Если священник влюбился

Не дружить с прихожанами и тем более прихожанками

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Очень сложно дружить священнику и прихожанину. Дело в том, что если мы говорим о прихожанине, как о духовном чаде священника, пусть даже не по самому большому гамбургскому счету, то для того, чтобы священник мог быть по-настоящему и духовником, и другом, он должен быть святым. Тогда действительно его человеческая, обычная жизнь, в которой собственно и происходит дружба, никоим образом не может ни смутить, ни поставить под сомнение его качество как духовника.

Дело в том, что для того, чтобы священник был по-настоящему духовником, прихожанин должен испытывать к нему большое доверие. Глубина этого доверия и глубина того, насколько в свою душу этот прихожанин будет пускать священника, может быть разная, но если доверия нет, то никакое духовничество невозможно в принципе. Священники, как и все остальные люди, далеки от идеала, у них есть и свои слабости, своя жизнь, которая не связана непосредственно с богослужениями, с разговорами только о Боге, о каких-то важных духовных вопросах. Священник в личной жизни чаще всего — обычный человек, который если и не совершает каких-то серьезных грехов, то в своей повседневной будничной жизни, своими будничными разговорами, шутками, может серьезно разочаровать человека, который ищет с ним близости. И поэтому, в большинстве случаев, когда такая дружба складывается и если священник действительно не святой, то этот священник перестает быть по-настоящему духовным руководителем для этого человека. И это необходимо понимать заранее — и священнику, и его потенциальному другу. Потому, что да, такая дружба возможна, но и разочарование практически неизбежно.

И если человек это разочарование преодолевает, если ему хватает и глубины, полноты души, ума, жизненного опыта, то такая дружба может быть очень хорошей и полезной. Но такой священник, еще раз говорю, как правило, перестает быть духовным руководителем. Хотя он может и остаться собеседником и советчиком.

Священник и старые друзья

Я вообще не верю в то, что детская или юношеская дружба, именно как дружба, сохраняется в зрелой жизни за редкими исключениями. У меня есть знакомые и друзья, с которыми мы учились в школе или те, с которыми учились в институте. Мы и сейчас перезваниваемся или встречаемся с кем-то раз в год, с кем-то три раза в год. Но это же не дружба. Это воспоминание о дружбе. Нам хорошо вместе посидеть, поговорить о былых временах. Мы доверяем друг другу и если что, готовы помочь.

Старые школьные друзья иногда присылают мне своих детей на серьезные разговоры. И я иногда с их детьми общаюсь больше, чем с ними самими.

То, как они приняли факт моего священства, вообще отношения к дружбе тоже не имеет. Много людей из моей прошлой жизни по-разному приняли мое обращение к христианству и мое рукоположение. Кто-то одобрял, кто-то не одобрял. Дружба здесь ни при чем.

Разбираем «Жигули»

Серьезная дружба взрослых мужчин требует большого времени и большого доверия. Хотя приятельские отношения могут завязываться достаточно быстро. Дружат всегда по какому-то поводу. Кто-то дружит по поводу совместной учебы или службы в армии. Кто-то — коллекционирования черепах, кто-то — по поводу увлечения астрономией.

Друзья вместе ходят в гараж разбирать старые «Жигули», они там об этом дружат. Когда изменяется интерес, кончается дружба. Женщины дружат, например, по поводу детей. Дети выросли, кончается дружба, если не появилось нового повода для дружбы. Нет, у них прекрасные друг к другу чувства, они прекрасно живут этими воспоминаниями, они могут поздравлять друг друга с днем рождения, приглашать на крестины внуков. Но дружба — это что-то живое сейчас для обоих. Вот бабушки на лавочке дружат. И очень мучительно бывает, когда бабушка переезжает в новый район, а там нет на лавочке ее старой подружки.

Священник и прихожанка

Я не верю в дружбу между мужчинами и женщинами. Просто не важно, священник он, не священник, прихожанка она, не прихожанка. Мужчины и женщины дружить не могут, за какими-то редчайшими исключениями: если она крокодил, он импотент и так далее. А так дружба между мужчиной и женщиной всегда грозит перейти во влюбленность. Я знаю людей, я же священник. Никакого романтизма в этом отношении в принципе не испытываю. Я столько видел греха и вижу непрерывно, что как я могу верить во что-то хорошее здесь. Да, бывают священники, я лично знаю несколько человек, которые развелись со своими женами, сложили сан или наоборот, не разводились, но живут в блуде. Не надо дружить с прихожанами, с прихожанками — тем более.

Священник и скворец

Все люди ходят на работу, правда. Наше общение, ограничивающееся нашими должностными обязанностями, — это рабочие отношения. А когда мы вместе после работы в баню пошли — это дружба, ну приятельство, по крайней мере. Я дружбу понимаю максимально широко — от легких приятельских отношений до глубоких и преданных дружеских отношений. А священство — это гораздо больше, чем просто работа. И священник, в общем, не должен дружить ни с кем из своих прихожан. Он может и должен понимать их жизнь. Они могут много и глубоко общаться. Они могут и должны помнить и поддерживать друг друга. Но не приятельствовать. Я не говорю, что не имеют права, но лучше не нужно. А вообще лучше как скворец. У него скворечник в одном месте, а еду он добывает в километре от скворечника. Помните: «Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед, и с другом не будет драки, если у вас друга нет». Наличие друзей подразумевает и драки, если не физические, то, по крайней мере, какие-то другие — ссоры, разногласия, выяснения отношений. И лучше, чтобы этого не было в храме.

На дистанции

Любому руководителю необходимо соблюдать дистанцию. Не только духовному, а даже просто светскому, административному. Как правило, директор не должен дружить со своими сотрудниками. А священник — духовный руководитель и административный при этом, если он настоятель храма. Он не должен в этом смысле дружить ни с кем.

У меня есть несколько примеров, когда я моих друзей сам не исповедую, а отправляю их к знакомым батюшкам, если у них нет духовника. Но, как правило, у них есть свои духовники. У меня исповедуются люди, которые дружат с другими священниками, но у них не исповедуются.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю — новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем — пишите в редакцию, по адресуdiscuss.pravmir@gmail.com.

Любовь монаха…

В преданиях глубокой старины
Сия история хранит свои истоки,
В ней нет мирской суетной новизны,
Есть только жизни скромные уроки.
Во времена, когда еретиков
Безжалостно сжигали на кострах,
Клубился дым неведомых грехов,
Тела и души превращались в прах.
В эпоху кардиналов плутовства,
Где папский двор затмил обеты чести,
Средь беззакония и грязи шутовства,
В безжалостном потоке грубой лести…
Как ангел одинокий жил аббат,
Молитве, дни и ночи посвящая.
Слуга Господень принял целибат
От искушения себя оберегая.
Водой и хлебом голод утолял,
В одеждах покрывавших, но не гревших.
Псалмами тихо душу утешал,
Прося об избавлении всех грешных.
Любимец Господа, тяжелый крест неся,
Он со смирением прощал врагов обиды.
В молитве, очи к небу вознеся,
Он очищал те души, что забыты.
Но каждый, кто Божественной рукой
Отмечен для какой – то важной цели,
Не сможет обрести, увы, покой.
Враги душою с радостью б владели!
И вот, однажды ночью, Сатана
Явился пред монахом с договором,
Что будет власть над миром сим дана,
Но он не поддавался уговорам.
«Изыди прочь, коварное исчадье!
Отец наш, Всемогущий, помоги!»
Целуя на груди своей распятье,
Молил у Господа : «Мне душу сбереги!»
Ушёл ни с чем, поверженный и злой,
С проклятьями и страхом Люцифер.
Война лишь началась – проигран бой
И множество припасено ещё афер.
Настала осень…холод и дожди…
Кружился листопад над куполами.
Казалось бы, уж ничего не жди,
Но только мир в разладе с небесами.
В один из серых тихих вечеров
В аббатские ворота постучались.
«О, добрый человек, открой засов.
Не ведаю пути – одна осталась.»
Прекрасный голос тишину пронзил,
Молила девушка ночлег её предоставить.
Монашеский закон провозгласил –
Нет места женщине! Но как её оставить
За стенами, средь сумрака ночного,
В кругу охотников и дикого зверья!
И заскрипели тяжкие засовы,
Открыта дверь и впущено дитя!
По воле случая, дежурным у ворот
В тот вечер был известный нам монах.
О, человечество! Безумный, глупый род!
Что знаете о высших вы делах?!
Нарушив правила, он ввёл её во двор,
Укрыв от глаз чужих в обители своей.
И в ту минуту был подписан приговор
Повсюду и всегда быть рядом с ней.
Его душой, не знавшею любви,
Впервые в жизни тело овладело.
И болью, словно ядом по крови,
Забилось сердце робко и несмело.
«Прошу тебя я, дева, назовись.
И, что тебя сюда к нам привело?»
«Узнать всё обо мне не торопись,
А имя мне Эмилия дано.»
И стала эта тайная любовь
Ночным кошмаром, чудом из чудес!
Пусть говорят, что будоражит кровь
Нам только искуситель злостный – бес…
В полуночной тиши, застыв в молитве,
В слезах просил монах его простить.
Он проиграл в прекрасной этой битве,
Но как вину он может искупить?!
И глас божественный в тот миг ему явился,
И в свете догорающей свечи,
К нему с наветом строгим обратился.
Слова слетали с неба, как мечи!
«Мой сын, ты совершил сию ощибку,
Поддавшись искушенью Сатаны.
И не скрывая жалости улыбку,
Я говорю – не много в том вины!
Не важен грех, а важно покаянье.
Готов ли ты его сейчас принять?
Но всё же ты получишь наказанье…
Я вынужден Эмилию забрать!
Ты позабудь её по доброй воле
И не ищи коротких с нею встреч!
Она с собою принесёт лишь горе,
Души твоей тогда не уберечь!»
«Прости же, Отче! Не могу принять
Веленья твоего, хоть раб я твой!
И сердца жар молитвой не унять.
Не знаю я, что делать мне с собой!»
И отступился молодой аббат
От клятвы перед церковью святой!
Нарушив вековечный целибат
Эмилию себе он взял женой.
Молва людская осудила их,
В изгнании своё существованье
Вели…и мир для них двоих,
Казалось, уготовил подаянье.
И каждой ночью молодой монах
Просил у Господа Великого прощенья.
И невозможно выразить в словах
Мучений всех во имя искупленья.
И вот, однажды, много лет спустя,
Всё так же на ночной молитве стоя,
Пред образом Спасителя Христа
Он удостоен долгожданного покоя.
С небес услышал долгожданный глас,
И взору Богородица явилась
«Своей молитвой души ваши спас.
И с твоей волей небо согласилось.
Твоя любовь преодолела все:
Мучения, запреты и страданья,
И верою безмерной ты спасен
За то, что все же принял покаянье.»
Как сын отца, он Господа любил,
Что жизнь в него вдохнул своим веленьем.
Эмилией он этой жизнью жил,
Как и поэт живущий вдохновеньем.
За дальностью времен проходят дни,
И люди всё бегут, спешат куда – то.
Остановись, прохожий! И пойми!
За всё придёт расплата и награда!

Мудрость и готовность выслушать — вот те качества, которые неизменно привлекают нас в людях. И именно они становятся причиной того, что девушки и женщины влюбляются в священников. Кто, как не исповедник, которому вы доверяете свои тайны, поймёт и утешит? Кто, как не проповедник, вовремя скажет нужное слово? Поход в церковь неизменно приносил вам умиротворение. но теперь всё изменилось, и вы задаёте себе тысячу вопросов: я люблю священника — что делать? Можно ли любить священника или это грех?

Любить священника — это грех?

Сама по себе ваша влюблённость никому навредить не может. Однако, скорее всего, вам всё же придётся пожертвовать этой любовью ради собственного душевного спокойствия. К сожалению, церковные требования к православным священникам довольно суровы. Им запрещены любые внебрачные отношения с прихожанками, неженатому пастырю запрещено жениться после принятия сана, а женатому нельзя разводиться и вступать в брак повторно (даже если первая жена умерла). Это объясняется тем, что у священника должна быть только одна любовь (имеется в виду любовь к богу), священник должен сохранять нравственную чистоту, служить примером для паствы. Другими словами, страсть и интриги служителя церкви касаться не должны.

Именно поэтому ваша любовь вряд ли найдёт отклик в сердце священнослужителя. Нужно понимать, что отношения с вами могут закончиться для него потерей церковного сана. Человек, который выбрал эту долю сознательно, не откажется от неё ради отношений с прихожанкой. Поэтому ваша влюблённость, увы, изначально обречена на то, чтобы оставаться безответной. Не находя выхода, это чувство будет точить вас изнутри, мешать вам полноценно жить. Жаль, что нельзя запретить себе любить человека! С этим чувством придётся побороться, но мы уверены, что у вас получится справиться.

Что делать, если я люблю священника против своего желания

Сердцу не прикажешь, но если уж ваше сердце посетила любовь, не убивайте её, а направьте в другое русло. Наши советы, возможно, помогут вам.

  • Мы уже сказали об этом выше, но стоит повторить: не рассчитывайте на взаимность. Для священника влюбиться в прихожанку, говоря светским языком — должностное преступление. Почитайте также нашу статью о том, как справиться с безответной любовью (она скоро появится на сайте).
  • Пословица «С глаз долой — из сердца вон» иногда действительно работает. Пока вы чувствуете запретную любовь в своём сердце, старайтесь избегать визитов в любимый храм. Каждый раз видя объект своей страсти, слушая его, разговаривая с ним, вы подбрасываете топливо в бак вашей влюблённости. Найдите другую церковь, которую вы смогли бы посещать без греховных мыслей.
  • В вашем случае как нельзя лучше работает простой совет: поговорите с тем, кто вам так нравится. Часто такие разговоры могут только усугубить ситуацию, когда объект вашей страсти сам плохо понимает, что он чувствует и хочет. Но духовный пастырь выслушает вас с вниманием и даст ответ с присущей ему мудростью. Возможно, его слов будет достаточно, чтобы полностью исправить положение. И не бойтесь, что упадёте в его глазах или он потеряет уважение к вам, ведь наставлять на путь истинный и является его задачей.
  • Если вы влюбились в священника, это может свидетельствовать о том, что у вас мало близких людей, которые заботятся о вас, выслушивают, дают наставления. Вам стоит отвлечься, наполнить свою жизнь новыми людьми и занятиями. Найдите, чем занять время — пусть это будет церковный хор, благотворительность или что-то, не имеющее прямого отношения к вашей вере. Добрые дела и общение с другими людьми принесут вам море положительных эмоций, в котором постепенно растворятся ваши сомнения.

Я люблю священника и думаю, что это взаимно

Очень жаль, но, скорее всего, вы заблуждаетесь. Участие и заботу со стороны священника некоторые прихожанки принимают за выражение романтических чувств. На самом деле, безусловно, священнослужитель относится ко всей своей пастве с любовью, именно поэтому он и посвятил свою жизнь людям. Но эта любовь в равной мере относится ко всем прихожанам и, конечно, не имеет романтической окраски. Если вы знаете своего духовника долгие годы, он намного старше вас — скорее всего, его чувства к вам можно назвать отеческими, но это не влюблённость.

Но что, если вы точно знаете, что ваше чувство взаимно? Вернёмся к началу этой статьи и напомним, что отношения с вами представляют для священнослужителя огромный соблазн и способны положить конец его духовному призванию. Поэтому, даже если вы узнали об ответных чувствах, будьте мудрее и выше соблазна. Помните, что даже если о вашем романе никто не узнает, по церковным правилам ваш возлюбленный должен быть предан анафеме.

Если же в вас влюбился женатый священник, то подумайте и о том, что ваше счастье может стать несчастьем другой женщины. Хотели бы вы оказаться на её месте?

Однако закончить эту статью нам хотелось бы на мажорной ноте. Помните, что прежде всего все мы — люди, и любовь помогает нам делать друг друга счастливее. История знает примеры того, как любовь прославила священника — вспомните Пьера Абеляра и его возлюбленную Элоизу. Будучи епископом, Абеляр полюбил свою ученицу Элоизу, она родила ему сына. Эта любовь противоречила всем канонам церкви, однако вдохновляет поэтов и по сей день. К несчастью, Элоизе не у кого было спросить совета, когда она поняла, что влюбилась в священника. А может, к счастью?.. Решать вам!

Пятнадцать вещей, которые мужчины хотели бы сказать женщинам

Возможно, мое признание шокирует многих, а возможно и наоборот – никого не удивит. Почему я решила общественности о своих отношениях с представителем церкви? Да потому, что не люблю лицемерие, религиозный фанатизм и невежество. У меня был роман с армянским священником. Отношения длились больше года, мы были любовниками. И уверяю вас, я не единственная женщина в Армении, которую угораздило завести любовную интрижку со священнослужителем. Ведь священники тоже люди, более того они в большинстве своем мужчины.

Я никогда не отличалась религиозностью. Скорее меня можно назвать атеисткой. Я воспринимаю религию как часть нашей культуры. Я не соблюдаю пост, редко бываю в церкви, а религиозные праздники для меня лишь повод собраться всей семьей. Со «своим» священником я познакомилась случайно в гостях. Он был в светской одежде тогда, и я не сразу поняла, что он священник. Первое, что меня поразило, это его речь. Удивительно грамотная красивая армянская речь, без слов-паразитов, без всех этих заимствований. Но при этом такая естественная, без пафоса и фальши. И еще врожденный аристократизм. Во всем – в осанке, движениях, мимике, манере держаться. С ним было интересно разговаривать, а темы были разные. О Боге в тот день никто не говорил. И когда выяснилось, что он священник я была обескуражена и разочарована. Посиделки закончились довольно поздно, и он вызвался меня проводить. Мысль о том, что такой мужчина – священник, не давала меня покоя. Он мне понравился, очень понравился, с связи с чем по дороге домой я изливала весь свой запас цинизма и сарказма по поводу религии в целом, и священников, в частности. Его это лишь забавляло, что бесило меня еще больше. Перед подъездом он прервал очередной поток моих язвительных выпадов поцелуем. Начало нашего романа был бурным и страстным. Я не задавала лишних вопросов, целиком погрузившись в океан страсти. Вскоре мы стали любовниками. И когда я, наконец, решилась спросить, как же Бог воспринимает его «грешные плотские утехи», он улыбнувшись ответил: «Бог понимает намного больше, чем кажется людям».

Наверное, так хорошо как с ним мне никогда не было, и может быть даже уже не будет. Нам приходилось скрывать отношения, встречаться тайком. Но это придавало отношениям романтики и интриги. Мы оба понимали, что долго так продолжаться не будет, и рано или поздно нам придется перейти на следующую ступень отношений. Он предложил мне стать его «тайной» женой, но при этом не хотел отказываться от сана. А это означало, что наша «тайная» жизнь продолжится и после «свадьбы». Я не хотела такой жизни ни для себя, ни для будущих детей. Я не переношу лицемерия и фальши. А его предложение означало именно это. Я не требовала выбирать между мной и Богом, а всего лишь выбрать между мной и церковью. Разве я многого хотела?

Расставание было болезненным. Для обоих. Честно говоря, я до сих пор не отошла. Ну скажите мне, какой извращенец придумал эти нелепые правила? Разве любимая женщина и семья могут мешать служению Богу? Кто сказал? Почему? Ведь любовь – это самое лучшее и прекрасное, что придумал Бог. Ведь именно Он дал нам кровь и плоть, физическое влечение к объекту любви. Он создал по «образу и подобию своему». Значит и у Бога есть потребность в любви. А потом какие-то нелепые злые люди решили, что это плохо и грешно. От того человек лишает себя земной любви, он не становится ближе к Богу. Тот, кто так думает, просто больной извращенец далекий от Бога также как я от Папы римского…