Греки православные

Государственная религия в Греции – православие. Его исповедуют около 98 % населения страны. Согласно конституции, все граждане имеют право на свободу в выборе вероисповедания, тем не менее пропаганда других религиозных конфессий в стране запрещена. Это следует учесть каждому путешественнику, чтобы не оскорбить веру местного населения.

Зарождение православия на территории Греции

Христианство в Греции стало распространяться еще с середины I века нашей эры благодаря стараниям апостола Павла. Он прибыл в македонскую гавань Неаполь, а затем отправился на территорию соседнего городка Филиппы. Оттуда он начал путешествие с христианскими проповедями. В тот день, когда Святой Павел впервые обратился к жителям Филипп, одна из богатых горожанок по имени Лидия приняла крещение и склонила к нему всех членов своей семьи. Именно Лидия стала первой христианкой в Греции.

История греческих верований указывает, что к началу II века в Афинах, Фессалониках, Коринфе, Ахайе и других больших городах уже существовали христианские общины. К этому времени на эллинских землях вместе с Павлом проповеди читали апостолы Лука, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Прокопий, Варнава и Марк.

Около 300 лет христиане на территории Греции преследовались. Лишь с углублением в начале IV века раскола Священной Римской империи, в состав которой входили эллинские земли, возникли предпосылки утверждения в их пределах христианской веры.

Закономерно возникает вопрос о годах, когда Греция приняла христианство. Условия для этого начали складываться в эпоху правления Константина Великого (306-337 годы). Согласно легенде, императору, отправляющемуся в бой в 312 году, явился в небе образ креста и послышались слова»Сим победиши». Константин одержал в битве победу над Максенцием, а в следующем году – над Лицинием, и стал единовластным правителем Римской империи.

Император считал, что его успех связан с заступничеством христианского Бога. Поэтому в 313 году он издал «Эдикт веротерпимости» (Миланский эдикт), который защитил христиан от гонений. В 330 году Константин Великий перенес столицу империи из Рима в Константинополь и заявил, что на территории этого города больше никогда не будут отправляться языческие культы.

В 380 году во времена правления императора Феодосия христианство было провозглашено религией Византийской империи. Таким образом эта вера стала господствующей и на эллинских землях, которые тогда являлись частью Византии.

Сложны путем устанавливалось православие в Греции. Так, к VIII веку усугубились религиозные споры между патриархом Константинопольским и Папой Римским. Они касались права священников на брак, особенностей соблюдения постов, формулировки молитв, языка богослужения и других аспектов. Результатом этих противоречий стал раскол христианства в 1054 году (Великий церковный раскол) на православие и католицизм. Первое стало доминирующей религией на востоке Византийской империи, к которому относились и греческие земли, второе – на Западе (с центром в Риме).

Как официальная религия в Греции православное христианство существует с 11 июня 1975 года. В этот день была принята конституция современной республики, на страницах которой православие закреплено в качестве государственной веры.

Какие религиозные праздники отмечают в Греции

Греки считаются набожной нацией. Церковные праздники являются для граждан страны одними из наиболее почитаемых. 25 декабря в Греции принято отмечать Рождество Христово. Повсеместно люди украшают елки, крестные родители сопровождают крестников на церковное богослужение. Традиционно накрываются праздничные столы, где главными блюдами становятся свинина с сельдереем и индейка.

Греческое православие подразумевает и празднование Богоявления, которое приходится на 6 января. Население собирается на литургию, после которой освящается вода. По традиции священнослужитель бросает в речку крест, а мужчины прыгают за ним в водоем. Кто найдет святыню, тот и будет признан героем праздничного дня.

До середины февраля в Греции длится пост. А затем начинается Апокриес – аналог русской Масленицы.

Великие религиозные праздники в Греции включают и Пасху. Отмечают ее в апреле–мае. Это семейное торжество, которое в разных регионах страны празднуют по-разному. К примеру:

  • на острове Санторини в деревне Пиргос местные жители устраивают красочный крестный ход;
  • на острове Корфу население выбрасывает из окон расписные горшки из глины в знак избавления от грехов и бед;
  • на острове Идра люди проводят обряд сжигания чучела Иуды.

15 августа в Греции празднуется Успение Богородицы. В этот день девушки сжигают венки, сплетенные в праздник труда и цветов – 1 мая. Принято считать, что это помогает каждой представительнице прекрасного пола сохранить чистоту души.

8 сентября греки отмечают Рождество Божьей Матери. Православное вероисповедание в Греции велит всем верующим посетить в этот день церковь. Кроме того, к празднику в монастырь Тсамья (Цамья), расположенный на острове Родос, съезжаются тысячи бездетных женщин со всего мира. Они, поднимаясь вверх почти на 1 500 м на коленях и локтях, просят Бога послать им малышей.

В середине сентября греки отмечают Воздвижение Креста. Оно и завершает ежегодный цикл великих церковных праздников.

Святые места Греции

Греция по праву считается оплотом православия, и паломничество к греческим святым местам не утрачивает актуальность. Посетить монастыри и православные храмы Греции стремятся как истинные верующие, желающие поклониться христианским святыням, так и ценители искусства, которые хотят своими глазами увидеть величайшие шедевры архитектуры.

Известные центры паломничества

Среди святых мест Греции, к которым ежегодно устремляются десятки тысяч путешественников и православных верующих, особой популярностью пользуются:

  1. Святая гора Афон на острове Халкидики. Здесь существует монашеская республика с мужским населением, которая является единственной в своем роде. Сегодня на Афоне насчитывается около 20 действующих монастырей.
  2. Монастырь Иоанна Богослова в Суроти. Он известен еще как «женский Афон». Здесь похоронен преподобный старец Паисий Святогорец – основатель монастыря, которого глубоко почитают все православные.
  3. Беломраморный собор Андрея Первозванного в городе Патры. В здании хранится Честная глава апостола и остатки креста, на котором его распяли. Рядом с храмом есть святой источник.
  4. Парфенон в Афинах. Построенный изначально как языческая святыня, в V веке нашей эры он превратился в православный храм Святой премудрости. Позже его нарекли в честь Пресвятой Богородицы. Но в XIII веке представители католической церкви установили над Парфеноном свою протекторат и переименовали в Норт Дам д’Атэн.
  5. Салоники. В этом городе расположен Митрополичий собор, в котором хранятся мощи одного из великих отцов церкви – Григория Паламы. Также в Салониках находится базилика покровителя воинов – великомученика Димитрия Солунского.
  6. Крит. В Главном апостольском соборе острова хранится Честная глава апостола Тита – ученика Святого Павла, основавшего 9 православных епархий. Также паломнические туры на Крит организовываются для желающих посетить монастырь Панагия Палиани. В его стенах находится икона Богородицы, на которой стало прорастать и укореняться, скрывая ветвями лик Божьей Матери, нарисованное дерево.
  7. Патмос. Это остров, на котором божье откровение явилось Иоанну Богослову. Здесь находится свыше 50 православных монастырей и церквей.

Это далеко не полный перечень святых мест Греции. Паломников непременно заинтересуют женский монастырь Пантократор-Вседержитель на острове Корфу, монастырские постройки в Метеорах, Голский монастырь в Спарте, Филеримский монастырь на острове Родосе и многие другие святыни.

Есть ли различия между греческим и русским православием

Православие греческое и русское – две ветви одной и той же религии. В догматах и канонах между ними разницы нет, чего нельзя сказать о церковной жизни, обрядах, порядке богослужения. Рассмотрим подробнее, чем отличается греческая православная церковь от русской:

  1. В Греции церковь, в отличие от России, наделена государственным статусом. Она ведет тесное сотрудничество с общественными структурами. До сих пор не утрачены традиции греческих церковных судов.
  2. Требования к греческим священнослужителям более строгие, чем к русским. Так, греческое православие исключает рукоположение человека, вступившего в добрачные отношения, заключившего второй брак или разведенного.
  3. С 13.00 до 17.00 в Греции длится сиеста. В это время не принято приходить в церковь. Прихожан ждут на вечерню с 17.00 или 18.00. В России двери церкви открыты всегда.
  4. В греческих церквях, в отличие от русских, не ставят свечи перед иконами. Свечи находятся рядом с вытяжками в притворах.
  5. Есть различия в церковной иерархии. Если в русской православной церкви митрополит выше архиепископа, то в греческой – наоборот.
  6. Особенности религии в Греции предусматривают, что причащаться необходимо каждое воскресенье, а исповедоваться – несколько раз в году. Прихожане русской православной церкви приходят к причастию реже.
  7. Обряд богослужения в греческом храме намного демократичнее и проще, чем в русском.
  8. Длительность литургии в греческой православной церкви зачастую не превышает 1,5 часа. В русской же, напротив, богослужение может длиться и более 3 часов.
  9. Первая часть литургии (проксомидия) в греческом храме проводится на одной просфоре (богослужебном хлебе), а в русском – на 5.
  10. В отличие от России, в Греции в церковных хорах нет женщин.

Также у греческих священников несколько другая одежда: у ризы не предусмотрено шейное возвышение, а камилавка имеет ободок сверху. Кроме того, священнослужители русской православной церкви всегда – даже вне храма – носят кресты поверх одеяния. Греческие священники надевают кресты только перед архиерейскими службами.

Русские православные храмы в Греции

Русскоязычная православная община на территории Греции имеет свои официальные приходы и храмы. Среди наиболее известных:

  • Троицкая церковь (Афины);
  • Церковь преподобного Серафима Саровского (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Ольги (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины (Ханья);
  • Церковь Святителя Николая Чудотворца и Святого великомученика Димитрия Солунского.

Православная русская церковь в Греции старается поддерживать традиции, которые существуют в русском православном мире.

Другие религиозные направления

Из прочих течений христианства на территории Греции представлены католицизм и протестантизм. Около 200 000 греков являются приверженцами католической церкви, до 40 000 исповедуют протестантизм. Приблизительно так выглядит религиозный состав последователей христианства в стране. Еще около 5 000 верующих являются членами иудейских общин.

С XV века территория современной Греции была одним из центров противостояния между христианским и исламским мирами, так как до 1829 года греческие земли находились в составе Османской империи. С тех времен и до сих пор важная роль в общественно-политической жизни государства принадлежит исламскому фактору.

В стране насчитывается более 250 000 мусульман. Район их компактного проживания – Западная Фракия. Здесь каждый третий житель исповедует ислам.

Становится популярным неоязычество в Греции. В государстве несколько десятков тысяч греков, которые поклоняются старым богам во главе с Зевсом. В последние десятилетия в стране возводятся неоязыческие церкви. Их прихожане добиваются утверждения официального юридического статуса, мотивируя тем, что язычество является важнейшей частью культурного наследия Греции.

Вместо послесловия

Современная Греция – страна, в которой религиозные традиции гармонично вплетены в повседневную жизнь общества. Ответ на вопрос о том, какая религия у греков считается официальной, – православие.

Каждая греческая семья старается строго соблюдать церковные обычаи, чтить великие христианские праздники. Кроме православных верующих, в государстве много католиков, протестантов, иудаистов, мусульман. На статус второй официальной религии претендует неоязычество.

ТОП-50 интересных фактов о Православии (часть первая)

Насколько хорошо вы знаете свою веру, её традиции и святых, а также положение православной Церкви в современном мире? Проверьте себя, прочтя ТОП-50 интересных фактов о Православии!

Представляем вашему вниманию первую часть нашего собрания интересных фактов.

1. Почему “Православие”?

Правосла́вие (Калька с греч. ὀρθοδοξία – ортодоксия. Буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

2. Во что верят православные?

Православные христиане верят в единого Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа, имеющего единую сущность, но при этом три ипостаси.

Православные христиане, исповедуя веру в Святую Троицу, основывают её на Никео-Цареградском символе веры без добавлений и искажений и на догматах веры, установленных собраниями епископов на семи Вселенских соборах.

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет Православия», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

3. Как организована Православная Церковь?

Сегодня она разделена на 15 автокефальных (полностью самостоятельных) Поместных Православных Церквей, имеющих между собой взаимное евхаристическое общение и составляющих единое тело Церкви, основанной Спасителем. При этом, основателем и главой Церкви является Господь Иисус Христос.

4. Когда появилось Православие?

В I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование “православные”.

5. Вселенские соборы и Всеправославный собор

В конце июня 2016 года должен состояться Всеправославный собор. Некторорые ошибочно именуют его Восьмым Вселенским собором, но это не так. На Вселенских соборах всегда разбирались значимые ереси, угрожавшие существованию Церкви, чего сейчас не планируется.

Кроме того, Восьмой Вселенский собор уже состоялся – в Константинополе в 879 году при патриархе Фотии. Однако, так как Девятого Вселенского собора не состоялось (а Вселенским предыдущий собор традиционно объявляется последующим Вселенским собором), то на данный момент Вселенских соборов официально насчитывается семь.

6. Женское духовенство

В Православии невозможно представить женщину диаконом, священником или епископом. Это не связано с дискриминацией или неуважением к женщине (примером тому – Богородица, почитаемая превыше всех святых). Дело в том, что священник или епископ на богослужении представляет собой образ Господа Иисуса Христа, а он вочеловечился и прожил свою земную жизнь мужчиной, именно поэтому его не может представлять женщина.

Известные же в Древней Церкви диакониссы – это не женщины-диаконы, а катехизаторши, беседовавшие с людьми перед Крещением и выполнявшие другие функции церковнослужителей.

7. Численность православных

Данные середины 2015 года свидетельствуют, что в мире 2 419 миллионов христиан, из которых 267-314 миллионов относят к Православию.

На самом деле, если отнять 17 миллионов раскольников различного толка и 70 миллионов членов Древних Восточных Церквей (не принимающих постановлений одного или ескольких Вселенских соборов), то строго православными можно считать 180-227 миллионов человек по всему миру.

8. Какие существуют Православные Церкви?

Поместных Православных Церквей пятнадцать:

  • Константинопольский Патриархат
  • Александрийский Патриархат
  • Антиохийский Патриархат
  • Иерусалимский Патриархат
  • Московский Патриархат
  • Сербский Патриархат
  • Румынский Патриархат
  • Болгарский Патриархат
  • Грузинский Патриархат
  • Кипрская Православная Церковь
  • Греческая Православная Церковь
  • Польская Православная Церковь
  • Албанская Православная Церковь
  • Чехословацкая Православная Церковь
  • Православная Церковь Америки

В составе Поместных существуют также Автономные Церкви с различной степенью самостоятельности:

  • Синайская Православная Церковь ИП
  • Финская Православная Церковь КП
  • Японская Православная Церковь МП
  • Китайская Православная Церковь МП
  • Украинская Православная Церковь МП
  • Охридская архиепископия СП

9. Пять крупнейших Православных Церквей

Самая крупная Православная Церковь в мире – Русская, насчитывающая 90-120 миллионов верующих. Следующие по численности четыре Церкви в порядке убывания:

Румынская, Элладская, Сербская и Болгарская.

10. Самые православные государства

Самое православное государство в мире – это… Южная Осетия! В ней к Православию себя относят 99% населения (50 с лишним тысяч человек из 51 с лишним тысячи населения).

Россия, в процентном отношении, не входит даже в первую десятку и замыкает дюжину самых православных государств мира:

11. Крупные православные общины

В некоторых “нетрадиционных” для Православия странах имеются очень большие православные общины.

Так, в США это 5 миллионов человек, в Канаде 680 тысяч, в Мексике 400 тысяч, в Бразилии 180 тысяч, в Аргентине 140 тысяч, в Чили 70 тысяч, в Швеции 94 тысяч, в Бельгии 80 тысяч, в Австрии 452 тысячи, в Великобритании 450 тысяч, в Германии 1,5 миллиона, во Франции 240 тысяч, в Испании 60 тысяч, В Италии 1 миллион, 200 тысяч в Хорватии, 40 тысяч в Иордании, 30 тысяч в Японии, по 1 миллиону православных – в Камеруне, Демократической Республике Конго и Кении, 1,5 миллиона в Уганде, более 40 тысяч в Танзании и 100 тысяч в ЮАР, а также 66 тысяч в Новой Зеландии и более 620 тысяч в Австралии.

12. Государственная религия

В Румынии и Греции Православие является государственной религией, в школах преподаётся Закон Божий, а жалованье священникам выплачивается из государственного бюджета.

13. Во всём мире

Христианство – единственная религия, представленная во всех 232 странах мира. Православие представлено в 137 странах мира.

14. Мученичество

За всю историю более 70 млн христиан стали мучениками, причем 45 млн из них погибли в XX веке. По некоторым сведениям, в XXI веке ежегодно число убитых за веру во Христа увеличивается на 100 тыс. человек.

15. “Городская” религия

Христианство изначально распространялось именно по городам Римской империи, приходя в сельские окрестности спустя 30-50 лет.

Сегодня большинство христиан (64%) также проживают в городах.

16. “Религия книги”

Основные вероучительные истины и предания христиан записаны в Библии. Соответственно, чтобы стать христианином, необходимо было овладеть грамотой.

Зачастую, ранее непросвещённые народы получали вместе с христианством собственную письменность, литературу и историю и связанный с ними резкий культурный подъём.

Сегодня, доля грамотных и образованных людей среди христиан выше, чем среди атеистов и представителей других вероисповеданий. Для мужчин – эта доля 88% от общей численности, а для женщин – 81%.

17. Удивительный Ливан

Страна, в которой около 60% жителей мусульмане, а 40% – христиане, уже более тысячи лет обходится без религиозных конфликтов.

По Конституции, в Ливане свой особый политический строй – конфессионализм, и от каждой конфессии в местном парламенте всегда присутствует строго оговоренное число депутатов. Президентом Ливана всегда должен быть христианин, а премьер-министром – мусульманин.

18. Православное имя Инна

Имя Инна изначально было мужским. Его носил ученик апостола Андрея Первозванного — христианский проповедник 2 века, вместе с проповедниками Риммой и Пинной жестоко убитый языческим правителем Скифии и получивший статус мученика. Однако, попав к славянам, имя постепенно трансформировалось в женское.

19. Первый век

К концу I века христианство распространилось по всей территории Римской империи и даже перешагнуло её границы (Эфиопия, Персия), а численность верующих достигла 800 000 человек.

К этому же периоду были записаны все четыре канонических Евангелия, а христиане получили своё самоназвание, впервые прозвучавшее в Антиохии.

20. Армения

Первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, стала Армения. Святой Григорий Просветитель принёс христианскую веру в эту страну из Византии, в начале IV века. Григорий не только проповедовал в странах Кавказа, но и придумал азбуки для армянского и грузинского языков.

21. Стрельба ракетами – самая православная игра

Каждый год на Пасху в греческом городке Вронтадос на острове Хиос случается ракетное противостояние между двумя церквями. Цель их прихожан — поразить колокольню церкви противников, а победителя определяют на следующий день, подсчитывая количество попаданий.

22. Откуда на православном кресте полумесяц?

Некоторые ошибочно считают, что он появился в период христиано-мусульманских войн. Якобы, “крест побеждает полумесяц”.

На самом деле – это древнехристианский символ якоря – надёжной опоры в бурном море житейских страстей. Кресты-якоря встречаются ещё в первые века христианства, когда об исламе не слышал ещё ни один человек на Земле.

23. Самый большой колокол в мире

В 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн), а в 1668 году он был поднят на звонницу в Кремле.

По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тонн, требовалось не менее 40 человек.

Звонил чудо-колокол до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

24. Изображение Бога Отца

Изображение Бога Отца было запрещено Большим Московским Собором еще в XVII веке на том основании, что Бога «никтоже виде когда во плоти». Тем не менее, существует довольно много иконописных изображений, где Бог Отец представлен в виде благообразного старца с треугольным нимбом.

25. Самая популярная в мире книга

В истории литературы было немало произведений, которые становились мировыми бестселлерами, интерес к которым держался годами. Но проходило время, и интерес к ним пропадал.

А Библия без всякой рекламы пользуется популярностью на протяжении почти 2000 лет, являясь на сегодня бестселлером № 1. Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров, то есть каждую секунду в мире печатается одна Библия.

Андрей Сегеда

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)70

18 интересных фактов о христианстве

В мире насчитывается более 2,5 миллиарда христиан. Это означает, что 1/3 населения земли верят в Иисуса Христа.

Но несмотря на то, что христианство является самой распространённой религией в мире, нам есть ещё над чем работать.

Ниже приведены 18 интересных фактов о христианстве:

* * *

1. В христианстве есть 3 основных ответвления: протестанты, католики и православные. Католики насчитывают 1,1 миллиард людей, протестанты — 900 миллионов и православные — 250 миллионов.

2. Христиане исповедуют монотеизм — веру в Триединого Бога.

3. Часто-используемые символы христианства: крест, голубь и рыбка.

4. Три самые важные даты в христианстве: 33 год, когда зародилась церковь, 1517г., когда в Германии возникла протестантская реформация, и 1906г., когда в Лос-Анджелесе вспыхнуло Великое Пятидесятническое Пробуждение.

5. Три самых больших праздника в христианстве это Рождество, Пасха и Троица.

6. Самые успешные, развитые и богатые страны в мире это протестантские.

7. В мире существует много псевдохристианских религий. Самые крупные это свидетели Иеговы и мормоны.

8. Библия является единственным богодухновенным писанием для христиан.

9. Самые известные распространители христианства: апостол Павел, святой Патрик, Мартин Лютер, Чарльз Финней, Джон Уесли, Хадсон Тейлор, Джордж Уайтфилд, Рейнхард Боннке, Билли Грэм и Иван Воронаев.

10. США является самой христианской страной в мире. Свыше 70% людей считают себя христианами.

11. 2,2 миллиарда людей на нашей планете никогда не слышали Евангелия.

12. В Китае живет больше христиан-протестантов, чем все население Украины.

13. Христианство является самой преследуемой религией в мире. Каждый год за Христа умирает около 10 тысяч человек.

14. Одиннадцать из 12 апостолов Иисуса Христа умерли мученической смертью.

15. Самая большая церковь в мире находится в Южной Корее. Около миллиона людей являются её прихожанами.

16. Самое большое церковное здание в мире находится в Нигерии. Оно вмещает 50 тысяч человек, а это примерно как три киевских стадиона Динамо.

17. Наибольшее количество людей в истории Церкви обратил в христианство немецкий евангелист Рейнхард Боннке -78,268,854. На одном его евангелизационном служении физически присутствовали 1 миллион 600 тысяч человек!

Когда Греция приняла христианство

Вопрос: Планируем отпуск с посещением некоторых святынь, гида брать не будем; расскажите, когда именно в Греции официально, на государственном уровне, приняли христианство? 11.02.2017 Леонид

Во время отпуска в Греции многие туристы посещают монастырские комплексы и другие святыни этой страны. Поездки туристическими группами не всегда удобны, а объяснения экскурсовода можно не услышать, и иногда возникают вопросы относительно разных достопримечательностей и исторических фактов. Один из таких вопросов – когда было принято христианство в Греции.

Согласно данным из разных источников, христианство в Греции возникло благодаря трудам св. Павла, который основал здесь несколько небольших церковных общин в 49-52 гг. Около трехсот лет христиане подвергались гонениям со стороны властей и общества, многие из святых мучеников приняли страдания именно в этот период.

Во времена правления императора Константина (306-337 гг) был выпущен «Эдикт Веротерпимости», защитивший христиан от преследования. Некоторое время спустя император сам принял веру, а столицу новой империи, куда входила Греция, перенес на территорию современной Турции, основав Константинополь.

Почти пятьдесят лет спустя, в феврале 380 года, Феодосий I провозгласил христианство официальной религией на территории всей Византийской Империи.

За долгую историю своего существования Греция неоднократно подвергалась оккупации, смене правителей и отношения к верующим. В связи с этим, еще одной датой утверждения христианства, как государственной религии считается 11 июня 1975 года, когда вступила в силу Конституция страны, закрепляющая эту веру в качестве основной религии.

Греки-мусульмане

Мусульмане греческого происхождения

Современный ареал расселения и численность

Всего: 1 400 000 чел.
Греция:
~1 млн. чел
Турция:
~400 тыс. чел
Ливан:
7 тыс. чел.
Сирия:
7 тыс. чел

Язык

греческий, турецкий, арабский

Религия

Ислам

Родственные народы

Греки

Молодые греки в мечети. Худ. Ж.-Л.Жером, 1865

Греки-мусульмане или грекоязычные мусульмане — мусульмане греческого происхождения, живущие в основном в Турции, Греции и на Ближнем Востоке. Понятие «греки-мусульмане» не следует путать с понятием «мусульмане Греции». Последнее может включать себя как собственно греков, исповедующих ислам, так и представителей турецкого, албанского, помакского и цыганского меньшинств в Греции. Большинство греков-мусульман покинуло Грецию и переселилось в Турцию в результате греко-турецкого обмена населением в 1920-х годах, по Лозаннскому мирному договору. По договорённости между двумя странами, религия явилась основным критерием для переселения, в то время как языковым фактором стороны пренебрегли (см. ст. Караманлиды).

  • 1 В Турции
    • 1.1 Понтийские греки-мусульмане
    • 1.2 Критские греки-мусульмане
    • 1.3 Эпирские греки-мусульмане
    • 1.4 Македонские греки-мусульмане
    • 1.5 Кипрские греки-мусульмане
  • 2 В Крыму
  • 3 На Ближнем Востоке
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

В Турции

Грекоязычное мусульманское население Турции представлено как автохтонами (потомками исламизированных греков Византии, сохранившие родной язык), так и потомками иммигрантов-мусульман из Балкан. Различаются следующие группы:

Понтийские греки-мусульмане

Понтийцы, этнографическая группа греков, проживающая в районе Трабзона, исторически подверглась сильной туркизации, выразившейся в смене религии и частичной смене языка. По данным фольклориста Омера Асана, в 1996 году в Турции проживало 300 тысяч людей понтийско-греческого происхождения. Как и большинство турок, они принадлежат к ханафитской ветви суннитского толка ислама. Распространены суфийские учения кадырия и накшбанди. Община в целом демонстрирует сильную приверженность исламу. В околонаучной литературе бытует идеализированное мнение, будто среди понтийцев Турции по сей день распространено криптохристианство. Сохраняется владение понтийским диалектом греческого языка (который считают старым языком), называют себя туркос.

Критские греки-мусульмане

Критские мусульмане, также называемые критскими турками, — потомки исламизированных греков Крита, по большей части вытесненные с острова православным населением. Греческим сегодня владеют лишь несколько представительниц старшего поколения, называющих свой язык «критским» (греч. «критика», тур. «гиритче»). Иммиграция в Турцию протекала в виде трёх волн — после 1897 года (обретение Критом автономии), после 1908 года (присоединение Крита к Греции) и в особенности в 1920-х годах, в результате обмена населением. Основная их масса расселилась на эгейском и средиземноморском побережье Турции от Чанаккале до Искендеруна, часть переселенцев осела на Ближнем Востоке, а также в Ливии (в Триполи и в особенности Бенгази и его окрестностях, где сегодня их можно вычислить по греческим фамилиям) и Египте (в Александрии).

Эпирские греки-мусульмане

Мусульмане Эпира, называемые по-турецки «яньялы» (букв. «янинцы») и по-гречески «туркояниотис», прибыли в Турцию в 1912 и после 1923 года. Несмотря на то, что большинство мусульман Эпира являлись этническими албанцами, общины греков-мусульман существовали в городах Янина, Превеза, Парамития, Сули, Маргарити, Лурос и Коница. Первым переводчиком работ Аристотеля на турецкий язык был грек-мусульманин из Янины — Ходжа Эсад-эфенди (XVIII век). Сегодня община полностью интегрирована в турецкое общество.

Македонские греки-мусульмане

Мусульмане, проживавшие в долине реки Альякмон в Македонии, говорили по-гречески. Их предки-христиане перешли в ислам в XVII—XVIII веках. Эта группа известна под общим названием «валлаадис». В Турцию они прибыли в 1923 году и сегодня полностью ассимилировались среди турок, хотя знание греческого языка отчасти сохраняется. Несмотря на смену веры, обычаи макендонских греков-мусульман обнаруживают отголоски христианской культуры, как то празднование Нового года и потребление хлеба «василопита» (традиция, восходящая к Св. Василию Кесарийскому). По расчётам Тодора Симовского, в 1912 году во всей Греческой Македонии проживало 13.753 грека-мусульманина.

Кипрские греки-мусульмане

По данным 1878 года, мусульманское население Кипра делилось на две группы: этнических турок и так наз. «нео-мусульман». Последние имели греческое происхождение и говорили на греческом языке и по характеру были ближе к христианскому населению острова. У них, в отличие от местных турок, не наблюдался мусульманский фанатизм, и некоторые из них продолжали тайно исповедовать христианство. Последние кипрские греки-мусульмане покинули остров в 1936 году, поселившись в Анталии, и со временем утратили греческий язык.

В Крыму

Несмотря на частичную языковую ассимиляцию крымскими татарами (см. ст. Урумы), греки Крыма в целом продолжали исповедовать православие вплоть до конца XVIII века. Незадолго до присоединения Крыма к России в 1777—1778 годах Екатерина II велела насильно переселить православное население полуострова в район современного Мариуполя. Часть греков, желая избежать депортации, перешла в ислам. Татароязычные греки села Керменчик (переименованного в Высокое в 1945) долго сохраняли греческое самосознание и тайную приверженность христианству. В XIX веке верхняя часть села была населена греками-мусульманами, а нижняя — подселившимися к ним православными греками из Турции. Ко времени сталинской депортации 1944 года, мусульманское население Керменчика уже идентифицировалось как крымские татары, разделив судьбы последних и будучи переселённым в Среднюю Азию.

На Ближнем Востоке

Сегодня в ливанском городе Триполи проживает 7 тысяч, а в сирийской аль-Хамидии — 3 тысяч греков. Большинство из них — мусульмане критского происхождения. Они переселились сюда между 1866 и 1897 годами, по личному распоряжению султана Абдул-Хамида II, обеспокоенного судьбой мусульманского населения, оставшегося в христианском окружении. В честь султана и было названо сирийское поселение.

Греки-мусульмане Ливана по большей части сохранили язык и традиции. Христианские традиции по-прежнему бытуют у них: они моногамны и не приемлют развод. До Гражданской войны в Ливане община была тесносвязанной, а браки заключались практически исключительно внутри неё. Много греков покинуло Ливан вследствие войны.

Население аль-Хамидии в Сирии на 60% состоит из греков. Греческое самосознание продолжает оставаться сильным. Представители общины хорошо владеют греческим. Полигамия не распространена. Связь с исторической родиной поддерживается при помощи спутникового телевидения и родственников.

К 1988 многие греки-мусульмане Ближнего Востока жаловались на дискриминацию по религиозному признаку, с которой они сталкивались в греческом посольстве. Работники посольства относились к представителям общины с безразличием и даже неприязнью, и нередко отказывали в выдаче виз в Грецию.

См. также

  • Мусульмане в Греции

Примечания

Ссылки

  • Галбац Дибировю.От Ахиллеса к Аллаху. История греков-мусульман

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

starowier

Двоеперстие или троеперстие
Какое перстосложение древнее, вернее и приемлемее — двоеперстное или троеперстное? Этот вопрос и для нашего вре­мени не потерял еще своего значения. Почти триста лет ве­дутся об этом споры между старообрядчеством и новообрядчеством, и хотя теперь бесспорно и научно доказано, что Двоеперстие древнейшего происхождения (с апостольских времен), а троеперстие — новейший обряд, ни на чем не ос­нованный и, кроме того, догматически погрешительный, тем не менее, никониане не хотят его оставить и продолжа­ют держаться за него, как за величайшую святыню, как за непреложный догмат веры. До сих пор новообрядческая церковь продолжает утверждать в издаваемых ею Псалты­рях, Часословах, Часовниках (в предисловиях к ним), а также и в учебниках по Закону Божию, что двоеперстие — армянский и еретический обряд, а триперстие — апостольс­кое предание. Даже в такой богослужебной книге, как «Акафист святому Димитрию, митрополиту Ростовскому», церковь «православная» все еще провозглашает перед Са­мим Богом, что древлеправославные обряды, в том числе и главным образом двоеперстие, еретического содержания и происхождения и именно от никогда не существовавшего еретика Мартина Армянина. Если в наш «просвещенный» век, почти безверный, и для людей именно этого века — «культурных», «просвещенных», пропитанных всяким ли­берализмом, вопрос о перстосложении имеет, как видим, такое огромное вероисповедное значение, то можно предста­вить себе, как он волновал и смущал благочестивых людей XVII в., для которых всякий церковный обычай имел не­преложное значение. Вопрос о двоеперстии и троеперстии был в то время страшным и роковым, вопросом жизни и смерти. Примешь триперстие — будешь полноправным гражданином, «православным» христианином, а останешь­ся с двоеперстием — обречен на гибель: будешь проклят, постоянно гоним, подвергнут мучительным пыткам и сожжен в срубе или скончаешь жизнь на пытке, на плахе, на четвертовании, или всю жизнь будешь скрываться в лесах и в других непроходимых местах, на далеких окраинах Ро­дины и даже за пределами ее.
Почему же, однако, русские благочестивые пастыри того времени и их верная паства отказались от всех благ зем­ных, пошли на самые страшные мучения и пытки и на смерть, а от двуперстного знамения не отказались? На это они имели очень твердые и действительно непреложные ос­нования.
1. Христианство есть религия крестоношения и богочеловечества. «В центре христианской мистерии стоит Крест на Голгофе, крестная мука и крестная смерть Сына Божия, Спасителя мира. В Сыне, в Божественном Человеке, в Бого­человеке заключен весь род человеческий, все множество человеческое, всякий лик человеческий. Человечество есть часть Богочеловечества; христианство существенно антропологично и антропоцентрично, оно возносит человека на не­бывалую, небесную высоту. Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, явлен как Лик Человеческий. Этим ставится человек в центре бытия, в нем полагается смысл и цель ми-ротворения». Это христианское миросозерцание и исповеда­ние и выражается двоеперстным сложением. Еще св. Ки­рилл Иерусалимский (IV в.) в своих «огласительных поуче­ниях» призывал: «Да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем». Именно распятого. Во главе исповедания христианского стоит Сын Человеческий, вознесший на крест наши грехи. Так же говорит и св. Петр Дамаскин (VIII в., по другим данным — XII в.): «Два перста и едина рука являют Распятого Господа нашего Исуса Христа в двух естествах и единой Ипостаси познаваемого» («Добротолюбие»). В двоеперстии указательный палец изображает человеческое естество Христа, а рядом с ним стоящий — великосредний — изображает Божеское естество Сына Бо­жия, причем, по катехизическому требованию, этот перст верхним своим составом должен быть наклонен, что означа­ет верование: «Господь преклонь небеса и сниде на землю». Остальные персты, большой и два последних, совокупляют­ся между собою для изображения Святой Троицы. Как ви­дим, двоеперстное сложение составляется из всех пяти пер­стов — для исповедания Святой Троицы и двух естеств во Христе, но при самом действии крестного знамения и бла­гословения только два перста полагаются на главу, на жи­вот, на правое плечо и на левое. Богословски и догмати­чески двоеперстие является вполне православным исповеда­нием. А главное — оно ясно и определено выражает и, если можно так выразиться, демонстрирует или манифестирует центральную сущность христианства: распятие и смерть на кресте Богочеловека, а с ним и сораспятие всего человече­ства. «Мы проповедуем Христа Распятого», — провозгла­шает апостол Павел (1-е Коринфянам, 1:23). То же говорит за себя и двоеперстие. Оно существенно и наглядно: еван­гельская и апостольская проповедь.
В триперстии же нет ни этого центрального христианско­го исповедания, ни этой апостольской проповеди. Собор 1667 г. догматизировал: «Знамение честнаго и животворящаго креста творити на себе треми первыми персты десныя руки: палец глаголемый большой и иже близ его глаголе­мый указательный и средний слагати вкупе во имя Отца и Сына и Св. Духа, два же — глаголемый мизинец имети на­клонены и праздны». О Сыне Божием как Богочеловеке, как Исусе Христе, пострадавшем на Кресте, не говорится ни единым словом: о нем нет никакого исповедания в три-перстии. Это знамя без Богочеловека, без Христа Спасите­ля. Даже не было сказано, что во Святой Троице он испове­дуется в двух естествах.
Как могли благочестивые люди того времени отречься от двоеперстия — действительного знамения Христова и при­нять триперстие, совсем не исповедующее Христа-Богочело­века? Притом таким знамением, обнаженным от Христа, изобразуется крест на человеке. Таким образом распиналась Святая Троица на кресте без Христа, без Его Человечества, без Человека. Это было, по крайней мере, в этом диком зна­мении, отвержением самой сущности христианства, его сер­дцевины, его центрального смысла и цели. Такое трипер­стие можно было принять или не понимая смысла и значе­ния христианства или по насилию.
2. Ни восточные патриархи, ни все авантюристы, при­бывшие в Москву из разных стран и вершившие здесь цер­ковные дела, ни соборы, из них главным образом состояв­шие, не могли обосновать свое столь чуждое Христовой Церкви триперстие ни одним авторитетным свидетель­ством. Собор мог сослаться лишь на «мужиков-поселян». Что и говорить — это весьма демократическое свидетель­ство, можно сказать, прямо пролетарское. Но в делах Церк­ви оно не имело никакого значения, и, кроме того, оно было и лживым, что касалось всей тогдашней Руси благоче­стивой, которая целые века неизменно ограждалась двоеперстным крестным знамением: все «мужие поселяне» были двоеперстниками.
В противоположность этим бездоказательным триперстникам, благочестивые пастыри выставили ряд весьма вес­ких, весьма авторитетных свидетельств в защиту и в обо­снование двуперстия. Кроме указанных нами выше доказа­тельств св. Кирилла Иерусалимского и св. Петра, они при­водили еще в пример высказывания св. Мелетия Антиохийского (IV в.), блаженного Феодорита, епископа Кирского (VI в.), преподобного Максима Грека (XVI в.) и всех греков, восточных отцов Церкви. Затем приводились в пример святые отцы Русской Церкви, все до одного знаменовавши­еся двуперстно, и целый Стоглавый Собор 1551 г., на кото­ром участвовали такие великие знаменоносцы, как сам председатель его Макарий, митрополит Московский, кото­рого историк Голубинский величает «знаменитейшим из знаменитых», как «равноапостольные» святители Гурий и Варсонофий, казанские чудотворцы, Филипп, впоследствии митрополит Московский, а тогда еще лишь игумен Соло­вецкого монастыря и многие другие. Стоглавый Собор не только подтвердил свидетельства св. Мелетия Антиохийского и блаженного Феодорита, но изрек осуждение на не знаменающихся и не благословляющих, как Христос, двумя перстами (31 глава Собора). И даже это осуждение было по­заимствовано из древнегреческого потребника. Ссылались двоеперстники и на всех благочестивых российских патри­архов, в книгах которых (ими изданных) узаконяется и разъясняется двоеперстное сложение. Затем шли бесконеч­ные доказательства от Св. икон, начиная с иконы Пресвя­той Богородицы с Божественным Младенцем на руках, бла­гословляющим двоеперстно, написанной самим евангелис­том Лукой, и кончая многими чудотворными иконами, на­писанными в самой России. Как могла Русская Церковь после сего поверить пришлым в Москву бродягам-иностран­цам, что двоеперстное знамение есть страшная армянская ересь? Это значило признать всех своих святых и чудотвор­цев, да и всю древнюю Церковь — и русскую, и греческую — еретиками, армянами, проклятыми. Да и апостолов записать в еретики, и Самого Христа, благословляющего на всех этих древних и святых иконах двумя перстами, при­знать армянином и — того хуже. Нет, русская благочести­вая Церковь на это не пошла и отвергла всех этих хулите­лей, проклинателей и действительных еретиков. Великий русский народ остался верен себе и своей Церкви.

3. Даже внешний вид триперстия отталкивал от себя бла­гочестивый русский народ. Три перста сбиты в кучечку, требовалось, чтобы два верхних перста были пригнуты к большому пальцу. В тогдашних никонианских книгах та­ким и изображалось троеперстие. По выражению одного писателя, «все в триперстии пригнуто, все согбенно; это ка­кое-то робкое и рабское знамя». И действительно оно при­несло рабство всем никонианам: они лишились в своей но­вой церкви всех прав, присущих церковному народу, и пре­вратились в безмолвных рабов. Скажут, что оно все-таки складывалось во имя Святой Троицы. Но и самые проклятия и анафемы московских соборов и всех этих авантюрис­тов, ими руководивших, произносились, как сами они про­возглашали, «благоволением и благодатию Святыя Единосущныя и Животворящия Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа». От этого эти проклятия не стали благодатными. На­против: они стали более кощунственными и более нечести­выми. Мало ли совершалось и совершается преступлений самых страшных и самых отвратительных во имя Бога! Святой Иоанн Златоустый замечает, что даже чародеи и колдуны употребляют имя Святой Троицы для своих нечес­тивых и злых заклинаний, отчего они становятся преступ­нее. Триперстие справедливо именуют, по-народному, щепо­тью. Ничуть оно не похоже на торжественное знамя; это что-то обыденное, кухонное: щепотка соли, щепотка перцу, щепотка табаку — тут оно действительно уместно и достой­но своего назначения. Но возносить его как великое знамя христианства, как глубокий смысл и цель христианского исповедания, как победу Христа над смертью, над диаволом — оно для сего совсем не подходит и никоим образом не может этого выразить и не выражает. Двоеперстное сло­жение, напротив, самим видом своим выражает знамя крес­та, в народе оно так и называется — крестом. Два вытяну­тые вверх перста влекут нас ввысь, к Богу. Это воистину знамя победы и торжества. Богочеловечество здесь действи­тельно свидетельствует о привлечении и примирении Человечества с Богом. Ясно и красиво изображается в двоеперстном сложении и Святая Троица: три перста показывают ми­ровой горизонт, именно как Сам Богочеловек сказал своим апостолам: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матфея, 28:19), и доба­вил: «И се Аз с вами во все дни, до скончания века» (28:20). Вот именно в двоеперстном сложении все есть: и Святая Троица, и сам Христос в двух естествах.
4. Триперстие навязывалось русскому народу насильно: оно стало знамением жесточайших гонений на православ­ных христиан. Из-за него и ради него благочестивых людей мучили, убивали, сжигали. Вся страна обагрилась кровью святых мучеников. Миллионы лучших сынов и дщерей свя­той Руси целые века преследовались во имя этого триперстного знамения. Оно стало поэтому ненавистно русскому на­роду. Многие стали считать его печатью антихриста, так как только приняв его, могли русские люди жить более или менее спокойно в своей родной стране. Двоеперстие же ста­ло еще милее русскому благочестивому народу, ценнее и святее, ибо и оно преследовалось: два пальца отсекали у стойких хранителей двоеперстия. Преследовали никониане его и проклятиями, и всякими хулениями. Ненавидят они его даже до днесь.
5. Не отказалась православная Церковь принять и так называемое именословное, или херосложное перстосложение. Изданная собором 1666 г. книга «Жезл» утверждает, что сам Христос установил такое перстосложение для благо­словения: возносясь на небо, Он благословил всех учеников именословным перстосложением,то есть указательный перст вытянул, чтобы он означал литеру «I», а великосредний так согнул, чтобы он был похож на букву «С»; таким образом, из двух пальцев получилось «IC», что значит ИСУС; Большой же палец скрестил с безымянным, чтобы получилась из них литера «X», а мизинец так согнул, что­бы он стал похож на букву «С», из этих пальцев получи­лось «ХС», что значит Христос. Так это выходит по славян­ской азбуке и по греческому алфавиту. На всех же других языках, у которых совсем иной буквенный алфавит, напри­мер, у евреев, арабов, сирийцев, китайцев, японцев и мно­гих других, никакими пальцами не изобразить имя Христо­во. Почему Господу Исусу, пославшему своих учеников с проповедью «ко всем языкам» и прежде всего — к евреям, понадобилось благословлять их, евреев, греческими буква­ми или славянскими, которые в то время еще и не были изобретены, — этого книга «Жезл» не объясняет. Но для грамотных людей того времени было ясно, что «Жезл» го­ворит просто небылицу о Христе, которой они не могли по­верить, несмотря ни на проклятия соборные, ни на гоне­ния. Благочестивая русская Церковь осталась с действи­тельно Христовым благословением — двоеперстным сложе­нием, которое для всех народов приемлемо и для всех язы­ков ясно, а херосложное, «изобретенное» неизвестно кем, отвергла.
—————————————————————————————————————————————————————————-
Древлеправославие: СИМВОЛЫ ИСТИННОЙ ВЕРЫ
Двуперстное крестное знамение
О двуперстном крестном знамении и почему старообрядцы исповедуют его истинным и заповеданным нам Исусом Христом.
Со времени разделения Русской православной церкви в 1654 – 1667 гг. на сторонников старого и нового обряда двуперстное крестное знамение стало символом старообрядчества. Это и слова протопопа Аввакума : «Тако креститесь — да спасетесь», и Боярыня Морозова, изображенная на знаменитой картине Сурикова, с высоко поднятой рукой осеняющая людей двуперстным крестным знамением.
Интересно, почему в те годы тысячи людей отдавали свои жизни за, казалось бы такое узко-обрядовое понимание православия? Какая разница, как креститься, двумя или тремя пальцами? Ведь учение Христа намного выше и шире этих обрядовых мелочей. Ответить на данный вопрос и такие рассуждения без глубокого и вдумчивого изучения проблемы невозможно, и все же, попробуем сделать это.
Блаженный Феодорит, епископ Кирский (393 – 466 гг.) участник 3-го и 4-го Вселенских соборов пишет, как надо креститься и благословлять: «Три персты равно имети вместе, великий, да два последних – исповедуется тайна Троицы, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святыи. Не три Бога, но един Бог Троица. Именами разделяются, а Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден от Отца, а не создан, Дух Святой не рожден, не создан, но исходит от Отца. Трие во едином Божестве, едина сила, едина честь, едино поклонение от всея твари, от ангел и от человек. Таков тем трием перстом указ. А два перста, вышний (указательный) да средний великий, вместе сложити и простерти (держать прямыми). Великий же перст держати мало наклонно, то образует два естества Христова, Божество и человечество. Бог по Божеству, а человек по вочеловечению, во обоих совершен. Вышний же перст образует Божество, а нижний человечество, понеже сошел от вышних спасти нижняя. Наклонение же персту толкуется: преклонь бо небеса сошел на землю, нашего ради спасения. Тако подобает креститеся и благословити. Тако святыми отцами указано. Такова убо сила есть знамения честнаго креста, имже верни ограждаемся, когда молимся, исповедающе таинственное спасово смотрение, (когда пологаем простертые персты на лоб) еже от Бога и Отца прежде всея твари рождение, (опуская персты на живот) и еже свыше на землю Его сошествие и распятие, (поднимая руку и полагая персты на правое плечо, потом на левое) воскресение , вознесение и паки второе Его пришествие». Это свидетельство наглядно показывает, что уже в начале пятого века, к третьему Вселенскому собору двуперстное крестное знамение было широко распространено, и имело четкую Богословскую трактовку.

И, все же, спросит вдумчивый читатель, двуперстие — это обряд, который может меняться, или неизменная основа Православной церкви? Для дальнейшего рассмотрения вопроса предлагаю обратиться к основе основ христианства – Святому Евангелию.
Евангелист Матфей описывает происходившее на тайной вечери, положившее начало таинству Евхаристии «Ядущим же им, прием Исус хлеб, и благословив, преломи и даяше учеником»…(Мф. зч 108)
И евангелист Лука повествует о произошедшем по воскресении Господнем, когда шли апостолы Лука и Клеопа в Еммаус. И примкнул к ним Исус под видом путника, и спросил их, о чем они беседуют. Они рассказали ему о бывших во дни сия… И той путник рече к ним: «О, несмысленная и косная сердцем, что не верите, о чем говорили пророки. Не сейчас ли подобает пострадати Христу, и войти в славу свою? И начат от Моисея, и от всех пророков рассказывать им от всех писаний, в которых говорилось о нем…». К вечеру пришли они в селение и пригласили путника разделить с ними трапезу и ночлег. «И бысть яко возлежа с нима, и приим хлеб благослови, и преломив даяше има. Уних же отверзостеся очи, и познаста его, и той невидим бысть има». (Лк. зч 113) И только по благословлению хлеба узнали апостолы Исуса, до этого принимавшие его за простого попутчика.
И дальше в зачале 114 : «Вы же есте свидетелие сим. И се аз послю обетование Отца моего на вы…». «Извед же их вон до Вифании, и воздвиг руце свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо, и тии поклонишася ему».
Благословление не было преподаваемо Христом разными способами: одноперстием, двуперстием, троеперстием, ладонью, так или иначе….Эти слова святаго Евангелия, по моему глубокому убеждению, ясно указывают – Христос показал и заповедовал нам обычай благословления, некий тайный знак. Устное, тайное, во всех подробностях не описанное действие. За раскрытием этой тайны логично обратиться к свидетелю всего происходившего, евангелисту Луке.
Согласно церковному преданию, сохранившемуся практически во всех христианских странах, первым иконописцем, написавшим большое количество икон, считается евангелист Лука. На иконах, написанных евангелистом Лукой, в том числе на образе Тихвинской Божией Матери, десница Исуса Христа изображена благословляющей двуперстно.
Также о необходимости веры не только написанным законам, но и устным установлениям говорит святой апостол Павел в своем послании к Солуняном: «Братие, стойте и держите предания, им же научитеся или словом, или посланием нашим». Ему вторит св. Василий Великий, известный проповедник православия 4-го века: «Из сохраненных догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по приемству в тайне, и те, и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий во установлениях церковных. Ибо аще предпримем отвергати не писанные обычаи, аки не великую имуще силу, то неприметно повредим Евангелие в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Исуса Христа, знаменались образом креста, кто учил сему писанием?» («Полн. Перев.», прав. 91-ое). И современный историк Александр Дворкин в предисловии к своему труду «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» пишет: «Именно ученикам было вверено сохранить в памяти и записать произшедшее. Но записано все это было уже несколько десятилетий спустя после смерти и воскресения Спасителя. И тут мы уже вступаем в область Священного Предания. Предание (по-латыни traditio) значит то, что передается из рук в руки, из уст в уста» ( 3 изд. Ниж. Новг. 2006 г. с.20). И в 21 веке так же напоминается о необходимости Веры преданию.
И многие другие вещественные памятники христианского искусства, которые, по словам св. Иоанна Дамаскина, «являются своего рода историей памятной даже и для не умеющих грамоте» (Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», 1885г. с 266.), отображают всеобдержность двуперстия до 13в. Это и статуя апостола Петра в соборе апостолов Петра и Павла в Риме, являющаяся «переходной» от язычества к христианству, переделанная христианами первых веков из статуи Юпитера, где апостол благословляет двуперстием. И мозаичное изображение «Сошествие св. Духа на апостолов», находящееся в одном из куполов Софийского собора в Константинополе. Изображение это открыто в 50-х гг. прошлого века, где также Исус изображен благословляющий двуперстно, и т. д.
Отсутствие же между христианами первых веков по этому поводу споров и разногласий, которые неизбежно были бы вынесены для рассмотрения на Вселенские соборы, только подтверждает вышесказанное. И вот происходит интересная ситуация: мы незыблемо верим словам Евангелия, написанным евангелистом Лукою, и не дерзаем их изменять! А к его же свидетельству о перстосложении относимся пренебрежительно, как к чему-то маловажному и могущему изменятся с течением времени.
Еще один яркий пример описан в житии архиепископа Антиохийского Мелетия, где повествуется о чуде, которое произошло на II Вселенском соборе. Во время спора с арианами, которые и после I Вселенского собора продолжали неправославно мудрствовать о том, что Исус Христос не Сын Божий, не Единосущен Богу Отцу, а создан и является, хотя и выше людей, но творением, «Святой Мелетий встав, показал людям три перста, и не бысть знамения. Потом же два совокупль, и един пригнув, и благослови люди. В то время его осенил огонь, словно молния, и святой громко воскликнул: три Ипостаси мы разумеем, и об одном существе беседуем».
Известный историк Н.Ф. Каптерев в своем труде «Время патриаршерства Иосифа» делает такой вывод: «Феодорит, епископ кирский, бывший во времена Третьего и Четвертого Вселенских соборов, встретив ересь монофизитскую, осужденную на Четвертом Вселенском соборе, сильно противу оныя ратовал. Но как сия ересь придумала во означение одной природы во Христе одним перстом изображать крест, то, без всякого сомнения, противу сея ереси и было изложено богословское уяснение изображения в сложении перст от блаженного Феодорита епископа кирскаго, которую приводил во свидетельство Стоглавый собор». Здесь хочется добавить, что все общества, искажающие основные догматы православия, изобретали и свой физически наглядный символ.
В составленном Иоанном Златоустом, учеником святаго архиепископа Мелетия, чине божественной литургии во многих местах говорится о благословлении. И подразумевается конкретное движение (действие) священника или епископа — тех, кому дана власть благословлять именем Господа нашего Исуса Христа. В начале литургии, на прощении, диакон глаголет: «Время послужити Господеви, благослови владыко.» Иерей, знаменуя рукою крест на его главе, глаголет: «Благословен Бог наш, всегда и ныне и присно и вовеки веком». Диакон глаголет «Аминь»… И на самом преложении святых даров: «…И все еже о нас смотрение исполнив: в нощи в ней же предаяшеся, паче же себе предаяше за мирскии живот, прием хлеб святыми своими и пречистыми, и непорочными руками, благодарив и благословив, освятив преломль, даст святым своим ученикам и апостолом, рек». Возглас. «Примите и ядите, се есть тело мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Иерей же глаголя сие, рукою десною показует ко святому дискосу. Диакон показует со уларем своим и глаголет: «Аминь».
На протяжении многих веков православного христианства непрерывно совершается таинство евхаристии, таинство рукоположения священства и просто благословления людей. И во все века передавалось из поколения в поколение в виде устного и наглядного, конкретного действия – благословления Господня.
Во времена же Стоглава, когда на Русь «поползло» троеперстие с католического запада а затем и из подписавшей в 1439 г. унию с католиками Византии, святым отцам пришлось опять напоминать церковным чадам как и почему подобает благословлять и совершать крестное знамение: «Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет анафема. » Спустя всего лишь сто лет, во время патриаршества Никона, на соборах 1666 и 1667 гг. были прокляты древние обряды, в том числе и двуперстное крестное знамение, и этими проклятиями расколота Русская церковь. А оставшиеся верными Православному (ставшему старым) обряду, вновь стали в своих трудах объяснять и доказывать ИСТИНУ.
По мнению Н.Ф. Каптерева в его труде «Патриарх Никон и его противники»: «Русские заимствовали у греков и двуперстие в крестном знамении, сугубую аллилуию и др., которые у греков с течением времени подверглись видоизменениям. Двуперстие окончательно вытеснено было у них триперстием, которое, вероятно, с половины 15-го века и стало у греков преобладающим, равно как и прежнее безразличное двоение или троение аллилуии заменилось исключительно троением. Русские же относительно перстосложения для крестного знамения остались при древнейшей его форме – двуперстной» (изд. 2-е ст. 24). Здесь следует добавить о том, что вероятнее всего начало троеперстию положил своим указом папа римский Иннокентий III, занимавший римскую кафедру с 1198 г. по 1216 г. «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы» («De sacro altaris misterio», II,45). Протопоп Аввакум в своем житии называет родоначальником троеперстия римского папу Фармоза, который занимал римский престол с 891-896 гг. Хотя до разделения Церкви на Восточную и Западную произошедшего 1054г. было еще далеко, и папа Стефан 7 (896-897гг.) исповедовал двуперстие.
В евангелии от Марка говорится: «Еще ли окаменено сердце ваше имате, очи имуще не видите, и уши имуще, не слышите». (Зч.33). Кто хочет верить – тот верит, кто хочет видеть – тот видит Божественную мудрость во всем, начиная с мельчайших полевых цветов и заканчивая мудрым ходом планет во вселенной по заданному Богом закону. А не просто, кто как захочет… или что от себя придумает…
Крестное знамение не придумано людьми, и не должно рассматриваться как некая эволюционирующая от менее догматически насыщенной к более насыщенной форме. Двуперстное крестное знамение, заповеданное нам Господом Исусом Христом, является истинным и точным выражением основных догматов Православной веры.
Диакон Игорь Карванен.
Используемая литература:
1.Святое Евангелие.
2.Апостол.
3.Житие архиепископа Мелетия.
4.Житие протопопа Аввакума. СПб: «ГЛАГОЛЪ», 1994г.
5. Епископ Антоний Пермский и Тобольский. Святоотеческий сборник. Новосибирск: Слово, 2005г.

6. Епископ Арсений Уральский. Оправдание старообрядствующей Христовой церкви. Москва: Китеж, 1999г.
7. С.И. Быстров. Двоеперстие в памятниках христианского искусства. Барнаул: АКООХ «Фонд поддержки…», 2001г.
8.Ф.Е.Мельников. Краткая история древлеправославной Церкви. Барнаул:БГПУ,1999г.
9.Н.Ф.Каптерев. Время патриаршества Иосифа. выпуск 1. ст.83.
Патриарх Никон и его противники. Изд. 2. ст 24.
10.А.Л.Дворкин.Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. н.Новгород. «Христианская библиотека» 2006г.