Греция православная

Три дня на Корфу

Анастасия Коренькова
Три дня на Корфу
В июне я впервые в жизни попала в Грецию, на остров Корфу. Ионическое море и ласковое солнце… И – храм, где находятся мощи великого святого христианского мира – святителя Спиридона Тримифунтского. Об этой радостной встрече и хочу рассказать.
Но начну с курьеза . В октябре 2010 года, как многие помнят, в Петербург была принесена десница – правая рука – Чудотворца. Я тогда только переступила порог Церкви и была человеком несведущим. Не подозревая, какие могут быть очереди в Новодевичьем монастыре, решила отправиться к великой святыне: знала, что в Православии святителя Спиридона Тримифунтского почитают так же, как его современника Николая Угодника, и что епископ, как говорят, особо помогает в разных житейских проблемах – например, жилищных. Не представляя толком, как организован процесс, по дороге с работы зашла, впервые в жизни, в Новодевичий – жила тогда недалеко. Сейчас трудно сказать, как могла не заметить очередь, наверняка тянувшуюся через всю территорию обители в Казанский храм. Возможно, просто не знала, что действующая церковь не одна. Поэтому решительно направилась в самый ближайший ко входу Воскресенский собор. Вижу – частицы мощей. Не стала детально разбираться, чьих. В храме тишина и пустота. Красота! Помню, что тогда еще порадовалась, что могу без суеты и не спеша помолиться святителю Спиридону.

А просила я Чудотворца помочь мне обрести собственное жилье в Петербурге. К тому моменту было уже понятно, что хочу остаться здесь, но мечтала по-настоящему «укорениться» и иметь свою квартиру. О многолетних скитаниях по съемным углам даже думать не хотелось.
В общем, стою, горячо молюсь: Святитель Спиридон, если есть на то воля Божия, помоги устроить так, чтобы Петербург стал мне настоящим домом! Потом, довольная, отправилась к себе на «Электросилу», где с подругой, тоже сибирячкой, мы снимали «сталинку». Делюсь с ней впечатлениями. И хоть человек она неверующий, но стало и ей любопытно: что же за чудо там такое привезли. На следующий день пошла в Новодевичий Таня. Пришла и рассказывает, какую очередь отстояла, чтобы увидеть десницу. Слушаю и понимаю: что-то не то! И тут до меня «доходит», что ходила я куда-то не туда. Раздосадовалась.
Но святой меня услышал. Расстояние в несколько десятков метров для него оказалось не помехой. Через год я жила в собственной квартире, перевезла в Петербург маму, и любимый город стал для меня настоящим домом. Надеюсь, что навсегда.

Ковчег с десницей (фото найдено на просторах Сети)
И святитель Спиридон стал для меня таким же любимым и близким. Конечно, я очень обрадовалась, когда у меня неожиданно появилась возможность (благодаря работе) три дня провести на Корфу и поблагодарить святого за его заступничество и помощь.
Правда, сначала пришлось поволноваться по поводу греческой визы, документы на которую сдала буквально за неделю до отъезда. В визовом центре «развернули» мои документы – единственной из группы коллег! Потребовали дополнительные сведения. Все пришлось доделывать в срочном порядке. Паспорт с «марочками» ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΔΗΜΟΚΡΑΤΙΑ мне вручили уже в Пулково, в три часа ночи .
Еще три часа в воздухе, и вот уже в иллюминаторе виден «серп» Корфу, омываемый бирюзовым Ионическим морем. Выходим из самолета: в городе Керкира туманно, очень влажно и +21.

Небольшой аэропорт Керкиры

Не хочу терять ни минуты, поэтому начинаю фотографировать из окна автобуса
Ранее утро, но сон как рукой сняло: в трансферном автобусе включили видео – концерт знаменитого греческого музыканта Янни, которого часто слушаю дома. Любимые мелодии сразу же создали ощущение какой-то приобщенности к этому месту. Что-то вроде сигнала: я у своих. Стало очень уютно и спокойно.

Утренняя чашечка кофе. Никто никуда не торопится
Корфу – один из самых северных Греческих островов. До Бари отсюда ближе, чем до Афин. Так что два великих христианских святых до сих пор находятся рядом, как были рядом в своей земной жизни. А еще недалеко Венеция, несколько веков владевшая Корфу, что оставило неизгладимый отпечаток на облике столицы острова, Керкиры. Зато Османская империя так и не смогла ни разу завоевать эту землю, чем местные жители гордятся. Они уверены, что обязаны заступничеству великого святого.

Корфу утопает в зелени, климат достаточно мягкий. Здесь не бывает невыносимого зноя

Высшая точка острова – гора Пантократор (906 м). На снимке, правда, – не она
Строго говоря, епископ Тримифунтский не имеет никакого отношения к Корфу – вся его земная жизнь прошла на Кипре. Местечко Тримифунт до сих пор существует. Правда, теперь это не крупный город, а захолустная деревня на оккупированной Турцией территории. Храм в руинах. И вот, как раз спасая мощи святителя от поругания иноверцами, христиане вывезли раку сначала в Константинополь, а потом на Корфу. Было это 550 лет назад, и с тех пор Чудотворец – покровитель, защитник и даже в каком-то смысле правитель Корфу. Пять раз в год он «обходит» Керкиру в рамках крестного хода – раку несут несколько мужчин. А уж сколько раз он проходит по острову незримо, помогая и молясь за жителей, не сосчитает никто. Но служители храма свидетельствуют: башмачки из его облачения, которые меняют каждый год, всякий раз оказываются стоптанными. Иногда рака, которую отпирают двумя ключами, категорически не желает открываться. В таких случаях священнослужители не упорствуют: святитель Спиридон в это время отсутствует – как раз обходит остров.

Решила взять из Интернета этот снимок, так как он дает представление о том, как проходят крестные ходы с мощами святителя Спиридона. Раку держат вертикально: архиерей восседает и, как живой, благословляет встречающую его паству
А этот башмачок – реликвия кафедрального собора в Тбилиси. В мае мы имели счастье приложиться к нему. Дома же у меня теперь есть своя маленькая святыня: частичка облачения святителя. Ее на Корфу вручают каждому паломнику
Жители Корфу имеют стойкую привычку заходить в храм по пути на работу и в школу – приложиться к раке и получить благословение своего небесного заступника. И даже мальчиков при рождении здесь чаще всего называют Спиро.
«Если вы выйдете на улицу в Керкире и громко крикнете: «Привет, Спиро!», в вашу сторону обернется много людей», – рассказывала гид Дина по дороге в местечко Ахарави, где нам предстояло жить.
Дина, конечно же, упомянула о помощи святого в финансовых и жилищных делах, чем вызвала заинтересованные взгляды моих коллег. Рассказала о том, как Спиридон всю жизнь пас скот, несмотря на сан, как спасал земляков от голода при засухе, как поддерживал их не только молитвой, но и деньгами, если была в том необходимость… Все так, все так. Но не упомянула наша рассказчица об очень важной вещи. Наверное, потому, что это не так «зрелищно», как превращение змеи в золото. А между тем, для христиан принципиально. Вместе со святителем Николаем епископ Тримифунта участвовал в Первом Вселенском Соборе в Никее, где обличил ересь Ария, отвергавшего Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы – Сына Божия, от Бога Отца.
Вообще-то все шло к тому, что Арий выиграет в этом споре. У него было полно красноречивых и влиятельных сторонников. Мудрецы так искусно говорили, что им было сложно что-то возразить. В отчаянии – никакие аргументы не действуют – епископ Мирликийский Николай, как гласит предание, дал Арию звонкую пощечину. Ну что делать? Необразованному Спиридону и слово-то давать не хотели. Куда пастуху (хоть и архиерею) в ивовой шапочке до философов? Наверное, над ним даже подсмеивались: обычай элиты – смотреть свысока. Но Божья правда, как всегда, в своей простоте оказалась сильнее мудрости витий. Все мы помним из жития: епископ взял в руку (десницу!) кирпич и сжал его:
«Во имя Отца!» – и из глины вырвался огонь.
«И Сына!» – вниз потекла вода.
«И Святаго Духа!» – в ладони святого осталась сухая глина.
«Три стихии, а кирпич один, – заметил епископ Тримифунтский. – Так и Троица: Три Лица в Едином Божестве».
Это было так наглядно, что никто не нашел что возразить. Ораторы были посрамлены. По окончании Собора святителя начали почитать во всем христианском мире, а он вернулся на Кипр и продолжал себе спокойно пасти скот и окормлять духовных овец.
После возвращения из Никеи епископа ждал удар: умерла единственная дочь Ирина. Напомню, что святитель Спиридон был женат, но рано овдовел. И вот надо же было случиться недоразумению: некая женщина, оказывается, отдавала на хранение Ирине золотое украшение, и после смерти девушки хозяйка попросила вернуть драгоценность. Но ее нигде не могли отыскать. И тогда, повествует житие, великий угодник Божий совершил уж совсем неординарное: обратился к мертвой дочери как к живой, спросив, где находятся вверенные ей украшения. Из могилы Ирина ответила отцу, указав место. А потом упокоилась снова.
Сколько солнца, красок, света! Теперь понятно, почему греки такие жизнерадостные
Кстати, о жизни. Для меня Греция является самим олицетворением торжества жизни и радости. Кажется, что здесь дыхание жизни заключено в каждом миллиметре пространства: на территории нашего отеля в загоне жили ослики и козы. В болоте рядом обитали лягушки и черепахи в немыслимых количествах. Под дверью нашего домика нас постоянно «караулили» муравьи. И так везде: стоило только приглядеться, как можно было обнаружить рядом то жука, то пчелу, то комара. А уж греческие кошки! Как нам объяснили, местные жители их не кормят: для них это – нонсенс. Но кошек меньше не становится, то ли благодаря охотничьим навыкам, то ли русским сердобольным туристам, которые считают святой обязанностью выделить четвероногим кусок со шведского стола. В конце-концов, все включено. Жалко, что ли?
Этим черепахам-попрошайкам мы скормили полбатона. Ели с аппетитом!
Поскольку мы жили в 35 км от Керкиры, я начала думать, как мне попасть в город, чтобы все-таки побывать в храме и приложиться к мощам святителя Спиридона. Вездесущий Интернет еще дома сообщил, что раку открывают только дважды в день: после Литургии и около пяти вечера. Хотелось, конечно, какой-то из этих моментов «подловить». И тут все устроилось идеальнейшим образом: организаторы поездки в качестве гостеприимного жеста выделили для нас автобус, бесплатно довезли до Керкиры и сделали это аккурат к моменту, когда открыли мощи, перед вечерним богослужением.
Колокольня собора святителя Спиридона – доминанта Старого города. Она заметна издалека, поэтому найти храм совсем несложно
Табличка, подтверждающая, что мы у цели
В самом храме подсвечников нет. Свечки можно поставить только на улице, у входа в собор. Поражают, конечно, эти огромные свечки, непривычные для нашего взгляда. Наверное, только от большой любви и щедрости души можно было придумать такое
Без всякой очереди, без каких бы то ни было проблем, мы подошли к раке и приложились! После этого многие мои коллеги отправились гулять по Керкире дальше, а я спокойно прочитала акафист и, не выдержав, снова пошла к раке, которая все еще была открыта. Тут же пишу SMS домой. Представляю реакцию домашних, прочитавших: «От жадности приложилась к мощам дважды!» Жадность, конечно, чувство неполезное, но мне действительно хотелось как можно полнее впитать в себя эту благодать.
Перед поездкой я посмотрела несколько документальных фильмов, передач, и уже знала, как выглядят нетленные мощи святителя. Они непостижимым образом сохраняют не только вес взрослого мужчины, но и имеют обычную температуру человеческого тела. Как говорят священнослужители, при переоблачении святого они ощущают эластичность кожи. Лицо (а оно открыто) потемнело, но, по словам священников, это от пыли и копоти. Впрочем, протереть его они не дерзают.
Фотографировать в храме запрещено. И служители за этим зорко смотрят. Я не стала нарушать правила, и в церкви не сделала ни одного снимка. Впрочем, фотографий полно в Интернете.
Кстати, про десницу. Никто точно не знает, когда от мощей была отделена правая рука. Но достоверный факт, что в 16 веке ее доставили в Рим, Папе Клименту VIII (напомню, что святитель Спиридон почитается и в католическом мире). Несколько веков святыня пребывала в итальянской столице. И только в 1984 году, после длительных переговоров, Римская Церковь передала десницу грекам. Митрополит Керкирийский лично привез ее на остров.
Улица тоже носит имя святителя Спиридона
Фото на память
Кафедральный собор Панагия Спилиотисса
После посещения храма я погуляла по Керкире. Как говорят бывалые путешественники, она действительно чем-то напоминает Венецию.
Крепость
Старый город суетлив, многолюден, но очень уютен, поэтому гулять по нему – большое удовольствие …
… особенно, если обращать внимание на детали
Как говорится, чем богаты…
Сиесту никто не отменял
Кстати, здесь очень чтут прославленного в лике святых адмирала Федора Ушакова. Под его предводительством в 1799 году русский флот отвоевал Корфу у войск Наполеона Бонапарта. Французов выгнали, у мощей святителя Спиридона отслужили молебен. В 1801 году кафедральный собор и честные останки Чудотворца были приняты под особое покровительство России, в знак чего над западными вратами был поставлен императорский герб. Двуглавого орла можно увидеть в храме и сегодня. Впрочем, Ионические острова по Тильзитскому договору потом все равно передали Франции. Политика – та еще штука…
Впрочем, благодарная память об Ушакове сохраняется на Корфу и по сей день. Улица Керкиры названа в его честь, а на одной из площадей установлен памятник святому адмиралу. К сожалению, дойти до него у меня не хватило времени. Но расстраиваться я не стала, ведь главная цель моей поездки была достигнута, причем, по молитвам святого, очень легко и естественно.
… Моя первая поездка в Грецию получилась, я бы сказала, жизнеутверждающей. Энергия просто бьет ключом в море, солнце, зеленых Балканах! Кажется, эта страна – сама по себе непрестанная благодарственная молитва Господу за Его любовь к нам. И невозможно не проникнуться этим чувством, что интуитивно, наверное, чувствуют даже убежденные атеисты, которые вновь и вновь с удовольствием возвращаются туда. Даже несколько дней на Корфу подарили такое чувство отдыха, наполнили новыми силами, словно прошло две недели. И даже загар успел появиться, резко контрастируя с петербургскими +12 .
Люблю эти южные живописные закаты
На одном «конце неба» еще заходит солнце, а его уже «подгоняет» вступающая в свои права луна
В Пулково, при пограничном контроле, сотрудница ФСБ, увидев сроки моей поездки на Корфу, вопреки обычной невозмутимости, с изумлением воскликнула: «Три дня??? И что вы там успели за такой срок???» Я рассмеялась и подумала про себя: если бы вы только знали, как много я успела за целых три дня!

Святыни Греции

• Церковь Св. Апостолов • Парфенон • Храм Преображения Господня • Базилика Св. Димитрия • Собор Св. Григория Паламы • Монастырь Св. Сорока мучеников • Голский монастырь • Собор Андрея Первозванного • Храм Св. Спиридона Тримифунтского • Женский монастырь Пантократор • Собор Апостола Тита • Монастырь Панагия Палиани • Филеримский монастырь • Монастырь Богоматери Цамбики • Монастырь Панормитис • Икона Благовещения • Монастырь Николая Чудотворца • Пещеры Апокалипсиса • Афон • Метеоры • Монастырь Иоанна Богослова

Паломничество по святым местам всегда считалось одной из самых почитаемых традиций нашего народа. Истинные верующие отправлялись в путь, чтобы поклониться значимым христианским святыням, получить благословение в своих начинания и почтить память предков.

На сегодня паломничество не утратило своей актуальности, и многие наши соотечественники стремятся посетить христианские святыни Греции, поскольку эта страна является настоящим оплотом православия. Именно здесь были возведены первые храмы и основаны многие духовные традиции.

Церковь Святых Апостолов (Афины)

Церковь является одним из старейших храмов Афин и находится на территории древнегреческой Агоры. В прошлом веке храм был отреставрирован, и теперь он предстает перед нами в своем первоначальном виде. Здесь можно увидеть фрески поствизантийского периода, перенесенные из ныне разрушенной церкви Святого Спиридона.

Парфенон

Парфенон ассоциируется у нас с языческой историей, хотя более тысячи лет — это место было местом паломничества христиан. Именно здесь находились евангелие, переписанное самой святой царицей Еленой, и мощи святого Макария Египетского. Несмотря на то, что реликвии исчезли в результате многочисленных войн, Парфенон по-прежнему занимает важное место среди святынь Греции.

Храм Преображения Господня (Афины)

Храм датируемый 14 веком находится на северном склоне Акрополя. Крестово-купольный византийский храм с южной стороны имеет маленькую часовню Святой Параскевы.

Базилика Святого Димитрия Солунского (Салоники)

Это — самая крупная в городе церковь, которая была построена христианами еще в 306 году и названа в честь проповедника и покровителя Салоник. Мощи Святого Димитрия в древности были мироточивыми. Прихожане, поклонявшиеся святому, набирали миро в стеклянные ампулы.

Митрополичий собор Святителя Григория Паламы (Салоники)

Собор представляет собой величественное здание, расположенное в центре города. Назван он в честь святителя архиепископа Салоник, известного своими богословскими трудами, сочинениями полемического, аскетического и нравственного содержания. Мощи Св. Григория были перенесены в митрополичий собор из кафедрального храма Святой Софии в Салониках.

Монастырь Святых Сорока мучеников (Спарта)

Монастырь находится в пещере и украшен множеством красивых фресок, выполненных известным мастером Константином Манассисом. Чтобы защитится от нападений, позже монахи построили новый более крупный монастырь с большим количеством помещений. Одной из достопримечательностей храма является круглое здание с большой печью посередине, возле которой монахи грелись по очереди. В южной части монастыря была четырехэтажная башня с бойницами и наблюдательным пунктом, но теперь от нее осталось лишь три этажа.

Голский монастырь Пресвятой Богородицы (Спарта)

Монастырь находится на северо-восточном склоне Тайгетского перевала. В годы турецких набегов сюда стекались беженцы, ища укрытия в горах. В монастырских церквях хорошо сохранились многие фрески, однако в главном храме они потемнели и расплылись из-за высокой влажности. Главной иконой обители считается одна из наиболее известных православных святынь Греции — икона Божией Матери «Живоносный источник».

Собор Андрея Первозванного (Патры)

Собор известен благодаря хранящимся здесь мощам великомученика. По преданию святой апостол Андрей Первозванный проповедовал не только в Греции, но и освятил место основания будущей столицы Руси — Киева. Благодаря его проповедям большинство населения Патр приняло христианство.

Храм Святого Спиридона Тримифунтского (Корфу)

Храм воздвигнут в честь набожного праведника, который помогал нуждающимся и больным людям. За его доброту Бог наградил Спиридона даром чудотворения. В церкви хранятся нетленные мощи святого и ежедневно сотни людей приходят сюда, дабы приложиться к святыне и попросить об исцелении. Внутри храма есть множество золотых и серебряных паникадил, мраморный иконостас, иконы в золотых рамках и висящие на цепочках металлические фигурки с изображением людей и отдельных частей тела — так прихожане благодарят св. Спиридона за помощь.

Женский монастырь Пантократор (Корфу)

Монастырь расположен на севере Корфу. Он известен даже за пределами Греции благодаря иконописи сестер обители, которые творят в византийском стиле и удивительно яркой цветовой гамме.

Собор Апостола Тита (Крит)

Собор сочетает в себе различные архитектурные стили, ведь он много раз переходил от одного направления религии к другому. В храме находятся мощи апостола Тита, чудом уцелевшие в одном из пожаров XVI века.

Монастырь Панагия Палиани (Крит)

Монастырь Панагия Палиани — самая древняя святыня острова, знаменитая на весь мир благодаря чудесному миртовому дереву. Растение стало произрастать из дерева, изображенного на иконе, и постепенно скрыло ее. Это миртовое дерево растет теперь в храме, а его ветви считаются целебными.

Филеримский монастырь (Родос)

Это одна из самых знаменитых святынь Родоса, представляет собой уединенное место, на котором ранее располагался античный город.

Монастырь Пресвятой Богоматери Цамбики (Родос)

Монастырь посещают женщины, которые не могут зачать ребенка. Согласно легенде, храм построен на земле турка, жена которого часто молилась иконе Божьей Матери с просьбой дать ей ребенка. Спустя несколько лет она забеременела, и благодарный муж подарил все земли монастырю.

Монастырь Панормитис (Родос)

Монастырь Панормитис имеет свою особенную ценность — икону архангела Михаила, к которому люди обращаются со своими просьбами. Говорят, что можно написать просьбу на клочке бумаги, закрыть в бутылке и бросить в море. Если это сделает истинно верующий человек, то она прибудет в бухту и желание обязательно исполниться.

Чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы (о. Тинос)

Остров был провозглашен священным островом Богородицы, поскольку именно находится главная святыня Греции — чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Монастырь Святителя Николая Чудотворца (Андрос)

В Монастыре святителя Николая Чудотворца находится чудотворная икона, которая мироточит более 20 лет.

Пещеры Апокалипсиса (Патмос)

Пещеры Апокалипсиса венчают собой святые места Греции, ведь именно здесь Иоанну Богослову явилось Откровение Божие, а ученик Прохор в пещере записал со слов евангелиста последнюю книгу Евангелия Апокалипсис.

Святая Гора Афон

Редкое путешествие по стране обходится без посещения Святой Горы Афон, на которой каждый мужчина может получить духовные впечатления и благодатную пищу для души. Здесь находится уникальная православная монашеская республика с многовековой историей и мужским населением. Во времена расцвета на Святой Горе насчитывалось более 180 православных монастырей. Сегодня их число сократилось до 20 и среди них есть греческие, болгарские, русские, сербские и румынские храмы. Все они пользуются правом самоуправления.

У Афонских монастырей есть несколько подворий за пределами Святой горы и самым известным из них считается женский монастырь Ормилия, где подвизается свыше ста монахинь. В этом благословенном месте путники могут очиститься от греха и страданий, переосмыслить свои поступки и восстановить душевные силы.

Метеоры

Любой, кто посещает святыни Греции, хочет непременно побывать в Метеорских монастырях. Эти необычные храмы расположены на возвышающихся над землей скалах, которые будто парят над плодородной равниной. Первые монахи — выходцы из Афона, появились в Метеорах еще 13-14 веках. Постепенно численность их стала увеличиваться, в период расцвета здесь было более 20 действующих монастырей.

Сейчас эти христианские святыни Грециинасчитывают лишь 6 обителей. В самом значимом из них мужском монастыре Преображения Господня («Великая Метеора») находятся мощи основателей местного монашества святых Афанасия и Иоасафа и чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Во всех монастырских музеях есть экземпляры древнейших пергаментных рукописей, императорских хрисовул и облачений.

Женский монастырь Святого Апостола Иоанна Богослова (Суроти, Салоники)

Перечисляя православные святыни Греции, обязательно стоит упомянуть данный монастырь, расположенный внебольшом городке Суроти, недалеко от Салоник. Здесь по старым афонским традициям живут 67 сестер. Они проводят службы при свечах, угощают посетителей лукумом и холодной водой.Тысячи паломников со всего мира стремятся к одной из главных святынь Греции — могиле старца и основателя монастыря Паисия Святогорца, чтобы почтить память этого выдающегося человека.

Паломничество по святым местам Греции позволит верующим прикоснуться к целебным мощам и чудотворным иконам, помолиться в греческих храмах, увидеть древние иконы и фрески, чудом дошедшие до наших времен.

Категория:Греция

Гре́ция (греч. Ελλάδα (i), Elláda), официальное название — Гре́ческая Респу́блика (греч. Ελληνική Δημοκρατία , Ellīnikī́ Dīmokratía) — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто пятое по территории. Столица — город Афины. Государственный язык — греческий.

Крупнейшие города

  • Афины
  • Салоники
  • Патры

Статус автономного региона имеет монашеская республика Афон, расположенная в центральной и южной части восточного полуострова Халкидики Айон-Орос. Это самоуправляемая община двадцати православных монастырей, что с 1313 года находятся под непосредственной церковной юрисдикцией Константинопольского Патриарха. Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским соглашением 1923 года. В отличие от других епархий Константинопольского Патриархата, на Афоне используется юлианский календарь, в том числе в административных документах. Для православных всего мира Афон — одно из главных святых мест, а также объект мирового наследия ЮНЕСКО.

Православие в Греции

Гре́ческое правосла́вие (греч. Ελληνορθόδοξη Εκκλησία) — обобщающее название нескольких церквей в рамках более широкого евхаристического общения в православии, имеющих общие культурные традиции, литургия в которых также традиционно проводится на греческом диалекте койне, языке оригинала Нового Завета. В настоящее время в неё входят церкви на территории Греции, Болгарии, Ливана, России, Сербии, Румынии, Польши, Украины, Белоруссии, Кипра, Турции, Иордании, Израиля, Палестины, Египта, Сирии, Албании, Эфиопии и Италии.

Церкви

Церквями, к которым применим термин «греческое православие», являются:

  • четыре древних Патриархата:
    • Константинопольская православная церковь во главе со Патриархом Константинопольским, включая четыре епархии Константинопольского Патриархата:
      • Греческая православная архиепископия в Фиатирии и Великобритании
      • Греческая православная архиепископия Италии и Мальты
      • Греческая православная архиепископия Америки
      • Греческая православная архиепископия Австралии
    • Александрийская православная церковь
    • Антиохийская православная церковь
    • Иерусалимская православная церковь
  • Две национальные автокефальные церкви:
    • Элладская православная церковь
    • Кипрская православная церковь

Из других автокефальных церквей к греческому православию может быть отнесена Албанская православная церковь. После падения тоталитарного режима в Албании архиепископ Анастасий, грек по национальности, стал проводить литургию в церквях на греческом койне в районах, населённых греческим этническим меньшинством. В настоящее время в большинстве албанских православных храмов богослужение совершается на албанском языке.

История термина

Исторически термин «греческое православие» используется также для описания всех православных церквей, поскольку прилагательное «греческий» в «греческом православии» можно отнести к греческому наследию Византийской империи. В течение восьми веков христианской истории большинство крупных интеллектуальных, культурных и социальных событий христианской церкви состоялась в рамках империи или в сфере её влияния, поэтому большая часть литургии, традиций и практики Константинопольской Церкви были приняты всеми народами, что обеспечило основные закономерности современного православия. Тем не менее, от апелляции к «греческому» отказались славянские и другие национальные православные церкви уже с X века нашей эры в связи с национальным пробуждением своих народов.

Элладская православная церковь

Элла́дская (Гре́ческая) правосла́вная це́рковь (официально Це́рковь Элла́ды, греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.

История

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви.

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет. 29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.

4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года.

В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквами старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.

Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных церквей. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции.

С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт.

Устройство и управление

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Современное состояние

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. «Новые территории») номинально — в юрисдикции Константинопольского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — находится под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).

На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

Святые

  • Святитель Спиридон Тримифунтский
  • Святой Григорий V, Патриарх Константинопольский
  • Святой великомученик Димитрий Солунский
  • Святая мученица Параскева
  • Святитель Нектарий Эгинский
  • Святитель Григорий Палама
  • Святой исповедник Иоанн Русский

Святыни

Все святыни Греции и Святой Горы Афон

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины) («Большая Митрополия»). Мощи:

  • свщмч. Григорий V Константинопольский (XIX в.),
  • прмц. Филофея Афинская (XVI в.).

Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры):

  • мощи ап. Андрея Первозванного (глава, часть мощей; также часть креста, на котором был распят апостол).

Мужской монастырь Агиа Лавра (Калаврита):

  • прп. Алексий, Человек Божий (IV в.) (глава),
  • прав. Филарет Милостивый (VIII в.) (глава).

Монастыри

Основные монастыри Греции

Монастыри Метеоры

Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.

Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)

Монастырь Иоанна Богослова основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.

Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.

Адрес: Греция, о. Патмос

Женский монастырь вмчч. Феодоров (Корфу)

Монастырь святых Феодоров основан в V веке, один из древнейших на острове Корфу. Принадлежит Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Η Μονή των Αγίων Θεοδώρων Στρατιάς. Престольный праздник монастыря — первая суббота Великого поста (воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона.

Монастырь святых великомучеников Феодоров называют жемчужиной окрестностей Керкиры — является одним из древнейших на острове. Изначально это был женский монастырь, куда уходили жены, матери, дочери и сестры благородных и состоятельных семейств Корфу.

Он был основан вблизи развалин дорического храма Артемиды (590—580 гг. BC) и античного города (Палеополи), сейчас это местечко Стратиа в районе Гарица. Из руин античного языческого храма добывался материал для постройки собора монастыря.

Адрес: Корфу, Стратиа

Храмы

Основные храмы Греции

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады, построен в XIX веке. Греческое название — Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου.

Строительство собора началось в день Рождества 1842 года, фундамент его заложили король Греции Оттон и королева Амалия. Для возведения храма использовали мрамор 72 разрушенных в то время церквей в Афинах. Над проектом в целом работали 3 архитектора, среди которых и Теофил фон Хансен. Через три года все строительные работы были завершены. 21 мая 1862 года собор был освящён в честь Благовещения Божией Матери (Ευαγγελισμός της Θεοτόκου) в присутствии короля и королевы Греции.

Адрес: Греция, Афины, площадь Митрополеос.

Телефон: +30 (21) 032-213-08.

Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)

Собор Андрея Первозванного — святыня всего христианского мира; расположен на месте распятия Андрея Первозванного, здесь находятся глава и крест, на котором был распят святой. Является самым большим православным храмом Греции и вторым по величине на Балканах (после собора Святого Саввы в Белграде). Греческое название — Ιερός Ναός Αγίου Ανδρέα Πάτρα.

1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.

В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется.

В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы.

Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан.

26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея.

Адрес: Патры 262 22, Греция

Телефон: +30 261 033 0644

Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)

Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

Адрес: Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)

Фото

  • Собор Андрея Первозванного (Патры)

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)

  • Собор Панагия Спилиотисса (Керкира)

  • Собор Святого Дионисия Ареопагита (Афины)

  • Собор Святого Спиридона (Керкира)

  • Собор Трёх Мучеников (Ханья)

Видео

Информация для паломников

Свечи

В греческих храмах свечи можно увидеть далеко не у каждой иконы. Как равило, в притворе храма, а иногда и вовсе на улице возле входа, располагаются несколько больших подсвечников, наполненных песком, в который и ставятся свечи. В Греции нет традиции ставить свечи отдельно «за живых» и «за усопших», их ставят вместе. Возможно, это связано с тем, что в Евангелии сказано, что для Бога «все живы» (Лк. 20:38). Панихидного стола в греческих храмах нет. Свечи в греческих храмах не продаются, за них оставляют пожертвование, сумма которого никак не установлена и определяется лишь возможностями человека. Свечи всегда можно взять в нужном количестве в свечном ящике, опустив пожертвование в прорезь на его крышке. Чтобы не вносить в греческий храм суету, ставить свечи лучше всего до или после службы.

Получение благословения

У греческих священнослужителей нет традиции носить крест поверх облачений. Крест поверх рясы или подрясника – это отличительная особенность русских священников. Но в Греции можно увидеть крест на архиереях. Поэтому если вы захотите получить благословение у греческого священника, не смущайтесь тем, что на нем «нет креста». Если Вы захотите получить у греческого священника благословление, то нужно подойти и сказать: Πατερ, ευλογειτε!/Патэр, эвлогитэ (Батюшка, благословите). В ответ услышите: ο Κυριος/о Кириос (Бог благословит).

Записки в греческих храмах

На Святой Земле, в Западной Европе и Америке русские паломники, как правило, подают записки, написанные латиницей, и почти всегда также поступают в Греции. Это приемлемо в больших городах, но в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие священнослужители знают английский язык, не стоит. Поэтому имеет смысл заранее составить записки на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта не найти. Все записки можно составить в электронном виде и потом распечатать, так как писать на греческом получается далеко не у всех, а если и получается, то занимает очень много времени. Распечатанные «греческие» записки значительно облегчают жизнь греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, совершают молебны или спокойно уносят в алтарь. Подавать записки лучше всего до или после службы, а не во время совершения богослужения. .

На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» — ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на — α или — η в родительном падеже имеют окончания – ας и – ης. Мужские имена с окончанием на — ος в родительном падеже оканчиваются на – ου. Если возникает затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию). Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. На некоторых сайтах можно найти строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, но в самой Греции все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывают имена в записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же покажут, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что можно ограничить свои записки по количеству имен, чтобы греческим батюшкам легче было их читать. Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями.

У греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь – чудотворных мощей и икон. Для сугубого поминовения можно купить в хлебной лавке просфору и передать ее до начала службы в алтарь вместе с запиской. Просфора (по-гречески το πρόσφορο) – это приношение, и принесение просфоры в храм на проскомидию – древнейшая христианская традиция. С недавних пор, в связи с большим наплывом паломников из России, Белоруссии и Украины, в некоторых обителях, например, в храме Святителя Спиридона Тримифунтского, можно заказать и сорокоуст (ΓΙΑ 40 ΜΕΡΕΣ, звучит как Сарандалитурго), и годовое поминовение (ΓΙΑ ΕΝΑ ΧΡΟΝΟ).

Поведение в храме

Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения. Чашу греки не целуют, они почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора.

На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.

Ссылки

Паломничество в Грецию. Фоторассказ о. Константина Пархоменко

Критские зарисовки. Фоторассказ о. Константина Пархоменко

Рекомендации паломнику в Греции

СВЯЩЕННАЯ АФИНСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ. ТУРИЗМ И ПАЛОМНИЧЕСТВО В ГРЕЦИЮ

Три дня на Корфу

Православный Крит

Страна, куда хочется возвращаться снова и снова. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Фессалоники: начало и конец путешествия. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция. Македонские пейзажи. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция. Монастыри Метеора (27 апреля). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Афины, 29 апреля. Центр и Акрополь. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция, Пелопоннес, 28 апреля (Эпидавр, Навплион, Микены). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция, Неа-Макри, 30.04. Два монастыря (Благовещенский и Преображения). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция. О. Эвбея, 30 апреля – 1 мая (окончание). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Путеводитель по Афону

Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть I

Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть II

Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть III

Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть IV

Соловки

Соловецкий архипелаг в холодном Белом море всегда казался людям запредельной, мистической землей. Древние жители Поморья строили на Соловках лабиринты (их назначение до сих пор не разгадано), сооружали курганы, проводили языческие обряды. Первые православные иноки добрались до отдаленных островов в 15 веке — тогда и был основан Соловецкий монастырь, вскоре ставший одним из главных духовных и культурных центров русского Севера. Кроме монашеского служения, было и гражданское: с конца 16 века при монастыре содержались войска, отражавшие нападения северных соседей. Известны Соловки и как место ссылок. В советские годы монастырь стал частью печальной лагерной истории, затем пережил второе рождение — и в древние стены вернулся прежний дух. Чтобы проникнуться их подлинной атмосферой, на Соловках нужно провести хотя бы неделю. Не забудьте взять репеллент и теплую, непромокаемую одежду — природа там суровая.

Как добраться: на самолете из Архангельска (зимой), на теплоходе из Кеми и Беломорска (с июня по август). Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Архангельск.
Сайт Соловецкого монастыря и туристско-информационного центра

Кижи

Преображенская церковь в Кижах — полностью деревянная, увенчанная 22 главами — похожа на волшебный дворец из сказки. Впечатление усиливается, если не полениться и встать ранним утром, когда по Онежскому озеру расплывается туман. По легенде, когда возводили церковь, один из мастеров, закончив работу, выбросил топор в реку и сказал: «Не было такой никогда и не будет более!» Рядом вторая церковь — Покровская, ныне действующая после большого перерыва, а между ними — шатровая колокольня, самое молодое здание ансамбля. Вопреки всеобщему убеждению, при строительстве Кижей гвозди все-таки использовались: вначале деревянными, а позднее коваными гвоздями закрепляли лемехи — деревянные пластины на куполах.

Как добраться: из Петрозаводска с мая по сентябрь можно доплыть на «метеоре» или «комете». Зимой на Кижи ходят катера на воздушных подушках и летают вертолеты. Отдельное удовольствие — отправиться на теплоходе в круиз из Санкт-Петербурга с заходом на Валаам и Кижи. Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Санкт-Петербург.
Сайт музея-заповедника Кижи

Читайте также: 9 мест в России, где хорошо вдвоем

Оптина пустынь

Оптина пустынь идиллически живописна: опушка соснового леса, резвая речка Жиздра, а на том берегу — поля с полотен Левитана. По преданиям, основал ее Опта, раскаявшийся предводитель шайки разбойников. В монашестве он принял имя Макарий, поэтому пустынь первое время называли Макарьевой. Монастырь знаменит традицией старчества, начало которой в 1829 положил старец Леонид. Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого. В советские годы традиция прервалась, но в 1988 году обитель снова открылась для прихожан и паломников, которые выстраиваются в длинные очереди, чтобы приложиться к мощам знаменитого оптинского старца Амвросия.

Фото: Maxim Osipov, CC BY-NC-ND 2.0

Как добраться: на автобусе, машине или поезде до Козельска, откуда до монастыря — несколько километров (ходит маршрутка). Ближайшие аэропорты: Курск, Москва.
Сайт и ЖЖ Оптиной пустыни

Дивеево

На юге Нижегородской области лежит четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной удел Богородицы. Около 1760 года монахине Александре из Флоровского монастыря в Киеве было два видения. В первом Божья Матерь отправила ее в дальний путь, а когда Александра добралась до села Дивеево, то услышала второе указание: основать там обитель. В 1789 женский монастырь взял под свое покровительство иеродиакон Серафим, который со временем станет одним из самых почитаемых русских святых. Чудотворные мощи Серафима Саровского по сей день хранятся в Дивеевском монастыре. Не упустите случая набрать воды из целебных источников и пройтись вдоль канавки, созданной при преподобном Серафиме. По преданиям, он приказал сестрам вырыть канавку там, где ступала Богородица, и рассказывал, что тут у него «и Афон, и Киев, и Иерусалим».

Как добраться: на автомобиле — через Муром или Рязань и Шацк; на поезде — до города Арзамас, дальше на автобусе или такси. Ближайшие аэропорты: Нижний Новгород, Москва.
Сайт Серафимо-Дивеевского монастыря

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь ни разу не закрывался за все 5 веков своей истории — даже во времена советских антицерковных гонений. Эти подземелья (а «печера» на древнерусском означает «пещера») еще в 14 веке обнаружил крестьянин Иван Дементьев. Над входом он увидел надпись «Богом зданная пещера». Кто и когда эту сделал надпись неизвестно, но говорят, в этих пещерах некогда спасались иноки Киево-Печерской обители. А подлинная история Псково-Печерского монастыря началась позже — с отца Иоанна, который вместе с женой Марией (в постриге они приняли имена Иона и Васса) выкопал пещеру в песчаном холме и устроил там Успенскую церковь. Позже обнаружилось чудесное свойство этих пещер (тела умерших в них не тлеют), и подземелья стали использовать как усыпальницы. Сегодня в Успенском соборе, давно расширенном и переделанном, хранятся главные реликвии монастыря — чудотворные иконы Божьей Матери «Успение» и «Умиление» и икона Святителя Николая.

Как добраться: на поезде или самолете до Пскова, затем на автобусе или такси до Печор. Ближайшие аэропорты: Псков, Санкт-Петербург.
Сайт Псково-Печерского монастыря и города Печоры

Смотрите также: Чем богаты. 12 причин не завидовать соседям

Троице-Сергиева лавра

В Троице-Сергиевой лавре нужно побывать хотя бы раз в жизни. Это один из крупнейших русских монастырей, сокровищница древнерусского искусства и памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1337 году братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан поселились на холме Маковец у реки Кончуры и основали Троицкую пустынь. Потянулись иноки, и постепенно монастырь стал духовным центром сначала московских земель, а потом и всего российского государства: здесь решали политические вопросы, благословляли князей на походы, венчали на царство. Современная лавра — уже не та уединенная обитель, но и среди толпы прихожан ощущаешь, что место это особенное, намоленное. Яснее всего атмосфера чувствуется в белокаменном Троицком соборе: в самом древнем храме лавры можно приложиться к раке с мощами Сергия Радонежского и полюбоваться пятиярусным иконостасом работы Андрея Рублёва.

Фото: Kwong Yee Cheng, CC BY-NC-SA 2.0

Как добраться: на машине, автобусе или электричке до Сергиева Посада. Лавра находится в самом центре города. Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
Сайт Троице-Сергиевой лавры и духовно-просветительского центра

Нилова пустынь

Прекрасный Селигерский край на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом — это не только исключительной красоты озера и идеальное место для отдыха на природе. На острове Столобный в 10 км от Осташкова расположилась Нило-Столобенская пустынь. В 1528 году в этих краях поселился преподобный Нил. Первую зиму он провел в пещере, затем построил келью и часовню.

После преставления преподобного на крохотный островок стали стекаться отшельники и паломники, в 1594 году открылся монастырь, а со временем пустынь превратилась в один из самых почитаемых монастырей России. В 20 веке пустынь разорили, но после распада СССР она возобновила служение. Приложиться к мощам преподобного Нила можно в Богоявленском соборе, с колокольни которого открывается умопомрачительный вид на окрестности.

Как добраться: на автомобиле, поезде или маршрутке до Осташкова, затем 22 км до монастыря (несколько раз в день ходит автобус). Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
Сайт Нило-Столобенской пустыни

Уйти в монастырь. 12 отелей, чтобы скрыться от суеты мирской

15 живописных мест России — фото

Почти 98% населения придерживаются автокефального (независимого) греко-православного вероисповедания. В приграничных районах встречаются мусульмане, католики и протестанты.

Греческая православная церковь играет важную роль в жизни общества.

Трудно переоценить вклад греческой православной церкви в становление нации и её повседневную жизнь. Согласно официальным данным, 98% верующих страны — прихожане Греческой (Элладской) православной церкви, находящейся под юрисдикцией Вселенского патриарха. Согласно конституции церковь отделена от государства, однако как минимум половину жалования священникам оплачивает именно государство. Влияние религиозных институтов в стране поистине всеобъемлюще — священник является весьма уважаемым человеком в местном сообществе, большинство греков не представляют церемонии свадьбы или похорон без церкви, про крещение или Пасху и говорить нечего. В каждом доме обязательно висят образа, их же можно увидеть практически во всех офисах, магазинах и даже в автобусах или такси. Во многих школах учебный год начинается с благословения священника, в некоторых преподают и Закон божий. Интересно, что свобода вероисповедания признана в конституции, но, согласно местным канонам, переход в другую конфессию официально запрещён.

Каждый город, коммуна, торговое сообщество или церковь имеют «своего собственного святого» и специальный праздничный день в его честь, который обычно превращается в «панигири» — религиозно-культурный фестиваль, в рамках которого проходят различные церковные службы, банкеты, музыкальные и танцевальные представления. Множество греков возвращаются в родные места специально для посещения такого фестиваля — а ведь согласно только официальной статистике, почти 40% местных мужчин работают довольно далеко от дома. Большинство греков не празднует свой день рождения, а вот день «своего» святого, в честь которого они получили имя, — непременно. Что характерно, местная изобретательность ввела в лик святых даже языческих богов вроде Диониса или античных философов Сократа и Платона, а потому поводов для праздников здесь немало. При этом те, чье имя не связано с святцами, отмечают именины в День Всех Святых, спустя 8 недель после Пасхи.

Характерно, что закон, разрешающий гражданский брак, действует в стране с 1982 года, однако до сих пор 95% процентов пар венчаются в церкви. И при этом Греция является второй с конца списка (после Италии) страной Евросоюза по уровню рождаемости, и её население стремительно стареет — гораздо быстрее, к слову, чем в Германии или Швеции. И все это при довольно большой продолжительности жизни — 75 лет для мужчин и 80 — для женщин.

Греция — один из признанных центров не только православия как такового, но и монастырской жизни в целом. На территории страны насчитывается порядка 800 монастырей, среди которых такие культовые места, как Метеора или Афон. Однако на практике местные монастыри заселены довольно скудно и даже на Афоне постоянно живут едва ли более полутора сотен служителей культа, причем многие монахи вовсе и не греки по происхождению. Многие церкви и часовни страны почти круглый год стоят закрытыми, открывая двери лишь в день святого, которому они посвящены, или по просьбе туристов — ключ обычно хранится у смотрителя, живущего где-нибудь поблизости.

При этом любой вид непочтительности к греческой государственности или церкви, а также их служащим, может закончиться плачевно. Сами греки с заметной иронией, если не сказать больше, относятся к центральным властям, но большинство местных мэров и губернаторов действительно являются «выходцами из народа» и пользуются определенным авторитетом. А вот священник служит еще и чем-то вроде духовного лидера общины, часто совмещая при этом свои прямые обязанности с ролью мирового судьи. Рекомендуется избегать любых ироничных комментариев в их адрес, особенно — прилюдно. Интересно, что устное порицание со стороны священника или осуждение общиной в большинстве случаев значат для грека гораздо больше, чем приговор суда, а потому к своей репутации большинство местных жителей относится очень трепетно.

При этом людьми ультрарелигиозными греков назвать сложно — здесь принято спокойное и уважительное отношение к церкви, и не более того. Греки очень суеверны, причем ярко прослеживаются древние языческие традиции. Не принято кого-то хвалить, особенно из членов своей семьи. Почти все носят своеобразные амулеты — каждый свой, но чаще всего можно увидеть простую бирюзовую бусинку (особенно у детей), иногда с нарисованным на ней глазом — популярный туристический сувенир. Дома и средства транспорта украшаются иконками, даже ослы нередко снабжаются цветными бусинами. При любой «опасности» грек обязательно трижды сплюнет через левое плечо и постучит по дереву. В субботу перед Пасхой «на удачу» обязательно будет разбита тарелка (это символизирует отторжение смерти), тот же обряд будет совершен на свадьбе. А принесение в жертву барашка или ягненка — такая же неотъемлемая часть многих христианских праздников страны, как и многие века назад, во времена совсем других богов. Также обязательно предложение гостю выпить чего-нибудь, хоть стакана воды или кофе, что является отголоском древней традиции ограждения от злых сил. В общем — понять весь этот клубок вер, традиций, обрядов и предрассудков постороннему человеку зачастую попросту невозможно.

Столь же яркий языческий оттенок несут пышные греческие карнавалы, которые, хотя и отмечаются в соответствии с различными датами христианского календаря, имеют явные корни в античности. Впрочем, чего еще можно ожидать в стране, где до сих пор стоит Парфенон и возвышается Олимп, а имена древних богов носит чуть ли не треть гор и долин. Впрочем, «современных» святых греки чествуют с тем же размахом и страстью, как и античных богов. Наиболее ярким примером этого является… сиртаки. Тот самый танец, без которого не обходится ни один праздник и который давно стал визитной карточкой страны. Несмотря на то, что сам по себе он очень молод («классический» вариант был придуман буквально за несколько минут Микисом Теодоракисом для голливудского фильма Джереми Арнольда «Грек Зорба», 1964 г.), он вобрал в себя множество танцевальных элементов истинно народных танцев страны — критских «пидихтос» и «сиртос», афинского «хасапико», островного «нафпико», континентального «зейбекико» и десятков других. А сами греки, без оглядки на туристов, танцуют все те же древние народные танцы, просто называя их «сиртаки» — для краткости и понятности посторонним. На самом деле танцевальная и музыкальная традиции Греции настолько сложны и многообразны, что о них написана не одна сотня научных трудов, а танцевальные коллективы до сих пор являются непременными участниками любого мало-мальски важного события страны.

Кстати, греки до сих пор отдают искреннее предпочтение именно своим народным формам искусства, поэтому здесь вполне можно увидеть все тот же «сиртаки» на молодежной дискотеке, или совершенно немыслимые вариации оного на любой свадьбе, или, что не редкость, — на похоронах. При этом и музыкальные инструменты используются столь же древние — непременный бузуки (еще одна визитная карточка страны, также возрожденная из небытия композитором Микисом Теодоракисом, причем само слово «бузуки» до сих пор обозначает ночной ресторанчик с живой музыкой), лютня, лира, тростниковая флейта, волынка, мандолина и другие. Ну и, конечно, народный костюм — столь же непременный участник многих праздников. Причем греки используют его не только «по случаю» — здесь богато орнаментированная рубаха, расшитый жилет, чёрная юбка с ярким фартуком или красный платок с подвесками можно увидеть на праздниках ничуть не реже костюма-тройки или делового платья. Даже часовые почетных караулов у национальных святынь стоят не в парадной армейской форме, а в традиционных юбках, жилетах, узких штанах и «тапочках с помпончиками» — настолько велико уважение местных жителей к своей истории и традициям.