Ганс мемлинг

Ганс Ме́млинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433(1433)/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — фламандский живописец немецкого происхождения, один из наиболее значительных художников во Фландрии второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг писал картины преимущественно на духовные сюжеты. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где ныне находится музей его имени.
Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.
Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.
Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении. Тонко разработанные интерьеры и пейзажные фоны выдают влияние на Мемлинга итальянской живописи Возрождения.
Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).
«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

ещё …

Ханс Мёмлинг — немецкое чудо из Брюгге


«Христос и музицирующие ангелы», 1485, Художественный музей в Антверпене
Это довольно необычная работа Ханса Мемлинга, на которой с большой точностью и подробнейшей детализацией изображены музыкальные инструменты, на которых играли во времена художника.
Итак, мы с вами ранее разобрались с Мёмлингом-портретистом и определились, что он в этой области большой молодец, с ним нидерландская живопись сделала большой шаг от «фото на паспорт» до тонкого отражения внутреннего мира и характера портретируемого.

Волшебной красоты Брюгге, город 3-х каналов и 54 мостов, не мог не вдохновлять живописцев, в нем живущих
А что же о нем сказать еще?
Недоброжелатели (а они в искусствоведческой среде у Мемлинга были, и весьма влиятельные) сказали бы, что особо сказать о нем нечего – подумаешь, всего лишь даровитый последователь «великих и ужасных» Кампена, ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, но я бы все-таки пару слов в защиту его творчества сказала бы.
Но для начала немного о нем самом.

Памятник Хансу Мемлингу в Брюгге
Мемлинг по происхождению был немцем и родился, как принято считать, в Зелигенштадте, что неподалеку от Франкфурта-на Майне. Родня его, по всей видимости, была родом из небольшого селения Мёмлинген. Точная дата рождения, как обычно, не известна, примерно это произошло в 1433-1440 году. Некий Ханс Мёмлинг умер в Зелингенштадте в 1451 году, возможно это был отец художника (тогда как раз в этой местности бушевала эпидемия чумы). Значит, наш Мёмлинг был Ханс Хансович. Очень по-немецки, я вам скажу.
Зелегенштадт – один из древнейших городов Германии, с романской базиликой 9 века, которая сохранились доныне, и крупным бенедиктинским монастырем. Есть версия, что именно в этом монастыре юный Ханс Мемлинг получил первые уроки живописи.

Мёмлинген. Род Мемлинга, видимо, отсюда.
Также предполагается с большой степенью вероятности, что Мемлинг некоторое время работал в Кёльне – в 230 км от Зелегенштадта, или по крайней мере бывал здесь проездом (где-то в 1460 году). В его работах явно чувствуется влияние живописи Штефана Лохнера, знаменитого кельнского мастера эпохи поздней готики. Добавлю, что очарованию лохнеровских работ — таких золотистых, прекрасных и немного сентиментальных, поддались практически все немецкие художники 15-16 века. Когда-нибудь и о нем мы обязательно поговорим поговорим.

Зелегенштадт — родной город Ханса Мемлинга. Довольно живописный, надо сказать.

Зелегенштадт на гравюре 1655 года.

На картинах Ханса Мемлинга (это — «Страсти Христовы») часто присутствует сложная архитектура — как видите, ему было чем вдохновиться — он жил среди такой архитектуры.
Примерно в конце 1450-х Мемлинг перебрался в Нидерланды, где прожил более 40 лет. Начал он свою карьеру в Брюсселе. Часто в его работах мы натыкаемся на композиционные решения и отдельные детали, явно позаимствованные у Рогира ван дер Вейдена (ведь именно в Брюсселе была его мастерская), это дало повод исследователям предполагать, что Ханс был его учеником. В пользу этой версии свидетельствует и то, что Мемлинг уехал из Брюсселя и перебрался в Брюгге почти сразу после смерти Рогира в 1464 году.

Слева — Ханс, справа — Рогир
Основываясь на сходстве работ Мемлинга и ван дер Вейдена об ученичестве первого у последнего писал в 16 веке и итальянец Джорджо Вазари, первый известный нам искусствовед, однако ни одного документального подтверждения этому не найдено. Гражданство в Брюгге Мемлинг получил в 1465 году – именно здесь он и жил долгие годы, и окончил свои дни. В 1467 году он вступил в гильдию художников святого Луки.

Слева — Ханс, справа — Рогир
В Брюгге был двор герцогов Бургундских, это бы крупный шумный город-порт, в котором велась бойкая торговля, проживала масса вельмож, богатых купцов, иностранных послов и банкиров. В то время, разумеется, никто не говорил презрительно, через губу: «Фу, он копирует Рогира!». Все хотели побольше новых картин и алтарей. На Мемлинга сыпались заказы один за одним, а работал он, похоже, довольно быстро, так что был отрадно плодовит, и живописное наследие после него осталось весьма обширное.

Два очаровательных «Рождества» Мемлинга. Кто там обвинял его в отсутствии оригинальности?! Посмотрите на этот трогательный жест Марии — это не пафосное моление, а нежная мать, нетерпеливо протягивающая руки к своему ребеночку. Такой Марию Мемлинг изобразил первым.
Я отдаю должное строгости и элегантности работ Рогира, но, на мой взгляд, он немного скучноват и даже суров. Мемлинга в свое время очень ругали «мастодонты» искусствоведения, такие как Эрвин Панофски и Макс Фридлендер, называли его «вторичным и неоригинальным», но мне кажется, они не правы. Даже если Мемлинг и подражал кому-то в своих ранних работах, то и своего привнёс тоже немало.
Фоновый пейзаж у Мемлинга — и фон, и важная композиционная часть картины, и полноценный «участник».
Ни у кого до него не было такого пейзажа – прекрасного, безмятежного, приковывающего взгляд не менее, чем одушевленные герои его работ. Даже великий ван Эйк не достиг таких высот в изображении природы. Пожалуй, ни и у кого не было такой продуманной и интуитивно точной композиции в многофигурных панно, например.
Вы думаете, это деталь картины, какого-нибудь «Благовещения»? А вот и нет! Это совершенно изолировванный, самостоятельный натюрморт. Первый из дошедших до нас. И написал его Мемлинг.
Его колорит безупречен и гармоничен. Есть некоторые миленькие детальки на его картинах, которые выдают человека тонкого, наблюдательного и сочувствующего. И еще, как мне кажется, он был довольно веселый человек с неплохим чувством юмора.
Улица святого Георгия в Брюгге когда-то была приютом живописцев. Здесь жил Мемлинг
Популярность его среди современников была достаточно высока – много заказов он получал от иностранцев, особенно – от итальянцев и испанцев. Богат был, и даже очень – сохранились старые документы, что-то вроде налоговых деклараций, суммы он выплачивал существенные, что свидетельствовало о его немалых доходах. Также он фигурирует в списке 857 богатейших жителей Брюгге, внесших пожертвование на содержание армии в связи с войной Максимильяну Австрийскому, правителю Бургундских Нидерландов. Есть свидетельство о том, что он состоял в браттве «Богородицы в снегах», в которое входили только вельможи и богачи.
Мне очень нравятся Мадонны Мемлинга. Такие работы преисполнены красоты, поэтичности и покоя. Частый сюжет — ангел с улыбкой протягивает младенцу-Христу яблочко — это и символ первородного греха, за который в будущем Спаситель пострадает на кресте, и довольно милый элемент, придающий картине непосредственность и человеческую теплоту.
Изумителен колорит — яркий, но очень элегантный. Изнутри картин словно исходит мягкое золотистое сияние.
Такие картины у Мемлинга почти симметричны. Обращают на себя внимание гирлянды цветов — в нидерландской живописи мы это видим впервые.
Здесь вместо яблока Христу протягивают гвоздичку. В декоре трона Богородицы мы видим скульптурную группу «Изгнание из рая»
Частые «гости» у Мемлинга — ангелочки-путти. Их тоже ранее никогда не изображали Северяне, путти — «гости» из Италии
Жил он в Брюгге на нынешней улице Синт-Йорисстрадт (Святого Георгия), в префектуре Синт-Джилис, это был квартал художников. Есть свидетельство о покупке Мемлингом большого каменного дома в Брюгге, а в 1468 у него их было уже два, он также дал приют по крайней мере двум ученикам, на самом деле было их, похоже больше. Мемлинг был женат, имел трех сыновей.

Церковь Святого Жиляв Брюгге, прихожанином которой был Мемлинг. Здесь его и похоронили.
Жена его, Таня Валькенаре, умерла рано, муж пережил ее лет на 25. Умер он в 1494 году и похоронен на территории приходской церкви святого Жиля (Синт-Джилис) в одноименной префектуре. Могила его сохранилась, рядом «расположились» и несколько его коллег-художников: Ян и Питер Провосты, Ланселот Блондиль, Петер Пурбус, Питер Клейсенс и другие, так что маэстро там не скучно, они все вместе теперь попивают добрый эль где-то среди жемчужных облаков и обсуждают, как лучше смешивать краски на багровом полотне заката.
Памятная доска на месте погребения Ханса Мемлинга
Это то немногое, что мы о нем знаем. Работы свои не подписывал, даты не ставил, так что с атрибуцией, как обычно путаница.
Его популярность не померкла после его смерти, восторженные упоминание встречаются и в 16 веке, причем о нем помнили дольше, чем об остальных нидерландских художниках, а потом наступили века забвения, Северный ренессанс надолго вышел из моды. Ханса вновь открыли в 19 веке, в эпоху романтизма, когда северные примитивы опять стали очень популярными.
Триптих «Воскресение Господне», 1490. Лувр
В первой половине 20 века по бедному Мемлингу, как я уже упоминала, с язвительной критикой прошлись Панофский и Фридлендер, но потом сразу несколько исследователей встали на его защиту. В том числе уважаемая мной д-р Вида Хулл, историк искусств, профессор Теннессийского университета, чьи лекции я с огромным удовольствием слушаю в «Ютьюбе».
Кстати, на сайте университета я нашла адрес Виды и написала ей письмо с восторгами и благодарностями, и она мне ответила! Написала, что ей это очень важно и приятно — знать, что ее работа небезразлична и полезна для кого-то на другом конце Земли.
«Вирсавия в купальне», 1485. Государственная галерея, Штутгарт
Так вот Вида посвятила Мемлингу целых три лекции и написала несколько научных работ. Наши с ней вкусы в отношении этого художника полностью совпадают, я тоже считаю, что его работы замечательные!
Стиль его одновременно схож с другими, но в чем-то и узнаваем.
1) Женщины (Богородица, в первую очередь) идеальные и неземные, нереально утонченные и немного абстрактные – за исключением портретов реальных людей, там попадаются и весьма «конкретные тети». Младенцы у Мемлинга вполне обыкновенные, земные такие и сносно упитанные, особенно по сравнению с «задохликами» ван дер Вейдена и «старичками» ван Эйка.
«Суета земная», триптих, центральная панель, 1485, Музей изящных искусств, Страстбург
2) Часто на заднем фоне портретов и религиозных картин присутствует изумительной красоты пейзаж, либо изображение замысловатых городских построек. Это обычно очень красиво, а иногда интереснее, чем происходящее на переднем плане.
3) Мемлинг очень внимателен к деталям, прорисовки у него тончайшие, даже далеко на заднем плане может быть изображена важная сцена, очень неплохо просматривающаяся даже на репродукциях. Некоторые его детали вообще сразу не рассмотришь, если бы Вида Хулл не «ткнула бы носом» во время своей лекции, сама я ни за что бы их не заметила. В следующем посте покажу.
Триптих семьи Морель, музей Гроннингем в Брюгге
Семью мы уже разбирали в «Портретах», интересна центральная часть с Христофором:
4) Довольно интересны и инновационные его многофигурные композиции. Самые известные – «Радости Марии» и «Страсти Христовы». В них он умудряется вполне гармонично «впихнуть» в одну картину массу библейских сюжетов в виде своеобразного комикса. В православной традиции такие житийные сцены обычно размещают в строгом геометрическом порядке в виде клейм, по периметру, это как дополнительная рамка, а Мемлинг вертит и крутит их, как ему заблагорассудится.
Давайте кое-что из его работ посмотрим, в самые крупные и важные его картины я разберу в следующем посте:
«Снятие с креста». 1475
Королевская капелла, Гранада.
«Страсти святого Себастьяна»
«Аллегория с Богородицей», 1480, 34Х38. Musee Jacquemart Andre, Париж
«Христос у столба», 1490, Барселона
«Поклонение волхвов». 1470. Прадо. Мадрид
Алтарь целиком:
Композиция смахивает все-таки на Рогира ван дер Вейдена, и Иосиф очень похож. Вот:
Рогир ван дер Вейден «Поклонение волхвов» («Алтарь Коломба»). 1458-59 Старая пинакотека, Мюнхен
Пока хватит. Хорошего всем дня!

LiveInternetLiveInternet

sunsan все записи автора

МЕМЛИНГ, Ганс (Memling, Hans)

Родился примерно в 1433 в местечке Залегенштадт, близ Майнца — умер в 1494 в Брюгге. Нидерландский живописец. Учился сначала на родине, в Германии (возможно, у Лохнера в Кёльне) с конца 1450-х в Нидерландах, по-видимому, у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Оставался там до смерти последнего. С 1466 работал в Брюгге (с 1467 член гильдии живописцев, с 1468 — самый авторитетный художник города).
В творчестве Мемлинга как бы синтезированы достижения его предшественников и современников, его зрелое искусство спокойно, гармонично, но не поражает феноменальными открытиями.
Чэтсуортский триптих (1468, Лондон, Национальная галерея) является примером ясного безмятежного стиля Мемлинга, который мало эволюционировал в течение четверти века. В центральной части триптиха изображена Мадонна, сидящая на троне в лоджии, вокруг нее – коленопреклоненные заказчики триптиха, ангелы и святые; боковые створки занимают одиночные фигуры святых. Известнейшее раннее произведение Мемлинга — монументальный трехстворчатый алтарь Страшный Суд, заказанный одним из представителей банкирского дома Медичи в Брюгге (1466—1473, Гданьск, Поморский музей).

Last Judgment Triptych (open), 1467-71, Muzeum Narodowe, Gdansk

Композиция в центральной части близка к аналогичному алтарному образу Рогира ван дер Вейдена, созданному 20 годами ранее, но более многолюдна; обнаженные тела грешников и праведников трактованы с большей пластической свободой, общее настроение сцены менее драматично.
А вот как выглядит триптих с закрытыми створками

Last Judgment Triptych (closed), 1467-71, Muzeum Narodowe, Gdansk

Композиция Страсти Христовы (1470, Турин, галерея Сабауда) представляет собой детальное и тщательно разработанное художественное повествование.

Страсти Христовы 1470-1471. Galleria Sabauda, Turin

Все сцены развертываются в средневековом городе. Даже такой драматичный сюжет, как Мученичество св. Себастьяна (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), мастер превращает в ясный и безмятежный образ.

The Martyrdom of St Sebastian, c.1475, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Brussels

В дальнейшем творчестве мастера преобладают алтарные образы на Богородичную тему. Эти произведения оказались наиболее созвучными его дарованию. Мария с Младенцем в окружении ангелов и святых дев представлена и в Обручении св. Екатерины (1479, Брюгге, Музей Мемлинга), и в Триптихе Донна (ок. 1477—1480, Лондон, Нац. галерея), и в Алтаре Св. Иоаннов (Вена, Музей истории искусства). Для этих работ характерны радостные переклички чистых, звонких красок, среди которых доминируют алые; глубинное пространство, построенное уже по всем законам перспективы, уравновешенная симметричная композиция; грациозные удлиненные фигуры с замедленными плавными движениями.

The Mystic Marriage of St Catherine, 1479-80, Metropolitan Museum of Art, New York
The Donne Triptych, c.1475, National Gallery, London
Мистическое обручение Святой Екатерины (Алтарь св Иоаннов). Левая часть. 1479
Мистическое обручение Святой Екатерины (Алтарь св Иоаннов). Центральная часть. 1479

Мистическое обручение Святой Екатерины (Алтарь св Иоаннов). Правая часть. 1479

Поздние алтари Мемлинга построены по образцу работ Рогира ван дер Вейдена и его собственных более ранних произведений. В Поклонении волхвов (ок. 1470, Мадрид, Прадо) использованы мотивы рогировского Алтаря Колумба, а Мистическое обручение св. Екатерины (1479), выполненное для госпиталя св. Иоанна в Брюгге, представляет собой более утонченный вариант композиции раннего алтаря Мемлинга Мадонна со святыми (Лондон, Национальная галерея).

Ганс Мемлинг. Поклонение волхвов. Ок. 1470. Мадрид, Прадо

Видна определенная перекличка с произведением Рогира ван дер Вейдена на тот же сюжет — центральной частью Алтаря Святой Коломбы, однако есть и существенная разница: все действующие лица у Мемлинга словно замерли в своих нарочито демонстративных позах. В коленопреклоненном старце, благоговейно целующем ножку Младенца, исследователи видят Карла Смелого, в картине Рогира представленного в экспрессивном и остром ракурсе. Интересно заметить, что, пожалуй, впервые в истории нидерландской живописи одним из волхвов здесь оказывается негр. Его парчовое одеяние с белым подбоем эффектно контрастирует с черным цветом кожи.
Порой ощущается знакомство художника с итальянским искусством (Алтарь Св. Иоаннов; Мария с Младенцем на троне, Флоренция, галерея Уффици.

Мадонна на троне с младенцем и двумя ангелами, Галерея Уффици, 1490-91
В последний период творчества все более обнаруживается склонность Мемлинга к обстоятельно-повествовательным решениям. Так, в композиции Семь радостей Девы Марии (1480, Мюнхен, Старая пинакотека) мастер развертывает в обширном горизонтальном пространстве, включающем и сельскую природу, и городские сооружения, множество эпизодов из жизни Девы Марии и Христа. Каждое событие искусно размещено в отдельной ячейке, отчлененной одна от другой то стенами построек, то холмами и скалами. Художник проявляет замечательное мастерство миниатюриста, трактуя сцены, расположенные на дальнем плане, с такой же тщательностью и детализацией, что и первоплановые. (Это полотно было написано по заказу Петера Бейтлинка и его жены для алтаря в церкви Богоматери (Фрауенкирхе) в Брюгге. Около 1780 года полотно было подарено австрийскому губернатору Брабанта, позднее семье Боарне, потом мистеру Бирону в Лакене, 1813 попало в коллекцию Боссери. Куплено Людвигом I.).
Hans_Memling_Семь радостей Марии,1480, Старая пинакотека, Мюнхен
Эта особенность таланта Мемлинга наиболее ярко сказалась в живописи Раки Св. Урсулы (1489, Брюгге, Музей Мемлинга). Небольшой дубовый ларец в виде готической капеллы украшен по сторонам несколькими композициями, повествующими о жизни и мученической кончине святой. Маленькие по размеру сценки выполнены поистине с ювелирной тонкостью. Шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее мученическом конце.
Следуя легенде, художник представляет св. Урсулу в окружении ногочисленных девушек, изящно-стройные фигурки которых оживляют своим присутствием то стены каменных зданий, то палубу парусных кораблей, составляя звучный красочный акцент каждого эпизода. Это изящное и наивно-прямодушное повествование является квинтэссенцией искусства Мемлинга.

St Ursula Shrine, 1489, Memlingmuseum, Sint-Janshospitaal, Bruges
St Ursula Shrine, St Ursula anad the Holy Virgins, 1489, Memlingmuseum, Sint-Janshospitaal, Bruges
St Ursula Shrine, Arrival in Rome (scene 3), 1489, Memlingmuseum, Sint-Janshospitaal, Bruges
Мемлинг писал и портреты, в том числе в виде диптихов-складней, на одной створке которого изображалась Мадонна, на другой — заказчик. Самый знаменитый из них Диптих Мартина ван Ньювенхове (1487, Брюгге, Музей Мемлинга).
Diptych of Maarten Nieuwenhove, 1487, Memlingmuseum, Sint-Janshospitaal, Bruges
И здесь, и в других портретах модель передана с исключительной натурной достоверностью, но несколько прозаично. Художника в первую очередь интересует облик заказчика, его человеческая сущность, а не благочестивый духовный порыв.
Лит.: Герман М. Мемлинг. Л., 1983; Gorti M. L’opera completa di Memling. Milano, 1969; Friedländer M. J. Hans Memling and Gerard David. Leyden; Brussels, 1971. При подготовке материала были использованы следующие материалы: