Главный светильник в церкви

Определение и символизм

Паникадило – это большая люстра со свечами или лампадами. Своё начало церковные светильники берут с глубокой древности, во времена возникновения христианства. Тогда храмы освещались при помощи тусклого света лампад или примитивных подсвечников. Со временем их форма становилась все сложнее, одновременно приобретался особый символический смысл. Таким образом, появилось паникадило, которое является ключевым церковным светильником, что служит символом Божественного света.
Естественный свет в современных храмах почти отсутствует. Фактически церковь находится в полумраке, который можно разогнать исключительно при помощи свечей, что разжигаются в период проведения богослужений. Как сказано в Священном Писании: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Здесь заключен смысл о том, что в жизни свет дарит только вера в Господа. Как правило, по воскресеньям в церкви зажигают все светильники, а также паникадило, что служит символом света Божьего, сияющего для праведников. Паникадило символически отождествляют с Небесной церковью, тогда как, большое количество свечей означает верующих людей, которых осенила благость Святого Духа.

Материал и декорирование

В ранние времена люстры делали из меди, железа, серебра, олова. При этом металлический обруч изделия служил опорой для восковых свечей. Люстра в церкви была одноярусной (многоярусной). Современное паникадило выступает в качестве роскошного многоярусного светильника. Строгих ограничений в отношении количества ярусов нет, потому как, нет определенного количества чинов небесных существ, чью иерархию отображают ярусные кольца. Стандартное количество ярусов – 1, 3, 7, 9, 12.

Любая церковная люстра фактически является произведением искусства. Ярусы паникадила украшают листьями, цветами, нередко фигурами апостолов. Работа по их изготовлению производится в соответствии с церковными канонами, потому как, элементы украшения содержат в себе сакральное значение. Сегодня одним из часто используемых материалов для производства паникадила является бронза и иные медные сплавы, но также можно заказывать люстры из латуни. В орнаменте применяют хрусталь, природные камни.

Цена паникадила зависит от многих факторов, включая размер и материал, поэтому ее можно узнать после проведения соответственных расчетов на основании заявки заказчика. Кроме того, стоимость на стандартные изделия, можно посмотреть в прайс-листе на сайте нашего интернет-магазина. При этом не следует забывать, что изготовление церковной люстры – это весьма сложная и долговременная работа, которая требует точного знания и понимания церковной символики.

Пресса о компании Рестамп

Церковная люстра (с французского lustre — блеск), по сути, мирское название, объединяющее в себе ряд церковных светильников разного назначения, способа крепления, символики, конструкции. Такое название вместо чисто церковной терминологии появилось с «легкой руки» французских мастеров, оснастивших церковный центральный светильник – паникадило – хрустальными украшениями, усиливающими свет свечей.

Различают боковые светильники лампадарии и канделабрумы, переносные лампионы, большое число разных форм напольных светильников, среди которых особое значение имеют древняя «вощаница» («тощая свеча», сегодня из дерева или металла), украшаемая искусным орнаментом изображений святых, лампады, устанавливаемые перед иконами, и, безусловно, семисвечник, располагаемый прямо за престолом в алтаре и символизирующий райское мировое дерево жизни.

Конструктивное исполнение каждого светильника чрезвычайно сильно связано с церковной символикой и обрядами. Так, «семь церквей, семь духов Божиих» и описание в Ветхом Завете определили количество свечей и стилистическую форму семисвечника. А сложные витые формы других светильников символизируют «ангельское воинство» и подчинены «высшей иерархии».

Для рядового мирянина церковная люстра это паникадило, или его более древняя форма – хорос. До XVII века в России центральной люстрой в церквях и храмах был хорос, выполняемый из дерева или металла в виде горизонтально ориентированного колеса с лампадами или свечами. Хоросы подвешивались на цепях под куполом церкви или крепились цепями к боковым стенам.

Более совершенным в контексте конструкции и символики стало прочно вошедшее в российские церкви и храмы с XVII века паникадило. Церковные паникадила выполняют одно- или многоярусными, придерживаясь при устройстве ярусных систем значимости отдельных чисел – один, три, семь, девять, двенадцать, хотя определенного значения количества требуемых в церковной люстре ярусов нет, поскольку «нет и точного количества чинов небесных существ…», иерархию которых символизирует ярусное размещение.

Паникадило устанавливается (подвешивается) под центральным куполом церкви и обычно имеет более двенадцати светильников, хотя есть его разновидности, называемые «поликандило», размещаемые в боковых приделах или небольших приходах, церквях и оборудуемые семью-двенадцатью светильниками. По форме паникадило напоминает дерево, от центрального ствола-стержня которого расходятся «растительного» вида кронштейны со светильниками, формирующие ярусную структуру. Снизу венчает паникадило сфера — золотое «яблоко», которое, как бы растет под ветвями паникадила и символизирует плод небесной благодати и мудрости.

Таким образом, в конструкции паникадила стараются объединить достоинства высших чинов ангельского воинства – Серафимов «пламенеющих, или горящих», Херувимов с их качественной чертой «обилия познания, или излияния мудрости», Престолов, возвышающихся «над всем дольним» и стремящимся «в горение».

Каждое паникадило уникально по структуре и конструкции. Кольца ярусов могут быть украшены, как орнаментом из листьев, побегов и цветов, так и фигурами святых и ангелов, причем буквально каждый элемент конструкции имеет сакральное значение и поэтому выполняется со всей тщательностью согласно существующему церковному представлению об оригинале. Основным материалом для изготовления церковной люстры сегодня продолжают оставаться сплавы меди (чаще всего бронза), хрусталь, слоновья кость или натуральный камень, заменившая воск и дерево при изготовлении символических фигур святых и ангелов.

Чаще всего на прочный металлический стержень, подвешиваемый к куполу церкви или храма, нанизываются изготовленные методом литья или ковки ярусы паникадила, а внизу традиционно располагают «золотое яблоко» из меди, которой придают эффектные цвета методами гальванического золочения или патинирования. Однако, хотя конструктивно паникадило может быть и несколько другим, что зависит от творческого потенциала разработчиков проекта, структурно оно выполняется в соответствии с установленными церковными канонами.

Работа по изготовлению церковных люстр чрезвычайно сложная, кропотливая, долговременная и требует не только практически идеального понимания церковной символики, но и четкого согласования действий разноплановых специалистов высшего уровня квалификации в своем профиле деятельности. Чаще всего священнослужители обращаются за помощью в создании уникального паникадила к специалистам ООО «Рестамп», на сегодняшний день лидирующего на потребительском рынке представителя петербургской школы декоративно-прикладного искусства и изделий из бронзы.