Епископ феофилакт пятигорский

Русская Православная Церковь

Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский (Курьянов Денис Анатольевич)

Дата рождения: 27 августа 1974 г.

Дата хиротонии: 24 сентября 2006 г. Дата пострига: 5 апреля 1994 г. День ангела: 21 марта

Страна: Россия Биография:

Родился 27 августа 1974 г. в г. Грозном (Чечено-Ингушская АССР) в семье служащих.

В 1991 г. окончил среднюю школу.

В 1992 г. по рекомендации настоятеля храма Михаила Архангела г. Грозного протоиерея Петра Нецветаева, где на протяжении пяти лет нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию.

5 апреля 1994 г. митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского.

23 апреля 1994 г. епископом Верейским Евгением рукоположен во иеродиакона, а 5 июня того же года — во иеромонаха.

В 1996 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в поселок Рыздвяный Ставропольского края.

18 мая 1998 г. назначен на должность благочинного православных церквей Благодарненского округа и настоятелем Александро-Невского храма города Благодарного.

В 2000 г. поступил в Институт дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь), который окончил в 2004 г. по специальности «Психология».

В апреле 2001 г. возведен в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Свято-Никольского храма г. Изобильного. В апреле 2004 г. назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе.

1 сентября 2002 г. назначен преподавателем Литургики в Ставропольской духовной семинарии.

В 2003 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2007 г.

С декабря 2004 г. нес послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского.

24 сентября 2006 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

11 августа 2008 г., после кончины епископа Курганского и Шадринского Михаила, указом Святейшего Патриарха Алексия был назначен временно управляющим Курганской епархией.

6 октября 2008 г. решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 22) назначен правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по окормлению приходов в Туркмении.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 13) назначен на Пятигорскую кафедру.

Священный Синод на заседании 27 июля 2011 г. (журнал № 67) сохранил за епископом Феофилактом временное управление приходами в Туркмении.

Определением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря г. Лермонтова.

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Образование:

1996 г. — Ставропольская духовная семинария.

2004 г. — Институт дружбы народов Кавказа.

2007 г. — Московская духовная академия.

Епархия: Пятигорская епархия (Правящий архиерей) Епархия: Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане (Временный управляющий)

Православный Приход Храма Святого Праведного Лазаря Четверодневного города — курорта Пятигорска

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов)

Дата рождения: 27 августа 1974 г. Дата хиротонии: 24 сентября 2006 г. Дата пострига: 5 апреля 1994 г. День ангела: 21 марта Страна: Россия Биография: Родился в городе Грозном (Чечено-Ингушская АССР) в семье служащих. В 1991 окончил среднюю школу. В 1992 году по рекомендации настоятеля Михайло-Архангельского храма города Грозного прот. Петра Нецветаева, где на протяжении 5-ти лет нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию. 5 апреля 1994 года митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского. 23 апреля 1994 года епископом Верейским Евгением рукоположен в иеродиаконский, а 5 июня того же года в иеромонашеский сан. В 1996 году окончил Ставропольскую духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в поселок Рыздвяный, Ставропольского края. 18 мая 1998 года назначен на должность благочинного православныaх церквей Благодарненского округа и настоятелем Александро-Невского храма города Благодарного. В 2000 году поступил в Институт дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь), который окончил в 2004 году по специальности «Психология». В апреле 2001 года возведен в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Свято-Никольского храма г. Изобильного. В апреле 2004 года назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе. 1 сентября 2002 года назначен преподавателем Литургики в Ставропольской духовной семинарии. Для продолжения богословского образования в 2003 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2007 году. С декабря 2004 года нес послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского. 24 сентября 2006 года, в день памяти прп. Силуана Афонского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Феофилакта во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии. 11 августа 2008 года, после кончины епископа Курганского и Шадринского Михаила, указом Святейшего Патриарха Алексия был назначен временно управляющим Курганской епархией. 6 октября 2008 года решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Республике Туркменистан. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года (журнал № 22) назначен правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению православных приходов в Туркмении. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 13) назначен на Пятигорскую и Черкесскую кафедру. Образование: 1992-1996 гг. — Ставропольская духовная семинария. 2003-2007 гг. — Московская духовная академия.

Определением Священного Синода от 15 марта 2012 (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря.

1 февраля 2014 за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Архиепископ Феофилакт

Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: «На Кавказе нет традиции стрелять на свадьбе»

Глава епархии, окормляющий Ставропольский край, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию, рассказал «КП», как уживается с кавказцами и почему летает экономклассом.

— Это у себя он архиерей, а здесь просто путник, — шутливо замечает помощник владыки, подыскивая в Москве место для нашей встречи. Выбор необычен — недавно отвоеванный у Музея истории Москвы старинный храм Святого Иоанна Богослова на Новой площади. Музейщики покидали его по принципу «не доставайся же ты никому» — голые стены, вырванные розетки… Сейчас храм активно возвращают к жизни. Но служивший во время обеих чеченских войн в Грозном владыка Феофилакт привык и не к такой аскезе.

Кавказские парни в центре Москвы демонстративно протестуют против того, что им не дают танцевать лезгинку. Позже кавказская свадьба с лезгинкой в столице закончится стрельбой… Фото: PHOTOXPRESS

ЦЕРКОВЬ — ТЕРАПЕВТ, А НЕ ХИРУРГ

— Как вам служится в таком непростом регионе?

— На Кавказе я дома. Помогает знание традиций, древней истории православия — ведь, по сути, кавказская земля стала предтечей Крещения всей России. Когда в Киеве стояли языческие идолы, на Кавказе уже строили христианские храмы. В годы чеченской войны, если бы не вера, не знаю, как можно было это пережить. Между бомбежками в детсаду крестили, исповедовали. Помню, после обстрела идет растрепанная пожилая женщина и спрашивает: «А Бог есть?» Не знаю, поверила ли она моему ответу…

— Межрелигиозную напряженность сегодня ощущаете?

— Она проходит гранью внутри некоторых людей. Человек, который не владеет верой как добродетелью, как даром, может поддаваться страстям и провокациям. Раздражаться от всякого упоминания иной религии. А в человеке, который владеет верой, не живут раздраженности. На Кавказе это как нигде видно. Церковь тут — многонациональная. А храмы и кресты на въезде в станицу — видимый знак безопасности региона.

— Лозунг «Хватит кормить Кавказ!» поддерживаете или осуждаете?

— В него вкладывается страшная мысль — как будто бы Кавказ не часть России. Да, последние десятилетия оставили на Кавказе глубокий след. Эти раны нужно лечить. И церковь здесь терапевт, а не хирург.

ИЗ ЗЕМЛЯНКИ НА ТВЕРСКУЮ

— А лезгинки и стрельба в городах во время кавказских свадеб вас не раздражают?

— У себя такого мы не видим. Любая кавказская свадьба не подразумевает такого буйства. Она всегда отличается дружелюбием. Она не со стрельбой, а с добрыми тостами, которые часто оказываются, по сути, молитвами.

— То есть в Москве мы видели какую-то неправильную свадьбу?

— Полагаю, что эта скандальная свадьба вообще вне всяких традиций.

— И как приструнить зарвавшихся?

— Главным тут должен быть закон. Перед которым равны все. И наше общество вправе требовать его исполнения. Так себя ведут в первую очередь из-за недостатка воспитания. Детство многих ребят с Восточного Кавказа прошло в военной обстановке, когда восприятие жизни искажается, а старшие, которые не смогли тебя защитить, уже не воспринимаются как безусловный авторитет. Это ни к чему хорошему не приводит. А парнишка-дагестанец молодец, что поместил видео с призывом к землякам «не быть быками». Нашелся пророк в своем Отечестве. В нем я увидел исконную кавказскую добродетель.

— На Тверской такие «быки» однажды опрокинули на меня стол в кафе. Никто, понятно, не вступился. Хочу народные патрули!

— Пусть попробуют опрокинуть стол в Грозном — мигом на принудительные работы! Если общество чувствует свою незащищенность, надо реагировать! Только введением патрулей могут воспользоваться провокаторы. Дружинники без национальной и религиозной окраски мне более симпатичны.

— Я знаю, что некоторые ваши коллеги воспринимают назначение на Кавказ как ссылку…

— Кочует много мифов. Подлетаем однажды к городу Минеральные Воды, под крылом самолета — великолепный собор Покрова Божией Матери. И пассажиры говорят: «Посмотрите, надо же, тут церкви есть!» И с какой-то особой надеждой посмотрели в мою сторону. А я улыбнулся: «Да здесь храмы стоят с VIII века». Мы всегда боимся культуру, которую не знаем. А это исходит от незнания собственных традиций. (Тут владыка произносит резкую шипящую фразу на чеченском.) Звучит грозно, да? А это: «Мне нравятся ваши глаза». Видите, как непросто для приезжих, а тут вот храм — свое, родное.

— А Кадыров, Евкуров знакомы с нашими традициями? Диалог-то есть?

— Они оказывают большую поддержку по строительству православных храмов в республиках. У них четкое понимание, что православие — неотъемлемая часть культуры Кавказа. Если хотите, она — красная нить, и, если ее распустить, все тело Кавказа начнет разваливаться.

Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Фото: Наталья ГОЛЯНОВА («КП» — Ставрополь»)

ЛЕТАЮ ЭКОНОМКЛАССОМ — С ЛЮДЬМИ ПОГОВОРИТЬ

— Говорят, вы экономклассом летаете, хотя могли бы себе позволить больше. Почему?

— Экономкласс я использую, чтобы просто пообщаться с людьми. А разговоры про якобы машины-самолеты всегда рассчитаны на тех, кто ищет повода. Вот у меня — епископа — есть служебный автотранспорт, игуменский дом в монастыре, где я живу. Все это — церковное имущество, и это после перейдет моему преемнику. Я живу в монастыре, в горах, у нас несколько автомобилей. Один — отечественный, дай Бог, чтобы проехал полпути. Так что пользуемся и другими, которые предоставляют друзья, пока эта машина в ремонте.

— А епархия зажиточная? Слышала, вы сами нуждающимся помогаете…

— Полпред Александр Хлопонин нас спрашивал: как вы живете на эти деньги? Приходские взносы — 1,5 миллиона рублей в месяц. За 8 месяцев получается 12 миллионов. За это же время только на пособия для нуждающихся, поддержку православных гимназий и прочее ушло 5,5 миллиона. А еще расходы на финансирование епархиальных отделов, строительство и реставрация храмов. Строим в Ессентуках скульптуру Спасителя в 20 метров.

Епархия поддерживает и многодетных священников, вдов и матушек, потерявших своих кормильцев, в том числе при терактах. Они получают церковную пенсию. Суммы скромные, но реальные.