Фильм солнечный удар

Господин офицерик

Солнечный удар (2014)
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева, Анастасия Имамова, Мириам Сехон, Сергей Серов
Премьера: 9 октября 2014 года
Смотреть онлайн бесплатно

Крым 1920 года. В то время как остатки разгромленной армии генерала Врангеля эвакуируются из Севастополя, солдаты и офицеры, попавшие в окружение, сдаются красноармейцам и покорно ждут своей участи. Многие из них мучаются вопросом: «Как вышло, что мы потеряли нашу Россию?», и безымянный капитан (Мартиньш Калита) возвращается мыслями в 1907 год, когда он был беззаботным поручиком, обрученным с привлекательной девушкой и внезапно влюбившимся в красавицу, которая плыла с ним на речном пароходе.

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Мартиньш Калита – латвийский актер из Лиепайского театра. «Солнечный удар» – его дебют в России, и он получил роль после пятичасового собеседования с Михалковым

Новый фильм Никиты Михалкова представлен зрителям как соединение двух произведений Ивана Бунина – романтического рассказа «Солнечный удар» и сборника дневниковых записей о послереволюционной России «Окаянные дни». Это, мягко говоря, неправда. «Солнечный удар» в картине действительно экранизирован, а вот от «Окаянных дней» в фильме нет почти ничего. В дневниках Бунина речь идет о гражданской жизни в Москве и Одессе, а картина Михалкова проводит всю свою «позднюю» часть с белыми офицерами в красном плену. Классик ничего подобного не описывал, и точнее было бы сказать, что вторая часть фильма – это придуманное сценаристами продолжение «Удара», основанное на реальных событиях и вдохновленное горькими размышлениями из «Дней».

Изображение в картине Розалии Землячки может показаться карикатурным, но оно основано на воспоминаниях и свидетельствах об этой страшной женщине, на совести которой сотни тысяч жертв красного террора

Обычно, когда сценаристы дополняют классику, их отсебятина – худшая часть фильма. В «Солнечном ударе» все ровно наоборот. Не потому, что Бунин плохой писатель, а потому, что Михалков плохой его экранизатор. Легкая, воздушная и короткая бунинская зарисовка – не столько история, сколько блистательно пойманное ностальгическое настроение – в руках режиссера превратилась в натужное, затянутое и усыпанное ненужными деталями повествование, которое увенчивается кошмарнейшей эротической сценой в истории мирового кино (нет, это не шутка и не преувеличение).

Кроме того, короткий роман поручика настолько не рифмуется с послереволюционными событиями ленты, что их художественное противопоставление наводит лишь на самые общие и плоские мысли вроде: «Надо было, капитан, не по бабам шляться, а в академии лучше учиться, чтобы потом не проиграть войну экономисту Фрунзе и медичке Розалии Землячке. Позорище же несмываемое!» (если Фрунзе лишь поминается в начале фильма, то Землячка, высокопоставленная партийная активистка, – ключевая героиня второй части ленты). Контрастное сопоставление тем эффектнее, чем больше перекличек между сопоставляемыми историями, а параллелей между случайным романом и жизнью в плену нет почти никаких.

Понимая это, авторы картины продолжили историю 1907 года, водрузив поверх полутора часов в обществе поручика и его пассии еще час, в течение которого поручик заводит новое знакомство, непосредственно связанное с позднейшими событиями. Этот час составляет, так сказать, идейную мякотку картины, но он лишь косвенно сопряжен с романом поручика. Поэтому, откровенно говоря, Михалкову надо было вовсе забыть о бунинском «Ударе» и просто снять фильм о том, как (внимание, спойлер!) офицер-дворянин, проведя несколько часов в компании мальчика-простолюдина, годы спустя встречает его уже взрослым коммунистом и осознает, что приложил руку к превращению набожного парнишки в безбожного комиссара.

Такое кино было бы не только компактным, но и выразительным и насыщенным смыслом. И оно, вероятно, получилось бы еще лучше, если бы лента полностью сосредоточилась на двух ключевых персонажах, а не заполняла экран эпизодическими типажами – порой яркими и забавными, но в конечном счете лишь крадущими время у фильма и зрителей. Михалков, вероятно, задумывал эпопею, но его «Солнечный удар» больше похож на кусок мрамора, от которого надо отсечь лишнее, чтобы осталась Венера Милосская. Хотя временами Венера виднеется – актеры удачно подобраны, есть красивейшие кадры и удачные сцены… Это определенно не позорнейший и безумный «Утомленные солнцем 2», но и не великолепный «Утомленные солнцем». Новый фильм Михалкова – где-то посредине.

С 9 октября в кино.

Солнечный удар. Х/ф

  Россия,

2014

По одноименному рассказу и дневникам Ивана Бунина «Окаянные дни».

История любви поручика и прекрасной незнакомки, обрушившейся на них, как солнечный удар. Познакомившись на пароходе, герои сходят на берег в маленьком уездном городке Павлино, где проводят в гостинице одну единственную ночь вместе. Наутро женщина исчезает – ее дома ждут супруг и дочка. А поручик спустя годы не может забыть потрясшее его любовное приключение.

Премия «Золотой орел-2015» в номинации «Лучший фильм».

Режиссер: Никита Михалков
Композитор: Эдуард Артемьев
Оператор: Владислав Опельянц
В ролях: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева, Анастасия Имамова, Сергей Серов, Ксения Попович, Андрей Попович, Александр Устюгов, Александр Обласов, Александр Борисов, Максим Битюков, Илья Кипоренко, Сергей Бачурский, Кристина Кириллова, Мириам Сехон, Авангард Леонтьев, Александр Адабашьян, Кирилл Болтаев, Елизавета Измайлова

Характеристики главных героев произведения Солнечный удар, Бунин. Их образы и описание

­Главная>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Незнакомка

Главная героиня в повести. Маленькая женщина, имя которой автор нам так и не сообщает. Сама она называла себя прекрасной незнакомкой. По её словам она едет из Анапы домой, где у неё есть муж и трёхлетняя дочка.

­ Поручик

Главный герой в повести. Автор не сообщает ни каких фактов о поручике, мы не знаем, ни его внешности, ни чем он занимается, куда направлялся, ни даже имени. В повести с ним произошла романтическая история с одной прекрасной незнакомкой, как она себя называла.

Извозчик

Сначала довёз поручика с незнакомкой с парохода до гостиницы, а потом, уже одного поручика, обратно на пароход.

Лакей

Старый и неприветливый лакей, который встретил поручика с незнакомкой в гостинице и нехотя проводил их до номера, донеся их вещи. При отъезде, поручик дал ему три рубля на чай.

Молодой извозчик

Случайно увиденный поручиком извозчик, который беспечно сидел на козлах и курил. Вид его очень удивил поручика, так как сам он, после ночи с незнакомкой, был очень взбудоражен.

см. также:
Краткое содержание Солнечный удар, Бунин

Сочинения по произведению Солнечный удар, Бунин

Краткая биография Ивана Бунина

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений
­

История создания

В 1924 году автор начинает писать короткие произведения в несколько глав, которые были связаны между собой одной темой — любовь. Объединил их в одном цикле «Темные аллеи». В них описываются разные случаи любви, которая поражает сердце и затмевает разум.

Рассказ является жемчужиной в творчестве Бунина. Сложности того времени воплощены в героях произведения. Написано произведение в 1925 году, когда автор находился на Приморских Альпах. О зарождении рассказа он рассказал возлюбленной, которая записала все в свой дневник.

Опубликован рассказ был в «Современных записках» в 1926 году. Известно, что автор, создавая произведение, был под впечатлением от творчества Чехова. Поэтому отсутствует вступление, начинается с предложения главного героя.

Небольшой объем произведения, малое количество героев в основе сюжета — все говорит о том, что относится «Солнечный удар» к жанру рассказа.

Сюжетная линия и смысл

Сюжетная линия очень простая. Но не надо забывать, что действия происходили много лет назад, когда были совсем другие нравы. Об этом было запрещено писать. Сюжет состоит из небольшого эпизода, который начался на палубе парохода и закончился на следующий день в неизвестном городе России. О главных героях произведения ничего не известно, автор дает более сжатое описание, но деталь портретов выразительна.

На пароходе поручик знакомится с незнакомкой, которая возвращалась по Волге домой из Анапы. Это был летний день, хороший для путешествий. Она после целого месяца отдыха возвращается к своей семье. Главные герои «Солнечного удара» мило беседуют, глядя друг другу в глаза, больше никого не видят. Поручик поражен незнакомкой, не чает в ней души. Встреча была такой поразительной и необычной, что люди даже не узнали имена друг у друга. Они будто заранее обрекали себя на однодневное общение.

После обеда герои выходят на палубу. Впереди одна темнота и огоньки, ночь. В его сердце рождаются чувства, которые он не может сдержать, поэтому предлагает ей сойти на ближайшей пристани. Они оказываются в незнакомом провинциальном городке, нанимают извозчика, едут в гостиницу, снимают «накаленный за день солнцем» номер. Оставшись наедине, страстно целуются. Этот день они запомнят надолго.

Утром дама просит не уезжать вместе с ней, а дождаться следующего парохода. Она говорит, что никогда не позволяла себе такого. И это все произошло, как удар, они вдвоем потеряли голову. Он легко отпускает ее, провожает до причала и прощается навсегда.

Молодой герой, вернувшись в номер, почувствовал одиночество. Все напоминало о ней. Запах духов, недопитая чашка кофе его выбивали из колеи. Мужчина понимает, что влюбился в нее, не хочет терять и вдруг понимает, что у нее есть своя семья.

Ища спасения, он гуляет по городу, магазинам, базарам, начинает курить часто, но ничего не помогает. Затем решается отправить телеграмму с единственной фразой, что не может жить без нее. По дороге на почту вспоминает, что не знает адреса, фамилии, имени. Известно лишь то, что она замужем, есть дочь.

Он не раз интересовался ее именем, но она, смеясь, отвечала то Мария, то Марева, то заморская царевна. Вернувшись в номер, герой чувствует себя очень уставшим. Прилег отдохнуть и уснул. Проснулся совсем в другом понимании происходившего за ночь. Понимает, что больше с ней не встретится.

Смысл произведения

Смысл состоит из случайной встречи незнакомых друг другу людей. Эта повесть дает понять, что любовь необходима человеку, если только любящие люди находятся рядом. Она дает открыть новые чувства.

Читая этот рассказ, можно увидеть, как главные персонажи пытаются найти свою любовь, но в итоге отказываются от нее. Для них чувства были наслаждением. Для продолжения отношений нужно было бы изменить образ жизни. Только главный герой был готов к такому риску, так как его ничего не останавливало. Но он о женщине ничего не знал.

Эта встреча впечатлила героя. Теперь он понял, как выглядит счастье, несмотря на то что оно длилось всего лишь одну ночь. Трагизм ситуации в том, что он больше не увидит девушку. Пылкий и впечатлительный мужчина понял все свои чувства после отъезда дамы.

Внезапная любовь заставила его долго мучиться, «опустить» руки и голову. Утрата отразилась на его здоровье и состоянии. Проснувшись вечером, мужчина ведет себя спокойно, не переживает, умывается, пьет чай с лимоном и отправляется к пристани.

Выбор названия

Название напоминает встречу героя с женщиной, как солнечный удар, внезапное влечение, вспышка. Ночь для них проходит быстро, наступает время реальности. Эмоции и переживания были такими же яркими, как лучи. Они как будто были в горячке, не видели весь мир. Смысл в том, что такая короткая любовь не может долго продолжаться. Для прочных отношений нужно понимание.

Проблема заключается в том, что сложны взаимоотношения межу людьми. Бунин трепетно относился к любви. В своих произведениях он говорил о разных случаях жизни, что есть мимолетные и вечные.

Автор не описывает внешность незнакомки, ее характеристики, у нее даже нет имени. Читатель знает, что у нее:

  1. прелестный голос и смех;
  2. длинные волосы закалывает шпильками;
  3. крепкое и упругое тело, маленькие руки;
  4. шарм заключается в загадочности.

Но автор хорошо описал переживания, чувства, тревогу. Может быть, от мужа она не принимала столько внимания, тепла. Ей тяжело уезжать, но она действует исходя из своих соображений. Понимает, что данная связь может плохо закончиться. Встреча с поручиком стала для нее «солнечным ударом», минутной слабостью, так как ее настоящая жизнь совсем другая.

Рассказ отражает все мысли, чувства, переживания героев. Почти на пяти страницах текста описывается состояние после расставания. Причем Бунин не применяет приемы анализа, но часто в речи героев встречаются фразеологизмы.

Особенности написания

Сначала автор много использует глагольной лексики. Смена действий, желаний говорит о том, что это лишь на мгновение. Он пишет то, что видит, поэтому ярко выражена мимика, жесты героев. Каждое движение приближается к мысли, что ему не избавиться от любви к незнакомке.

Книга «Солнечный удар» начинается романтически, повествует о том, что каждый должен любить и быть любимым. Бунин в основном:

  1. анализирует состояние героя, чем героини, как он пытается подавить в себе чувства любви своими переживаниями;
  2. передает чувства, акцентируя внимание на запахах, звуках, предметах, которые напоминают герою о ней;
  3. подробно описывает издающийся шум базара, звон колокольни церкви.

В один момент это приносит счастье, радость, а затем и боль поручику. Основная мысль рассказа заключается в драматическом исходе любви. Каждый выбирает решение в сложной ситуации, ориентируясь на последствия. Главные герои «Солнечного удара» были не готовы к такому подарку судьбы, поэтому решили расстаться, едва познакомившись. Их встреча была попыткой заглушить в сердцах тоскующий голос. Герои одиноки, несмотря на брак.

Бунин дает полный анализ чувств человека в сравнении, кто больше всего не готов к переменам в жизни, в результате оба принимают правильное решение. Они вдвоем внутри себя не хотели, чтобы отношения продолжились. Это и есть основная мысль рассказа «Солнечный удар».

Композиция рассказа

Рассказ можно разделить на три части. Все они интересны по-своему:

  1. Первая — поручик и незнакомка на пристани. Они растеряны неожиданной встречей.
  2. Вторая — прощание влюбленных.
  3. Третья — описание переживаний героя. Все части плавно переходят одна в другую, но при этом центральной фигурой является поручик.

В своем произведении автор описывает любовь, которая может принести не только радость, но и страдания. Он описывает измену, которую передал красиво — творческий талант превосходен у автора. По сути, в произведении рождается любовь, но только по-другому, после расставания. Автор хотел, чтобы читатель понял, что здесь подробности жизни не важны. Страсть, которая загорелась между людьми, всего лишь интрига во время отдыха вдали от дома.

Можно сказать, что Бунин является хорошим психологом. Это видно по поведению героев. Легко познакомились и попрощались, а потом начались страдания. И можно задаться вопросом, что такого было в незнакомке, что он думал о ней постоянно? Писателю удалось передать итоги трагической любви.

Бунин сам говорил, что счастливые моменты в жизни надо ценить и хранить в памяти. Любовь появляется неожиданно, исчезает мгновенно. Если обратить внимание, то во всех рассказах автора о любви все заканчивается трагично. Возможно, он хочет сказать, что разлука учит ценить чувства, к которым люди относятся небрежно.

Не нужно ограничиваться кратким пересказом, чтобы почувствовать все переживания героев, стоит прочитать произведение в полном варианте. Оно входит в школьную программу старшеклассников. Как правило, разные возрасты воспринимают события рассказа по-своему. Чем взрослее, тем больше задумываешься о любви, о том, что такое чувство надо хранить в своем сердце, оберегать от всяких невзгод. Прочитав произведение, кто-то жалеет героев, а кто-то осуждает. Одни уверены, что такие встречи должны оставаться втайне, а другие рекомендуют продолжать их.