Греко эль

«Совлечение одежд с Христа» — картина Эль Греко, написанная в 1577—1579 годах для ризницы главного алтаря Толедского собора, где и находится по сей день.
На картине изображён Христос, со спокойным безразличием обративший взор в небеса, отрешённый от окружающей его жестокости . Светлый лик Спасителя резко контрастирует с грубыми фигурами столпившегося вокруг него возмущённого люда. Один из них осуждающе указывает пальцем на приговорённого к распятию, а рядом уже идёт спор за его одежду. Человек в зелёном крепко держит верёвку, привязанную к руке Христа, и готовится сорвать с него хитон для подготовки к распятию. На левом переднем плане три Марии горестно созерцают, как в кресте высверливают отверстия для гвоздей.
Всю мощь своего выразительного искусства Эль Греко сосредоточил на ярко-красном хитоне Христа. Фиолетовые тени в складках одеяния и светлые места на его рельефных очертаниях лишь усиливают царственное величие красного на полотне. Вертикальная композиция картины и сжатый передний план, вероятно, потребовались Эль Греко для подчёркивания давления мучителей на доминирующего в центре картины Христа. Исключение лишнего пространства на картинах было распространено среди маньеристов XVI столетия.
По мнению искусствоведа Гарольда Уэтея картина является «экстраординарно оригинальным шедевром», эмоциональный эффект от которой достигается необычайно интенсивным использованием красок. Возможно, на создание картины оказали влияние величественные образы Спасителя из византийского искусства, так как тема совлечения одежд была крайне редкой в западной живописи того времени. Приёмы поздневизантийской живописи можно увидеть в изображении нескольких рядов голов друг над другом для создания эффекта толпы. С другой стороны, мотив столпотворения людей вокруг Христа предполагает знакомство с работами северных мастеров, таких как Босх, крупнейшая коллекция работ которого принадлежала Филиппу II. Наклонённая фигура в жёлтом могла быть позаимствована с гобелена Рафаэля «Чудесный улов рыбы», который Эль Греко наверняка видел в Риме. В остальном картина оказалась абсолютно новаторской для своего времени.
Заказ на работу художник получил благодаря давней дружбе с Луисом де Кастилья, сыном декана Толедского собора Диего де Кастилья. Сохранился документ, связанный с этой картиной и датированный 2 июля 1577 года, являющийся самым ранним свидетельством появления Эль Греко в Испании. Картина «Совлечение одежд с Христа» стала предметом споров между художником и представителями Толедского собора относительно оплаты за проделанную работу. По решению суда Эль Греко получил 350 дукатов, хотя сам оценивал её на 950. Соборное духовенство возражало против появления на картине трёх Марий, так как в Евангелиях не упоминается их присутствие при данной сцене. Эль Греко, вероятно, позаимствовал этот элемент, как и верёвку на запястье, из «Размышлений о жизни Христа» Псевдо-Бонавентуры. Размещение истязателей выше головы Христа также использовалось в качестве аргумента для снижения цены за работу.
Несмотря на недовольство духовенства, картина имела огромный успех. В настоящее время известно как минимум 17 её версий, две из которых, значительно меньшего размера, принадлежат руке самого Эль Греко, являясь, возможно, рабочими эскизами.
После проведения реставрационных работ в конце 2013 года «Совлечение одежд с Христа» была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо и в 2014 году возвращена в Толедо.
Jonathan Brown. El Greco of Toledo. — 1982. — 275 p. — ISBN 978-0-8212-1506-7.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

ещё …

«Совлечение одежд с Христа», Эль Греко — описание картины

Совлечение одежд с Христа — Эль Греко. 1577–1579. Холст, Масло. 285 x 173 см.
В 1577 году Эль Греко пытается закрепиться в Толедо. Он жаждет популярности и востребованности. Одним из первых его заказов здесь была картина на очень редкий религиозный сюжет – с Христа стягивают одежду прежде чем отправить на крест. Картину заказал кафедральный собор, чтобы разместить на центральном месте, где она находится и поныне.
Работа получилась очень повествовательной и эмоциональной. В центре композиции Эль Греко разместил Христа. Он облачён в яркий, красный, свободный хитон. Спасителя плотным кольцом окружает толпа и, кажется, будто фигура Иисуса безвольно плывёт в этом бурлящем потоке ожесточённых или, наоборот, безразличных лиц.
Один воин готовит крест, забивая в дерево гвозди, другой занёс руку над Христом, чтобы сорвать одежду. На переднем плане в левом нижнем углу зритель видит трёх женщин, которые будто застыли, впав в оцепенение, глядя на жестокое орудие убийства – крест. Это три Марии, пришедшие проводить Иисуса на казнь.
Одни выполняют рутинную работу, другие страдают и только сам мученик не обращает внимание на происходящее. Его глаза подняты высоко в небо с покорностью и молитвой, а лик словно светится изнутри. Лицо Христа резко выделяется на фоне воинов, ведь их автор картины изобразил в более тёмных тонах, подчёркивая, что их души погружены во мрак, в то время как душа осуждённого на казнь просветлённа и чиста.
Стоит отметить, что картина не понравилась духовенству Толедо. По их мнению, Эль Греко отступил от важных религиозных канонов написания Спасителя. В частности, фигура Христа находится ниже некоторых других героев картины, тогда как традиция предусматривала, чтобы он возвышался над всеми. Однако, несмотря на роптания ортодоксов, полотно было выставлено в соборе, что только увеличило славу Эль Греко, обеспечивая талантливому мастеру много заказов.

«Эсполио», или «Снятие одежд с Христа» (1577-1579)

За свою жизнь Эль Греко написал большое количество картин, среди них немало превосходных. Но в его творчестве существует пять-шесть полотен, которые можно назвать великими. К числу шедевров первым по времени принадлежит «Эсполио»(1577 —1579).

Сакристия собора, построенная в стиле архитектуры Хуана де Эрреры Николасом де Вергарой, представляет собой строгий по формам огромный зал. Его плафон в XVII веке был расписан неутомимым Лукой Джордано, стены украшались картинами испанских мастеров. Алтарный образ «Эсполио» в тяжелой золоченой раме, также созданной Эль Греко, висит на стене прямо против входа в сакристию.

Картина держит ось большого архитектурного пространства, господствует в нем и неудержимо влечет к себе. Сила воздействия достигается прежде всего необычайной интенсивностью и красотой колорита. Огромное пятно винно-красной одежды Христа, пламенеющей через весь зал сакристии,— это эмоциональный и образный ключ всей композиции. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом. И этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана.

Но в «Эсполио» цвет хитона, густой, яркий и удивительно благородный, словно сохраняет в себе горячий ток крови. Возможно, он символизирует цвет самой жизни. Не случайно здесь запечатлен, согласно Евангелию, момент, когда перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова «espoliar» — грабить.

Сюжет, к которому обратился Эль Греко, исключительно редок для его времени. Чаще всего живописцы изображали такие моменты, как «Взятие Христа под стражу», «Коронование терновым венцом», «Бичевание Христа». То, что Эль Греко использовал редкий сюжет, возможно, свидетельствовало о его стремлении быть свободным от традиционной иконографии.

«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий»

Евангелие от Луки 23:26-34.

Образный смысл картины нередко видят в резком противопоставлении духовному совершенству Христа людской низменности, жестокости и злобы. Но замысел художника представляется более глубоким и сложным. Он создает здесь целую гамму человеческих переживаний, взаимодействующих между собой и объединенных общим трагическим чувством неотвратимой гибели главного героя. Внутренний драматический конфликт показан в развитии, в становлении; в эмоциональном состоянии персонажей есть что-то затаенное, изменчивое, погруженное в себя. Картина соткана как бы из нескольких психологических планов.

предыдущая / главная / следующая страница

10 известных картин Эль Греко

Подборка знаковых работ художника.

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко, был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков. Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.

#10 Святая Троица

Год создания: 1577

Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.

#9 Христос исцеляет слепого

Год создания: около 1570

Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого, касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.

#8 Поклонение пастухов

Год создания: 1612–1614

Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.

#7 Успение Богородицы

Год создания: 1577–1579

Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко. Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда. «Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.

#6 Лаокоон

Год создания: 1610–1614

Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона. Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания. Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.

#5 Портрет пожилого дворянина

Год создания: около 1580

Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.

#4 Снятие одежд с Христа

Год создания: 1577–1579

Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.

#3 Открытие пятой печати

Год создания: 1608–1614

Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет. На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды. Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Пабло Пикассо, что вызывает дискуссии и споры, добавляя известности шедевру.

#2 Вид Толедо

Год создания: 1596–1600

Пейзажи были редким явлением в испанском искусстве. Изображение Толедо является одним из трех сохранившихся произведений в этом стиле. Картина славится своей загадочной символикой и, как и в других работах художника, в ней применен сильный световой контраст между темным небом и сочной зеленью. Наряду со «Звездной ночью» Винсента Ван Гога, этот пейзаж остается одним из самых известных изображений неба в западном искусстве.

#1 Погребение графа Оргаса

Годы создания: 1586–1588

Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием. Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.

Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко.

10 известных картин Эль Греко обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

«Поклонение пастухов» (1570-1572)

В восемнадцатом веке эту картину приписывали Джованни Ланфрансо, а позже семейству Баззано. С 1951 года было официально принято авторство Эль Греко, тем не менее, все же существует связь этой картины с работами Баззано. Возможно, именно эта картина стала первым произведением так называемого цикла «ночных» картин Эль Греко.

Рентгеновское исследование показало, что верхняя часть холста была полностью перекрашена, и верхний край холста был обрезан.

Художник неоднократно обращался к теме Поклонения пастухов, одна из известных нам ранних работ — створка Моденского полиптиха, созданного несколькими годами ранее.

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей;

и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. 17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было»

Евангелие от Луки 2:4-20.

предыдущая / главная / следующая страница