Дунилово Ивановская область

Дунилово и Шуя: Восстающие из ада 90-х

Село Дунилово стало юбилейным 150-м поселением, которые я посетил в рамках путешествий по России за последние 4 года. Что дают мне эти путешествия? Жизненную энергию и возможность понять свою Родину. Из потаенной страны, которая на долгие годы потеряла величие, закопала в пепел свою историю и национальное наследие, мне открывается истинная Россия – величественная, красивая, обладающая несметными богатствами не только недр, но и истории. Чтобы уравновесить критиков внутреннего туризма, я скромно сообщу, что посетил также 61 страну мира, но теперь считаю возможным открывать для себя Россию.

Да она и без меня потихоньку открывается миру. И этому не только чемпионат мира по футболу поспособствовал. В течение всех 4 лет моих путешествий я вижу, что многие города, городки и исторические села выбираются из праховых ям, куда их загнали годы советской власти и ад 90-х.

Дунилово. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

В Советскиом Союзе делали немало для индустриализации и больших свершений. Огульно охаивать эти времена я бы тоже не стал. Ивановская область тогда была цветущим регионом, где работали фабрики, заводы, а на земле паслись тучные стада и росли все виды злаков.

Главная претензия любого путешественника к Союзу в том, что он буквально изничтожал свою историю. Борясь с религией, он обезобразил храмы и монастыри, зачем-то убивал и превращал в бараки не только купеческие усадьбы, но и добротные крестьянские дома. Из зажиточных городков советская власть делала рабочие поселки, где жители вывешивали свои портки сушиться на памятники предыдущих эпох. СССР запускал людей в космос, создавал великую науку и культуру, а другой рукой разрушал все, что было создано столетиями до него.

Дунилово — безработица на фоне древних декораций

Село Дунилово, что в 19 км от Шуи – типичный образец постсоветского развала. Запустение и вырождение здесь началось еще в конце 70-х, а к 90-м историческое село, основанное в XIV веке, деградировало. Времена ельцинизма убили все окончательно.

Благовещенский монастырь. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Богатейшее русское поселение, в котором находятся памятники величия и России, и всего региона, только сейчас потихоньку начинает возрождаться духовно и хозяйственно. Даже сейчас, глядя на остатки церквей и монастырей Дунилова, построенных более 500 лет назад, понимаешь, что мы почти потеряли. В Дунилово, ныне небольшом селе, стоят сразу два монастыря — строгий, ортодоксальный женский Свято-Успенский, в который вне службы в праздничные дни попасть нереально, и остатки Благовещенского монастыря, располагающегося на берегу Тезы.

Дунилово. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Здесь находятся еще две действующие церкви XVIII и XIX века, а также колоссальный храмовый ансамбль Покровской церкви и Всех Святых. Полюс еще порядка 30 домов, имеющих огромную культурную ценность — купеческие усадьбы, каменные крестьянские дома, гимназия и множество других достопримечательностей XVII-XIX веков! А какая здесь красота! Дунилово расположено на берегах реки Теза в окружении полей и лесов. Виды – закачаешься!

В хорошем состоянии из всего наследия находится только женский монастырь. В него меня не пустили – устав очень строгий, на въезде стоит шлагбаум и охрана явно не из числа пьянчужек. Монастырь основан в XVI веке при поддержке князя Лопухина, тогда еще тестя Петра Первого. Разговорился с охранником, он и рад был поговорить с другим, не из мира обители, человеком. Монахини соблюдают множество послушаний, в том числе обет на общение.

На территорию женского монастыря пройти можно только по большим праздникам. Фото: Андрей Малосолов/ Телеканал «Царьград»

Охранник сказал, что в монастырь можно попасть только по большим праздникам и только по предварительному благословению. Обитель невероятно красива, стоит прямо посреди пшеничных полей. Но красоту внутреннего убранства могут увидеть только монахини и трудники, увы.

Продавец магазина в Дунилове. Фото: Андрей Малосолов/ Телеканал «Царьград»

О монашеском быте разговорился с Катей, продавцом маленького ткацкого производства в Дунилове, одного из немногих предприятий, которые здесь еще работают. Жизнь обители строга и непроста, говорит Катя, в мир насельницы выбираются так редко, что это целое событие. Монахини и священнослужители стараются ухаживать за остатками дуниловской роскоши – за ансамблем церквей и остатками Благовещенского монастыря. У церкви восстановили купола необычного белого цвета, а Благовещенский оградили забором, привели в порядок наружные виды, но денег на дальнейшее восстановление очень мало.

Необыкновенные белые купола на церкви в Дунилове. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

«Хорошо хоть так, потому что на остальное – старинные дома вдоль Тезы, где особенно выделяется особняк промышленника Балина, нет ни средств, ни желания властей что-то изменить», — грустно говорит Катя. У нее маленький бизнес – производство различных тканей, изготовление ручных вышивок, полотенец из льна, сувениров. Продукции много, весь магазин увешан ею. Много заказывают из других городов – Москвы, Иваново и Плеса, куда приезжают сотни тысяч туристов. «У вас-то туристы бывают?» — спрашиваю я. «Мало, — отвечает Катя. — Последний раз были 12 июня, целый автобус приехал. А до революции в Дунилово ехали люди из Шуи и Костромы – посмотреть на величественные храмы и посетить знаменитые дуниловские ярмарки».

Магазин текстиля в Дунилове. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Катя — девушка хотя и деревенская, но говорит на прекрасном русском языке. Производство активно работает, имеет сайт в интернете, дистанционно можно заказать любую работу. В течение 2-х недель любой авторский заказ исполнят. Зарплата в цеху – 20-30 тысяч рублей в месяц, работают всего 4 женщины-ткачихи. Катя еще раз грустно улыбается, когда я задаю вопрос о работе в селе: «Колхоз еле пыхтит, все наши ездят в Шую, а в основном в Москву». Мда. И это село, в котором в лучшие годы зажиточных дворов было больше, чем в Шуе, а населения – чем в городе Кинешма! Где работало 5 ткацких фабрик, а люди могли позволить себе отдохнуть в трактирах и чайных. И где, кстати, еще до революции у рабочих было целых два выходных в неделю!

Шуя – выход из цивилизационной комы

Андрей Малосолов в городе Шуя

Что-то похожее, только в большем масштабе, было в Шуе — городе, который был заложен в XV веке на берегах Клязьмы. Крупный торговый и промышленный центр целого региона стал родоначальником ткацкого промысла, когда купец Яков Игумнов открыл первый полотняный завод на этих землях. Шуя также прославилась своими владельцами – здесь зародился род Шуйских, откуда вышел последний русский царь рода Рюриковичей – Василий Шуйский. А также род Пожарских, ключевой представитель которого, Дмитрий, стал спасителем отечества в Смутное время. Шую неоднократно посещали Иван Грозный, Петр Первый, который излечился здесь от болезни во время Персидского похода. В Шуе любила охотиться царица Елизавета, эти места в сопровождении поэта Жуковского посетил будущий император Александр II. К 1917 году в городе было 20 церквей.

Воскресенский собор в Шуе. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Комплекс Воскресенского собора начала XIX века известен своей 106-метровой колокольней — первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 году на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М. А. Павлова. С 1991 года Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря — шуйской православной обители, известной с 1425 года.

Звонница Воскресенского монастыря в Шуе. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

В последние годы СССР и в лихие 90-е древняя, работящая Шуя впала в цивилизационную кому. Местный житель Александр Вединеев, с которым я пообщался на улице, описывает те времена как ужас и страх, безнадегу и полный беспредел. «Все шуйские заводы и фабрики остановились, потому что, как нам объявили новые власти демократов, стране не нужны наши ткани, наши рубашки, трусы, носки, одеяла и прочее, что всю жизнь вырабатывала шуйская земля, — поясняет Александр. — Россия зачем-то, теперь понятно, зачем, переориентировалась на турецкие и китайские рынки, и весь текстиль пошел оттуда».

Улица Шуи. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

«Народ стал деградировать, спиваться и уезжать из Шуи. И это при том, что, будучи промышленным, в отличие от Иваново, Шуя – еще и очень эстетичный и красивый городок!» — восклицает он. Александр надолго уезжал из региона, но теперь вернулся – ткацкие промыслы стали вновь возрождать несколько лет назад. В столице региона Иваново, по словам моего собеседника, сейчас вновь запустили работу 80 процентов производств. В Шуе все идет медленнее, и заброшенные фабричные корпуса остаются печальной визитной карточкой города. «Но теперь России вновь понадобились свои рубашки, трусы с носками и вообще текстильные изделия», — смеется Вединеев.

Пешеходная улица Шуи. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Успенский Дуниловский женский монастырь
Епархиальный женский монастырь

На северной окраине села Дунилова, в живописной пойме реки Тезы (левого притока р. Клязьмы) Федор Абрамович основал уединенную обитель – Воробьёвскую в честь Всемилостивого Спаса мужскую пустынь. Было замечено, что воды разлива, покрывая прибрежные луга, всегда оставляли сухим один небольшой участок земли. Его и избрал Федор Абрамович. Здесь он построил два деревянных храма: летний в честь Всемилостивого Спаса с колокольней и зимний в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобномученицы Феодосии. Была устроена деревянная ограда с башнями, келейные корпуса. Святые врата обители украшала икона Всемилостивого Спаса с предстоящими. Немногочисленной братией пустыни управляли отцы игумены. История сохранила имена трёх из них – Иллариона, Никона и Дионисия. Со временем положение обители стало ухудшаться. «Небольшое число пашни и лесных покосов», которым владела Воробьёвская пустынь, оказалось недостаточным для ее содержания. В 30-40-е годы XIX века братия пустыни состояла из отца строителя и трёх монахов, монастырские строения начали ветшать. Во время церковной реформы 1764 года Воробьёвская пустынь была упразднена.
Новая жизнь начинается здесь в середине XIX века. На средства московской купчихи Евфимии Егоровны Каретниковой и Шуйской потомственной почетной гражданки Марии Ивановны Посылиной отстраиваются каменные церкви: Успенская летняя с колокольней и приделами в честь Нерукотворного образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы и теплая Покровская. Главной святыней прихода стала чудотворная икона Божией Матери Смоленская.
В 80-х годах XIX века попечительство над храмами принимают на себя купцы династий Балиных и Дудиных. На их средства строятся деревянная и каменная богадельни, школа грамоты, хозяйственные сооружения. В конце XIX — начале XX века в Успенском приходе числились священник, диакон, псаломщик, 69 дворов и 577 прихожан.
В 30-40-е годы ХХ века все Дуниловские храмы были закрыты. На месте Успенского прихода разместился психоневрологический интернат, действовавший до 1991 года. Чудом Господь сохранил церковные здания от полного разрушения.
Спустя десятилетия по молитвам создателей, благоустроителей, ктиторов, в Бозе почивших и мученически пострадавших священнослужителей этих древних храмов здесь вновь возродилась духовная жизнь.
18 июля 1991 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей монастыря была назначена монахиня Ольга (Соколова), возведенная в сан игумении 9 февраля 1992 года в кафедральном Преображенском соборе города Иваново.
Первым начал восстанавливаться Покровский храм. Всё было очень просто и скромно, иконостас представлял собою тканевую завесу с нашитыми на нее бумажными иконами. В конце марта 1991 года, после более чем полувекового перерыва, в храме вновь совершилась Божественная литургия, а весной 1992 года был водружен крест.
Значительную помощь в период становления оказал обители Свято-Николо-Шартомский монастырь. По промыслу Божию нашлись ктиторы и благотворители, которые пришли на помощь монастырю. Начались работы по восстановлению храмов, обустройству жилых корпусов, созданию подсобного хозяйства, удалось приобрести необходимую для обработки земли технику.
Событием особой духовной значимости явилось для возрождающейся обители посещение Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 августа 1993 года. Пребывая в монастыре, Святейший увидел любовь сестёр к святой обители и те огромные труды, которые уже проделаны, и которые ещё предстоят. Патриарх произнес пророческие слова: «Со временем здесь будет жемчужина России». Эти слова укрепляют дух и веру сестёр по сей день.
В 1994 году появилась возможность начать восстановление храма в честь Успения Божией Матери. Первым делом заменили ветхую кровлю и покрыли медью главы. Великим Постом 1995 года на Крестопоклонной седмице на главный храм обители был поднят первый крест. Стоя на коленях, все сёстры со слезами на глазах пели «Господи, помилуй». Первое богослужение в Успенском храме совершилось 28 августа 1997 года, в день престольного праздника.
Постепенно складывался устав внутренней жизни обители, в основание которого были положены молитва и послушание. С первых дней в монастыре читается неусыпаемая Псалтирь. Возносятся молитвы о здравии и спасении православных христиан, почившие поминаются о упокоении. Всякому делу, совершаемому в обители, сопутствует Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».
Духовная жизнь в монастыре совершается по молитвам и под руководством матушки игумении Ольги. По воскресным и праздничным дням она проводит с сёстрами духовные беседы на Евангельские темы, поясняет учение святых отцов.
В Покровском храме устроен трехъярусный иконостас, написаны иконы, восстановлены фрески. Закончена реставрация Успенского храма: установлены кресты, сооружен пятиярусный иконостас, расписаны стены и своды, отреставрированы приделы в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг монастыря построена каменная ограда, украшенная коваными решетками и угловыми башнями. Отремонтирован и расширен келейный корпус, возведены хозяйственные постройки. В монастыре налажено подсобное хозяйство.

Дунилово. Достопримечательности

Дунилово (Россия, Ивановская область, Шуйский район, Дунилово)

В этой статье, не смотря на заглавие, рассмотрим достопримечательности не только с. Дунилово (всем известного своей живописностью и культовыми ансамблями), но и соседнего с. Горицы, неразрывно связанного с ним историческими и экономическими связями. Данные достопримечательности будут интересны в первую очередь любителям пейзажной и архитектурной съемки. Я, например, побывала в Дунилово трижды, настолько оно мне показалось привлекательным. Предлагаю отрывок из замечательной статьи И.К. Русакомского Торгово-промышленные села Ивановской обл.//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования М., 1980, с. 235-246.
«К наиболее интересным торгово-промышленным селам на территории Ивановской обл., сохранившим до настоящего времени свой выразительный облик и ряд характерных особенностей, относятся Дунилово, Горицы, Васильевское, Введенье и Пупки в Шуйском районе, Парское в Родниковском районе.
Несмотря на значительный историко-архитектурный интерес, который представляют эти села, их планировка и застройка не были охарактеризованы в современной литературе.

Описание достопримечательностей

Все села территориально, исторически и экономически связаны между собой и с городом Шуей. На карте Ивановской области эта группа сел образует определенную территориальную общность, вписываясь в некий треугольник, в вершине которого расположена Шуя. Села Пупки, Введенье, Дунилово и Горицы объединены с Шуей, помимо сухопутного, еще и водным путем по реке Тезе.
В целом эти села по архитектурным достоинствам застройки и природному окружению составляют интереснейший район области. Производственная деятельность таких торговых сел сыграла немалую роль в формировании Иваново-Вознесенской губернии как крупной про-мышленной зоны. Сам город Иваново вырос из подобного же села Иванова и Вознесенского посада.
Настоящая статья посвящена краткой характеристике формирования планировки и застройки названных сел.





Села Горицы и Дунилово, расположенные друг против друга по обе стороны р. Тезы, возникли на пересечении торговых дорог из Шуи, Костромы, Луха и Гороховца. В настоящее время оба села образуют единый пространственный комплекс. Основа этого комплекса заложена еще в середине XVI в., к этому времени относятся первые сведения об этих селах в духовных грамотах князей Горбатых.
Застройка села Горицы на высоком правом берегу р. Тезы складывалась рядом с расположенной здесь княжеской усадьбой. На левом берегу, несколько выше по течению, при впадении в Тезу речки Киселевки находился Благовещенский монастырь. Время его основания точно не известно, но в начале XVII в. он упоминается вместе с разросшимся рядом с ним дворцовым селом Дуниловым. Монастырь как бы контролировал дорогу, ведущую из Костромы к переправе между обоими селами. Село Дунилово формируется, очевидно, как посад монастыря, вдоль дороги, подходящей к переправе от г. Шуи. Посад развивается и к началу XVII в. становится богатым торгово-промышленным селом. Удобное расположение обоих сел на торговых путях способствовало раннему развитию торговли и различных промыслов, что совмещалось с земледельческой занятостью части крестьянства. Торгово-промышленная направленность этих сел не изменилась и после разорения их войсками польских интервентов в начале XVII в.

Первоначальное направление застройки Дунилова складывалось вдоль шуйской дороги по низкому берегу речки. Избы смотрели на дорогу и торговую площадь у подножия небольшого холма. Композиционный акцент застройки составляли две деревянные церкви, возвышающиеся на холме над торгом. Из описания села 1632 г. известно, что одна из церквей Покровская была шатровой, а другая Всесвятская — клетской. Рядом с церквами на торговой площади были расположены 37 лавок, 7 амбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы и 3 солодовни.
Второй направляющей в планировке села явилась дорога из Гороховца. Обе дороги — Шуйская и Гороховецкая — образовали радиусы, пересекавшиеся у торга. План села, таким образом, приобрел радиально-центрическую структуру, получившую развитие в проектах генерального межевания конца XVIII — начала XIX в.
Благовещенский монастырь с деревянной шатровой церковью и расположенными вокруг нее корпусами келий играл роль второго композиционного акцента в застройке села. В организации застройки в юго-западной части села монастырский комплекс и церкви у торга приобрели значение фланговых доминант по сторонам развивающейся вдоль реки торговой площади, определив отчасти направление расположенных между ними порядков уличной застройки.

Схемы расположения архитектурных памятников:

— с. Дунилово

  1. Церковь Покрова
  2. Церковь Всех Святых
  3. Часовня
  4. Церковь Воздвижения
  5. Казанская церковь
  6. Благовещенский собор
  7. Воробьева пустынь
  8. Церковь Преображения

— с. Горицы

  1. Храмовый комплекс
  2. Усадьба Парамонова
  3. Фабрика

Каменная часовня, поставленная в память о «моровом поветрии» в 1654 г. у моста, соединившего оба села, отмечала северную границу площади.
В противоположность Дунилову торговая площадь села Горицы, формировавшаяся возле деревянной шатровой церкви Рождества Богородицы (1624г.), была полностью раскрыта в сторону реки и соседнего села. Силуэт Рождественской церкви играл активную роль в панораме обоих сел, что способствовало уже на ранних этапах формирования застройки созданию общего для них пространственного комплекса. Во второй половине XVII в. это пространственное единство получает закрепление и дальнейшее развитие благодаря экономическому расцвету обоих сел. В это время из Дунилова в Москву наряду с сельскохозяйственными продуктами поставляются сукно, холст, шубы. В селе, как в небольшом городке, население получает ремесленную дифференциацию. Здесь живут калачники, овчинники и пр.

В 1675 г. в монастыре на месте прежней деревянной церкви возводится новый кирпичный собор Благовещения, массивный двустолпный пятиглавый четверик с двумя приделами у боковых фасадов. К северо-востоку от него на бровке берега ставится высокая шатровая колокольня, на которой были устроены «русские часы». К этому времени монастырь окончательно включается в структуру дворцового села.
Около 1685 г. Дунилово переходит в вотчину боярина Ф. А. Лопухина, отца первой жены Петра I, при котором здесь развертывается строительная деятельность. К северу от женского Благовещенского монастыря за ручьем он основывает Успенский мужской монастырь, прозванный позже Воробьевой пустынью. Таким образом, в застройке и силуэте села появилась тенденция к формированию вдоль реки, однако дальнейшего развития это не получило.

К 1704 г. вместо прежней деревянной церкви Покрова у торговой площади была возведена, также по заказу Лопухина, кирпичная. Несколько позже, в 1742 г., сооружают из кирпича Всесвятскую церковь. Архитектура Покровской церкви с пятиглавием в завершении над двумя рядами декоративных кокошников, с крупной нарядной трапезной и высокой шатровой колокольней полностью следует традициям русского зодчества середины XVII в. На колокольне церкви были установлены «немецкие» часы.
Почти точно в таких же формах через несколько лет, в 1760 г., перестраивается церковь Рождества села Гориц с оригинальным обрамлением окон из расписных и рельефных изразцов. Интересно, что заказчиками этой церкви были уже не владельцы села, а его жители — богатые торговые крестьяне Цыгановы и Холщевниковы.
К началу XIX в. рядовую застройку сел составляли высокие избы на под- клетах с украшенными резьбой окнами и свесами кровель. Развитие кожевенных, скорняжных и текстильных мануфактур в обоих селах и торговли вносит с середины XIX в. новые черты в их застройку. Появляются кирпичные сооружения торгово-промышленного характера, облик которых близок традиционной архитектуре местных амбаров и лавок.

Во второй половине — конце XIX в. сооружаются крестьянские кирпичные дома, фасады которых украшают детали, взятые как из позднеклассической архитектуры, так и из местного церковного зодчества.
Среди жилой застройки Дунилова особенно выделяется усадьба богатого купца Балина, поставленная на северо- западной границе площади, у моста. Эта типично эклектическая по архитектуре усадьба второй половины XIX в. раскрыта со стороны хозяйственных построек к живописной речной долине и соседнему селу Горицы.
В середине XIX в. рядом с усадьбой вместо часовни возводится Кресто- воздвиженская церковь в формах господствовавшего в то время «византий-ско-русского» стиля. Несколько раньше комплекс Покровской и Всесвятской церквей на южной границе площади получил завершение в виде богатой кирпичной ограды с воротами, портиками и башенками по углам. К западу от церквей по оси площади тогда же поставили скромную часовню. Комплекс церквей села Горицы, в состав которого вошла церковь Рождества и построенная в 1800 г. церковь Вознесения, окружили кирпичной оградой с кованой решеткой.

Таков облик центральной части обоих сел, художественную основу которого составляют культовые сооружения XVII—начала XIX в., сложившаяся планировка и рядовая застройка середины и конца XIX в.
Представленную картину дополняют две церкви на территории упраздненной в XVIII в. Воробьевой пустыни. Наиболее интересная из них Успенская (1819 г.) выстроена в стиле классицизма с ротондой второго света и высоким куполом, на котором разместилось редкое для такого сооружения пятиглавие. Церковь хорошо видна с высокого берега села Горицы, активно участвуя в формировании насыщенной протяженной панорамы Дунилова. К юго-западу от Дунилова за оврагом на кладбище в 1832 г. была поставлена церковь Преображения, значение которой в общем силуэте села невелико.
К концу XIX в. село насчитывало 254 двора и 1272 жителя. Здесь размещалось 8 скорняжных заводов, трактир, школа и 3 постоялых двора» — И. К. Русакомский.

Схема проезда

Дунилово. Достопримечательности

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Дунилово. Достопримечательности 57.002525, 41.416183 Дунилово. Достопримечательности