Энгельс и маркс

Почему Карл Маркс и Фридрих Энгельс ненавидели Россию

Оригинал взят у luanda_ru в Карл Маркс: сжечь Одессу… разрушить Севастополь…
«Исторический опыт всех революций и подытожил Маркс, дав краткую, резкую, точную, яркую формулу — диктатура пролетариата», — именно к этому, по Ленину, сводилось строительство социализма в России. Именно этот тезис великого Карла был реализован на практике. И, как ни странно, ничего больше.


«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», и менее известное признание нашего вождя в любви основоположникам: Маркс и Энгельс «были полны самой радужной веры в русскую революцию и в ее могучее всемирное значение».
Но это миф. Ленин выдавал желаемое за действительное. Мало кто даже из современных западных политиков говорит о России с такой проникновенной ненавистью, как это делал Карл Маркс.
Почему Карл Маркс и Фридрих Энгельс ненавидели Россию
Имя основоположника идей мирового социализма Карла Маркса ещё не так давно прославлялось в нашей стране с самых высоких трибун. Именно его теорию взяла за основу российская Коммунистическая партия, которая в 1917 году совершила Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Неудивительно, что Маркс долгие годы в России почитался чуть ли не божеством, наряду с Лениным, Энгельсом и прочими выдающимися продолжателями «великого марксистского учения». Их характерные бородатые профили украшали едва ли не все видные советские учреждения. Любопытно, что всё это происходило в стране, которую сами основоположники коммунизма буквально… ненавидели!
Да, да! Маркс и Энгельс при своей жизни прославились именно как оголтелые русофобы. В советские годы это обстоятельство тщательно скрывалось от народа, до нас доходили лишь прилизанные произведения «основоположников», которые не отражали их истинных чувств по отношению к России. И только после распада Советского Союза на свет божий стала выплывать правда, открывшая очень неприглядный облик отцов марксизма.
Их русофобия носила даже не классовый характер, они отторгали русских по расово-племенному признаку. Точь-в-точь как у вождей фашистского Третьего рейха. Не зря многие западные историки считают, что своей ненависти к русскому народу Адольф Гитлер выучился именно у Карла Маркса.
«Славяне — раковая опухоль Европы»
Об этом имеются свидетельства очень многих людей, лично знавших Маркса и Энгельса. Речь прежде всего идёт об известных русских революционерах, которые в 19-м столетии скрывались от политических преследований царского правительства на территории Западной Европы.
Вот Александр Герцен, автор оппозиционного журнала «Колоколъ», которого, по замечанию Владимира Ильича Ленина, «разбудили декабристы» и который стал основоположником русского революционного движения. Как-то в Лондоне его пригласили выступить на одном митинге, посвящённом международному рабочему движению. Но этому резко воспротивился один из организаторов митинга, немецкий революционер Карл Маркс. Почему? Об этом потом написал сам Герцен:

«Маркс сказал, что меня лично не знает, что он не имеет никакого частного обвинения, но находит достаточным, что я русский и что, наконец, если оргкомитет не исключит меня, то он, Маркс, будет вынужден выйти сам. Вся эта ненависть со стороны Маркса была чисто платоническая…»

То есть Герцен был ненавистен Марксу только потому, что тот был выходцем из России и в силу своей «дикости и отсталости» не имел даже права думать о самом передовом социалистическом учении. В общем-то это подтвердил и сам «основоположник», который в своих сочинениях нередко именовал Герцена «презренным московитом», человеком с «гадкой русско-калмыцкой кровью» и т. д.
А когда Герцен в своём революционном журнале опубликовал перевод знаменитого «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, то этот шаг вызвал лишь презрительное недоумение у самих «основоположников». Энгельс назвал поступок Герцена «литературным курьёзом».
Надо сказать, что подобное поведение отцов марксизма нередко вызывало возмущение у русских революционеров. Знаменитый лидер и теоретик мирового анархистского движения Михаил Бакунин не один раз, по его словам, хотел набить бородатую морду Маркса, пересекаясь с ним на различных социалистических конгрессах Европы. Но «основоположник» всегда старался спрятаться подальше от известного анархиста-боевика, владевшего всеми тогда известными видами оружия. Своё трусливое поведение Маркс объяснял своим друзьям тем, что «не намерен отвечать на вызов какого-то презренного славянина».
С русскими «недочеловеками» он не намеревался вступать в какую-либо дискуссию…
Многие историки полагают, что истоки расовой ненависти Маркса к России лежат прежде всего в происхождении «основоположника». Он родился в богатой семье еврейского адвоката Генриха Маркса, жившего в Рейнской области Германии. Адвокат воспитывал свою семью в духе всех тогдашних предрассудков по отношению к нашей стране, витавших в Европе .
Так, согласно различным «теориям» ряда германских учёных, русские, да и все славяне вообще, являлись дикими племенами татаро-монгольской крови, которым абсолютно был чужд дух европейского прогресса. Мол, русские дикари только и жаждут того, чтобы уничтожить европейскую цивилизацию и культуру.
А от ортодоксальных еврейских раввинов семья Маркса набралась мифов о России как злобной антисемитской державе, где еврейские погромы случаются чуть ли не по сто раз в день. Понятно, что в представлении этих людей наша страна не имела никакого права на существование.
Таким образом юный Маркс получил капитальную русофобскую закалку, которую пронёс через всю свою жизнь.
В 1848 году он стал свидетелем мощной волны революционного движения, охватившего половину европейского континента. Эта революция едва не угробила Австрийскую империю, в которой мятеж подняли революционно настроенные венгры. Империя уцелела лишь потому, что ей на помощь, с одной стороны, пришли верные императору Австрии воинские подразделения южных славян (хорватов и сербов), которые страдали от притеснений венгерских националистов. А с другой стороны — в империю вторглись войска России, чей царь находился с австрийцами в союзнических отношениях (оба монарха обязались помогать друг другу в случае любых революционных выступлений).
Революционер Маркс был в бешенстве от этих событий. Он тут же написал полную национальной ненависти статейку, где обозвал славян «контрреволюционной расой, раковой опухолью Европы». В частности, о южных славянах он писал следующее:

«Балканы, эта великолепная территория, имеет несчастье быть населённой конгломератом различных рас и национальностей, о которых трудно сказать, какая из них наиболее способна к прогрессу и цивилизации».

Но более всего Маркс и его друг Энгельс ополчились на Россию как центр притяжения славянского мира. Энгельс по этому поводу патетически восклицал:

«У Европы только одна альтернатива: либо подчиниться варварскому игу славян, либо окончательно разрушить центр этой враждебной силы — Россию».

А с 1849 года, когда оба «основоположника» перебрались на постоянное место жительства в Лондон, они получили великолепную возможность вещать о своих русофобских идеях в полный голос.
На содержании британской короны
Двух революционеров на своё содержание принял влиятельный британский газетный трест «Свободная пресса». Этот трест, под видом независимой частной корпорации, был создан на деньги английского правительства для ведения тотальной информационной войны с врагами Британской империи. Россия, как конкурент Британии по многим вопросам международной политики, занимала в череде этих врагов одно из первых мест. Поэтому антирусские публикации Маркса и Энгельса охотно печатались на страницах печатных изданий «Свободной прессы».
Пик русофобской деятельности «основоположников» пришёлся на период Крымской войны (1854 — 1856 годы), когда на Россию напала целая коалиция западных стран во главе с Британией и Францией. Маркс и Энгельс страстно призывали превратить эту войну в «священную борьбу европейских наций» против России (удивительно, но примерно под тем же лозунгом Гитлер воевал против Советского Союза уже в середине двадцатого века). Маркс буквально заклиналевропейцев:

«Кронштадт и Петербург необходимо уничтожить… Без Одессы, Кронштадта, Риги и Севастополя с эмансипированной Финляндией и враждебной армией у врат столицы… что будет с Россией? Гигант без рук, без глаз, могущий только пытаться поразить своих противников слепым весом».

А Энгельс даже пытался обосновать теорию военного похода на Москву, которая позволила бы европейским союзникам избежать тех ошибок, которые совершил Наполеон во время войны 1812 года. Оба «основоположника» завязали дружескую переписку с польским террористом Теофилом Лапинским, публично призывавшим либо истреблять русский народ поголовно, либо загнать его «как дикого зверя» за Урал, в сибирские снега.
В это же время на страницах британской прессы Маркс приступил к публикации своей известной работы «Тайная дипломатическая история 18-го столетия», которую наши власти решились опубликовать на русском языке только во время перестройки, в 1990 году. Можно сказать, что то был настоящий русофобский исторический манифест! Вот только один перл из этого труда:

«Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть роль раба, ставшего господином. Впоследствии Пётр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингиз-хан завещал осуществить план завоевания мира».

Сейчас стало известно, что эту бредовую идею о Петре Первом как «преемнике» монгольских ханов Маркс позаимствовал из одной исторической фальшивки, так называемого тайного «Завещания Петра Великого», где якобы излагались секретные планы русских по завоеванию мирового господства. Ещё при жизни Маркса было достоверно установлено, что это «Завещание» выдумали и состряпали в 1811 году советники Наполеона Бонапарта, искавшие любой повод для нападения на Россию в «защиту европейской цивилизации». Но Маркса этот нюанс нисколько не смутил — он до конца жизни оставался верен своим русофобским убеждениям.
А спустя полвека сделанные им «наработки» о неполноценности русских, об исторической агрессивности России, якобы веками угрожавшей Европе, были взяты на вооружение властями нацистской Германии.
Ленин — достойный ученик
Возникает закономерный вопрос — почему революционно-социалистическая идеология Маркса, несмотря на все его русофобские опусы, была поддержана русскими социал-демократами? Да потому что они придерживались точно таких же взглядов на нашу страну, как и Карл Маркс!

Владимир Ильич Ленин на открытии временного памятника Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу на Воскресенской площади (ныне площадь Революции) в Москве. 7 ноября 1918 года. Фото: РИА Новости
Для всех этих Лениных, Зиновьевых, Каменевых, Бухариных, Троцких и прочих большевистских вождей Россия была такой же отсталой и реакционной «тюрьмой народов», требующей хорошего кровопускания. Известно выражение Ленина об «истинном русском человеке» как «великодержавном подлеце и насильнике». Думается, что эта русофобская характеристика ничем не лучше чудовищных высказываний Маркса.
Большевики, почти полжизни проведя за границей, долго не верили в возможность социалистической революции в России, отдавая предпочтение гегемонии германского и прочего западного пролетариата. Не верили даже тогда, когда взяли в 1917 году власть. Нашу страну они хотели использовать лишь как «связку хвороста» (выражение Троцкого) для осуществления мирового революционного пожара — а основой нового пролетарского государства должна была стать передовая Германия.
Но когда эти планы мировой революции провалились, пришлось к социалистическим идеям Маркса приспосабливать «отсталую Россию». Чем большевики-коммунисты и занимались почти 70 лет, скрывая от народа истинное отношение «основоположников» к нашей стране и к нашей трудной истории.

Думается, что подобное изложение марксистской теории, имевшей двойное дно, во многом и стало причиной утраты доверия народа к советской власти.
Игорь Невский

Энгельс, Фридрих

Фридрих Энгельс — немецкий философ-марксист, участник международного коммунистического и рабочего движения, один из основоположников марксизма-ленинизма.

Биография

Фридрих (Фредерик) Энгельс родился 28 ноября 1820 года в Барменов, Пруссия (теперь Вупперталь, Германия), в семье зажиточного фабриканта, производителя хлопка. Мать Энгельса происходила из семьи филологов. Родители Фридриха были правоверными католиками, поэтому в семье часто происходили ссоры из-за атеистических убеждений сына. В четырнадцать лет Энгельса отдали в гимназию. Там он знакомился с интересными людьми, увлекался гуманистическими идеями. С 1837 года, Энгельс работал клерком в фирме своего отца. Родители надеялись, что сын пойдёт по их стопам и будет заниматься бизнесом, но увы, этого не случилось.

В 1838 году, отправился в город Бремен, где продолжил обучение в университете до 1841 года. Позже работал корреспондентом в журнале «Утро». Написал множество книг, стихов, пьес, статей. Публиковался под псевдонимом «Фридрих Освальд». Анонимно публиковал статьи о тяжёлом положении немецких рабочих. Затем отправился на военную службу в гвардейской бригаде артиллерии в Берлине, слушал лекции по философии в университете. Принимал участие в всевозможных кружках и организациях. В 1842 году, опубликовал две брошюры, критикующие христианскую религию. Изучал труды Гегеля, французских философов-материалистов.

В этом же году, направился в Англию, в город Манчестер, там работал на фабрике у отца. Там впервые встретился с Карлом Марксом. Тогда Энгельс написал множество экономических работ. Его интересы переместились к анализу общественно-политической ситуации рабочих. Он пришел к выводу, что борьба материальных интересов главного привода социального развития, что находит свое политическое выражение в классовой борьбе. Энгельс в своей критике идеалистической и материалистической философии. В центральной категорией капитализма, он, оказывается, частная собственность, которая является причиной отчуждения труда, образование монополий и периодических кризисов. Решение проблем капитализма Энгельс видит рациональной организации производства.

Он видел тяжкое положение трудящихся, детский труд, бедность. Побывал в Кёльне. Энгельс активно участвовал в английском рабочем движении. Он пытался вступить в контакт с новыми проявлениями английского рабочего движения и познакомился с их формами борьбы, такие как забастовки, митинги и законодательных инициативы. В 1843 году, имел связи с революционной организацией Союз справедливых, в Лондоне. Публиковался в английских газетах «Новый нравственный мир», «Северная звезда». Энгельс прибегал к изучению капиталистического общества. Изучал произведения Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Анри-Клода де Сен-Симона, Адама Смита, Давида Рикардо. Результаты своих исследований публиковал «Рейнской газете», других английских и швейцарских изданиях. В 1844 году, решил вернутся в Германию, по пути посетил Париж. Там ещё раз встретился с Марксом. Опубликовал первую книгу. В сентябре этого же года вернулся в Германию, поддерживал контакт с социалистами. Тогда в Германии случилось восстание ткачей. Энгельс организовывал сотрудничество между различными революционными и рабочими группами. Опубликовал несколько статей о развитии социалистического движения в Германии. Например, «Положение рабочего класса в Англии», Он описывает несчастные жилое помещение работников в английском промышленных городах, а также описывает работу положения пролетариата, указывает детского труда, профессиональных заболеваний и смертности. Наконец, он сообщил о зажимают в дополнительных рабочих семей путем принуждения, для предпринимателей покупать пищу и живут в квартирах, предоставленных ими (грузовик и коттеджных системы). Вместе с Марксом разрабатывал теорию классовой борьбы. Вышла работа «Святое семейство», в ней говорилось о переходе от идеализма к материализму. В 1845 году, Энгельс эмигрировал в Брюссель, под давлением прусского правительства. Там, разрабатывал теоретические основы для переустройства общества. В 1846 году, совместно с Марксом закончил работу «Немецкий социализм с тех пор». В 1847 году, дополнил её. В это время, они начали формирование пролетарской партии. Она появилась в Брюсселе, затем начали формироваться комитеты в других городах, устанавливались связи с коммунистами всех стран.

В июне 1847 году, состоялся съезд партии, на котором партия была переименована в «Союз коммунистов». Был принят лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». В августе Энгельс учавствавал в создании «Германского рабочего союза». В 1848 году, состоялся очередной съезд Союза коммунистов, на котором был принят Манифест коммунистической партии. В этом же году, Энгельс возвращается в Пруссию, в город Кёльн. Там совместно с Марксом создал и редактировал ежедневную газету. В это время проходила мартовская революция в Вене, уличные бои в Берлине. Под угрозой ареста Энгельс покинул Кёльн. Отправился в Швейцарию для участия в деятельности профсоюзов. В 1849 году, вернулся в Кёльн, был схвачен полицией, отпущен судом присяжных. В мае активно поддерживал Эльберфельде. Месяц спустя он вступил в Баден-Пфальц армии и участвовал в качестве адъютанта Виллих в революционной борьбе против Пруссии в Бадене и Пфальце. Здесь он впервые встретился Иоганном Филиппом Беккером. После поражения революции сбежал обратно в Англию, через Швейцарию. Работал в Манчестере, изучал военное дело, славянские языки, в том числе и русский. Знакомился с историей и литературой славянских народов. Освоилгреческий, норвежский, арабский, болгарский, датский, английский, французский, фризский, готика, ирландский, итальянский, латинский, голландский, норвежский, персидский, португальский, румынский, русский, шотландские, шведские, сербо-хорватский, испанский и чешский язык. В октябре 1849 года прибыл в Италию в портовый город Генуя. В 1850 году, следующие статьи:»Кампания для немецкой имперской Конституции», «На Лозунг уничтожение Государства и немецких друзей анархии», «Условия и Перспективы Войны Священного Союза против Франции». В 1851 год, критиковал действия Луи Бонапарда. В 1853 году, Маркс и Энгельс опубликовали статью «Аристократических-буржуазная революция в России», в которой говорилось о движении декабристов в Российской Империи. Опубликовал несколько исторических статей по Крымской войне, войне в Итали (1859), здесь он выступил против австрийского господства в Италии. В 50-60-ых годах изучал развитие европейского национализма. С 1957 по 1960 жил в Нью-Йорке. Гражданскую войну в США (1861-1865), Энгельс рассматривал как, «спектакль не имеет аналогов в анналах военной истории». Он подчеркнул, что борьба за освобождение чернокожих стало причиной рабочего класса очень собственную, и белые рабочие будут свободными, пока не существует рабство. В польском восстании против царской России (1863), Энгельс видел важной предпосылкой для реакционного влияния царизма в Европе, чтобы ослабить и развития демократического движения в Пруссии, Австрии и самой России. Кстати говоря, Энгельс вёл активное сотрудничество с русскими революционерами, П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным, С. М. Степняком-Кравчинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Г. В. Плехановым, В. И. Засулич. С радость встретил новость об образовании первой русской марксистской группы «Освобождение труда». Это разоблачает миф о его русофобских взглядах. После 1864 года, работал в газете «ADAVs». В 1865 году, в Гамбурге, издал брошюру «Вопрос прусской военной и Немецкой рабочей партии», в ней говорилось о революционном состоянии немецких рабочих. В 1867 году, проводил экономические исследования, критиковал буржуазную прессу. Проводил консультации по практическим вопросам. В 1868 году, издал еженедельную «Демократическую газету». В 1869 году, опубликовал несколько статей направленных на концептуальных уточнений, историческую глубину и методических определение научного социализма. В 1870 году, Энгельс перебрался в Лондон. Критиковал франко-германскую войну. Стал членом Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих. В последующие годы он занимал пост секретаря-корреспондента для Бельгии, Испании, Португалии, Италии и Дании. После поражения коммунаров Парижской коммуны был создан Генеральный комитет, для беженцев в Париже, которые стекались главным образом в Лондоне. С 1873 года, Энгельс интенсивно работал с философскими проблемами естественных наук. Его целью было написать книгу, после долгой подготовки, в которой он хотел диалектико-материалистического теоретического обобщения результатов обеспечивают естественные науки. Сформулировал фрагмент закона диалектики природы, тезис о вечности материи, три основных закона диалектики. Используя многочисленные примеры Энгельс хочет показать, что природа не «метафизическая», но структурирована диалектически. В подробности он вел почти все научные достижения и открытия своего времени. В 1880 году, впервые опубликовал очерк «Развитие социализма» — от утопии к науке разработал принципы исторического материализма. В этой работе Энгельс указал об обязанности защиты интересов пролетариата. После смерти Маркса, в 1883 году, Энгельс приобрёл ещё большое влияние в международном рабочем движении, потому как, взял его обязанности на себя. Он редактировал и издавал сочинения Маркса. В 1884 году, опубликовал статью в которой говорилось о частной собственности и государства, в котором он проанализировал социальное формирования первобытного общества и перехода к классовому обществу. В 1885 году, переводил «Капитал», на другие языки. В 1886 году, написал работу работу в которой говорилось о классической немецкой философии.

Умер 5 августа 1895 года, в Лондоне. Причиной смерти стал рак горла. Тело Энгельса было кремировано и сброшено в море.

Произведения

  • Диалектика природы (1873-83, не закончено, впервые издано в 1925 г.)

Ссылки

  • Цитатник Энгельса

От философского учения познания мира до тонкого расчета экономических показателей при изменениях уровня торговых продаж. Фридрих Энгельс книги писал на любой читательский вкус. В основном это произведения по социологии, политике, философии, экономике, истории. Мало прочитать все творения данного деятеля, важно понять смысл, заложенного им в бессмертных книгах. Для этого следует изучать труды иных немецких философов 18-го и 19-го века, а также прочитать, хотя бы «Капитал» друга и соратника Фридриха – Карла Маркса.

Деятельность Энгельса

Фридрих поначалу увлекся метафизической и мистической литературой, но в основном воспитывался на классике. Позже сам писал уже баллады и эссе, до встречи с Марксом. Следующие несколько десятилетий его увлекло революционное течение, книги стали читаться и писаться только на тематику политических аспектов, государственного устройства или минимум социологии. Уже на закате своей карьеры Энгельс вплотную увлекся историей, биологией, а больше всего философией. Несколько громких открытий сделали его знаменитостью не только в Европе, но и мире. Главным продолжателем дела Фридриха можно считать Владимира Ленина, который на практике пытался реализовать их коммунистическое учение совместно с Карлом Марксом.

Энгельс вел борьбу против капиталистического строя, предполагая, что промышленность должна принадлежать и обслуживаться рабочими, а все товары, производимые на заводах, обязаны принадлежать непосредственно пролетариату, а не буржуазному классу. В его учениях велика роль свободы обычного рядового гражданина государства, на практике все это реализовано сейчас в странах Скандинавии и отчасти в европейских странах, так называемых западом. В книгах можно найти подробное определение терминов, о которых наш читатель знает, но не всегда способен грамотно интерпретировать. Я это понимаю, читая очередное собрание сочинений его и Карла.

Полный список книг Энгельса

Фридрих Энгельс книги писал один и вместе с Марксом. Поэтому выделим не все, но основные труды писателя:

  • «Диалектический материализм».
  • «Крестьянский вопрос во Франции и Германии».
  • «Диалектика природы».
  • «Манифест коммунистической партии».
  • «Немецкая идеология».
  • «О проблемах языка и мышления».
  • «Людвиг Фейербах или конец классической немецкой философии».
  • «Принципы коммунизма».
  • «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
  • «Анти-Дюринг».

Собрание сочинений совместно с Марксом можно читать бесконечно. Не понимаю, когда они успели все это написать. Жизнь это работа над улучшением условий чьей-то иной жизни, поэтому деятель трудился в данном направлении, не покладая пера из рук.

Цитаты Фридриха Энгельса

Фридрих Энгельс лучшие цитаты. «Ведущая роль мужчины над женщиной имеет чисто финансовый характер, она пропадает с потерей последнего». «Где отсутствуют общие интересы, там нет единства целей, а тем более действий». «Человек издревле был рабом живого существа, а стал рабом вещей». «Существует два варианта развалить государство: наказывать невиновных и не наказывать виновных».

Читать цитаты Фридриха очень интересно:

  • «Тяга к всеобщему счастью является высшей моралью человечества».
  • «Жизнь — это способ взаимодействия бестолковых тел. Процесс — обмен их составляющих с природой. Жизнь останавливается при прекращении этого обмена».

О семье Фридрих говорил так: «Если моральным можно считать заключение брака по любви, когда любовь проходит, то он становится аморальным».

О славянах высказывался дерзко, но любопытно:

  • «Сам термин Русь присвоен москалями, русские не славяне и даже не принадлежат к европейской расе».
  • «У Запада всего одна перспектива: либо подчиниться гнету славянских народов, либо разрушить их связующий центр — Россию».

15 фактов о Фридрихе Энгельсе

28 ноября исполняется 195 лет со дня рождения Фридриха Энгельса – немецкого философа, одного из двух родоначальников марксизма, ближайшего друга, единомышленника и соавтора Карла Маркса. Еще относительно недавно, меньше 30 лет назад, портреты и изображения Энгельса попадались в нашей стране буквально на каждом шагу, а сам он был один из трех главных идолов, составлявших коммунистический пантеон главных вождей наряду с Марксом и Лениным. К юбилею мы подготовили 15 интересных фактов об этом незаурядном человеке, сыгравшем в мировой истории поистине выдающуюся и в то же время очень трагическую роль.

Факт первый

Энгельс родился в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Кроме него, в семье было 8 братьев и сестер. До 14 лет Фридрих учился в гимназии, но не закончил ее. По настоянию отца, он уходит из гимназии и начинает работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме, а потом учится на торгового работника. В дальнейшем с 1850 года он работает в торговой фирме отца «Эрмен & Энгельс», а позже, получив в ней в наследство долю отца, продает ее совладельцу. То есть, человек, положивший очень много своих незаурядных сил для уничтожения капитализма, сам был весьма успешным, как бы сейчас сказали, капиталистическим менеджером или «хозяйствующим субъектом».

Факт второй

Отец Фридриха Энгельса был ревностным приверженцем пиетизма (религиозное течение внутри лютеранства). В школьной характеристике будущего основателя атеистического марксизма отмечалось, что гимназист Энгельс выделяется «религиозностью, чистотой сердца, благонравием и другими привлекательными свойствами». В 16 лет он пишет стихи:

Спустись, о Божий сын, Христос,

Я жду тебя в юдоли слёз,

О, унеси все беды!

Между 18 и 20 годами Фридрих проходит путь от верующего и много читающего юноши, сначала стремящегося истолковать догматы религии на рационалистический лад («божественным можно считать лишь то учение, которое может выдержать критику разума»), а потом сторонника «религии сердца» до убежденного атеиста и рационалиста, верящего лишь в силу науки и разума. С тех пор религия для Энгельса, особенно христианство – один из главных врагов для достижения человечеством счастья, как он его понимал.

Факт третий

Тем не менее, иногда он даже отзывался с некоторой симпатией об отдельных сторонах христианства. Вот что он, например, писал в своей поздней работе «К истории первоначального христианства»:

«В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества. И христианство и рабочий социализм подвергались преследованиям и гонениям… И вопреки всем преследованиям, а часто даже непосредственно благодаря им, христианство и социализм победоносно, неудержимо прокладывали себе путь вперед».

Факт четвертый

Прежде чем стать коммунистами и материалистами, Маркс и Энгельс были революционными демократами и приверженцами идеализма в духе Гегеля. Они принадлежали сначала к движению младогегельянцев, т.е. сторонников истолкования идеалистической философии Гегеля в левом, революционном духе. Уже потом они приходят к убеждению, что именно союз философии и пролетариата, теоретической мысли и практического действия в лице рабочего класса – вот что составляет суть коммунизма как движения и что определит будущее мира. Как писал Энгельс в своей ранней статье «Быстрые успехи коммунизма в Германии», «если с нами философы, чтобы мыслить, и рабочие, чтобы бороться за наше дело, – то какая сила на земле сможет противостоять нашим успехам?»

Факт пятый

Как бы не относится к марксизму, невозможно не признать, что дружба между Марксом и Энгельсом представляет собой пример редкого бескорыстия и взаимопонимания, и по-человечески выглядит весьма привлекательной. Сам Энгельс всегда признавал приоритет своего друга в научных и политических делах и всегда соглашался на роль заведомо второго в их дуэте. Он постоянно помогал Марксу материально, однажды написал за него цикл статей «Революция и контрреволюция в Германии», которые Маркс опубликовал под своим именем и получил гонорар.

Когда у Маркса внезапно забеременела служанка, Энгельс заявил, что это его ребёнок. Уже незадолго до своей смерти он признался, что это был ребёнок Маркса, а Энгельс прикрыл старого друга от гнева жены. Ребёнка, впрочем, сдали в приют и постарались о нем забыть.

Факт шестой

Интересно, впрочем, что при первой встрече в ноябре 1842 года Маркс и Энгельс не понравились друг другу и расстались весьма прохладно. Маркс посчитал Энгельса одним из младогегельянцев, с которыми он уже тогда ожесточенно спорил. Лишь при второй их встрече через два года в Париже они нашли друг в друге друзей и единомышленников и заключили творческий союз.

Факт седьмой

Именно Энгельс заканчивал дорабатывать знаменитый «Капитал». Маркс успел выпустить лишь первый том. Второй и третий тома после смерти Маркса компилирует Энгельс из его черновых набросков. А последний, четвертый том выпускает ученик Маркса и Энгельса, знаменитый марксист и ренегат (в определении Ленина) Карл Каутский.

Факт восьмой

20-летний Энгельс проходил годичную военную службу в Берлине. Впрочем, в течение этого времени он, не ограничиваясь изучением артиллерийского дела, посещал и лекции в Берлинском университете. В 1849 году, когда в Германии идет гражданская война, он вступает в революционную армию Бадена и Пфальца (земли Германии) и принимает участие в сражениях против Пруссии. Очевидцы отмечают мужество и смелость Энгельса в боях. Опыт военной службы помог Энгельсу в дружеской паре с Марксом стать экспертом по военным вопросам. Он пишет статьи «Армия» и «Флот» для «Новой американской энциклопедии», другие работы по военным вопросам. Благодаря этому в семействе Маркс он получает дружеское прозвище «Генерал».

Факт девятый

Энгельс поддерживал активные связи с русскими революционерами (П. Лавров, Г. Лопатин, С. Степняк-Кравчинский и т.д.), вел систематическую переписку с Г. Плехановым и В. Засулич. Среди множества иностранных языков он изучал в том числе русский язык. Любил в разговорах с русскими эмигрантами цитировать отдельные строфы «Евгения Онегина» (эту поэму Пушкина цитировал и Маркс в своих работах).

Факт десятый

Фридрих Энгельс бывал часто в гостях у семьи Карла Маркса и однажды он заполнил следующую анкету в дневнике Женни Маркс, дочери Карла Маркса:

Вопрос Ответ
Ваша любимая добродетель? Весёлый характер.
Какие качества Вам нравятся в мужчинах? То, что они сами заботятся о своих делах.
Какие качества Вам нравятся в женщинах? То, что они не разбрасывают вещи.
Ваше главное качество? Всё полузнать.
Как Вы представляете счастье? Шато Марго 1848 года разлива.
Как Вы представляете несчастье? Это когда нужно идти к зубному врачу.
Порок, который Вы легко прощаете? Неумеренность всех видов.
Порок, который Вы ненавидите? Лицемерие.
К кому Вы испытываете антипатию? К жеманным, надменным дамам.
Человек, который Вам нравится меньше всего? Сперджен.
Ваше любимое занятие? Дразниться и быть дразнимым.
Ваш любимый герой? Нет такого.
Ваша любимая героиня? Их слишком много, чтобы всех перечислить.
Ваш любимый поэт? Рейнеке-Лис, Шекспир, Ариосто и т. д.
Ваш любимый писатель?

Гете, Лессинг, доктор Самельсон.

Ваши любимые цветы?

Синие колокольчики.

Ваш любимый цвет?

Все цвета, кроме анилиновых красителей.

Ваше любимое холодное блюдо?

Салат.

Ваше любимое горячее блюдо?

Ирландское рагу.

Ваш любимый основной принцип?

Такового не иметь.

Ваш любимый девиз?

Относиться ко всему легко

Факт одиннадцатый

В 1843 году Энгельс знакомится с родными сестрами-ирландками Мэри и Лиззи Бернс, работницами на его английской фабрике. Мэри вскоре становится его сожительницей, а в 1863 году за несколько часов до ее смерти Энгельс заключает с ней официальный брак. После ее смерти он живет с ее сестрой Лиззи, но и с ней он заключает брак лишь за несколько часов до ее смерти в 1878 году. Детей в обоих случаях не было.

Вообще к институту брака Энгельс как и многие коммунисты относился отрицательно. Неслучайно в своем трактате «О происхождении семьи, частной собственности и государства» он утверждает, что единобрачие является лишь одной из преходящих исторических форм семьи, а первоначально в человеческом обществе господствовали беспорядочные половые связи, что лично у Энгельса, похоже, не вызывало никакого отторжения.

Также и воспитание детей в семье с победой коммунистов планировали заменить лишь общественным воспитанием, о чем Маркс и Энгельс открыто писали в «Манифесте коммунистической партии».

Факт двенадцатый

В статье 1844 года «Описание возникших в новейшее время и еще существующих коммунистических колоний» Энгельс ставит своей задачей ответить на возражения тех, кто считает, что «коммунизм – прекрасная вещь, но его невозможно осуществить в действительности». Возражения против коммунизма, говорит Энгельс, сводятся к двум основным. «Во-первых, говорят, что не найдется охотников заниматься низкими и неприятными физическими работами; во-вторых, при наличности равного права на общую собственность, общинники станут спорить из-за нее, и благодаря этому коммуна также распадется».

Энгельс на это возражает: «Не трудно ответить на первое возражение: эти работы, раз они носят общественный характер, перестают быть низкими; кроме того, от них можно будет почти совсем избавиться, улучшив приспособления, машины и т.п.» И в подтверждение этого второго аргумента он ссылается на факты, взятые из реально существующей практики. «Так, например, в Нью-Йорке, в одной богатой гостинице, башмаки чистятся силой пара, а в коммунистической колонии Гармони в Англии… устроенные по-английски удобно отхожие места не только очищаются сами собой, но и снабжены трубами, отводящими нечистоты прямо в большую навозную яму».

Что касается второго возражения, что равное право на общую собственность вызовет споры и приведет к распаду коммуны, то, отвечает Энгельс, «заметим, что до настоящего времени все коммунистические колонии за 10 – 15 лет так страшно разбогатели, что они не в силах потребить всего, что имеют, и, значит, у них не может быть поводов для споров» (43, III, 253).

Энгельс оптимистично оценивает перспективы существовавших тогда колоний, основанных сторонниками разного рода утопических и религиозно-сектантских течений. Между тем все эти колонии очень быстро распались сразу после написания данной статьи Энгельса.

Факт тринадцатый

Умер Энгельс 5 августа 1895 года в любимом Лондоне от рака пищевода. По его завещанию его тело кремировали, а урну с прахом опустили в море.

Факт четырнадцатый

Согласно классификатору адресов России (КЛАДР) в России имя Энгельса в 2013 году носило 455 улиц, проспектов и площадей.

Факт пятнадцатый

В двухсерийном фильме «Год как жизнь» (1965 г.) о жизни Маркса и Энгельса в 1848–1849 годах роль молодого Энгельса исполняет Андрей Миронов, а Маркса играет Игорь Кваша. Кроме того, в фильме играют Василий Ливанов, Никита Михалков, Зиновий Гердт, Клара Лучко и др. Музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович.

— часть первая

– часть вторая

Например, он пишет в 18 лет: «Религия – дело сердца, и у кого есть сердце, тот может быть благочестивым; но у кого благочестие коренится в рассудке или в разуме, у того его вовсе нет».

На заставке фрагмент фотоflickr.com/jries

Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса о государстве и праве

Марксизм как новое мировоззрение возник в 40-х гг. XIX в. и был создан немецкими философами Карлом Марксом (1818-1883 гг., «Восемнадцатое брюмера Луи Бонопарта»; «Критика Готской программы»; «Манифест Коммунистической партии» (в соавторстве с Энгельсом) и др.) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895 гг., «Анти- Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.). Основная задача, которую ставили перед собой Маркс и Энгельс, выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они пытались сконструировать строй, который преодолеет отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности. В марксизме был обоснован метод материалистической диалектики.
Разработанная в марксизме, центральная идея материалистического понимания истории — общественно- экономическая формация, представляющая собой совокупность производственных сил и производственных отношений, характерных для общества на определенном этапе развития. Экономическим отношениям отводится главное место, они составляют базис развития общества. Капитализм достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства и обмена, которые вызрели в лоне буржуазных отношений. Буржуазные отношения стали явно мешать приращению производительных сил, превратились в тормоз социального прогресса. Капитализм как тип социальной организации окончательно исчерпал себя. Рабочий класс (пролетариат) в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало ее, и завоевать политическую власть.
Государство и право рассматриваются как надстроечные по отношению к экономической структуре общества явления. Конечная причина и решающая движущая сила всех важных исторических событий заключается в экономическом развитии общества, а надстройка детерминирована экономической структурой. Определяющая роль экономического базиса реализуется через массу причинно-следственных связей с другими сторонами общественйой жизни (социальными закономерностями, взаимоотношениями классов, историческим опытом и традициями культуры, внешнеполитическими условиями и т.д.). Вместе с тем, надстроечные учреждения (прежде всего государство и право) обладают относительной самостоятельностью и постоянной активностью, происходящими из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.
Общественно-экономическая формация носит классовый характер, формы государства и права, их сущность, функции и т.д. определяются процессами взаимодействия классов. Классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Аппарат государства рассматривается как учреждение, легитимно осуществляющее целенаправленное насилие в обществе. Государство — политическая организация экономически господствующего класса, «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы поддерживать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Право — «возведенная в закон воля класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни класса».
Государство, по мнению Ф. Энгельса, возникло в результате раскола общества на классы с противоположными интересами вследствие общественного разделения труда и появления имущественного неравенства. Правящим классом является экономически господствующий класс. Выделяется 4 типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Социалистическое государство возникает, когда развитие промышленного производства приводит к отмене частной собственности на средства производства, упраздняющей борьбу классов. В политическом плане переход от капитализма к социализму отличается тем, что государство данного периода должно быть орудием диктатуры пролетариата. Энгельс считал, что «классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата», когда же «в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер». Диктатура пролетариата отрицает идею разделения властей.
Переход к коммунистической формации осуществляется в три периода:
1) переход от капитализма к первой ступени коммунистического общества — социализму;
2) первая (низшая) фаза коммунистического общества;
3) высшая фаза коммунизма.
Таким образом, социалистическое государство по мере развития производственных сил, формирования «нового человека» и уничтожения классовых различий отмирает и заменяется общественным самоуправлением. Коммунизм рассматривается как высшая фаза развития общества, которая носит бесклассовый характер.