Храм на благуше

Москва. Церковь Димитрия Солунского на Благуше.

·

Храм, построенный в 1908-1911 на Благуше, был назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского – покровителя православных воинов. Благуша — историческое название местности, располагавшейся на северо-востоке Москвы между Семеновской заставой и селом Измайлово. К концу 1910 года Храм обрел своего первого настоятеля. Им стал 42-летний священник Михаил Преферансов. 29 июня 1911 года владыка митрополит Московский Владимир совершил освящение новосооруженного Храма и совершил в нём первую Божественную литургию. Новый Храм просуществовал недолго. Ему предстоял тот же путь мученичества, которым прошел его небесный покровитель — Святой Великомученик Димитрий. Храм построен в духе эклектики, представляет собой сочетание греческих и русских приёмов храмоздания. Он вмещает до 3 000 прихожан. Главный престол освящён в честь святого великомученика Димитрия Солунского; приделы в честь святителя Петра, митрополита Московского, и Успения, в честь праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В архитектурном плане Храм являет собой соединение трехнефной базилики и крестово-купольного Храма, то есть сочетание греческих и русских принципов храмоздания, символизируя единство духовного подвига великомученика Димитрия Солунского и святого благоверного князя Димитрия Донского.

В 1931 году приход был закрыт, а здание Храма передано в ведение НКВД, который приспособил его под завод вторичной переработки драгоценных металлов. Были снесены кресты, сняты купола, разобраны верхние ярусы колокольни. В алтаре установили плавильные печи. Под главным сводом поместили кислотный цех.

В полностью разоренном состоянии, отрезанное от всех городских коммуникаций, здание Храма было возвращено Русской Православной Церкви в 1991 году. С 17 ноября 1991 года, когда было совершено освящение крестов и установка их на Храме, приход ведет работу по возрождению Храма. На Епархиальном собрании 2000 года Патриарх Московский Алексий II назвал Храм Димитрия Солунского самым разрушенным Храмом Москвы.

Сейчас приход возглавляет иерей Петр Липатов. Храм строился очень быстро, возрождался, каждый день происходило что-то новое, и вот уже осенью 2001 года на престольный праздник служба стала совершаться на главном престоле. Восстановлена воскресная школа. Так же есть воскресная школа для взрослых.

8 ноября 2007 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Храме вмч. Димитрия на Благуше. Это было первое Патриаршее богослужение в восстанавливаемом Храме. Храм уже практически готов, осталось сделать правый и левый придел, расписать стены, но, к сожалению, это пока невозможно из-за грибка на стенах.

Текст с сайта храма с сокращениями.

МОСКОВСКИЙ ДИМИТРИЕВСКИЙ ХРАМ НА БЛАГУШЕ

Московский Димитриевский храм на Благуше. Фотография с официального сайта храма

Московский храм во имя великомученика Димитрия Солунского, на Благуше (Московская епархия)

  • Престолы: вмч. Димитрия Солунского, Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы и святителя Петра, митрополита Московского
  • Адрес: Россия, Москва, ул. Ибрагимова, д. 6
  • Телефон: 365-31-61
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Благуша — историческое название местности, располагавшейся на северо-востоке Москвы между Семеновской заставой и селом Измайлово. Димитриевский храм на Благоше был построен в 1908-1911 годах.

29 июня 1911 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) совершил освящение новосооруженного храма и совершил в нём первую литургию.

Храм вмещает до 3000 прихожан. В архитектурном плане храм являет собой соединение трехнефной базилики и крестово-купольного храма, то есть сочетание греческих и русских принципов храмоздания.

В 1931 году приход был закрыт, а здание храма передано в ведение НКВД, который приспособил его под завод вторичной переработки драгоценных металлов. Были снесены кресты, сняты купола, разобраны верхние ярусы колокольни. В алтаре установили плавильные печи. Под главным сводом поместили кислотный цех. Сделаны пристройки. Сохранились центральная часть храма, основание колокольни и одноэтажный дом причта. В 1965 году были вывезены колокола.

В 1991 году храм был возвращен Церкви в полностью разоренном состоянии, отрезанном от всех городских коммуникаций. С 17 ноября 1991 года, когда было совершено освящение крестов и установка их на храме, приход ведет работу по возрождению храма.

С осени 2001 года служба совершается на главном престоле.

26 февраля 2012 года чин великого освящения храма совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).

Настоятели

  • Михаил Преферансов (4 декабря 1910 — 1931)
  • Сергий Косов (июль 1991 — декабрь 2000)
  • Петр Липатов (декабрь 2000 — 7 марта 2011)
  • Андрей Милкин (с 10 мая 2011)

Использованные материалы

  • История храма на официальном сайте
  • Страница храма на сайте «Народный каталог православной архитектуры»
  • Страница храма на сайте «Храмы России»
  • Страница храма на сайте «Русские церкви»

Храм святого великомученика Димитрия Солунского

Церковь св. Димитрия Солунского в Москве находилась на Тверской улице на углу с Тверским бульваром, там, где сейчас стоит серый дом с магазинами «Армения» и «Дары моря». Стояла церковь так: сама церковь на месте магазина «Армения» и музея-квартиры Коненкова на Тверском бульваре, а шатровая колокольня – на месте кондитерской на Тверской улице.

Храм святого великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот и Страстной монастырь

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III– IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году.

Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее). Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю) по преданию и была установлена самим Дмитрием Донским.

Придел во имя св. Димитрия Солунского был основан еще в кремлевском Успенском соборе при Иване Калите. В 1326 году в только-только заложенном храме был похоронен великий князь Юрий Данилович, брат Калиты, убитый в Орде тверским князем в борьбе за ханский ярлык на великое княжение. Тогда его получила Москва, и убиенный за Отечество князь был погребен в Димитриевском приделе Успенского храма. Есть версия, что сам Димитриевский придел был сооружен над погребением московского князя. А собора Михаила Архангела, ставшего великокняжеской и царской усыпальницей, в те годы еще не было.

Каменный барельеф с изображением св. Димитрия Солунского в 1462 году появился и на главных кремлевских воротах – на внутренней стороне Спасской башни со стороны Кремля. А на внешней, со стороны Красной площади поместили изображение св. Георгия Победоносца работы того же мастера – Василия Ермолина. Так город предавался под защиту воинов-мучеников. Оба барельефа были сняты при перестройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Солари: Георгиевский передали в кремлевский Вознесенский монастырь, а Димитриевский, вероятно, погиб, как считали еще дореволюционные краеведы.

Храм святого великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот Неслучайно поэтому московская церковь в честь св. Димитрия Солунского как определенный государственный символ была построена именно на Тверской улице – главной дороге Москвы, ведущей в Кремль. В XIV-XV веках на этом месте находилось Киево-Печерское подворье, а рядом стоял старый Государев загородный дом.

Появилась она еще до Романовых, а в первой половине XVII века была уже была двух– или трехшатровая, по типу соседней церкви Рождества Богородицы в Путинках на М. Дмитровке. Следовательно, Димитриевский храм точно был построен до 1648 года, потому что однотипная Рождественская церковь, появившаяся в тот год – последняя в Москве, возведенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых церквей и повсеместного перехода к крестово-купольным (этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.)

С того времени до самой революции дожила шатровая колокольня. Сам храм в 1791 году был перестроен заново.

Дело было в следующем. Церковь по реконструкции должна была стать определенным архитектурным решением композиции Страстной площади, и Тверского бульвара – первого в кольце, устроенного на месте сломанной в то время крепостной стены Белого города.

К середине XVIII эта стена уже потеряла свое фортификационное значение. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись. А кирпичи из обветшавшей стены москвичи растаскивали на свои нужды. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей и вовсе пошли на постройку казенных зданий: Воспитательного дома и дома генерал-губернатора на Тверской. В результате часть стены Белого города однажды обрушилась и задавила несколько прохожих. После этого происшествия было окончательно решено снести средневековое сооружение.

Созданный специально для этого в июне 1774 года Каменный приказ под главенством князя М.Н. Волконского получил предписание: разрушить крепостные стены, а на их месте посадить деревья. Так и было создано бульварное кольцо. История не сохранила автора идеи, но приписывают ее Баженову, Растрелли или Старову.

Сначала на участке от Никитских до Петровских ворот снесли стену, засыпали ров, посадили маленькие деревца, которые вскоре засохли, и тем дело кончилось. Только при Павле I, в 1796 году, под руководством архитектора С.Карина разбили первый московский бульвар – Тверской.

Вместе с ним появилось в русском языке и заграничное слово «бульвар»: заимствовано оно было из французского «boulevard», а во французский пришло из немецкого «Bolwerk», что означает «крепостная стена». Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно был известен во Франции. Участок территории, где проходила городская стена, становился зеленой полосой. То же самое произошло и в Москве. До середины XIX века москвичи называли нововведение то «бульваром», то «булеваром», то «булевардом», а в простонародье и вовсе «гульваром», поясняя: «Коли люди на нем гуляют, стало быть, гульвар». Действительно, сразу же после своего рождения Тверской бульвар стал излюбленным местом прогулок московского высшего света. На всем протяжении он был украшен множеством фонариков и изящных мостиков.

В николаевскую эпоху на бульваре посадили шелковичные деревья, поздно дающие листву. Весной в Москву приехал сам император и ранним утром пошел прогуляться на бульвар. Он обратил внимание на непонятные «палки» и немедленно генерал-губернатор А. Закревский приказал пожарным Тверской части в ту же ночь убрать эти деревья. Наутро следующего дня он доложил императору: «Ваше величество, бульвар очищен от палок!»

После ухода армии Наполеона из Москвы у Тверского бульвара появились соперники – новые разбитые бульвары. Тем не менее, он был настолько популярнее их, что часто говорили просто «Бульвар», и было понятно, что речь идет именно о Тверском.

Так, применительно к новому виду города и стали перестраивать Димитриевскую церковь, стоявшую рядом с бульваром в том месте, где начинался парадный выезд к Кремлю. Главный ее престол был освящен во имя св. Троицы, и придел – в честь св. Димитрия Солунского.

Две большие редкости выделяли эту церковь среди остальных московских храмов. Одна из них – старинная шатровая колокольня, которая была намного старше самого здания церкви. Она сохранилась до самой революции, несмотря на многопудовые колокола и их ежедневное раскачивание на протяжении сотен веков. Другая редкость – образ Спасителя на апсиде, который прежде находился на Тверских воротах Белого города – по русскому обычаю помещать на крепостных воротах образа для защиты города от врагов и бедствий. При разборке стены этот образ был перенесен именно сюда, в Димитриевский храм.

Храм святого великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот

И еще в начале XIX века церковь славилась своим хором. Москвичи со всего города собирались здесь, чтобы его послушать, особенно в праздничные службы. Прибывали сюда и знатные особы. Нередко их было так много, что кареты стояли вдоль всего бульвара.

А когда купец Елисеев прямо напротив церкви построил свой знаменитый магазин с винным отделом, к нему вскорости нагрянул акцизный чиновник – вот, торговля незаконна, потому что винный погреб может находиться от входа в храм на расстоянии не ближе 42 сажен, а здесь это правило не соблюдено. Вход в гастроном был тогда один, с Тверской улицы. Елисеев уговорил чиновника подождать до утра. Всю ночь кипела работа, и несколько метров было выиграно: на следующий день винный магазин с отдельным входом появился в Козицком переулке, где и находится по нынешнее время.

Церковь св. Димитрия Солунского была разрушена при реконструкции Тверской улицы в 1934 году. История ее сноса – отдельная глава в печальной летописи старинного московского храма. Сначала предполагалось снести только колокольню. Затем В 1932 году храм включили в список церквей, подлежащих сносу, но за него вступилась авторитетная общественность. Среди защитников был П.Д. Барановский. Поначалу упросили сохранить шатровую колокольню – Барановский подготовил план ее переноса – но в итоге все было разрушено.

Взамен храма построили громадный жилой дом №17 по проекту архитектора А.Мордвинова. На угловой башенке дома – новой архитектурной «доминанте» площади – раньше стояла огромная статуя балерины с высоко поднятой ногой и воздетой к солнцу рукой. По ее поводу в Москве весьма подшучивали. В 1958 году скульптуру убрали – обветшавшая «Балерина» грозила в любой момент обрушиться на головы прохожим.