Голгофы

Голгофа

Понятие слова «Голгофа»

Такой достопримечательностью является Гора Голгофа – это священное место для христианства на краю израильского города Иерусалим. Сюда, по поверью, нёс свой крест Сын Божий, здесь его на нем распяли. Духовный смысл слова Голгофа имеет немаловажное значение. На иврите «голгофа» значит «лобное место», там проводили публичную казнь. Под горой, имелась большая яма, куда солдаты складывали трупы преступников, а также кресты, на которых их распяли. С арамейского языка «голгофа» имеет значение «череп». По некоторым данным это могло положить основу имени известного холма.

Возможно, гора была названа именно так, благодаря своей внешней похожести с людским черепом. В христианстве укрепились другие имена этой местности – латинское «Кальвария» и греческое «Великий Кранион», что в обоих случаях означает «череп».

История Голгофы

Путем множественных археологических раскопок в районе нынешнего холма Голгофа ученые смогли получить ясное представление об этой местности. Понять порядок образования священного места. Известно, еще до нашей эры в VIII веке Голгофа являлась частью скалы Гареб, которая применялась как каменоломня. В I веке до н.э. этот район засыпали грунтом, выровняли и разбили сад, окруженный склонами гор. Раскопки также показали, что там вполне могли организовываться кладбища. В западной части скалы были найдены две гробницы, одна из них и принадлежала Иисусу Христу.

В первой половине VII века при реконструкции Церкви Воскресения Господня холм Голгофа включили в часть храма. Над горой была построена четырехугольная церковь, с востока соединённая с базиликой Мартириум.

Следующая восстановительная перестройка, прошедшая в ХI веке после случившегося пожара, придала холму Голгофа вид, который в сущности не поменялся до сегодняшнего дня. Чтобы объединить Голгофу и Храм Гроба Господня в единый храмовой комплекс, была возведена двухэтажная церковь. Отныне, попадая в Храм Гроба Господня, стало возможным передвигаться от церкви к церкви, всё ближе продвигаясь к горе Голгофе.

Где находится Голгофа в Иерусалиме?

Поблизости холма Голгофа расположилась важнейшая христианская реликвия – Церковь Воскресения Христова, чаще узнаваемая как Храм Гроба Господня. Эти две ценности, играющие важную роль в современной православной церкви (и не только), привлекают в Израиль паломников со всего света. Сюда едут миллионы людей ежегодно, чтобы увидеть и прикоснуться к священным местам, связанным с самим Сыном Божьим.

Две теории расположения Голгофы

Существуют две версии местоположения на карте места, где распяли Христа и подлинности Гроба Господня. Первой придерживаются православная и католическая церковь. Они считают нынешнее местонахождение Голгофы и место захоронения Спасителя единственно верным. Принято считать, что Голгофа находится в конце улицы, по которой Христос шел, неся свой тяжелый крест. Эта улица называется Виа Долороса или дорога скорби. Еще один момент, дающий право верить в подлинность этого места, это сам крест, на котором был распят Сын Божий. Он был скинут в цистерну с водой, в результате чего она дала трещину.

Эту получившуюся трещину мы можем увидеть и сегодня на том самом месте. Еще одним доказательством правильности расположения является сама гробница. В те времена людей хоронили по несколько человек в одной усыпальнице. Гроб Господень же отличается наличием одной ниши для тела, это означает, что пророк был захоронен в совершенно новую усыпальницу. А как гласит Евангелие, Иисуса положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Другая теория, которой придерживаются различные протестантские группы, считает, что церковь и гора Голгофа находятся севернее Иерусалима, за его сегодняшними границами. Правда, почему-то они упускают из виду, что границы израильского города Иерусалим очень сильно изменились с евангельских времен, и то, что в те времена было окраиной, сейчас есть центр современного города. Гора, которую они считают Голгофой, так же внешне напоминает череп и внутри ее имеются две могилы. Это место принято называть Садовая могила. Больше фактов для подкрепления этой теории нет.

Гробницу в храме Воскресения Христова в Иерусалиме датировали греческие археологи из Технического университета в Афинах (National Technical University of Athens). О чем сообщил журнал National Geographic.

Как показало датирование, гробница была возведена примерно в 330-340 году нашей эры. То есть, во время правления римского императора Константина. А это свидетельствует о том, что история, связанная с ее появлением, скорее всего подлинная. Что, в свою очередь, подводит и к более волнующему выводу: под гробницей расположено то самое ложе, на котором находился Иисус Христос, пока не воскрес на третий день.

Доказано: храм Гроба Господня построен над настоящим погребальным ложем Иисуса Христа.

История же гласит, что примерно через 40 лет после распятия Иисуса его гробницу основательно спрятали римляне. Император Адриан в целях борьбы с распространением христианства приказал построить над ней языческий храм. Вот что по этому поводу написал в свое время историк Евсевий Кесарийский в труде «Жизнь Константина», имея в виду императора Константина Великого, который в IV веке вместе со своей матерью Еленой организовал поиски гробницы Иисуса:

«Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

По приказу Константина языческий храм снесли, священную пещеру откопали. Построили над ней храм Гроба Господня. А над самой гробницей расположили Кувуклию — своего рода часовню, стоящая над гробницей. Из дошедших до нас свидетельств следовало, что произошло это в 335 году. И вот теперь выяснилось: дата правильная. Она почти не расходится с той, которую назвали археологи. Значит, так всё и было. В смысле развития событий вокруг и над погребальным ложем Иисуса Христа.

Определить время строительных работ удалось методом так называемого оптического датирования, которое позволяет выяснить, когда тот или иной минерал был скрыт от воздействия солнечных лучах. А скрыт был раствор, которым каменщики Константина прикрепили к ложу мраморную плиту.

В 1009 году часовню полностью разрушили фатимиды — представители династии мусульманских халифов, ведущих свой род от Фатимы, дочери пророка Мухаммеда.

В середине XI века часовню восстановили византийцы. В 1555 году — перестроили монахи-францисканцы. А в 2016 ученые, ведомые научным руководителем (Сhief Scientific Supervisor), профессором Антониной Моропоулоу (Professor Antonia Moropoulou), начали масштабную реставрацию Кувуклии, в ходе которой добрались до ложа. Оно было скрыто под двумя мраморными плитами.

Реставрационные работы в гробнице в прошлом году.

Самую верхнюю мраморную плиту сняли 26 октября 2016 года. До второй — более тонкой — добрались через 2 дня. Увидели на ней выдолбленный крест. Сняли и эту плиту, под которой обнаружили известковую породу — а именно горизонтально расположенную поверхность в виде полки. Как раз на такие в иудейских гробницах укладывали тела усопших.

К горизонтальной поверхности примыкала вертикальная стена, которая составляла и с ней и с полом единое целое. А это указывало на то, что они — части высеченного в породе помещения — пещеры, которая и стала Гробом Господнем.

Мраморная плита с крестом, под которой оказалась известковая поверхность. На ней и лежал Иисус Христос.

В отреставрированной гробнице.

В прошлом году ученые еще сомневались, в самом ли деле они добрались до того самого ложа.

— Мы не можем с абсолютной точностью сказать, что место, где стоит храм Гроба Господня, это то самое место, где был погребен Иисуса, однако у нас, безусловно, нет другого места, которое бы столь же точно соответствовало ему, и у нас нет оснований отвергать подлинность этого места,– заявлял тогда Дан Бахат (Dan Bahat), бывший главный археолог Иерусалима.

Теперь сомнений почти не осталось. А реставрация закончилась. Археологи вернули снятые плиты на место. Погребальное ложе Христа опять прикрыто. Прикрыто еще на несколько сотен лет.

План Храма в Иерусалиме: Гроб, в который положили Иисуса, находится рядом с Голгофой — местом, где его распяли.

СПРАВКА КП

И положил его в гробе, высеченном в скале

Иисуса похоронили в новой гробнице, принадлежавшей Иосифу из Аримафеи.

«На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса…», повествует Евангелие от Иоанна.

«И сняв Его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале», — свидетельствует в своем Евангелие Лука.

Примерно так выглядела пещера -Гроб Господен. Вход прикрывал тяжелый круглый камень, который при необходимости можно было откатить.

Гробница представляла из себя пещеру с вырубленной в стене на высоте 60 сантиметров полкой длиной около 2 метров и шириной примерно в 80 сантиметров. На этой полке и лежало тело, завернутое в плащаницу, купленную тем же Иосифом из Аримафеи. Эту полку с частью стены и пола пещеры и нашли археологи во время реставрации.

Примерно так выглядела высеченная в Гробу полка, на которой лежал Иисус.

Голгофа: как выглядит гора в Израиле, где был распят Иисус

Гора Голгофа в Иерусалиме – священное место для христиан, расположенное на окраине города трёх религий. Это место неразрывно связано с возникновением главной мировой религии, и до сегодняшнего дня тысячи людей ежедневно совершают сюда паломничество.

Общие сведения

Гора Голгофа в Израиле, на которой, по преданию, был распят Иисус Христос, считается одной из двух главных святынь для христиан (вторая – Гроб Господний). Изначально она была частью холма Гареб, однако после его намеренного разрушения для строительства церкви, гора вошла в состав единого храмового комплекса.

В высоту она достигает 11,45 метров, высота над уровнем пола – 5 метров. Расположена в западной части страны, недалеко от границы Израиля с Иорданией. Голгофа на туристической карте Иерусалима занимает почётное место – ежегодно сюда приезжает более 3 млн. паломников, которых не останавливает ни палящее солнце в июле и августе, ни огромные очереди.

Историческая справка

В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.

Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы. В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад. Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.

В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.

В 1009 году мусульманский правитель города халиф аль-Хаким хотел уничтожить святыню. Однако благодаря медлительности правительства, этого, к счастью, не произошло.

Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.

Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.

Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.

Современная Голгофа

Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.

Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей. И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа. Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы Booking.com

Практическая информация:

Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.

Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.

Полезные советы

  1. Оденьте удобную обувь и не сковывающую движения одежду. Не забудьте про дресс-код: девушкам необходимо взять с собой платок, которым покрывают голову, и надеть юбку.
  2. Обязательно возьмите с собой бутылку с водой.
  3. Помните, что по лестнице, ведущей к Гробу Господня, нужно подниматься босиком.
  4. Будьте готовы к огромной очереди.
  5. Священники разрешают делать фото горы Голгофы.

Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.

Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Мария Протасеня

Икона «Крест Голгофский»

Выг XVIII в. Дерево, резьба, темпера, золочение 28,8 х 24 х 2,4 см Поступление: приобретена на торгу, 1897 г. Витрина 4

Традиционное направление старообрядческого искусства составляют резные деревянные иконы с изображением голгофского креста, символизирующего искупительную жертву Христа. Обычно крест располагается на фоне Иерусалимского храма или Иерусалимской стены, вокруг креста помещаются различные криптограммы, в которых зашифрованы первые буквы каждого слова молитвы и названия сакральных предметов. Отсутствие на кресте изображения Распятия позволяло использовать подобные иконы не только в часовнях, домах, молельнях, но и помещать их даже на стволах деревьев и столбах вдоль дорог, дверях изб и дворовых хозяйственных построек, на воротах. Часто они служили намогильными иконами, которые вставлялись в деревянные резные надгробия (голубцы, или голбцы), венчавшиеся двускатной крышей.
На представленной иконе, в центре, расположен восьмиконечный крест, утвержденный на горе Голгофе с головой Адама в недрах, по сторонам креста – копие и трость. В качестве фона – изображение Иерусалимской стены. Вокруг креста и Голгофы надписи: ЦРЬ/СЛВЫ (Царь Славы), IС/ХС(Иисус Христос), СНЪ/БЖIИ (Сын Божий), К/Т (Копие, Трость), НИ/КА (Побеждает), МЛ/РБ (Место Лобное Рай Бысть).

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА (греч. Γολγοθᾶ) — место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос (Ин 19. 17-42).

Греческий термин «Голгофа». В Евангелиях это название было истолковано как «место Лобное» (греч. τόπος κρανίου; лат. Calvariae locum — место черепа (Мф 27. 33; Мк 15. 22; Лк 23. 33; Ин 19. 17)). Точное происхождение названия этого места не установлено; блаженный Иероним считал, что оно происходит от наименования места, где обезглавливали преступников (Hieron. In Matth. 27 // PL. 26. Col. 209).

В НЗ говорится, что «место, где был распят Иисус, было недалеко от города» (Ин 19. 20; ср.: Евр 13. 12). Здесь «был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин 19. 41). Эта гробница принадлежала праведнику Иосифу Аримафейскому (Мф 27. 59-60). Возможно, Голгофой первоначально называли не только почитаемое место, где стоял Крест, на котором был распят Господь, но и весь скалистый участок за стеной Иерусалима. Современная английская исследовательница Дж. Тейлор полагает, что в процессе создания храма Гроба Господня произошел топонимический сдвиг: название обширного района, служившего местом казней, получило более конкретный смысл, закрепившись за небольшим скальным выступом внутри храма Гроба Господня. Именно здесь начиная с эпохи святых равноапостольных Константина и Елены указывает место Голгофы церковная традиция.

Современное местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Голгофы в центре Старого города является результатом перепланировки Иерусалима в римскую эпоху: вскоре после распятия Спасителя Голгофа оказалась внутри городской стены, построенной Иродом Агриппой I (40-44 годы). После разрушения Иерусалима императором Титом в 70 году, а затем Адрианом в 135 году новый римский город Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina) был построен далее к северу, таким образом место Голгофы оказалось не просто в городе, а в центре его новой планировки.

Археологические раскопки 2-й половины ХХ века и другие исследования в районе храма Гроба Господня и в прилегающих районах города (Муристан) позволили существенно прояснить топографию и морфологию района Голгофы (Kenyon. 1974; Lux. 1972; Corbo. 1981-1982). Раскопки 60-80-х годов вблизи Голгофы установили, что до конца I века по Р. Х. никаких жилых построек в ее районе не было, с VII века до Р. Х. склон холма Гарив, к которому принадлежит Голгофа, служил огромной каменоломней. Карьеры этих разработок занимают весь участок храма Гроба Господня и Муристана. В I веке до Р. Х. добыча прекратилась и ландшафт района выровняли, подсыпав грунта, в т. ч. и в каверны каменоломен. Насыпную почву культивировали, разбив на ней сад (эти участки перемежались с голой скалой), уровень которого примерно совпадает с уровнем пола современной базилики (около 10 м ниже первоначальной линии склона горы, около 760 м над уровнем моря). Сад ограничивали скалы, особенно высокие с запада и юга, причем в западной скале были высечены по крайней мере 2 гробницы: одна с аркосолием (гробница Спасителя), другая с нишами типа «кокким» (известна как «гробница Иосифа Аримафейского»). Восточная и южная стороны сохранили связь со склоном горы, причем скала на юге возвышалась над садом в виде пика — место, идентифицируемое ныне как Голгофа.

При строительстве римского города сад и прилегающие каменные гряды вновь засыпали большим слоем грунта, подняв уровень до первоначальной отметки склона и создав род искусственной платформы, на которой был возведен Капитолий. Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Голгофой гробница Спасителя была засыпана при строительстве языческого храма (Euseb. Vita Const. III 26). Блаженный Иероним сообщает, что на месте распятия Спасителя при императоре Адриане была возведена статуя Венеры (Hieron. Ep. Paul. 58. 3 // PL. 22. Col. 581).

Раскопки фиксируют множество элементов, связанных с организацией теменоса Капитолия эпохи императора Адриана, его сносом и возведением комплекса эпохи императора Константина (Corbo. Vol. 1. P. 33-37; Vol. 2. Table 28; Vol. 3. Photos). Находки предметов, относящихся к языческим культам, позволяют локализовать на Голгофе небольшое святилище при храме Венеры: восточнее скалы Голгофы в строительной подсыпке найдена монета императора Гелиогабала, небольшой алтарь для возлияний, головка женской статуэтки из глины, глиняная рыбка и др.- эта засыпка, видимо, датируется временем уничтожения языческого святилища.

Голгофа была вновь откопана и стала объектом почитания при императоре Константине I Великом. Под контролем святителя Макария, епископа Иерусалимского, в 325 году Капитолийский храм и теменос (священный участок) были снесены, их остатки удалены, а садовая терраса с памятниками евангельских событий архитектурно оформлена. В скальном участке склона с запада открылись 2 древние гробницы, а на южной стороне над общей поверхностью выступила скала Голгофы. Для того чтобы изолировать гробницу Христа, ее отделили от массива скалы с запада и севера, окружили ротондой храма Воскресения и построили рядом здание епископии Иерусалима; сохранившиеся возвышенности с востока и юга подтесали, создав род 4-сторонних пилонов (Corbo. Vol. 2. Fig. 41).

В результате общая топография этого участка при императоре Константине Великом существенно изменилась: Голгофа стала возвышаться одиноким утесом на фоне стен грандиозной базилики и была видна с южной и восточной сторон трипортика (внутреннего двора базилики, с 3 сторон окруженного колоннадой). Базилика получила название Мартириум («место свидетельства»). Паломница Эгерия (конец IV века) пишет о «большой церкви, которая зовется Мартириум… потому что находится на Голгофе, то есть за Крестом, где пострадал Господь» (Eger. Itiner. 30. 1). Раскопки показали, что западная стена южного нефа Мартириума перекрывала прямой доступ к скале Голгофы. Строители окружили свободно стоявшую Голгофу округлой или многоугольной в плане кладкой, по линии которой расположили ограду, покрытую золотом и серебром, упоминаемую паломниками (при этом использовали одну из стен эпохи императора Адриана, которая обеспечивала устойчивость скалы). Согласно Иерусалимскому бревиарию (начало VI века), на вершине скалы был водружен золотой крест, украшенный драгоценными камнями (Brev. Hieros. 2), пожертвованный византийским императором Феодосием II около 427 года (Theoph. Chron. P. 86).

Изменение формы скалы Голгофы с IV по XX века. было связано с ее почитанием и символическим оформлением: от нее откалывали камни разного размера и забирали их в качестве реликвий (в церкви Богородицы на горе Гаризим, V-VI века, найден кусок камня с надписью: «От Скалы Святого Кальвария»). Вершина скалы служила для укрепления на ней распятий — здесь имеется, например, углубление, трактуемое как место, где стоял Животворящий Крест. Ранее XI века паломники о нем не упоминают, указывая в то же время, как Паломник из Пьяченцы (около 570 года), на лунку у подножия (Anton. Placent. Itinerarium. 19). В лунке, видимо, крепился золотой крест, стоявший до разграбления города персами в 614 году, а затем замененный серебряным (пропал при разрушении храма Гроба Господня аль-Хакимом). Усилиями паломников лунка расширилась: приводимый русским игуменом Даниилом (начало XII века) ее размер около 38-46×19-27 см, в настоящее время 50 см в диаметре и 40 см в глубину. Отверстий от крестов распятых вместе с Христом разбойников на скале не обнаружено, и при современном состоянии вершины для них нет места (пилигримы искали их уже в ранневизантийскую эпоху, но ни одного упоминания об их существовании нет).

Подъем к вершине Голгофы осуществлялся по ступеням, возможно вытесанным в самой скале: Эгерия пишет о движении паломников «до Креста» и «после Креста»; ступени, ведущие наверх, упомянуты в VI веке Феодосием (около 530 года) (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 7) и Паломником из Пьяченцы (Anton. Placent. Itinerarium. 19). В. К. Корбо пишет, что при раскопках, предпринятых Иерусалимским Патриархатом в конце ХХ века, в северной части скалы открыты остатки ступеней вверх по склону, но время их появления неизвестно. Игумен Даниил отметил, что при императоре Константине IX Мономахе пол в верхней церкви Голгофы был вымощен прекрасным цветным мрамором; это в целом подтверждает Теодорих (1172); скорее всего подготовка под мощение XI века сохранилась на северной и западной сторонах скалы Голгофы в виде платформы (или верха ступеней), мощенной мелким камнем; в ее край вмонтирован остаток столбика алтарной преграды, плиты которой могли помещаться в зазор края скалы; в верхнем из 2 сохранившихся слоев обмазки (белом и коричневом) заметно углубление гнезда колонки или пилястры.

До персидского завоевания 614 года скала Голгофы находилась вне церковных сооружений. Она вошла в объем храма Гроба Господня при перестройке, предпринятой святителем Модестом (местоблюститель в 614-628 годах, патриарх Иерусалимский в 630-634 годах). Здесь была построена высокая и богато украшенная «церковь Голгофы», описанная Аркульфом (около 670 года) как 4-угольная, с восточной стороны она соединялась с Мартириумом (Adamn. De locis sanctis. V 1).

Археологические раскопки, проведенные с восточной стороны, показали, что при этом подлинная скала была накрыта архитектурным «футляром». Церковь эпохи святителя Модеста была круглой или многогранной; количество входов не установлено. Сохранились 4 пилястры (возможно, ранее VII века), стоящие почти вплотную к скале, и помещение, возникшее к востоку от скалы. Над Голгофой был тогда же построен сводчатый 4-столпный киворий. Храм по площади был невелик (между пилястрами 3,5-4,5 м), но значителен по высоте (4 м над верхом скалы). Аркульф упоминает помещавшиеся здесь большой бронзовый хорос и огромный серебряный крест, который стоял на 9-10 м выше мощения двора, и впечатление высоты усиливалось небольшим основанием (Ibid. V 1).

После работ XI века и перестройки эпохи крестоносцев Голгофа приобрела форму, которая существенно не изменилась до настоящего времени: были значительно развиты ее восточной и западной части. Вход в храм был через внешний лестничный марш и «капеллу франков» (современная часовня Cовлечения одежд); позднее добавили 2 марша лестниц с запада, позволявшие легко организовать движение паломников. Для того чтобы соединить Голгофу с Гробом Господним в одну церковь и включить в общий ансамбль, построили 2-этажную капеллу в восточной половине южного крыла трансепта с 4 травеями и крестовыми сводами. Это архитектурное оформление часовни Голгофы сохранилось, но от мозаик уцелел лишь один фрагмент на своде (композиция «Вознесение Господне») и посвятительная надпись 1149 года на фасаде. Теперь паломник, попав в храм Гроба Господня, мог, двигаясь от капеллы к капелле, достичь Голгофы и оставить здесь как свидетельство завершения паломничества тот крест, который нес с собой во время путешествия. Теодорих (1172) утверждает, что видел на Голгофе множество крестов, принесенных паломниками, стражи Голгофы сжигали их в пасхальный вечер.

Современный вид Голгофа приобрела в результате общего ремонта храма Гроба Господня после пожара 1808 года. Помимо наружной лестницы с улицы, которой практически не пользуются, ведущей в католическую часовню Совлечения одежд (10-я остановка католического Крестного пути), наверх поднимаются 2 лестницы: правая, сразу от дверей храма, и левая, со стороны кафоликона (сооружена в 1810 году). Храм Голгофы разделен массивными колоннами на 2 придела: православный (левый) и католический (правый). В главном православном приделе над местом, где был водружен Честной Крест, сооружен беломраморный престол с пилястрами из розового мрамора. Отверстие, где был установлен Крест, обрамлено серебряным кругом. Справа и слева от престола в застекленных проемах видны серая каменная поверхность Голгофы и трещина, прошедшая через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27. 51). За престолом — высокое Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Исследования 1988 года, когда с вершины скалы была снята мраморная облицовка 1810 года, показали, что Голгофа — узкий выступ скалы, поднятый в высоту над окружающей поверхностью на несколько метров (12,75 м с востока, 8,97 м с севера, 5 м с запада), причем его верхушка заостренная. Скала состоит из известняка светлых оттенков с красными прожилками (с прослойками «царского камня»), средневековые паломники описывают их как следы крови Христовой, стекавшей со скалы на череп Адама. Значительная часть Голгофы стоит над выработанным карьером и почти пуста изнутри.

Правый францисканский придел, 11-я остановка католического Крестного пути, был отреставрирован в 1937 году по проекту итальянского архитектора А. Барлуцци. На стенах придела выполнены мозаики «Пригвождение ко Кресту» и «Жертвоприношение Авраама». Серебряный алтарь с композицией «Пригвождение ко Кресту» (мастер Д. Портиджани) был подарен в 1588 году тосканским герцогом Фердинандо Медичи. Слева от него, под аркой, отделяющей католическая часть Голгофы от православной, находится небольшой францисканский престол Богородицы Скорбящей (Stabat Mater). За престолом помещено скульптурное изображение Богородицы, пронзенной мечом (согласно предсказанию правадника Симеона Богоприимца: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2. 35)). Скульптура является пожертвованием португ. кор. Марии I Браганцы (1778).

Часовня Главы Адамовой

Находится на нижнем уровне храма, под православным престолом Голгофы. Согласно древней христианской традиции, Распятие Спасителя совершилось на месте погребения Адама. Это предание, которое прослеживается с конца IV века, было известно уже Оригену (около 185-254 годов) (Orig. Comm. In Matth. 27. 3 // GCS. Bd. 38. Tl. 2. S. 265. 3) и встречается у других отцов Церкви. Так, Епифаний Кипрский (около 315-403 годов) писал о том, что Христос омыл и очистил Своей кровью кости нашего праотца (Epiph. Adv. haer. 26. 5), об этом же упоминал блаженный Иероним (Hieron. Ep. 46 (44) // PL. 22. Col. 484 sq.). Тогда же в иконографии появился сюжет «Воскрешение Адама» (Bagatti. 1977). Через стеклянное окно в глубине часовни видно расселину, по которой струя крови Христа достигла черепа Адама.

Археологически установлено, что небольшое углубление в скале Голгофы, почитаемое как «могила Адама», в эпоху императора Адриана было закрыто опорной стеной и не могло служить объектом поклонения во II — начале IV веков. Строители эпохи императора Константина Великого разобрали стену на 70 см ниже современного пола пещеры, но архитектурно ее не оформляли (закладка пещеры выходила в нее необработанной стороной). В письменных источниках часовня Адама у подножия скалы упоминается с VII века. Пещера была вырублена искусственно; мнение Корбо о том, что она являлась частью храма Венеры, археологически не подтвердилось: вход в пещеру прорублен через опорную кладку эпохи императора Константина, внутри она не оштукатурена и не имеет граффити раннехрист. эпохи.

Оформление пещеры как святого места усилиями святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, возможно, происходило после 614 года; ранневизантийский серебряный экран был похищен в 614 году, что позволило патриарху Модесту разобрать обводную кладку императора Константина при строительстве «храма Голгофы» и расширить «пещеру Адама». Она приобрела размеры 2 м (высота) × 1,5 м (ширина) — минимум, достаточный для отправления церковной службы, поэтому даже тела усопших при отпевании оставляли снаружи, не внося в пещеру. При крестоносцах часовню Адама расширили с востока и устроили здесь усыпальницу латинских королей Иерусалимских. Этот некрополь был разобран при реставрации Н. Комненоса после пожара 1808 года (гробница короля Балдуина V хранится в Музее Греческой Православной Патриархии в Иерусалиме). В 2004 году в часовне устроен престол во имя святого Иоанна Предтечи.

В ранневизантийский период постепенно дополнялись и разрабатывались элементы «сакральной топографии» участка Голгофы. Идея о погребении Адама на Голгофе имела для христиан глубокий смысл: благодаря ей с комплексом Гроба Господня ассоциировались многие мотивы ВЗ, в т. ч. жертвоприношение праведника Авраама. В VI веке сбоку, у подножия Голгофы, был сложен из камней «алтарь Авраама», который описывают Феодосий (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 7), Паломник из Пьяченцы (Anton. Placent. Itinerarium. 19) и Аркульф (Adamn. De locis sanctis. V 1).

Иконография Голгофы.

Иконография Голгофы обширна, т. к. неразрывна с иконографией Животворящего Креста Господня. Древнейшие изображения и символы Голгофы восходят к IV-V векам. Мозаика V века в церкви Санта-Пуденциана показывает Голгофу как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно изображение Голгофы в виде площадки, на которую с 2 сторон ведут ступени: на византийских монетах (например, императора Феодосия II и Евдокии, 420) — от 1 до 4 ступеней (DACL. Сol. 3096), на паломнических ампулах и флягах — обычно 2-3 ступени (например, на флягах из Монцы и Боббио, V век, музей Studium Biblicum Franciscanum — см.: Barag. 1970). Вероятно, это является отражением реального оформления Голгофы, к вершине которой шли ступени, ставшие известными благодаря иконографии и описаниям паломников. В других случаях Голгофа представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (например, ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана).

В иконописи и книжной миниатюре Голгофа изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом (например, Хлудовская Псалтирь, IX век — ГИМ. Греч. 129 д. Л. 4, 19, 67, 86, 98 об.; Киевская Псалтирь, 1397 — РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 47 об.). Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь. Л. 72 об.), которая может изображаться в пещере-разломе (Киевская Псалтирь. Л. 36, 92 об., 101, 185). В случае, когда необходимо было изобразить 3 креста, Голгофа могла также иметь 3 вершины (Хлудовская Псалтирь. Л. 45 об.). В поздней иконографии Голгофы с адамовой головой часто служила символом смерти (например, на надгробиях XVIII-XX веков).

В соответствии с апокрифическими сказаниями об адамовой голове (кровь из ран Христа коснулась головы и омыла грех Адама) изображаются потоки крови, льющиеся на череп Адама (мозаика собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос, 1042-1056 годы). Изображения Голгофы в византийских и древнерусских памятниках часто сопровождаются буквами, число которых может быть более 100. На русских изображениях чаще других встречаются М.Л.Р.Б., означающие «место лобное рай бысть».

В европейской живописи начиная с позднего средневековья распространяется изображение Голгофы как обширного скалистого пейзажа, позволяющего разместить многочисленных персонажей из композиции на сюжет о Страстях Господних.

Исторические источники:

Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. (CCSL; T. 175).

Дополнительная литература:

Мнение Шика о Голгофе // СИППО. 1893. . Авг. С. 392-401;

Jeremias J. Golgotha. Lpz., 1926;