Храм рождества вифлеем

В Палестине сосредоточено много христианских святынь, ведь именно там прошла жизнь Иисуса Христа. В числе самых почитаемых и важных объектов нужно назвать храм Рождества Христова, находящийся в Вифлееме. Он воздвигнут на месте появления на свет Иисуса Христа.

Адрес храма Рождества Христова в Вифлееме

Храм Рождества Христова в Вифлееме стоит на площади Яслей (Manger Square), еще называемой Ясельной площадью.

Адрес: Палестина, город Вифлеем, площадь Яслей, храм Рождества Христова.

Как добраться на машине

Обычно в Вифлеем для посещения храма Рождества Христова паломники следуют из Иерусалима.

При поездке на машине:

  • Путешественнику следует вначале попасть в Иерусалиме на Хевронское шоссе (шоссе 60).

    Карта, как добраться в Храм Рождества Христова в Вифлееме из Иерусалима.

  • По данной дороге водителю нужно доехать до южного выезда из Иерусалима и преодолеть КПП-300.
  • После контрольно-пропускного пункта автомобилю полагается ехать по шоссе в прямом направлении до развилки дорог.
  • На разветвлении следует выбрать путь налево и следовать по нему до Вифлеема.

Как доехать на общественном транспорте

Чтобы добраться до сооружения на общественном транспорте, туристу нужно сесть в автобус №21, который останавливается в Иерусалиме у Шхемских ворот, еще называемых Дамасскими или Наблусскими. Автобус отходит от остановки каждые 20 мин и едет до нужной станции 40 мин. После высадки нужно следовать по направлению к площади Мангер (Яслей), где возвышается храм Рождества Христова.

История храма

Храм Рождества Христова имеет длинную историю. У христиан есть особенно чтимые исторические места, связанные с земной жизнью Господа, и одно из них ―место рождения Спасителя в Вифлееме.

Эту святыню не уничтожили время и враждебные народы, что произошло с другими христианскими сооружениями города.

Построен храм был по инициативе царицы Византии равноапостольной Елены ― значимой фигуры в истории христианства. Большую роль сыграл в возведении здания сын царицы ― первый христианский император Византии Константин Великий.

Приблизительно в 30-х гг. IX в. ими была устроена базилика (вид прямоугольной постройки, внутри которой ряды колонн создают особые помещения ― нефы) над вероятным местом рождения Иисуса Христа. Младенец был рожден Богородицей в вифлеемской пещере, потому что Марии и Ее мужу Иосифу не нашлось места в гостинице, переполненной народом из-за проводимой в то время переписи населения.

Царица Елена примерно определила место важнейшего события в истории для сооружения места поклонения. Она обильно украсила базилику, как подобает такому чудесному месту. Император Константин внес свою лепту в создание величественного облика святого храма, принеся туда драгоценные украшения, дорогие завесы.

Верхнее помещение храма явилось своего рода защитой для пещеры, устроенной внизу, под алтарем, бывшей непосредственно местом рождения Спасителя и заключающей в себе ясли, служившие Ему колыбелью. Базилика простояла в целости почти 200 лет, а в 529 г. произошел пожар, уничтоживший храм; целыми сохранились только мозаичные полы.

Через 2 года по прошению преподобного Саввы Освященного распоряжением правящего императора Юстиниана базилика была выстроена заново и доныне существует в слегка измененном виде, но главным образом сохранила черты постройки VI-VII вв. В VII в. начались воинственные набеги персидских воинов на Святую землю.

Захватчики уничтожали все христианские сооружения, но храм Рождества Христова чудом уцелел: персы увидели на западной стене храма красивую мозаику, выложенную по указанию царицы Елены. Мозаика изображала приношение волхвами драгоценных даров родившемуся Богомладенцу. Волхвы были родом из Персии и принадлежали к высокому сословию.

Об этом свидетельствовало их одеяние, искусно созданное на мозаике. Воины-персы не посмели уничтожить изображение своих величественных соотечественников, и храм уцелел. В 1009 г. Вифлеем был завоеван мусульманами, но и они не разрушили базилику Рождества Христова, а отделили для себя южную часть храма и использовали ее как мечеть.

Некоторое время базилика существовала как мартирий (здание, выстроенное на месте событий, связанных с жизнью Господа) и не имела над собой священноначалия. В 1100 г. сооружение перешло в подчинение епископу Вифлеема и Аскалона. Здесь проводилась коронация королей Иерусалима.

В XII в. вокруг храма были выстроены монастыри, возведена охранительная стена, венчающаяся башнями.

Другие даты:

  1. В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин захватил город и изгнал священнослужителей из храма. Лишь по прошествии 5 лет султан позволил возвратиться троим католическим клирикам, но храм Рождества Христова он передал православной церкви Сирии.
  2. В 1229 г. город перешел под власть германских племен. Шли постоянные военные действия, в их результате базилику осквернили, позже был разрушен один из монастырей около храма.
  3. В 1266 г. мамлюки разорили храм, похитив колонны и часть мрамора.
  4. С 1277 г. католикам было позволено проводить в храме Рождества Христова богослужения.

Когда оттоманская империя завоевала Палестину, христиан не изгнали из базилики. В храме несколько раз с согласия властей производился ремонт. В наши дни Греческая православная церковь владеет главным алтарем, ей же принадлежит мужской монастырь Георгия Победоносца.

Католики отправляют богослужение в приделе Яслей пещеры Рождества Христова, а рядом с храмом есть католический монастырь и церковь святой Екатерины. Армянская апостольская церковь тоже имеет свой алтарь, ей принадлежит придел Трех Царей у северного выхода. Еще в ее ведении находится монастырь Святой Троицы.

Все 3 церкви мирно сосуществуют в храме, убирают его, содержат каждая свой монастырь. Лампады возле звезды Рождества и светильники в храме также принадлежат разным общинам.

Внешняя отделка храма

Внешне храм выглядит довольно сурово, напоминает крепость, не похож на привычный облик православных церквей. Стены его сложены из простого серого невзрачного камня. О том, что это христианская церковь, напоминают только небольшая светлая колокольня над одним из монастырей и кресты на крыше. Длина храма ― 50 м, в ширину он примерно 25 м.

Архитектурный ансамбль храма

Храм имеет перед собой небольшую площадь, выложенную каменными гладкими плитками и окаймлённую забором с чугунными решетками. На площади паркуются автомашины. Возле стен храма растут одиночные южные деревья.

Сооружение окружено постройками христианских общин:

  • с юго-запада от базилики расположен принадлежащий армянской общине монастырь Святой Троицы;
  • православный монастырь, святого Георгия Победоносца, построен возле южной стены;
  • в католический монастырь католиков-францисканцев и в их храм святой Екатерины легко попасть через боковой вход базилики.

Внутреннее убранство

Храм Рождества Христова в Вифлееме изнутри своеобразен.

Сложная история религиозного сооружения наложила свой отпечаток на убранство:

Колонны Храм подразделяется при помощи колоннады на пять нефов (вытянутых помещений). 44 колонны достойны пристального рассмотрения как исторический памятник. Они:

  • созданы во времена крестоносцев, о чем свидетельствуют даты на двух из них, 1130 и 1169 гг.;
  • сделаны из розового известняка;
  • отполированы так тщательно, что создается впечатление, что они из мрамора;
  • заканчиваются капителями пышных и торжественных форм (коринфского ордера);
  • имеют остатки рисунков, нанесенных по особой технологии, ― краской, смешанной с расплавленным воском;
  • на росписях изображены Иисус Христос, Божья Матерь с Богомладенцем, святые.
Окна Отсутствуют. Сначала было 22 окна, но со временем их заложили, теперь используют только искусственное освещение. Сумрак создает впечатление, что человек действительно входит в пещеру.
Мозаика Частично сохранилась искусная мозаика времен императора Константина. Увидеть ее можно фрагментарно на стенах и в углублениях в полу. Мозаика включает:

  • начертания геометрических фигур;
  • орнаменты;
  • композиции, изображающие Вселенские и Поместные церковные соборы;
  • рисунки Ангелов;
  • фрагменты из евангельских событий.
Дверь Обращает на себя внимание слишком низкий вход в храм, высотой 120 см. Взрослый человек не может войти сюда, не склонив головы. Раньше вход был высокий, со стрельчатой аркой, но из-за набегов кочевников его заложили сверху, чтобы варвары не могли въезжать в святое место верхом на лошадях. В мирное время переделывать вход не стали. Из-за своей особенности его называют «Вратами смирения».
Стены Сделаны из натурального тесаного камня.
Свод Сколочен из досок в XV в. От старости доски подгнили и вода во время дождя попадает на пол и стены храма.
Пол Здесь реконструированный пол из церкви Константина Великого, облицован мрамором, имеет старые фрагменты с мозаикой
Амвон Создан в XII-XII вв., во времена крестоносцев.
Иконостас Изготовлен в XVIII в. в Греции. Сам довольно простой, позже в его убранстве появились роскошь и позолота.
Колокола Сделаны в царской России.
Паникадила Подарены храму русскими царями, благотворившими православным храмам по всему миру, ― Александром III и Николаем II

Святыни и мощи храма

Храм Рождества Христова в Вифлееме содержит несколько святынь, к которым устремляются паломники со всех концов света. Поскольку именно здесь, как считается, родился Иисус Христос, главные реликвии храма Рождества Христова связаны с этим из ряда вон выходящим событием.

Они такие:

  • Место рождения Богомладенца. Увидеть его можно в Пещере Рождества Христова под главным приделом храма. Вертеп имеет площадь около 32 кв. м. Там, где появился на свет Господь, в мраморе располагается серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Она сделана по подобию звезды, устроенной при Константине Великом и похищенной грабителями-иноверцами. На ней надпись: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Звезда символизирует Вифлеемскую, зажегшуюся в небе после рождения Спасителя. Над звездой устроен престол, на котором ежедневно совершается Божественная литургия. Люди благоговейно встают перед святыней на колени и прикладываются к ней губами. Пространство вокруг ниши со звездой освещено множеством лампад, среди которых постоянно горят 6 лампад православной общины, 5 ― армянской и 4 ― католической.
  • Ясли, куда Богородица положила Сына после рождения. Они облицованы мрамором. Внутренняя их часть, несколько оливковых дощечек, была увезена в VII в. в Италию и находится в храме Санта-Мария Маджоре.
  • Вифлеемская икона Богородицы с Младенцем. Она была подарена церкви российской царицей Елизаветой. Икона написана по приказанию Елизаветы в память о ее излечении от тяжелой болезни. Чудотворное изображение привлекает паломников тем, что Богоматерь на нем улыбается, что нехарактерно для изображений Богородицы.
  • Пещера избиенных младенцев. В ней сложены мощи младенцев и их родителей, убитых по приказанию царя Ирода. Тот стремился среди мальчиков до двухлетнего возраста истребить и родившегося недавно Иисуса, в Котором Ирод чувствовал соперника. 14 тыс. малышей были заколоты, став первыми мучениками за Христа, а предупрежденная Ангелом семья родившегося Богомладенца тайком покинула страну и скрылась в Египте.

Во время празднования католиками Рождества в Вифлееме, 25 декабря, происходит торжественное богослужение. Священник бережно берет восковую фигуру Иисуса Христа-Младенца, которая обычно находится в алтаре храма вместе с фигурой Богородицы, и несет ее в Пещеру Рождества.

Там фигуру прикладывают сначала к звезде ― месту рождения Бога, а потом с молитвами несут к яслям и укладывают в них. Фигура Богомладенца находится в яслях до 6 января, после чего ее снова уносят в алтарь.

Управление

Церковь управляется представителями трех христианских церквей:

  • Иерусалимской православной церковью (но клир в основном состоит из греков);
  • Римо-католической;
  • Армянской апостольской.

Настоятель традиционно для всех храмов иерусалимского патриархата избирается из греческого православного клира, сейчас им является епископ Василий. Хранителем ключей также является православная община.

Расписание служб, режим работы

Божественная литургия в храме Рождества Христова совершается ежедневно. Вначале в верхнем храме в 7 ч утра служат утреню. Потом в 7 ч 40 мин внизу, в Пещере Рождества, начинается Божественная литургия. Храм открыт для посещений с 6 ч 30 мин утра до 18 ч вечера.

Правила посещения храма

Для посещения такой великой христианской святыни необходимо одеться скромно. В храм нужно входить, максимально прикрыв оголенные части тела.

Женщинам:

  • рекомендуется надеть не короткую юбку;
  • не нужно обнажать руки, лучше выбрать одежду с рукавами;
  • полагается надеть на голову платок;
  • не следует красить губы: обычно люди прикладываются к святыням губами.

Мужчинам:

  • рекомендуется надеть не шорты, а брюки;
  • майку необходимо заменить рубашкой (или хотя бы футболкой);
  • головной убор при входе в храм полагается снимать.

Вести в помещении нужно скромно, благоговейно.

Не следует:

  • громко разговаривать, кричать, смеяться;
  • жевать жвачку, есть;
  • разговаривать во время богослужения;
  • пререкаться, делать замечания другим паломникам, вступать в конфликты.

Престольные праздники

Престольным праздником является Рождество Христово.

Интересно, что представители трех разных ветвей христианства, сосуществующие в храме, празднуют Рождество в разные дни:

  • православные ― 7 января;
  • католики ― 25 декабря;
  • армянские христиане ― 19 января.

Для празднования православного Рождества из Иерусалима 6 января, в Рождественский сочельник, прибывает иерусалимский православный патриарх (сейчас Феофил III). Он служит рождественскую праздничную службу вместе с сонмом духовенства, в том числе русского. Ночное богослужение обычно на некоторое время посещает глава Палестинской национальной администрации.

Интересные факты про храм

Храм Рождества Христова в Вифлееме заключает в своем прошлом и настоящем интересные факты:

  • он построен на месте бывшего языческого капища. Возможно, именно благодаря этому факту священное для христиан место было сохранено. Ведь после евангельских событий христианские храмы стали строиться далеко не сразу, потому что последователей Иисуса Христа гнали и преследовали иудеи. К тому же Палестина находилась под властью Римской империи. И как раз в месте рождения Богомладенца римлянами было устроено место поклонения их богу Адонису ― божеству красоты, весеннего обновления, воскресающей природы;
  • в XII в. храм был чудесным образом сохранен от осквернения арабами. Захватчики ворвались в помещение, собираясь сделать в нем конюшню. Находящиеся внутри прихожане стали усиленно молиться Богу, и вдруг из одной колонны начали вылетать осы, набрасываться на врагов и жалить их. Арабы срочно покинули храм. Нынче на той колонне, из которой вылетали осы, находятся неизвестно как появившиеся углубления, вместе образующие по форме крест;
  • в западной части пещеры Рождества находится келья святого блаженного Иеронима Стридонского ― просветителя Вифлеема и автора «Вульгаты» ― исправленного перевода Библии с древнелатинского языка, признанного авторитетным католической церковью;
  • на Божественной литургии в храме паломники могут услышать удивительное пение палестинских христиан: не многоголосное, как обычно поют в российских храмах, а унисонное;
  • после православной Божественной литургии проходит богослужение католиков, а затем ― представителей армянской церкви;
  • незадолго до престольного праздника Рождества Христова 28 декабря в храме проводится генеральная уборка совместно силами клириков и монашествующих Иерусалимского патриархата, после чего совершается совместная трапеза;
  • взаимоотношения конфессий в храме хорошие, но существуют и свои тонкости. Например, православный священник в епитрахили не может два раза подряд пройти через армянский вход: почему-то у армян считается, что после этого их вход автоматически станет православным. А вот без епитрахили ― пожалуйста.

Информация для паломников

Где можно остановиться приезжим:

  • проживать русским паломникам в Вифлееме удобно в гостинице, открытой Русской православной церковью в 2000 г. по благословению патриарха Алексия II. Она называется «Дом паломника». Находится в 200 м от храма Рождества Христова, имеет 71 номер.Чтобы поселиться в этой гостинице, следует обратиться в Паломническую службу Русской духовной миссии (телефон +972 (2) 625-00-94). Адрес дома паломника: Piligrim Residence. 73, Milky Grotto street, Bethlehem.
  • в Вифлееме еще существует примерно 40 гостиниц, бронировать места в них нужно заранее на соответствующих сайтах;
  • часто паломники останавливаются в одном из монастырей, принадлежащих общинам храма.

Полезно знать и об этом:

  • преимущественно путешественники прибывают в Вифлеем из Израиля. Важно иметь с собой загранпаспорт, потому что к людям с израильским гражданством здесь зачастую относятся недоброжелательно;
  • если есть возможность, рекомендуется питаться в Израиле, потому что там лучше, чем в Палестине, соблюдаются санитарные нормы в заведениях общественного питания;
  • чтобы получить исчерпывающую информацию о храме, рекомендуется заранее с помощью интернета договориться об экскурсии с русскоязычным экскурсоводом-христианином, живущим в Палестине;
  • паломников в храме всегда бывает много, поэтому в очереди к святыням можно провести долгое время. Чтобы не переутомиться, нужно прийти не голодными, взять с собой емкость с питьевой водой и запастись терпением.

Много существует христианских святынь, но есть и прямо связанные с евангельскими событиями. Чудесно, что можно посетить в Вифлееме место, где ступала нога Богородицы, где родился и сделал первый вдох Сам Спаситель мира. Храм Рождества Христова поэтому бесценен для христиан.

Лариса Кречетова

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Храме Рождества Христова в Вифлееме

По святым местам. От 6 июня. Вифлеем. Храм Рождества Христова:

Где родился Иисус Христос (39 фото)

О рождении Иисуса говорится многое в Евангелие от Матфея и Луки.
Но не все видели эти места и уж точно не бывали.
Давайте устроим экскурсию по одной из старейших церквей в мире.

Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан.

Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу – в пещере Рождества.

О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.

Вифлеемская звезда и алтарь

У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.

1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.

Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме.

Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

Мемориальная табличка

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

Черно-белое фото старой церкви.

Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный

Вид с воздуха на территорию базилики

Трехмерная модель базилики

Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

Крест на крыше базилики

Вид на Ясельную площадь

Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.

Вид через Дверь Смиренности

Комната охраны – первая комната в базилике

Колонны базилики

На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.

Неф и потолок

Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

Иконостасы

Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру можно войти по лестнице у алтаря. Именно здесь, по преданию, родился Иисус Христос.

Северная лестница к пещерам.

Ясли

Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них – алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.

В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей – отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.

Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.

Южная лестница в пещеру.

Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина – 3,15 метров.

Алтарь над Вифлеемской звездой.

Нижняя часть алтаря

Серебряная звезда на полу символизирует место, где, по преданию, родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 ламп (шесть из них принадлежат греческой церкви, пять – армянской и четыре – римской).

Серебряная звезда имеет 14 лучей.

Надпись на звезде на латыни гласит: «Здесь Девой-Марией был рожден Иисус Христос – 1717».

Францисканский дворик, ведущий к церкви святой Екатерины.

В церкви святой Катерины

Церковь построена на том месте, где Иисус Христос явился Екатерине Александрийской и предсказал ей ее мучения (ок.310 г н.э.). Сватая Екатерина похоронена на горе Синай. Первые упоминания о церкви датируются 15 веком. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов 12-го века. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова. и объединяла часовню с монастырем времен крестового похода 12-го века, который раньше стоял на этом месте. Следы монастыря 5-го века, который ассоциируют со святым Иеронимом, также присутствую здесь.

Священник смотрит на внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.

Алтарь в церкви Святой Екатерины

Вход в францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины.

Внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.

Витражные окна в церкви Святой Екатерины.

astlena

Для начала нужно прочитать http://vaduhan-08.livejournal.com/14531.html,

«Латиняне украли положенную православными греками на месте Рождества Христова звезду с тем, чтобы заменить ее латинской звездой. Это послужило поводом к политическим спорам», — отмечал настоятель Гефсимании архимандрит Пантелеимон…
Вифлеемская Звезда — место Рождества Христова в базилике Рождества Христова в Вифлееме, вот что сейчас на месте звезды, помоему это дырка от бублика!

Звезда – один из символов Рождества Христова. В Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. » (Мф 2, 1 – 2). В Откровении звезда – символ Господа Иисуса Христа: Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. (Откр. , 22, 16)
В Гроте Рождества Христова сохранилось отверстие древнего колодца, на дно которого по преданию, и упала Вифлеемская Звезда. Считается, что если долго смотреть вглубь этого колодца, то можно увидеть мерцающий свет Вифлеемской Звезды. ….Так стоп…это что же получается, звезда все таки упала и на месте ее падения получился колодец, та самая дырка. А раз мы видим дырку в красивом обрамлении и нам говорят, что латиняне саму звезду украли, значит в эту дырку и вставлялась звезда, значит её нашли, достали из колодца куда она упала когда то и стали вставлять в красивое обрамление на том месте где она якобы и упала! Ну, так это или не так это еще вопрос….но дырка то есть!
Все это прямым образом связано с Рождеством, давайте разбираться, есть ли что нибудь похожее на то, чем можно заткнуть эту дырку!
Над Пещерой Рождества в 4 веке был построен Храм Рождества Христова — один из древнейших храмов на Святой Земле. В Пещере Рождества серебряная Звезда Вифлеема была установлена францискианцами – монахами католического нищенствуещего ордена в 1717 году.
Место рождения Иисуса обозначено серебряной Вифлеемской Звездой с 14 лучами, которые символизируют 14 остановок Виа Долороса –Крестного пути Христа в Иерусалиме . Надпись по латыни -«Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est – 1717»- «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» указывает на место, где родился Сын Божий и на дату установки Вифлеемской Звезды в Храме Рождества Христова монахами ордена францискианцев…(а вот по-моему, указывается дата рождества Христова, ясно же написано — 1717!). Получается, что звезда упала, может быть и не здесь, но ее установили здесь. Дырку, может быть, сделали символическую, главное установили звезду!

Теперь вернёмся в пещеру Рождества и поговорим о самой Серебряной Звезде и о цифре 1717, выбитой на ней.
Серебряную Звезду под алтарём установили францисканские монахи. По преданию, именно на этом месте Мария родила Иисуса. У Звезды 14 лучей, которые символизируют 14 остановок Крестного пути Христа в Иерусалиме.= ни чего противоречещего разуму в этой фразе нет, может так и было=
С Серебряной Звездой вышла загадочная история.
В 1847 году произошло похищение Серебряной (?)…. а почему не вифлиемской, типа не та самая, а какая то серебрянная)…. Звезды, что привело к конфессиональным распрям и даже к Крымской войне (1853-1856г.) (ОГО, ни чего себе мелкая кража!). Сама история похищения окутана тайной. Кто-то говорит, что греки сами вырвали звезду из мраморного постамента, потому что им «мозолил глаза» 1717 год, выбитый на звезде. Греки и армяне всегда возмущались, зачем францисканцам понадобилось выбивать на звезде дату. Эта звезда говорит о рождении Христа, а дата всё путает и всех сбивает с толку. Позвольте… но как можно вырвать дырку, вырвать можно только то, что в эту дырку вставлено! Конечно можно вырвать еще и ДАТУ!
Что же могло быть вставлено в дырку от звезды — ну ясное дело — звезда! Давайте искать ее на изображениях посвященных Рождеству.


Ну явно знакомый предмет — его еще называют чашей Грааля!
Узнаете?
Ну да, держава! А теперь «допросим» непосредственных участников событий! Если Христу принесли это в подарок, то наверное он это не выкинул!
Вот пожалуйста — Христос ВсеДЕРЖИТЕЛЬ!
Удивительный факт, но найти иконы где Исус с шаром сложно, в основном Христос с книгой, причем на некоторых картинах, явно, шар заменен книгой и чаще на ней азбука! Ну конечно, звезду сперли теперь читайте газеты!
продолжение следует….

Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель

Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Внутренний вид храма

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.

Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Алтарь Рождества

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.

Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Израиль Западный берег реки Иордан

Идёт загрузка карты…

Храм Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

История

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов.

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая Василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и Василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы. (с) Евсевий Кесарийский

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Архитектура

Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

Святыни

• Пещера Рождества Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

• Вифлеемская икона Божией Матери На иконе изображена Дева Мария, которая улыбается, прижимая к себе младенца Иисуса Христа. Икона уникальна и считается чудотворной, наравне с иконой Владимирской Божьей Матери и иконой Казанской Божьей Матери на Руси.

• Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)

• Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)

• Пещера-усыпальница блаженного Иеронима

Престольные праздники

Рождество Христово — 7 января

Где остановиться

  • Дом паломника в Вифлееме

В свете наметившейся стабильности и дальнейшего урегулирования ситуации в Палестине, Русская Православная Церковь открыла в Вифлееме дом паломника «Pilgrim Residence», выражая надежду на возможность дальнейшего мирного сосуществования народов Святой Земли.

Дом паломника в Вифлееме находится в 200 метрах от великой христианской святыни – храма Рождества Христова. Благодаря такому расположению гости каждое утро имеют возможность молиться за Божественной литургией в пещере, где родился Господь Иисус Христос.

Гостиница создает все необходимые условия, чтобы каждый паломник, посещающий Святую Землю, почувствовал радушие и гостеприимство Святого града Вифлеема и надолго сохранил в сердце радость Рождества Христова.

Построена гостиница в 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Вблизи великой христианской святыни Резиденция предоставляет для удобного и безопасного проживания:

  • 62 стандартных номера для размещения от 1-го до 3-х человек.
  • 8 люксов для проживания особо важных персон.
  • Президентский люкс с джакузи, лифтом и рабочим кабинетом.

Поселение в Дом паломника в Вифлееме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.

Адрес: Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem.

Почтовый адрес: Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem, Palestine P.O.B.436

Телефоны: +972 (2) 276-60-40, факс: +972 (2) 276-60-41; +972 (2) 625-00-94 (Паломническая служба Русской Духовной Миссии).

Эл.почта: info@pilgrimresidence.com

Фото

  • Колокольня храма

  • «Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику (обычному человеку можно войти только склонив голову)

  • Литургия в пещере Рождества

  • Алтарь Рождества в пещере Рождества

  • Ясли Христовы

  • Место Рождества Христова

  • Чудотворная православная Вифлеемская икона Божией Матери

Видео

Вифлеем. Храм Рождества Христова

Вифлеем, Церковь Рождеcтва Хриcтова, Израиль

Вифлеем. Храм Рождества Христова

Литургия в Храме Рождества Христова в Вифлееме

Как добраться

Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)

Проезд: По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.