Джордано бруно кто такой

Николай Коперник и Джордано Бруно

Николай Коперник (1473–1543) — польский астроном и мыслитель. Он родился в маленьком городке Торуни на берегах реки Вислы в семье купца. В возрасте десяти лет мальчик лишился отца и был отдан на воспитание дяде — епископу Луке Ватцельроду, который дал племяннику прекрасное воспитание.

Коперник учился в Краковском университете, известном своими преподавателями, а потом заканчивал образование в итальянских университетах Болоньи и Падуи.

После окончания образования Коперник вернулся в Польшу и поселился в городе Фромброк, где в одной из башен костела оборудовал себе астрономическую лабораторию. Инструменты для своих наблюдений Коперник изготовлял сам.

Начал он с попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентричную систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. В те времена считалось, что в центре мира находится Земля, а вокруг нее движутся Солнце, звезды и планеты. Такую систему называли геоцентричной — от греческого слова «гея» — «земля». Коперник же постепенно пришел к созданию новой гелиоцентричной системы мира, согласно которой Солнце, а не Земля, занимает центрально положение, Земля же является одной из планет, обращающихся вокруг своей оси. Учение было названо гелиоцентричным от греческого слова «гелиос» — «солнце».

Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентричной системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли. Но ещё более неопровержимыми оказались расчеты Коперника.

Труд ученого вышел «в свет», как мы теперь говорим, в день его смерти. Изложенное в книге учение Коперника устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказались едиными для всей Вселенной в целом и Земли в частности.

Теория Коперника рассматривалось католической церковью как ересь, и именно поэтому в 1616 году книга Коперника «Об обращении небесных сфер», опубликованная в 1543 году, была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 года.

Почёму же инквизиторы запретили книгу Коперника через семьдесят три года после её появления? Это произошло благодаря издателю книги богослову Осиандеру, который в предисловии написал, что теория Коперника — не новое объяснение устройства Вселенной, а всего лишь способом более простого и удобного расчета путей движения планет. Невежественные монахи не смогли сразу разобраться в сложных расчетах Коперника и не сразу запретили книгу, положившую основу новым представлениям о мире.

На памятнике Копернику в его родном городе Торуни благодарные потомки написали: «Остановивший Солнце, двинувший Землю».

Что же такое «Индекс запрещенных книг»? Так называется издававшийся Ватиканом в 1559–1966 годах список произведений, чтение которых запрещалось верующим под угрозой отлучения от церкви. Издание таких списков являлось одним из способов борьбы католической церкви в антикатолическими воззрениями, с научным и социальным прогрессом.

В «Индекс запрещенных книг включались тысячи названий, среди которых находились произведения великих писателей, ученых и мыслителей: «Божественная комедия» и «Монархия» Данте, книги О. де Бальзака, Ж. П. Сартра, Абеляра, Спинозы, Канта и многих других. Не повезло и труду Коперника.

Сторонником его гелиоцентрической системы был Джордано Филиппо Бруно (1548–1600), итальянский философ и мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной.

Бруно родился в семье бедного солдата и в семнадцать лет постригся в монастырь, стал монахом. Однако пробыл Бруно в монастыре всего десять лет, ибо ему пришлось бежать оттуда, опасаясь преследований за свои представления о строении Вселенной и суда инквизиции.

Долгие годы он провел вдали от своей родины, жил в Праге, Лондоне и Париже, где читал лекции и участвовал в научных диспутах. Он был популяризатор идей Коперника и повсеместно рассказывал о них.

Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров.

Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира. Такое католическая церковь простить ему не могла.

Бруно был обманом залучен в Италию, где его арестовали и семь лет держали в застенках инквизиции. Мучители предлагали ученому отречься от своих взглядов, однако Джордано Бруно не покаялся и не изменил своих показаний.

Тогда Бруно судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Взойдя на эшафот Бруно сказал: «Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!»

Ученый оказался прав и на этот раз: в XIX веке на месте казни Бруно был поставлен памятник — человечество действительно по достоинству оценило труды великого мыслителя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Джордано Бруно: биография и учение итальянского философа

Джордано Бруно, философия которого до сих пор является предметом научных дискуссий, вошел в историю как мученик, пострадавший ради науки, которого казнили за прогрессивные взгляды. Современные историки сомневаются в том, что мыслителя преследовали за научные теории. Ни Галилей, ни Коперник, исповедовавшие схожие с Бруно взгляды на устройство Вселенной, не закончили жизнь на костре. Расскажем подробнее о жизни и воззрениях философа.

Фото: flickr.com

Джордано Бруно: биография философа

Сегодня каждый школьник знает, кто такой Джордано Бруно. Вокруг его личности сложилось множество мифов. Материалы его судебного процесса были частично утрачены, что порождает споры о том, что послужило причиной сурового приговора. Вот основные факты из его биографии:

Внешность и характер Джордано Бруно

Школьные учебники изображают Бруно молодым человеком. Помещенные в них изображения основаны на гравюре 1715 года. Итальянский историк Вирджинио Сильвестрини назвал ее единственным известным портретом мыслителя и предположил, что она основана на некоем раннем оригинале, который был утерян.

Помимо гравюры, дошли несколько противоречивых описаний внешности Джордано Бруно. Так, архиепископ Кентерберийский Джордж Эббот писал о том, что его имя длиннее тела, намекая на миниатюрный рост ученого. Из записей инквизиции 1592 года известно, что у Джордано был средний рост и светло-коричневая борода.

Сохранились данные о том, что современники верили в феноменальную память Бруно. Он якобы знал наизусть более тысячи текстов — от Священного Писания до трудов арабских философов.

Бруно защитил две докторские диссертации, преподавал в восьми европейских университетах и пешком исходил почти всю Европу.

Известно, что Бруно не отличался легким характером. Историк Мордехай Фейнгольд писал, что он был напыщенным и высокомерным, высоко ценил лишь свое мнение и мало проявлял терпения к любому, кто даже слегка был с ним не согласен.

Происхождение и юность Бруно

В 1548 году в городе Нола родился мальчик Филиппо. Его отцом был солдат Джованни Бруно, а матерью — Фраулисса Саволино. В некоторых источниках Бруно называют ноланцем по городу, из которого он родом.

Семья не могла похвастать достатком. Годовой доход Джованни составлял 60 дукатов, что в пять раз меньше дохода чиновника средней руки в те времена. Детство Бруно закончилось в 11 лет. Чтобы дать сыну образование, родители отправили Филиппо в Неаполь. Он посещал монастырскую школу, где обучение было бесплатным.

В 1565 году юноша принял монашеский постриг и получил имя Джордано. Он стал членом доминиканского ордена. Неофициальное название ордена Domini canes, что в переводе с латинского означает ‘Псы Господни’. Доминиканцы взяли на себя борьбу с ересями и стали основой инквизиции Римско-католической церкви. Суровость инквизиции к Бруно можно объяснить и тем, что он нарушил клятву ордена и сам стал еретиком, что стало серьезным ударом для доминиканцев.

В 1752 году Джордано Бруно был рукоположен в священники. Уже тогда он прославился своей мнемонической системой, позволявшей запоминать огромное количество информации, и был приглашен рассказать о ней папе Пию V.

Спустя три года монастырское начальство заподозрило Бруно в чтении запрещенных книг и непочтении к иконам. Кроме того, он высказывался в пользу арианской ереси, представители которой считали, что Бог отец и Бог Сын не одна и та же сущность. Бруно покинул монастырь и начал странствовать.

Европейские путешествия философа

Бруно больше десяти лет странствовал по Европе. Из-за сложного характера нигде не мог найти постоянное место работы.

В 1579 году он работал в Женевском университете, но долго там не продержался. Его изгнали за еретические взгляды. По некоторым данным, в Женеве Бруно перешел из католицизма в кальвинизм. Позже на суде он отрицал этот факт, утверждая, что имел в Женеве полную свободу действий без необходимости переходить в протестантизм.

В начале 1580-х Бруно оказался во Франции. Некоторое время преподавал в Сорбонне, но умудрился нажить себе серьезных врагов в местном ученом сообществе. В Париже Бруно встречался с Генрихом III, который желал освоить мнемоническую систему философа. Когда пребывание Бруно во Франции стало нежелательным, король дал ему рекомендательные письма и отправил в Англию.

В 1583–1585 годах Бруно жил на Туманном Альбионе. Здесь он написал несколько книг и пытался получить должность преподавателя в Оксфорде. Однако испортил отношения с руководством учебного заведения и влиятельным священником Джорджем Эбботом. Впоследствии тот стал архиепископом Кентерберийским. Философа обвинили в плагиате.

В 1585 году философ возвращается в Париж, где пишет 120 тезисов, направленных против аристотелевского естествознания, и конфликтует с математиком Фабрицио Морденте, написав несколько критических брошюр о нем. Покровителем Морденте оказался могущественный герцог Карл I де Гиз, и Бруно вынужден был бежать из страны.

В Германии философ был преподавателем в Виттенбергском университете, но долго не проработал. В 1588 году Бруно оказался в Праге. Он пытался стать преподавателем в местном университете. Здесь он написал трактат о магии. Император Священной Римской империи Рудольф II должности ему не предоставил, но выдал 300 талеров. Некоторое время Джордано поработал в Хельмштедтском университете в Нижней Саксонии, но и оттуда был изгнан.

Возвращение в Италию и арест

В начале 1590-х Джордано Бруно возвращается на родину. В Падуе он безуспешно претендовал на должность преподавателя университета. Интересно, что спустя год ее получил Галилео Галилей.

В 1592 году аристократ Джованни Мочениго пригласил философа приехать в Венецию и обучить мнемоническим техникам. Спустя некоторое время он написал несколько доносов по поводу еретических воззрений Бруно. Местная инквизиция арестовала философа. На первых допросах Джордано объяснял происхождение доносов нежеланием Мочениго платить за обучение. В 1593 году философа отправили в Рим, где семь лет шло следствие.

В 1600 году состоялась казнь Бруно. Его сожгли на одной из римских площадей.

Фото: commons.wikimedia.org

Тайна приговора

Поскольку документы по делу философа не сохранились в полной мере, его приговор интригует ученых несколько столетий. По свидетельствам некоторых источников, Бруно заявлял, что его обвинители боятся выносить приговор. После его смерти по Риму пошли слухи, что философа казнили «за лютеранство». Это бы поставило под сомнение религиозный мир, наставший в Европе лишь в 1598 году, когда по Нантскому эдикту католики и протестанты получили равные права.

Сохранились сведения о том, что философу действительно ставили в вину переход в протестантизм, что он это отрицал. Не соответствуют действительности и заявления о том, что философа казнили за приверженность взглядам Коперника и идею о существовании множества миров. Книги Джордано церковь объявила еретическими лишь спустя три года после его казни. Труды Коперника были запрещены лишь через 16 лет после смерти Бруно. А идею о множественности миров выдвигал святой Фома Аквинский еще в XIII веке.

Главным пунктом обвинения была ересь. Европа только пережила последствия Реформации. Религиозный мир между католиками и протестантами был достигнут, но ненависть и взаимные подозрения лишь возросли. Поэтому взгляды бывшего доминиканца, противоречащие официальной доктрине, воспринимались как предательство.

Итальянский историк Луиджи Фирпо попытался реконструировать пункты обвинений. По его мнению, инквизиция ставила в вину Бруно:

  • критику Католической церкви и отрицание ее догматов;
  • сомнения в учении о Троице, божественной природе Христа и боговоплощении;
  • отрицание учения об Иисусе как Христе-Спасителе и непорочном зачатии Девы Марии;
  • отрицание пресуществления — таинства превращения вина и хлеба в Тело и Кровь Христа и необходимости мессы;
  • занятия магией и гаданием;
  • веру в метемпсихоз — переселение душ и возможность воплощения души человека в теле животного.

Доподлинно не известно, что утверждал Джордано Бруно в действительности, но перечисленных обвинений достаточно для серьезного приговора.

Отношение церкви к Бруно после его смерти

В 1870 году Рим стал частью Королевства Италия. Церковь потеряла власть над столицей. Городской муниципалитет принял решение возвести памятник Джордано Бруно. Его открыли в 1889 году на месте казни мыслителя.

Католическая церковь в ХХ веке выразила сожаление по поводу преследования ученых в прошлом, но Бруно Джордано в их список не попал. До 1948 года его труды входили в Индекс запрещенных книг церкви.

В 1942 году римский кардинал Джованни Меркати нашел несколько документов по судебному процессу над философом, которые ранее считались утраченными. Изучив их, он сделал заявление, что церковь справедливо осудила мыслителя. Кардинал Анджело Содано в 2000 году назвал казнь философа «печальным эпизодом», но подтвердил, что обвинители поступили правильно.

Ученый и академик Владимир Арнольд рассказывал, что на аудиенции у Папы Иоанна Павла II поинтересовался, реабилитировала ли церковь Джордано Бруно. Папа, известный либеральными взглядами, предложил вернуться к разговору о реабилитации, когда ученые найдут инопланетян.

Фото: flickr.com

Аль-Фараби: биография и философия

Джордано Бруно: философия кратко

Джордано Бруно, книги которого вплоть до середины ХХ века были запрещены Римско-католической церковью, не был ученым по меркам XVI века. Спустя несколько десятилетий после смерти Бруно Ньютон сформулировал главный критерий новоевропейской науки: мысли необходимо подтверждать фактами и вычислениями, тогда открытие будет считаться научным. В период жизни Бруно действовал похожий принцип: в трудах ученого должны быть гипотезы с расчетами. В трудах Джордано Бруно расчетов не было, поэтому современники воспринимали его как философа.

Он формулировал философские идеи и, обладая литературным талантом, придавал им формы художественных образов. Он не был ни физиком, ни астрономом и, как утверждают биографы, был лишь поверхностно знаком с трудами Коперника.

Перу Бруно принадлежит немало произведений. Его интересовали следующие темы:

Искусство памяти

В 1580-х философ написал несколько произведений о том, как запоминать и вспоминать. Его интересовала возможность развития образной памяти. В произведениях «Печать печатей» (1583) и «О сочетании образов, знаков и идей» (1591) он рассказывал об использовании образов и символов для запоминания информации.

Философия

Бруно не просто занимался философией, он пытался упорядочить философские идеи и термины своего времени. В 1598 году он издает прообраз энциклопедического словаря под названием «Свод метафизических терминов».

Философ издал несколько произведений об античных философах. Во время пребывания во Франции он представил произведение «О тенях идей» (1582), в котором изложил собственный взгляд на знаменитую концепцию мира идей Платона. Также его перу принадлежит «Лекция по физике Аристотеля в образах» (1585).

Помимо систематизации философских знаний и анализа античного наследия, Джордано Бруно исследовал ключевые понятия современной ему метафизики. Среди произведений этого направления следует назвать «О причине, начале и едином» (1584), «О монаде, числе и фигуре» (1591).

Магия

Историки предполагают, что одним из пунктов обвинений Бруно на суде было занятие магией. У инквизиции были на то основания. Его перу принадлежат несколько книг, посвященных этой теме. В пражский период философ издал трактат «О естественной магии» (1588), позже произведение о магии медицинской — «Луллиева медицина» (1591).

Также его интересовало прошлое оккультного знания. Этой теме посвящена книга «Каббала Пегаса» (1585).

Полемика и риторика

Непростой характер Бруно толкал его на споры с учеными мужами своего времени. Он издавал полемические произведения против перипатетиков (1586), математиков и философов (1588).

Помимо философских трактатов, Бруно обладал литературным талантом. Его перу принадлежат пьеса «Светильник» (1582) и сборник сонетов под названием «О героическом энтузиазме» (1585).

Фото: picryl.com

Философия Джордано Бруно — это смесь натурфилософских и мистических учений своего времени.

Вот основные ее положения:

Взгляды на устройство Вселенной

Мыслитель утверждал, что Вселенная бесконечна. Она вечна и состоит из множества миров. Благодаря этому некоторые исследователи считают его предтечей многомировой интерпретации, существующей в квантовой механике ХХ века.

Определение божественной сущности природы

Взгляды Бруно на природу сходны с пантеизмом — учением о тождестве мира и бога. Он утверждал, что природа наделена божественными свойствами. Тем самым стирал границу между Творцом и Творением, характерную для христианского вероучения.

Отношение человека с Богом

Бруно наделял людей божественной природой. Он говорил, что человек есть смертный Бог. Соответственно, Бог — это человек, достигший бессмертия. Он считал, Бог создал мир, правила по которым он развивается и подчинил его управлению человека.

Бруно также считают сторонником герметизма — оккультного учения, сторонники которого верили, что при помощи магии можно очиститься от животной сущности и достичь состояния, которым обладал Адам до грехопадения, то есть избавиться от первородного греха и стать вторым Богом.

Джордано Бруно, биография которого напоминает приключенческий роман, вошел в историю как свободомыслящий человек, пострадавший за свои взгляды.

Он стал символом жертвы ради истины. Не сделав ни одного научного открытия, Бруно прославился как ученый, выступивший против церковного мракобесия. Не все мифы о философе соответствуют действительности, но его роль в мировой истории очевидна.

Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401—1464). Несмотря на то, что он родился в семье рыбака и виноградаря в 1448 г. он стал католическим кардиналом, благодаря своему таланту и способностям. Основные произведения Кузанского: «Об ученом незнании» (1440), «Апология ученого незнания» (1449), «О предположениях» (1450), «О вершине созерцания» (1464).

Как и большинство философов его времени, он ориентировался на традицию неоплатоников. Однако он не слепо следовал этой традиции, а внес в нее сущecтвeнныe изменения.

Основное положение философии Кузанского — абсолютность Единого. Поскольку это абсолютное Единое не имеет противоположности, он тождественно беспредельному бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же — это минимум. Эти пределы совпадают, причем максимум, включающий в себя все по своей сути является ни чем иным как Богом. Поскольку Бог это максимум, то есть все, постольку он проявляется во всем, в любом процессе, в каждой мелочи. Следовательно, Бог одновременно выступает и как минимум Вселенной. Поэтому максимум и минимум совпадают — они совпадают в Боге, объемлющем все.

Гносеология Кузанского. В вопросе познания Кузанский опирается на идею врожденности познания у человека. Знание дано человеку Богом, но поскольку Бог непознаваем (бесконечность и беспредельность не могут быть познаны), то он является пределом познания. Следовательно, и тут мы наблюдаем совпадение максимума и минимума — конечное (т.е. минимум) пытается познать бесконечное (максимум). Бог может мыслиться человеком только как предел. До этого предела мы можем знать, а дальше начинается только лишь область веры, т.е. мы можем только лишь верить.

Следующим положением является утверждение о том, что Бог является единственной истиной (ведь он все и он бесконечно абсолютен). Если Бог — истина, а Бог — непознаваем, то и истина — непознаваема. Она не может быть познанной, но она осознается человеком, т.е. он осознает ее наличие.

Исходя из этого, путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения божественных предельных истин.

Онтология Кузанского. Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и уст­ройству Космоса. Что такое пантеизм?

Пантеизм (от греч. pan «все» и греч. theys «бог») — это философское учение, отождествляющее бога и мир. Николай Кузанский одним из первых подошел к пантеистическому философскому понимаю мира.

Не выступая открыто против идеи креационизма, Кузанский фактически устраняет принцип творения мира Богом. Он представляет отношения мира и Бога как отношения целого (максимум) и части (минимум). Минимум — это ограничение максимума, иначе мир не был бы возможным: все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсо­лютным минимумом.

Осуществленное Николаем Кузанским отождествление еди­ного с беспредельным абсолютным максимумом разрушает ту кар­тину Космоса, на которую опиралось античное и средневековое ми­ровоззрение. Античная и средневековая космология исходила из признания центра мира и тем самым из его конечности. Предвосхищая космологию Н. Коперника, Кузанский учил, что земля, как и любое другое небесное тело, не может быть центром Вселенной. Согласно взглядам Николая Кузанского, центр и окружность Космоса — это Бог.

Вопрос о том, кем же был по своей сути Николай Кузанский — теистом или пантеистом — остается открытым. Этого мыслителя нельзя причислить к чистым пантеистам, правильнее будет говорить, что он близко подошел к нему. Пантеистические возможности концепции Николая Кузанского были последовательно осуществлены Дж. Бруно.

Джордано Филиппе Бруно (1548—1600), итальянский философ и поэт, преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) он был обвинен в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме был сожжен на костре 17 февраля в Риме.

Оформлению пантеистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало его знакомство с философией Николая Кузанского (у которого Бруно почерпнул и идею «отрицательной теологии», т.е. апофатической, исходящей из невозможности положительного определения бога).

Бруно считал целью философии не познание сверхприродного Бога, а познание природы, являющейся «богом в вещах». Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином» (1584)). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «все во всем».

Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в ее отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады — Г. Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость — таковы исходные посыл­ки философии итальянского мыслителя. На этом базируется его космологическое представление. Бруно открыто порывает с геоцен­трической концепцией устройства мироздания. По его мнению, дви­жущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля — лишь ничтож­ная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни гра­ницы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к от­дельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. «Существуют бес­численные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца», — писал Д. Бруно в книге «О бесконечности, все­ленной и мирах» (1584).

Философия Бруно явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.

Контрольные вопросы:

1. Какие исторические факторы оказали влияние на формирование средневекового мировоззрения? Периодизация средневековья. Что вы знаете об этой эпохи?

2. Расскажите об основных принципах религиозного мировоззрения.

3. Начало средневековой философии: апологетика, патристика.

4. Что вы знаете о философских системах греческого Востока?

5. Расскажите о личности и философской системе Августина Аврелия. Какое влияние оказало его учение на средневековую интеллектуальную культуру?

6. Расскажите о схоластике.

7. Расскажите об основных философских проблемах средневековья. Что такое реализм, номинализм, концептуализм?

8. Что такое «двойственная истина»? В рамках каких школ разрабатывалась эта проблема?

9. Что вам известно о гностических учениях?

10. Расскажите об основных принципах философии Фомы Аквинского. Какое значение для культуры Запад имело его учение?

11. Что вы знаете об эпохе Ренессанса? Как вы можете ее охарактеризовать?

12. Расскажите об утопическом социализме эпохи Возрождения: основные представители, их идеи.

13. Что вы знаете о Реформации? В чем ее историческое значение? Кто основные представители?

14. Расскажите о философии Н. Кузанского: что нового в его философской системе по сравнению с традиционными философскими конструкциями Средних веков?

15. Расскажите о философской системе Дж. Бруно.

Джордано Бруно(1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: 1) Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; 2) Вселенная не имеет центра и бесконечна; 3) Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); 4) звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; 5) число миров во Вселенной бесконечно; 6) все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; 7) не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Вопреки расхожим мнениям, Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной. До него такие идеи принадлежали Античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому. Джордано Бруно опираясь на их работы и на свои собственные изыскания впервые СОЗДАЕТ СИСТЕМУ, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового КОСМИЗМА, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов.
Идея бесконечности Вселенной у Д.Бруно не является оторванной от других его философских изысканий. Развивая идеи Аристотеля, неоплатоников и средневековых авторов, он создает модель мироздания, в основе которого лежит ЕДИНОЕ, в которое входит как материальное начало, так и формальное – духовное начало. Подобный монодуализм позволяет Бруно прийти к выводу об одушевленности мироздания в целом и в частностях – согласно его взглядам, миры одушевлены также, как и одушевлена Вселенная в целом. И именно такая ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ является бесконечной, наполненной бесконечным числом живых миров, населенных обитателями. Но идеи Бруно не только сугубо онтологичны, а несут на себе определенную этическую нагрузку, излагая которою, он создает произведения, как обличающие пороки его времени, так и дающие весьма прогрессивную для того времени мораль.

Пантеистическая философия природы: Бог во всем, он тождествен природе. Проблема бесконечности мира, его динамическое единство и вечность. Основа – единое, материя — неразвернутая причинность сущего. В едином — внутренняя способность материи быть формой всех форм. «Душа мира» удерживает мир в единстве и разнообразии, господствует над материей, всеобщий разум, формирует материю изнутри. Материя не может существовать без формы, форма — внутренняя сторона материи. Материя — причина, возможность. Противоречивое единство: единое бесконечно, многосторонность и множественность единого. Космос состоит из дискретных частиц — атомов. Движение тождественно материи, природа — это мировая душа. Движение — внутренний принцип природы, Но целое неподвижно, нет внешнего источника движения. Цель разума — проникновение в глубину явлений. Закон природы — её божественность. Познание бесконечно, т.к. бесконечен его предмет. Познание: восприятие -> представление -> обработка разумом.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г .

Пантеи́зм — учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющееВселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

Учение джордано бруно

Яркий представитель эпохи Возрождения Италии, отдавший все свои познания и мысли в пересмотр картины мира средневековья, Джордано Бруно с раннего возраста отличался вольнодумством, и не раз конфликтовал с учением церкви. Джордано Бруно слыл человеком бескомпромиссным, и со свойственной ему энергией, твердо стоял на ногах в своих убеждениях. Свои творения по философии, Бруно излагал в форме художественного диалога. Учение Джордано Бруно нашло отражение во многих его трудах, но главным его произведением было – «Бесконечность вселенной и множество миров». Лишь по одному заглавию можно сделать суждения о сущности учения. Как состоявшийся поэт-философ, Джордано Бруно, не принимал участия в научной практике, как это делали Галилей и Коперник. Его уникальные мысли о создании мира были плодом философского размышления и неких предпосылок в мировоззрении, и в этом не было никакого участия научные эксперименты, тонкие расчеты или многочасовые наблюдения. Почти всю свою жизнь мыслитель очень много странствовал, он делал попытки жить в Британии, Германии, Франции, но везде учение Джордано Бруно принимали за ересь, и в этом его обвиняли.
За непреклонность своих мыслей в области философии, критику Папского двора в отношении некоторых положений в учениях христианской веры и за свою увлеченность магией и алхимией, Джордано Бруно, был подвержен церковным преследованиям. В тюремных камерах инквизиции, философ-поэт провел последнее десять лет своей жизни. Так и не добившись от Бруно отречения от своих мировоззренческих убеждений, инквизиторский суд вынес приговор о смертной казни мыслителя через сожжение на костре. Приговор был приведен в исполнение на римской площади в 1600 году.
Основным направлением учения Джордано Бруно, и его размышлений, как философа – была естественная природа. По этой причине, он был более признан, как натурфилософ. У этой категории философов совсем иной подход к изучению явлений природы, нежели у ученых естествоиспытателей. В их характере, созерцать и своим умом познавать природные факторы, что ставится в противоположность естественным научным знаниям. Из учения Джордано Бруно следует, что природа является либо самим Богом, либо его силой, открытой в простых вещах. Естественная природа, как начало из начал всех материальных форм, не что иное как единое целое, предопределяет возникновение разнообразных вещей. И помимо этого, как фундаментальная основа всего, имеет огромный потенциал в творчестве. По утверждениям великого философа следует, что все проявления материальной природы, должны именоваться божественными вещами и наивысшими прародителями вещей в своем естестве. Из этого следует, что Джордано Бруно и его учение можно считать одним из представителей, очень популярного в те времена течения в философии – пантеистический материализм. Учением Джордано Бруно подвергнуто переосмыслению, укоренившееся с течением времени представление великого мыслителя Аристотеля о материальных и форменных соотношениях. Если Аристотель и его сподвижники утверждали, что существует разделение формы и материи, и проникновение формы в материю возникает извне, тем самым приводя ее в порядок, то у Бруно — материя сама порождает формы. Это еще одно весомое свидетельство очень сильного материализма в философских выводах Джордано Бруно.
В учении Джордано Бруно говорится о единстве вселенной, ее бесконечности и постоянстве, потому как не существует ничего другого ее порождающего, а также то, что ее нельзя уничтожить, поскольку произойдет лишь превращение в иное состояние. Бесконечность вселенной говорит о том, что не может произойти ее уменьшения или увеличения. Форма, в которой воплощена материя, изменяется постоянно, но также постоянна и вечность материи. Учения Джордано Бруно бесповоротно и окончательно разрушили картину средневековья о мире, и при этом доказали, что космическое пространство не имеет никаких ограничений в виде сферы звездного неба в неподвижном состоянии. Вселенная бесконечна, и по этой причине не может иметь центра. Из размышлений философа, вытекает еще одно утверждение, что вся Вселенная имеет неисчислимое количество миров, в которых существует жизнь, и наша планета, лишь маленькая частичка этого необъятного пространства. Вполне естественно, что такие утверждения. Как и выводы великого Коперника, никак не принимались католической церковью. Такую позицию в мировоззрении сам мыслитель описывал, как «героический энтузиазм». Именно он оказал помощь Бруно не пасть под пытками инквизиции, твердо стоять на своих убеждениях, и с достоинством принять приговор о его сожжении на костре.