Федор Иванович

Федор I Иоаннович

После рождения Федора, в городе Переславль-Залесский, в Федоровском монастыре, Иван Грозный распорядился построить церковь. Этот храм действует и сегодня, являясь главным собором монастыря. Сохранилось предание, что на месте, где родился царевич, в урочище Собилка, была построена каменная часовня-крест. Эта часовня также сохранилась до нашего времени.

Правление Федора I Иоанновича

19 ноября 1581 года умер старший сын Ивана Грозного Иван. По одной из версий –от раны, нанесенной ему отцом. После этого Федор стал наследником царского престола. Многие современники (в том числе и сам Иван Грозный) считали, что он не способен руководить государством, ибо не отличается хорошим здоровьем и умом. Однако со смертью Ивана IV 18 марта 1584 года Федор все же стал царем и великим князем всея Руси, а уже в мае 1584 года состоялось венчание на царство в Успенском соборе Московского кремля.

Все годы своего правления Федор не интересовался государственной жизнью, возложив попечение о благе государства на своих вельмож, особенно на Бориса Годунова, который фактически принял всю полноту власти и в дальнейшем стал преемником царя. Важным фактором возвышения Годунова стало и то, что женой царя была сестра Бориса Ирина Годунова. Единственным ребенком Федора Иоанновича была дочь Феодосия, которая умерла в младенчестве. Сам государь все свое время проводил за молитвой в монастырях.

Время правления Федора не отмечено активными делами. Тем не менее были построены башни и стены Белого города, а известный литейщик Андрей Чохов отлил Царь-пушку. Знаменательным событием стало учреждение патриаршества в России в 1589 году, первым патриархом стал Иов, с титулом «Святейший Патриарх царствующего града Москвы и всего Российского царствия».

Как бы сама собой, не касаясь царя Федора, прошла в 1590–1595 годах война со Швецией. В 1598 году Федор Иоаннович умер. С его смертью не осталось больше мужчин из рода Рюриковичей по московской линии. Царь Федор был погребен в Архангельском соборе Московского кремля.

Блаженный Фео́дор Новгородский, Христа ради юродивый

Краткое житие блаженного Феодора Новгородского

Ро­дом из Нов­го­ро­да, с Тор­го­вой сто­ро­ны. Под­ра­жая жиз­ни свя­тых, св. Фе­о­дор на­ла­гал на се­бя стро­гий пост (в сре­ду и пят­ни­цу во­об­ще ни­че­го не ел), ча­сто по­се­щал хра­мы Бо­жии и по­да­вал ще­д­рую ми­лость ни­щим. Укре­пив свои си­лы та­ки­ми бо­го­угод­ны­ми упраж­не­ни­я­ми, он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства. До кон­ца жиз­ни свя­той со­блю­дал пол­ную ни­ще­ту, не имея ни сво­е­го уг­ла, ни теп­лой одеж­ды. Из­ну­ряя се­бя по­стом, он всю ми­ло­сты­ню, по­лу­ча­е­мую от по­чи­та­те­лей-со­граж­дан, раз­да­вал бед­ным. По но­чам свя­той об­хо­дил нов­го­род­ские церк­ви и го­ря­чо мо­лил­ся за род­ной го­род. По сви­де­тель­ству ле­то­пис­ца, «не раз спа­са­лась его зем­ная ро­ди­на от пред­сто­яв­ших ей зол мо­лит­ва­ми угод­ни­ка Бо­жия». Об­ли­чая вза­им­ную враж­ду нов­го­род­цев, жи­те­лей Тор­го­вой и Со­фий­ской сто­рон, бла­жен­ный де­лал вид, что враж­ду­ет с бла­жен­ным Ни­ко­ла­ем Ко­ча­но­вым, ко­то­рый под­ви­зал­ся на Со­фий­ской сто­роне. Ко­гда бла­жен­но­му Фе­о­до­ру слу­ча­лось хо­дить на Со­фий­скую сто­ро­ну Вол­хов­ским мо­стом, то бла­жен­ный Ни­ко­лай гнал его на Тор­го­вую, то же де­лал и Фе­о­дор, ко­гда за­ста­вал Ни­ко­лая на сво­ей сто­роне.

Од­на­жды св. Ни­ко­лай, узнав, что бла­жен­ный Фе­о­дор на­хо­дит­ся на «его» сто­роне, стал гнать его и пре­сле­до­вать. «Спа­са­ясь» от него, бла­жен­ный Фе­о­дор по­бе­жал по ули­цам, по­том по ого­ро­дам и на­ко­нец по ре­ке Вол­хо­ву, идя по во­де, как по су­ше. Бла­жен­ный Ни­ко­лай про­дол­жал по­го­ню до по­ло­ви­ны ре­ки, а по­том бро­сил в убе­гав­ше­го ко­чан ка­пу­сты, вы­рван­ный пе­ред тем в ого­ро­де. Сво­ей мни­мой враж­дой свя­тые на­по­ми­на­ли нов­го­род­цам небла­го­вид­ность их меж­до­усо­биц, ко­то­рые ча­сто окан­чи­ва­лись кро­во­про­лит­ны­ми столк­но­ве­ни­я­ми.

Бла­жен­ный Фе­о­дор по­лу­чил от Гос­по­да дар про­зор­ли­во­сти и про­ро­че­ства. Так он пред­ска­зал нов­го­род­цам неуро­жай и по­жар, опу­сто­шив­ший ули­цы Тор­го­вой сто­ро­ны. О вре­ме­ни сво­ей кон­чи­ны свя­той был предуве­дом­лен через Ан­ге­ла Бо­жия и мир­но по­чил 19 ян­ва­ря 1392 г. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но у церк­ви вмч. Ге­ор­гия на Тор­го­вой сто­роне. При­хо­див­шие с ве­рой боль­ные по­лу­ча­ли здесь ис­це­ле­ния.

Полное житие блаженного Феодора Новгородского

Бла­жен­ный Фе­о­дор ро­дил­ся в XIV ве­ке в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де, на Тор­го­вой сто­роне, близ тор­го­вых ря­дов. О ро­ди­те­лях его из­вест­но толь­ко, что они бы­ли лю­ди бла­го­че­сти­вые. То об­сто­я­тель­ство, что бла­жен­ный был обу­чен чте­нию книг и имел воз­мож­ность, до вступ­ле­ния на свой глав­ный жиз­нен­ный по­двиг, сво­бод­но пре­да­вать­ся под­го­то­ви­тель­ным по­дви­гам бла­го­че­стия и меж­ду про­чим тво­рил обиль­ную ми­ло­сты­ню, поз­во­ля­ет ду­мать, что он при­над­ле­жал се­мье со­сто­я­тель­ной и за­ни­мав­шей не низ­кое об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние в го­ро­де.

Ро­ди­те­ля­ми сво­и­ми бла­жен­ный Фе­о­дор был вос­пи­тан в стра­хе Бо­жи­ем и доб­рых на­вы­ках и «изу­чен Бо­же­ствен­но­му Пи­са­нию». Доб­рое вос­пи­та­ние и про­све­щен­ный све­том Бо­же­ствен­но­го уче­ния ра­зум да­ли осо­бое воз­вы­шен­ное на­прав­ле­ние всем его си­лам и спо­соб­но­стям. При­дя в со­вер­шен­ный воз­раст, Фе­о­дор ре­шил все­це­ло по­свя­тить се­бя на слу­же­ние Бо­гу. Под­ра­жая жиз­ни свя­тых, он на­ло­жил на се­бя по­сто­ян­ный стро­гий пост, при­ни­мал пи­щу лишь один раз в день, по за­хо­де солн­ца, а в сре­ду и пят­ни­цу со­всем ни­че­го не вку­шал; ча­сто хо­дил к цер­ков­ным служ­бам, по­се­щал для мо­лит­вы окрест­ные оби­те­ли и за­бо­тил­ся о бед­ных, по­да­вая обиль­ную ми­ло­сты­ню нуж­да­ю­щим­ся, осо­бен­но же юро­ди­вым Хри­ста ра­ди, ко­то­рых он лю­бил, по­дви­гам ко­то­рых стре­мил­ся под­ра­жать. Укре­пив свои си­лы та­ки­ми упраж­не­ни­я­ми, он при­нял на се­бя ве­ли­кий и труд­ный по­двиг юрод­ства, до­ступ­ный толь­ко лю­дям вы­со­ко­го нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ства.

По­двиг юрод­ства бла­жен­ный Фе­о­дор про­хо­дил там же, где жил ра­нее, на Тор­го­вой сто­роне Нов­го­ро­да. Он про­во­дил все вре­мя под от­кры­тым небом, не имея кро­ва и при­ста­ни­ща, по­лу­на­гой и бо­сой под до­ждем и сне­гом, в зной и мо­роз. Со­блю­дая пол­ную ни­ще­ту и из­ну­ряя се­бя по­стом, он всю ми­ло­сты­ню, по­лу­ча­е­мую от по­чи­та­те­лей-со­граж­дан, раз­да­вал бед­ным. Но­чью ма­ло спал, но об­хо­дил хра­мы, мо­лясь за род­ной го­род и жи­ву­щих в нем, про­ся у Гос­по­да из­бав­ле­ния от на­ше­ствия ино­пле­мен­ных, меж­до­усоб­ной бра­ни, от го­ло­да и по­жа­ра. Днем же юрод­ство­вал на мно­го­люд­ных ули­цах и рын­ках. Неред­ко за свои стран­ные и сме­лые дей­ствия и ре­чи, имев­шие скры­той це­лью на­зи­да­ние и спа­се­ние ближ­них, бла­жен­ный при­ни­мал оскорб­ле­ния – толч­ки и по­бои, но пе­ре­но­сил их тер­пе­ли­во, мо­лясь за при­чи­няв­ших ему оби­ды.

Ча­сто Фе­о­дор юрод­ство­вал вме­сте с бла­жен­ным Ни­ко­ла­ем Ко­ча­но­вым, ко­то­рый од­новре­мен­но с ним под­ви­зал­ся в Нов­го­ро­де, но на дру­гой, Со­фий­ской, сто­роне. Оба свя­тые де­ла­ли вид, что нена­ви­дят друг дру­га, и по­сто­ян­но на­хо­ди­лись в мни­мой борь­бе. Ко­гда бла­жен­ный Ни­ко­лай при­хо­дил на Тор­го­вую сто­ро­ну, Фе­о­дор бе­жал вслед за ним и про­го­нял его до по­ло­ви­ны вол­хов­ско­го мо­ста, го­во­ря: «Не хо­ди на мою сто­ро­ну, жи­ви на сво­ей».

По­доб­ным же об­ра­зом по­сту­пал и Ни­ко­лай, ко­гда за­ме­чал Фе­о­до­ра на Со­фий­ской сто­роне. Один слу­чай дал по­вод уве­ко­ве­чить эти вза­им­ные от­но­ше­ния в про­зва­нии бла­жен­но­го Ни­ко­лая «Ко­ча­но­вым». Ка­кой-то жи­тель Со­фий­ской сто­ро­ны об­ра­тил­ся к бла­жен­но­му Фе­о­до­ру с прось­бой по­се­тить его дом. Фе­о­дор сна­ча­ла от­ка­зал­ся ид­ти за ре­ку, ссы­ла­ясь на враж­деб­ность к нему бла­жен­но­го Ни­ко­лая, но за­тем усту­пил уси­лен­ным прось­бам и по­шел вме­сте с при­гла­шав­шим. В это вре­мя бла­жен­ный Ни­ко­лай юрод­ство­вал на ули­цах. Услы­шав о при­хо­де на Со­фий­скую сто­ро­ну сво­е­го про­тив­ни­ка, он быст­ро отыс­кал Фе­о­до­ра и стал бить его пле­тью, взя­той у про­ез­жав­ше­го ми­мо всад­ни­ка, при­го­ва­ри­вая: «За­чем ты, Фе­о­дор, при­шел на на­шу сто­ро­ну, или ты хо­чешь что украсть у нас?»

Укры­ва­ясь от Ни­ко­лая, бла­жен­ный Фе­о­дор по­бе­жал по ули­цам, по­том по ого­ро­дам и на­ко­нец по ре­ке Вол­хо­ву, идя по во­де, как по су­ше. Ни­ко­лай про­дол­жал по­го­ню до по­ло­ви­ны ре­ки и от­сю­да бро­сил в скры­вав­ше­го­ся бег­ле­ца вы­рван­ный пе­ред тем в ого­ро­де ко­чан ка­пу­сты. Ви­дя, что Фе­о­дор взял ко­чан
с со­бою, он дол­го сто­ял и кри­чал ему вслед: «Фе­о­дор, от­дай ко­чан ка­пу­сты, – мой он, а не твой». По­сле это­го слу­чая на­род про­звал бла­жен­но­го Ни­ко­лая «Ко­ча­но­вым».

Цель этой ви­ди­мой нена­ви­сти и борь­бы свя­тых за­клю­ча­лась в том, чтобы на­гляд­но по­ка­зать неле­пость той вза­им­ной враж­ды, ко­то­рая весь­ма ча­сто в воль­ном Нов­го­ро­де по незна­чи­тель­ным по­во­дам раз­де­ля­ла меж­ду со­бою бра­тьев-со­граж­дан и при­во­ди­ла их да­же к во­ору­жен­ным и кро­во­про­лит­ным столк­но­ве­ни­ям.

Бла­жен­ный Фе­о­дор по­лу­чил от Гос­по­да дар про­зре­ния и про­ро­честв. Ино­гда, ви­дя умно­же­ние без­за­ко­ния в лю­дях, он го­во­рил: «Бе­ре­ги­те хлеб, до­рог бу­дет хлеб». Дей­стви­тель­но, на­сту­пал го­лод. Ино­гда же пред­ска­зы­вал: «Все это ме­сто бу­дет чи­сто, хо­ро­шо бу­дет хлеб да ре­пу се­ять». И по­сле то­го слу­чал­ся по­жар. Мно­гим без­дет­ным жен­щи­нам он пред­ре­кал рож­де­ние де­тей, го­во­ря: «Мо­лись Бо­гу, даст Бог сы­на», или: «Мо­лись Бо­гу, даст Бог дочь».

О вре­ме­ни сво­ей кон­чи­ны бла­жен­ный Фе­о­дор был предуве­дом­лен через Ан­ге­ла Бо­жия. Об­ра­до­ван­ный этим из­ве­ще­ни­ем, он про­дол­жал днем юрод­ство­вать на ули­цах, го­во­ря всем: «Про­щай­те, я да­ле­ко иду».

Но­чи же про­во­дил без сна, об­хо­дя хра­мы и мо­лясь о се­бе и граж­да­нах. 19 ян­ва­ря 1392 го­да по­сле­до­ва­ла его бла­жен­ная кон­чи­на. Те­ло его, как и за­ве­щал бла­жен­ный, по­гре­бе­но близ тор­жи­ща при хра­ме свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. С те­че­ни­ем вре­ме­ни над гро­бом бы­ла вы­стро­е­на ча­сов­ня с ка­мен­ной гроб­ни­цей, и при­хо­див­шие с ве­рою боль­ные по­лу­ча­ли здесь ис­це­ле­ния. В но­вой ка­мен­ной ча­совне, по­стро­ен­ной в 1832 го­ду на ме­сте древ­ней, и ныне по­чи­ва­ют под спу­дом мо­щи бла­жен­но­го Фе­о­до­ра. Тор­го­вые лю­ди Нов­го­ро­да счи­та­ют его сво­им по­кро­ви­те­лем и осо­бен­но чтут его па­мять.

Име­ет­ся ру­ко­пис­ная служ­ба бла­жен­но­му Фе­о­до­ру, со­став­лен­ная не ра­нее вто­рой по­ло­ви­ны XVI ве­ка, быть мо­жет, од­новре­мен­но с уста­нов­ле­ни­ем ему мест­но­го цер­ков­но­го празд­но­ва­ния, со­вер­ша­е­мо­го 19 ян­ва­ря/1 фев­ра­ля.

Фёдор I Иоаннович

В Википедии есть статьи о других людях с именем Фёдор (значения).

Фёдор Иоаннович (I)
Фёдор I Иоаннович миниатюра из Царского титулярника.
2-й Царь и Великий Князь всея Руси
18 (28) марта 1584 — 7 (17) января 1598
Предшественник: Иван IV Грозный
Преемник: Ирина I Фёдоровна
Вероисповедание: Православие
Рождение: 11 мая 1557
Москва
Смерть: 7 (17) января 1598 (40 лет)
Москва
Похоронен: Архангельский собор в Москве
Род: Рюриковичи
Отец: Иван IV Грозный
Мать: Анастасия Романовна
Супруга: Ирина I Фёдоровна Годунова
Дети: дочь: Феодосия

Фео́дор Иоа́ннович (I) (прозванный Блаженным; 11 мая 1557, Москва — 7 января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

По рождению сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени, Фёдор стал наследником царского престола.

По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям — скончалась в 1594 году). В конце 1597 года он смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года был фактически единоличным правителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.

Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. И. Костомарова:

Царь Феодор Иванович был чужд всего, соответственно своему малоумию. Вставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со святою водою и с иконою того святого, чья память праздновалась в настоящий день. Царь читал вслух молитвы, потом шёл к царице, которая жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садился в кресло и принимал близких лиц, особенно же монахов. В девять часов утра шёл к обедне, в одиннадцать часов обедал, потом спал, потом ходил к вечерне, иногда же перед вечернею в баню. После вечерни царь до ночи проводил время в забавах: ему пели песни, сказывали сказки, шуты потешали его кривляниями. Феодор очень любил колокольный звон и сам иногда хаживал звонить на колокольню. Часто он совершал благочестивые путешествия, ходил пешком по московским монастырям <…> Но кроме таких благочестивых наклонностей Феодор показывал и другие, напоминавшие нрав родителя. Он любил смотреть на кулачные бои и на битвы людей с медведями. Челобитчики, обращавшиеся к нему, не видели от него участия: «избегая мирской суеты и докуки», он отсылал их к Борису Годунову. <…> Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и святую жизнь царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания.

Основные события в царствование Фёдора Иоанновича

Реконструкция Герасимова

Московский Земский собор в 1584 году избрал царем младшего сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича.

В 1584 году Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585 —1591 годы русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города. Протяжённость стен 10 километров. Толщина — до 4,5 метров. Высота от 6 до 7 метров.

В 1586 году русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка.

1589 год — учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова. Фёдор Иванович, хотя и не был причислен к лику святых, всё же был признан таковым патриархом Иовом, который составил его житие.

1590—1595 годы — русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович, приходился двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

Современники о Фёдоре Иоанновиче

Фёдор I Иоаннович, гравюра

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера, новый царь был

росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей.

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

в особенности прославлял он немногих служивших у него иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования, не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами.

Также о нём писали, что дела государственные он обсуждал с боярами в Переднем покое, а особо щекотливые вопросы он обсуждал со своими приближенными в своём кабинете.

Примечания

  1. Фома (журнал). сентябрь 2009
  2. Исаак Масса
  3. Восточная Литература — библиотека текстов Средневековья

Литература

Фёдор I Иоаннович в Викитеке

Русские цари

Иван IV — Симеон Бекбулатович — Фёдор I — Ирина Годунова — Борис Годунов — Фёдор II Годунов — Лжедмитрий I — Василий Шуйский — Владислав — Михаил Фёдорович — Алексей Михайлович — Фёдор III — Иван V — Пётр I

Царь Федор Иоаннович: биография, годы правления, смерть

Первой женой Ивана Грозного была Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, происходившая из древнего боярского рода, выходцем из которого является и первый представитель Дома Романовых – царь Михаил Фёдорович. От неё появились на свет три сына. Старший из них, Дмитрий, умер во младенчестве, средний, Иван был убит в порыве гнева собственным отцом, а младшего – Фёдора — судьба уберегла, и по прошествии лет он унаследовал российский престол.

Третий сын грозного царя

Родился будущий царь Фёдор Иоаннович 31 мая 1557 года в урочище Собилка, находившемся в 6 км от Переславля-Залесского. Два памятника этому событию, возведённые по повелению самого Ивана Грозного, — крест-часовня на месте рождения сына и храм в честь святого великомученика Феодора Стратилата в Переславль-Залесском Феодоровском монастыре — сохранились до наших дней.

Мать царевич Фёдор знал только в раннем детстве. 7 августа 1560 года она скончалась при весьма странных обстоятельствах, наводящих на мысль об отравлении. Смерть любимой жены и связанные с этим переживания вызвали в царе глубокий психологический надлом в короткий срок, превратив его из доброго христианина в кровавого тирана, каким он и вошёл в отечественную историю.

Конец династии Рюриковичей

От рождения царевич Фёдор не являлся наследником престола, поскольку эта честь досталась его старшему брату Ивану, и лишь после его трагической смерти, последовавшей в 1581 году, он получил этот статус. Известно, что даже по своему складу он не подходил на роль самодержца. Тихий, глубоко набожный и, как свидетельствуют современники, слабоумный Фёдор, по словам отца, был создан для монашеской кельи, а не для трона. Об этом красноречиво свидетельствует прозвище Фёдора Иоанновича, под которым он вошёл в историю, – Феодор Блаженный.

В 1557 году Фёдор Иоаннович взял в жёны Ирину Фёдоровну Годунову, родную сестру ближайшего сподвижника и любимца Ивана Грозного – Бориса Годунова. Это брак устроил сам отец, желая породнить сына с наиболее верным ему боярским родом. До 35 лет у супругов не было детей, о которых они молили Бога, регулярно совершая паломничества в ближние и дальние монастыри. Лишь в 1592 году на свет появилась дочь, но прожить ей было суждено только 9 месяцев.

Так как их союз не принёс российскому престолу очередного наследника, то именно царь Фёдор Иоаннович стал последним представителем рода Рюриковичей. На нём оборвалась династия, правившая на Руси в течение 736 лет. Тем не менее брак с Ириной сыграл важную роль в дальнейшей истории страны – благодаря ему необыкновенно возвысился её брат Борис Годунов, восшедший впоследствии на российский престол.

Кем приходился царю Фёдору Иоанновичу Борис Годунов?

Поскольку при Иване Грозном наследником престола являлся его старший сын Иван, то младшего, Фёдора, никто не готовил к этой высокой миссии. С детства предоставленный самому себе, он проводил время в бесконечных молитвах и поездках по монастырям. Когда же Ивана не стало, то пришлось спешно навёрстывать упущенное.

Вот тут и оказался ко двору Борис Годунов, по родству приходившийся ему шурином, но, кроме этого, сумевший стать ближайшим доверенным лицом и наставником. Особенно же его роль возросла после кончины Ивана Грозного, открывшей сыну путь к власти.

С того момента, как в марте 1584 года внезапно скончался грозный царь, по Москве пошли слухи о его насильственной смерти. Начало им положил приказной дьяк – Иван Тимофеев, открыто обвинявший в убийстве двух бояр – Богдана Бельского и Бориса Годунова. Имел ли он на то реальные основания или нет, неизвестно, но тем не менее ряд исследователей полагает, что таким путём Годунов помог ускорить своему воспитаннику приход к власти.

Царские милости и пожертвования

Будучи человеком крайне религиозным, сразу после кончины отца Фёдор Иоаннович прежде всего позаботился об упокоении его души. С этой целью им было отправлено 1000 р. в Константинополь, а также щедрые дары в Александрию, Иерусалим и Антиохию, откуда вскоре прибыл в Москву патриарх Иоаким. Кстати, глава Русской церкви – митрополит Дионисий Московский (патриаршество в то время ещё не было учреждено в России) принял его весьма высокомерно, показывая, что своим богатством и положением при царе он превосходит его.

В день коронации, состоявшейся 10 июня 1584 года, новый государь всея Руси осыпал Годунова царскими милостями. Ему был пожалован чин конюшего, а также почётное звание ближайшего и великого боярина. В довершение всего государь назначил его наместником Астраханского и Казанского царств.

Борьба за место у трона

Ввиду того что с первых же дней царь Фёдор Иоаннович показал себя совершенно неспособным править страной, при его особе был создан регентский совет, состоявший из четырёх человек. В него вошли бояре Богдан Бельский (тот самый, возможный убийца Ивана Грозного), Никита Романович Юрьев, Иван Петрович Шуйский (будущий царь) и Иван Фёдорович Мстиславский.

У трона безвольного и слабоумного царя они составили весьма сильную группировку, и для получения в свои руки всей полноты власти Борису Годунову предстояла тяжёлая борьба, увенчавшаяся его победой. Умело манипулируя эгоистическими устремлениями каждого из членов регентского совета, он сумел добиться того, что в том же году Б. Бельского, обвинённого в измене, отправили в ссылку, Мстиславский был насильно пострижен в монахи, а Шуйский, наиболее сильный конкурент, попал в опалу. Полному же его триумфу способствовала внезапная смерть Никиты Юрьева.

После этого в течение всех 14 лет, в течение которых царь Фёдор I Иоаннович находился на троне, фактическое управление страной осуществлял Борис Годунов. Об этом, реальном положении вещей, прекрасно знали не только в России, но и за границей, поэтому иностранные дипломаты, вручив царю свои верительные грамоты, первым делом старались наладить отношения с его ближайшим боярином Годуновым.

Слава, пережившая царя

Справедливости ради следует отметить, что если царь Фёдор Иоаннович и оказался неспособен руководить страной, то у него вполне хватило ума не вмешиваться в правление более разумного и талантливого Бориса, прекрасно распоряжавшегося огромным государством. Благодаря этому в период Смутного времени все в один голос заявляли, что при нём (Фёдоре Иоанновиче – все лавры достались ему) государство процветало, а люди были счастливы и довольны своим правителем.

В результате этого после безвременной кончины царя Фёдора не только Москва, но и вся Россия желала видеть на троне продолжателя его дел. Сразу и без малейших колебаний власть была предложена Ирине – вдове почившего государя, а когда она отказалась, единственным кандидатом стал Борис Годунов. Именно купаясь в лучах славы своего предшественника он и сумел взойти на российский престол.

Когда же после его собственной кончины разгорелась борьба за власть, то каждый из претендентов пытался обосновать свои права на престол ссылками на прежнюю близость к Фёдору Иоанновичу. Кстати, и кандидатура первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича — была утверждена Земским собором именно из-за его родства с ним.

Мысль об учреждении патриаршества

Наиболее ярким историческим событием, ознаменовавшим годы правления Фёдора Иоанновича, стало установление на Руси патриаршества. Несмотря на то что после захвата Константинополя турецкой армией в 1453 году Русская церковь практически вышла из-под его контроля, она по своему статусу оставалась ниже остальных православных церквей, находившихся на территориях Османской империи. Это во многом снижало её международный авторитет.

В 1586 году на заседании Боярской думы царь Фёдор Иоаннович выступил с предложением обратиться к находившемуся тогда в России Антиохийскому патриарху Иоакиму с просьбой о содействии в деле учреждения на Руси собственной патриархии. Сложность заключалась в том, что для осуществления задуманного требовалось согласие предстоятелей остальных восточных православных церквей.

Первый патриарх на Руси

Благодаря его содействию собор Греческой церкви вынес по этому вопросу положительное решение, а затем, в 1588 году, в Москву для совершения священного обряда прибыл Константинопольский патриарх Иеремия. Поражённый блеском и роскошью царского дворца, он вначале вознамерился остаться в России навсегда и взять на себя управление сразу двумя патриархиями – Константинопольской и Московской, но поскольку россияне желали видеть во главе церкви своего соотечественника, ему пришлось отказаться от задуманного.

На Освящённом церковном соборе, состоявшемся 29 января 1589 года, из трёх претендентов на патриарший престол был избран митрополит Московский Иов, ставший первым Патриархом Московским и всея Руси. Его избранию всячески содействовал государь Фёдор I Иоаннович, питавший к нему глубочайшее почтение как к своему духовнику и советчику.

Ужесточение крепостного права

Внутренняя политика Фёдора Иоанновича отмечена дальнейшим закрепощением крестьян. Это выражалось в его указах, ограничивавших большинству из них переход от одного помещика к другому на основании закона о Юрьевом дне.

Дело в том, что, согласно ранее принятому уложению, 26 ноября каждого года (православный праздник Юрьев день) крестьяне, закончив полевые работы и расплатившись с барином, имели право уйти от него к другому хозяину. Однако в годы правления Фёдора Иоанновича были введены значительные ограничения категорий лиц, подпадавших под действие этого закона, а также установлен пятилетний срок розыска беглых крестьян.

Кроме того, проводимые им меры способствовали ещё большему закабалению крестьян, не сумевших в должный срок рассчитаться со своим барином. Согласно указу от 1586 года, все долговые (кабальные) записи стали оформляться официально и получили надлежащую юридическую силу.

Внешняя политика царя Фёдора

Во внешнеполитических вопросах деятельность царя Фёдора Иоанновича была направлена на установление прочных торговых и дипломатических отношений с целым рядом стран, среди которых особое место занимали Голландия и Франция. В результате весной 1585 года Москва и Париж обменялись послами.

Не менее успешно складывались отношения и с недавними врагами – Швецией и Речью Посполитой. Мирный договор, заключённый в 1587 году, позволил отвести войска от польско-литовской границы и с их помощью положить конец территориальным притязаниям шведского короля.

Возврат утерянных прежде земель и покорение Сибири

Значительным достижением дипломатов царя Фёдора Иоанновича стало заключение в мае 1595 года Тявзинского соглашения, в результате которого Россия вернула себе Ивангород, Корелы, Копорье и Ям. Как было сказано выше, несмотря на то, что вся инициатива находилась в руках Бориса Годунова, славу и благодарность потомков стяжал царь Фёдор Иоаннович.

Биография его будет неполной, если не упомянуть и ещё об одном важном событии – окончательном присоединении Сибири. Этот процесс, начавшийся ещё в прежние царствования, получил при нём своё завершение. На обширных территориях, раскинувшихся за Уральским хребтом, один за другим появлялись новые города – Тюмень, Нарым, Сургут, Берёзов и многие другие. В государеву казну ежегодно поступал обильный ясак – дань от коренных жителей этого богатого, но дикого края.

Смерть малолетнего царевича

История правления царя Фёдора Иоанновича была омрачена гибелью его младшего брата – наследника престола царевича Димитрия, отправленного вместе со своей матерью, шестой женой Ивана Грозного Марией Нагой в Углич. Обстоятельства смерти наводили на мысль о преднамеренном убийстве, в котором народная молва поспешила обвинить Бориса Годунова. Однако следственная комиссия, возглавляемая Василием Шуйским, не нашла тому никаких доказательств, в результате чего вопрос об истинной причине гибели наследника престола остаётся открытым и по сей день.

Конец жизни и царствования

Смерть Фёдора Иоанновича, последовавшая 17 января 1598 года, стала следствием тяжёлой болезни, из-за которой в последние месяцы жизни он не вставал с постели. Похоронили государя рядом с его отцом и старшим братом Иваном в правой части алтаря Архангельского собора Московского Кремля. Русской православной церковью он был канонизирован как святой благоверный Феодор I Иоаннович царь Московский, память которого отмечается дважды в год – 20 января и в первое воскресенье сентября, когда празднуется Собор московских святых.

И последнее. Многих интересует, какова была фамилия царя Фёдора Иоанновича. На этот вопрос ответа быть не может, поскольку фамилии как таковой ни у него, ни у его предков не было. Все представители прервавшегося на нём княжеско-царского рода могли бы ответить на этот вопрос словами из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Рюриковичи мы!»

Последний перед Смутой. Незаметная жизнь царя Фёдора Иоанновича

«Постник и молчальник»

В конце XVI века Россия вступила в период острейшего кризиса власти. Династия Рюриковичей, чьи представители столетиями правили страной, угасала. Последним царём из этой династии стал Фёдор Иоаннович, взошедший на русский престол в марте 1584 года.

Фёдор Иоаннович родился 20 мая 1557 года в Москве. Он был третьим сыном Ивана Грозного и его первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.

Фёдор был одним из немногих детей Ивана Грозного, которые дожили до совершеннолетия. Старший брат Фёдора, царевич Дмитрий, трагический погиб в результате несчастного случая. По мистическому совпадению, его полный тёзка, младший сын Ивана Грозного, рождённый на тридцать лет позже, скорее всего, также стал жертвой несчастного случая, а не убийства.

Наследником престола стал считаться второй сын Грозного, царевич Иван Иванович. Современники отмечали, что на отца он был похож не только внешностью, но и жестоким характером. Известно, что наследник вместе с отцом участвовал в расправах над боярами и вполне мог продолжить его политику.

Фёдор, родившийся через три года после Ивана, отцом в качестве преемника не рассматривался. Как и большинство детей Ивана Грозного, Фёдор с юности был весьма болезненным, а его устремления были далеки от государственного управления.

Фёдор I Иоаннович. Фото: Public Domain

Сам Грозный то ли с сожалением, то ли с уважением написал как-то о сыне, который «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».

Фёдор много времени посвящал молитвам, в развлечениях участвовал разве что по воле отца, который, впрочем, не слишком обременял его этим.

В отличие от отца и старшего брата, Фёдора Иоанновича современники описывали как человека доброго, кроткого, стремившегося к миру и покою, заботившегося более прочего о спасении души.

Бытовая драма, изменившая историю России

В 1575 году Иван Грозный женил 18-летнего Фёдора на его сверстнице Ирине Годуновой, племяннице постельничего Дмитрия Годунова. Этот брак способствовал и возвышению её родного брата Бориса Годунова, опричника, приближённого к себе царём.

Ивана Грозного в тот момент тревожила проблема престолонаследия — у царевича Ивана за четыре года брака не родилось наследника. Царь настоял на разводе и организовал второй брак старшего сына. Заодно женил и Фёдора, надеясь, что хотя бы один из двух сыновей подарит ему внука.

Однако время шло, а ожидания не оправдывались. В итоге Грозный организовал третий брак царевича Ивана, и на сей раз его новая жена, Елена Шереметева, забеременела.

События, которые произошли дальше, коренным образом изменили историю России. По наиболее распространённой версии, в ноябре 1581 года Иван Грозный зашёл в комнату к беременной невестке и застал её в одном нижнем платье. Поскольку жена царевича была на большом сроке беременности и чувствовала себя неважно, ничего удивительного в этом не было, тем более, женщина не ждала визита царя.

Однако Иван Грозный, склонный к приступам внезапного гнева, пришёл в ярость, стал упрекать невестку в непристойности, после чего перешёл к побоям. На крики прибежал царевич Иван, попытавшийся унять отца. Однако Иван Грозный в ярости ударил сына посохом, попав в висок.

Итог этой бытовой драмы в монарших покоях оказался ужасным: у женщины случился выкидыш, а сам царевич спустя несколько дней скончался от полученных повреждений.

Когда Иван Грозный понял, что натворил, его охватил ужас, но сделанного было не вернуть.

«Слабоумен, милостив и не склонен к войне»

Так наследником престола стал Фёдор, совершенно не готовый к тому, чтобы занять трон, и не желавший этого.

Современники и вовсе ставили под сомнение дееспособность нового наследника, считая его слабоумным.

Так или иначе, но прекрасно знавший возможности Фёдора Иван Грозный ещё при своей жизни возложил на приближённых обязанности по помощи сыну в государственном управлении.

Среди приближённых царя возникла борьба за влияние на Фёдора, в которой более других преуспел шурин царевича Борис Годунов.

В 1584 году, после смерти Ивана Грозного, на престол взошёл царь Фёдор I Иоаннович, оставшийся в истории под именем «царь Фёдор Иоаннович».

Парсуна царя Фёдора. Фото: Commons.wikimedia.org

Наиболее достоверным из описаний нового царя считается оставленное английским дипломатом при русском дворе Джильсом Флетчером: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Русский историк Сергей Соловьёв в «Истории России с древнейших времён» так описывает распорядок дня царя Фёдора Иоанновича: «Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Монарх царствующий, но не правящий

Этот образ жизни импонировал народу благочестием, но абсолютно не сочетался с реальным государственным управлением. Эти вопросы практически полностью перешли к боярскому правительству, во главе которого стоял Борис Годунов.

Правительство в целом со своими обязанностями справлялось: при номинальном правлении Фёдора Иоанновича и фактическом Бориса Годунова русскому царю присягнули донские казаки, была выиграна очередная русско-шведская война и возвращены города Ям, Ивангород и Копорье, учреждено русское патриаршество, построены стены и башни Белого города.

Правда, в 1591 году при правлении Фёдора Иоанновича произошло событие, крайне негативно сказавшееся на дальнейшем ходе русской истории, — в Угличе при невыясненных до конца обстоятельствах погиб последний сын Ивана Грозного, Дмитрий. Нужно, правда, при этом учесть, что на тот момент царевича Дмитрия как претендента на престол не рассматривали — он родился в седьмом браке Ивана Грозного, и церковь полагала эти отношения незаконными. Именно поэтому Дмитрий и оказался не в столице, а в Угличе.

А. Кившенко «Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь»

Угасшие надежды

В 1592 году забрезжила надежда — после 17 лет брака жена Фёдора Иоанновича забеременела. Роды прошли благополучно, но бояре были страшно разочарованы, поскольку родилась девочка.

Феодосия Фёдоровна так и осталась единственным ребёнком Фёдора Иоанновича. Девочка умерла в возрасте полутора лет.

Надежды на новую беременность царицы Ирины не оправдались. Всё хуже становилось и здоровье самого Фёдора Иоанновича.

17 января 1598 года 40-летний царь скончался. Он был похоронен в Архангельском соборе Московского кремля вместе со своим отцом и братом Иваном.

Благодаря своей набожности и благочестию, царь Фёдор Иоаннович был канонизирован Православной церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский».

На этом благочестивом, но практически незаметном с точки зрения государственного управления монархе завершилась династия Рюриковичей. Впереди Россию ждало Смутное время…

Рюриковичи: начало и конец династии. Читайте в колонке Петра Романова >>

Царь Фёдор Иоаннович делает правителем России Бориса Годунова. 1584 год. Гравюра Б. Чорикова. XIX в.