Храм в селе

Шокирующая история: Уничтожение Православия в России 1917-1930.

Союз Советских Социалистических Республик был создан большевиками в 1924 году, на месте Российской Империи. В 1917 году Русская Православная церковь (РПЦ) была глубоко интегрирована в самодержавное государство и имела официальный статус. Это был главный фактор, который больше всего волновал большевиков и их отношения к религии. Они должны были полностью взять под свой контроль русскую церковь. Таким образом, СССР стал первым государством, одна из идеологических целей которой, ликвидации религии и ее замена на всеобщий атеизм. Коммунистический режим конфисковал церковное имущество, высмеивал религию, преследовал верующих и активно распространял атеизм в школах и учебных заведениях.

Конфискация ценностей гробницы Александра Невского.

Восстановленная фотография «Красногвардейцы переоборудуют церковь под клуб». Центральный Государственный архив кино-фото-фоно-документов СССР. А. Варфоломеев/РИА Новости

Суд над священником.

Церковную утварь разбивали.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год.

2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

Советская агитка:

РЕЛИГИЯ охотно одевается в узорные одежды ИСКУССТВА. ХРАМ это особого типа ТЕАТР: АЛТАРЬ — СЦЕНА, ИКОНОСТАС — ДЕКОРАЦИЯ, ДУХОВЕНСТВО — АКТЕРЫ, БОГОСЛУЖЕНИЕ — музыкальная ПЬЕСА.

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

Конфискованные митры, 1921 г.

В марте 1922 г. Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Арестованные священники, Одесса, 1920 год.

Атеизм был нормой в школах, учебных заведениях и филиалах коммунистических организаций (например, комсомол и пионерия), очень жество боролись с религией и в средствах массовой информации. В 1920-х и 1930-х годов, были даже специализирующиеся на антирелигиозной деятельности организации, например — Лига воинствующих безбожников.

С Воскресением Христовым боролись рейдами и танцами в храмах, а верующие устраивали «горячие точки» и исповедовались в письмах. Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник.

На борьбу с церковью в СССР не скупились.

Из переоборудованных помещений храмов делали клубы для молодежи, организовывали производства или использовали, как склады для промтоваров.

Верующего, могли выгнать с работы или исключить из колхоза. Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя. Крестились украдкой, быть православным стало очень опасно.

В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали. К этому дню, по словам исследователей, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозников старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы и шумные веселья.

Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми советскими. «Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел попов), которые должны были отвлекать народ от православия, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает историк Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи». Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20—30-х — уж слишком издевательскую омерзительную пародию представляли они собой.

В конце 40-х в семьях предпраздничные пасхальные приготовления все еще держали в тайне. «Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, то его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий.

— Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию.

Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество.

«Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова: «Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху!».

Неожиданный всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан не преследовали. «Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад — «братья и сестры!».

А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», — отмечает Виктор Еленский. Агрессивное высмеивание и сжигания чучел прекратили, как слишком жестокие, верующим выделили помещения для тихого проведения любимого праздника.

На атеистическую пропаганду в СССР выделяли сумасшедшие деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах. В свойственной СССР манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем. Особенно наседали на Западную Украину.

Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — транслировали редкие телеконцерты (Мелодии и ритмы зарубежной эстрады). «Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь музицирующий оркестр, или розыгрывали похабные спектакли и сценки, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», — рассказывает уроженец Виннитчины Николай Лосенко.

А в родном селе сына священника Анатолия Погодина ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался. «Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных.

— До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения.

Ближе к 90-м борьба с религией сбавила темп и напор. Адекватные «контролеры» никого не карали. «Учителя вели беседы про «поповский мрак» чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — рассказывает Погодин. — Хотя и сами надзирающие и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали этим».

13 разрушенных православных храмов из разных уголков России


Разрушенные храмы России.
В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Главным объектом гонений была Русская Православная церковь. В нашем обзоре фотографии 13 разрушенных храмов из разных уголков России.
В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Эти данные относятся к сохранившимся на 1987 год действующим храмам и монастырям. Так как огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры (и даже квартиры), то точное количество именно уничтоженных (то есть взорванных или разобранных) храмов установить крайне трудно.

1. Церковь Антипия Пергамского


Церковь Антипия Пергамского (Вологда).

Построена в конце XVIII — начале XIX веков при помощи купцов Рыбниковых вместо деревянной кладбищенской. В 1930 году церковь закрыли и начали использовалась под склад. Храм был возвращен верующим в 1999 году, но активные ремонтные работы пока не начались.

2. Церковь Архангела Михаила


Церковь Архангела Михаила. Село Гудаловка (Тульская область)

3. Введенская церковь


Введенская церковь в селе Пёт Пителинского района Рязанской области

Церковь была построена в 1910 году, а перестала действовать в 1930.

4. Храм Димитрия Солунского


Храм Димитрия Солунского в Можайском районе Московской области.

Храм Димитрия Солунского в деревне Шимоново Деревня Шимоново находится в Можайском районе на самом краю Московской области. Кирпичная ротондальная церковь в стиле классицизма, повторяющая московский храм Космы и Дамиана на Маросейке, была возведена здесь в 1801-1805 годах. О судьбе самого села, равно как и о Храме в советское время практически ничего неизвестно. После событий 1917 года храм закрыт, колокольня – разобрана.
В постперестроечные годы село практически полностью обезлюдело. Храм находится в аварийном состоянии: алтарь (главный, Дмитриевский престол) разобран, утрачено внутреннее убранство, крыша трапезной обрушилась. Однако, если вглядеться, то в очертаниях руин действительно угадывается сходство с Московским Храмом на Маросейке.

5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Село Кузовка (Грязинский район, Липецкая обл.)

6. Церковь Рождества Божией Матери


Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны

Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны — каменная церковь в стиле эклектики с использованием мотивов древнерусского зодчества была построена здесь в конце XIX — начале XX вв. Невдалеке от нее, в южной стороне села, располагались усадьба (от которой осталась часть парка) и деревянная церковь XVIII в. В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили помещение по ремонту тракторов, позднее разрушили южную и северную стены. И по сей день она находится в разрушенном состоянии.

7. Никольская церковь


Никольская церковь в Лыткарино Московской области.

Никольская церковь в Лыткарино — древнейшая церковь в округе, возведенная в 1680-х годах. В настоящее время находится на территории усадьбы Петровское – также пустующей. За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Были утрачены внутренние интерьеры храма и разрушен шатер. В 1970-х годах началась его реставрация, которую доверили В.В. Кавельмахеру.
За прошедшие годы был восстановлен шатер, возобновлены наличники окон, а над входом возвели трехпролетную звонницу. Сама усадьба Петровское находится на высоком берегу Москва-реки. Сейчас от нее остались только цокольный и первый белокаменные этажи, над которыми надстроен в 1959 году второй кирпичный этаж, остатки парка и цепь прудов.

8. Заброшенный храм казанской иконы божией матери


Заброшенный храм казанской иконы божией матери .

Необычный величественный храм, строительство которого началось в 1780 году напротив усадебных ворот имения графа Чернышева. Каменный храм строился более 50 лет и был красивейшим образцом классицизма в архитектуре. Сегодняшнее состояние постройки — результат закрытия храма в 1962 году и использования его как подсобного помещения. Попасть сюда можно свободно, пока он окончательно не превратился в романтические руины

9. Церковь Рождества Христова


Церковь Рождества Христова в урочище Илкодино в Московской области.

Бывшее село Илколдино находилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый. Каменный храм в селе возвели в середине 19 века. Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма.
Закрыта церковь была в 1930х годах, в 1953 опустело и окружающее ее село: в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех его жителей вынудили переселиться в другие места. Сейчас месторасположение бывшего села угадывается лишь по наличию «культурных» деревьев — тополям, черёмухе и кустам сирени, а церковь медленно, но неумолимо, продолжает разрушаться.

10. Церковь Покрова Божией Матери


Церковь Покрова Божией Матери.

Белокаменная одноглавая церковь с богатым декоративным убранством, построенная в 1762 году в стиле барокко. В конце 19 века к ней были пристроены кирпичная трапезная, придел и колокольня. В советское время храм закрыли. Священник Михаил Алексеевич Успенский был арестован и расстрелян – многие годы спустя, в 2000 году за ним было закреплено звание священномученика. Церковь была возвращена верующим в 1993 году, однако активный ее ремонт так и не был начат.

11. Никольская церковь в Лыткарино


Никольская церковь в Лыткарино (усадьба Петровское).

12. Храм Рождества Христова


Храм Рождества Христова.

Храм Рождества Христова на Белом озере в деревне Крохино.

13. Церковь Спаса Нерукотворного Образа


Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Тверская область, август 2013.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в бывшем селе Сергино (села уже нет). Храм был построен в 1897 году, роспись иконостаса выполнил художник Шишкин. В советское время храм закрыт и разграблен.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Храм в селе Новосёлки

Храм в селе Новосёлки

Предыдущая глава «Духовное училище». Всю серию репортажей о поездке по Выксунской епархии Нижегородской области можно отслеживать по метке «Нижегородская область». Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне.

Село Новосёлки в Вачском районе Нижегородской области приметно свои Казанским храмом. Небесно-голубой храм на холме по дороге к памятнику покровителям семьи, любви и верности святым Петру и Февронии (читайте и смотрите репортаж «Петр и Феврония») выглядит так, словно небо спустилась к нам на землю. Наверное, у каждого храма есть свой неповторимый образ и назначение на Земле. Казанский храм в селе Новосёлки напоминает нам о том, что небо рядом, и мы не должны об этом забывать…

«12 сентября 2012 епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил в селе Новоселки Вачского района чин освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в конце двадцатых годов прошлого века, после чего в нем располагался сельский клуб». Источник «Выксунская Епархия».

В голубом убранстве храма отец Александр выглядит строго и сурово.

Казанский храм в селе Новосёлки имеет древнюю историю:

«В сохранившихся в Архиве Министерства Юстиции писцовых книгах 1660 – 1670 год, выданных Новосельским попам Агею Михайлову и Афанасию Агееву сообщалось, что в селе Новоселках на речке Кутра имеется деревянная церковь во имя Пречистой Богородицы Казанской. При церкви 2 попа, просвирня. На церковной земле 2 двора бобылей питаются от церкви Божией. Имелись пашни, паханные церковные «средние земли» – 11 десятин в поле, да под кладбищем – 1 десятина, сена 50 копен. Из этой краткой выписки видно, что в Новоселках по какому-то случаю была построена новая Казанская церковь, и она получила особый земельный надел.

Более подробные сведения о населении и церквах села Новоселки имеются в писцовых книгах Муромских дворцовых волостей 1676 года, в которых Новоселки значились «Государевым пашенным селом». Храм построен на средства приходских людей и был богато украшен иконами. Священствовали на тот период там попы Афанасий да Михаил.

Вторая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца была построена на средства попа Алексея Агеева. Да у той церкви два колокола.

Была и третья деревянная церковь во имя Святого праведного Алексея, человека Божьего, построенная в 1650 году.Строение и всякая утварь были попа Афанасия Агеева.

Около церквей Пречистой Богородицы Казанской и Алексея, человека Божия, имелись ограды, покрытые деревянными пластинами. На церковной земле располагались дворы попов, место дворовое пономарское, просвирни да два – бобыльских двора. Всего в Новоселках числилось 48 дворов крестьянских и десять бобыльских дворов.

В состав Новосельского прихода, в то время как видно из окладных книг 1676 года, входили еще две деревни: Лобково – в ней 24 двора крестьянских и 2 – бобыльских (на 1896 год – 57 дворов) и д. Плотникова – в ней 2 крестьянских и один – бобыльский.

Таким образом, в последней четверти XYII века в Новоселках были три деревянные церкви, а село значилось дворцовой вотчиной. В XYIII и XIX столетиях Новоселки становятся уже помещичьим селом и принадлежали сначала графини Разумовской, а потом графу Гудовичу. По освобождению крестьян от крепостного права и после смерти графа А. Г. Гудовича, его имение поступило во владение его дочери А. А. Трубецкой – жены князя Н. И. Трубецкого».

Современный Казанский храм в селе Новосёлки уже мало, чем напоминает те древние строения. Тем не менее, новый храм смотрится очень красиво и гармонично. Убранство сделано с отличным художественным вкусом, и сюда несомненно приятно зайти поглядеть на красоту.

Вернемся к истории:

«Грамота, данная в 1802 году на построение каменного храма, упоминает только о пришедшей в ветхость деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. О других церквах на тот период ничего неизвестно.

В 1802 – 10 гг. устроен в Новоселках каменный храм на средства главным образом зажиточного крестьянина Якова Вавилова. В новом храме устроено два престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери,а в трапезе – во имя Архангела Михаила. В 1849-53 годах трапеза была значительно расширена, и построена новая каменная колокольня и добавлен еще престол в честь Святой великомученицы Екатерины. Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена была достаточно. В иконостасе холодной церкви сохранились без изменений иконы, написанные при постройке каменного храма в 1809 году. Из них особенно чтимы прихожанами иконы Спасителя и Казанской Божией Матери. В теплой церкви древностью отличались иконы Спасителя Иисуса Христа, Казанской и Тихвинской Божией Матери и Алексея – человека Божия. Храм построен на краю откоса, на месте бывшей деревянной церкви, пришедшей в негодность.

Любопытно то, что для написания икон во вновь строившемся храме храмоздателем Вавиловым был куплен у помещика д. Ишутина крепостной живописец Самарин, который в течение двух лет занимался работой, ведя все время строгую благочестивую жизнь. По окончании работ он был отпущен Вавиловым на волю».

Современная роспись Казанского храма в селе Новосёлки выполнена в удивительно искреннем стиле. Художник-иконописец показывает нам православных святых простыми и доступными, и у прихожанина в церкви возникает ощущение, что он может, не стесняясь, обратиться к этим святым со всеми своими молитвами и чаяниями.

Стиль росписи Казанского храма в селе Новосёлки запоминается. У художника есть своё собственное видение мира Земного и мира Небесного.

Но вернемся к истории:

«Причта при церкви по штату было положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников около 900 руб. в год. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. План и межевые книги на эту землю имелись.

Приход состоял из села Новоселок и деревень: Лобково и Лесниково. В коих по клировым ведомостям числилось 303 двора, 907 душ мужского пола и 1140 женского. Из них раскольников было 21 душа.

В Новоселках имелась начальное народное училище, открытое 20.02.1868 года, где учительствовал местный священник Гаврила Алексеевич Валединский с вознаграждением от земства 65 рублей в год. Обучение проводилось в доме учителя Валединского. И только в 1898 году было построено земством новое кирпичное здание. Преемником учителя стал его сын Сергей Гаврилович, который учительской работе посвятил всю свою сознательную жизнь с 1880 по 1923 год. Умер в декабре 1924 года.

Надо отметить, что в конце XIX столетия, благочинным третьего Новосельского округа Муромского уезда был потомственный дворянин священник Гавриил Алексеевич Валединский, затем его в 1898 году сменил Павел Смирнов. Это подтверждается церковными метрическими книгами, сохранившимися до наших дней (Вачский районный архив Загса).

В 1896 – 1917 годах священником Новосельской церкви был Иван Иванович Покровский (зять Гавриила Валединского), псаломщиками: Гаврила Покровский, Николай Левитский дьяконами: Евгений Преображенский, Григорий Знаменский.

Следует обратить еще на один важный момент, что погребения церковнослужителей, а также наиболее влиятельных крестьян проводились в церковной ограде. К сожалению всех, не удастся перечислить, но отдельных назову. Например: сын – младенец дьякона Ефима Магницкого – Сергей. Дьякон Фёдор Ефимович Магницкий. Сын-младенец дьякона Евлампия Преображенского – Николай. Дочь умершего священника Арефия Алексеницкого – Ольга. Крестьянская вдова Евдокия Петровна Лычагина умерла в возрасте 52 лет. Дочери – младенцы священника Ивана Ивановича Покровского – Софья и Елизавета. Благочинный третьего Новосельского округа Г. А. Валединский. Отец священника И. И. Покровского, заштатный псаломщик села Гришина Гороховецкого уезда, Иоанн Фёдорович Покровский в возрасте 87 лет. Крестьянская вдова Дарья Иоанновна Захарова в возрасте 71 года. Дьякон Ефим Арефов Магницкий, умер в возрасте 55 лет от чахотки и другие».

«После революции в 1918 году на пристани Пожога на берегу реки Оки был задержан священник села Новоселок Покровский Иван Иванович, обвиняемый в контрреволюционной агитации. Вскоре он был расстрелян. (Родное село, И. М. Лычагин).

В 30-х годах прошлого века началось разрушение храма, растаскивание церковной утвари, икон. В бывшем здании храма размещался склад. После проведения капитального ремонта там был обустроен сельский клуб.

В 30-х годах прошлого столетия в Новосельском приходе служил священник Мраморов Михаил Иванович, которого арестовали 2.11.1937 года и в этом же году 2 декабря его расстреляли.

Проходят годы, меняются времена, и бывшее полуразрушенное здание церкви во имя Казанской иконы Божией Матери благодаря стараниям Валерия Павловича Анисимова – депутата областного Законодательного Собрания, храм восстановлен.

Двенадцатого сентября 2012 года для новосельцев и жителей района произошло знаменательное событие, связанное с тем, что в храме Казанской иконы Божией матери Владыка Варнава – епископ Выксунский и Павловский совершил Великое освящение престола в служении всего духовенства благочиния. Было совершено богослужение, крестный ход, окропление святой водой помещения, затем отслужили праздничную литургию. В храме новая утварь, установлены престол и высокий иконостас. Пол там с зеркальным блеском. Вокруг храма смонтирована кованая изгородь, площадка вокруг церкви выложена брусчаткой.

Настоятелем Новосельского прихода является протоиерей Александр Черненков». Источник.

Казанский храм в селе Новосёлки оставил очень тёплое ощущение Дома. В этом Доме горит святой огонь. И здесь начинается путь православного человека к Небесам.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно . Продолжение: «Храм Вознесения Господня в Павлово»

Электронное СМИ «Интересный мир». 02.06.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка MasterCard 5100691484198068 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Разрушение Храма

Прекращение жертвоприношений

Семнадцатого тамуза Тит разрушил крепость Антония . В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу сообщил евреям волю римлянина — без кровопролития сдать Храм. Йоханан ответил категорическим «нет».

И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.

Пылающий Храм

Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить. Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.

Девятого ава 3830/70 года римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание.

Как дикие звери они нападали на каждого, встречавшегося на их пути. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Всевышний не пожелал, чтобы Его дом во всем своем великолепии достался врагу.

Убитые лежали в лужах крови. На фоне всего этого ужаса римляне трубили победу, вопли же несчастных евреев поднимались высоко к небу. Всю ночь и все следующее утро пылал святой Храм.

Разгром

Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян. За этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен. Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы. Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение.

На развалинах Иерусалима Тит оставил один римский легион, а сам двинулся с остальной армией в Кейсарию, чтобы там отпраздновать победу. Затем он отправился в Сирию, устраивая по пути в честь победы гладиаторские бои, на которых снова и снова лилась еврейская кровь.

Пленники снова отправились в изгнание

Оба еврейских вождя, Йоханан из Гуш Халава и Шимон бар Гиора, были захвачены в плен живыми. Йоханан прятался в пещере до тех пор, пока голод не выгнал его оттуда. Тит не убил его, а отправил в тюрьму, где Йоханан оставался до самой своей смерти. Шимон бар Гиора также скрывался в одной из пещер, но когда голод стал нестерпимым, сдался римским солдатам, а те передали его Титу. Тит решил принести Шимона бар Гиору в жертву богам во время празднования своей победы в Риме.

В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать и несчастные пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Среди пленников шел и закованный в кандалы Шимон бар Гиора. По приказу римского полководца в день триумфа он был убит. Когда глашатай сообщил о его смерти, Рим взорвался криками восторга.

Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ. Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где и затерялись их следы. Это произошло в 4215 (455) году. Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме.

Еврейская традиция о разрушении Храма

Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, местом, где раскрывалась Его Шхина — Б-жественное присутствие.

В Талмуде (Йома 9) сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».

Об этом и сказали мудрецы Титу, захватившему Иерусалим: «Разрушенный Храм ты разрушил».

Символично, что оба Храма — и Первый Храм, и Второй — были разрушены в один и тот же день еврейского календаря — 9 ава.

Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, — как будто своими руками разрушило его».

Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.

Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон), простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут — Изгнание, которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.