Дьякон, это кто?

Диакон

  • Диаконы Сокровищница духовной мудрости
  • Диаконы свмч. Ипполит Римский
  • Диакон ПБЭ
  • Мирянин в священном сане диакон Павел Сержантов
  • Диаконы Православного Востока архим. Лев (Жилле)
  • Диаконат в Православной Церкви свящ. Георгий Ходр
  • К вопросу происхождения диаконата архим. Кирилл (Гундяев)
  • Диаконат Восточной Православной Церкви Анастасий Д. Салапатас
  • История чинопоследования хиротонии во диакона иеродиакон Николай
  • Проблема диаконата в Православной Церкви прот. Георгий Флоровский
  • О диаконах прот. Сергей Муретов
  • Извержение из сана
  • Тест: Диаконы

Диа́кон (греч. διάκονος – служитель) – первая степень священнослужителя в Церкви, следующая перед пресвитером и епископом.

Диакон есть первая ступень в священной иерархии (священноначалии).

Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне).

Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение.

«По постановлению древней вселенской Церкви, обязанностью диаконов при богослужении было наблюдать за его порядком и благочинством, заведовать церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам совершать некоторые богослужебные действия, главным образом – побуждением присутствующих к молитве (ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями (по выражению некоторых церковных учителей, – были очами, ушами, устами, сердцем, десницей епископа)».
Протоиерей В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву

Чин диакона – апостольского происхождения. В него производят через хиротонию (рукоположение, таинство священства). Канонический возраст диаконской степени – не ниже 25-тилетнего. Неженатый диакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения. Степень диакона – предварительная степень для пресвитерского служения. Диаконский чин имеет следующие правительственные степени – протодиакон и архидиакон (старший иеродиакон).

1. История установления чина

Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:1-6). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы.

Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства.

Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора).

В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу (Деян. 7, 8 5, 12, 34-40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Великий. Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, святой Афанасий Александрийский в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботиться о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89).

Согласно обычаям древней Церкви рукоположение во диакона совершается после предварительного испытания хиротонисуемого, очищения грехов молитвою, постом и покаянием, при условии однократного вступления его в христианский брак.

2. Схема чинопоследования хиротонии во диакона

Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко»
Архиерейское благословение
Троекратное шествие вокруг престола
Пение тропарей
Преклонение правого колена пред святым престолом
Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Архиерейское благословение
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…»
«Кирие элеисон»
Две молитвы
Мирная ектения
Разрешение препоясания
Возгласы: «Аксиос»
Возложение ораря и надевание поручей
Вручение рипиды
Целование с диаконами
Причащение Святых Таин
Ектения: «Прости, приимше…»
Потребление Святых Даров.

3. Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона

Приведение рукополагаемого к алтарю выражает призвание Божие и свидетельствуется клиром, народом и святителем, согласие которых вопрошают диаконы, возглашая: «Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко».

Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого к святости и горячую любовь его к Богу. Целованием омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, через которого Сам Христос низводит на него благодать Божию.

В алтаре у престола совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особенное ей служение, поэтому во время троекратного обхождения вокруг престола поются те же самые тропари, что и при совершении Таинства Брака. В первом тропаре: «Святии мученицы» призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие Церковь, которые увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образ мучеников, подобно которым он должен обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.

Второй тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…» возвещает рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью его должна прославляться Единосущная Святая Троица.

В третьем тропаре: «Исаие, ликуй…» возвеличивается один из главнейших догматов Православной Церкви – воплощение Сына Божия, основателя новозаветного Священства, от Пресвятой Девы Марии. Хиротонисуемому внушается постоянно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей свидетельствовать почитание Спасителя и Богородицы.

Преклонение на одно колено означает, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их.

Словами тайносовершительной молитвы исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с помощью благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, через святительское руковозложение делается способным к служению Церкви в меру даруемой каждой степени священства благодати.

При возложении на его плечо ораря и вручении рипиды архиерей громко возглашает: «Аксиос» (Достоин), и хор повторяет следом за ним: «Аксиос». Этим возглашением объявляется, что рукоположенный достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи, рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать священнослужение.

Орарь возлагается на левое плечо, по толкованию святого Симеона Солунского, потому что диакон принадлежит к низшему чину. Когда же будет поставлен в пресвитеры, тогда и на правое плечо получит его, как получивший благодать служить и совершать Таинства. Возложение ораря на плечо диакона означает, кроме того, что он получает способность служить у престола Божия, то есть занимать более высокую должность, чем иподиакон, который был только препоясан орарем. Подобно херувимам, которые пред величием Божиим, по словам пророка, крыльями своими закрывают «лица своя» (Исаии. 6:2), а по выражению Церкви, «не смеют (чини ангельстии) взирати», диакон во время молитв, произносимых им при богослужении, как бы закрывает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других благоговеть и молиться пред Господом.

Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особенной силы и помощи Божией для преемлющего Священство, потому что они, по толкованию Симеона Солунского, изображают и «всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови», а равным образом и «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату».

Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, которые на ней изображены, «во образ тех, которые были во времена закона и осеняли кивот и так называемое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им следует быть здесь, при открытой Истине. И действительно, здесь присутствует множество ангелов, как многие из отцов наших и видели их, наполняющих храм Божий» (Симеон Солунский).

Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея в знак благодарности за получение через архиерея благодати Священства и становится около левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до возгласа «Святая святым», то есть до времени Причащения. Он причащается первым из диаконов (вслед за протодиаконом), ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.

По окончании Причащения народа и перенесения чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению «Прости, приимше», показывая народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитвам и молениям, вознося их к Богу».
Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви

См. СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ХИРОТОНИЯ, ПРОТОДИАКОН, АРХИДИАКОН, ИЕРОДИАКОН, ДИАКОНИСА

Список форм ксеноморфа

Субтитры

Мы продолжаем знакомство с самыми опасными, мерзкими и невероятными тварями, населяющими самые темные уголки известного пространства. В прошлых видео мы встретились лицом к лицу с ксеноморфами, арахнидами, хэдкрабами и другими тварями. Сегодня на очереди, по моему скромному мнению, одни из самых ужасающих порождений тьмы – некроморфы из Мертвой Пустоты или Dead Space. Узнаем, что они такое, откуда взялись, как размножаются, как и для чего убивают, каков их жизненный цикл и, конечно же, как их убить. Недавно я задавал вам небольшую загадку на внимательность на ютубе, в инстаграме и в ВК, о чем же будет этот ролик. Многие из вас угадали, так что ищите свои имена и ники по ходу ролика! Некроморфы – это мертвая форма жизни. Лишенные жалости, боли и сострадания эти существа существуют для распространения чужеродной внеземной бактерии, которая трансформирует мертвую плоть в нечто ужасное и враждебное. Если не сильно вникать в природу и историю некроморфов, то можно подумать, что они – просто очередные очень опасные зомби, но это ошибочная точка зрения. За угрозой меньших некроморфов стоит кое-что по истине потрясающее и невооброзимое, способное уничтожить всю жизнь во вселенной, превратив ее в мертвую пустоту – Братские луны. Но обо всем по порядку. Обращенные в некроморфов, незамедлительно атакуют любую незараженную форму жизни с целью умерщвления и последующей трансформации. Вспышки заражения возникают там, где появляются таинственные внеземные Обелиски, которые напоминают огромные дилдо из ада. Их изучение открыло тайну таких строений: Обелиски засылаются на различные планеты Братскими лунами, которые являются конечной, на сколько это известно, стадией развития некроморфов. Они представляют из себя огромные планетарного масштаба скопления мертвой зараженной плоти, цель которых – поглощение всего живого. Все некроморфы объединены в общую разумную телепатическую сеть. Меньше твари лишены рассудка как такового, и ими через Обелиски управляют Братские Луны. Итак, заражение проходит в несколько стадий: как только Обелиск приземляется на планету, на которой существует жизнь, он начинает ретрансляцию сигнала, который превращает мертвую плоть в определенном радиусе от обелиска в некроморфов. На разумных существ этот сигнал влияет совсем по-другому: он сводит их с ума, передавая в разум ужасные образы, в том числе чертежи обелисков. Делается это для того, чтобы попавшие под влияние сигнала существа создавали копии обелисков, тем самым распространяя влияние сигнала на новые территории, еще больше увеличивая охват пандемии. Помимо этого, помешательство проявляется в агрессивных действиях к окружающим и к самим себе: жертвы сигнала становятся опасны, пытаются убить всех вокруг, а заодно и себя, становясь биологическим материалом для последующего пополнения армии некроморфов. Помимо сигнала Обелисков, источником заражения служит сам патоген, который распространяют различные виды некроморфов, например, Заразители или Рой. Как уже говорилось: непосредственно живые организмы не превращаются в некроморфов. Сначала их нужно умертвить. Если бактерия входит в контакт с живым человеком, то он испытывает лишь некоторые психические и двигательные расстройства: кататонию, паралич, проблемы с дыханием. С другой стороны, такие расстройства могут стать причиной смерти, сделать из человека легкую добычу для других некроморфов и так далее, то есть все же способствуют распространению инфекции. Пожирание плоти нефроморфов так же ведет к заражению, смерти и последующей трансформации. Зараженные трупы превращаются в некроморфов крайне быстро, а сам эффект перерождения просто ужасен. Клетки мертвого организма начинают перестраиваться, что выражается в изменение формы как отдельных органов и частей тела, так и всего организма. Внутренние органы за ненадобностью рекомбинируются в дополнительные мышцы, а кости ломаются и зачастую становятся своебразными огромными ножами. Уже это делает некроморфов весьма опасными. Процесс перерождения занимает считанные секунды, и при этом выделяется огромное количество тепла, из-за чего кровь буквально закипает. Плоть некроморфов так же распространяет заразу, прирастая к полу, стенам и потолку, она очень напоминает живую землю у зергов. Эта плоть, инжектированная непосредственно в кровеносную систему человека, запускает процесс трансформации. Некроморфы в своих видах очень многообразны. Если хотите узнать подробно про особенности всех видов некроморфов – пишите в комменты «Давай Dead Space!». Как я уже говорил, некроморфы убивают и распространяют инфекцию не просто так. Их конечная цель – поглотить все живое во вселенной. Кульминацией заражения целой планеты, является рождение новой Братской Луны – финальной формы эволюции некроморфов. После того, как пандемия достигает достаточных масштабов, начинается Схождение. Все некроформы, вся биосфера планеты и все Обелиски устремляются в стратосферу, где происходит рождение совершенного мертвого существа – Братской Луны. После этого единственной целью существа остается поглощение всего живого на своем пути. Все некроморфы обладают потрясающей устойчивостью к урону. То, что убивает человека, никак не остановит некроморфа из-за отсутствия жизненно важных органов и чувства боли. Им так же не нужен воздух, чтобы дышать. Основным и самым действенным способом борьбы с некроморфами является расчленение или полное уничтожение их тел. Так как видов некроморфов огромное множество, то и ампутация – не универсальный способ, но в большинстве случаев следует отстреливать или отрезать именно конечности: руки и ноги, так как без них они становятся практически безобидными и умирают. Но повторяю, есть исключения. Лишившийся головы некроморф, в большинстве случаев, напротив не особо огорчится и продолжит пытаться вас убить. В некоторых случачях так же может помочь мощный поток пламени, взрыв или электрический разряд. Но существуют виды некроморфов, которые способны быстро регенирировать потерянные конечности, или попросту мутируют после потери оных, становясь еще сильнее и опаснее. В общем, некроморфы вобрали в себя все самое ужасное и смертоносное, став одними из самых, или, возможно, самыми опасными существами во вселенной. О ком бы вы еще хотели услышать в следующих видео? Пишите в комменты и смотрите другие видосики на канале! Не забывайте включать «колокольчик», а то многие подписчики пропускают новые видео! Так же подписывайтесь на мой второй стримерский канал и поддерживайте баблишком, если не жалко! Ссылки в описании! Спасибо за просмотр! И помните – никто не придет на помощь.

Иерархия в церкви среди священников

Иерархия в церкви. Со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: низшая – диакон (помощник священника); средняя – священник; высшая – епископ.
Все православное духовенство разделяется на «белое» — состоящее из лиц женатых, и «черное» — монахов (от греческого «монос» — один)
Овдовевший священнослужитель чаще всего принимает монашеский чин, так как не имеет права жениться второй раз.
Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими.

Как миряне могут служить в храме? Кто такой алтарник, чтец по иерархия в церкви

Кто такой алтарник

Алтарник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре. В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и перед иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение молитв во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Кто такой чтец

Чтец (псало́мщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и поют во время богослужения молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались канцелярскими делами церкви и прихода, благотворительностью, имели и другие церковные послушания. Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью.

Пономари также исполняют обязанности звонарей, подают кадило, помогают в изготовлении просфор, убирают в храме, отпирают и запирают его.

Батюшка – обобщенное традиционное для православной Руси именование священника. Обычно называют того, кто проводит службы в храме.

Кто такой дьякон? Разница между иподьяконом, дьяконом, протодьяконом и архидиаконом.

Диакон – первая степень священнослужения. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения. Не имеет право совершать богослужения самостоятельно. Протодиакон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму — схииеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом — первым диаконом, а в черном — архидиаконом (старшим диаконом).
Иподиакон — это помощник диакона. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь. Иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями.

Кто такой священник (просвитер, иерей) в иерархия в церкви?

Священник это служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.
Пресвитер (греч. – старший) это древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства.

Впоследствии пресвитеры стали называться священниками или иереями (с греческого «иеревс» — «священник»). Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонах, а принявший схиму — схииеромонахом.

Кто такие монахи?

Монах – священники, дополнительно давшие ещё 3 обета: нестяжательство, послушания и безбрачия. В случае, когда монах принимает сан, он может стать иеродиаконом (монах-диакон), иеромонахом (монах-иерей), далее – игуменом и архимандритом.

Кто такой протоирей? Протоиерей это старший иерей (священник), обычно настоятель храма.
Кто такой настоятель храма, монастыря? Настоятель, это должность. Старшее духовное лицо в монастыре, храме.

Кто такой архиерей? Архиерей — общее звание для священнослужителя, стоящего на этой ступени церковной иерархии: патриарха, митрополита, архиепископа и епископа. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин.

Кто такой епископ и архиепископ? Епископ (от греческого слова «эпископос» — «смотритель, надзиратель»). Апостолы передали им власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов, а также наблюдать за их поведением. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, как правило, управляющими епархией большего размера.

Митрополит – архиерей (главный священник) очень крупной церковной области. Например: митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Митрополит — это епископ большого столичного города и прилегающей области, так как столица по-гречески называется митрополией.

Кто такой патриарх? Патриарх (греч. – родоначальник) это высший священноначальник (архиерей) страны. Высший чин церковной иерархии. Например патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Как правильно обращаться в батюшкам?

«Отец (имя)» — обращение к священнику и диакону, когда вы знаете его имя. Если не знаете имя, можно обратиться словом «батюшка». Если вы видите, что перед вами важный церковный чин, то к нему следует обращаться со слова «владыка». Священника и диакона при обращении называют «отец (имя)», в виде исключения отцами называют пожилых и многоопытных монахов. Обращение Батюшка применяется только к священнику.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Ведь святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, патриарху — нужно обращаться «владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев — «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Краткая таблица православных чинов. Иерархия в церкви.

Белое духовенство (женатые)

Черное духовенство (монашествующие)

Степени

Патриарх, Предстоятель Церкви

Архиереи (высшие священники)

Митрополит, Архиепископ
Епископ
Протопресвитер Архимандрит, игумен, игумения

Священники

Протоиерей Иеромонах
Иерей
Протодиакон Архидиакон

Дьяконы
(помощники священника)

Диакон Иеродиакон
Иподиакон
Чтец, псаломщик, пономарь, алтарник Послушник, инок, монах

Русская Православная Церковь

Книга выпущена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II издательствами Учебного комитета Русской Православной Церкви и храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке. Составитель — клирик московского храма пророка Илии в Черкизово протодиакон Максим Синюк, а издана она под общей редакцией Патриаршего архидиакона Андрея Мазура.

В книге приводятся все действия и движения диакона в алтаре, на амвоне, во время крестных ходов, каждения во время различных богослужений. Все действия диакона в одном сборнике ранее никогда не издавались, они упоминаются в некоторых комментариях, в иных книгах приводятся различные указания, но все это — разрозненные замечания, не собранные воедино. Автор предпринял попытку восполнить образовавшийся пробел.

В книге рассмотрено сослужение диакона одному священнику на всенощном бдении и на Литургии. Кроме того, приведен порядок диаконского служения на Божественной литургии при архиерейском чине со многими диаконами, а также в двунадесятые и великие праздники и многие другие особенности, касающиеся служения диакона — необходимые движения, действия и возглашения.

Идея и смысл создания этой книги в том, чтобы недавно рукоположенный диакон знал, что ему делать во время, к примеру, архиерейского богослужения. «Амвон — это не сцена, где диакон должен показывать свои вокальные данные,— считает протодиакон Максим. — Задачей диакона является такое сослужение предстоятелю, чтобы каждое слово, каждое движение было понятным и неслучайным и открывало молящимся в храме всю красоту и полноту богослужения. Эпиграфом сборника является цитата из Псалтири «Пойте Богу нашему, пойте, пойте разумно» (Пс. 46)».

Для того чтобы помочь диакону в совершении богослужения и дать ему возможность сосредоточиться главным образом на особенностях диаконского служения, в общепринятое оформление последования были внесены незначительные изменения. К таким изменениям относится, в первую очередь, сокращение иерейских возгласов и молитвословий (они содержатся в необходимом объеме в обычном служебнике). Для более внимательного отношения к смыслу возглашаемых и произносимых диаконом слов все они выведены из-под титла.

Нечеткое представление о своих литургических обязанностях мешает диакону сосредоточиться на самом богослужении и выполнить заповеданное апостолами: «Диакон да будет ухом, глазом, устами, сердцем и душею, ангелом и пророком епископа и пресвитера».

Книга издана небольшим тиражом и в скором времени поступит в продажу.

Сайт храма прор. Илии в Черкизове/Патриархия.ru