Хроники нарнии, что это?

Режим Нарна

Нарн


Планета Нарн, вид с орбиты

Информация и данные

Вселенная

«Вавилон-5»

Тип планеты

О²-N² атмосфера,

Континенты

есть, количество неизвестно

Океаны

есть, количество неизвестно

Расы

нарны

Известные
представители

Г’Кар, На’Тот, Ду’Рог.

Создатель

Дж. М.Стражински

Жанр

научная фантастика, сериал

Нарн — вымышленная цивилизация во вселенной научно-фантастического сериала «Вавилон-5». Раса является одной из постоянно фигурирующих в сериале.

Описание

Нарн — родная планета для расы нарнов и Режима Нарна. До первого вторжения центавриан, мир нарнов был процветающей аграрной планетой. В настоящее время его можно сравнить с обитаемым Марсом. Температура поверхности планеты и атмосферы может различаться более чем на 60 градусов в одной точке планеты в течение одного дня. До вторжения центавриан планету во множестве покрывали джунгли и леса, изобиловавшие животной жизнью, на поверхности существовали высокие горы и обширные моря.

После оккупации центаврианами в 2109 году Нарн стал безжалостно эксплуатироваться. Уменьшилась атмосфера, влажность. Большие пространства превратились в безжизненные красно-розовые пустыни, уцелело крайне мало лесных массивов и джунглей.

Несмотря на свой опыт как аграрной культуры, за 50 лет, прошедшие с момента атаки центавриан нарнам не удалось добиться многого в сфере восстановления экологии планеты. Второе нашествие на Нарн центаврианских сил привело к обширным климатическим изменениям вследствие астероидной бомбардировки. Текущее состояние экологии планеты можно охарактеризовать как истощенное беспощадными бомбардировками, с крайне скудным количеством уцелевших представителей местной флоры и фауны. Восстановление фауны наблюдается только в классе птиц. В среде ученых нарнов и ученых-гуманоидов наблюдается стойкое согласие в отношении утверждения о том факте, что исключительно тяжелое терраформирование способно вернуть планете её прежний облик.

Биология нарнов

Нарны — гуманоидная раса. Представители этой расы достаточно высокие и крепкого телосложения. Их кожа — прекрасный терморегулятор, благодаря чему они прекрасно себя чувствуют в раскалённо-душной или обжигающе-холодной атмосфере. Кожа — грубая, желто-оранжевого цвета, покрыта коричневыми либо зелеными пятнами, благодаря ей они не потеют, сохраняя драгоценную влагу. Организм нарнов весьма эффективно расходует энергию, благодаря чему нарны способны впадать в спячку на шесть дней и едят всего два раза в сутки. Глаза нарнов особенно чувствительны к красно-оранжевой части спектра, ведь их солнце — красный гигант. Происхождение нарнов в биологической лестнице видов уходит своими корнями к рептилиям. Они живородящие сумчатые — вскоре после рождения младенца женщиной-нарном младенец помещается в специальную сумку в брюшной полости мужчины-нарна и остается там до того момента, когда оказывается достаточно взрослыми для самостоятельного существования. Аналогичная ситуация в земной биологии наблюдается у тасманского волка или у кенгуру. Несмотря на все эти различия, нарны генетически совместимы с людьми настолько, чтобы давать полноценное потомство — Г’Кар с целью получения ДНК телепата предлагает Лите Александер либо забор её ДНК, либо половую связь с ним, что является более безопасным и надежным способом внедрения гена телепатии в ДНК нарнов. Отсюда же следует, что половая система нарнов совместима с человеческой.

Физически нарны — самые сильные и выносливые изо всех «младших» рас, и могут в рукопашном бою достаточно легко справиться даже с минбарцами (интересно, что при этом их довольно легко побеждают в рукопашную центаврианцы, а в серии 3-10 двое нарнов едва смогли справиться с одним земным солдатом-женщиной). При этом, средний уровень технического развития расы нарнов ниже, нежели минбарцев, центавриан и Земного Альянса, что держит их «на расстоянии» от технической гонки. Телепатические способности не зарегистрированы.

Во время второй Войны Теней не было ни одного телепата-нарна, так как, в соответствии с легендами и историческими записями цивилизации, они были уничтожены агентами влияния Теней тысячелетие назад, в ходе первой Войны Теней. В биологическом отношении ген, отвечающий у нарнов за развитие телепатических способностей, в настоящее время слишком слаб для рождения популяции полноценных телепатов, или даже индивидов с зачаточными способностями. Это привело к многочисленным попыткам нарнов купить образцы ДНК у телепатов других рас (в основном, людей, в том числе из Пси-корпуса), который они надеялись скрестить с собственными остатками и вывести нарнов-телепатов, воскресив угасшие возможности.

История

Файл:B5 A Day In The Strife 2.jpgОбщающиеся между собой Нарны.

До момента начала оккупации центаврианами Нарн представлял собой спокойный аграрный мир. До момента начала захвата Нарн не был объединен единым правительством, а был разделен на различные кланы и части общества, подобные нациям-государствам Земли.

Нарны не имели контактов с другими расами, пока во время первой войны Теней в их родной мир не прибыли Тени. Тени быстро соорудили себе базу на одном из южных континентов Нарна. Но прежде они обезопасили для себя планету, истребив практически всех нарнов-телепатов (по — нарнски Нафарики — мыслестранники). После этого они почти не проявляли интереса к самим нарнам. Так продолжалось до того момента, когда один ученый по имени Г’Кван проявил больше любопытства к «посетителям» его мира. Он догадывался, что они связаны с великой войной, идущей далеко от их дома. Несмотря на неравенство сил, он и немногие уцелевшие старики-телепаты сумели изгнать их с Нарна. В «Книге Г’Квана» описаны множество секретов Теней и способов борьбы с ними.

Об истории Нарна до вторжения центавриан в 2109 году известно мало. По некоторым косвенным свидетельствам нарны самостоятельно вышли в космос и даже успели основать по крайней мере одну колонию вне своей родной системы — на Рагеше 3 до контакта с Центаврианской Империей, хотя по сравнению с другими расами гуманоидов, включая землян и самих центавриан, Нарн находился на достаточно примитивном уровне развития.

Прибывших с неба на гораздо более развитой технике инопланетных гостей нарны приняли как полубогов, и оказали прибывшим небывалое почтение. Развивая этот эффект, центавриане быстро превратились из дружественной расы в агрессивно настроенных завоевателей, порабощая все население планеты. Планета нарнов безжалостно эксплуатировалась как кладезь природных ресурсов — леса и джунгли были уничтожены вырубкой и большая часть поверхности планеты осталась обнаженной. Весь животный мир и растительность начала вымирать. Сами нарны использовались центаврианами как слуги или работники ручного труда, при этом центавриане, как правило, жили в больших особняках и лишь правили нарнами. Множество нарнов было депортировано в трудовые лагеря на других мирах (возможно, включая Рагеш-3).

Осознавая, что их планета будет угнетаться до тех пор, пока центаврианам не придется её покинуть за ненадобностью, нарны начинают затяжную партизанскую войну, против своих новоявленных хозяев. Нарны изучили способ использования центаврианских технологий и оружия и обратили их оружие против них же. Применяя тактику внезапных кратковременных набегов, нарнские повстанцы убивали военных и гражданских лиц центавриан и уничтожали военные корабли и оборудование. Центавриане ответили на эти набеги в самой безжалостной форме — сто тысяч нарнов было казнено в ответ за эти набеги и за центаврианские потери, на города были совершены боевые вылеты сил центавриан с целью деморализации местного населения. Однако нарны выдержали это, и в итоге центавриане проиграли этот конфликт и покинули планету приблизительно в 2209 году (по другим источникам, это случилось в 2229). Таким образом, нарны завоевали собственную независимость, и лидеры повстанческого движения сформировали новый орган правления объединённым Режимом Нарна, назвав его Кха’Ри.

Кха’Ри просуществует ещё пятьдесят лет, до момента второго центаврианского нашествия, когда, во время планетарной бомбардировки и последующих боевых действий, все члены Кха’Ри будут уничтожены, за исключением Г’Кара, на то момент находящегося за пределами родины, на станции Вавилон-5. Впоследствии Г’Кар восстановит систему правления Кха’Ри.

Религия и общество

Файл:B5 Dust to Dust 2.jpgГ’Лан — один из главнейших пророков религиозной жизни Нарна, основатель одной из религиозных течений планеты.

Несмотря на свидетельства, убеждающие в обратном, и на стойкое мнение о нарнах, как о существах с крайне обостренным кодексом чести, многие расы считают нарнов жадными, двуличными, лицемерными и предателями. Часть этого мнения сложилась под возможным влиянием центавриан и их оккупации Нарна, но большинство свидетельств тянется ещё со времен независимости Нарна от Центавра и конца первой оккупации.

Нарнское общество (и до и после эпохи Центаврианского рабства цивилизации) было и остается строго иерархированным и основывается на классовой системе. Кха’Ри состоит из 8 кругов правления, начиная с Первого круга — членов королевской семьи. Далее следуют Второй круг — духовные лидеров общества, официальные лица нарнского правительства — Третий круг, и заканчивая Восьмым. Посол на станции Вавилон-5, Г’Кар, был членом Третьего Круга. Остальные члены общества подразделяются на Квалифицированных Рабочих, Плебеев или Потерянных (безработных, преступников и душевнобольных). Движение вверх по социальной лестнице в нарнском сообществе крайне сложное, и остается таковым для большинства. Нарнские города построены концентрическими кругами, что также отражает их социальную иерархию.

Нарны — глубоко верующие и социально консервативные существа. В их обществе существует несколько религиозных течений, некоторые же нарны не религиозны вообще, те же из них, кто верит в кого-то, делают это крайне серьёзно. Священная книга Г’Квана настолько свята, что новые экземпляры должны быть переписаны с точностью, включая все несовершенства и повреждения страницы, и религиозные ритуалы должны либо отправляться со скрупулёзной точностью, либо не отправляться вообще.

Файл:Gkar pray.jpgЕсли ты Нарн, у тебя никогда не может быть слишком много свечей«Я всегда был здесь»

У Нарнов, как и у большинства рас, также в мифах есть крылатые существа, источающие свет (влияние Ворлонцев) Эти существа похожи на ангелов в человеческих религиях. Нарны зовут этих существ «Г’Лан».

Когда Г’Кар отбывал срок за нападение на Вавилоне 5, он начал писать свои наблюдения и идеи на бумаге. Будучи телохранителем Лондо Молллари на Центавре Прайм несколько лет спустя, некоторые лояльны Нарны собрали эти записи в книгу Г’Кара, которая в итоге начала если и не новую религию, то определенно сильный культ. Книга Г’Кара была первой работой, превосходящей Книгу Г’Квана и также копировалась от руки со всеми дефектами (например, след от кружки кофе Гарибальди). Сотни Нарнов паломничали на Вавилон 5 чтобы спросить совета и наставления у Г’Кара, сделав его против своей воли важной личностью в религии своей расы.

Шон’Кар — нарнское клятва. Эта клятва дается нарном против кого-то кто насолил ему лично или его семье. Отдельный нарн не остановится до того, как цель Шон’Кара не будет мертва. Если отдельный представитель потерпит неудачу, его семья продолжит выполнять обещание до тех пор, пока не убьёт цель.

Нарны никогда не обнажают оружие, если не собираются его использовать. Если нарнский меч был вынут из ножен, его нужно обагрить кровью до того, как вернуть в ножны, даже если это будет кровь самого владельца клинка.

Правительство

Режим Нарна — это правление расы Нарнов. Это молодой режим, который быстро вырос со времен объявления независимости от Республики Центавра в начале 23го века. Умная дипломатия, прагматичный подход к сделкам с оружием, вложения в собственную армию — всё это характизует Режим Нарна в годы, которые предшествовали Войне Теней. Нарны были единственными, кто продавал оружие Земному Альянсу во время Минбарской войны, хотя и делали это тайно, опасаясь, что Минбарцы будут считать их врагами. Фактически, они даже стилизовали своё оружие под оружие Центавриан, надеясь на то, что более старшая раса нападёт на их бывших оккупантов.

Разрушения, нанесенные родной планете Нарнов, предоставили им выбор — потратить множество сил и времени на восстановление уничтоженного климата и биосферы планеты, или же расширяться и оборонять колонии, которые будут в свою очередь, поддерживать умирающую родную планету. Режим Нарна выбрал последнее, стараясь любой ценой расширить свою экономику и влияние. Они продали свои технологии и оружие всем, кто мог позволить сее их купить, включая преступников и пиратов других рас. Используя технологии и орбитальные верфи, оставшиеся от Центавриан, они быстро построили свой космофлот и обеспечили своё присутствие на нескольких ближайших планетах в первые пару лет своей независимости. Скорость, с которой империя Нарнов росла была впечатляюще большой, учитывая их технический провал в сравнении с другими расами до прихода Центавриан. Чтобы достичь этого, политика Нарнов была жесткой и прагматичной в дипломатических отношениях. Когда они почувствовали себя достаточно уверенными в своих силах, они начали угрожать и грабить другие расы, так же, как и до этого с ними поступили Центавриане. Они обычно агрессивны и жестоки, и не чураются использования угроз и силы в вопросах спорных регионов и территорий. Это не сюрприз для множества рас, даже для тех, кто продолжил торговать с ними, несмотря на недовольство Режимом Нарна в частности и самими Нарнами вообще. Они получили немногих друзей среди других рас, большая часть которых торговала с ними либо же вставала с ними по одну сторону трехсторонних конфликтов. Во время Нарнско-Центаврианской войны Нарны поняли, что без союзников не выжить, но было слишком поздно — многие расы, кого первоначально можно было настроить на сотрудничество, уже не доверяли им.

Режим Нарна, во времена своего наибольшего влияния, помимо родной планеты, владел колониями и планетарными системами, такими как Че, Дрос и Сигма 957. Территория Нарнов также включала пограничные с Центавром сектора, такие как Квадранты 14 и 24. Эти владения сделали Режим Нарна одной из основных сил в галактике. Однако, такая ситуация была неокончательной.

В ранних сериях правительство Нарна показывалось недобросовестным и агрессивным. Подлая атака на заставу Центавриан привела в итоге практически к полному разрушению Режима Нарна. Позднее, в нескольких сериях, они пытались взять под опеку заключенного-дилгара, а также купить человеческого телепата, что несколько улучшило репутацию Нарнов, которых характеризовали как «жадных до власти и силы оппортунистов».

Когда нарны увидели, что они не могут выиграть войну с Центаврианами, они были в таком отчаянии, что стала известна ещё одна сторона их характера: их смелость, выразительность и выдающаяся способность к самопожертвованию, например, когда линкор нарнов позволил бежать группе гражданских кораблей, поставив себя между боевыми кораблями Центавриан и воротами перехода. Однако, эта смелость необязательно ведет к защите только своей расы — Нарны помогали Вавилону 5 защищаатся от сил президента Кларка.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Статья Sentients:Narn на сайте frostjedi.com (англ.)
  2. Кода для человека и нарна в си-бемоль
  3. см. «Звездная Эра» в таблице статьи: «Приложение: Классификация уровня технологического развития» (рус.) (htm). «B5.ru — Российский Фан-Клуб Вавилона-5». Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012. Проверено 17 июля 2007.
  4. В интервью корреспонденту ISN Г’Кар указывает на эту дату. 2 сезон, эпизод «А теперь — слово»

Ссылки

Ссылки на русском языке

  • Официальный сайт русского фан-клуба Вавилона-5
    • Русский перевод «Энциклопедии Ксенобиологии Вольтера» — Нарны — исчерпывающая статья по данной цивилизации.
  • Первая русская страница Вавилона-5
  • Сайт поклонников Вавилона 5
  • Информация по Вавилону 5

Ссылки на английском языке

Вселенная «Вавилона-5» (англ. Babylon 5)

Телевизионные сериалы
Вавилон-5 · Крестовый поход · Затерянные сказания
Полнометражные фильмы
Собрание · В начале · Третье пространство · Река душ · Призыв к оружию · Легенда о рейнджерах
Книги и новеллы
Грезить в Городе Печалей · Тень, что внутри · Личные планы· Предательства · Голоса · Прикосновение твоей тени, шепот твоего имени · Обвинения · Клятва крови · Закон Кларка
Литературные трилогии
Трилогия о Пси-Корпусе
1. Тёмное происхождение: Рождение Пси–Корпуса
2. Смертельные связи: Возвышение Бестера
3. Окончательный расчёт: Судьба Бестера
Центаврианская трилогия
1. Легионы огня: Длинные ночи Примы Центавра
2. Легионы огня: Армии света и тьмы
3. Легионы огня: Вне темноты
Трилогия техномагов
1. Закат техномагов: Отбрасывая тени
2. Закат техномагов: Взывая к Свету
3. Закат техномагов: Заклиная Тьму

Шаблон: п·о·и Герои сериалов и фильмов вселенной сериала «Вавилон-5» (англ. Babylon 5)

Оригинальный сериал

Джеффри Синклер | Джон Шеридан | Сьюзен Иванова | Майкл Гарибальди | Деленн | Г’Кар | Стивен Франклин | Лондо Моллари | Ленньер | На’Тот | Вир Котто | Уоррен Кеффер | Элизабет Локли | Зак Аллан | Лита Александер | Талия Винтерс | Маркус Коул | Лорел Такашима | Альфред Бестер | Морден | Анна Шеридан | Дэвид Корвин | Кевин Вацит | Лорд Рифа | Дукхат | Лориен | Нерун | Вален | Та’Лон | Кэтрин Сакай | Император Картажье | Регент Вирини | Кош | Затрас | Драал | Вильям Эдгарс | Турхан | Сюзанна Лученко | Джа’дур | брат Тео | Бранмер | Ричард Франклин | Уильям Хэйг | Рибо и Зути | Себастьян | Президент Сантьяго | Президент Кларк | Мариэл

Крестовый Поход

Мэттью Гидеон | Джон Мэтсон | Гален | Макс Айлерсон | Дурина Нафил | Сара Чемберс

Затерянные сказания

Диус Винтари | Дэвид Шеридан

Автор книги Хроники Нарнии — слово из 5 букв

Определения из сканвордов слова ЛЬЮИС

  • легкоатлет Карл …
  • экономист Вест-Индии
  • «Алиса в стране чудес» (… Кэррол)
  • «Алиса в стране чудес» (… Кэрролл)
  • «Мыс страха» (американская актриса)
  • «От заката до рассвета» (актриса)
  • … Кэрролл (писатель)
  • Артур (1915—91) английский экономист, Нобелевская премия (1979, совместно с Т. Шульцем)
  • Гарри С., английский общественный деятель и писатель, родился в 1861
  • Гилберт Ньютон (1875—1946) американский физикохимик, впервые получил тяжелую воду (1933, совместно с Р. Макдональдом)
  • Джерри Ли … (рок-н-ролл)
  • Джерри Ли … (рок-пианист)
  • Джульет (родился в 1973) американская киноактриса, «Прирожденные убийцы», дочка пастора «От заката до рассвета», «Мыс страха», «Странные дни»
  • Джульетт … (американская актриса)
  • Карл (родился в 1961) американский легкоатлет, чемпион Олимпийских игр, семикратный чемпион мира, десятикратный рекордсмен мира
  • Клайв Стейплз (1898—1963) английский писатель, филолог, христианский мыслитель и публицист, повесть «Письма Баламута», трактаты «Любовь», «Страдание», «Чудо», цикл для детей «Хроники Нарнии»
  • Кларенс Ирвинг (1883—1964) американский философ, близкий к прагматизму, логик
  • Кэрролл
  • Леопольд Дэвид, английский драматург (1828—1890)
  • Самуэль A., американский общественный и политический деятель, родился в 1831 г
  • Синклер (1885—1951) американский писатель, роман «Главная улица», сатира «Бэббит», «Эрроусмит», «У нас это невозможно», Нобелевская премия 1930
  • автор книги «Хроники Нарнии»
  • американский атлет, завоевавший в четырех Олимпиадах 9 золотых медалей
  • американский генетик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1995 года за открытия, касающиеся генетического контроля на ранних стадиях эмбрионального развития
  • американский легкоатлет, четыре раза подряд становившийся олимпийским чемпионом в прыжках в длину
  • американский писатель по имени Синклер, автор романов «Бэббит», «Эрроусмит», «Богоискатель»
  • американский писатель, автор романов «Богоискатель», «Наш мистер Ренн», «Кингсблад, потомок королей»
  • американский писатель, автор романов «Бэббит», «Додсворт», «Эрроусмит»
  • американский писатель, автор романов «Элмер Генрти», «Главная улица», «У нас это невозможно»
  • американский писатель, лауреат Нобелевской премии (1930 г.)
  • американский физикохимик, впервые получивший тяжелую воду
  • английский писатель, автор книги «Хроники Нарнии»
  • английский романист и драматург
  • английский футбольный клуб
  • английский экономист, лауреат Нобелевской премии (1979 г.)
  • герой американского фильма «Красотка», которого сыграл Ричард Гир
  • герой фильма «Красотка»
  • джерри (р. 1926), американский комедийный актер (БКА)
  • джо Э. (1902—1971), американский юморист (БКА)
  • имя английского писателя по фамилии Кэрролл
  • имя писателя Кэрролла
  • один из Гебридских островов
  • перси (1882—1957), английский художник (БКА)
  • писатель Кэрролл
  • уиндем (1884—1957), английский художник и писатель (БКА)

Что надо знать о «Хрониках Нарнии»

25 января 2017Литература

«Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, занимающие верхние строчки большинства списков лучших книг всех времен и народов, — загадочное явление, ключ к которому до сих пор не найден. Попробуем разобраться, как их читать

Автор Николай Эппле

По своей основной специальности Льюис был историком литературы. Бóльшую часть жизни он преподавал историю литературы Средних веков и Возрождения в Оксфорде, а под конец возглавил созданную специально для него кафедру в Кембридже. Помимо пяти научных книг и огромного количества статей, Лью­ис опубликовал восемь книг в жанре христианской апологетики (передачи о ре­лигии на Би-би-си в годы Второй мировой сделали его известным по всей Британии, а «Письма баламута» — в Европе и США), духовную автобиографию, три пове­сти-притчи, три научно-фантастических романа и два сборника сти­хов  Полное собрание стихотворений, оказав­шее­ся довольно объемным, вышло со­всем недавно.. Как и в случае с Льюисом Кэрроллом, Джоном Р. Р. Толкином и многи­ми другими «дет­скими» писателями, книги для детей, которые принесли Льюи­су мировую из­вестность, были для него далеко не самым важным из напи­санного.

Клайв Стейплз Льюис. Оксфорд, 1950 год © John Chillingworth / Getty Images

Главная трудность «Нарний» — в невероятной разнородности материала, из ко­торого они собраны. Особенно это заметно на фоне художественных книг Джо­на Толкина, ближайшего друга Льюиса и товарища по литературному сооб­ще­ству «Инклинги»  «Инклинги» — неофициальный литератур­ный кружок английских христианских писа­те­лей и мыслителей, собира­вшийся в Окс­фор­де в середине прошлого века вокруг Клай­ва Льюиса и Джона Толкина. В него так­же входили Чарльз Уильямс, Оуэн Бар­филд, Уор­рен Льюис, Хьюго Дайсон и другие., перфекциониста, крайне внимательного к чистоте и строй­ности тем и мотивов. Толкин работал над своими книгами годами и десятиле­тиями (большинство так и не были закончены), тщательно шлифовал стиль и внимательно следил за тем, чтобы в его до деталей продуманный мир не про­никли посторонние влияния  Например, во «Властелине колец» не упо­ми­на­ют­ся tobacco («табак») и potato («карто­фель»), потому что это сло­ва не германского, а романского про­исхо­жде­ния, но только pipe-weed и taters.. Льюис писал быстро («Нарния» создавалась с конца 1940-х по 1956 год), мало заботился о стиле и валил в одну кучу разные традиции и мифологии. Толкин не любил «Хроники Нарнии», видя в них ал­легорию Евангелия, а аллегоризм как метод был ему глубоко чужд (он не ус­тавал отбиваться от попыток представить «Властелина колец» как аллегорию, в которой Война за кольцо — это Вторая мировая, а Саурон — это Гитлер). Ал­легоризм действительно не чужд Льюису  Сам Льюис, хорошо знавший, что такое ал­легория (этому посвящена его самая из­вест­ная ученая книга, «Аллегория любви»), пред­по­чи­тал говорить о «Нарнии» как о притче (он на­зывал это supposition, «гипотеза»). «Хро­ни­ки Нарнии» — что-то вроде художественного эксперимента: как выглядело бы воплощение Христа, его смерть и воскресение в мире го­ворящих зверей., и все же видеть в «Нарниях» про­стой пересказ библейских историй — значит предельно их упрощать.

В первой части цикла присутствуют Дед Мороз (Father Christmas), Снежная ко­ролева из сказки Андерсена, фавны и кентавры из греческой и римской мифо­ло­гии, бесконечная зима — из скандинавской, английские дети — прямиком из ро­манов Эдит Несбит, а сюжет о казни и возрождении льва Аслана дубли­рует евангельскую историю предательства, казни и воскресения Иисуса Христа. Чтобы разобраться в том, что же такое «Хроники Нарнии», попробуем разло­жить их сложный и разноплановый материал на разные слои.

В каком порядке читать

Путаница начинается уже с последовательности, в которой следует читать «Хроники Нарнии». Дело в том, что публикуются они вовсе не в том порядке, в котором были написаны. Книга «Племянник чародея», где рассказыва­ется о сотворении Нарнии, появлении там Белой колдуньи и происхождении платяного шкафа, была написана предпоследней, а первой появилась «Лев, колдунья и платяной шкаф», которая сохраняет значительную часть очарова­ния первоначальной истории. В такой последовательности она опубликована в самом дельном русском издании — пятом и шестом томах восьмитомного собрания сочинений Льюиса, — и с нее начинаются и большинство экраниза­ций книги.

После «Льва, колдуньи и платяного шкафа» следует «Конь и его мальчик», затем «Принц Каспиан», «Покоритель зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», затем приквел «Племянник чародея» и, наконец, «Последняя битва».

1 / 7 Обложка книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». 1950 годGeoffrey Bles, London 2 / 7 Обложка книги «Конь и его мальчик». 1954 годGeoffrey Bles, London 3 / 7 Обложка книги «Принц Каспиан». 1951 годGeoffrey Bles, London 4 / 7 Обложка книги «Покоритель зари, или Плавание на край света». 1952 годGeoffrey Bles, London 5 / 7 Обложка книги «Серебряное кресло». 1953 год Geoffrey Bles, London 6 / 7 Обложка книги «Племянник чародея». 1955 годThe Bodley Head, London 7 / 7 Обложка книги «Последняя битва». 1956 годThe Bodley Head, London

Всплески интереса к «Хроникам Нарнии» в последние годы связаны с голли­вудскими экранизациями серии. Любая экранизация неизбежно смущает по­клонников литературного первоисточника, но здесь неприятие фанатами но­вых фильмов оказалось куда острее, чем в случае «Властелина колец». И дело, как ни странно, даже не в качестве. Экранизацию книг о Нарнии затрудняет тот самый аллегоризм, или, точнее, притчевость, страны Аслана. В отличие от «Властелина колец», где гномы и эльфы — это прежде всего гномы и эльфы, за героями «Нарний» часто отчетливо проступает второй план (когда лев — это не просто лев), а потому реалистичная экранизация превращает полную наме­ков притчу в плоский экшен. Гораздо лучше фильмы Би-би-си, снятые в 1988–1990 годах, — с плюшевым Асланом и сказочными говорящими зверями: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель зари» и «Серебря­ное кресло».

Кадр из сериала «Хроники Нарнии». 1988 год © BBC / IMDb

Откуда что взялось

Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до их написа­ния. Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые — и не без некоторого страха — вплотную столкнулся с детьми, общаться с кото­рыми не умел. В 1939 году в его доме под Оксфордом жили несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказ­ки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рождающуюся историю необходимо записать. Иногда общение оксфордских профессоров с детьми оканчивается подобным образом.

1 / 2 Фрагмент обложки книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иллюстрация Паулины Бейнс. 1998 годИздательство Collins. Лондон 2 / 2 Обложка книги «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иллюстрация Паулины Бейнс. 1998 годИздательство Collins. Лондон

Люси

Прототипом Люси Певенси считается Джун Флюэтт, дочь преподавателя древних языков в Школе святого Павла (ее закончил Честертон), в 1939-м эвакуированная из Лондона в Оксфорд, а в 1943 году оказавшаяся в доме Льюиса. Джун было шестнадцать, и Льюис был ее любимым христианским автором. Однако, только прожив несколько недель в его доме, она поняла, что известный апологет К. С. Льюис и хозяин дома Джек (так его называли дру­зья) — одно и то же лицо. Джун поступила в театральное училище (причем обучение ей оплатил Льюис), стала известной театральной актрисой и ре­жиссером (ее сценический псевдоним — Джилл Реймонд) и вышла замуж за внука знаменитого психоаналитика сэра Клемента Фрейда, писателя, радиоведущего и члена парламента.

Люси Барфилд в 6 лет. 1941 год © Owen Barfield Literary Estate

Посвящены же «Нарнии» крестнице Льюиса — Люси Барфилд, приемной дочери Оуэна Барфилда, автора книг по философии языка и одного из бли­жайших друзей Льюиса.

Квакль-бродякль

Квакль-бродякль Хмур из «Серебряного кресла» списан с внешне мрачного, но доброго внутри садовника Льюиса, а его имя — аллюзия на строку Сенеки, переведенную Джоном Стадли  Джон Стадли (ок. 1545 — ок. 1590) — англий­ский ученый, известный как переводчик Се­неки. (по-английски его зовут Puddleglum — «угрю­мая жижа», у Стадли было «стигийская угрюмая жижа» про воды Стикса): Льюис разбирает этот перевод в своей толстен­ной книге, посвященной XVI веку  C. S. Lewis. English Literature in the Sixteenth Century: Excluding Drama. Oxford University Press, 1954..

Квакль-бродякль Хмур. Кадр из сериала «Хроники Нарнии». 1990 год © BBC

Нарния

Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего мира, когда учил латынь, готовясь к поступлению в Оксфорд. Нарния — латинское название города Нарни в Умбрии. Небесной покровительницей города считается бла­женная Лючия Брокаделли, или Лючия Нарнийская.

1 / 2 Нарния в латинском Малом атласе Древнего мира Мюррея. Лондон, 1904 год Getty Research Institute 2 / 2 Карта Нарнии. Рисунок Паулины Бейс. 1950-е годы© CS Lewis Pte Ltd. / Bodleian Libraries University of Oxford

Географический прототип, вдохновивший Льюиса, вероятнее всего, находится в Ирландии. Льюис с детства любил северное графство Даун и не раз ездил туда с матерью. Он говорил, что «небеса — это Оксфорд, перенесенный в сере­дину графства Даун». По некоторым данным  Речь идет о цитате из письма Льюиса брату, бродящей из публикации в публикацию: «Та часть Ростревора, откуда откры­ва­ет­ся вид на Карлингфорд-Лох, — это мой образ Нар­нии». Однако, по всей видимости, она вы­мыш­ле­на. В дошедших до нас письмах Льюи­са таких слов нет: они взяты из пере­ска­за разговора с братом, описанного в кни­ге Уолтера Хупера «Past Watchful Dragons»., Льюис даже называл брату точное место, ставшее для него образом Нарнии, — это деревенька Ростревор на юге графства Даун, точнее склоны Моурнских гор, откуда открывается вид на ледниковый фьорд Карлингфорд-Лох.

1 / 3 Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохThomas O’Rourke / CC BY 2.0 2 / 3 Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохAnthony Cranney / CC BY-NC 2.0 3 / 3 Вид на фьорд Карлингфорд-ЛохBill Strong / CC BY-NC-ND 2.0

Дигори Керк

Прототипом пожилого Дигори из «Льва и колдуньи» стал репетитор Льюиса Уильям Керкпатрик, готовивший его к поступлению в Оксфорд. А вот хроника «Племянник чародея», в которой Дигори Керк противостоит соблазну украсть яблоко вечной жизни для своей смертельно больной матери, связана с биогра­фией самого Льюиса. Льюис пережил смерть матери в девять лет, и это было для него сильнейшим ударом, приведшим к потере веры в Бога, вернуть кото­рую он смог только к тридцати годам.

Дигори Керк. Кадр из сериала «Хроники Нарнии». 1988 год © BBC

Как «Хроники Нарнии» связаны с Библией

Аслан и Иисус

Библейский пласт в «Нарниях» был наиболее важным для Льюиса. Творец и правитель Нарнии, «сын Императора-за-морем», изображен в виде льва не только потому, что это естественный образ для царя страны говорящих зверей. Львом от колена Иудина в Откровении Иоанна Богослова назван Иисус Христос. Аслан творит Нарнию песней — и это отсылка не только к библейско­му рассказу о сотворении Словом, но и к творению как воплощению музыки айнуров  Айнуры — во вселенной Толкина первые со­здания Эру, верховного начала, уча­ствую­щие вместе с ним в творении ма­те­ри­аль­ного мира. из «Сильмариллиона» Толкина.

Аслан появляется в Нарнии в Рождество, отдает свою жизнь, чтобы спасти «сына Адама» из плена Белой колдуньи. Силы зла убивают его, но он воскре­сает, потому что стародавняя магия, существовавшая до сотворения Нарнии, гласит: «Когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдет тот, кто ни в чем не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается и сама смерть отступит перед ним».

Аслан на Каменном столе. Иллюстрация Паулины Бейнс к книге «Лев, колдунья и платяной шкаф». 1950-е годы © CS Lewis Pte Ltd. / narnia.wikia.com / Fair use

В финале книги Аслан является героям в образе агнца, символизирующего Христа в Библии и раннехристианском искусстве, и приглашает их отведать жареной рыбы — это аллюзия на явление Христа ученикам на Тивериадском озере.

Шаста и Моисей

Сюжет книги «Конь и его мальчик», рассказывающей о бегстве мальчика Шасты и говорящего коня из страны Тархистан, которой правит тиран и где почитаются ложные и жестокие боги, в свободную Нарнию, — аллюзия на историю Моисея и исхода евреев из Египта.

Дракон–Юстас и крещение

В книге «Покоритель зари, или Плавание на край света» описывается вну­треннее перерождение одного из героев, Юстаса Вреда, который, поддавшись алч­ности, превращается в дракона. Его обратное превращение в человека — одна из ярчайших в мировой литературе аллегорий крещения.

Последняя битва и Апокалипсис

«Последняя битва», заключительная книга серии, рассказывающая о конце старой и начале новой Нарнии, представляет собой аллюзию на Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. В коварном Обезьяне, совращающем жителей Нарнии, заставляя их поклониться лже-Аслану, угадывается пара­доксально изложенный сюжет об Антихристе и Звере.

Источники «Хроник Нарнии»

Античная мифология

Хроники Нарнии не просто наполнены персонажами античной мифологии — фавнами, кентаврами, дриадами и сильванами. Льюис, хорошо знавший и лю­бивший античность, не боится разбрасывать отсылки к ней на самых разных уровнях. Одна из запоминающихся сцен цикла — шествие освободившихся из‑под гнета природных сил, Вакха, менад и Силена, предводительствуемое Асланом в «Принце Каспиане» (соединение довольно рискованное с точки зрения церковной традиции, считающей языческих богов бесами). А в самый возвышенный момент в финале «Послед­ней битвы», когда герои видят, что за пределами ветхой Нарнии открывается новая, относящаяся к прежней как прообраз к образу, профессор Керк бормо­чет про себя, глядя на удивление детей: «Все это есть у Платона, все у Плато­на… Боже мой, чему их только учат в этих школах!»

Шествие с менадами. Иллюстрация Паулины Бейнс к ниге «Принц Каспиан». 1950-е годы © CS Lewis Pte Ltd. / narnia.wikia.com / Fair use

Средневековая литература

Льюис знал и любил Средневековье — и даже считал себя современником скорее древних авторов, чем новых, — а всё, что знал и любил, старался использовать в своих книгах. Неудивительно, что в «Нарниях» множество отсылок к средневековой литературе. Вот только два примера.

В «Бракосочетании Филологии и Меркурия», сочинении латинского писателя и философа V века Марциана Капеллы, рассказывается, как дева Филология приплывает к краю света на корабле вместе с львом, кошкой, крокодилом и командой из семи матросов; готовясь пить из чаши Бессмертия, Филология извергает из себя книги точно так же, как Рипичип, воплощение рыцарства, в «Покорителе зари» отшвыривает шпагу на пороге страны Аслана. А пробу­ждение природы в сцене творения Асланом Нарнии из «Племянника чародея» напоминает сцену явления девы Природы из «Плача Природы» — латинского аллегорического сочинения Алана Лилльского, поэта и богослова XII века.

Английская литература

Основной специальностью Льюиса была история английской литературы, и он не мог отказать себе в удовольствии поиграть с любимым предметом. Главные источники «Нарний» — два лучше всего изученных им произведения: «Королева фей» Эдмунда Спенсера и «Потерянный рай» Джона Мильтона.

Белая колдунья очень похожа на Дуэссу Спенсера. Она пытается соблазнить Эдмунда восточными сладостями, а Дигори — яблоком жизни точно так же, как Дуэсса соблазняла Рыцаря Алого креста рыцарским щитом (совпадают даже детали — бубенцы на экипаже Белой колдуньи достались ей от Дуэссы, а Зеленая колдунья из «Серебряного кресла», как и Ложь, оказывается обезглавлена своим пленником).

Обезьян, наряжающий ослика Лопуха Асланом, — отсылка к колдуну Архимагу из книги Спенсера, создающему ложную Флоримеллу; тархистанцы — к спен­серовским «сарацинам», нападающим на главного героя, Рыцаря Алого креста, и его даму Уну; а падение и искупление Эдмунда и Юстеса — к падению и ис­куплению Рыцаря Алого креста; Люси сопровождают Аслан и фавн Тумнус, как Уну у Спенсера — лев, единорог, фавны и сатиры.

Уна и лев. Картина Брайтона Ривьера. Иллюстрация к поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей». 1880 год Частная коллекция / Wikimedia Commons

Серебряное кресло тоже родом из «Королевы фей». Там на серебряном троне в подземном царстве восседает Прозерпина. Особенно интересно сходство сцен творения мира песней в «Потерянном рае» и «Племяннике чародея» — тем бо­лее что этот сюжет не имеет библейских параллелей, но близок соответствую­щему сюжету из «Сильмариллиона» Толкина.

«Код Нарнии», или Как объединены семь книг

Несмотря на то что Льюис не раз признавался, что, начиная работать над пер­выми книгами, не планировал серию, исследователи давно пытаются разгадать «код Нарнии», замысел, объединяющий все семь книг. В них видят соответ­ствие семи католическим таинствам, семи степеням посвящения в англикан­стве, семи добродетелям или семи смертным грехам. Дальше всех пошел по этому пути английский ученый и священник Майкл Уорд, предположив­ший, что семь «Нарний» соответствуют семи планетам средневековой космо­логии. Вот как:

«Лев, колдунья и платяной шкаф» — Юпитер

Его атрибуты — царственность, поворот от зимы к лету, от смерти к жизни.

«Принц Каспиан» — Марс

Эта книга об освободительной войне, которую ведут коренные жители Нарнии против поработивших их тельмаринцев. Важный мотив книги — борьба с узур­патором местных божеств и пробуждение природы. Одно из имен Марса — Mars Silvanus, «лесной»; «это не только бог войны, но также покровитель лесов и полей, а потому идущий войной на врага лес (мотив кельтской мифологии, использованный Шекспиром в «Макбете») — вдвойне по части Марса.

«Покоритель Зари» — Солнце

Помимо того что край света, где восходит солнце, — это цель странствия ге­роев книги, она наполнена солнечной и связанной с солнцем символикой; лев Аслан также является в сиянии как солярное существо. Главные антаго­нисты книги — змеи и драконы (их в книге целых пять), а ведь бог солнца Аполлон — победи­тель дракона Тифона.

«Серебряное кресло» — Луна

Серебро — это лунный металл, а влияние Луны на приливы и отливы связывало ее с водной стихией. Бледность, отраженный свет и вода, болота, подземные моря — основная стихия книги. Обитель Зеленой колдуньи — это призрачное царство, населенное потерявшими ориентацию в пространстве большого мира «лунатиками».

«Конь и его мальчик» — Меркурий

В основе сюжета — воссоединение близнецов, которых в книге несколько пар, а созвездием Близнецов управляет Меркурий. Меркурий — покровитель рито­рики, а речь и ее обретение — также одна из важнейших тем книги. Мерку­рий — покровитель воров и обманщиков, а главные герои книги — конь, ко­торого похитил мальчик, или мальчик, которого похитил конь.

«Племянник чародея» — Венера

Белая колдунья очень напоминает Иштар, вавилонский аналог Венеры. Она соблазняет дядюшку Эндрю и пытается соблазнить Дигори. Сотворение Нарнии и благословение зверей населять ее — торжество производительного начала, светлой Венеры.

«Последняя битва» — Сатурн

Это планета и божество несчастливых происшествий, и крах Нарнии происходит под знаком Сатурна. В финале великан Время, который в черновиках прямо именуется Сатурном, восстав ото сна, трубит в рог, открывая путь в новую Нарнию, как круг времен в IV эклоге Вергилия, завершаясь, приближает эсхатологическое Сатурново царство  «Читателю, незнакомому с классической филологией, скажу, что для римлян „век“, или „царство“ Сатурна, — это утраченная пора невинности и мира, что-то вроде Эдема до грехопадения, хотя никто, кроме разве что стоиков, не придавал ей такого большого значения», — писал Льюис в «Размышлениях о псалмах» (пер. Натальи Трауберг). .

Что все это значит

В такого рода реконструкциях много натяжек (особенно с учетом того, что Льюис отрицал наличие единого плана), но популярность книги Уорда — а по ней даже сняли документальный фильм — свидетельствует о том, что искать в «Нарниях» отсылки ко всему, чем Льюис с огромным увлечением занимался как ученый, — занятие крайне благодарное и увлекательное. Более того, внимательное изучение связей ученых штудий Льюиса с его художествен­ными сочинениями (а кроме сказок о Нарнии он написал аллегорию в духе Джона Беньяна, подобие романа в письмах в духе Эразма Роттердамского, три фантастических романа в духе Джона Мильтона и Томаса Мэлори и роман-притчу в духе «Золотого осла» Апулея) и апологетикой показывает, что так заметная в Нарниях мешанина — не недоработка, а органичная часть его метода.

Льюис не просто использовал образы европейской культуры и литературы в качестве деталей для украшения своих интеллектуальных конструкций, не просто пичкал сказки аллюзиями, чтобы удивить читателей или под­миг­нуть коллегам. Если Толкин в своих книгах о Средиземье конструирует на основе германских языков «мифологию для Англии», Льюис в «Нарниях» переизобретает заново европейский миф. Европейская культура и литература были для него живым источником восторга и вдохновения и естественным строительным материалом, из которого он создавал всё им написанное — от лекций и научных книг до проповедей и фантастики.

Дверь Хлева. Иллюстрация Паулины Бейнс к книге «Последняя битва». 1950-е годы © CS Lewis Pte Ltd / thehogshead.org / Fair use

Эффектом такого свободного и увлеченного владения материалом оказывается возможность говорить языком сказки об огромном количестве довольно серь­езных вещей — и не просто о жизни и смерти, но о том, что находится за чер­той смерти и о чем в столь любимые Льюисом Средние века решались говорить мистики и богословы.

«Хроники Нарнии» в подкасте «Экспекто патронум» Редакторы Arzamas обсуждают «Льва, колдунью и платяной шкаф» и отвечают на вопрос «Что делать, если меня бесит мой брат?» микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Фильм Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф

  • Первая реакция Джорджи Хенли на мистера Тумнуса совершенно не поддельная, так как юная актриса до момента съемок сцены ни разу не видела Джеймса МакЭвоя в полном костюме и гриме.
  • Когда постоянный мат со стороны взрослых актеров вышел из-под контроля, Джорджи Хенли, игравшая Люси, принесла на площадку специальную банку, куда каждый ругнувшийся должен был класть деньги. Впоследствии оказалось, что самыми частыми плательщиками были Джеймс МакЭвой и подросток Скандар Кейнс, игравший Эдмунда.
  • Согласно оригинальным книгам, профессор Керк является Дигори Керком, который в подростковом возрасте участвовал в создании Нарнии и самого шкафа, что описывается в книге «Племянник чародея».
  • Роль волков, разоривших дом бобра, играли настоящие животные (за исключением одного или двух волков, добавленных с помощью компьютерной графики), однако их хвосты, тем не менее, полностью цифровые. Хвосты хищников пришлось создавать на компьютере, так как волки постоянно виляли ими, что делало их менее страшными.
  • Актер на роль Эдмунда был взят самым последним из четырех детей, после того как первые три провели вместе уже целый месяц во время подготовки к съемкам. Это помогло сделать персонаж немного отстраненным от своего брата и сестер.
  • Так как голос Скандара Кейнса начал ломаться во время съемок, часть его реплик пришлось озвучивать его родной сестре.
  • Скандар Кейнс отсутствовал во время съемок сцены, в которой Эдмунд следует за Люси в шкаф, поэтому за него роль сыграла Анна Попплуэлл (Сьюзен), переодевшаяся по пояс в его костюм.
  • Профессор Керк предлагает детям три варианта, в рамках которых они могут охарактеризовать рассказ Люси о Нарнии: она лжет, она сумасшедшая или она говорит правду. Это вариация знаменитой «трилеммы Льюиса», которую автор «Хроник Нарнии» Клайв Льюис использовал в книге «Просто христианство» для доказательства истинной божественности Иисуса Христа.
  • Перед смертью Клайв Льюис продал права на всю серию книг о Нарнии, однако в то время он презирал все телевизионные адаптации его произведений, потому что сказочных существ играли актеры, облаченные в нелепые костюмы. Разрешение на новую экранизацию было получено только после того, как пасынок писателя Дуглас Грешам увидел тестовые ролики с компьютерными монстрами.
  • Когда Питер разговаривает с Асланом, лев упоминает о жалобах бобра, испугавшегося превращения в шляпу. Эту фразу добавили уже после съемок картины, так как улыбка Уильяма Моусли была вызвана надоедливой мухой, которая кружилась у него над головой. Муху удалили с помощью компьютера, а фразу добавили, чтобы оправдать приподнятое настроение Питера.
  • Во время съемок Уильям Моусли (Питер) постоянно бил Джорджи Хенли (Люси) по голове рукояткой своего меча каждый раз, когда ускорял свой бег. В связи с этим юная актриса то и дело спотыкалась и начинала семенить.
  • Фильм был снят преимущественно в хронологическом порядке, за исключением финальной сцены, в которой дети выпадают из шкафа. Это было сделано для того, чтобы внешний облик героев не отличался от начала картины, где они бледные и не закаленные испытаниями.
  • Множество похожих элементов трилогии «Властелин колец» Дж. Р. Толкиена и «Хроник Нарнии» Клайва Льюса не случайно. Писатели были хорошими друзьями и состояли в литературно-дискуссионном клубе «Инклинги», члены которого часто беседовали о мифологических существах, несуществующих языках и скрытых от людского глаза мирах.
  • Анна Попплуэлл (Сьюзен) очень боится мышей, из-за чего все сцены с участием грызунов играла исключительно дублерша актрисы.
  • В фильме Эдмунд просит Белую колдунью сделать его выше, что сейчас выглядит забавно, так как актер Скандар Кейнс за время съемок вырос на целых 17 сантиметров.