Храм Блаженного

Храм Василия Блаженного описание доклад сообщение

В столице нашей необъятной Родины, в самом сердце, на Красной площади, стоит один из красивейших православных храмов нашего государства – храм Василия Блаженного.

Строительство началось в 1555 году по приказу царя Ивана Грозного и продолжалось шесть лет. С Божьей благодати, Русской Православной церковью название получил — собор Покрова Божьей Матери на Рву.

Наименование связано с тем, что Пресвятая Богородица явилась миру в святой праздник Казанской Божьей Матери, и в этот день в городе Казань случилась победа русского войска над Казанским ханством. В народе эту святыню называют Храмом Василия Блаженного, именно там находятся мощи святого, к которому не раз обращался за помощью Иван Грозный. Захоронили святого старца на кладбище Троицкой церкви, где и приказал царь строить собор.

Красивое и величественное строение высотой 65 метров имеет 11 куполов. Каждый купол – это отдельная церковь. Престолы церквей хранят светлую память о воинах, павших в битвах за присоединение Казанского ханства к Руси. Нынешний облик храма отличается от первоначального. До этого он был окрашен в светлые тона, затем его реконструировали, изменив при этом наружный облик и цвет куполов. Празднично и красиво храм выглядит в наши дни.

В летописи старых времен сохранены имена мастеров, создавших поистине это грандиозное произведение искусства. Ими являются архитекторы и художники Постник и Барма, имена которых сохранены в анналах РПЦ.

Неоднократно за свою историю русская святыня была под угрозой уничтожения. Первый раз во время войны с Наполеоном, в Москве полыхали пожары, церковь была заминирована, огонь тоже нанес свой урон, но чудесным образом храм выстоял и сохранился, как будто сама Богородица оберегала его с небес.

Историческим памятником культуры собор стал в 1918 году. В смутные времена правления, когда под запретом были церковные богослужения и повсюду сносили церкви, храм Василия Блаженного не тронули.

Сегодня собор является историческим музеем. Внутри восстановлен его первоначальный облик ХVI века, внешняя отделка выполнена «под кирпич». Огромное количество гостей столицы, бывая на Красной площади, посещают этот храм, оставляя в памяти незабываемые впечатления.

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах.

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

2, 3, 4 класс.

Картинка к сообщению Храм Василия Блаженного

Популярные сегодня темы

  • Домашние животные

    На всём белом свете нет такого уголка, где не находились бы животные. Их невероятно много, поэтому они за численностью видов занимают первое место.

  • Что такое сутки?

    Люди – обитатели планеты Земля, которая, как известно, является частью огромного космического пространства в целом и Солнечной системы в частности. Особенность обитания на Земле заключается в

  • Живая клетка

    Название «живая клетка» получилось благодаря ученому из Англии Р.Гука в 1665 году. Изучение самой клетки началось в 19 веке. В настоящее время под понятием «живая клетка» понимают функционал

  • Ромашка

    Ромашка – это многолетнее цветковое растение, которое известно каждому человеку с детства. Самый распространенный вид этого цветка называют ромашкой аптечной.

  • Закон всемирного тяготения

    Закон всемирного тяготения был открыт Исааком Ньютоном в 1666 году. Впервые закон был сформулирован и опубликован Ньютоном в 1687 году. Открытие ученого внесло неоценимый вклад в развитие нау

  • Буддизм

    Подобно многим мировым религиям буддизм возник и сформировался благодаря фигуре основателя – уникальной личности, которая смогла предложить людям нечто невероятное, способ познания

Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)

Собор Покрова Богородицы, что на рву — именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX — ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название — что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм — Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока — Троицы, западный храм — Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже — Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 — 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

Собор Василия Блаженного

ГЛАВНОЕ

  • Православный Собор Василия Блаженного (XVI век) является символом русской церковной архитектуры того времени.
  • В советское время здесь был музей, богослужения возобновились в 1991 году. Теперь проводятся каждую неделю.
  • Зодчего, построившего собор Василия Блаженного, звали Барма Постник.
  • Великолепно украшенная церковь была благодарением Всевышнему за выдающийся военный успех ‒ взятие Казани.
  • Собор состоит из девяти отдельных церквей, которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями.
  • В храме захоронены мощи Василия Блаженного, юродивого, который жил в Москве в XVI веке.

Обширное пространство Красной площади завершает большое, нарядное здание церкви. Это православный храм св. Василия Блаженного, история которого восходит к XVI в., эпохе царя Ивана Грозного, является самым известным символом средневековой русской церковной архитектуры. Храм выглядит весьма необычно. Обилие куполов, яркая раскраска – все это трактуется как символ Небесного Иерусалима, который описан в евангельском «Откровении» Иоанна Богослова как райский город, сияющий драгоценными камнями. Уникальна и планировка Собора, — внутри это не единое пространство, а девять церквей и колокольня на одном фундаменте, соединенных галереями.

Несмотря на свой огромный размер, собор Василия Блаженного не подходит для совершения пышных праздничных служб, так как каждая из его церквей представляет собой отдельное столпообразное пространство с небольшой площадью основания.

В советское время собор был превращен в музей. С 1991 г. он находится в совместном ведении музея и Русской Православной Церкви; богослужения возобновлены и совершаются каждую неделю в церкви Василия Блаженного. Иногда в соборе выступают хоровые ансамбли, исполняющие русскую духовную музыку.

История создания храма

Второе и первоначальное название храма — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Он был построен при царе Иване Грозном в середине XVI в. в честь взятия города Казани, столицы могущественного Казанского Ханства. Эта победа стала огромным военным успехом Руси. Верующие люди не сомневались, что ни одна битва не выигрывалась без помощи Божьей, и решили выразить Ему благодарность строительством богато украшенной церкви.

В 1553 г. на Красной площади был возведен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Выбор посвящения не был случайным: в день этого церковного праздника начался решающий штурм Казани. Деревянный храм был временным: уже через два года началось строительство каменного храма. Автором его проекта стал русский зодчий Барма Постник. Как и в деревянном храме, престолы каменного собора были посвящены святым или праздникам, дни которых приходились на события военной кампании. Например, одно из важных событий Казанского похода – разгром конницы татарского царевича Япанчи — пришлось на 30 августа, поэтому появился придел Трех Патриархов Константинопольских. Особая история у названия церкви свв. Адриана и Наталии. Ранее она была посвящена свв. Киприану и Иустине, в день памяти которых была взята Казань. Но в XVIII в. одна из прихожанок пожертвовала собору крупную сумму, попросив переосвятить этот придел в честь своей небесной покровительницы ‒ мученицы Наталии.

Красота храма поразила современников. Существует даже легенда, что Иван Грозный приказал ослепить строителей собора, чтобы они никогда не смогли повторить ничего подобного. Историки, однако, опровергают этот миф: существуют сведения, что Барма Постник участвовал позднее как архитектор в восстановлении Казани.

Архитектура и убранство храма

Хотя здание собора состоит из отдельных церквей, оно очень целостно. По сути, у него отсутствует главный фасад: храм воспринимается со всех сторон как нечто единое. Его одиннадцать куполов (над каждым из основных приделов по одному, два над церковью Василия Блаженного и один над колокольней) объединены в общую пирамидальную композицию, центром которой является шатер над Покровским приделом, высотой 65 метров.

Собор выглядит очень нарядно: красный кирпич с белокаменным декором дополнительно оживляется зеленым, синим и красным оформлением главок. Все оттенки выдержаны в одном тоне, что придает фасадам собора гармоничную красоту, которая не переходит в пестроту. Собор очень тектоничен: красный цвет стены доминирует, а белым выделяются лишь декоративные элементы. При этом они намеренно сделаны очень плоскими, чтобы не разрушать монументального массива здания.

Зодчему удалось блестяще справиться со сложной идеологической задачей — отразить в архитектуре все значимые события военной кампании. Вместо того, чтобы создавать единое пространство со множеством приделов, Барма Постник ставит на один подклет девять небольших самостоятельных церквей. В центре расположена главная церковь, посвященная Покрову Богородицы, а остальные восемь размещены вокруг нее. При этом композиция собора не идеально симметрична: форма основания каждой церкви немного варьируется, так как центральный объем имеет большое алтарное пространство на восточной стороне. Данное решение не имело аналогов в русской архитектуре.

Все церкви объединены двумя галереями. Первая ‒ внутренняя, вокруг Покровской церкви, вторая ‒ внешняя, опоясывающая все девять храмов. Когда-то внешняя галерея была открытой, но в XVII в. ее перекрыли сводами. В это же время появились перекрытые шатрами крыльца над лестницами. Чуть раньше, в 1588 г., к собору пристроили еще один, десятый храм – в честь св. Василия Блаженного.

В церкви частично сохранена живопись XIX в., а местами восстановлена оригинальная декорация «под кирпич». К западу от центрального храма располагается придел Входа Господня в Иерусалим – тот самый, к которому двигалось «шествие на осляти». Там находится иконостас XVI в., перенесенный из собора Александра Невского (стоял на территории Кремля и был разобран в XVIII в.). Вообще, в Соборе Василия Блаженного хранится множество прекрасных древних икон. В интерьерах храмов они воспринимаются органичнее, чем на стенах музеев. В наши дни в каждой церкви создано удачное освещение, что дает возможность внимательно рассмотреть каждый образ.

Известно, что на месте собора Василия Блаженного раньше находилась церковь св. Троицы, и один из приделов нынешнего храма сохранил такое посвящение. Он примечателен прекрасным иконостасом, составленным из древних образов (в том числе XVI в.). В церкви Трех Патриархов Константинопольских хорошо сохранилось оформление XIX в.: фрески и иконостас. В церкви Николы Великорецкого реставраторами был обнаружен сохранившийся дубовый пол – скорее всего, раньше деревянные полы были во всем соборе.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками. Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами. Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.

Св.Василия Блаженный и святыни собора

Святой Василий Блаженный, мощи которого захоронены в Соборе, жил в Москве в XVI в. и был юродивым — религиозным подвижником, отринувшим мирские блага. Житие его гласит, что он круглый год ходил без одежды, спал на улице и соблюдал строгий пост. По преданиям, он сотворил многие чудеса и обладал даром провидения: его речей боялся сам Иван Грозный. Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней. В храме находится также могила блаженного Иоанна Московского.

В течение столетий в день праздника Входа Господня в Иерусалим Покровский собор становился конечной целью большого крестного хода, который во главе с патриархом выдвигался из Успенского собора Московского Кремля. Патриарх ехал на ослике, наглядно символизируя путь Христа. После окончания шествия на Лобном месте (возвышение у собора) происходила завершающая часть службы с чтением Евангелия. Кстати, вопреки распространенному заблуждению, Лобное место не предназначалось для казней: это была трибуна для зачитывания царских указов и обращения к народу.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, был построен в честь взятия Казани Иваном Грозным. Покровский собор знают во всем мире. Подобных ему не найти. Сейчас выглядит так же как в XVI веке.

Идеальный храм, о котором мечтал Леонардо да Винчи, воплотили в жизнь русские зодчие. Если взять чертеж да Винчи и поставить на него собор, они идеально совпадут. Так же вокруг одной большой церкви равномерно выстроены восемь малых. Каждая с отдельным входом и уникальным оформлением. Их объединяет общая галерея. Поэтому собор называют городом церквей, по которому можно свободно гулять. Роспись стен постоянно меняется. Это задумка реставраторов оставить декор разных эпох, чтобы за несколько секунд можно было увидеть, как со временем менялся собор.

В XVII веке на стенах появились причудливые вензеля с экзотическими растениями. В XVIII веке роспись становится более изящной, а в нишах появляются образы святых. Говорят, в соборе не найти одинаковых рисунков. А в одной из церквей можно увидеть подлинный портрет молодого Ивана Грозного. Есть и сокровищница на первом ярусе. Фундамента у собора нет, он стоит на подклете — массивных палатах, в которых находится экспозиция. В подклет собора ведет узкая лестница. И даже здесь не найти двух одинаковых ступеней. Между подклетом и церквями — почти двухметровая пустота. Поэтому кажется, что собор парит над землей.

Реставрация Покровского собора длится почти век. И каждый раз собор открывает новые тайны. Например, находка 1961 года полностью изменила историю. Реставраторы сняли штукатурку под куполом центральной церкви и обнаружили надписи, сделанные зодчими с точной датой освящения собора.

Татьяна Сарачева, директор музея «Покровский собор»: Именно из этой летописи мы точно узнали дату строительства Покровского собора и освещения во имя апостолов Петра и Павла — 12 июля 1561 года. Поэтому 12 июля этого года мы празднуем 455-летие Покровского собора.

За эти годы он только упрочил позицию самого необычного и загадочного собора в мире. И главной тайной до сих пор остаются имена зодчих, которые спроектировали и построили уникальный Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.