Христианская вера

В Какого Бога веруют православные христиане?

Православные христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Христианин может приобщиться к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего существа. Невозможно приобщиться к тайне Троицы, пока ум не сделается просветленным и преображенным.
Учение о Троице не является изобретением богословов – это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:21-22). Голос Отца слышен с небес, Сын стоит в водах Иордана, Дух сходит на Сына. Иисус Христос многократно говорил о Своем единстве с Отцом, о том, что Он послан в мир Отцом, называл Себя Сыном Его (Ин. 6-8). Он также обещал ученикам послать Духа Утешителя, Который от Отца исходит (Ин. 14:16-17; 15:26). Посылая учеников на проповедь, Он говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Также и в писаниях апостолов говорится о Боге Троице: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии Три Суть Едино» (1 Ин. 5:7).

Христианство – мировая религия

На основе бытия Иисуса Христа, как человека, христианство дает ответы на все мировоззренческие вопросы жизни.

Христос посреди нас

Христианство — одна из трех мировых религий, насчитывающая более 2.3 млрд. верующих в мире. Это 33 % населения Земли. Зародилась как одна из сект иудаизма в Палестине в I веке н.э. Свое летоисчисление христиане отсчитывают от дня рождения сына Божия Иисуса Христа. Его родила земная женщина Мария в Палестине. Отец его — Святой дух. Бог создал Землю и людей, но они согрешили и совершили первородный грех. Все потомки их стали грешниками и должны были умереть. Чтобы исправить это, Бог посылает к людям сына Иисуса, который принимает за них мученическую смерть. Своим ученикам он объясняет план — принести себя в жертву. Но ученики поймут эти слова только после смерти Спасителя. Христиане обращаются к Богу во имя Иисуса Христа, открывшего им путь к спасению вечной жизни. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Суть религии — 10 заповедей подлинной любви. Христианские добродетели это смирение, покаяние, примирение, аскетизм, безропотность, которые будут вознаграждены Мессией.

Бог установил 7 основных Таинств. Это священнодействия для очищения, укрепления в вере: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.

Христианское вероисповедание распространено во всех странах. В 301 году, христианство приняла Армения, затем в Римской империи христианская вера стала основной среди населения. А в 988 году Русь приняла Христову веру. Главной среди равных тогда была Римская Апостольская Церковь.

Великая схизма (раскол)

В 1054 г. произошел ряд событий, которые привели к разделению христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную). Поводом были взаимные обвинения в ереси. А в 1014 году Рим изменил Символ Веры. Ввели понятие Filioque (Филиокве). Следует, что в «Святой троице», главном символе веры, Святой дух нисходит не только от Отца, но и от Сына. Еще католическая церковь провозгласила положение о «чистилище» — месте между раем и адом. Позже Рим признал Деву Марию «непорочно зачатой», т.е. святой. Вольное обращение с краеугольными религиозными догмами, различие в проведении обрядов, усиление роли священнослужителей в течение всего I-го тысячелетия вели к расколу. Но за этими всеми отличиями, конечно, определяющими были претензии Рима на полную власть Папы.

Православная конфессия

После Великого раскола самыми немногочисленными оказались православные — 280 млн. человек. Это греки, грузины, часть поляков, эфиопы, сербы, черногорцы, украинцы, белорусы, русские. Православие — «правильное суждение, прославление» (греч.). Совокупность 15 автокефальных православных церквей во главе с епископами, признающих решения 7 Вселенских соборов и имеющих между собой общение. Центральным является Константинопольский патриархат. Русскую православную церковь возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Католическая конфессия

Католицизм — «всемирный» (греч.) ветвь христианства. Ее исторические истоки находятся на Западе Римской империи. Католиков в мире больше миллиарда. Они живут на всех континентах. Есть верующие и в России. Но в большинстве, католицизм присутствует в Индии, Бразилии, Мексике, США. Глава католической церкви — папа римский Франциск. Его епархия находится в Ватикане.

Протестантская конфессия — наиболее гибкая форма христианства

Протестантизм — «публично доказывающий» (греч.) — часть верующих откололась от католиков в 16 веке в результате движения Реформации под руководством Мартина Лютера. Он возглавил протест в Европе против индульгенций в счет отпущения грехов, пышности обрядов, идеологического давления папы. Протестанты провозгласили лозунг всеобщего равенства всех верующих перед Богом. В своей вере сделали упор на личную ответственность перед Богом и обществом. Протестант не приходит к Богу, он живет им каждую минуту. Молятся, поют псалмы, проповедают в любом помещении, обращаются только к Богу. Святых считают обычными людьми, которые лишь являются примером праведной жизни и в молитвах к ним не обращаются. За покойных не молятся, считая, что им уже ничем не поможешь. Протестантизм насчитывает около двух тысяч различных независимых от Рима церквей, приспособленных к условиям своих стран; независимые многочисленные общины. Приверженцев этого учения около 800 млн. человек в 92 странах мира. Англия (англиканство), Швейцария (кальвинизм), США (баптисты, пятидесятники, англиканство), Финляндия (лютеранство), Австралии (англиканство), Нидерланды (лютеранство), Канада, Норвегия (лютеранство), Дания (лютеранство), Германия (лютеранство, и реформаторы), Латвия, Эстония (лютеранство), Россия (баптисты, пятидесятники, прохановцы). Большой процент верующих-католиков проживает в Ю. Корее, Чили, Бразилии, Китае (пятидесятники). Считают важной миссионерскую деятельность. Главой церкви у протестантов является Иисус Христос. Объединяются в совокупность независимых церквей.

Различия в таинствах, убранстве церквей и проведении обрядов

Таинства: у православных и католиков приняты 7 таинств (см. выше). Протестанты признают 2 — крещение и причастие, проводят их как обряды. Протестанты (кроме лютерантства) не крестят детей. Это таинство проводят только с совершеннолетними людьми.

Пост не признается только протестантами.

Брак в католической церкви практически нерасторжим.

Убранство храма у православных — иконы, иконостас, роспись стен. Богослужение ведется на греческом, церковно-славянском и национальном языке, хоровое пение, прихожане в храме стоят (могут на коленях). У католиков богослужение проводится на латинском языке, органная музыка, прихожане сидят на скамьях. У протестантов церкви, молельные дома убраны скромно. Нет икон, алтаря, колоколов, свечей. Богослужение ведет любой верующий, знающий Библию, в службе используют инструментальную музыку. Предельно удешевлены и упрощены церковные обряды.

Монашество протестантизм отвергает, также священство и святых. Жизнь святых почитают, как пример правильной жизни. Спастись можно самому и только верой.

Источник вероучений у православных и католиков — Библия, Евангелие, протестанты признают исключительно Библию.

Главный праздник у православных — Пасха, конец земной жизни Христа и начало небесной. У католиков и протестантов — Рождество, начало земной жизни Христа.

Авторитет в вопросах веры: у православных истиной считается решения Соборов. У католиков — Непререкаемый абсолют папы римского. Протестанты признают Библию.

Святые и в православии и католичестве почитаются те, которые были прославлены Церковью до раскола. После этого каждое течение причисляло к лику святых разных людей. В протестантстве священны все верующие.

Положение женщин: в православии и католицизме она — помощница мужчины, ее дело — хранение домашнего очага. У протестантов женщина абсолютно равноправна c мужчиной. Протестантизм породил явление эмансипации. Принимается рукоположение женщин в священный сан.

Различие в постройке храмов: в православном мире крестово-купольные или восьмиугольные церкви. Их венчают кресты (4, 6, 8 – конечные). У католиков костелы в разных стилях и 4-х конечный крест на куполах. Протестанты молятся в любой приспособленной для служб постройке, не признают пышное убранство храмовых построек и внутри храма.

Различие крестов: на крестах православных Христос изображен живым, торжествующим, победившим смерть, широко раскинув руки. У католиков Христос изображен провисшим, мертвым, с потеками крови из ран. Ноги прибиты одним гвоздем.

Крестятся православные тремя пальцами с правого плеча на левое. Католики — всей ладонью с левого на правое плечо. Протестанты не используют крестное знамение, не носят крест, считая его орудием казни.

Вера

Вера в Бога

Учение о Боге в Символе веры начинается словом: «Верую». Бог есть первый предмет веры христианской. Таким образом, наше христианское признание бытия Божия основывается не на рассудочных основах, не на доказательствах, взятых из разума или полученных из опыта наших внешних чувств, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем нравственное основание.

Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к Нему.

«Веруем» в то, что недоступно внешнему опыту, научному исследованию, восприятию нашими органами внешних чувств. В славянском и русском языках понятие «верую» глубже значения русского «верю, » обозначающего часто простое принятие без проверки свидетельства другого лица, чужого опыта. Св. Григорий Богослов различает и в греческом языке: религиозную веру — «верую в кого, во что»; и простую личную веру — «верю кому, чему». Он пишет: «Не одно и то же значит: «веровать во что» и «верить чему». Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи» (Твор. св. Григория Богослова. Часть 3, стр. 88, «О Духе Святом»).

Христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, сильнее, действеннее ее. Она сложнее отдельного чувства, она содержит в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Она также не может быть названа волевым явлением, ибо, хотя она двигает горами, христианин, веруя, отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «Да будет воля Твоя на мне, грешнем».

Фото: optina.msk.ru

Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем-то «убежденное предположение, » называемое верой, какое обычно встречается в жизни.

На вере создана Церковь Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи (Евр. 11:33-38). Одушевленные верою христиане с радостью шли на мучения и смерть. Вера — камень, но камень не осязаемый, свободный от грузности, тяжести; влекущий вверх, а не вниз.

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» — сказал Господь (Ин. 7:38), и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в силе Духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа.

«Если будете иметь веру и не усомнитесь…, если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет» (Матф. 21:21). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы — с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода; но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее: вода эта — благодать Божия. «Вера есть ключ к сокровищнице Божьей, » пишет о. Иоанн Кронштадтский («Моя жизни во Христе», т. 1, стр. 242).

Поэтому трудно дать определение: что есть вера. Когда Апостол говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1), то, не касаясь здесь природы веры, указывает только на что направляет ее взор: — на ожидаемое, на невидимое, а именно, что вера есть проникновение души в будущее (осуществление ожидаемого) или в невидимое (уверенность в невидимом). Это свидетельствует о таинственном характере христианской веры.

Вера и знание в религии и науке

Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.

Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т.д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике…

Столь же необходима человеку вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: «Душа видит истину Божию по силе жития».

Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера сорастворяется со знанием, и он становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6:17).

Таким образом, как во всех естественных науках вера предваряет знание, и опыт подтверждает веру, так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания. И только вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов.

Суеверия

Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека — это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
Суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли Божией, Промысла Божия ему совершенно чужды. Не знает такой человек и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются проявлением любви Божией к нам — воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

Источник христианской веры

Источником веры является откровение. Словом откровение в тесном смысле означается „сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин.

В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое чрез посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в Св. Писании более общим наименованием: явление, в отличие от более специального слова – откровение, которым преимущественно означается откровение какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда. ап. Павел говорит об откровении Бога языческому миру чрез посредство видимых творений, то употребляет выражение: „Бог явил им“ (Рим. I:19), а когда тот же апостол говорит об откровении чрез писания пророческие тайны воплощения (Римл. ХIV, 24), об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников (Ефес. III:3) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1 Кор. II:10; 2 Кор. XІІ, 1, 7; Ефес. I:17; Филипп III, 15): то во всех этих случаях откровение обозначает словом откровения. В этом смысле откровение св. Иоанна называется Апокалипсисом.

Вера и Церковь

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств, внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина — истинная и живая. Посему неразумны те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает, кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание.

Церковь имеет веру, но веру живую, ибо она же имеет и святость. Когда же один человек или даже епископ имеет непременно веру, что можем мы сказать? Имеет ли он святость? Нет, ибо он ославлен преступлением и развратом. Но вера в нем пребывает, хотя и в грешнике. Итак, вера в нем есть восьмое таинство, как и всякое таинство есть действие Церкви в лице, хотя и недостойном. Через это таинство какая же вера в нем пребывает? Живая? Нет, ибо он преступник, но вера мертвая, т.е. внешнее знание, доступное даже бесам. И это ли будет восьмое таинство? Так отступление от истины само собою наказывается.

Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры, любит ли, он в общении Любви, молится ли, он в общении Молитвы. Посему никто не может надеяться на свою молитву, и всякий, молясь, просит всю Церковь о заступлении, не так как будто бы сомневался в заступничестве единого ходатая Христа, но в уверенности, что вся Церковь всегда молится за всех своих членов.

О вере на «Правмире»:

  • Православное Догматическое Богословие
  • Вера в Бога. О вере в Бога и доверии Ему
  • Великие физики о вере и Боге
  • Почему люди верят в Бога
  • Не веря в себя, нельзя верить в другого человека
  • Почему человек верит в Бога?
  • Вера как опыт жизни в Боге
  • Ты в Бога веришь?
  • Зачем Церковь, если Бог в душе?
  • Зачем вера?
  • Вера и спорт: нет ли противоречий?
  • О вере и знании
  • Что такое вера?
  • Вера и причины неверия
  • Верую. Вера образованных людей
  • Вера Церкви. Введение в православное богословие
  • Великие люди о Христе и о вере
  • Какая книга помогла прийти к вере? Личный опыт
  • Молитва Символ веры
  • Толкование на Символ веры
  • Символы веры раннего Христианства

Один ли Бог в разных религиях?

Не лги, когда ты говоришь: «Не все ли равно, как веровать?» Тебе далеко не все равно, как ты выглядишь и какого люди о тебе мнения. Почему ты думаешь, что о Боге можно что попало говорить и как попало к Нему относиться? Нет, совсем не так.
протоиерей Валериан Кречетов​
Рассматриваемая нами тема распадается на две, тесно взаимосвязанные.
а) Синкретизм. Тезис: Бог один у всех людей, не важно насколько ты религиозен, так как религии – это человеческие выдумки. Стены религий не доходят до небес. Главное – иметь Бога в душе.
б) Формальная (некритическая) религиозность. Тезис: Я православный (мусульманин…), но считаю, что мы верим в одного Бога. Отличие только в обрядах.
В вопросах богопознания вера предшествует разуму, ибо «верою познаем» (Евр. 11:3). Для любого человека это привычно, изначально большая часть наших знаний основана на доверии тому или иному авторитету. Первый шаг на пути познания Бога – признание верой Его существования (признание того, что Он Творец, а ты – Его творение). Тому, кто поднимется на эту ступень от слепой, мнимой «самодостаточности», Господь открывает дальнейшие глубины богопознания (при условии, что жизнь человека будет богоугодной)»1.
Тем не менее, Бог дал нам разум – познавательную силу души, который святые отцы именуют «оком души». Без содействия Божественной благодати ум не способен к сверхъестественному Богопознанию, но простейшие богословские умозаключения доступны и на начальном уровне познания Бога.
Человечество создало множество разнообразных религиозных систем, уже одно это подтверждает христианский тезис о том, что мы живём в искажённом грехом, отпавшем от Бога мире. Если у каждого из нас есть цель жизни, жизнь имеет смысл и не прекращается на земле, а направлена в вечность, то наличие разных религий говорит о том, что верна лишь одна из них, так как пути спасения человека в них по сути взаимоисключают друг друга.
I. Религиозный синкретизм​
1) Откуда мы можем узнать о Боге? Возможные источники наших представлений
Некоторые представления о Боге мы можем получить из окружающего мира (естественное откровение). Но выводы эти могут быть двояки. Сторонник единобожия увидит в окружающем мире свидетельство величия, мощи, благости Творца. Язычник же скажет, что мир представляет собой лишь арену борьбы богов или безличных стихий.
2) Как же познать истинного Бога?
Упростим задачу и сформулируем вопрос следующим образом: как получить достоверную информацию о каком-либо человеке? Во-первых, на основании каких-то косвенных сведений мы сможем делать предположения о нём, активно используя свою фантазию.
Во-вторых, мы можем пообщаться с теми, кто что-то слышал от других об интересующей нас персоне.
В-третьих, мы можем получить информацию от тех, кто лично знаком с ней.
И самую полную информацию мы сможем получить из совокупности сведений о человеке от других общающихся с ним и хорошо знающих его людей и личного опыта общения с этим человеком.
Аналогичный метод можно использовать и в Богопознании. Мы не можем независимо изучать Бога, истинную информацию о Себе может нам дать только Он Сам в Своём Откровении.
Существует три уровня откровения:
1. Общее Откровение для всех людей через Божиих избранников.
2. Индивидуальное откровение Бога конкретному человеку.
3. Естественное откровение, о котором мы упомянули выше.
Важно учесть, что практически все религии признают существование падших духов (бесов, дэвов, шайтанов), старающихся сбить человека с истинного пути. В Библии по этому поводу сказано: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога…» (1Ин.4:1-3). Поэтому принципиально важно выбрать истинное Божественное Откровение, а не ложный путь.
3) Как сравнивать религии? Классификация религий
Существуют две основные группы религий:
— монотеистические (иудаизм, христианство, ислам) — признают единого Бога, в которых Бог — это личность;
— политеистические (индуизм, буддизм, язычество) — многобожие, обожествление окружающего мира. «Они … поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25), говорит о них Библия.
Любая религия основана на откровении. Имеет смысл вникнуть: кем оно получено и от кого? Монотеистические религии имеют своего основателя. Будда и Мухаммед были и признавали себя обычными людьми, получившими откровения от Бога, Христос – Воплотившимся Богом, Богочеловеком. Последнему можно найти немало подтверждений в Священном Писании. Часто критики христианства старательно переписывают цитаты, где о Богочеловеке Иисусе Христе говорится как о человеке, но при этом не замечают цитат, подтверждающих его Божественное достоинство.
При анализе личности основателя религии полезно также более подробно рассмотреть вопросы: от кого он получил откровение; является ли он примером для подражания;менялось ли его мировоззрение в течение жизни; были ли в его жизни грехи, ошибки; какова была его самооценка; что он оставил и завещал после своей смерти. Например, Мухаммед насильственно получил откровение от некоего духа, образ его далёк от нравственного идеала, его мировоззрение претерпевало изменения, он был выдающимся политиком и военачальником, оставившим после своей смерти мощную империю, но не явил главного – любви и чистоты души.
Если Мухаммед утверждал, что ему являлся некий дух, то важно понять природу этого духа. Что это был за дух, который насильно давал «откровение» отрицающее Божество Христа, несложно догадаться, основываясь на вышеприведённом высказывании Евангелиста Иоанна.
Все три монотеистические религии имеют общий корень – Ветхий Завет. Раввинистический иудаизм не принял Иисуса Христа как Мессию и продолжает ожидать Спасителя, Коран наполнен искажёнными выдержками из Ветхого и Нового Заветов и признаёт Христа лишь как пророка.
4) Каковы представления о Боге в монотеистических религиях?
Представления о Боге в рассматриваемых религиях различается коренным образом. Среди различий важно выделить конкретный и абстрактный монотеизм.
К первому принадлежит христианство, поскольку раскрывает особенность личной Божественной жизни, конкретизирует представления о Боге сверхъестественным учением о Пресвятой Троице (непостижимым для рассудочной логики), Боговоплощении и прочими догматами, указывающими на личный характер Бога, и Его личное отношение к созданному человеку.
Ко второму принадлежат раввинистический иудаизм и ислам. Эти формы монотеизма ограничиваются абстрактным утверждением единобожия. Они не приоткрывают Божественной жизни, закрывают для верующего всякую перспективу Богопознания, оставляют человека один на один с непознаваемым верховным существом.
Почему в христианстве такое сложное представление о Боге как о Святой Троице? Если бы христианское богословие являлось плодом человеческих представлений о Боге, то, несомненно, была бы выбрана более простая и доступная обычному человеку «модель» абстрактного монотеизма. Но Бог Един по существу и троичен в Лицах, Он именно таков, и мы не вправе искажать истину ради простоты. «Да, действительно, мусульманство проще христианства. Но и учебник арифметики для первого класса проще учебника алгебры для одиннадцатого. И классическая механика понятнее, чем механика квантовая с её «принципом неопределённости». Однако, тем не менее, точнее, глубже и полнее описывает мир всё же университетский учебник и квантовая механика»2.
«Сама по себе идея монотеизма еще не является достаточным основанием для признания какой-либо религии истинной. Доктрина единобожия – свидетельство правильного отношения человека к Высшему, но еще не факт двусторонних взаимоотношений с Господом Богом. Важнейшим пунктом в определении истинного Объекта почитания является Его учение о спасении, то есть о способе осуществления духовной двусторонней связи с Ним»3.
Следует добавить, что коранические представления о Боге коренным образом отличаются от библейского откровения. Аллах не является духом, обладает зрением и телесными чувствами; является источником зла; он горд, хитёр; не желает спасения всем людям. «Расхождения между представлением о Боге в христианстве и исламе ряду исламоведов представлялись настолько серьезными, что некоторые западные переводчики Корана считают необходимым ввести различия между понятиями Бог и Аллах. См., например, переводы Р. Белла, Р. Блашера, Л. Ульмана, у нас – И. Ю. Крачковского»4.
5) Цель творения Богом человека. Представления о человеке
Представления о Боге важны для нас не в плане удовлетворения любопытства, а в плане осознания цели собственной жизни. Для чего Бог создал вселенную и человека, насколько нынешнее состояние человечества угодно Ему, в чём смысл нашей жизни, для чего она дарована нам Богом?
Христианство утверждает, что Бог создал человека не по необходимости, а от любви, создал нас для истинного счастья, которое возможно только с Ним. Но грехопадение прародителей исказило человеческую природу, разорвало для человека возможность прямого, непосредственного Богообщения.
Человек болен – утверждает христианство, исцелить его по силам только Богу, так как болезнь вызвана оторванностью от источника жизни – Бога, фундаментальным поражением человеческой природы. Собственными силами человеку это не преодолеть, Что же говорят иные религии? Они предлагают человеку утопичный путь: собственными силами войти в блаженную божественную реальность. Ислам же вообще говорит о предопределении участи человека Аллахом (именно предопределении, а не предвидении, как кажется мусульманам, поверхностно знающим своё вероучение).
«Общее отношение к доктринам других религий определяется тем фактом, что все они в той или иной степени не принимают вести о спасении рода человеческого от проклятия, греха и смерти, совершенном через крестную жертву Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека»5.
6) Пути спасения в разных религиях
Все религии в той или иной степени говорят о несовершенстве человека и необходимости определённых религиозных практик для угождения Богу (богам), избавления от страданий, блаженной вечности. Вопрос в том, насколько фатальным признаёт нынешнее положение человека религия и каковы средства избавления от нынешнего состояния.
Христианство рассматривает отношения Бога и человека как родственные, а не с позиций «большой начальник – подчинённый». Бог – наш Отец, мы Его дети. Первородный грех, совершённый прародителями, привёл к фундаментальному искажению человеческой природы. Исцеление человека стало невозможно его собственными усилиями, так как человек предал себя во власть греха и смерти. Ради нашего спасения Господь из блаженной вечности вошёл в тварную реальность, стал человеком и смиренно принял мученическую смерть. Потенциально Он спас всех людей, основав Церковь и дав средства для исцеления человеческой природы – обожения (святости) – воссоединения с Собой – источником жизни и блага. Таким образом спасение заключается в исцелении человеческой природы, основывается на Боговоплощении и совершается в мистическом Теле (организме) Христовом — Церкви.
Можно привести пример. Человек заболевает смертельной болезнью. Излечение своими силами невозможно. Нужно довериться врачу и сделать спасительную операцию. Человек может заниматься самолечением: делать зарядку, дышать свежим воздухом, читать мантру «я здоров, и у меня всё хорошо», даже звонить по телефону врачу, но это всё лишь может дать иллюзию выздоровления.
Что предлагает ислам? Пять столпов ислама: верить в Аллаха, пять раз в день по часам молиться в определённой позе на арабском языке, совершать материальное пожертвование определённого размера раз в году (закят), поститься один месяц в году в светлое время суток и совершить паломничество раз в жизни. То есть спасение (даже если абстрагироваться от предопределения) сводится к точному исполнению обрядовых предписаний и зависит от самого человека. Мусульмане вообще отрицают повреждение человечества первородным грехом и пребывают в иллюзии собственного здравия.
Далее рассмотрим буддистскую сотериологию. «После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия (курсив наш) и прекратить страдания, достичь нирваны можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие – на благие деяния, третьи – на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»6.
7) Схожесть религиозных практик
В этом вопросе важно различать внешне похожие практики религий и их содержание. На первый взгляд кажется, что практическое делание адептов всех религий аналогично – это самосовершенствование и нравственная, и духовная чистота. Так же внешне похожи и аскетические методы: пост, молитва, бдение. Попробуем вникнуть во внутреннее содержание и цель религиозных практик.
«Между аскетизмом христиан или, скажем, кришнаитов есть принципиальное различие. Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины. Вот об этом нам, увы, доктрина кришнаитов ничего не говорит»7.
«Религия – это органическое целое, а не набор традиций и культовых практик. Существует опасность такого поверхностного прочтения феноменологии религии, которое приводит к отождествлению элементов, присутствующих и функционирующих в разных контекстах. Религии являются живыми организмами, и в каждой из них отдельные составляющие находятся в связи друг с другом. Мы не можем вырывать какие-то элементы из определенной религиозной доктрины и практики и отождествлять их с подобными элементами в других религиях – с целью создания простых и «красивых» теорий»8.
Будем помнить, что кроме Христа «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Жизнью в Церкви Христовой, уподоблением Христу, причастием Ему в Таинстве Евхаристии, молитвой к Нему спасается человек. Сами же аскетические практики – это лишь средство, а не цель всех религий. Главное – понять чего добивается человек с помощью этих практик, это принципиальный вопрос. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:43-45).
8) Священные книги различных религий.
Священное Писание Церкви основано на реальных исторических фактах, не зря существует даже такая научная дисциплина как Библейская археология. Историками зафиксировано множество исполнившихся исторических событий, что лишний раз подтверждает богодухновенность Священного Писания. Оно записано людьми под водительством Духа Святого и безошибочно в вопросе Божественного промысла о человечестве и пути нашего спасения.
В языческих верованиях прослеживается определённая эволюция взглядов, и тот же Коран включает множество заимствований из Библии, даже еврейские слова перешли в текст этой книги, по словам мусульман, написанной на языке «арабском чистом»9.
Книги иных религий мифологичны и философичны, проникнуты ложной духовностью и человеческими измышлениями. Даже если мы возьмём христианские апокрифы (иудейские и раннехристианские подражания Священному Писанию), то и они не выдерживают никакого сравнения с Библией.
9) Новизна христианского вероучения.
Одним из ярких доказательств истинности христианства является история появления его появления и распространения в мире. Христианство возникло после смерти своего Божественного Основателя и развивалось в условиях жестоких гонений. Периоды гонений продолжались в течение первых трёх веков от Р.Х. Тем не менее, за этот период христианство распространялось всё шире.
Бог присутствует везде, но ни одна религия не приблизилась к той степени Богопознания, которая существует в христианской Богооткровенной религии. «…Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…» (1 Кор.1:23) – эти слова апостола Павла являются лучшей иллюстрацией новизны христианского учения. Вот как говорит об этом профессор Осипов А.И.: «Следует подчеркнуть факт логической невыводимости христианских истин из философских и религиозных представлений как иудейских, так и языческих. Догматы христианского вероучения не являются ни результатом логического вывода из предшествующих мировоззренческих установок, ни плодом какой-либо “доработки” соответствующих форм сознания. Ни догмат Троицы, ни догмат Боговоплощения, ни догмат спасения через Крест и страдания, ни тем более положение о соединении во Христе человеческой и Божественной природ, не находят никакого существенного подобия в картинах языческой теогонии и философских спекуляциях»10.
10) Возможность опытной проверки истинности религий.
Любой христианин причастен всем вышеперечисленным видам Божественного Откровения: общему, выраженному через пророков и апостолов в Священном Предании (частью которого является Священное Писание); индивидуальному, выражающемуся от ответа Бога на молитву до прямого Боговидения и Богообщения у святых; естественному, позволяющему видеть в окружающем мире совершенство и красоту Создателя.
Кто из людей смог наибольшим образом приблизится к Богу, каким путём они этого достигли, где почерпнуть их опыт? Одно из основных свойств Божиих – это святость, абсолютная чистота и чуждость греху. Приобщённые Богу, причастные Его жизни люди именуются святыми. Они лучше других познали Творца, очистив своё сердце от всего, что заслоняет от человека Бога. «Евангельская заповедь: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8) – ясно указывает на прямую зависимость способности к боговидению или богопознанию от нравственного состояния человека. Богопознание возможно только при условии нравственной чистоты, т.к. в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1:4). Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «совершенство чистоты есть начало богословия».11
Критерий истинной святости – не просто чудеса, они есть и у адептов нехристианских религий (к слову сказать, истинные чудеса ставят своей целью духовное преображение человека, а не его удивление необычайности присходящего). Сонм святых, уподобившихся Богу, являющих надмирные евангельские, а не просто общечеловеческие добродетели – одно из лучших подтверждением истинности христианской Богооткровенной религии.
Можно выделить следующие практические пути Богопознания в христианстве: исполнение заповедей; молитва; изменение ума, направление его к Богу – покаяние; Таинства Церкви; поучение в Священном Писании и творениях св. отцов; аскетические упражнения, восстанавливающие правильную иерархию ума, воли и чувств; доброделание. Результатом правильной духовной жизни является умножение в человеке любви, происходит уподобление Богу, дарующему возможность непосредственного Богообщения и Боговидения.
11) Высота идеала, который предлагают религии.
«…С чисто формальной точки зрения христианство не содержит в себе никаких положений в учении, которые противоречили бы совести человеческой, или разумному отношению к жизни человеческой, напротив, христианство призывает именно к жизни по совести, более того, возводит нравственное начало в человеке на такой высокий уровень, что даже люди, очень далекие от христианства сознаются в том, что более замечательного образа в истории, более совершенного образа, нежели образ Евангельского Иисуса, не встречали нигде. Это образ совершенного человека. Вот Он какой христианский идеал, вот на Кого мы ориентируемся. Иисус – идеал потрясающий: и любви, и мужества, и заботы о элементарных нуждах»12.
Какая религия может предложить идеал сравнимый со Христом, какая религия ставит любовь высшей целью человеческого развития и утверждает, что «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8)? Ответ очевиден…
II. Формальная (некритическая) религиозность
​ Этот тезис имеет смысл рассмотреть как с точки зрения внутренней миссии (катехизации), так и внешней, как способ помочь иноверцу задуматься об истинности главного вопроса его мировоззрения – истинности представлений о Боге.
Если христианин утверждает, что все религии – это разные пути к одному, то это первый признак того, что ему имеет смысл записаться в воскресную школу на катехизацию. Если об этом говорит иноверец, то такое высказывание является отличным поводом для миссионерской беседы.
Часто христиане утверждают, что исламское вероучение всего лишь не полно, мол, мусульмане поклоняются Богу Отцу и в рамках своего ветхозаветного ренессанса просто ещё не доросли до осознания того, что обещанный Мессия – не Мухаммед, а Христос. Выше мы уже увидели, что Аллаха некорректно отождествлять с Богом Отцом. В этом параграфе нам остаётся лишь вспомнить, что «Слово Божие последовательно утверждает, что без принятия Иисуса Христа как Сына Божия невозможно подлинное богопознание: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2:23), «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ин. 5:23), «никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Сам Господь говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), «видевший Меня видел Отца <…> Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:9,11). По свидетельству преподобного Иустина (Поповича), «связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней»»13.
В чём неполнота нехристианских религий? «Христианство – это единственная в мире религия, основанная Самим Богом. Проблема других религий заключается в том, что тайна Боговоплощения Иисуса Христа ими не осознана. Для мусульман Иисус Христос – пророк, для последователей New Age – человек, ставший Христом, для буддистов – бодхисаттва, но истинного представления об Иисусе Христе ни одна религия, кроме самого христианства, так и не познала. Во Христе человек воссоединился с Богом, этот факт уникален и ни в одной мировой религии не повторен»14.
Тезис о том, что все религии исповедуют одного Бога, имеет следующие внутренние противоречия:

  • Монотеистические религии исповедуют единого Бога, политеистические – многобожие. Единый Творец и Законодатель мира никак не может быть эквивалентен обожествлённым стихиям тварного мира или мифам.
  • Бог-Личность и безличная сила, закон – взаимоисключающие понятия. Так же, как и Всеблагой Бог и бог – творец равно добра и зла.
  • Отношения Бога и человека: сын или раб? Бог Любовь, ради Спасения Своего творения идущий на Крест, совершенно не похож на бога-хитреца, творящего зло наряду с добром и хладнокровно обрекающего на погибель нечестивых или безразличную и безличную силу.
  • Представление о цели создания человека и его несовершенстве несопоставимы в разных религиозных системах.
  • Не только пути спасения человека в разных религиях принципиально различны, но и даже нравственные понятия. Ни одно религиозное учение не достигло вершин нормативной для христианства «Нагорной проповеди».

Бог не может быть источником ложных религий, искажающих Его образ и ведущих людей по ложному духовному пути, значит, истинная религия всё же одна.
11) Два пути сравнения религий с христианством.
Все методы сравнения религий с Богооткровенным христианством можно выразить двумя схемами: насколько та или иная религия приближается к Божественному Откровению и насколько она удалена от него. Таким образом мы имеем два полюса: низший – атеизм как полное отвержение Бога вообще, и высший – христианство как религию непосредственного Богообщения.
В заключение предлагаю вашему вниманию тест: Сравнение религий.
***​ Примечания:
1. Ср. Доказательство существования Бога на примере порядка во вселенной, «Даниловский благовестник».
2. Церковь и современность. Вопросы и ответы, игумен Петр (Мещеринов), Вопрос 23.
3. Сходство религиозной практики, М. Шелудько.
4. Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и ислам, Ю. Максимов. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. ISBN: 978-5-7789-0173-9. Год издания: 2004.
5. О православном взгляде на нехристианские религии Ю. Максимов. Газета «Церковный вестник».
6. Википедия. Статья «Буддизм».
7. Из книги «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни». Протоиерей Максим Козлов. Издание Сретенского монастыря, 2004 г.
8. Отношение Православия к другим религиям. Анастасий (Яннулатос), архиепископ Тиранский и всей Албании

Виды монотеистических религий

Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма — это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.

Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, бахаизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение — начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя — всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг — Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие — это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, — в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества — Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога — Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов — сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания — третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

В исламе Аллах — всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог — это понимание». Аллах — единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти — способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.