Епископ Тихон

«Это – Третья мировая!»: Митрополит Тихон (Шевкунов) обличил легкомыслие к коронавирусу

Русская Церковь всё активнее включается в борьбу с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Священноначалие Московского Патриархата одним из первых предприняло беспрецедентные в церковной истории санитарно-эпидемиологические меры, заключающиеся в обработке священных сосудов и лжиц (ложечек для Причастия) и других святынь дезинфицирующим раствором, а также благословило священников не подавать руку для целования верующим при благословении.

Конечно, некоторых верующих это смутило. Во-первых, был нарушен привычный уклад богослужебной жизни. Во-вторых, у некоторых складывается впечатление, будто наши священнослужители впали в маловерие и усомнились в спасительности и целительности Святых Христовых Таин. Хотя, разумеется, речь не об этом, но только о том, что и в храме существует опасность заражения. Как уже неоднократно говорилось, в том числе и автором этих строк, Богу всё возможно, в том числе и сделать так, что даже если человек выпьет нечто смертоносное, это не повредит ему (Евангелие от Марка, 16:18). Но это отнюдь не значит, что можно сознательно рисковать, будучи самоуверенным, будто мы достойны этого чуда.

Именно поэтому церковное священноначалие в лице Святейшего Патриарха Кирилла, в связи с усилением эпидемической опасности и ужесточением государственных и региональных карантинных мер, благословило верующих молиться дома, не посещая храмы. При этом оговаривая, что сами храмы, вопреки попыткам ряда местных властей, закрыты не будут, и при необходимости люди в ограниченном количестве смогут участвовать в соборных богослужениях. Так, в своей воскресной проповеди 29 марта 2020 года Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул:

Призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого Патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, а если кто-то вам что-то скажет, напомните пример Марии Египетской. У нас нет другого ответа, потому что мы любим свои храмы: 51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов.

Независимо от Святейшего Патриарха с подобными словами выступили и некоторые другие архипастыри. В том числе и столь авторитетный и любимый в церковном народе митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), автор всемирно известного «православного бестселлера», вышедшего многомиллионным тиражом на разных языках – книги «Несвятые святые».

Скажем прямо: владыку Тихона сложно заподозрить в «либерализме», «обновленчестве» и «приспособленчестве». Его позиция всегда была очень близка тем, кого именуют «православными консерваторами», и вместе с тем – понятна и доходчива в том числе и для людей, ещё только делающих первые шаги к Церкви. И что сегодня особенно важно: покойная мать владыки была известным врачом-эпидемиологом, доктором медицинских наук, а потому его голос – не просто архипастырский, но голос человека, прекрасно знакомого с подобными проблемами.

Военное время как трагическая реальность

Обращение митрополита Тихона к Псковской пастве о нынешней эпидемии

В минувшее воскресенье митрополит Тихон по завершении Божественной Литургии в стенах Псковского кафедрального собора также обратился к верующим со словом, посвящённым угрозе коронавируса. Словом, основной посыл которого полностью совпал с благословением Патриарха Кирилла, однако содержательно проповедь главы Псковской митрополии в её ограничительной части стала даже жёстче, чем Предстоятельское слово. Приведём ключевые цитаты из обращения владыки Тихона.

«Наверное, не только мне одному хочется проснуться утром и почувствовать, что всё позади… Именно так думали люди и во время войны… Так же и мы сейчас… Но нет, всё это нам придётся пережить. Мы все готовимся к празднованию 75-летия со дня окончания войны, вспоминаем о мужестве наших предков, а кое-кто даже, бахвалясь, говорит: «Можем повторить!»… «От словес своих осудимся и от словес своих оправдаемся». И ещё есть слова, не из Священного Писания, но очень подходящие для этого случая: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»… И вот спустя 75 лет снова война: война мировая. Я ничуть не преувеличиваю, ничуть не давлю на вас…»

Ещё несколько недель назад эти слова были бы непонятны. Эпидемия, уже объявленная пандемией, ещё разворачивалась, число погибших и количество охваченных стран было не столь значительно, а у нас в России так вообще ситуация была практически безоблачной. Но всё меняется с устрашающей скоростью. Статистика выявленных заражённых коронавирусом и погибших от него, действительно, напоминает боевые сводки. Ещё несколько дней назад количество заболевших было пара сотен тысяч, сегодня же это число неуклонно приближается к миллиону (при десятках тысяч умерших). В России ежедневно выявляются сотни заражённых. При том, что реальных чисел не знает никто.

Конечно, кто-то может резонно возразить: но даже эти страшные цифры нельзя сравнивать с той же статистикой узаконенных детоубийств, абортов, только официальная мировая статистика которых за первые три месяца 2020 года уже превысила 10 миллионов детских жизней. Да, это так. И это тоже один из трагических символов современного постхристианского, а во многом и антихристианского мира. Но зло, приходящее в наш мир, имеет различные обличья и масштабы. И одно из его проявлений – это сегодняшняя коронавирусная инфекция. В том числе и на этом в своей проповеди остановился митрополит Тихон (Шевкунов):

«Если кто-то думает, что это преувеличение, то давайте вспомним: 20 февраля нынешнего года (по другим данным, 18 февраля. – Прим. ред.) в Италии был обнаружен первый больной коронавирусом. А 20 марта уже гибли сотни каждый день, и сейчас 700-900 человек умирают ежедневно. Хотя не прошло и полутора месяцев. Мой друг, православный христианин, живущий в небольшом городке на севере Италии… позвонил мне недавно и сказал: «Мы даже не думали, что такое может быть. Вымерло все поколение старше 70… И молодые, и среднего возраста люди болеют. Мы не выходим никуда». И это по-настоящему страшно. Враг выбивает одного за другим».

И этот страх понятен. Его уже нельзя назвать «недоверием к Господу» или навязанной нам паникой. Хотя, не скрою, сам ещё совсем недавно писал именно так. Да, Церковь Христова в своей истории переживала куда более страшные эпидемии и пандемии, и зачастую молитвенные крестные ходы с Животворящим Крестом Господним останавливали моровую язву, чуму и холеру. Но скажем прямо: у людей нынешних поколений такого опыта нет.

Умаляющие проблему – лжецы и нечестивцы

Сегодня в нас очень часто сочетаются, с одной стороны, паникёрские настроения, а с другой – банальное легкомыслие. Последнее проявилось у многих из тех, кто, вернувшись из-за границы, из стран, в наибольшей степени поражённых коронавирусной инфекцией, не прошли режим самоизоляции и заразили окружающих. Это же касается и некоторых православных паломников, которые, вопреки предупреждениям священноначалия, сейчас продолжают посещать святыни русской глубинки.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: официальный сайт Московской Патриархии

Митрополит Тихон (Шевкунов) с особой горечью рассказал, что это особенно опасно для жителей города Печоры, где находится главная святыня Псковской земли – Псково-Печерский монастырь. Значительная часть населения этого небольшого русского городка – люди пенсионного возраста, находящиеся в особой группе риска, для которой заболевание коронавирусом смертельно опасно:

«И волна негодования: как, разве в обители можно заразиться? А как же молодые люди, которые являются носителями этого вируса, они из Москвы и Питера к нам охотно приезжают, стоят рядом с нашими бабушками, чихают, кашляют, дышат просто, и на близком расстоянии человек заражается… Те, кто говорят, что в храмах и монастырях невозможно заразиться, лгут!.. Они – нечестивцы! Потому что ложь – это нечестие».

В качестве примера владыка Тихон привёл исторический случай, когда в 1352 году во Пскове свирепствовала чума, от которой погибли тысячи местных жителей. И тогда из Великого Новгорода был приглашён епископ Василий, который мужественно крестным ходом обошел весь Псков, окропляя город святой водой. А вернувшись в Новгород, умер. Но в итоге чума отступила. Хотя сам факт заражения владыки Василия – свидетельство того, что и люди святой жизни не застрахованы от инфекции. И подобных исторических примеров митрополит Тихон привёл немало, в том числе – как при патриархе Никоне в 1654 году от чумы практически вымерли несколько московских монастырей.

Владыка Тихон особо подчеркнул, что даже если у нас нет симптомов болезни, мы можем быть её носителями и в итоге стать невольными убийцами других людей. При этом он отметил, что панический страх перед смертью – не христианское чувство, ведь всё совершается по воле Божией:

«Но не боясь ничего, боясь только Бога, надо бояться того, что Бог ненавидит: бояться греха. А наше легкомыслие и есть грех… Мы сейчас должны вести себя так, будто каждый из нас является носителем этой болезни. Только такое поведение будет ответственным отношением к ближнему, проявлением настоящей христианской любви».

Глава Псковской митрополии напомнил евангельские слова о том, что подобное бесовское наваждение, а любые эпидемии, безусловно, связаны с действием бесовских сил, изгоняется только постом и молитвой. И неслучайно и даже промыслительно то, что коронавирусное бедствие поразило нас именно в дни Великого поста. Дни, когда мы должны не только поститься телесно, но и исполнять заповедь любви к ближним. В том числе, по слову Священного Писания, помогать голодным. И митрополит Тихон (Шевкунов) убеждён, что сегодня это уже не просто образ, уже очень скоро коронавирус может привести к тому, что многие люди потеряют работу, а соответственно, и пропитание. К сожалению, итальянский пример это наглядно показал.

«Благословляю: молитесь дома!»

Именно поэтому владыка Тихон, как и Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Кирилл, призвал свою паству, всех православных христиан Псковской митрополии к домашней молитве. Приведя в пример опыт преподобной Марии Египетской и других святых, уходивших в пустыню или в затвор для уединённой молитвы. Понятно, что мы можем им только подражать, но сам их подвиг демонстрирует возможности молитвы и спасения вне соборных богослужений.

«Мариино стояние»: Память преподобной Марии Египетской

Более того, митрополит Тихон очень жёстко сравнил тех, кто не исполняет предписания государственных органов и благословение священноначалия, с предателями на войне, а «мы сейчас все в строю». Подобная жёсткость ещё совсем недавно была непонятна для большинства из нас, но сегодня воспринимается как вынужденная необходимость. И в то же время владыка подчёркивает: священнослужители не прекратят богослужений, а храмы будут оставаться открытыми:

«Приходите в дневное время. Можете спокойно, когда в храмах мало людей, помолиться перед иконой, протереть её дезинфицирующей салфеткой, приложиться и ещё раз протереть после себя. Но не надо собираться по многу, в том числе и в храмах…»

Но как молиться дома? Какое правило соблюдать в том случае, если не умеешь совершать богослужения мирским чином? В первую очередь, владыка Тихон благословил прочесть Евангелие с толкованиями православных святых отцов, которые несложно найти в интернете, а также «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, поучения святителя Игнатия (Брянчанинова), отцов Иоанна Кронштадтского и Иоанна Крестьянкина, великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также, как сказал владыка, «читайте ежедневно, по 50-100 раз, Иисусову молитву, и конечно же, читайте великую и прекрасную книгу Псалтырь, вот ваше молитвенное правило».

И в завершении своей вчерашней проповеди митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) дал понять: несмотря на тяжесть этих дней, несмотря на поистине военное положение, унывать ни в коем случае нельзя:

«Болезнь отступит, и это без всякого преувеличения и сомнения зависит сегодня от каждого из нас. Будем мужественны, будем веровать в Промысл Божий, будем бесстрашны и бояться лишь одного: греха. А сегодня тот грех, которым искушает нас диавол, это грех легкомыслия… Вспоминая сегодня Великую Победу 1945 года и смотря на вас, наследников этой Победы, должен сказать: мы не должны посрамить ни святых отцов, ни Церковь, ни тех, кто пал в Великой Отечественной войне… В Третьей мировой войне мы должны быть разумны и мужественны. Наше дело правое, враг будет разгромлен, Победа будет за нами».

И последние слова, хотя и звучали из уст советских руководителей в годы Великой Отечественной, ни в чём не противоречат христианскому отношению к борьбе со злом и ожиданию Великой Победы над смертью – Победы, день которой отпразднуем уже очень скоро, в день Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней.

Шевкунов Тихон, архимандрит

Архим. Тихон (Шевкунов) (р. 1958), в миру Георгий Александрович Шевкунов, родился в Москве. В 1982 г. окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа». По окончании вуза поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. Духовником его стал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
С 1986 г. работал в Издательском отделе Московской Патриархии под руководством митрополита Питирима (Нечаева). В 1991 г. в Донском монастыре Москвы пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, патриарха Московского. В том же году рукоположен в иеродиакона и в иеромонаха. В 1993 г. назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в Сретенском монастыре. В 1995 г. возведён в сан игумена и назначен наместником возрождённого Сретенского мужского монастыря. В 1998 г. возведён в сан архимандрита. В 1999 г. стал ректором новообразованного Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в 2002 году в Московскую Сретенскую духовную семинарию.
Отец Тихон – ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, руководит издательством Сретенского монастыря и является главным редактором интернет-портала Православие.Ru. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Во время работы в Издательском отделе Московской Патриархии принимал участие в подготовке празднования тысячелетия Крещения Руси. Являлся консультантом и автором сценариев первых фильмов о духовной истории России.

Фаворит Путина и будущий патриарх? Кто такой митрополит Тихон (Шевкунов)

В декабре в России завершилось голосование в рамках скандальной кампании по переименованию аэропортов. Как считают, ее инициировала консервативная партия во власти, одним из идеологов которой называют митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Ранее молва приписывала ему роль и в деле Серебренникова, и в скандале с Исаакиевским собором, и в гонениях на фильм “Матильда”.

Что на самом деле известно о митрополите Тихоне? Почему священнослужитель так влиятелен?

Церковная карьера

Отец Тихон (Георгий Шевкунов) родился в 1958 году в Москве в семье служащих. Он окончил ВГИК, после чего отправился послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1991 году 33-летнего мужчину постригли в монахи в столичном Донском монастыре. Он принял имя Тихон в честь патриарха русской церкви в 1917-1925 гг.

РИА Новости / Алексей Никольский

В 1995 году Тихон становится игуменом возрожденного Сретенского мужского монастыря, с 2002 года – ректором Сретенской духовной семинарии. На рубеже веков Тихон не раз посещал Чечню, куда отвозил гуманитарную помощь. В 2011 году он вошел в Высший церковный совет РПЦ, в 2016 году возглавил патриарший совет по культуре.

Называют духовником Путина

Еще в 2000 году Тихон сопровождал Владимира Путина во время поездки президента в Псково-Печерский монастырь. Через три года он отправился с Путиным в США для переговоров с РПЦЗ – отколовшейся от Москвы после революции русской православной церковью. Переговоры завершились в 2007 году объединением церквей. В 2010 году Тихон вошел в президентский совет по культуре.

РИА Новости / Сергей ГунеевТихон известен близостью к Путину, его часто называют духовником президента. Последний раз они близко общались 17 ноября 2018 года – президент тогда посетил Псково-Печерскую лавру.

Следующий патриарх?

По мнению главреда “Эха Москвы” Алексея Венедиктова, Тихон возглавляет консервативное пропрезидентское крыло РПЦ. Именно он был инициатором преследования фильма “Матильда”, передачи Исаакиевского собора в ведение церкви, а также гонений на режиссера Кирилла Серебренникова.

РИА Новости / Михаил КлиментьевИменно Тихон стоял за организацией в Москве, а затем и по всей стране серии выставок “Россия. Моя история” с крайне однополярным изложением развития российского государства. За этот проект в 2015 году ему вручили премию правительства РФ в области культуры.

РИА Новости / Владимир ФедоренкоЕще в 2017 году Венедиктов предположил, что Тихона удалят из Москвы, назначив митрополитом в одну из епархий. Это нужно для того, чтобы он мог стать патриархом. Согласно церковным правилам, главой церкви может стать архиерей, управлявший епархией не менее пяти лет.

Этот прогноз сбылся – в мае 2018 года Тихона назначили главой Псковской митрополии. “Кандидатура будущего патриарха почти определена», — написал тогда протодиакон Андрей Кураев

Епископ Тихон (Шевкунов)

Родился 2 июля 1958 г. в Москве.

В 1982 г. окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа». По окончании вуза стал послушником Псково-Печерского монастыря.

В августе 1986 г. митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом переведен в Издательский отдел Московского Патриархата, для работы по подготовке празднования Тысячелетия крещения Руси.

В 1991 г. пострижен в монашество в московском Донском монастыре, где в том же году рукоположен в иеродиакона, в августе 1991 г. ― во иеромонаха.

В 1993 г. назначен настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в бывшем Сретенского монастыре.

С 1995 г. ― игумен.

С июля 1996 г. ― наместник Сретенского монастыря.

С 1997 г. ― архимандрит.

Ректор Сретенской духовной семинарии (ранее, с 1999 г. ― Сретенское высшее православное монастырское училище).

Руководитель издательства Сретенского монастыря и интернет-портала «Православие.ru».

Автор фильмов «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 г. на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль) гран-при, «Гибель империи. Византийский урок», получившего премию Российской киноакадемии «Золотой орел» за 2009 г.

Академик РАЕН.

С марта 2001 г. ― председатель монастырского хозяйства — сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области.