Храм вознесения господня вознесенка

Храм Малое Вознесение

Храм Вознесения Господня на Никитской, или Малое Вознесение, получил имя в 1830-х годах при сопоставлении по размеру с Вознесенской церковью у Никитских Ворот.

Что есть что в церкви

Храм на Большой Никитской появился в 1584 году на дороге в Великий Новгород, поэтому не удивительно, что здесь жили Новгородцы. Их стараниями, вероятно, и была построена первая Вознесенская церковь. Некоторое время на этом месте стоял домовый храм патриарха Филарета.

Храм Малое Вознесение очень любила знать, поэтому здесь нашли упокоение представители многих дворянских родов. Здесь же отпевали Екатерину Дашкову (ее в народе называли Екатериной Малой), хотя похоронили ее в Троицке.

В советское время многие священники, оставшиеся без приходов, находили в храме на Никитской временный приют и возможность служить. Но в 1937 году Малое Вознесение закрыли.

В здании церкви разместили сначала общежитие, затем различные учреждения, а потом реставрационные мастерские. А в 1992 году храм Вознесения на Большой Никитской вернули церкви.

Храм окружает ограда с вмонтированными в белокаменные столбы резными иконами. Среди святынь Вознесенской церкви икона Петра и Февронии Муромских с частицей святых мощей, икона покровителя столицы благоверного князя Даниила Московского с частицами мощей, икона святой блаженной Матроны с частицей гроба.

«Малое Вознесение» любят и ценители духовного пения, так как в церковном хоре поют музыканты-профессионалы, в том числе студенты и выпускники консерватории. А в 2015 году в храме появилась единственная в мире икона святых покровителей музыкантов и поэтов. Ее написали специально для церкви Малое Вознесение.

Говорят, что… …в XIX веке в Малое Вознесение приходили, чтобы присмотреть невесту. Для знакомства нужно было получить приглашение в дом, но безвестного юношу никто не желал видеть у себя. Тогда молодые люди шли в церковь, приглядывались друг к другу, могли даже перекинуться парой слов, например, попросить передать свечку. Там же можно было получить приглашение в дом, познакомиться с родителями и хлопотать о свадьбе.

А вам есть, что добавить в рассказ о храме Вознесения Господня (Малое Вознесение)?

Кимры. Церковь Вознесения Господня.

Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства.

Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского,

Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина).

В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице.

Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в сереб­ряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма поч­ти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджони­кидзе стояла каменная часовня.

В связи с небольшими размерами кладбища, располагав­шегося в одной ограде с храмом, в конце 19 века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и пост­ройки на нем кладбищенской церкви. Место для этого клад­бища было выбрано на южной окраине села (ныне законсер­вированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеривались построить деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 г. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осу­ществиться. Едва начавшемуся строительству сначала поме­шала первая мировая война, а после Октября 1917 г. об этом не приходилось даже и мечтать.

Причт Вознесенской церкви состоял из священника, дьяко­на и псаломщика. Десятки лет прослужили в храме протоиереи Ершовы (Леонид и Петр), псаломщики Носовы (Николай, Константин и Иван). Дом Ершовых сохранился доныне и на­ходится по ул. С.-Щедрина под № 1. Интересно отметить, чти в 1856 г. село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по верхней Волге по заданию морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовал­ся Волгой, рыбной ловлей, садоводством по реке. Эту инфор­мацию ему предоставили священники А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях дошедших до наших дней «единственным рыбо­ловом в Кимрах»). Среди других служителей церкви укажем на дьякона И. Н. Никольского. Церковным старостой долгое время являлся Н. П. Леонов.

Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 г. число кимрян приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из д. Богунино — 465 прихожан, д. Конюхино — 7, д. Слабодище — 103, д. Емельяновки — 7, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титове.

После Октябрьской революции 1917 г. местная власть в лице Кимрского совета рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов изъяла храм у церковных властей ив 1910г. согласно договору передала его в пользование вновь образо­ванной религиозной общине. 1920-1930-е годы проходили под знаком интенсивной борьбы с религией. Церкви закрывались, служители церкви подвергались нападкам и необоснованным репрессиям. Все это не могло не коснуться Кимр. В середине 1930-х годов в городе остался только один действующий храм — Вознесенский, но и он через некоторое время был закрыт.

В начале 1941 г. Кимрский горсовет учитывая «единодуш­но» пожелания рабочих и служащих ряда промпредприятий принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано ходатайство об утверждении этого решения. Ответ, естественно, был положительным. Ле­том 1941 г. Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942г. его помещения были переданы облпищепрому для размещения здесь маслобойного завода. Так в городе появилось еще одно новое промышленное предприятие, к зданию которого с восточной стороны была сделана кирпичная пристройка для котельной. В 1950-х годах завод закрыли и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветша­ло все больше и больше, капитальных ремонтов здесь не про­водилось за исключением редких косметических, территория все более и более захламлялась. И тем не менее на бывшей церкви красовалась плита с надписью, говорящая о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и что он находится под охраной государства. Как осуществлялась эта охрана, говорить лишний раз не прихо­дится.

Помимо складов в церкви была оборудована трансформа­торная подстанция городских теплоэнергосетей. Демократи­ческие преобразования последнего времени создали предпо­сылки и для возрождения православной церкви. Как это про­исходит можно увидеть в частности на примере Кимрского храма.

В середине 1990 г. сессия горсовета, учитывая просьбу группы верующих вновь образовавшейся религиозной общи­ны приняла решение о передаче им храма и установила сро­ки освобождения его помещений. Общественности пришлось немало потрудиться с тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание oт хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с проволочками и долгими бесплодными обещаниями, но поме­щения эти были освобождены и переданы их законному вла­дельцу.

Первый молебен при участии священнослужителей и сотен верующих города состоялся здесь 16 февраля 1991 г. еще у замкнутых торгом на замок дверей храма. И надо было видеть лица людей в этот зимний день. У одних они выражали удив­ление и немой вопрос: неужели все это не во сне, а наяву; у других были полны откровенного любопытства, у третьих от избытка чувств по щекам текли слезы; у большинства же на лицах была написана радость. 16 мая того же года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней тради­ции этот день считался праздником всей Вознесенской сторо­ны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенского собора до Вознесенской церкви. Неожиданно ожила колоколь­ня, с нее зазвонил колокол. Его голос как-бы символизировал собой начало возрождения Вознесенского храма. У церкви со­стоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.

С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие и все те, ко­му дорог храм хотя бы как памятник архитектуры, безвоз­мездно очистили внутренние помещения церкви и территорию вокруг нее от мусора и хлама, которые напоминали собой филиал городской свалки (и это вовсе не преувеличение). В скором времени, летом 1991 г., в одном из приделов в более чем скромной обстановке начались регулярные богослужения.

С тех пор прошло около двух лет. В храме не прекращают­ся восстановительные работы. Недавно здесь был открыт для богослужения еще один придел. Ряд предприятий и организа­ций города, многие частные лица посчитали своим долгом помочь церкви в ее возрождении. Настоятеля Вознесенской церкви отца Александра впереди ожидает немало забот, но забот скорее приятных. И хотя еще немало времени и средств потребуется, прежде чем храм вновь восстанет в своей перво­зданной красе, эти усилия не пропадут даром. И очень хочется верить в то, что как и в былые времена берущая свое нача­ло от храма улица станет вновь носить, свое исконное название — Вознесенской.

Храм Вознесения Господня г. СамараСтраница приходаРусская Православная Церковь, Самарская митрополия, Самарская епархия, Самарское Старогородское благочиние

Контактная информация

(846) 332-12-43 Адрес: Россия, г. о.Самара, 443099, ул. Степана Разина, 78

  • Статус собора:собор
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:Протоиерей Александр Урывский
  • Престольные праздники:
    • Вознесения Господня — Май 28
  • Краткая историческая справка:История собора во имя Вознесения Господня началась задолго до постройки нынешнего здания. Уже в 18в. в описаниях Самары упоминается деревянная Вознесенская церковь. Проект каменного Вознесенского храма был составлен в 1838г. Храм строился с 1843г. на средства прихожан и находился в 1-ой части 22 – квартала г.Самары на ул.Вознесенской (ныне ул.Ст.Разина), между улиц Воскресенской и Заводской (ныне ул.Пионерская и Венцека). Это была классическая однокупольная базилика с колокольней, увенчанной тонким шпилем. В 1847г. строительство было закончено., и освящен правый придел во имя Михаила Архангела, а в 1848 – главный престол – Вознесенский.
    С образованием в 1851г. Самарской губернии и открытием в марте этого же года епархиального управления Вознесенский храм стал Кафедральным Собором и стал называться Спасо-Вознесенским собором. Под сводами храма был зачитан Указ Святейшего Синода об образовании Самарской епархии и совершен благодарственный молебен.
    Хотя в 1894г. кафедра была перенесена в новый Воскресенский собор, за Вознесенским сохранилось название собора. Спасо-Вознесенский собор, будучи более 40 лет главной святыней города повидал многих именитых гостей Самары. Именно здесь было освящено Самарское знамя, под которым сражались русские ополченцы в русско-турецкой войне 1877-1878гг. за освобождение единоверной Болгарии. Его стены видели трех Рссийских императоров: Александра II Николаевича, Александра III Александровича ,Николая II Александровича. Здесь находилась кафедра Самарского епископа Владимира (Богоявленского), будущего св.новомученика, здесь служил и будущий священномученик Вениамин, митрополит Петроградский.
    В январе 1930г. собор по решению президиума Самарского Горсовета был закрыт и отдан и передан Крайпромкредсоюзу для переоборудования под клуб кустарей. Ранее, в 1922г. – были реквизированы предметы из драгоценных металлов. Купол, колокольня со шпилями были разобраны, внутри храма сделано два этажа со множеством комнат. Во второй половине 30-хгг. здание было передано Приволжскому военному округу, который использовал его под склад.
    С 1989 г. с благословения правящего архиерея архиепископа Иоанна Снычева начались хлопоты о возврате храма верующим. В 1993г. здание собора возвращено Епархии, началась реставрация собора. 6 мая 1993г. мая Высокопреосвященнейшим Сергием, Епископом Самарским и Сызранским, был совершен молебен вмч. Георгию Победоносцу, а с 15 августа в нем начались регулярные богослужения.
    26 октября 1997г. Высокопреосвященнейшим. Сергием, Архиепископом Самарским и Сызранским, был освящен крест на купол. 01 ноября 1997г состоялось воздвижение купола с крестом, а после восстановления 56-метровой колокольни в 1999г. Вознесенский собор обрел свой прежний облик.
    Сегодня Вознесенский собор – постоянно действующий приход со старинной историей, многочисленной паствой, при соборе действуют богадельня, детская и взрослая воскресные школы.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Давайте построим храм для себя и потомков! Такое доброе дело в одиночку не осилить – нужна ваша помощь – каждого из вас!!! Дорога к храму у каждого своя: кто-то обретает ее сам, пройдя тернистый путь, кого-то приводят родные и близкие, кто-то приходит через утраты и скорби. Но как бы там ни было, сегодня каждый понимает: это единственный уголок, где душа обретает покой. В этом неспокойном мире люди все чаще тянутся к месту, где нет грязи, лжи, хамства, упреков, где перед Богом все равны — и бедные, и богатые. Именно здесь, в храме Божием человек впервые заглядывает внутрь себя, видит свое несовершенство и появляется искреннее желание что-то в жизни изменить. На протяжении многих веков наша земля славилась развитием Православия на Русском Севере. Начиная с ХV века на территории Сокольского района действовали Покровская Лавра, основанная Дионисием Глушицким, рядом с которым был его верный сподвижник Амфилохий Глушицкий, несколько монастырей, более 20 церквей и 60 часовен. А что уцелело до наших дней? Крупицы! Зато имена святых живут в памяти Церкви Русской, в людской памяти, передаются из поколения поколению, о них напоминают и те места, где они молились, тропы, которыми хаживали… Туда в дни памяти святых и сегодня нескончаемым потоком продолжают идти многочисленные паломники… Нам бы поучиться тому, как жили наши предки. Шесть дней, не покладая рук, трудились, седьмой — посвящали Богу. Шли в храм на службу, исповедовались, причащались, испрашивали у батюшки благословления на предстоящую рабочую неделю. Нам до традиций предков далеко, но мы делаем попытки – всё вернуть на круги своя. И что-то получается – возводятся новые храмы, часовни, возрождается вера и ее традиции. Но… не всё так просто, как хотелось бы. Город Сокол разбросан по обе стороны реки Сухоны, разбит на микрорайоны. Людям, особенно пожилым, молодым семьям с детьми не всегда удобно из одной части города добираться до какого-то храма. А как бы хорошо было, если бы он находился для нас в «шаговой доступности». Сегодня, чтобы утолить духовный голод, очень нужен храм в микрорайоне Шатенево («Трубки»). И надежда только одна – на вас, наши дорогие земляки, соотечественники, братья и сестры! В июле 2016 года был образован Приход храма преподобного Амфилохия Глушицкого. В настоящее время урегулированы все необходимые вопросы с администрацией города Сокола, в том числе решен вопрос с предоставлением земельного участка под его строительство. Теперь только от нас будет зависеть, как скоро мы увидим новый храм, проект которого уже готов. Добрые дела никогда не вычеркиваются из истории, из истории чьей-то семьи – они рождают добрые чувства в душе человека, а в храме, как правило, молятся обо всех добродетелях. Памятуя о том, что на Руси так было всегда — православные храмы строились всем миром, сообща, давайте сплотимся и докажем, что мы тоже что-то в этой жизни значим. Храм — это дом Божий, где мы, верующие, получаем пользу для своей души, но постараемся сделать это не только для себя, но и для потомков. Жертвуя свою лепту на богоугодное дело, мы не только исполним свой долг перед собой, но и укажем свет будущим поколениям. От нас, только от нас будет зависеть, какое наследство оставим на этой земле. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Давайте построим храм для себя и потомков! Такое доброе дело в одиночку не осилить – нужна ваша помощь – каждого из вас!!! Дорога к храму у каждого своя: кто-то обретает ее сам, пройдя тернистый путь, кого-то приводят родные и близкие, кто-то приходит через утраты и скорби. Но как бы там ни было, сегодня каждый понимает: это единственный уголок, где душа обретает покой. В этом неспокойном мире люди все чаще тянутся к месту, где нет грязи, лжи, хамства, упреков, где перед Богом все равны — и бедные, и богатые. Именно здесь, в храме Божием человек впервые заглядывает внутрь себя, видит свое несовершенство и появляется искреннее желание что-то в жизни изменить. На протяжении многих веков наша земля славилась развитием Православия на Русском Севере. Начиная с ХV века на территории Сокольского района действовали Покровская Лавра, основанная Дионисием Глушицким, рядом с которым был его верный сподвижник Амфилохий Глушицкий, несколько монастырей, более 20 церквей и 60 часовен. А что уцелело до наших дней? Крупицы! Зато имена святых живут в памяти Церкви Русской, в людской памяти, передаются из поколения поколению, о них напоминают и те места, где они молились, тропы, которыми хаживали… Туда в дни памяти святых и сегодня нескончаемым потоком продолжают идти многочисленные паломники… Нам бы поучиться тому, как жили наши предки. Шесть дней, не покладая рук, трудились, седьмой — посвящали Богу. Шли в храм на службу, исповедовались, причащались, испрашивали у батюшки благословления на предстоящую рабочую неделю. Нам до традиций предков далеко, но мы делаем попытки – всё вернуть на круги своя. И что-то получается – возводятся новые храмы, часовни, возрождается вера и ее традиции. Но… не всё так просто, как хотелось бы. Город Сокол разбросан по обе стороны реки Сухоны, разбит на микрорайоны. Людям, особенно пожилым, молодым семьям с детьми не всегда удобно из одной части города добираться до какого-то храма. А как бы хорошо было, если бы он находился для нас в «шаговой доступности». Сегодня, чтобы утолить духовный голод, очень нужен храм в микрорайоне Шатенево («Трубки»). И надежда только одна – на вас, наши дорогие земляки, соотечественники, братья и сестры! В июле 2016 года был образован Приход храма преподобного Амфилохия Глушицкого. В настоящее время урегулированы все необходимые вопросы с администрацией города Сокола, в том числе решен вопрос с предоставлением земельного участка под его строительство. Теперь только от нас будет зависеть, как скоро мы увидим новый храм, проект которого уже готов. Добрые дела никогда не вычеркиваются из истории, из истории чьей-то семьи – они рождают добрые чувства в душе человека, а в храме, как правило, молятся обо всех добродетелях. Памятуя о том, что на Руси так было всегда — православные храмы строились всем миром, сообща, давайте сплотимся и докажем, что мы тоже что-то в этой жизни значим. Храм — это дом Божий, где мы, верующие, получаем пользу для своей души, но постараемся сделать это не только для себя, но и для потомков. Жертвуя свою лепту на богоугодное дело, мы не только исполним свой долг перед собой, но и укажем свет будущим поколениям. От нас, только от нас будет зависеть, какое наследство оставим на этой земле. Банковский перевод Получатель: Местная религиозная организация Православный Приход храма преподобного Амфилохия Глушицкого г. Сокол Вологодской области Вологодской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ИНН: 3527022277 КПП: 352701001 БИК: 041909760 Рас./сч.: 40703810208000000008 Кор./сч.: 30101810800000000760 Банк: АО «Банк «Вологжанин» г. Вологда Назначение платежа: Благотворительное пожертвование на строительство храма. № 4279120010095067 Смирнова Мария Матвеевна