Философский пароход

Философский пароход: как помощь голодающим Поволжья обернулась арестом и высылкой помогавших

95 лет назад на пароходах, названных впоследствии «философскими», из страны насильственно были выдворены более 160 видных интеллектуалов и мыслителей. Почему большевистская власть посчитала их врагами нового строя? И каковы были их судьбы в изгнании? Об этом «Фома» поговорил с кандидатом философских наук, заместителем декана философского факультет МГУ Алексеем Козыревым.

16 ноября 1922 года из Петрограда отплыл второй «философский пароход» «Пруссия».

— «Философский пароход» стал уже символом…

— Корректнее говорить во множественном числе, потому как «философскими пароходами» называют два рейса немецких пассажирских судов «Обер-бургомистр Хакен» и «Пруссия», доставивших осенью 1922 года из Петрограда в Германию, в Штеттин, видных представителей российской творческой интеллигенции — ученых, врачей, деятелей культуры, которых посчитали противниками советской власти.

Письмо Ленина Сталину о необходимости высылки за границу представителей интеллигенции, стоящих в оппозиции к советской власти. «Всех их вон из России». 16 июля 1922.

— Они действительно занимались чем-то противозаконным?

— Процесс депортации был запущен после событий 1921 года, когда был создан «Помгол» (общественный Всероссийский комитет помощи голодающим. — Прим. ред), который должен был оказать поддержку голодающим в Поволжье. В этот комитет вошли представители правительства — Лев Каменев, Алексей Рыков, эксперты в сельском хозяйстве и общественные деятели — Владимир Короленко, Максим Горький, Константин Станиславский. Безусловно, разразившийся голод потряс всех. Параллельно с работой объединившейся интеллигенции и Церковь организовала масштабную помощь голодающим.

«Помгол» работал достаточно эффективно. Однако Ленин почти сразу потребовал его распустить. Он написал письмо Сталину и членам Политбюро, и уже на следующий день, 27 августа 1921 года, комитет был упразднен, а многие его участники арестованы. Это была первая открытая государственная акция против интеллигенции. Во властных кругах посчитали опасным такое активное ее вмешательство в общественные дела, понимая, что она легко может объединяться, создавая собственные сообщества.

В марте 1922 года Ленин опубликовал в журнале «Под знаменем марксизма» статью «О значении воинствующего материализма», она дала сигнал, который обозначил новый виток в истории Советской России. Началась борьба с интеллигенцией и Церковью с целью установить идеологическую диктатуру пролетариата и марксистско-ленинской философии.

Списки активной антисоветской интеллигенции Москвы и Петрограда. 31 июля 1922

— А почему именно в этот момент большевики решили избавиться от инакомыслящих?

— Пятилетний период от революции до 1922 года был достаточно мягким в плане отношения власти к инакомыслию. Интеллектуалы еще не испытывали на себе жесткого давления государственных структур. В Москве, например, существовала Вольная академия духовной культуры, которой руководил Николай Бердяев. В Петрограде действовала «Вольфила» — Вольная философская ассоциация. Это были свободные общественные организации: люди собирались, слушали доклады, дискутировали. Существовали целые клубы ученых, издавались всевозможные журналы, альманахи, работали частные издательства. Далеко не всегда эти организации были в оппозиции советской власти, напротив, в «Вольфиле» общие настроения были социалистические. Однако в какой-то момент большевикам стало понятно, что всю эту идеологическую пестроту надо сворачивать. Логика «пусть расцветает сто цветов» дальше работать не может.

Уже в конце августа 1922 года в «Известиях» было опубликовано предисловие Троцкого, фактически второго после Ленина человека в партии, к книге американской журналистки Анны Луизы Стронг The First Time in History («Впервые в истории»), в котором он, продолжая начатую Ленином политическую линию, назвал будущие репрессии «гуманизмом по-большевистски».

Лев Троцкий о причинах высылки

«Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе политически ничтожны, но они потенциальное орудие в руках наших возможных врагов.

В случае новых военных осложнений все эти наши непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической агентурой врага, и мы вынуждены будем расстрелять их по законам войны.

Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. Я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность».

А на следующий день, 31 августа, «Правда» опубликовала официальное сообщение об административной высылке инакомыслящих под заголовком «Первое предостережение». В нем были упомянуты «основные опорные пункты» интеллигенции — высшая школа, публицистика, литература, философия, медицина, агрономия, кооперация, и озвучены обвинения, предъявленные ученым, врачам, писателям: «оказывали упорное сопротивление реформированию высшего образования», «злобно и последовательно старались дискредитировать все начинания советской власти, подвергая их якобы научной критике», «искали сближения с контрреволюционным движением той части духовенства, которая активно выступила против изъятия церковных ценностей».

— И по каким критериям отбирали людей для депортации?

— Абсолютно иррационально.

Николай Волковыский,

журналист, один из пассажиров «философских пароходов»

«Почтеннейший и скромнейший учитель математики С. И. Полнер, с которым я неделю сидел в одной камере ГПУ (…) не мог понять, за что его арестовали и за что высылают.

Не разобрался он в этом, тишайший в мире человек, страстный шахматист (…) и за те немногие годы, на которые судьба сохранила ему жизнь в изгнании».

Окончательные списки на депортацию были составлены 10 августа 1922 года. В дошедших до нас документах содержатся прямо-таки смехотворные характеристики высылаемых, которые «объясняли», за что высылался тот или иной гражданин. Например: «Франк Семен Людвигович. Профессор, философ-идеалист … противник реформы высшей школы. Правый кадет направления “Руль”. Несомненно вредный».

О Бердяеве сохранилась характеристика, в которой причудливо сочетались обвинения в монархизме и одновременно в причастности к партии кадетов, которая была антимонархической. А еще оказалось, что Бердяев «черносотенец» (ультра-православная партия, выступавшая за сохранение самодержавия в России и прекратившая свое существование еще до октября 1917 года. — Ред.). Как все эти противоречивые политические идеи могли уместиться в одной голове, большая загадка. И это при том, что в 1900–1902 годах за свои тогдашние революционные взгляды философ прошел ссылку.

Некоторые «пассажиры философских пароходов»:

— Так кто же из русских философов оказался на борту «философских пароходов»?

— Как я уже говорил, там оказались далеко не только философы. В пассажирских списках можно встретить, например, писателя Михаила Осоргина (настоящая фамилия Ильин), романы которого — «Сивцев вражек», «Времена» — были переизданы и достаточно широко разошлись в 1990-е годы. Были и литературные критики — Юрий Айхенвальд и Александр Изгоев; историки, самый известный из которых Александр Кизеветтер; социолог Питирим Сорокин, который хоть и покинул Россию не на пароходе, а на поезде, также входил в список, составленный ГПУ (Государственное политическое управление, которое занималось борьбой с «контрреволюцией» и «шпионажем». — Прим. ред.). Были и математики, инженеры.

На пароходах оказалось сразу два Булгакова: священник Сергий Николаевич Булгаков, политэконом, философ, участник Поместного собора 1917-1918 г. и сподвижник патриарха Тихона, который станет в эмиграции крупным православным богословом; и Валентин Федорович — врач и близкий друг Льва Толстого.

Некоторые пассажиры были специалистами сразу в нескольких гуманитарных отраслях. Например, Лев Карсавин, профессор Петроградского университета, был историком-медиевистом. Но к 1922 году он уже успел написать несколько религиозно-философских работ, поэтому на момент депортации его тоже можно было назвать философом.

Да и как определить кем был, скажем, Иван Ильин — философом или правоведом? Ведь он работал на юридическом факультете Московского университета, на кафедре энциклопедии права и истории философии права, и занимался философией права.

— Все ли, кому угрожала депортация, в итоге покинули страну?

— Нет, кое-кто сумел ее избежать. Например, философ Густав Шпет, используя связи и знакомства, остался. В итоге позднее его арестовали, сослали и в 1937 году расстреляли в Томске. И это при том, что к власти Шпет относился лояльно и даже всячески демонстрировал свою готовность с ней сотрудничать. Удалось избежать высылки и писателям Евгению Замятину и Борису Пильняку. Последнего, так же как и Шпета, 1938 году расстреляли якобы за шпионаж в пользу Японии.

Известно, что оба писателя пришли провожать отплывающих к дебаркадеру на Большой Неве. Корабль отходил примерно от того места, где к Неве выходят 8-я и 9-я линии Васильевского острова, там установлен памятный знак. Навсегда покидавшие свою Родину прощались с куполом Исаакия, шпилем Адмиралтейства. Неподалеку находился Университет, а на противоположной стороне острова — Пушкинский Дом — сегодня это здание Института русской литературы Российской академии наук. И когда мы читаем последнее стихотворение Александра Блока, написанное в феврале 1921 года:

Имя Пушкинского Дома
В Академии наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Это — звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке, —

оно звучит как пророчество. Ведь через полтора года, осенью 1922-го именно от василеостровского дебаркадера уйдут «философские пароходы». Правда, сам поэт до этого не доживет — он умрет в августе 1921-го.

Пароход «Обербургомистр Хакен», первый из философских пароходов

— Как проходила процедура депортации?

— Все предназначенные к высылке подвергались аресту. В Москве с арестованными обращались мягко: они или проводили в камере одну ночь, или к вечеру их вообще отпускали. Иногда их допрашивали. Были случаи, когда просто давали подписать протоколы, после чего официально объявляли, что гражданин такой-то подлежит административной высылке из страны на три года — пожизненно депортировать по тогдашнему законодательству было нельзя.

Но бывали случаи, когда арестованных подолгу держали в тюрьме и обходились с ними крайне жестоко. В Париже мне посчастливилось найти дневниковую тетрадь отца Сергия Булгакова «Из памяти сердца», в которой он воспоминает, как его готовили к депортации. В первую очередь на него давили морально. Людей, заключенных в соседних камерах, нередко уводили куда-то насовсем. Отец Сергий понимал, что этого человека, скорее всего, расстреляли, а значит, и его в один прекрасный день могут точно также увести и пустить пулю в затылок. На допросах следователь постоянно угрожал: «Мы вышлем вас в Китай, и вы пойдете туда по этапу». Эта была самая настоящая пытка: Булгаков же знал, что если его действительно отправят в Китай, семью свою он, скорее всего, больше не увидит.

— А о чем спрашивали на допросах и что отвечали арестованные?

— Среди философов только Иван Ильин на вопрос: «Скажите, гр-н Ильин, ваши взгляды на структуру советской власти и на систему пролетарского государства» ответил категорично: «Считаю советскую власть исторически неизбежным оформлением великого общественно-духовного недуга, назревавшего в России в течение нескольких сот лет». В остальных случаях ответы были куда более мягкими.

— И как звучал приговор?

— Первоначально речь шла о высылке на три года, однако перед самой депортацией высылаемым объясняли, что «на три года» означает «навсегда», и заставляли подписать соответствующую бумагу. В ней говорилось, что если они попытаются вернуться в Советскую Россию, то будут расстреляны. Об этом пишет в своих воспоминаниях Бердяев.

Некоторых высылаемых поздравляли: дескать, уезжаете отсюда в цивилизованную Европу. Но для них самих это была огромная жизненная трагедия. Как в Древней Греции, где существовало особое наказание — остракизм, которое предполагало высылку людей из Афин на отдаленные острова, например на Родос. Это считалось самым ужасным наказанием, тяжелее даже смертной казни, ведь смертная казнь отнимает жизнь, а остракизм — честь. Такое же гнетущее ощущение бесчестья было у многих пассажиров «философских пароходов».

Пароход «Пруссия», второй из двух философских пароходов

— А почему высылали именно в Германию?

— Начнем с того, что корабли туда ходили регулярно. Кроме того, Германия к тому времени уже признала легитимность РСФСР и между странами были налажены дипломатические отношения. Однако когда Советы обратилась к министерству иностранных дел Германии с просьбой выдать визы высылаемым, немцы ответили примерно следующее: «Извините, но мы не Сибирь. Наша страна не может быть местом, куда советская власть будет высылать своих граждан». Поэтому официально на этот запрос последовал отказ.

Но среди высылаемых было много известных и уважаемых людей, и немцы предложили им самим запросить у германского посольства визы.

Кстати, высылка интеллигенции из Советской России во многом была рассчитана на международный резонанс. Это было своего рода сигналом мировому сообществу: посмотрите, как мы гуманно обращаемся с нашими идейными противниками! Мы их не на гильотины ведем, а просто высылаем в другую страну, чтобы они могли продолжать жить и работать.

— Была ли возможность получить какую-то компенсацию за оставленное имущество?

— Основная проблема заключалась в том, что невозможно было вывезти библиотеки. Лимит багажа был минимальный.

Федор Степун,

философ, один из пассажиров «философских пароходов»

«Высылаемым разрешалось взять одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок; золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены, даже нательные кресты надо было снимать с шеи.

Кроме вещей, разрешалось взять небольшое количество валюты, по двадцать долларов на человека, но откуда ее взять, когда за хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже смертная казнь».

— Если высылаемым запрещалось брать с собой библиотеку, значит, и свои рукописи им пришлось оставить?

— Нет, позднее можно было дослать что-то окольными путями. Например, отец Сергий Булгаков получил в Праге свои рукописи из Крыма, где остались его теща и старший сын Федор, которому в итоге не разрешили выехать. Это было еще одно ухищрение советской власти: под предлогом, что сын Булгакова был призывного возраста, ему запретили ехать с родителями. Отец и мать так никогда больше его и не увидели. Только в 1960-е годы Федор смог посетить могилы родителей. Сам он ушел из жизни в 1991 году.

— Смог ли кто-то из высланных философов вернуться в Россию?

— Один человек. Совсем недавно из четырехсерийного фильма Владимира Шаронова о Карсавине я узнал, что в 1947 году философ тайно приезжал из Литвы в Ленинград, чтобы встретиться с Еленой Скржинской, с которой у него был продолжительный роман. До этого она на три месяца приезжала ко Льву Платоновичу в Берлин, уже после того, как он был выслан: надеялась, что он решится оставить семью и уйдет к ней. Но этого не произошло. Она уехала страшно обиженной. Долгое время они не переписывались. Но в 1947 году Карсавин все-таки решился приехать к ней в Ленинград. Не уверен, знала ли об этом советская власть. Вероятно, знала. Она, в принципе, все знала…

В те годы Карсавин жил в Вильнюсе. Он отказался покидать город вместе с немецкими войсками, став директором краеведческого музея: думал, что его не тронут — он был уже в довольно преклонном возрасте. К тому же содержание статей, которые он публиковал в эмиграционной прессе, были во многом комплиментарны по отношению к советской власти. Однако в 1949 году его арестовали — за «незаконное хранение контрреволюционной, антисоветской литературы» — и отправили в лагерь «Абезь» в Республике Коми, где он скончался от туберкулеза.

Так Карсавин стал единственным из пассажиров «философского парохода», кто все-таки вернулся в Россию. Хотя сложно, конечно, назвать это возвращением…

Памятник Философскому пароходу. Фото Витольда Муратова_Wikimedia Commons_CC-BY-SA-3.0

— А как сложилась судьба остальных?

— Очень по-разному. Кто-то перебрался из Берлина в Прагу. Президентом Чехословакии тогда был Томаш Масарик, сам по образованию философ. Он бывал в России, знал русских мыслителей, в том числе Владимира Соловьева. Он выделял большие деньги на организацию и работу Русского научного института в Праге. Там тысячи молодых русских эмигрантов смогли получить высшее образование. Да, они жили в бедных, почти нищенских общежитиях. Но у них было главное — возможность жить и учиться.

Помогали эмигрантам и международные организации, в том числе протестантские. В первую очередь YMCA (Юношеская христианская ассоциация), которая постоянно заказывала статьи, оплачивала расходы на публикацию текстов русских мыслителей в Европе, платила им гонорары. Бердяев, например, оказавшись в Берлине, моментально издал несколько книг: «Смысл истории», «Константин Леонтьев», «Философия неравенства».

Интересно, что в 1935 году в газете «Известия» была опубликована рецензия Николая Бухарина на вышедшую на немецком языке книгу Бердяева «Судьба человека в современном мире». Просто представьте: в разгар идеологической борьбы, в канун сталинского террора центральная газета публикует подробный обзор книги русского эмигранта. Конечно, рецензия была негативной. Но сам факт, что Бухарин, который сам в то время был на волосок от гибели, обращается к философии Бердяева, говорит о многом. К тому же Бердяев к этому времени начал заметно «леветь», а после окончания Второй мировой войны завещал свой архив Советской России, а свой дом — Русской Православной Церкви.

Депортация интеллигенции создала новый культурный феномен, который можно назвать «философией русского зарубежья». В целом она продолжала линии и сюжеты, начатые русской религиозной философией, но зазвучали и новые темы.

Дом Николая Бердяева в Кламаре, пригороде Парижа. Источник

— Какие?

— В первую очередь, русские мыслители прониклись новой мессианской идеей. Как говорила Зинаида Гиппиус, «мы не в изгнании, а в послании». Это значит, русский философ должен донести будущим поколениям, вернуть России ее саму вместе с ее ценностями, православной верой, традициями, нравственным стержнем. Отчасти именно поэтому эмигранты пытались жить сообща, объединяясь вокруг церковных приходов, открывали монастыри, строили новые храмы. Так они удерживали ту духовную ниточку, которая еще связывала их с покинутым Домом.

Более того, именно в эмиграции многие русские мыслители по-настоящему пришли к православию. Большинство работ Семена Франка и Николая Лосского, написанных в изгнании, были посвящены богословским и религиозным проблемам. И это было вполне естественно: православие для них не было «верой отцов», к вере они пришли через личный, очень сложный опыт. И эмиграция не отдалила их от веры, а, наоборот, приблизила к ней.

Одним из главных центров русской культуры, который удерживал связь мыслителей с покинутой Россией, стал Свято-Сергиевский православный богословский институт. Он был создан в Париже в 1925 году. В нем преподавали священники Сергий Булгаков, Василий Зеньковский, Георгий Флоровский, миряне Антон Карташёв, Владимир Вейдле, Владимир Ильин, Георгий Федотов и многие другие.

Некоторые из эмигрантов попытались интегрироваться в культуры тех стран, в которых осели. Карсавин, например, в совершенстве овладел литовским языком, стал профессором Вильнюсского университета и написал по-литовски пятитомник «История европейской культуры». Сегодня он — классик литовской философии и культуры.

Другой мыслитель, Александр Кожев (Кожевников), самостоятельно пробравшийся в Европу через фронт Гражданской войны в 1920 году, сначала попал в Германию, где какое-то время учился у знаменитого философа Карла Ясперса. Затем перебрался во Францию и стал важнейшей фигурой французской философии XX века. С именем этого человека связаны знаковые концепции современной интеллектуальной жизни Европы. Так, Кожеву принадлежит идея конца истории, которая станет одной из самых обсуждаемых во второй половине XX века. Он же стоял у истоков концепции единого европейского экономического, торгового и политического пространства, воплотившейся в Евросоюзе.

И все-таки натурализация и вовлеченность русских эмигрантов в национальные культуры и университетские традиции была неполной. Пожалуй, никто из пассажиров «философского парохода» так и не отказался от своей русскости.

— Можно ли сказать, что «философские пароходы» увезли из страны лучшие умы? Что произошла катастрофическая утечка умов?

— Нет. Такие знаковые не только для национальной, но и для мировой культуры мыслители, как Алексей Лосев, Валентин Асмус, Василий Зубов, Густав Шпет, Иван Попов (новомученик), Борис Фохт остались в России и сделали для отечественной науки ничуть не меньше, чем философская школа за рубежом.

При этом настоящий философ в СССР понимал, что он — редчайший представитель некой уникальной традиции, которой он должен быть верен до последних дней своей жизни. Ведь когда он уйдет, вместе с ним может сойти на нет и эта традиция. А когда ты пишешь, сознавая все риски, понимая, что за свою работу можешь пострадать, попасть в ссылку или в тюрьму, это окружает твой труд и служение ореолом исповедничества.

Я думаю, что к «философским пароходам» следует относиться как к символу расставания общества со своей интеллигенцией. В конце концов если бы из страны уехали только те, кто оказался на этих двух кораблях, образовательная традиция в России от этого никак не пострадала бы.

Но счет людей, покидавших страну в эти годы, — добровольно или насильственно, — шел на миллионы. А если прибавить к ним жертв Гражданской войны, красного террора, эпидемий и голода, интеллектуальный урон, нанесенный революцией, в сотни, даже в тысячи раз превосходит потери, нанесенные высылкой «философских пароходов». К их пассажирам действительно отнеслись еще «по-большевистски гуманно». Им оставили возможность жить и работать.

Повышение оригинальности

НОУ ВПО Институт Управления Бизнеса и Права
Образовательный проект «Экономика»
Кафедра «Финансы и кредит»
Контрольная работа по дисциплине:
«Русский язык»
Выполнил:
Студент ФЗФ-501
Святная Е.Ю.
Проверил:
Андросова Т.В.
Ростов-на-Дону
2010 г.
Вариант 9.
Задание 1.Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.
В процессе речевого взаимодействия коммуникатор, как правило, не просто передает реципиенту новую информацию, а убеждает его принять эту информацию, т.е. оказывает на оппонента убеждающее воздействие.
Говорящему нередко приходится еще и переубеждать своего оппонента, так как у того обычно имеется достаточно твердое мнение по обсуждаемому вопросу. Однако сделать это удается далеко не всегда.
Доказывание и убеждение — это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность тезиса, а убеждать — это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.
Однако следует иметь в виду, что в большинстве случаев основа убедительности речи — ее доказательность.
Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов).
Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие нелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
Различают доказательство прямое и косвенное.
При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.
Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения — антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса.
К прямому и косвенному доказательствам нередко прибегают одновременно. В этом случае говорящий обосновывает свой тезис и показывает несостоятельность антитезиса.
Когда в качестве аргумента берется недоказанное положение, совершается ошибка «предвосхищение основания». Это положение не является заведомо ложным, но оно само нуждается в доказательстве, которое должно показать его истинность.
Следует опасаться ошибки, получившей название «порочный круг» или «круг в доказательстве». Она состоит в том, «что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса
Логические ошибки, как отмечалось выше, бывают непреднамеренными и намеренными.
Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов.
Начиная с античных времен, принято делить доводы на логические, обращенные к разуму слушателей, и психологические, оказывающие воздействие на чувства.
К логическим аргументам относятся следующие суждения:
—теоретические или эмпирические обобщения и выводы;
—ранее доказанные законы науки;
—аксиомы и постулаты;
—определения основных понятий конкретной области знаний;
—утверждения о фактах.
В ходе аргументации важно разграничивать факт и мнение.
Факт — это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение — суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и мн. др. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. Поэтому факты являются более надежными аргументами. К мнениям же необходимо относиться критически, учитывать исторические и социальные условия, которые оказали влияние на их формирование.
Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы.
Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата. Наиболее распространенными считаются следующие доводы:
—довод к чувству собственного достоинства;
—довод от угрозы;
—довод от обещания;
—довод от сочувствия;
—довод от осуждения;
—довод от сомнения;
—довод от недоверия и т.п.
Используя психологические доводы, не следует забывать, что риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить открытые общественные конфликты. Сюда относятся злоба, жадность, зависть, ненависть к другим людям, малодушие, тщеславие, агрессивность и т.п.
Необходимо иметь в виду, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Назовем лишь некоторые из них:
— аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения);
— аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);
— аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);
— аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);
— аргумент к верности (склонять принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и т.п.).
Подобрать сильные и убедительные доводы — дело далеко не простое. Здесь нет специальных правил, которые можно заучить. Многое зависит от хорошего знания предмета, от общей эрудиции человека, его находчивости и сообразительности, от быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.
Задание 2. Поставьте ударение в следующих словах.
Призыв, принудить, принять, приобретение, произведение, псевдоним, рассредоточение, редактор, ремень, силос, симметрия, сирота, созыв, средство, статуя, столяр, таможня, уведомить, уведомленный, углубить, украинец, укупорить, умерший, упрочение, фарфор, филистер, ходатайство.

Задание 3.Сделайте стилистическую правку предложений, называя устраненные недочеты (смешение стилей, неточность словоупотребления и др.)
1. Поскольку нигде не разъясняют о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. (Так как нигде не разъясняется о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. – неточность словоупотребления)
2. Он не оплатил за проезд в автобусе. (Он не оплатил _ проезд в автобусе. – неточность словоупотребления)
3. Потом будем решать вопрос? (Позже будем решать вопрос? – неточность словоупотребления)
4.Художник изобразил, как Петр 1 ведет войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова. (Придерживаясь манеры Сурикова, Художник изобразил, как Петр 1 ведет войска в бой. – смешение стилей)
5. Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом. (Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о психологическом характере творческого процесса. – смешение стилей)
Задание 4.Составьте предложения с данными ниже словами, соблюдая правильное употребление.
Согласно, состязание, тенденция, тревожиться, с целью, ясный, соразмерно, стимул, противник, подтверждение, отправить, в отношении, недоступный, мораторий.
Согласно правилам правописания предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.
Состязание пловцов назначено на выходные.
Какие новые тенденции в маркетинге являются самыми важными?
Матери приходится всю жизнь тревожиться за детей.
Бизнес был специально раздроблен с целью уклонения от уплаты налогов.
День выдался ясный.
Она лаяла неистово, но этот лай, соразмерно ее величине, был совсем не слышен.
Низкая процентная ставка по кредиту – стимул для развития предпринимательства.
Противник хорошо проинформирован.
Подтверждение из банка пришло вовремя.
Сегодня необходимо отправить запрос в архив.
В отношении к труду раскрывается характер человека.
С помощью новой программы был открыт недоступный ранее сайт.
Объявлен мораторий на использование атомной бомбы.
Задание 5. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имен.
1. В детстве он охотно читал Жюля Верна
2. Театр поставил новую пьесу Жана- Поля Сартрэ
3. Сказки Ганса Христиана Андерсена любят дети всего мира.
4. Взгляды философов обратились к Августу Шлегелю
5. Это письмо было написано американской девочкой Самантой Смит.
6.Декларация была подписана Робертом Смитом.
7. Заседание состоялось на кафедре у профессора Гордейчука.(м.р.)
Задание 6. Прочтите предложения, обратите внимание на правильное произношение числительных.
1. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. (пятистам сорока метрам семидесяти четырем сантиметрам)
2. Самый быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. (от тридцати шести до сорока трех)
3. К 1778 прибавить 852. (к одной тысяче семистам семидесяти восьми прибавить восемьсот пятьдесят два)
4. От 17464 отнять 11090. (от семнадцати тысяч четырехсот шестидесяти четырех отнять одиннадцать тысяч девяносто)
5. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. (из одной тысячи ста девяти… лишь семьсот сорок девять)
6.Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов. (четырехсот пятидесяти пяти)
Задание 7. В каких сферах общения ( бытовое, официально – деловое ) могут быть использованы следующие фразеологизмы и крылатые выражения.
Встречать в штыки – (бытовое), подавать надежду– (бытовое), не ударить лицом в грязь– (бытовое), петь дифирамбы– (бытовое), сесть на мель – (официально-деловое), Содом и Гоморра– (бытовое), эзопов язык – (официально-деловое), турусы на колесах– (бытовое), курить фимиам– (бытовое).
Задание 8.Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.
1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни ( ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств.
Достижение этой гуманной цели не ограничивается ни состоянием науки и техники, ни ресурсами труда и средств.
2.Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны).
Отмеченные признаки гетерогенны.
3.(Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно.
Профилактическое влияние новых лекарственных средств еще более разительно.
Задание 9. Прочитайте отрывок из инструкций и деловых писем. Определите какой это тип контекста.
В настоящее время завод располагает возможностью для строительства двух крупнопанельных 12 – этажных 72 – квартирных домов – башен по типовым проектам. Дома – башни предполагается разместить на улице Лесная. Строительство домов – башен подтверждено Министерством и городскими организациями. На строительство домов – башен выделены необходимые фонды, намечены подрядные организации.
(Параллельный тип контекста. Несколько следующих предложений поясняют предыдущее, предмет речи является общим, но в последующих предложениях о нем дается новая информация.)
Задание 10. Составьте сопроводительное письмо для отправки следующего документа: каталог выставки – ярмарки.
Уважаемые коллеги!
РОСАТОМ и Центр «Атоминновация» проводят ярмарку высокотехнологичных медицинских проектов «Атоммед».
Приглашаем принять участие в работе ярмарки.
Цели ярмарки:

    выявление перспективных высокотехнологичных медицинских инновационных проектов;
    сбор предложений для реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» привлечение внебюджетных инвестиций к реализации инновационных проектов;
    демонстрация инновационных проектов организаций отрасли.

Требования ярмарки:
На ярмарке рассматриваются проекты с завершенной стадией научно — исследовательских работ. Описание проекта на участие в ярмарке представляется на бумажном носителе и в электронном варианте.
Информация о лучших проектах ярмарки размещена в каталоге выставки-ярмарки.
Задание 11.Составьте информационную речь на одну из тем:

    Новости культурной жизни города.
    Что делает нас привлекательными.
    Деньги в нашей жизни.
    Моя совесть и я.
    А счастье, что оно …?

Деньги в нашей жизни.
Деньги — тема неприличная. Даже Мефистофель изъясняется обиняками: люди, мол, гибнут за «металл».
Как водится, на неприличную тему всем и всегда есть, что сказать. На символическом уровне тема «металла» содержит в себе огромную энергию страстей, страхов и иллюзий. Ни о чем, пожалуй, люди не говорят с таким жаром, как о деньгах — вне зависимости от того, в каких они лично с ними отношениях.
Деньги для нас — способ выразить свои стремления, выполнить обязательства, добиться отмщения и воздаяния. Тайная власть денег связывает всех нас — братьев и сестер, молодых и старых — узами любви и зависти, жалости и злобы.
Деньги служат нам тайным оружием во множестве подспудных семейных конфликтов, рождающихся на почве любви и власти. Мы можем дать деньги, чтобы тут же отобрать, пообещать их, чтобы не выполнить обещания, придержать, чтобы потом одарить ими сверх всяких ожиданий. Денежные проблемы — всего лишь верхушка айсберга, под которой скрыты иные, глубинные, невидимые глазу распри между членами семьи. С другой стороны, деньги и сами могут лежать в основе конфликтов, затрагивающих проблемы любви и справедливости.
Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.
У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, но семейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономических слоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними пр
и т.д……………..

ФИЛОСОФСКИЙ ПАРОХОД

Насильственная высылка из РСФСР ряда деятелей культуры и науки, проведённая осенью 1922 года по инициативе советской власти и лично В.И. Ленина. Эта высылка явилась частью культурной революции – комплекса мероприятий, направленного на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.

В начале 1920-х годов идеалистическое направление в философии всё ещё играло большую роль в интеллектуальной жизни общества: с 1918 года действовало Психологическое общество, с 1919 года – Вольная философская ассоциация (Вольфила) и Социологическое общество, с 1921 года – Философское общество при Петроградском университете. Кроме того, многие преподаватели ВУЗов не принимали марксистскую идеологию и критически относились к советской власти. В начале 1922 года прошла забастовка профессоров МВТУ (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) с требованием университетской автономии. В том же году Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Ф.А. Степун и Я.М. Букшпан выпустили сборник статей «Освальд Шпенглер и закат Европы», встреченный резкой критикой Ленина (назвал книгу «литературным прикрытием белогвардейской организации»). 12 марта 1922 года вышла статья В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма» («Под знаменем марксизма», № 3). В ней были подвергнуты критике журнал «Экономист» (ведущий автор – П.А. Сорокин) и либеральная профессура в целом. В статье впервые прозвучала идея высылки инакомыслящих профессоров в страны «буржуазной демократии».

15 мая 1922 года Ленин предлагает наркому юстиции Д.И. Курскому дополнить Уголовный кодекс статьёй о праве замены расстрела высылкой за границу, а также добавить наказание в качестве расстрела за неразрешённое возвращение из-за границы. В результате УК был дополнен ст. 70 («Пропаганда и агитация в направлении помощи международной буржуазии») и 71 (о самовольном возвращении). 19 мая 1922 года в письме Ф.Э. Дзержинскому Ленин предложил программу конкретных мер. Подлежащие высылке лица делились на несколько групп: 1) беллетристы; 2) публицисты и политики; 3) экономисты; 4) техники; 5) профессора и преподаватели и т.д. Также были составлены списки: московский, петроградский, украинский. Среди депортируемых деятелей философов было сравнительно немного, но они выделялись своей известностью и интеллектуальным потенциалом. Всего исследователи насчитывают около 270 человек, высланных за пределы РСФСР в рамках данной операции.

16-18 августа в РСФСР и на Украине состоялись аресты внесённых в списки деятелей. Арестованные давали подписку о невозвращении в РСФСР под угрозой смертной казни. При этом советской власти не удалось договориться с принимающей стороной – Германией: высылаемым приходилось лично ходатайствовать о визах. Большую роль в переговорах сыграл Г. Хилгер, главный уполномоченный Германского Красного креста в РСФСР.

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен». На борту находились Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев и др. Всего – 24 человека (с семьями – 84). 30 сентября пароход прибыл в Штеттин (Германия). 16 ноября этим маршрутом проследовал пароход «Пруссия» (прибыл в Штеттин 18 ноября). В числе его пассажиров были Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, А.А. Кизеветтер и др. Всего – 17 человек (с семьями – 44). Также 19 сентября из Одессы в Константинополь отбыли А.В. Флоровский и В.П. Бабкин, 23 ноября поездом из Москвы в Ригу отбыли П.А. Сорокин, А.В. Пешехонов и др., из Москвы в Берлин – Ф.А. Степун, Н.И. Любимов и др. 30 декабря из Крыма в Константинополь отбыл С.Н. Булгаков. Кроме того, большая часть т.н. «украинского» списка была депортирована в северные и восточные районы РСФСР. В то же самое время из Грузии были высланы 60 меньшевиков (прибыли в Берлин 3 декабря 1922 года).

Высылка представителей русской интеллигенции из РСФСР стала важной частью борьбы советской власти с инакомыслием и способствовала упрочению положения марксистско-ленинской идеологии в обществе, установлению более полного партийного контроля над системой образования. Высылка интеллигенции нанесла удар по интеллектуальному потенциалу страны, обозначила разрыв преемственности в развитии отечественной культуры. В то же время многие высланные деятели науки и культуры смогли продолжить за рубежом свою деятельность, став частью социокультурного феномена, известного как «Русское Зарубежье», в то время как многие оставшиеся в СССР деятели, не разделявшие марксистско-ленинских взглядов (П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет и др.), были репрессированы.

15 ноября 2003 года в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта был установлен памятный знак (архитектор А.В. Сайков), посвящённый «философскому пароходу».

Повзрослели они до поры.Часть вторая.

Продолжаю рассказ о сахалинских мальчиках-добровольцах, призванных на службу в ТОФ в июле 1943 года…

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.
«Прощание славянки»
Тимофей Вишняк

Чтобы стать моряком, вовсе не обязательно родиться у моря… Ведь часто бывает, что мальчишка случайно, лишь на мгновение увидит море из окна вагона – мелькнет оно ему сизым крылом чайки и … Всё! Мальчишка очарован навсегда и иного пути в жизни для него уже нет…

Тимофей Вишняк и Павел Туисов родились в самых, что ни на есть «сухопутных» областях страны. Семья Вишняк прибыла на Сахалин по набору из Черниговской области Украины, а семья Туисовых из Алтайского края. Случилось так, что барак, в котором жили мальчики с семьями, стоял прямо на берегу моря рядом с Александровским морским портом. Родители работали в порту. Старшие братья (а семьи были многодетные) тоже пропадали на катерах…

Иной судьбы, чем путь моряка друзья Тимофей и Павел себе не представляли. Ровесник, во многом разделивший судьбу Александровских мальчишек, известный писатель В.С.Пикуль писал: «Счастливы люди, юность которых пронеслась в разгуле волн, на шатких корабельных палубах. В море юность быстрее, чем на берегу, смыкается с ожесточенным в борьбе мужеством. С высоких мостиков кораблей юноши зорче оглядывают горизонты своей жизни… Головотяпы и тунеядцы не выдерживают ритма корабельных будней. Флот смолоду приучает к дисциплине, выносливости, умению терпеть и ждать, к ответственности – за каждое слово, каждый жест»…

Всё так… Но есть особенность у военного поколения мальчишек… Их юность была более нелегкой и тревожной, как «порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса» по образному выражению того же В.С. Пикуля…

К началу Великой Отечественной войны Тимофею и Павлу было неполных 14 лет. Отцы и старшие братья ушли на фронт. Их места на катерах заняли мальчишки. Знакомились со сверстниками с других катеров, ведя «серьезные мужские» разговоры на перекурах. На катере «Забойщик» работал мальчишка с п. Мгачи Тихон Ханин, в портофлоте хорошо себя зарекомендовал питомец детского дома им. Н.К. Крупской, что в с. Корсаковка Нетужилов Гена (после 6 класса его взяли на работу в порт)…

Время было тревожное… Близость границы и потенциального врага (никто не испытывал по этому поводу иллюзий) диктовали соответствующий образ жизни. Вахты были боевые, каждый экипаж знал, как действовать в случае наступления времени «Ч». Мальчишки овладевали в редкие часы отдыха воинскими специальностями. Помимо парашютного и планерного клуба, работали десятки тиров. Меткой стрельбой увлекалась вся молодежь. Значки, свидетельствующие о достижениях на этом поприще, с гордостью носили лучшие…

Особенно тяжелая в моральном отношении была навигация 1942 года. Японцы радовались победам императорской армии на юге. Провоцировали пограничников и мирное население, задерживали гражданские суда и катера…Кульминацией этих бесчинств был период взятия японцами Сингапура и Бирмы. С японских судов звучали однозначные высказывания об очереди Сахалина. Эту вакханалию прекратил СТАЛИНГРАД!

Мальчики отчетливо помнили, как с этой Победой изменилось отношение врагов к стране, как воодушевился советский народ, как оживился Александровск… Все они рвались на фронт, приписывали года, сбегали из дома, но…

И вот этот долгожданный момент наступил. В июле 1943 года Александровский РВК объявил набор в электро-техническую школу ТОФ на о. Русский лиц, не достигших призывного возраста. Добровольному призыву подлежали подростки 1927/28 годов рождения.

Предпочтение военные отдавали ребятам подготовленным с морскими специальностями, со спортивными разрядами, окончившим, как минимум, 6 классов школы… Порою в стенах военкомата можно было видеть и плачущих мальчиков, которым отказали в призыве и умоляющих родителей призвать именно их сына..( для добровольного призыва подростка отбиралась гарантийная записка от родителей о том, что они не против)

Уже несколько дней, получившие повестки подростки, каждое утро являлись на причал морского порта в ожидании парохода «Совет». Тимофею и Павлу было проще, чем другим. Дом находился в двух шагах. Благодаря этому многие новые знакомые пережидали время во дворе дома Вишняк и Туисовых… С фронтов продолжали поступать тревожные сводки, а однажды на рейде Александровска появился японский крейсер. Мальчишки наблюдали, как небольшой деревянный катер пограничников отважно двинулся в сторону корабля. По-видимому , в планы командира крейсера не входил конфликт с пограничниками и вскоре корабль удалился (из воспоминаний пассажира парохода «Совет» александровца Попова О.Н. 1928 г.р. –прим Г.С.) Мальчишки долго возмущались наглости врага и обещали дать достойный отпор в самое ближайшее время…

Наконец, в начале августа на рейде Александровска появился старенький «кособокий» (при последней перестройке получил небольшой крен) грузовой пароход «Совет».

Справка: Пароход «Совет» (первоначальное название «Императрица Александра») был построен в 1902 г. как грузопассажирское судно. В январе 1915 г. на Путиловской верфи он был переоборудован в авиатранспорт и, получив новое название — «Орлица», стал первым балтийским авианосцем.

Пароход «Совет»

Четыре его гидросамолета конструкции Д. П. Григорьева размещались в двух ангарах, расположенных на палубе, один в разобранном виде хранился в трюме. Подъем на борт и спуск гидросамолетов на воду обеспечивался при помощи стрел с электроприводом. Пароход водоизмещением 3800 т при длине 91 и ширине 12,2 м развивал скорость хода до 12 узлов. Вооружение «Орлицы» насчитывало восемь 75 мм пушек и два пулемета. Для обслуживания гидросамолетов в кормовой части судна были оборудованы различные мастерские: слесарно-сборочная, моторная, деревообделочная, обтяжная, позволявшие выполнять их ремонт на борту. В трюмах парохода размещались бензохранилище вместимостью 1000 пудов, маслохранилище емкостью 500 пудов и запас бомб. Над машинным и котельным отделениями устанавливалась специальная сеть, назначение которой заключалось в подрыве бомб, попадающих в судно, над его верхней палубой.

В 1918 г. «Орлица» в числе многих боевых кораблей и торговых судов, принимала участие в «ледовом походе» Балтийского флота — переходе из Гельсинфоргса в Кронштадт.

По окончании гражданской войны возникла острая необходимость восстановления уничтоженного отечественного транспортного флота. Одним из первых судов, предназначенных для обслуживания возрождающейся внешней торговли и пассажирских перевозок, суждено было стать «Орлице», получившей название «Совет».

В 1923 г. в Петрограде на Северной верфи начались работы по переоборудованию судна в грузопассажирское, предназначенное для работы на линии Петроград — Лондон. В начале 1930-х гг. «Совет» был передан с Балтики на Дальний Восток в распоряжение управления тихоокеанского бассейна Совторгфлота.

Позади слезы родных и знакомое побережье Александровского залива. Пароход шел очень медленно. Впереди расчищал дорогу сопровождающий пароход тральщик, который мог работать только в светлое время суток. Поэтому, по ночам стояли на якоре, ожидая утро. Палубные места и несколько дней пути сблизили мальчишек из Александровска. Призывников было около сотни, но с ребятами одногодками из добровольного призыва Тимофей и Павел общались с большей охотой. Кроме упомянутых уже Ханина Тихона, Нетужилова Геннадия, мальчишки познакомились с шахтером Малютиным Николаем, Кушнаревым Леонидом с ул. Комсомольская в городе, с Пудовкиным Ильей из п. Октябрьский, михайловцем Матвеевым Николаем, с Михалиным Владимиром из с. Корсаковка…. Почти все населенные пункты района были представлены в группе юных добровольцев.

модель минного заградителя «Томск»

На о.Русский в электромеханической школе ТОФ друзья Тимофей и Павел попали в отделение судовых электриков. Потянулись упорные месяцы учебы. Доказывали мальчишки и старшим и себе, что достойны носить бескозырки с лентами (юнгам ленты не полагались по традиции флота), что достойны принимать военную присягу под стягами славных кораблей… Время во взрослении на флоте пролетело незаметно… В июне 1944 года Тимофей и Павел успешно закончили школу на о.Русский и на некоторое время расстались. Павел Туисов получил распределение в Петропавловск-Камчатский, а Тимофей Вишняк вступил на палубу минного заградителя «Томск» во Владивостоке. Этот выпуск мальчишек сменил старших товарищей, ушедших на усиление Балтийского и Черноморского флотов…

После приложенных усилий мальчикам очень хотелось вместе с отцами и братьями вступить в бой с врагом. Казалось война закончится без них… Но вот в апреле 1945 года пришло и их время. Верное союзническим обязательством правительство СССР начало переброску войск на Дальний Восток для последнего наступления на союзника фашистской Германии милитаристскую Японию. В этой войне на островах одну из главных задач должен был играть Тихоокеанский флот. Для укрепления материальной базы флота ( проще для использования союзных американских судов) была осуществлена секретная военная операция «ХУЛА»

(Справка о секретной военной операции «Хула» в первой части материала… Более подробно можно почитать здесь — Б. В. Никитин Катера пересекают океан Лениздат 1980)

Здесь в Америке друзья встретились вновь. Тимофей и Павел были включены в отряд ТОФ по перегону на советский Дальний Восток американских десантных судов с Аляски. До этого дня предстояли долгие месяцы овладения иностранной техникой. Сложность была в отсутствии знаний английского языка. Но, как вспоминал Тимофей Тихонович, хорошо, что электрика кораблей тех лет не была столь «мудреной» как сейчас. Таким образом, друзья влились в состав уникального подразделения ТОФ известного, как «1 отдельный отряд десантных судов ТОФ»

Новогодняя открытка 1945 года от Павла Туисова родным в Александровск

Справка: 100-я бригада десантных кораблей ТОФ уникальна во многих смыслах. Наверное, можно смело утверждать, что это единственное в СССР, а ныне в России крупное военно-морское соединение, местом рождения которого являются… Соединенные Штаты Америки. Эта история берет свое начало в конце Второй мировой войны. Америка согласно ленд-лизу направляла в Советский Союз гигантские объемы вооружения. СССР, в свою очередь, принял на себя обязательство не позднее чем через три месяца после капитуляции Германии вступить в войну, полыхавшую на Тихом океане. Однако, обладая определенными надводными и подводными силами, СССР практически не располагал на этом бассейне десантным флотом. Векторы сошлись, и в победном мае 1945-го большая группа моряков-тихоокеанцев на пароходе «Витим» (типа «Либерти», тоже американской постройки) прибыла на Аляску — в крохотный провинциальный городок Колд-Бей (Cold Bay). Здесь под руководством американских инструкторов краснофлотцы в течение месяца осваивали десантные суда типа LCI (для десантирования пехоты) и LCT (для десантирования танков). Как они выглядели, представить себе может каждый, кто видел фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», — в масштабной сцене высадки союзников в Нормандии в день «Д» (6 июня 1944 года) эти суда выступают главным орудием десанта. 9 июня 1945 года на первых 15 десантных судах был поднят военно-морской флаг СССР. Этот день и считается днем рождения бригады. Хотя в начале она называлась отрядом десантных судов ТОФ. К моменту вступления СССР в войну с Японией отряд насчитывал 40 десантных судов; большая их часть принимала активное участие в боевых действиях в Корее, на Сахалине и Курилах, потери при этом составили пять судов, а многие моряки были отмечены высокими наградами. В 1951 году 1-й отряд десантных кораблей ТОФ был переименован в 100-ю бригаду (напомним, в это время шла Корейская война, где мы и американцы оказались по разные стороны линии фронта). А спустя еще четверть века на базе бригады была сформирована 22-я дивизия морских десантных сил ТОФ

(Кстати, вам ничего не режет слух? Согласно российской профессионально-языковой норме, гражданские — суда, а военные — корабли. Но только в 1949 году специальным приказом Главкома ВМФ СССР десантные суда были переименованы в десантные корабли.)

Победу 9 мая 1945 года Тимофей и Павел встретили вдали от дома в Колд-Бее. По столь значимому поводу матросам выдали по две банки американского пива. И хотя, вспоминает Тимофей Тихонович, кормили «на убой» лично у него аппетита не было (сказывалось отличие климата Аляски и Владивостока). А может, просто у мальчишки не было навыка принятия спиртного. От одной банки пива парень расплылся и помнил остальное, как в тумане.

В июне 1945 года над первой партией передаваемых десантных судов взвились советские флаги и друзья стали готовиться к переходу. Опять предстояла небольшая разлука, Тимофею возвращаться в Приморье, Павлу продолжать службу в Петропавловске. Мальчики знали о скорых боях и желали друг другу » если смерти то мгновенной, если раны — небольшой» А ещё обещали встретиться после войны у любимых скал Три брата, что в Александровске.

Высадка с американских ДС на о. Парамушир август 1945 года

Что такое десантное судно? Небольшое плоскодонное с экипажем в 24 человека ДС, мало приспособленное для больших морских переходов, -вспоминал Тимофей Тихонович. При переходе Аляска-Петропавловск-Камчатский отряд ДС попал в 9 бальный шторм. Впереди идущие суда почти полностью захлестывало волной. Из экипажа лишь три человека (среди них Тимофей Вишняк) способны были стоять у штурвала. Всех остальных свалила «морская болезнь».

Во Владивостоке времени на отдых не было. Во время перехода пришло известие о начале военных действий против милитаристской Японии. Отряд ДС, в котором на десантном судне с счастливым для парня номером 13 служил Тимофей, получил приказ пробираться к корейскому порту Сейсин, захваченному японцами. Уже при подходе к Корейскому полуострову отряд из 4 ДС, на каждом из которых было по 250 человек десанта, попал под жестокий обстрел артиллерии.. Огонь на себя приняли 2 больших и малых охотника, сопровождавших ДС. Они собою закрыли десант, -вспоминал Тимофей Тихонович и позволили нам войти в бухту Сейсин. Тут военное счастье было на стороне десантников. Во-первых, скорость и высокая посадка позволили ДС проскочить через минные заграждения порта. Во-вторых, японцы не были знакомы с силуэтами американских ДС и приняли их за «свои», да не весть откуда взявшийся туман помог десантникам. Вражеские солдаты принимали «концы» с наших кораблей и опомнились только когда из откинувшихся бортов с криками «Ура!» хлынул в порт десант… Бой в порту был коротким и победным…

Более кровопролитным был десант ДС на о.Шумшу, Курильская операция, в котором участвовал Павел Туисов. Многих товарищей потеряли наши мальчики в том бою…

СПРАВКА:
18 августа 1945 года 4 десантных корабля с передовым отрядом подошли к острову Шумшу и под покровом тумана начали высадку десанта. Из-за перегрузки и большой осадки корабли останавливались в 100 — 150 метрах от берега. Десантники по трапам и через борт бросались в воду и под сильным артиллерийским и пулеметно-ружейным огнем противника устремлялись к берегу. Враг был ошеломлен внезапным появлением десантников, но быстро начал оказывать активное противодействие. В числе первых высадились на берег коммунисты — командир взвода автоматчиков старшина А. П. Белов, комсорг батальона морской пехоты старший сержант Г. П. Панкратов, командир отделения сержант Г. В. Кулемин и комсомольцы — младший сержант И. Г. Гуло, краснофлотец М. Я. Нестеров и другие моряки. Десантники в упорном и кровопролитном бою, отбив несколько контратак, показали образцы отваги и мужества. Храбрость и находчивость проявил личный состав кораблей и десантных судов.

Тимофей Вишняк (первый ряд второй слева) на борту ДС в г. Одомари после Парада победителей в г. Тойохара

После корейского Сейсина отряд ДС Тимофея Вишняка был направлен на помощь десантам ТОФ Южно-Сахалинской наступательной операции. Придя в Корсаков, моряки обнаружили, что их помощь уже не требуется. Весь Сахалин стал советским. Но боевые моряки не отказали себе в удовольствии участвовать в победном параде в поверженной Тойохара в конце августа 1945 года.

В 1947 году семьи Вишняк и Туисовых переехали на жительство в Южно-Сахалинск. Поэтому друзья Тимофей и Павел, демобилизовавшись в 1950 году, приехали уже в новую островную столицу. Здесь Тимофей женился на сестре Павла Валентине Ивановне. Здесь они долгие годы безупречно работали на предприятиях области. Здесь и сегодня у ребят живут многочисленные дети, внуки и правнуки… А у Трех братьев после войны друзья бывали неоднократно…

Продолжение следует…

Живой голос Тимофея Вишняка, послание тех лет….