Храм св Николая на трех горах

Храм святителя Николая на Трех Горах

Начало истории храма святителя Николая на Трех Горах относится к XVII веку. Прародительницей его считается деревянная церковь Николы во Псарях, упоминаемая в летописях с 1628 года. Название возникло в связи с переводом сюда в первой половине XVII века (около 1637 года) Государева Псарного двора (царского «псаренного» приказа) — учреждения, отвечавшего за охотничье дело при царском дворе и за содержание царских зверинцев. Изначально Псарный двор обретался у западной стены Кремля на правом берегу реки Неглинки.

Еще в XVI веке псари — выходцы из Малороссии — ввели в практику приготовления пищи специальные приспособления — ваганы, представлявшие собой выдолбленные из дерева большие корыта. Со временем и сами «псаревики» стали именоваться «ваганами», а их слобода получила название Ваганьково. В наше время небольшой район Москвы позади комплекса зданий Российской государственной библиотеки называется Старое Ваганьково. А поселение псарей, возникшее за Пресней, получило название Новое Ваганьково.

Однако есть и другая версия происхождения данного топонима. Это место в древности было расположено между двумя крупными дорогами, одна из которых, ныне Знаменка, вела в сторону Новгорода, а другая — по нынешнему Арбату к западным землям. У развилки этих магистралей вблизи имения княгини Софии Витовтовны (1371-1453 ), супруги великого князя московского Василия I, в пятнадцатом веке возникло село, в котором был организован Государев потешный двор, притягивавший к себе бродячих артистов, коих в старину именовали вагантами. От них-то якобы село и получило своё название.

Здесь позднее стали устраивать гулянья для москвичей. Потехи эти имели столь широкий характер, что в 1627 г. царь Михаил Феодорович строго запретил люду ходить сюда, а ослушников приказал бить кнутом. Однако сам нередко посылал в Ваганьково за актерами, дабы те развлекали знать на различных празднествах.

В 1695 году храм полностью перестроил живший по соседству думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин, известный также как строитель каменной церкви Илии Обыденного на Остоженке.

В конце XVII века Три Горы были малолюдным местом с очень небогатым населением, но в первой половине следующего столетия ситуация резко меняется, так как урочище превращается в дачный поселок состоятельных москвичей. Некоторые вельможные особы впоследствии стали постоянными жителями Нового Ваганькова и были приписаны к Свято-Никольскому приходу.

Разрешение на строительство каменного храма на месте деревянного было получено в мае 1763 года (по другим данным, строительство каменного храма началось в 1762 году). Он был небольшим. В последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы — сначала святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, — во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

На рубеже XVIII и XIX столетий по соседству с храмом на берегу Москвы-реки купцы Прохоров и Резанов основали ситценабивную фабрику, впоследствии ставшую знаменитой Трехгорной мануфактурой.

Василий Иванович Прохоров (1755-1815) был купцом 3-й гильдии, основателем династии московских промышленников Прохоровых. Он родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. Мальчиком его отдали учиться на пивовара, и до 1771 года Василий работал приказчиком по пивоваренному делу. Став взрослым, он оставил этот промысел, так как считал его несовместимым с христианским благочестием, и занялся ситценабивным делом. В 1799 году совместно с мастером красильного дела Федором Резановым В.И.Прохоров построил на холмах, носивших название Три Горы, ситценабивную мануфактуру. Впоследствии Резанов из дела вышел, и В.И.Прохоров выкупил его долю. В 1812 году предприятие пострадало от наполеоновских оккупантов. Это сильно сказалось на здоровье В.И.Прохорова, и он передал дело своему сыну Тимофею. Василий Иванович Прохоров скончался в 1815 году и похоронен в Москве на Дорогомиловском кладбище.

Почти сто лет, вплоть до 1896 года, Прохоровы были ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след не только в экономической, но и в церковной жизни Москвы. Прохоровы активно участвовали в благотворительности, учреждая больницы и приюты. К примеру, талантливый скульптор Е.И.Беклемишева, урожденная Прохорова, открыла в 1892 году столовую для голодающих и тифозную больницу, где она заразилась и умерла.

Описывая в своей книге «По землям московских сел и слобод» достопримечательности в окрестностях храма святителя Николая на Трех Горах, С.К.Романюк сообщает: «Если спускаться вниз по Среднему Трехгорному переулку, то на краю холма можно увидеть особняк Прохоровых (№ 1). Его построили примерно в 1836 году, а во второй половине XIX века пристроили новые помещения. Другой прохоровский особняк, похожий на романтический средневековый замок, находится в Большом Трехгорном переулке, позади современного жилого дома № 1/26. Построен он был в 1884 году архитектором В.Г.Залесским».

Во время Отечественной войны 1812 года Три Горы пострадали от пожаров и грабежей меньше, чем другие районы города. Немалую роль в сохранения района и его храмов сыграли дипломатические способности В.И.Прохорова и его старшего сына, не покидавших город.

После эпидемии холеры, прокатившейся по Москве в 1848 году, в благодарность Господу Богу за избавление от нее Свято-Никольский храм решили полностью перестроить. К концу 1860 г. к храму пристроили обширную трапезную и высокую колокольню, увеличив его площадь в два с половиной раза. Строительство осуществлялось исключительно на деньги, собранные прихожанами.

Особо стоит упомянуть настоятелей храма, служивших в нем всю вторую половину XIX века, — протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского, которые были выдающимися тружениками на ниве духовного окормления народа. Чтобы оценить их труд, достаточно отметить, что в период их настоятельства Свято-Никольский приход был самым многочисленным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни в храме нередко служили три литургии.

Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. Так, в 1861 году при храме был создан Попечительский совет о приходских бедных, который собирал сведения о неимущих прихожанах и доводил до них адресную помощь. Кроме того, отец Руф основал первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, призванную дать девушкам новые знания и навыки в условиях резко усложнявшейся жизни большого города. В начале 1900-х годов в этой школе обучались почти 90 воспитанниц.

Постоянный рост числа прихожан потребовал ещё одной капитальной перестройки храма. По другим сведениям, перестройка оказалась необходимой из-за отсутствия гармонии между старым зданием XVIII века и пристройками 1860 года. Она началась в 1900 года на основе проекта, подготовленного известным архитектором Георгием Александровичем Кайзером (1860-1931) и утвержденного лично Императором Николаем II. Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Перестроенная церковь была заново освящена 1 декабря 1902 года, однако реконструкция полностью завершилась только в 1908 году (отметим, что проект Г.А.Кайзера был вновь воспроизведён при восстановлении храма в 1991-2000 годах).

События 1905 года, центром которых стала Пресня, не имели серьезного отражения на жизни и деятельности Свято-Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами рабочие Трехгорной мануфактуры. Эта ситуация повторилась и в мятежном 1917 году: на Трёх Горах было относительно спокойно даже во время уличных боев. Наверное, тот факт, что приход на 90% состоял из рабочих крупного предприятия, объясняет и относительную безопасность причта храма во время репрессий 1918 года, унёсших жизни более 3 тысяч клириков только в центральной России.

Несмотря на мощное развертывание государственного атеизма, вопрос о закрытии храма не стоял до второй половины 1920-х годов. Как и все московские храмы и монастыри, весной 1922 года он пережил кампанию изъятия церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных изделий. Но духовная жизнь не прекращалась. Стоит отметить, что в 1920-х годах одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Многие считают, что именно в русской духовной музыке находятся истоки мощного, впечатляющего звучания работ этого незаурядного музыканта.

Храм святителя Николая на Трех Горах был закрыт в 1928 году, несмотря на многочисленные просьбы верующих. К концу 1930 года с церкви сняли главы, в стенах прорубили проемы, разобрали верхние ярусы колокольни. Здание использовалось как дом пионеров (или дом культуры) имени Павлика Морозова. Судьба клириков оскверненной святыни точно не установлена, но не исключается, что большая часть их погибла в годы безбожных репрессий.

7 июля 1992 года было принято постановление Правительства Москвы №472 о предоставлении в бессрочное (постоянное) пользование участка во вл. № 9 по переулку Павлика Морозова приходу храма святителя Николая на Трех Горах Московской епархии Русской Православной Церкви. Регулярные богослужения возобновлены в 2001 году. По воскресным дням с 8 часов совершаются молебен, часы, Литургия, по средам и пятницам с 8 часов — утреня, часы, Литургия, по субботам с 8 часов — утреня, часы, Литургия, с 17 часов — всенощное бдение. С 2009 года в храме поют певчие Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова. При храме действует воскресная школа.

В марте 2009 года при храме находится Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, председателем которого является настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин.

Местной достопримечательностью, расположенной в непосредственной близости от храма, является обсерватория МГУ имени М.В.Ломоносова. О необходимости астрономической обсерватории в университете начали говорить еще в 1803 году. Сначала предполагалось построить ее в ботаническом саду на Первой Мещанской улице, но для обсерватории необходимо было возвышенное место. Благодаря богатому греку Зое Павловичу Зосиме такое место университет получил в 1827 году. В дарственной мецената говорилось, что он жертвует «дачу, находящуюся в Пресненской части на Трех Горах, <…> на устройство на оном месте Обсерватории, или на что другое полезное с Высочайшего утверждения Его Императорского Величества». Место действительно было вполне удобным для астрономических наблюдений и измерений: на высоком холме, где горизонт не был загорожен строениями, достаточно далеко от больших проезжих улиц, где не было сотрясения от езды тяжелых экипажей. В 1830 году началось строительство. Возвели деревянный дом для астронома-наблюдателя и хозяйственные строения по линии Нововаганьковского переулка (№ 5). Главное здание обсерватории, поставленное в глубине участка, было закончено осенью 1831 года. Автором строений явился архитектор Д.Г.Григорьев, а все хлопоты по определению места постройки, наблюдению и приобретению инструментов лежали на профессоре университета Д.М.Перевощикове. Здесь, в одной из старейших русских обсерваторий, работали многие известнейшие ученые. Многие астрономы получили здесь первые навыки работы с астрономическими инструментами. Здание обсерватории находится сейчас на государственной охране и как памятник архитектуры, и как памятник истории.

Михаил Ефимов, кандидат богословия, сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Быкова Ю.С. 1 Тюкленкова Е.П. 1 Чурсин А.И. 1 1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» Проведено описание и характеристика основных требований к планировочной композиции прихрамовых территорий. Рассмотрены природные особенности и планировочная структура на примере территорий двух храмов Пензенской области, проведён их небольшой сравнительный анализ. При сравнении учитывались такие характеристики как площадь земельного участка, площадь здания храма, местоположение относительно населённого пункта, рельеф, наличие водоёмов, степень освоения и возможность увеличения территории. Были рассмотрены различные элементы благоустройства, входящие в состав храмовых комплексов: ограда, круговой обход вокруг храма, дороги с твёрдым покрытием, подъездные дороги, парковочные места, беседка для отдыха, церковная лавка, церковно-приходской дом, подпорная стена, растительность. Развитие и благоустройство прилегающих к храму земель зависит от природных факторов, площади территории и должно подчиняться каноническим требованиям. 3148 KB прихрамовая территория планировочная структура элемент благоустройства 1. СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»: принят и рекомендован к применению в качестве нормативного документа в Системе нормативных документовв строительстве постановлением Госстроя России от 27 декабря 1999 г. № 92. URL: http://gostbank.metaltorg.ru/data/norms_new/sp/30.pdf (дата обращения – 23.10.15). 2. Быкова Ю.С., Букин С.Н. Противоэрозионные мероприятия на прихрамовой территории // Прикладные и фундаментальные исследования – связь науки и практики // Наука молодых – интеллектуальный потенциал XXI века: сб. докладов Междунар. науч.–практич. конф. 8 апреля 2015 г. – Пенза: ПГУАС, 2015. – С. 28-33. 3. Быкова Ю.С., Гафарова Д.З. Маслова Л.А. Благоустройство территории храма с использованием орошения // Управление земельно-имущественными отношениями: материалы XI междунар. науч.-практ. конф., Пенза / . – Пенза: ПГУАС, 2015. – С. 313-318. 4. Быкова Ю.С., Тюкленкова Е.П. Благоустройство территории храма // Управление земельно-имущественными отношениями: материалы X – ой международной научно-практической конференции 21-24 ноября 2014 г., Пенза / . – Пенза: ПГУАС, 2014. – С. 29-34. 5. Быкова Ю.С., Тюкленкова Е.П. Особенности благоустройства территории храма // Актуальные проблемы землеустройства и кадастров на современном этапе: материалы III Международной научно-практической конференции 4 марта 2016 г., Пенза / . – Пенза: ПГУАС, 2016 – С. 37-42. 6. Пензенская епархия . – Режим доступа: http://xn—-7sbbracknn1actjpi5e2ih.xn--p1ai/ page_id=30 (дата обращения: 13.09.16). 7. Храм преподобного Серафима Саровского посёлок Чаадаевка . – Режим доступа: http://chaadaevka.cerkov.ru/ (дата обращения: 13.09.16).

Развитие и благоустройство прилегающих к храму территорий имеет важное значение. Специфические особенности сооружений православных храмов и организация их территорий заключаются в необходимости их подчинению каноническим церковным требованиям, которые основаны на православной догматике и храмостроительных традициях . Природные условия, площадь территории оказывают непосредственное влияние на оформление территории. Цель исследования – рассмотреть на конкретных примерах особенности развития прихрамовых территорий.

Храмы и монастыри играют особую роль в формировании облика ландшафта. В нашей стране в настоящее время происходит строительство новых, реконструкция и восстановление существующих храмов. При проектировании здания храма особое внимание уделяется проекту планировки и благоустройства прихрамовой территории.

Развитие территории храмов, монастырей, а именно постройка прихрамовых зданий, создание садов на Руси происходило издавна. Организация территории является творческой частью процесса проектирования и зависит от множества факторов, однако при выборе архитектурно-планировочного решения, архитектурных и декоративных элементов необходимо соблюдать канонические требования и особенности с учётом сложившихся вековых традиций .

Оформление территории храма должно сочетаться с окружающим природным ландшафтом, вписываться в него. Ландшафтно-архитектурный образ православных храмов и монастырей должен сливаться с местностью, даже в городской черте застройки. Часто церкви строились с открытым видом на большую воду или просторы русской природы. Близость водной стихии, ориентация храмов на реку, озеро являются типично русской чертой ландшафта близ храма, монастыря.

Основными требованиями к планировочной композиции монастырей и храмов являются:

1. Ограниченность площади территории. Согласно СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (далее – Свод правил) выбор участков на селитебной территории рекомендуется производить с учетом обеспечения доминантной роли храма в формировании окружающей застройки: участки с повышенным рельефом, ориентированные по осям магистральных дорог, с учетом их конфигурации, застройки соседних участков и др. в зависимости от градостроительных условий .

2. Замкнутость ландшафта. Участок приходского храмового комплекса, как правило, огораживается по всему периметру.

3. Концентричность (здание храма расположено в центре земельного участка).

4. Функциональное зонирование прихрамовой территории. Согласно Своду правил территорию храмового комплекса следует подразделять на функциональные зоны: входную; храмовую; вспомогательного назначения; хозяйственную .

5. Положение храмов определяется церковным требованием ориентации алтаря в восточном направлении с возможным смещением в пределах 30 ° в связи с градостроительными особенностями размещения участка .

6. Вокруг храма должен быть обеспечен круговой обход для прохождения Крестного хода во время церковных праздников.

7. Территория храмового комплекса должна быть озеленена не менее 15 % площади участка. Подбор цветов рекомендуется производить таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего весенне-летне-осеннего сезона .

Рассмотрим оформление прихрамовой территории на примере двух храмов и проведём небольшой сравнительный анализ.

Первый рассматриваемый объект – территория храма преподобного Серафима Саровского р.п. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области, второй – территория храма преподобного Пимена Угрешского Пензенского района Пензенской области.

Храм преподобного Серафима Саровского в р.п. Чаадаевка (рис. 1) построен в период с 1993 по 2006 год. В 2008 г. храм был освящен. Площадь земельного участка составляет 1784 м2.

На территории расположены следующие основные элементы благоустройства: административное здание, церковная лавка, котельная, беседка, клумбы с цветами, газоны, посажены деревья. Схематичный план представлен на рис. 2.

Рис. 1. Храм преподобного Серафима Саровского р.п. Чаадаевка

Рис. 2. План территории храма прп. Серафима Саровского

Храм святого преподобного Пимена Угрешского в с.Алферьевка –молодое здание из красного кирпича (рис. 3). Строительство осуществлялось в 2011-2014 гг. В 2015 году храм был освящён. Площадь земельного участка составляет 7000 кв.м. Имеется также соседний земельный участок площадью 3500 кв.м, на котором осуществляется строительство церковно-приходского дома. В настоящее время ведутся работы по благоустройству прихрамовой территории.

Рис. 3. Храм в с. Алферьевка

Территория этого храма сравнительно больше первой. На ней расположены следующие основные элементы благоустройства: подпорная стена, фруктовые сады, газоны, клумбы, ведётся строительство церковного дома. План представлен на рис. 4.

Рис. 4. План территории храма прп. Пимена Угрешского

Среди элементов благоустройства есть такие, которые имеют место быть в обоих храмовых комплексах. Так, обе территории имеют достаточно высокую ограду (примерно 2 м), здания храма расположены в центральных частях земельных участков, на каждой из рассматриваемых территорий имеется круговой обход вокруг храма, дороги с твёрдым покрытием, есть подъездные дороги и парковочные места.

Сравнительная характеристика двух территорий представлена в таблице.

Размещение объектов благоустройства во многом зависит от площади, рельефа территории. Таким образом, есть отличительные объекты, сформированные в зависимости от характера территории.

К примеру, подпорная стена на территории храма преподобного Пимена Угрешского, являясь элементом благоустройства, необходима для борьбы с эрозией почвы. Она необходима как конструкционное сооружение, удерживающее от обрушения и сползания находящийся за ней массив грунта на уклонах местности. Подпорная стена позволяет организовать оптимальное террасирование; рационально использовать садовые площади, наполнить образующиеся горизонтальные площадки c плодородным слоем и создать благоприятные условия для роста растений. Подпорная стена также является элементом ландшафтного дизайна . Её примерная протяжённость – 85 метров (рис. 5).

Сравнительная характеристика двух земельных участков

Характеристика

Храм р.п. Чаадаевка

Храм с. Алферьевка

Адрес

Пензенская область, Городищенский район, р.п. Чаадаевка, ул. Горюнова, 11

Пензенская область, Пензенский район, село Алферьевка, ул. Заречная, д. 1А

Форма собственности

собственность религиозной организации

7000 кв.м – в собственности религиозной организации; 3500 кв.м – в безвозмездном пользовании религиозной организации

Местоположение относительно населённого пункта

в центре рабочего посёлка

на окраине села, расстояние до центра села – 1 км

Площадь земельного участка

1784 кв.м

10500 кв.м

Площадь здания храма

194 кв.м

160 кв.м

Рельеф

ровная поверхность

возвышенность

Наличие водоёмов

поблизости водоёмов нет, река Сура протекает примерно в 4 км от земельного участка, в 3 км от территории расположено озеро Песочное

примерно в 1,5 км от земельного участка расположено Сурское водохранилище

Степень освоения территории

участок освоен

процесс благоустройства

Возможность увеличения площади

не планируется

планируется

Рис. 5. Подпорная стена

Церковно-приходской дом – очень важный элемент прихрамовой территории. Это здание предназначено для выполнения вспомогательных работ, способствующих регулярному проведению церковных служб, празднованию православных праздников. Также оно необходимо для выполнения образовательно-воспитательной функции (наличие учебного класса) и соблюдения древней русской традиции – гостеприимства. На прихрамовой территории р.п. Чаадаевка имеется двухэтажное административное здание. В с. Алферьевка церковно-приходской дом находится в стадии строительства.

На территории храма преподобного Серафима Саровского имеется церковная лавка, а также беседка для отдыха. Данные элементы благоустройства можно запроектировать для храмового комплекса с. Алферьевка.

Площадь озеленения территории зависит от площади самой территории. Прихрамовый ландшафт р.п. Чаадаевка украшают хвойные деревья (ели, туи) и цветы.

На территории храма святого преподобного Пимена Угрешского посажено около 240 деревьев и кустарников, среди которых лиственница, спирея, сосна, сирень, берёза, туя, рябина, липа, черноплодная рябина, курильский лапчатник, вяз, плодовые деревья (груша, абрикос, яблоня), жасмин, боярышник и другие. Они рассажены по периметру, а также в северной, восточной, западной частях территории, берёзы посажены во входной зоне участка. Цветы на клумбах украшают территорию продолжительное время . Имеются газоны, засеянные газонной травой. Большое озеленение территории этого храма обусловлено большой площадью территории, а также подверженностью ландшафта различным видам загрязнения и эрозии.

Таким образом, развитие прихрамовой территории зависит от природных факторов, от площади территории, но в то же время должно подчиняться каноническим церковным требованиям. Поэтому прихрамовые территории своей цельностью, выразительностью похожи друг на друга, но в тоже время каждая из них имеет свою исключительную красоту. Один из принципов охраны окружающей среды – рациональное использование природных ресурсов с учётом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Поэтому необходимо заботиться о сохранении и развитии каждой конкретной территории.

Библиографическая ссылка

Быкова Ю.С., Тюкленкова Е.П., Чурсин А.И. РАЗВИТИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИХРАМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ С УЧЁТОМ СЛОЖИВШИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 10-2. – С. 273-277;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10333 (дата обращения: 30.04.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Храм Николая Чудотворца на Трех ГорахСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Центральное викариатство, Центральное благочиние

Контактная информация

info@hramtrigory.ru +7 (499) 255-05-54 https://hramtrigory.ru/ Адрес: г. Москва, Нововаганьковский пер., 9, стр. 1

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Всеволод Чаплин
  • Расписание богослужений (общее кратко):В среду, пятницу и субботу начало богослужения (утреня, часы, литургия) в 8.00.
    В воскресенье и великие праздники начало Божественной литургии в 9.00, накануне всенощное бдение — в 17.00.
    По средам в 18.00 акафист святителю Николаю (кроме дней с богослужением накануне великих праздников и дней поминовения усопших).
    По воскресеньям молебен с водоосвящением в 8.00.
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца — Май 22 (перенесение мощей), Декабрь 19
  • Святыни:Ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях. Ковчежец с мощами святителя Димитрия Ростовского; икона Спас Нерукотворный; икона святителя Николая с мощами.
  • Деятельность:При храме действует воскресная школа.
  • Краткая историческая справка:Построен в 1762—85 в урочище «Три Горы», за Трехгорной заставой, в слободе Новое Ваганьково на месте одноименного деревянного храма (1695). Сюда в 1678 переселили царских псарей и скоморохов, первоначально находившихся в слободе Старое Ваганьково (ок. Кремля). Существует несколько версий происхождения слова «ваганьково»: от «ваганить» — потешать, шутить; «ваганец» — место сбора денежного налога; от «ваган» («важан») — жителей Вяжской области, переселенных в Москву. В 1860 coopужены новые трапезная и колокольня. Около 1892 приделы свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского вынесены из трапезной вперед в линию с главным престолом. В 1900—1902 на средства Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковых к старому храму был пристроен новый с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (архитектор Г.А.Кайзер). Расписан внутри в 1908.
    В 1922 из храма власти изъяли св. 12 пудов золотых и серебряных украшений и церковной утвари. Закрыт в 1929. Сильно перестроен Разрушены главы храма и колокольня до первого яруса, в трапезной пробит второй ряд окон.
    До 1990 в здании размещался Дом культуры, затем оно находилось в запустении. В 1992 возвращен РПЦ. Начались реставрационно-восстановительные работы. Богослужения возобновились в декабре 2000.