Фильмы о крещении Руси

Сериал Крещение Руси смотреть онлайн

Корсунь, 988 год. Князь Владимир расхаживает по разрушенной, опустошенной церкви, попирает ногой книгу. Он пришел на берег теплого моря, к самым вратам Ромейской империи, теперь он эти врата попирает пятой. Его имя означает великий властитель, он, сынрабыни, оттеснив братьев, захватил власть. Не было его желаниям ни преград, ни пределов. Он собрал воедино разрозненные племена и создал могучую державу. Он могучий воин. Превзошел славной своего отца, великого воителя. И теперь он здесь. Он ненасытен как в войне, так и в любви. О нем на севере поют скальды, на родине о нем слагают сказания, где называют его Красно Солнышко, великий правитель страны под названием Русская земля.

Что почувствовал этот человек, когда перед его глазами начал меркнуть свет? Когда стал бессильным слепцом.Князь бродит, натыкается на вещи и предметы. Так на краю небытия начиналась Русь.

Когда святитель Андрей учил в Синопе, он узнал, чтонеподалеку устье Днепра. Он сказал ученикам, что там воссияет свет, будет возведено много церквей. Он воздвиг крест там, где позже возникнет Киев. И только через пять столетий после Андрея Первозванного туда пришли славяне.

Славяне – это словене, то есть люди, владеющие словом в отличие от германцев и финно-угорских народов. К началу VIII века славяне колонизировали огромную территорию от северного Причерноморья до Ладожского озера. Сели славяне по Днепру – назвались полянами. Другие – древлянами, поскольку сели в лесах. Другие поблизости от Двины – Дреговичами. Те же, которые сели возле озера Ильмень – назвались своим именем словене. У каждого народа был свой нрав, ничего общего кроме языка у них не было, они не очень считались с соседями. У каждого племени был свой пантеон языческих богов, от слова «языки» – народы. В основе отношения народов с богами лежала сделка: я жертвую тебе ценное, ты в ответ мне помогаешь или не вредишь. Чем более серьезной оказывалась требуемая помощь – тем ценнее было приношение. При раскопках археологи находят в святилищах человеческие черепа, в том числе – детские.

В середине VIII века рядом с озером Ильмень возникло поселение. Постепенно там вырос большой торговый город. Всем племенам хотелось, чтобы купцы этого города платили при прохождении по их территории, большие пошлины. Вражда обуяла славянские земли. Началась война. И сказали они тогда: найдем князя, который судил бы о правде. И пошли к варягам, к руси. Слово «русь» восходит к финскому «роусти» – гребцы. Оно восходит к скандинавскому корню «рус». Арабы называли «рус» скандинавских купцов, которые отличались редкой воинской выучкой.

Они всегда появлялись внезапно, наводили ужас. С легких судов высаживалось несколько десятков головорезов. Ярость норманнов наводила ужас на всю Европу. До чего нужно было дойти, чтобы позвать в свой дом разбойников? Но дошли. Дальше идти было некуда.

Конунг был уже не молод, за плечами немало походов. Мог бы жить спокойно на хуторе. Но что это за жизнь. И вот удача. Позвали на землю, которая запирала важные пути, и предложили на ней княжить. Пройдут века, но люди будут помнить имя русского князя – Рюрик. Спустя несколько лет рядом с резиденцией князя вырос город, который так и стал называться – Новгород, центр нового государства.

Уже через поколения пришельцы (варяги) стали давать своим детям славянские имена, слившись с местным народом, они стали называться русью. Через Новгород вел путь, который издавна назывался серебряный путь. Но начал действовать и новый путь из варяг в греки, до самой византийской империи, которая к IX веку занимала огромные территории. Она была одной из крупнейших страна тогдашнего мира. Ее население называло себя ромеями, они говорили по-гречески. А Византием изначально назывался Константинополь, который русские называли Царьград. О красоте этого города ходили легенды. Завоевать его никто не решался, а вот наняться туда в гвардию было можно. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир решили пойти в поход на город. Император тогда с войском ушел воевать против арабов, Константинополь охраняли только стены.

И вот появились легкие корабли в виде драконов. Горожане бросились на стены, смотреть на ужасное нашествие. Этот удар, как молния, ниспослан с неба.

Патриарх Константинопольский Фотий в отсутствие императора возглавил оборону города. Аскольд и Дир не рассчитывали взять город, они хотели получить выкуп, а потому показательно жестоко грабили окрестности города.

Был вынесен из церкви покров Богородицы, его край окунули в море. Начался шторм, суда русов были разбиты. Константинополь пел акафист Богородице. Как буря родилась в спокойном море? – изумлялись русы. Неужели бог греков оказался сильнее всех богов севера? К русам вышел иерей. Русы потребовали от него чуда. Книга Евангелия была брошена в огненную печь и осталась неповрежденной. Варвары приступили к крещению.

В это время в Великой Моравии разрабатывается славянский алфавит, начинается служение святой литургии на славянском языке. Кирилл и Мефодий сделали для славян больше, чем Прометей. Они дали им слово. Братья почитаются святыми как в католической, так и в православной церкви, которая считает их равноапостольными.

Аскольд и Дир не вернулись в Новгород. Они остались в Киеве. Здесь они овладели всем торговым путем. А сил для похода на мятежников у Рюрика уже не было. У князя родился сын. Князь искал, кому доверить своего сына. В 879 году Рюрик умер. Опекуном Игоря стал Олег. Под видом купцов Олег и его войско пришли под Киев. Олег показал Аскольду и Диру Игоря. Первые христианские правители Руси были убиты. Олег был фигурой загадочной. Он был ясновидящим, вещим. Он был не князь, а воевода.

Олег с большим войском пошел по пути из варяг в греки, он подчинял все славянские племена по Днепру. В Киеве он остановился. Да будет он мать городов русских! Два центра были объединены – Новгород и Киев. Так началось государство русское. Теперь русы уже не гребцы, а воины князя. Забеспокоились хазары. Хазария была крупнейшим государством Восточной Европы. Его правящая верхушка исповедовала иудаизм. Хазары собирали дань с окрестных племен, в том числе и с поднепровских славян, кроме воинственных древлян, от которых страдали и поляне до появления Олега. Он покорил как древлян, так и северян. Постепенно он освободил от хазарской дани всех славян, построил пограничные крепости, стал набирать войско из всех славянских племен. Он готовился к походу на Царьград. Он хотел добиться от греков признания Руси, налаживания торгового пути. В 907 году Олег пошел в поход, оставив в Киеве Игоря.

Путь флоту Олега преграждали днепровские пороги. Там корабли нужно было перетаскивать по берегу, волоком.

Греки знали о походе. Пролив Золотой Рог был перекрыт цепью. Но русы перетащили корабли по суше мимо заграждения. Олег поставил корабли на колеса, ветер надул паруса – войско оказалось под стенами города. Из города вышли послы. Олегу вынесли вино – он отказался его пить, поскольку оно было отравлено. Был заключен договор, по которому русские купцы получили право беспошлинной торговли. Перед уходом русов щит Олега был прибит над вратами Царьграда. В знак защиты и покровительства. Через пять лет договор был официально подтвержден. Империя признала Русь. Олег спрашивал кудесников: от чего я умру? От коня своего. Это был первый русский князь, в реальном существовании которого нет сомнений.

Игорь стал князем, когда ему был год от роду. Но и взрослым он слушал во всем Олега. Даже после тридцати Игорь ходил за Олегом. Его называли перестарком, Игорем Старым. И невесту ему нашел Олег. Она была родом из Пскова. Ее звали Ольга.

Взбунтовались древляне. Игорь впервые сам возглавил военный поход. Чтобы отблагодарить дружину, князь взял у древлян последнее. Много лет князь не ходит в походы, а Ольга не может родить наследника. Дружина ропщет. В Царьграде стали притеснять русских купцов. Огромное войско русов вышло в поход. Но под Константинополем ромеи сожгли флот русов греческим огнем. Уцелела едва десятая часть войска. По дороге домой остатки войска выкосила дизентерия. Игорь вернулся в Киев с позором. Но боги приняли жертву. У князя родился сын. Святослав станет великим воином.

Игорь идет в новый поход, набирает новых воинов, в том числе печенегов, кочевников, пришедших из Центральной Азии, прекрасных конников и стрелков из лука. Император послал к Игорю послов, обещая дать ему дань. Князь согласился и вернулся в Киев.

Игорь отправился полюдьем в земли древлян. Забирали все, но младшая дружина попросила князя вернуться за новой данью. Древляне взяли Игоря в плен, привязали к вершинам деревьев и разорвали его тело на две части. Князь древлян Мал потребовал в жены Ольгу, вдову Игоря. Ольга похоронила заживо послов древлян на своем дворе. Ольга снова позвала послов древлян. Их она сожгла заживо в бане. Княгиня пошла походом на древлян. Святославу тогда еще не исполнилось трех лет. Его посадили перед войском на коня. Из рук мальчика выпало копье, что послужило сигналом для атаки на войско древлян. Началась осада их столицы Искоростеня. Ольга хитростью при помощи дани воробьями и голубями подожгла Искоростень. Город полностью выгорел. Единственной столицей Руси остался Киев. Ольга отправилась в Новгород и установила новую систему сбора дани, провела первую на Руси налоговую реформу.

Ольга стала приезжать на греческое подворье в Киеве. Там ей читал святое писание пресвитер Григорий. Ольга не могла понять греческого бога: как можно любить врагов своих?

Святослав стал взрослым, его интересовала только война. Скоро он станет князем. И что тогда? Бесконечные походы? Что нужно сделать для сохранения державы? Как это удается Византии?

Ольга с малым войском отправилась в Константинополь. С собой она взяла пресвитера Григория. Греки решили, что Ольга пришла в Царьград с дипломатическими целями. Ее приняли с почестями. Архонтисуросов Ольгу крестил сам патриарх в соборе святой Софии. Она приняла имя Елена. Перед отъездом патриарх благословил княгиню. Она вернулась в Киев. Ольга решила крестить свою страну, но у нее не было ни книг, ни священников. Патриарх дал ей только благословение. Тогда Ольга отправила послов на запад, к франкам, к императору ОтонуI. Великий раскол на католическую и православную церковь состоится только через сто лет. Но Ольга опоздала, в Киеве уже правил Святослав Игоревич, он не желал видеть в своей столице миссионеров. Ему не нужен был миролюбивый бог.

У Святослава уже двое детей. Вот-вот родится третий сын, от рабыни Малуши. Ольга уговаривает сына креститься, но тот ее не желает слушать. Дружина моя станет насмехаться. Но если крестишься ты – все сделают то же. Третьему сыну князь дал имя Владимир – великий властитель. Святослав продолжал жить по языческим обычаям.

Святослав готовится к большому военному походу. В 964 году он пошел на вятичей, последний племенной союз славян, не находившийся под властью Киева. 965 год, поход на хазар. Каганат перестает существовать. 966 год, Святослав идет войной на волжских болгар, проходит все среднее Поволжье. 968 год, поход на Болгарию Дунайскую. Разрушено 80 городов. Разгромив болгар, Святослав сел в Переяславце в устье Дуная. Ему здесь нравится. Он думает перенести сюда столицу из Киева. Он говорил своим противникам: иду на вы! Из Киева приходит гонец: ты ищешь чужой земли, а свою потеряешь, нас чуть не взяли печенеги. Раньше печенегов сдерживал хазарский щит. Князь разбил хазар.

Ольге удалось удержать Киев от паники и сдачи печенегам. Войско Святослава шло почти без привалов. Святослав вернулся в Киев. Ольга не встретила сына. Ее силы были подорваны окончательно, она превратилась в старуху.

Святослав сказал: хочу жить в Переяславце. Ольга сказала: похоронишь меня – делай, что хочешь. Через несколько дней она умерла. По ней не справляли тризну, похоронили по христианскому обряду.

Через 30 дней после ее смерти внук требует перенести ее тело в церковь. Ее тело оказалось нетленным. Православная церковь считает ее равноапостольной.

Из Византии мы получили в наследство многие вещи, которые настолько обрусели, что мы считаем их родными. В фильме рассказывается, как Владимир выбирал веру для своего государства. Упоминание об этом есть в «Повести временных лет». Авторы фильма показывают место, где крестился князь: Корсунь (так называют этот город в русских летописях) или Херсонес Таврический (в византийских). А также рассказывают, как изменился князь после своего крещения. Ведь Владимир «до и после» — два разных человека: разрушитель и созидатель.

Почему князь крестился именно в Херсонесе? В то время это был оплот православной веры. В городе были сотни храмов. Кроме того, по преданию здесь проповедовал апостол — сам Андрей Первозванный. А несколько лет назад на руинах древнего Херсонеса у берега моря обнаружили камень, на котором предположительно отпечаталась стопа апостола Андрея. Сюда уже приезжают паломники, и здесь проводят богослужения.

В Херсонесе произошло не только крещение Владимира, но и его венчание с византийской принцессой Анной. Это тоже новый шаг в развитии нашего государства. Отныне правитель Руси был на одном уровне с византийским императором. Часто можно услышать мнение, что Русь крестили огнем и мечом. Так ли это было на самом деле?

Как бы там ни было, Херсонес — это духовное начало земли русской. В советское время здесь был музей. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года немцы собор заминировали. Храм, который стоит здесь сегодня, — это современная постройка. 5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было впервые за 77 лет совершено богослужение. Это была пасхальная служба.

Откуда на Руси появились иконы? И почему они особо почитаются только у православных? Ведь у католиков это скорее религиозная живопись. Это тоже влияние Византии. А самые известные русские иконы либо напрямую пришли к нам из Византии, либо это копии знаменитых византийских икон. Одна из самых древних и почитаемых икон на Руси — Владимирская икона Божией матери. В XII веке она была привезена из Византии в Киев как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского.

Выбор князя Владимира определил развитие нашей страны на тысячу лет вперед. Вместе с христианством мы получили «учение грамоте» и «учение книжное». И появилось то, что мы сегодня знаем как русскую культуру.

Фильм «Викинг» vs реальная история Владимира

1 января на экраны вышел российский фильм «Викинг». Лента режиссёра Андрея Кравчука рассказывает об одном из важнейших исторических деятелей нашей страны — князе Владимире, крестителе Руси. Сразу после премьеры лента вызвала горячие споры: создатели утверждали, что основывались на исторических источниках, а критики обвиняли их в искажении фактов.

Вооружившись древнерусскими летописями и историческими монографиями, «Мир фантастики» посмотрел фильм и готов рассказать, что в «Викинге» показано правильно, а что — нет.

Картина о князе Владимире называется «Викинг». На что это намекают создатели? Неужели креститель Руси был варягом, пришедшим на Русь с севера?

Начнем с того, что слова «викинг» на Руси не знали. Викингами скандинавы называли тех, кто ходил в морские походы, — то есть это профессия, а не национальность. Для северных народов Западной Европы в ходу был термин «норманны», а на Руси заморских гостей звали варягами.

Поэтому, хотя Владимир и ведет свой род от Рюрика, который, согласно «Повести временных лет», прибыл на Русь из-за Варяжского (Балтийского) моря, сам он не викинг. Для князя и вождя в языке норманнов были другие слова — конунг и хёвдинг. Да и само происхождение Рюрика — предмет споров. У историков нет единодушного мнения, был ли он варягом или уроженцем одного из западнославянских племен с берегов Балтики.

В фильме название «Викинг» обыгрывается только в одной сцене: один из волхвов говорит Владимиру, что для киевлян Владимир всегда будет «чужим, словно викинг». Но в чем именно заключается инаковость «почти викинга», создатели картины не объясняют. Возможно, дело в происхождении Владимира: в отличие от своих братьев Олега и Ярополка, Владимир был рождён вне брака. Однако в языческой культуре не было понятия «незаконнорождённый». По славянским законам Владимир имел такие же права на отцовские земли, что и другие сыновья Святослава, и ещё при жизни отца был посажен князем в Новгороде.

В фильме Владимир показан слабохарактерным неудачником, от которого мало что зависит. Неужели он и в летописях такой?

Нет. В летописях Владимир показан хитрым, сильным и целеустремленным человеком, который уцелел в братоубийственной войне, серьёзно расширил границы государства и увеличил авторитет Руси среди тогдашних держав. Он крестил целый народ, в конце концов. Если бы Владимиром можно было помыкать так легко, как показано на экране, он бы столького не добился.

Впрочем, Владимир — личность противоречивая, и на каждый его подвиг найдется свой грех. Он убил брата, изнасиловал княжескую дочь на глазах родителей, воевал с собственными сыновьями. Прежде чем принять христианство, он много лет продвигал славянский языческий пантеон. Даже единственное задокументированное в летописях человеческое жертвоприношение на Руси приходится именно на его правление.

Все грехи Владимира отражены в летописях, поэтому обойти эти моменты создатели картины не могли. Однако они решили сгладить углы — Владимир вроде бы и совершал все эти злодеяния, но каждый раз якобы не по своей воле. То под грибами был, то воевода подсобил, то двух христиан, принесённых в жертву, не успел спасти, а брата и вообще непонятно кто и зачем убил…

В фильме Олег гибнет очень глупо. Он убивает людей брата на охоте, «случайно» оказавшийся поблизости Ярополк велит схватить убийц, и в неразберихе собственные дружинники сталкивают Олега в ров. Неужели братоубийственные распри разгорелись из-за подобного казуса? И зачем в них вписался Владимир?

В целом история распри Святославичей показана на экране так же, как и в летописях, за вычетом мелочей. В «Викинге» Ярополк сразу ополчается против Олега за убийство своих людей, в «Повести временных лет» между этими событиями проходит несколько лет. В фильме Олег гибнет, пытаясь укрыться в Полоцке, а по летописям он отступал в Овруч. Наконец, киношный Олег сбежал сразу, как только встретился с братом, а по хроникам бегству Олега предшествовало поражение на поле боя.

Вот только ни летописи, ни фильм не объясняют, почему после гибели Олега Владимир тут же отправился за море. Некоторые историки, например, Александр Назаренко и Сергей Цветков, полагают, что истинной причиной распри Святославичей стало их участие в конфликте германского императора Оттона II с чешским князем Болеславом II: Ярополк поддержал Оттона, а его братья — Болеслава. Именно поэтому после гибели Олега Владимир резонно предположил, что станет следующим, и ретировался «за Варяжское море».

А что это за Свенельд такой, который вечно Владимира на гадости подстрекает? То воевать с братом надоумит, то родителей Рогнеды на тот свет отправит, то византийского императора убить посоветует. Это выдумка сценаристов картины или реально был такой злодей?

Воевода по имени Свенельд действительно упоминается в летописях. Однако если в фильме он служил кому угодно, кроме Ярополка, то согласно «Повести временных лет» он был воеводой именно киевского князя. Кроме того, именно с него начался конфликт между Святославичами. «Повесть временных лет» рассказывает, что Олег убил в лесу сына Свенельда, и разгневанный воевода обратился за справедливостью к своему сюзерену.

Вообще, свой дядька-наставник был у каждого из троих сыновей Святослава. При Владимире эту функцию исполнял Добрыня, его дядя со стороны матери и, возможно, прообраз богатыря Добрыни Никитича. Именно Добрыня, а не Свенельд посоветовал Владимиру изнасиловать Рогнеду и убить её семью. И вряд ли для этого Владимиру понадобились чудо-грибы.

В начале фильма Владимир берёт Рогнеду в жёны, а ближе к концу забывает, что женат, и требует у византийского императора руку его сестры Анны. Это вообще нормально?

О, здесь создатели картины ещё поскромничали! В летописях Владимир изображен жутким бабником — поговаривают, что у него было восемь официальных жён и едва ли не восемьсот наложниц.

Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны , а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.

Повесть временных лет

Летописец, конечно, преувеличивает, пытаясь сравнить Владимира с библейским царем Соломоном, который тоже держал целый гарем. Но такое поведение было нормальным для раннего средневековья. Многие европейские правители того времени, даже обращённые в христианство, тяжело принимали идею моногамии.

Кроме того, династические браки заключались ради политических союзов, а конъюнктура менялась быстро. Вчерашние союзники теряли свое значение, а у новых друзей уже были готовые на выданье сестры, дочери и племянницы. А с точки зрения византийцев предыдущие браки Владимира в любом случае не считались законными, поскольку не были освящены церковным обрядом.

В одной сцене волхвы пытаются принести в жертву сына дружинника Фёдора, а когда отец не отдаёт им мальчика, разъяренная толпа убивает обоих. Неужели наши предки приносили человеческие жертвы?

На этот счет у историков нет единого мнения. Большинство упоминаний о кровавых ритуалах язычников встречается в церковных текстах, а у православных авторов не было причин писать что-либо хорошее о конкурентах. В летописях же задокументирован только один случай — тот самый эпизод с Фёдором и его сыном, случившийся при Владимире.

В то время Владимир пытался убедить окружение в том, что он ярый язычник. Поэтому можно предположить, что человеческие жертвоприношения при нем и появились. Кстати, обратите внимание, что для создания капища Владимиру пришлось выкапывать идолов из земли. Тут сценаристы явно намекали на гипотезу, что Ярополк сам был христианином, а язычество не жаловал. Недаром же в фильме он женат на гречанке Ирине.

О человеческих жертвоприношениях у славян упоминается в зарубежных источниках, в частности, в рукописи арабского летописца Ибн Фадлана (того самого, которого сыграл Бандерас в «Тринадцатом воине»). Он пишет, что на похоронах правителя русов своими глазами видел, как наложница конунга добровольно принесла себя в жертву, чтобы сопровождать господина в загробной жизни. Впрочем, нет единого мнения, у кого именно гостил Ибн Фадлан. Сам араб называет виденных им людей именно русами, но с тем же успехом это могли быть норманны, спустившиеся по Волге для торговли с булгарами.

А что это вообще за волхвы такие? Какие-то они странные: грязные, лысые, немые. Как к этим ненормальным можно было прислушиваться? Неужели они и в реальности были такими?

Нет, волхвы в «Викинге» скорее напоминают юродивых или безумных прорицателей из сериала «Викинги». В летописях сохранился совсем другой образ волхвов — мудрецов, врачевателей и едва ли не кудесников. Представьте славянскую версию Мерлина, и вы будете недалеки от истины. Волхвы порой по влиянию превосходили князей, и те обращались к ним за советом — ведь не стыдно просить помощи у мудреца, знающего неведомое. А вот чтобы советоваться с немытыми лысыми юродивыми из «Викинга», нужно быть таким же безумцем. Или князем Владимиром в исполнении Данилы Козловского.

В «Викинге» славяне показаны грязным и немытым сбродом, имеющим слабое представление о гигиене. Неужели наши предки были такими?

Напротив, славяне по тогдашним европейским меркам были весьма опрятным народом, регулярно мылись в банях и следили за чистотой своей одежды. Грязное тело у язычников в принципе считалось небогоугодным делом, так что проблем с гигиеной у наших предков не было.

В фильме Владимир постепенно и сознательно, насколько для него это возможно, склонятся к выбору христианства. Но где же знаменитый эпизод с выбором из трёх вер? Куда его дели?

Эпизод с выбором веры встречается в летописях, причем не только в русских — в «Книге путей и стран» араба Аль-Бекри и в «Хазарской книге» Иегуды бен Галеви схоже описан выбор веры хазарским каганом. Но предыдущие поступки Владимира заставляют усомниться в реальности эпизода. С чего бы целеустремлённый и решительный князь, который много лет был ярым язычником, вдруг сделался кротким и неуверенным и много лет выбирал, в какую веру ему перейти?

Сменить веру Владимир мог только под влиянием политической обстановки. И если заглянуть в летописи других народов, например, в труды сирийского историка Яхьи Антиохийского, можно увидеть следующее:

Был им озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия , после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры.

И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…

Яхья Антиохийский «Тарих аз-зейль»

В данном случае сценаристы «Викинга» вдруг отошли от «Повести временных лет» в пользу исторической достоверности, но поменяли мотивы князя. В фильме Владимир принимает православие, пройдя через серьезную духовную эволюцию. В реальной жизни князь руководствовался чисто политическими интересами.

В конце фильма Владимир с дружиной ввязывается в гражданскую войну Византии и осаждает крепость Корсунь. Но как он рассчитывал взять укреплённый город с кучкой легковооружённых пехотинцев?

По летописям Владимир действительно помог императору взять Корсунь. Однако осаждать город Владимир отправился не с бандой оборванцев, как показано на экране, а с хорошо вооружённым шеститысячным войском. Причем если в фильме Владимир штурмовал Корсунь в одиночку, то по летописям русский экспедиционный корпус вошёл в состав византийской армии, у которой, надо полагать, не было проблем с осадными орудиями.

А вот эпизод с запиской из города и поиском водопровода перенесён на экран почти дословно. Только если в фильме отправить записку Анастаса надоумила Ирина, бывшая жена Ярополка, то в летописях Анастас действовал самостоятельно.

И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это — сам крещусь!» И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.

Повесть временных лет

***

Создатели «Викинга» наломали немало дров в том, что касается древнерусского быта X века. Но в жизнеописании Владимира они старались придерживаться канонической версии. От летописей отходили, только когда нужно было оправдать наиболее отталкивающие поступки князя. А чтобы компенсировать обеление главного героя, съёмочная группа добавила чернухи, грязи, крови и сисек в стиле «Игры престолов» и «Викингов».

Правда, что их надоумило назвать картину «Викинг», так и остаётся загадкой.

Проект «Крещение Руси» рассказывает об удивительном периоде в истории, связанном с приходом и распространением христианства на территории Древней Руси.

Из фильма зрители узнают, как складывались взгляды и религиозные убеждения людей того времени, как менялся политический менталитет, как зарождалось то, что сегодня мы называем древнерусской культурой и духовностью — все то, что в последствии подарило нам великую святую Русь с ее тысячелетней историей и непрерывной связью с сегодняшним днем.

Влад Ряшин, генеральный продюсер Star Media: «В фильме подробно рассказано, какие события сопутствовали решению князя Владимира, показана история этого человека, ставшая историей целого народа. Самая главная задача для нас состояла в том, чтобы создать познавательную, образовательную, эффектную картину для широкой аудитории, достоверно передавая историческую действительность».

1 серия. «Тьма»

В середине IX века союз восточнославянских и финно-угорских племен призывает на княженье одного из предводителей скандинавских морских дружин, конунга викингов Рюрика. Так начинается первая в нашей истории княжеская династия — прямые потомки Рюрика будут править на Руси вплоть до конца XVI века. Двое из воевод Рюрика, известные в летописи как Аскольд и Дир, совершают поход на столицу Византийской империи Константинополь, принимают там крещение и начинают править в Киеве. После смерти Рюрика в Новгороде власть получает конунг Хелги, известный в летописи под именем Вещего Олега. Он захватывает Киев, убивает двух первых русских христианских князей и объединяет земли новгородских и киевских славян. Вещий Олег создает первое Русское государство и правит до совершеннолетия сына Рюрика, князя Игоря.

2 серия. «Зарница»

Князь Игорь вступает в княжеские права и организовывает новый поход на Константинополь, который заканчивается военной катастрофой. В результате внутриполитических неурядиц князь Игорь гибнет, и на историческую арену выходит его вдова, княгиня Ольга. Она жестоко мстит виновникам гибели своего мужа — мятежным древлянам. После этого Ольга проводит ряд государственных реформ и вновь идет на Константинополь, но на этот раз не с войной, а с миром. Там она неожиданно для своих людей принимает крещение из рук самого Константинопольского патриарха. Пытаясь распространить христианство на всю русскую землю, княгиня Ольга встречает резкое противодействие со стороны своего выросшего сына, князя Святослава Игоревича. Великий воин и убежденный язычник, князь Святослав видит будущее своей земли не в силе духа, но в силе меча.

3 серия. «Денница»

Одержав ряд блестящих военных побед над многими противниками, Святослав гибнет, проиграв войну против Византийской империи. После его гибели для русской земли начинается трудное время — в смертельной схватке за власть сошлись родные братья: Олег, Ярополк и Владимир. Победителем выходит Владимир Святославич. Военная удача, мудрость в делах управления, любовь и уважение подданных, — все это на стороне великого князя Владимира. Не случайно в народных былинах он стал известен под именем Владимира Красное Солнышко. Понимая, что никакое государство не держится без духовных скреп, князь Владимир решает закрепить свои успехи грандиозной языческой религиозной реформой. Но в этом своем начинании он терпит сокрушительное поражение — реформа проваливается. На роль государственной религии язычество явно не годится.

4 серия. «Солнце»

Ко второй половине X века религиозная карта Евразии претерпевает значительные изменения. На государственном уровне повсюду распространяется триада монотеистических религий: иудаизм, христианство и ислам. Великий князь Владимир Святославич отчетливо понимает, что и для Руси пришло время принять веру в единого Бога. Весь вопрос — в какого? После долгих сомнений и колебаний Владимир склоняется в пользу христианства восточного образца. Приняв крещение в завоеванном у Византии Херсонесе, князь Владимир полностью перерождается духовно: отныне Русью правит не жестокий и удачливый языческий вождь, но мудрый и твердый православный владыка. Избежав внутриполитических потрясений, Владимир крестит всю русскую землю. Чем на века определяет судьбу и величие своей родины. Отныне судьба великой России и православия будут нераздельны.