции каждый год 1 сентября (по ст. стилю 19 августа), в день чествования Донской иконы Божией Матери ее доставляют из Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь, где пред этой древней святыней Святейший Патриарх при огромном стечении богомольцев из Москвы и других городов России и зарубежья совершает Божественную литургию.

Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в золоченой раке в Большом соборе монастыря.


В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Находка стала настоящим чудом и еще одним свидетельством возрождения собора. Незадолго до обретения мощей, в 1989 году, Русская Православная Церковь канонизировала патриарха Тихона и причислила его к лику святых.

Также среди главных святынь Малого собора – чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение», с ними соседствует список Донского образа Пресвятой Богородицы, украшенный особой сенью.

В часовне-усыпальнице Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн) сохранилась мозаичная икона святителя Николая, а у стен Малого собора – могила мученика Якова Полозова, келейника святителя Тихона.

Так, например, было с Соловецким монастырем.

2.С тех пор монашеские обители с карт исчезли, но по-прежнему играют важные роли — и как духовные центры, и как исторические памятники.

3.А сколько среди них красивых, изящных и удивительных по своей архитектуре и отделке, древних, но сохранившихся до наших дней!

4. Каждый монастырь имеет свою историю, устав и порядки.

5. Среди всех мировых религий именно христианство является одной из самых многочисленных по числу своих представителей. Когда-то оно было единым целым, сегодня оно распалось на три ветви – православие, католицизм и протестантизм.

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ

6. Христианские монастыри – важный духовный объект в любом ответвлении самой крупной мировой религии. Они представляют собой религиозную общину, состоящую из холостых церковных служителей мужского или женского пола, постоянно проживающих в рамках конкретных богослужебных и хозяйственных построек.

7.Впервые идея монашества появилась в христианстве в начале четвёртого века нашей эры. В это время христианская вера широко распространилась по Ближнему Востоку, стала привычной, а потому и более слабой по своим устоям.

8.Особо рьяным её представителям стало сложно блюсти в целости и сохранности чистоту души, и они решили удалиться от городского общества – в пустыни. Созданная преподобным Пахомием Великим в Египте первая монастырская община своим внутренним устройством заложила основу для формирования христианских монастырей по всему миру.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

9. Киево-Печерская лавра, Украина. Расположенная в центре Киева, на правом берегу знаменитой украинской реки Днепр, Киево-Печерская лавра по праву считается одним из самых прекрасных православных монастырей в мире. Свою репутацию она зарабатывала веками.

10.Основанная в 1051 году монахом Антонием, Киево-Печерская лавра является ещё и наиболее древним православным монастырем Киевской Руси. Обитель много раз переживала набеги и разграбления, но каждый раз возрождалась к новой жизни. Сегодня Киево-Печерская лавра представляет собой архитектурный комплекс, включающий в себя целых шесть самостоятельных монастырей.

АЛАНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

11. Аланский Успенский монастырь находится в горах Куртатинского ущелья, в поселке Хидикус. Православный, мужской. Самый высокогорный в России. Расположен он на высоте 2000 метров над уровнем моря. Основан в 2000 году.

12.Этот монастырский комплекс возведен в византийском стиле из серого камня с красными черепичными крышами. Имеются два храма, братский корпус. В нескольких километрах от обители находится часовня, где хранится список с иконы Богоматери Моздокской – главной святыни Северного Кавказа.

13. Монастыри очень часто располагаются в очень отдаленных местах, далеких от шума городов и вдали от людей. В некоторых случаях монастыри находятся настолько далеко, что для их достижения потребуется, как минимум, специальная подготовка.

14.Идея здесь главным образом заключается в том, чтобы привлекать в святые места только самых требовательных последователей, которые будут чувствовать себя здесь ближе к богу.

15. Тем не менее, сегодня большинство из самых труднодоступных монастырей стали туристическими достопримечательностями, сюда были подведены канатные дороги и лестницы, открыв доступ к святыням для большого потока туристов.

ГРЕЧЕСКИЕ МОНАСТЫРИ МЕТЕОРА

16. Самые знаменитые монастыри — это Метеора в Греции. Греческие монастыри Метеора, расположенные в горах Фессалии, представляют собой уникальный архитектурный комплекс из шести действующих православных общин (четырёх мужских и двух женских). Эта группа монастырей является одним из самых больших ортодоксальных комплексов в Греции. Монастыри Метеора основаны на горных вершинах дельтообразной формы высотой до 400 метров близ небольшого городка Каламбаки.

17.В переводе с греческого Метеора означает — «парящий в небе». Метеоры — практически крепость, и крепость неприступная. Монастырь, состоявший из 24 храмов, был построен на столбах из песчаных скал, некоторые из них достигают 600 метров.

18.Это и является их отличительной особенностью — устройство на высоких (до 600 метров над уровнем моря) скалах, бывших 60 миллионов лет назад дном древнего моря. Первые отшельники обосновались в этих местах задолго до основания в XI веке Преображенского скита. Расцвет Метеоров пришёлся на XVI век, во время которого на территории гор действовало более двадцати монастырей.

19.На протяжении тысячи лет, с десятого века до двадцатого, оказаться в Метеорах можно было только по веревочным лестницам. Это один из самых ярких примеров преобразования труднодоступной местности в место для отступления, размышления и молитвы. Потом все-таки туда проложили тропы, и тропа эта с тех пор не зарастает. До нашего времени дожило лишь шесть храмов, но и те поражают своей мощью. На сегодняшний день только в 4 святынях все еще обитают монахи и ведутся службы.

20. Михаил Романов с матерью с осени 1612 года жили в Ипатьевском монастыре в Костроме. Сюда же в марте следующего года прибыло посольство, которое объявило о его призвании на царство. По странному совпадению, в Ипатьевском доме в Екатеринбурге был расстрелян последний император династии Романовых Николай II со своей семьёй.

ПОРТУГАЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ САНТА — МАРИЯ де АЛКОБАСА

21. Португальский монастырь Санта-Мария де Алкобаса, основанный в 1153-м году первым королём этой европейской страны Афонсу Энрикишем, служит пристанищем цистерцианцев – католических монахов, отколовшихся в XI веке от ордена бенедектинцев. Здание монастыря представляет собой уникальный архитектурный ансамбль средневековой готики и более позднего барокко, добавившегося к нему в XVIII веке при расширении португальским королем Мануэлем I Счастливым. В 1989-м году весь комплекс зданий Санта-Марии де Алкобаса был причислен к особо почитаемым объектам Всемирного наследия.

22. Приютившийся на склоне скалы, гордо возвышающейся в турецкой долине Алтындере, православный монастырь с говорящим названием Панагия Сумела (что в переводе с греческого означает «Всесвятая с Меловой горы») долгое время был очагом православия в империи османов. Это еще один скалистый монастырь.

МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ СУМЕЛА В ТУРЦИИ

23.Монастырь Сумела был основан в 386 году до нашей эры в период правления императора Зеодозиуса. Согласно легенде, два священника решили построить его после обнаружения удивительного символа Девы Марии в одной из горных пещер. Собственно, большая часть помещений Сумелы находится внутри скалы, окруженной массивными тысячелетними деревьями.

24.За всю свою долгую историю монастырь несколько раз превращался в руины, после чего восстанавливался различными императорами. Например, он был уничтожен турками в VI-м веке и восстановлен спустя век Христофором Римлянином.

25. В нынешней форме Сумелу построили в 13 столетии, в период господства Алексея III. Мировую известность Панагия Сумела получила в более позднее время — в XVIII-XIX веках. В XX веке службы в монастыре были запрещены мусульманской Турцией. После Первой Мировой войны монастырь был заброшен и забыт на десятилетия, прежде чем его частично восстановили и вернули к жизни, как музей. Только 15 августа 2010 года местное Министерство Культуры разрешило проведение литургии и прием православных паломников в Панагии Сумеле. Сегодня Сумела — музей, монастыря там, к сожалению, больше нет. По крайней мере, действующего.

МОНГОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

26. К началу 20 века в Монголии насчитывалось свыше 700 монастырей, где жили около 100 тысяч монахов. Это составляло треть от общего количества монгольских мужчин. В ряде районов страны монастыри были единственными осёдлыми центрами и выполняли роль городов.

27.После революции 1921 года буддистов начали преследовать, и к концу 1930-х годов все монастыри были закрыты и разрушены, а большинство монахов репрессировано.

28. В 1681 году набатный колокол Кремля был заключен в Никольско-Карельский монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Фёдора Алексеевича.

СВЯТАЯ ГОРА АФОН В ГРЕЦИИ

29. Святая гора Афон – греческий полуостров с горой, возвышающейся на 2033 метра над уровнем моря – место сакраментальное для всех православных верующих. Здесь находится второй удел Пресвятой Богородицы – земля, находящаяся под её особым покровительством настолько, что на ней в будущем можно будет спастись даже от самого Антихриста.

30. Посетить Афон могут только мужчины, женщинам доступ туда запрещён уже много веков. Сегодня на Святой горе располагается 20 монастырей, объединённых в единый административный центр, подчиняющийся ещё с начала XIV века Константинопольскому патриарху.

31. Григориат — один из двадцати монастырей, расположенных на полуострове Афон. Посетить Григориат, как и всю территорию монашеской республики, можно только при наличии специальной визы. Именно этот монастырь считается самым красивым из афонского комплекса; лежащий на морском берегу, он обманчиво похож на прекрасный городок, но вместо обычных горожан его населяют отрешенные от всего монахи.

32. Выражение «толочь воду в ступе», которое обозначает занятие бесполезным делом, имеет очень древнее происхождение — его употребляли ещё античные авторы, например, Лукиан. А в средневековых монастырях оно имело буквальный характер: провинившихся монахов заставляли толочь воду в качестве наказания.

СВЯТО-ДАНИЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

33. Когда в 1930-х годах разрушали Свято-Даниловский монастырь, советское правительство планировало отправить колокола на переплавку. Узнав об этом, американский промышленник выкупил их по цене бронзы, увёз за океан и подарил Гарвардскому университету. В 2007 году Гарвард согласился вернуть колокола в возрождённый монастырь с условием, что российские мастера отольют взамен оригинальных колоколов их точные копии.

34. Среди немецких монастырей первым право варить пиво получил орден бенедиктинцев в местечке Вайнштефан в 1040 году. В 17 веке монахи захотели пить пиво и во время поста, для чего послали гонца с бочкой напитка к папе римскому. Однако путешествие затянулось, и к его концу пиво скисло. Попробовав его, папа сказал, что такую гадость можно пить даже в пост, и выдал необходимое разрешение. Кстати, предыдущий папа Бенедикт XVI также известен любовью к пиву.

СОЛОВЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

35. Российский Соловецкий мужской монастырь — суровая обитель с суровой историей расположена на Соловецких островах в Белом море. Основан он был в середине XV века преподобным Зосимой, которому на Большом Соловецком острове привиделся удивительной красоты храм. Монастырь видел бунт последователей Никона, осаду шведов, заключенных в царское время и узников трудового лагеря, в который он был превращен в советское время. Неудивительно, что на его территории есть подземные ходы протяженностью до полутора километров, которые можно было использовать для обеспечения водой монахов во время осады, а также для выхода из обители.

СЕРБСКИЙ МОНАСТЫРЬ ОСТРОГ В ЧЕРНОГОРИИ

36. Находящийся в Черногории православный сербский монастырь Острог занимает уникальное местоположение – он забрался высоко (более девятисот метров над уровнем моря) в горы, в пятнадцати километрах от городка Даниловград.

37.Заложенный в XVII веке святым Василием Острожским, сегодня он служит местом хранения мощей этого великого православного чудотворца. В настоящее время монастырскую жизнь поддерживают чуть более десятка монахов. По своему внутреннему устройству Острог представляет собой двухуровневую конструкцию из Нижнего монастыря (построен в XIX веке) и Верхнего, изначального. Между собой здания соединены дорогой длиной в пять километров.

38. Православный Гелатский монастырь Богородицы, возвышающийся на холме, расположенном неподалёку от Кутаиси, был основан в 1106 году царём Давидом IV, известным под именем Строителя. Из глубины веков до нашего времени дошёл архитектурный комплекс, состоящий из ряда хозяйственных построек и двух храмов — великомученика Георгия и святого Николая.

ГЕЛАТСКИЙ МОНАСТЫРЬ, ГРУЗИЯ

39.Древние монастырские здания украшены богатыми мозаичными и фресковыми рисунками, имеющими высокую художественную и религиозную ценность. Начиная с момента своего основания, Гелатский монастырь служил местом успокоения грузинских царей.

40. Уникальный монастырь-дворец Эскориал нередко называют восьмым чудом света. Испанский король Филипп II создал его в XVI веке в качестве династического пантеона, сочетающего в себе королевскую резиденцию с религиозными строениями. Выполненный из светлого песчаника монастырь Эскориал имеет вид квадратной решётки, гордо возвышающейся на фоне свежей зелени.

ИСПАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ-ДВОРЕЦ ЭСКОРИАЛ

41. Дворцовые покои хранят в себе неисчислимые сокровища, собранные под сенью двух музеев. К их числу относятся древнейшие рукописи и книги, а также картины известных испанских и нидерландских художников – Босха, Ван Дейка и других. В усыпальнице монастыря покоятся все короли и королевы Испании.

42. С монастырём Боробудуром в Индонезии связана загадочная, мистическая история. Монастырь был построен в 9 веке, на его возведение ушло без малого двести лет, однако сразу же после его «запуска» все, кто там находился и жил, его покинули. Чем это было вызвано, неизвестно.

МОНАСТЫРЬ БОРОБУДУР В ИНДОНЕЗИИ

43.В итоге комплекс стоял запущенный, постепенно ветшал и, наверное, погиб бы, если бы за него не взялись сначала в XIX веке, а затем буквально недавно, в семидесятые годы XX века. С 1973 по 1984 годы Боробудур активно реставрировали, укрепляли почти полностью размытый холм, на котором он стоял. В общем, спасли красоту.

44. Монастырь святого Иоанна Рильского – один из самых крупных православных мужских монастырей в Болгарии. Расположенный в ста пятнадцати километрах к югу от столицы страны, он уже несколько десятков лет внесён в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

РИЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ В БОЛГАРИИ

45.Рильский монастырь был основан в первой трети X века в память об отшельнике Иване Рильском, впоследствии получившем статус святого. С архитектурной точки зрения Rila Monastery представляет собой изумительной красоты церковь, увенчанную пятью куполами и разукрашенную фресками работы известных художников. В монастыре хранится икона Девы Марии, датируемая XII веком, и сердце царя Бориса III.

46.Окруженный горами, монастырь смотрится ярким пятном среди лесов. Монастырю, стоящему на реке Рила, более тысячи лет. Кроме своих красот он ценен как символ национального болгарского сопротивления против оккупации турков. Сегодняшний вид монастыря — это, скажем так, обновленная версия, датированная 19 веком.

МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ В ЕГИПТЕ

47. Основанный в Египте в IV веке нашей эры, монастырь Святой Екатерины является одним из самых древних среди постоянно действующий церковных общин мира. Его первоначальное название – монастырь Неопалимой Купины — было заменено на текущее после обретения монахами в середине VI века мощей св. Екатерины. В тот же период было выстроено и укреплённое здание самого монастыря.

48.Монастырь Святой Екатерины относится к числу православных. Преимущественно его населяют греки. Монастырь за многие века ни разу не разорялся и смог скопить огромное количество религиозных и культурных сокровищ – икон, книг и т. п.

МОНАСТЫРЬ ТАУНГ КАЛАТ, МЬЯНМА

49. Монастырь Таунг Калат расположен на вершине вулканического пика высотой в 737 метров в центральной Мьянме, приблизительно в 50 километрах к востоку от комплекса Баган, на горе Попа.

50. Чтобы добраться к монастырю, необходимо преодолеть 777 ступенек. Те, кто решится проделать такой нелегкий путь, будут вознаграждены великолепными окружающими видами. На северо-запад открывается захватывающий вид на знаменитые храмы Баган, самую популярную достопримечательность Мьянмы. Вокруг бушует красивейшая нетронутая природа, и проживают большие колонии обезьян макак.

фото из интернета

История

В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой Богородицы крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь, в стане русского войска. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» — том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться — Малым. Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. «Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым — Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.