Храм Христа спасителя, фото

LiveInternetLiveInternet

ХСС
Альбом Храм во имя Христа Спасителя (Москва)
Альбом Храм во имя Христа Спасителя в Москве
Художник Нестеренко Василий Григорьевич
Святыни Храма Христа Спасителя.
Снос Храма Христа Спасителя
Альбом Съ рисунковъ проф. М. Н. Васильева для Храма Спасителя въ Москвъ



Храм Христа Спасителя
1912


Строительство Храма Христа Спасителя
1852

Строительство храма Христа Спасителя в Москве
1852



Завершение Храма. Вид из Кремля 1860-1862

Освящение Храма Христа Спасителя 1883
Вид из Дворцового сада на Храм Христа Спасителя
фото 1867-1872 годов
Боровицкие ворота и Храм Христа Спасителя
фото 1880-1890 годов
Боровицкие ворота
фото 1898-1910 годов
Вид из Кремля
1890-1900
Вид на Большой Каменный мост и Храм Христа Спасителя
1881-1990
Вид на Оружейную палату и Храм Христа Спасителя
около 1890
Вид на Пречистенскую набережную
1890-1898
Вид на Софийскую набережную
Ледоход
фото: между 1900 и 1905 годами
Соборная площадь с колокольни Ивана Великого
фото: 1880-1883
Храм Христа Спасителя 1909
Храм Христа Спасителя. Одна из боковых глав-звониц
Московское наводнение 1908 года
Пречистенская набережная. Вид от съезда с Крымского моста на набережную
Фото: 1912-1915
Фото: 1912-1915
1920-1929
Вид с Крымской набережной
1920-1925
Вид с левого берега Москвы реки
Храм Христа Спасителя и его окресности
1927
Электрические фонари у Храма Христа Спасителя 1930
У Храма Христа Спасителя. 1926-1928
Пречистенская набережная 1924.
Памятник Императору Александру III
1912
Открытие памятника Алексадру III
1912
Открытие памятника императору Александру III
1912
Открытие памятника Александру III 1912
Прохождение пехоты.
Открытие памятника Александру III
Прохождение улан
Высочайший обход на открытии памятника Александру III
Государь на открытии памятника Александру III
1912
Освящение памятника Александру III
1912

Памятник Александру III
Храм Христа Спасителя. Празднование столетия Бородинской битвы. 1912
Храм Христа Спасителя перед сносом
Комиссия по разборке Храма Христа Спасителя 1930
Изъятие церковных ценностей из Храма Христа Спасителя
фото: 1922-1931 годов
Демонтаж мрамора стен Храма Христа Спасителя 1931
Разбор росписи
Разборка алтаря Храма Христа Спасителя
Демонтаж куполов храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя.
Снос 1931
Разобранная восточная лестница Храма Христа Спасителя
Снятые мемориальные доски в Храме Христа Спасителя 1931
Храм Христа Спасителя.
Закладка взрывчатки 1931
Второй взрыв Храма Христа Спасителя 1931
Детали оформления храма Христа Спасителя во время его сноса
Снос храма Христа Спасителя
Разрушение храма Христа Спасителя 1931
Разборка храма Христа Спасителя 1931
Участники разборки храма


В 1930 году Николай Владимирович Арнольд, потомок С. Т. Аксакова, написал стихотворение Храм Христа Спасителя. Москвичи и все те, кому дорога была эта русская святыня, переписывали его от руки, передавая друг другу.

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!
По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.
С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена.
Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион —
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!
Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут —
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!
Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.
Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.
Клодт, Семирадский, Ромозанов,
Маковский, Марков — это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.
Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!
Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

Храм Христа Спасителя: история главной святыни страны

Строительство Храма Христа Спасителя было задумано как дань памяти великой победы над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

Еще продолжалась военная кампания против захватчиков, а император Александр I уже огласил манифест, в котором выразил намерение о сооружении храма в честь подвига народа России и в благодарность к «Промыслу Божию». Случилось это событие 25 декабря 1812 года.

Сама идея строительства принадлежала М.А. Кикину, генералу армии. Через адмирала А.С. Шишкова ее передали царю.

Местом постройки избрали Воробьевы Горы в Москве. Архитектором проекта был назначен Александр Витберг.

Храм Христа Спасителя должен был стать грандиозным и величественным сооружением в монументальном стиле ампир. Планировка здания делилась на три составляющие, которые символизировали единение Воплощения, Преображения и Воскресения.

В подземной части предполагалось разместить храм Рождества Христова. Зал должен был быть выполнен в форме параллелепипеда и предназначался для проведения панихид. Здесь же должны были провести захоронения останков павших в этой войне.

Надземная часть отводилась храму во имя Преображения Господня. Строение имело бы форму креста и олицетворяло бы соединение света и тьмы, добродетели и зла в жизни человека, в его душе.

И, наконец, верхний храм возводился во имя Воскресения Господня.

Воробьевы горы должны были стать естественным постаментом этого величественного сооружения. Покатые спуски к Москве-реке и набережную должны были обложить камнем.

Проект одобрили и в 1817 году провели торжественную закладку будущего Храма Христа Спасителя.

Однако, в скором времени работы пришлось приостановить. Близкое расположение грунтовых вод в месте застройки стало причиной проседания грунта под строящимся сооружением.

Кроме этого, Александр Витберг оказался плохим организатором: строительство храма сильно затянулось, процветало казнокрадство. Специальная комиссия из Петербурга обвинила во всех грехах архитектора.

Дальше был суд, конфискация имущества и ссылка Витберга в Вятку.

После прихода на российский престол царя Николая I, проект сооружения Храма на Воробьевых горах признали неудачным и работы полностью прекратили в 1826 году.

Возведение храма Христа Спасителя на нынешнем месте

Прошло долгих шесть лет после прекращения строительства храма на Воробьевых Горах, прежде чем Николай I своим указом утвердил новый проект, представленный архитектором К.А. Тоном. Случилось это лишь 10 апреля 1832 года.

Самодержец лично выбрал место под новое строительство.

Стоявшие здесь церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь (с послушниками и скарбом переведенный в Сокольники) были разрушены.

Торжественная закладка под возведение Храма Христа Спасителя на новом месте прошла 10 сентября 1839 года. Впереди были долгие 44 года строительства…

Краткая хронология возведения храма:

  • 1841 – стены и поверхность цоколя выровнены;
  • 1846 – закончены работы по сведению главного купола;
  • 1849 – закончена внешняя облицовка стен и начаты работы по покрытию крыш и глав металлом;
  • 1860 – сняты наружные леса;
  • 1862 – установка на крыше бронзовой балюстрады;
  • 1881 – окончание работ по обустройству набережной.

Для стен храма, а также для многочисленных барельефов использовали плотный известняк, который добывали под Коломной. Для облицовки применяли темно-зеленый лабрадорит, мрамор различных оттенков и розовый кварцит. Роспись внутренних помещений и отделка продолжались более 20 лет.

Для оформления культового сооружения привлекли лучших скульпторов, художников и архитекторов: Сурикова, Верещагина, Крамского, Неффа, Маркова, Кошелева, Рамазанова и многих других.

26 мая 1883 года провели освещение Храма Христа Спасителя. Интересно, что воздвигали его на новом месте при трех царях: сначала был Николай I, затем властвовал Александр II, принимал работу уже Александр III.

Сооружение получилось грандиозным и величественным. Внутренние помещения могли вместить одновременно более 10 тысяч человек.

Храм простоял всего 48 недолгих лет.

В декабре месяце 1931 года его сносят для освобождения площадки под строительство на этом месте Дворца Советов.

Планы Советского правительства не осуществились, а уже построенный фундамент решили переоборудовать под плавательный бассейн.

В 1990 году Православная церковь обращается с просьбой к властям о восстановлении Храма.

Началом возрождения можно считать подписанный Б.Н. Ельциным указ о возрождении Москвы, где на первом месте упоминался Храм Христа Спасителя.

В 1995 году строители приступили к работам и уже в 2000, с 6 на 7 января, здесь прошла Божественная Литургия по случаю празднования Рождества Христова. В восстановительных работах принимали участие скульпторы Зураб Церетели, Михаил Дронов и многие другие.

Оригинал статьи

Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Храм Христа Спасителя (49 фото)

Я уже давно снимаю Москву, а в главном православном храме страны все так и не фотографировал. Благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался.

История Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя необыкновенная — трагическая и торжественная. Первый Храм Христа Спасителя был построен на берегу Москва-реки в конце 19 века в память о победе русской армии в войне 1812 года по проекту архитектора Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 10 сентября 1839, освящён — 26 мая 1883 года. Однако, после освящения, храм простоял недолго. 5 декабря 1931 он был взорван по указу советского правительства, чтобы на его месте возвести Вавилонскую башню – Дворец Советов. Храм, который мы можем видеть сегодня, был восстановлен в 1990-е годы.

По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции Византии, так и черты русского зодчества.

Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.

Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

Площадь Пречистенские Ворота.

Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит…

А тут снегопад.

Памятник Петру I.

Красный Октябрь.

Кремль летом.

Кремль зимой.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят два храма и стилобатная часть:

«Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

«Нижний храм» — это Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

В стилобатной части размещаются технические и служебные помещения, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, Трапезные палаты. В обходной галерее Преображенской церкви находится Патриарший музей церковного искусства, среди экспонатов которого находятся памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

Особое место в экспозиции музея занимает триптих Васнецова «Богоматерь с младенцем», «Вседержитель» и «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга» (1899 г.)

В трапезных палатах, которые рассчитаны на полторы тысячи мест, проходят трапезы участников Поместных и Архиерейских Соборов, различные праздничные приемы духовенства.

В обычные дни здесь проводятся разнообразные тематические выставки и всевозможные светские мероприятия.

«Нижний храм» имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

Внутреннее убранство Преображенской церкви Храма Христа Спасителя ориентировано на древнерусские традиции.

«Верхний храм» намного больше и просторнее. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной, и вмещает в себя до 10000 человек.

В воссоздании росписей храма принимали участие более 400 художников, а общая площадь росписей составила около 22000 м2. Это примерно как площадь двух футбольных полей.

Все работы по воссозданию художественного убранства в ходе восстановления Храма Христа Спасителя выполнялись Российской Академией Художеств.

Вид с хоров. Съемка проводилась во время Патриаршего богослужения 1й недели Великого поста. Особую торжественность службе придал тот факт, что она проходила на 40-ю годовщину Архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Отметить юбилей посвящения в сан в Москву прибыли сотни священнослужителей со всей России.

Весь Комплекс Храма Христа Спасителя — уникальное по своей сложности инженерное сооружение. По качеству смонтированного инженерного оборудования Комплекс соответствует лучшим мировым образцам.

В центре кадра я, снимающий панораму.

Сама панорама.

Храм Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне был построен по проекту Константина Тона и освящён в 1883 году. С приходом к власти большевиков началась антирелигиозная кампания и на месте храма планировалось возвести грандиозный архитектурный памятник новому строю — Дворец Советов. Храм был взорван в 1931 году, проект советского небоскрёба помешала реализовать война и на историческом фундаменте построили открытый плавательный бассейн «Москва».
1904-1905 гг.: https://pastvu.com/p/2805
До взрыва в храме реквизировали ценности и демонтировали всё, что могло пригодиться, например, большие мраморные мемориальные доски использовались для отделки новых административных зданий. От уничтожения были спасены несколько горельефов, украшавших фасад, — сейчас их можно увидеть в Донском монастыре. Шесть живописных полотен Василия Верещагина были намотаны на валы, переданы на хранение в Казанский собор в Ленинграде и позднее отреставрированы. Фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря», украшавшей алтарь, уцелели и находятся в музее храма Христа Спасителя. Сохранилось и алтарное мраморное кресло.
В 1988 году в атеистическом Советском Союзе торжественно отметили тысячелетие Крещения Руси. Политика государства в отношении религии смягчилась и группы православных стали обращаться с просьбами о возрождении храмов. Такая инициативная группа, ратовавшая за восстановление на прежнем месте храма Христа Спасителя, собрала тысячи подписей, был основан фонд сооружения храма и власти приняли решение закрыть бассейн и построить храм, внешне копирующий здание Константина Тона.
Возведение исторического храма продолжалось 44 года, но с современными строительными технологиями работа спорилась быстрее и заняла всего пять лет. 31 декабря 1999 года храм был открыт для посещения, а в рождественскую ночь отслужена первая торжественная литургия. В XIX веке оформление храмовых интерьеров заняло два десятка лет, над росписью трудились живописцы Императорской Академии художеств Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни.
Роспись внутри современного храма занимает площадь около 22 000 квадратных метров. Не берусь судить, насколько детально воссоздано историческое убранство, но основные живописные работы воспроизведены точно, достаточно сравнить их со старыми фотографиями. Воссоздание сюжетных и орнаментальных росписей храма осуществляла Российская Академия художеств. Возглавлял работу Зураб Церетели, координатором группы специалистов по художественному убранству был священник Леонид Калинин. Два десятка мастеров возглавляли бригады художников, это Владимир Ананьев, Николай Гаврилов, Василий Нестеренко, Сергей Присекин и другие.
Алтарь храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385918
Интерьеры храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385917
Храм имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).
На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа, Ветхого старца. По слову Всемогущего Творца возникает земной шар и крылатые херувимы, озаренные в полете пламенем первобытного огня. Голова Господа, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты. Он творит вселенную и в то же время благословляет созидаемое Им.
В поясе главного купола представлены образы ветхозаветной Церкви, имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира — или как предвозвестники Его пришествия, или как свидетели Его жизни и проповедники Его учения.
На сводах малых куполов изображены Святой Дух в виде голубя, в ярком сиянии, окруженный семью божественными Его дарами; Спаситель, сидящий на престоле в царском облачении с книгой и скипетром в руках; младенец Иисус Христос в окружении ангелов; Господь Вседержитель, держащий в руках скипетр и книгу судеб, запечатанную семью печатями.
Главный иконостас храма выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора. Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, вверху суживающимся, и состоящим из четырех ярусов, предназначенных для помещения икон. Внутри её находится престол. На нижнем ярусе направо от Царских врат изображён образ Господа Вседержителя, а налево — образ Пресвятой Богородицы. Второй ярус иконостаса состоит из Господних и Богородичных праздников, третий ярус представляет новозаветную Церковь и Четвёртый ярус состоит из поясных изображений Праотцев и Пророков ветхозаветной Церкви.
На парусах храма помещены священные изображения: Преображение Господне, а под ним — Евангелист Матфей; Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн; Воскресение Христово, а под ним — Евангелист Марк; Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Лука.
Роспись «Воскресение Христово» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79368
Роспись «Сошествие Святого Духа» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79371
Среди главных святынь храма Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)
Большая люстра о 148 свечах. 1880-1883 гг.: https://pastvu.com/p/64914
На стенах коридоров на мраморных досках в хронологическом порядке даны описания сражений войны 1812 года с местами и датами, названиями войсковых подразделений, именами убитых и раненых, полученными наградами. Здесь же воспроизведены Высочайшие манифесты о вступлении французской армии в пределы России, воззвание к народу русскому об ополчении, манифесты об изгнании Наполеона из пределов России, благодарности русскому народу и русскому дворянству, манифест о построении храма Христа Спасителя в Москве.
При воссоздании храма появились новые пространства, которых не было в проекте Тона. Это помещения стилобатной части, построенной на месте холма. В ней находятся Храм Преображения Господня, Музейная галерея, Зал Церковных Соборов, Зал Высшего Церковного Совета, Трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Зал Церковных Соборов предназначен для заседаний Поместных и Архиерейских Соборов, и, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, для проведения светских мероприятий. Зал открылся в 2000 году, он оснащён современной акустической аппаратурой и рассчитан на 1250 мест. Здесь проходят концерты церковных хоров, симфонической музыки, фольклорных коллективов, фестивали и конференции.
На фото: концерт «XII Священных Псалмов» в исполнении Галины Босой в сопровождении Патриаршего Хора храма Христа Спасителя.
Трапезные палаты предназначены для проведения трапез участников Поместных и Архиерейских Соборов и праздничных приёмов. В обычные дни некоторые залы могут использоваться как благотворительные столовые для паломников и туристов, а также для проведения выставок и иных мероприятий. Пять залов трапезных палат (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал) рассчитаны на 1500 мест. Росписи залов выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных элементов и резных изображений святых. Автор проекта — академик Дмитрий Солопов (Руководитель мастерской № 2 Управления Моспроект-2).
Аванзал
Белый зал
Красный зал
На фото: музыкант Дмитрий Ревякин («Калинов Мост») во время дискуссии «Духовная лирика в поле зрения современной музыки и массовой культуры».
Патриарший зал
Сергиевский зал
Официальный сайт храма Христа Спасителя: http://www.xxc.ru
Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886