Где в Библии?

Библия

См. раздел БИБЛИЯ

  • Текст Библии
  • Писание Священное Библейская энциклопедия
  • Что такое Библия? С. Головин
  • Что такое Библия? еп. Александр (Милеант)
  • Что такое Священное Писание? прот. Алексий Князев
  • О Библии и библейcком учении прот. Михаил Дронов
  • Есть ли в Библии ошибки?
  • Жестокость в Ветхом Завете
  • Я верю не святым или церкви, а только Слову Божьему – Библии
  • Таблицы, схемы, пособия о Библии
  • Библия
  • Библия

Би́блия (от греч. βιβλία – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый канон книг совершено Церковью и для Церкви.

Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке св. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.

Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин «Писание» (пишется обязательно с заглавной буквы) или же «Священное Писание» (подразумевая, что оно является частью Священного Предания Церкви, понимаемого в широком смысле).

Состав Библии

Библия (Священное Писание) = Ветхий Завет + Новый Завет.
См. Все книги Библии.

Новый Завет = Евангелие (по Матфею, Марку, Луке и Иоанну) + Послания св. Апостолов + Апокалипсис.
См. Состав книг Нового Завета.

Книги Ветхого и Нового Завета условно можно подразделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие.
См. схемы: Ветхозаветные канонические книги и Новозаветные канонические книги.

Главная тема Библии

Библия – книга религиозная. Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением.

Богодухновенность Библии

Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. (2Тим.3:16)

Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы Библии принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию).

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов.

Св. Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Священное Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания.

Правильное понимание и толкование Библии

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2Пет.1:20,21)

Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга Церкви. По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Церковь не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

Обратим внимание, даже апостолы, которые долгое время следовали за Христом и слушали Его наставления, не смогли сами, без Его помощи, христоцентрично уразуметь Св. Писание (Лук.24:44-45).

Святитель Иоанн Златоуст: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом». (Беседы на Евангелие от Матфея).

Как относится к тому, про что не сказано в Библии

Священное Писание — часть Священного Предания Церкви. Важнейшая, но всё же часть. В Предании Церкви есть и то, что не упоминается в Священном Писании. Об этом пишет святитель Василий Великий в послании «О Святом Духе» к Амфилохию:

«Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например, (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению Таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду Крещения, и елей Помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?» (гл. 27).

Итак, для истинных христиан аргумент «только то, что в Писании» (Sola Scriptura), очевидно, несостоятелен. Тем более и сами протестанты, выдвинувшие его, не смогли оправдать своих слов, подменив настоящее Церковное Предание множеством собственных «преданий».

Время написания

Библейские книги написаны в разное время на протяжении около 1,5 тысяч лет – до Рождества Христова и после Его Рождения. Первые называются книгами Ветхого Завета, а вторые – книгами Нового Завета.

Библия состоит из 77 книг; 50 содержится в Ветхом Завете и 27 – в Новом.
11 неканонических книг (Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги) не являются богодухновенными и не входят в канон Священного Писания Ветхого Завета.

Язык написания Библии

Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке (за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке), Новый Завет – на александрийском диалекте древнегреческого языка – койнэ.

Первоначально библейские книги были написаны на пергаменте или на папирусе заостренной тростниковой палочкой и чернилами. Свиток имел вид длинной ленты и накручивался на древко.
Текст в древних свитках был написан большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные.

Библейский канон

Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические (богодухновенные) книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э.

Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364г. и Карфагенском Соборе 397г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.

В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.

Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393г. и Карфагенском Соборе 397 г.

История деления Библии на главы и стихи

Деление слов в Библии ввел в 5-м веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. А в 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.

Классификация книг Библии

Библейские книги Ветхого и Нового Заветов условно подразделяются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.

Переводы Библии

Греческий перевод семидесяти толковников – Септуагинта – был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти.

Латинский перевод — Вульгата — был обнародован в 384 году блаженным Иеронимом. С 382 г. блаженный Иероним Стридонский переводил Библию с греческого на латинский; в начале работы он пользовался греческой Септуагиптой, но вскоре перешел на использование непосредственно еврейского текста. Этот перевод стал известен как Вульгата – Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). Тридентский собор в 1546 г. утвердил перевод св. Иеронима, и он вошёл во всеобщее употребление на Западе.

Славянский перевод Библии сделан по тексту Септуагинты святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине 9-го века по Р. Х., во время их апостольских трудов в славянских землях.

Остромирово Евангелие – первая полностью сохранившаяся славянская рукописная книга (середина XI века).

Геннадиевская Библия – первая полная рукописная русская Библия. Составлена в 1499 году под руководством Новгородского архиеп. Геннадия (до того времени библейские тексты были разрозненны и существовали в различного рода сборниках).

Острожская Библия – первая полная печатная русская Библия. Её издал в 1580 г. по приказу князя Конс. Острожского, первопечатник Иван Федоров в Остроге (вотчине князя). Этой Библией до сих пор пользуются старообрядцы.

Елисаветинская Библия – церковнославянский перевод, использующийся в богослужебной практике церкви. В конце 1712 г. Пётр I издал указ о подготовке к изданию исправленной Библии, однако закончена эта работа была уже при Елизавете в 1751 г.

Синодальный перевод – первый полный русский текст Библии. Осуществлён по инициативе Александра I и под руководством свт. Филарета (Дроздова). Выходил частями с 1817 по 1876, когда вышел в свет полный русский текст Библии.
Елизаветинская Библия целиком вышла из Септуагинты. Синодальный же перевод Ветхого Завета сделан с масоретского текста, но с учётом Септуагинты (выделено в тексте в квадратных скобках).

Этапы формального изучения Св. Писания

Текстология – занимается исследованием лингвистических и стилистических особенностей библейского текста, стремится уточнить редакцию оригинального текста.

Исагогика (от греч. εἰσαγωγή «введение») — занимается историко-филологическим исследованием Библии, изучает состояние, степень сохранности текста, его язык, определяет авторство и время составления книг, их литературный жанр, обстоятельства их написания и общий исторический фон.

Экзегетика (от греч. ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — занимается толкованием отдельных элементов библейского текста, обусловленных особенностями авторского языка, авторской терминологией, описываемыми в тексте историческими, политическими, культурными и бытовыми реалиями, наконец, психологической мотивацией и богословскими воззрениями авторов.

Герменевтика (от греч. ἡρμηνεύω — «толкую, перевожу») — выявляет богословское сущностное толкование текста, обобщает данные экзегетики, занимается выработкой методологии библейского толкования.

Некоторые факты

***

См. КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ, БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА, ТОЛКОВАНИЯ

Финикийцы — древние торговцы-мореплаватели считаются одним из очагов человеческой цивилизации на нашей планете. Их города и колонии были одними из первых населенных пунктов на земле. И Библ, или Библос с греческого, был одним из главных городов Финикии. Название города отождествляется с понятиями бумаги и Библии, так как именно Библ практически монопольно торговал египетским папирусом, ставшим первой бумагой человечества. Ныне это город Джейбель в центре Ливана, но тут до сих пор сохранились руины античного Библа.

Финикийский город (хотя само понятие Финикия появилось только начиная с XII века до н.э., но мы будем именовать всех корреных жителей этой местности финикийцами, хотя правильнее их называть ханаанцами) появился в этом месте около 6000 лет назад, хотя было поселение и намного раньше. Перед холмом, на котором был построен город и который финикийцы обнесли стеной, шла береговая линия с двумя удобными для кораблей бухтами. Вокруг плодородная равнина, а сзади горы с непроходимыми лесами из ливанского кедра — место хорошо было защищено со всех сторон. В центре города находились два храма главным богам, от них лучами исходили улицы с жилыми домами. Несколько веков спустя жители Библа налаживают торговые контакты с Древним Египтом и начинают поставлять туда свой лес, а также некоторые другие товары, в частности металлы. Этим объясняется большое количество египетских находок в городе. По легенде именно здесь Исида обнаружила тело Осириса, которого разделили на несколько частей и спрятали в разных концах мира. Однако в конце Древнего царства (конец III тысячелетия до нашей эры) в Египте наступает упадок и торговля с Библом останавливается. На смену египетским торговым партнерам приходит Месопотамия, хотя тамошние государства не только торгуют с финикийцами, но и подчиняют их.
Однако вскоре на эти земли вторгается кочевое племя амореев, которое разрушает многие античные центры в регионе, пожару придается и Библ. Но вскоре, в начале II тысячелетия, город восстанавливают сами амореи, и Библ потихоньку возвращает свои былые торговые связи. Правда, Египет уже рассматривает финикийское побережье Средиземного моря как свою колонию. В 1200 годы, в ходе Великого переселения народов, в эти земли прибывают, так называемые «Народы моря», которые и формируют финикийскую нацию. В начале I тысячелетия до н.э. Египет уступает этот регион Ассирии, которой жители Библа начинают платить дань. В VI веке город переходит к персам, во главе с Киром Великим. Затем в 333 году до нашей эры эти земли заняли македонцы Александра Великого, после его смерти побережье отошло Птолемию, а затем вошло в державу Селевкидов. В 64 году Библ стал частью завоеваний Рима, а его последнего правителя казнил полководец Гней Помпей. Во времена владычества Рима значение Библа сильно упало, это был обычный небольшой город — один из центров культа Адониса (любовника Афродиты). В 551 году город сильно пострадал от землетрясения. После арабского завоевания в VII веке о городе ничего не было известно, пока в XII веке здесь не появились крестоносцы, которые построили свою крепость, давшую название всему поселению — Гибелет. После европейцев и арабов город с арабским названием Джейбель стал частью Османской империи.

План Древнего Библа
Руины античного периода нужно искать в центре Старого города сразу за морским портом города. В центре археологической зоны возвышается замок крестоносцев, о котором я уже рассказывал. Цена билета здесь — 8000 ливанских фунтов, то есть, 5.5 долларов. Также нужно отметить, что руины Библа — самое древнее, что осталось от финикийцев в Ливане. Сидон, Тир и Баальбек сохранили только греко-римские руины конца I тысячелетия до н.э. — начала I тысячелетия нашей эры, хотя в Сидоне нет и этого. Храм Эшмуна всего лишь VI век до н.э. В Батруне, что севернее Библа, есть финикийская стена и пара более поздних развалин. И только в Библе сохранились объекты, которым 4-5 тысяч лет, то есть, в два раза старше всего вышеназванного. Более того, большая часть из того, что вы увидите — старше пирамид. Но в остальном Библ — это смешение разных эпох.

Реконструкция внешнего вида Библа
Начнем мы обход развалин города: справа от входа на территорию, здесь находятся хорошо просматриваемые укрепления, а точнее северные стены города

Рельсы между стенами — узкоколейка археологов
За стенами находится северный городской квартал, здесь, в основном, двухкомнатные дома. Все это ранний Бронзовый век — начало III тысячелетие до нашей эры

Северный квартал и ряд стен
Первые стены здесь появились около 2900 года до нашей эры, в 2700 году их немного перестроили. Во первой половине II тесячелетия до н.э. еще одну линию укреплений возвели амореи, а точнее уже гексосы

Схема Северного квартала со стенами

Реконструкция квартала

Жилые дома Северного квартала. Ранее в этом месте были небольшие ворота, но потом их переместили дальше
Южнее жилого квартала находился главный храм города в честь богини Баалат Гебал. Это финикийский вариант Астарты/Иштар/Афродиты/Венус. Она считалась покровительницей города. Храм построен в начале III тысячелетия до н.э. и просуществовал до римского периода, хотя в XXIII-XXI вв. до н.э. он, как и многие другие постройки в городе были уничтожен огнем. Египтяне также молились в этом храме, так как для них Баалат Гебал была египетской Хатхор. В храме были найдены алебастровые вазы — подарок родоначальника II династии фараонов — Хотепсехемуи. Кроме того, в храме был обнаружен древнеегипетский иероглиф с изображением Хатхор. Во времена Рима храм был перестроен.
На переднем плане финикийский храм Баалат Гебал
Руины храма
Реконструкция храма
Руины храма
Однако мы вернемся к северной стене и пройдемся вдоль нее. Здесь можно увидеть единственный в Библосе объект, относящийся к эллинистическому периоду, то есть, ко времени Александра Македонского и его военачальников, вплоть до завоевания региона римлянами
Стены города первой половины II тысячелетия
Этот объект — это некая квадратная площадка с выходящей за стены желобом
Желоб
Далее в северо-западной части города можно увидеть лестницу, а точнее вход в город. Это были ворота со стороны порта, относящиеся к финикийскому периоду
Лестница-вход в город
Рядом с северо-западными воротами находился королевский некрополь финикийского периода, но более позднего времени — 3-4 тысяч лет назад. Некрополь весьма необычный, так как представлен шахтными гробницами. В земле пробивалась прямоугольная шахта 9-12 метров в глубину, на дне которой в нише стоял саркофаг. Затем шахту засыпали.
Шахтная гробница I и II были соединены друг с другом туннелем. Принадлежали правителям Библа — Аби Чему и его сыну Ип Чему Аби, которые представляли XII Египетскую династию (1900-1880 гг до н.э.)
Справа в дыре еще одна гробнице другого периода
Саркофаг на дне шахты. Вокруг него лежали амфоры, украшения, оружие, предметы культа. В данном случае лежал еще подарок от египетского фараона.
Дно шахты
Стены шахты
В этом районе можно найти 9 подобных шахт, а также несколько саркофагов. Часть были обчищены давным-давно, а часть сохранила свои сокровища. На одном из саркофагов, принадлежащих царю Ахираму была высечена надпись на финикийской языке, ставшим одним из первых свидетельств его существования в то время. До этого местные жители использовали египетские иерогливы и аккадскую клинопись.
К королевскому некрополю примыкает часть города, относящаяся к самому позднему — римскому времени. Этот период представлен небольшим театром, а также улицей колонн
Римский театр
Театр в Библе был построен около 218 года н.э., но изначально он находился между городской стеной и храмами L-образной формы и Храма обелисков, к которым мы еще подойдем, сюда его перенесли уже археологи. Обычно размер театра отражал размер города. По театру видно, что жителей в Библе в то время было немного. Правда, сохранившаяся часть — всего 1/5 от реальной. В центре на песке перед сценой находилась еще мозаика с изображение бога виноделия — Бахуса, которая сейчас находится в Национальном музее в Бейруте
За театром проходила улица колонн, которая вела с храму Баалат Гебал. Колонны были сделаны из египетского гранита
Улица колонн
С холма улицы колонн открывается отличный вид на замок крестоносцев, а также Северный квартал перед ним
Далее мы проследуем к музею Библа, здание которого было построена в период Османской империи. Рядом с музеем, который давно не работает, находится самая древняя часть Библа — жилой квартал, в котором жили люди еще до Бронзового века, то есть, в Медный и Каменный века. Этим строением от 6 до 7 тысяч лет
Вид на самую старую часть города
По пути к зданию музея вы увидите еще множество руин раннего Бронзового века (начало III тысячелетия до н.э.), тут размещался квартал периода амореев (конец III — начало II тысячелетия до н.э.).
Вид на источник, к которому мы еще подойдем. Перед ним находился храм, окруженный овальной стеной
Старый музей Библа (нового — нет, все, что имелось, отнесли в крепость)
План местности вокруг музея, всем этим постройкам более 6 тысяч лет
Вид на доисторический квартал
В этой части города были найдены дома разных дофиникийских эпох с погребальными урнами, оружием, украшениями и рыболовными снастями. Дома представляли из себя небольшие хижины с щебнем на полу, некоторые из них использовались как храмы
Развалины до финикийской стены и есть доисторический квартал
К зданию музея слева примыкает резиденция и храм в виде башни, все это ранний финикийский период (III — II тысячелетие до н.э.)
Храм и дворец
Храм представлял из себя лестницу, которая вела в башню. Первой ступенью лестницы были каменные якоря, которые моряки отдавали в качестве подношения.
У стены башни лежат камни с дырками — это якоря финикийских кораблей
Стены башенного храма, между которыми текла канализация
В резиденции был длинный холл и по три комнаты с обеих сторон. Потолок поддерживали деревянные колонны (около 115) на каменных основаниях. Это единственное подобное здании в городе. Археологи считают, что это был особняк кого-то из элиты города, хотя, возможно, помещение рынка или кладовые
Резиденция, холл и правое крыло
Рядом с резиденцией находится еще один очень необычный объект — источник, который являлся центром поселения, начиная с Каменного века. Его глубина составляла 19-22 метра. В конце III начале II тысячелетия вокруг источника было построено несколько храмов, в частности, главных храм Баалат Гебел. По легенде, которую рассказал Плутарх, именно в районе источника слуги правителя Библа встретили Исиду, искавшую тело Осириса. Они показали ей его, и она даровала городу этот источник.
По сути это карьер со спускающейся вниз лестницей и спиральной дорогой. Сюда приходили жители черпать воду
Дно источника
Рядом с источником еще одно доисторическое здание, а точнее небольшой квартал конца IV тысячелетия до нашей эры (3200-3000, старше пирамид), который располагался на платформе
Доисторический квартал
Реконструкция строений
К комплексу зданий ведет небольшая лесенка, наверху можно разглядеть основания зданий и очень узкие улицы между ними
Следующий объект на нашем пути находится на востоке города за замком, это еще один вход в финикийский город. Построен он около 2700 года до н.э. и представлял из себя коридор 18 на 4.8 метров между двумя каменными насыпями, с двумя массивными деревянными воротами, по обе стороны коридора находились лестницы. Около 2100 года эти ворота были уничтожены и на стенах есть следы огня, мы знаем, что в этот период в Библ пришли захватчики-амореи.
Восточный вход в город — дорога между стен в центре фотографии
Напротив входа в город друг за другом два храма — «L-образный» храм и Храм обелисков. Все это финикийская архитектура
L- образный храм, а вдалеке Храм обелисков. На переднем плане трапеция из белого камня — это очертания священного бассейна
L-образный храм храм был построен в III тысячелетии до н.э. и является старейшим в городе. Кому здесь поклонялись — неизвестно. Проходя по лестнице через ворота, входящий попадал во внутренний двор, слева был проход для священников в три священные комнаты. В здании напротив входа были три комнаты, где археологи нашли небольшие ниши для воды, скамейки, украшения, различные поделки и оружие. Следом за комнатам находилась ещё череда комнат, возможно, там жили священники. Кроме того, к комплексу примыкало еще одно здание на платформе, также место для молитв. В конце III тысячелетия огонь уничтожил этот храм и несколько веков спустя на его месте был построен Храм обелисков. Археологи перенесли Храм обелисков чуть дальше, чтобы открыть данный храм.
L-образный храм
Помещения L-образного храма. Слева те самые 3 священные комнаты
Святилище храма
Колодец в одном из внутренних дворов храма
Далее следует Храм обелисков, назван он так из-за большого количество обелисков перед ним. Второй похожий храм я видел в Древней Петре в Иордании (500 км южнее). Построен первый был около XXI века до н.э, как уже было сказано, на месте L-образного храма, поэтому часть элементов у обоих храмов совпадает. Храм обелисков был окружен стеной, во дворе и находились многочисленные обелиски, используемые для жертвоприношений, также там находился небольшой бассейн, и было зарыто множество подношений (оружие, фигурки людей и животных). Вход по лестнице осуществлялся сначала в двухкомнатное здание, во второй комнате находилось святилище, где на пьедестале стояло божество. По одному из обелисков исследователи определи, что храм мог быть посвящен Решефу — богу войны и первозданной природы
Угол Храма обелисков
Вход в храм
Совсем рядом с Храмом обелисков находится объект последней эпохи, которую мы увидим в Библе — это крепость персов, построенная в IV веке до нашей эры. Она встроена в финикийскую стену, но сама по себе гораздо монументальнее. Эта крепость, по сути, являлась укрепленным входом в города, только с новыми стенами и башнями. Справа от крепости над финикийской стеной было построено высокое основание, называемое подиумом, на котором отчетливо виды остатки какого-то храма. Подиум здесь очень напоминает тот, что был в столице Персии — Персеполе, только не такой большой.
Вид на стены крепости персов
Основание подиума, напротив Храма обелисков
Еще одни саркофаги неизвестного периода
Стены крепости
Здесь отчетливо видны небольшие башни
Можно заместить, что камни в нижней части башни как-то слишком сильно выпирают — на самом деле раньше здесь были головы львов, но 2.5 тысячи лет сделали свое дело и львиные мордочки стерлись. Последнюю целую мордочку можно было увидеть на входе в крепость
Внутренний двор крепости
Вход в город между стен крепости (прямо-справа)
Тем временем мы обошли замок крестоносцев по кругу и пришли к последнему объекту, находящемуся у его стен — римскому фонтану-нимфеону, от которого осталось только гранитное основание. Он был построен во II веке нашей эры, в нишах стояли статуи нимф и богини здоровья — Гигиея. Перед фонтаном был большой бассейн с водой
Нимфеон (основание), слева от которого был римско-византийский квартал
Вид на Нимфеон, современная дорога и сейчас частично проходит по тому месту, где раньше была римская дорога
Кроме того, от древнего города остался старый морской порт, который хорошо видел с холма, но о нем, как и о самом современном Джейбеле, я расскажу отдельно.
Если вам повезет когда-нибудь попасть в эти края, то рекомендую остановиться в старой гавани в небольшом отельчике — Pepe’s Byblos Fishing Club, он усилит ваши впечатления от древнего Библоса.

Библия в кратком изложении…

публикуется без предварительного согласования автора.
будет удалено по первому его требованию.
Бог создал человека по своему образу и подобию, соответственно, сделал его свободным в выборе. Из-за этого, собственно, и весь трабл — носится с нами, как курица с яйцом )))
На первом этапе народ, произошедший от Адама и Евы, забыл Господа, потерял духовные ценности, заболел мирскими пороками, поклонился золотому тельцу (где-то тут улыбается лукавый, лжец и отец лжи) и Господь подумывал даже в отчаянии уничтожить мир, который он создал, но увидел праведного Ноя и его семейство, после чего Сам (!) покаялся на счет своих мыслей и на будущее дал как бы зарок так не делать (отсюда пляшет Его приход в конце света, страшный суд, спасение истинно верующих через взятие их с собой в новый мир, книга Апокалипсис).
Он виделся с Ноем и наказал строить ему ковчег, что Ной и делал много лет среди погрязшего в пороках общество, которое насмехалось над ним, хотя бы из-за того, что Ной строил свой ковчег даже не имея рядом речки :).
Потом Потоп, от сыновей Ноя пошел род людской, который в который раз забыл Бога, погряз в пороках, поклонился мамоне (где-то тут улыбается лукавый, лжец и отец лжи), после чего Господ решил опереться на определенный народ, который будет примером всем, божий народ.
Народ этот произошел от сына Ноя Сима, и объединяет в настоящее время группу семитских народов (израильтян и палестинцев, например). Этим народом оказались евреи, он шлет им пророков, вызволяет из плена в Египте, Моисей их водит по пустыне 40 лет, в течение которых сменилось поколение рабов на свободных (только 2 из 600 (?) мужчин, включая Моисея, побывавших в плену, вышли к горе Синай). На ней Бог дал Моисею первые законы (Ветхий Завет).
При такой помощи исключительно религиозный и нравственно чистый народ (по тем понятиям :)) расселяется и становится могучим. Но потом все повторилось: Бог забыт, утеряны духовные ценности, поклонение золотому тельцу, мирские пороки и т.д., в связи с чем к божьему народу началась череда пророков от Бога с предостережениями. К одним прислушивались и возвращались к истинной вере и ценностям, других побивали камнями — короче, ситуация нестабильная, которая в итоге окончательно перешла в хреновую — полное поклонение золотому тельцу, ростовщичество, торговля в храмах и прочие пороки.
Пророки к тому времени уже предвещали приход мессии (Христа). Видя, что второй план не удался Бог сам приходит на землю в виде человека.
На этом Ветхий завет заканчивается.
Он начинает пророчествовать, увещевать, разгоняет торговцев с Храма, совершает чудеса, не скрывает о цели своей миссии, прямо говорит, что будет распят и воскреснет на третий день. В итоге не был признан верхушкой жрецов иудеев в качестве мессии, которого они, кстати, очень ждали — но не похож был сын плотника на мессию, ждали то ЦАРЯ, который освободит от власти Рима и возвеличит народ как в прошлые века) и с помощью интриг представлен как персона, угрожающая власти Цезаря (Израилем уже правил Рим, что кстати, было одной из кар за отречение).
В итоге избит, унижен, распят, убит. Несмотря на все сделанные предосторожности власти (завал грабницы валунами, опечатывание, суточная охрана) на третий день ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! и в доказательство появлялся многим во многих местах.
При самом массовом появлении присутствовало около 500 чел. С этого момента начинается Новый Завет, новые заповеди, иудеи перестают быть избранным народом, а божьим народом объявляются все истинно (не ортопраксия, а ортодоксия) верующие (от этого идет то, что христиане есть единый божий народ без оглядки на национальность).
Начинается массовый переход иудеев в христианство, последователи становятся Апостолами и начинают нести благую весть. Только Один из Апостолов умер своей смертью. Приход в мир новых духовных ценностей обозначил конец Римской империи того периода, которая в период агонии 250-300 лет душила христиан неимоверным способом, но дух сломить не смогла.
(Потапов В.В.)

Библейские сокращения

Библейские сокращения

Единого списка сокращённых названий книг Библии не существует, хотя многие списки сокращений по большей части могут совпадать. При написании ссылки на текст Библии, вначале указывается сокращённое название книги, затем номер главы и номера стихов.

Ссылка на Библию обычно выглядит следующим образом:

Сокращения названий

Сокращения могут включать в себя только собственно название книги, или также и тип книги. Сокращения могут быть сделаны как путем урезания слова, так и путем выбора основных звуков.

Ниже перечислены принятые сокращения названий книг Библии (расположены в порядке их нахождения в Библии):

Канонические книги

Ветхий Завет или ТаНаХ

Тора или Пятикнижие Моисеево
  • Быт. — Книга Бытие
  • Исх. — Книга Исход
  • Лев. — Книга Левит
  • Чис. (Числ.) — Книга Числа
  • Втор. — Второзаконие
Остальные книги

Второканонические книги

  • 1Макк. — Первая книга Маккавейская
  • 2Макк. — Вторая книга Маккавейская
  • 3Макк. — Третья книга Маккавейская
  • Вар. — Книга пророка Варуха
  • 2Езд. — Вторая книга Ездры
  • 3Езд. — Третья книга Ездры
  • Иудифь. — Книга Иудифи
  • ПослИер. (Посл.Иер.) — Послание Иеремии
  • Прем. (ПремСол., Премудрости.) — Книга Премудрости Соломона
  • Сирах. (Сир.) — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
  • Тов. (Товит.) — Книга Товита

Новый Завет

Евангелия

  • Мф. (Мат.) — Евангелие от Матфея
  • Мк. (Мр.) — Евангелие от Марка
  • Лк. (Лук.) — Евангелие от Луки
  • Ин. (Иоан.) — Евангелие от Иоанна

Соборные послания апостолов и их деятельность

  • Деян. — Деяния святых Апостолов

Послания апостола Павла

  • Рим. — Послание к Римлянам
  • 1Кор. — Первое послание к Коринфянам
  • 2Кор. — Второе послание к Коринфянам
  • Гал. — Послание к Галатам
  • Еф. (Ефес.) — Послание к Ефесянам
  • Фил. (Флп., Филип.) — Послание к Филиппийцам
  • Кол. — Послание к Колоссянам
  • 1Фес. (1Сол.) — Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам)
  • 2Фес. (2Сол.) — Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам)
  • 1Тим. — Первое послание к Тимофею
  • 2Тим. — Второе послание к Тимофею
  • Тит. — Послание к Титу
  • Флм. (Филим.) — Послание к Филимону
  • Евр. — Послание к Евреям
  • Откр. (Апок.) — Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)

Различия между разными изданиями Библии

Некоторые книги имеют разное название в разных изданиях Библии. Так, первые две книги Царств в некоторых изданиях представлены как первые две книги Самуила, а третья и четвертая книги царств в тех же изданиях представлены как первая и вторая книги Царей. При сокращении различия между названиями «Царств» и «Царей» исчезают, поэтому различают их по нумерации — арабской (для книг Царств) или римской (для книг Царей).

Подобные различия есть не только в названии книг, но и в нумерации глав и стихов. Многим известны разночтения в нумерации глав Псалтиря, но далеко не все знают, что нумерация может не совпадать и в других книгах Библии. В одном месте даже целая часть главы перемещена в другую главу.

Указание места в книге

В старых изданиях было принято обозначать номера глав римскими цифрами, а номера стихов арабскими. Ввиду того, что римские числительные громоздки и уже не всем понятны, особенно когда число превышает 20 или 40, сейчас все числовые ссылки производятся арабскими цифрами. При этом уже давно наметилась определенная стандартизация в разделении глав и стихов в написании. Различаются западное и восточное написание. В русских текстах обычно преобладает восточное написание, хотя некоторые старые или изданные за рубежом тексты могут использовать западное написание ссылок.

  • Западный стандарт после номера главы ставит запятую и разделяет последовательные номера стихов точками. Например, Псал 118,2.5—7.9 означает ссылку на сто восемнадцатый псалом и стихи второй, пятый по седьмой и девятый.
  • Восточный стандарт ставит после номера главы двоеточие, а номера стихов разделяет запятыми. Тот же пример в восточном написании будет выглядеть как Псал. 118:2,5—7,9.

Следует отметить, что восточный стандарт чаще ставит точку в сокращении названия книги, в то время, как западный стандарт чаще упускает эту точку.

  • Обычно несколько ссылок разделяются точкой с запятой; Если ссылки приводятся из одной и той же книги, то при повторении название книги не приводится. Например, Псал 58:2; 118:5 означает ссылки на два текста в разных главах Псалтиря, хотя можно было бы написать и Псал 58:2; Псал 118:5.
  • При перечне последовательных стихов первый и последний номер в перечне разделяются тире (без пробелов), например Псал 118:3—5. При этом, если последовательность состоит только из двух стихов, то используется не тире, а запятая: Псал 118:3,4.
  • Иногда бывает необходимо указать последовательность стихов, которая начинается в одной главе, а заканчивается в другой. В таком случае используется тире с пробелами. Например, Псал 69:2 — 70:5 означает отрывок текста, начинающийся вторым стихом шестьдесят девятого псалма и заканчивающийся пятым стихом семидесятого псалма.
  • В ссылке после названия книги нет пробелов после знаков препинания.
  • Если нужно указать только последовательность глав без стихов, также используется тире или запятая с пробелом: Псал 46, 48, 50 — 60, 63. Здесь пробел после запятой нужен для того, чтобы это написание не спутать с западным написанием, где глава и стих разделяются запятой; так, Псал 4,6 в западном написании не то же самое, что Псал 4, 6 в восточном написании, так как в первом случае указан шестой стих четвёртого псалма, а во втором случае названы четвёртая и шестая главы Псалтиря.

Ссылки

  • Сокращения Библии
  • Библия on-line