Идеология консерватизма

ИДЕОЛОГИЯ

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. ῞ιδέα – идея, представление и λόγος – слово, учение) – система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений – и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). Идеология и форма общественного сознания – составная часть культуры, духовного производства.

Термин «идеология» ввел французский философ Антуан Дестют де Траси («Элементы идеологии».– «Eléments d’idéologie», v. 1–4. P., 1801–15), который связывал с ней учение об идеях, позволяющее сформулировать основы политики и этики, открыть истинную организацию дискурса – способности суждения и оценки в различных областях. Эта же линия в определении и в позитивном отношении к идеологии представлена в работах Кондильяка и в школе идеологов (К.Ф.Вольней, П.Ж.Кабанис). В этот же период негативное отношение Наполеона к школе идеологов выразилось и в презрении к идеологии как взглядам, оторванным от жизни и от реальной политики. Это альтернативное отношение к идеологии – позитивное и презрительно-негативное характерно и для всей последующей истории политического дискурса. Так, К.Маркс и Ф.Энгельс в «Немецкой идеологии» отождествили идеологию с превращенными формами сознания, которым присущи: 1) трактовка мира как воплощения идей, 2) иллюзии об абсолютной самостоятельности идей, 3) конституирование мнимой реальности. Идеологии марксисты противопоставляли социальную науку, а главным критерием идеологии считали ее неадекватность действительному положению вещей, ее иллюзорность и ложность. В противовес этому В.И.Ленин говорил о марксистской идеологии как научной, подчеркивая положительное содержание идеологии. Для ряда марксистов (Г. Лукач, Э.Блох, К.Корш) идеология есть форма классового сознания, выражающая чаяния и надежды угнетенных и преодолеваемая благодаря развитию научного знания и философии.

Идеологию как ложное сознание и совокупность ценностных суждений противопоставляет достоверным суждениям о действительности Э.Дюркгейм и Т.Гейгер. Так, согласно Гейгеру, любая идеология основывается на рационализации и объективации первичных чувствований, существующих между человеком и объектом, на включенности homo vitalis с его потребностями и влечениями в существование, рационализируемого в идеологических конструкциях. В.Парето видит в идеологии маскировку действий. Идеологии – это производные (деривации) от чувств и влечений, разбиваемые им на 4 класса: 1) утверждения, притязающие на абсолютность и аксиоматичность, 2) суждения, ссылающиеся на авторитет, 3) утверждения, апеллирующие к согласию с чувствами и принципами большинства, 4) вербальные доказательства и софизмы. Отождествляя идеологии с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями, Парето отказывается рассматривать их под углом зрения соответствия действительности и настаивает на их социальной функции, которая состоит в том, что идеологии придают силу и агрессивность бессознательным эмоциям индивида.

В социологии знания, развившейся в 20 в., подчеркивается экзистенциальная обусловленность всех форм знания, их связь с социальным бытием. Так, М.Шелер, характеризуя типы классовой обусловленности мышления, видит в них различные формы разрушения единого мышления внутри жизненного сообщества и характеризует их как способы рационализации витальных влечений различных классов (Scheler M. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Bern und Münch., 1960, S. 170–175). К.Манхейм, противопоставляя идеологическую и социологическую интерпретации духовных образований, подчеркивал обусловленность мышления бытием, соотносил «духовные образования» с социальными позициями их носителей. Идеологию как апологию существующего строя, как рационализацию интересов господствующего класса, он противопоставляет утопиям, которые являются эмоционально-окрашенным выражением надежд оппозиционных классов и групп (Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994, с. 52– 92). В социологии 20 в. развернулась критика той трактовки идеологии, которая предложена М.Шелером и К.Манхеймом. Г.Плесснер подчеркивает, что идеология связана с волей к власти (Plessner H. Zwischen Philosophie und Gesellschaft. Bern, 1953, S. 221–240), M.Хоркхеймер считает, что идеология связана с социальным действием, Ч.Р.Миллс – с властными механизмами господства и манипуляции. В современной французской философии идеология отличается от ментальности (М.Вовель, А.Лефевр) и рассматривается в контексте анализа дискурса (М.Пешё, П.Серио). Л.Альтюссер, подчеркивая непримиримость, разрыв между идеологией и наукой, видел в идеологии бессознательное, даже тогда, когда она представляется в эксплицитной форме. Пытаясь соединить Маркса и Фрейда, он считал идеологии целостными структурами (идеологическими формациями), которые создаются идеологическим аппаратом и с которыми человек себя идентифицирует. М.Пешё, опираясь на идеи Альтюссера, развивает учение о дискурсе в рамках теории идеологии как теории материальности смысла и иллюзий человека, который является источником и властелином своей речи. Идеологические формации определяют то, что может и должно быть сказано (в форме наставления, проповеди, памфлета, программы и т.д.) в соответствии с определенной позицией и при определенных обстоятельствах. Внутри идеологии сохраняется то, что не высказано, что имплицитно (интердискурс как идеологическое пространство дискурса с его отношениями господства и подчинения). С.Жижек рассматривает идеологию как дискурс, позволяющий обществу зафиксировать значения и выражающий волю к тотальности, которая ищет замещения (сублимации) в фантазиях и самообманах.

Итак, в современной социальной и политической философии развиты различные концепции идеологии: социально-психологические, структуралистские, постструктуралистские и др. Каждая из них выдвигает свой критерий идеологии: отношение к действительности (гносеологический подход), выражение интересов групп и классов (социально-психологический подход), рационализация влечений и воли к власти (неофрейдизм), бессознательного и совокупности нерационализируемых характеристик дискурса (французский постструктурализм и постмодернизм).

Специфика идеологии состоит в том, что она создается благодаря деятельности идеологического аппарата партий и социальных движений – идеологов, политиков, ученых. Народные массы, социальные общности непосредственно не создают идеологии, однако их интересы, идеалы и общественно-политические представления составляют ту почву, на которой формируется и развивается идеология. Структурными элементами идеологии являются политические теории и идеи, общественно-политические идеалы, ценности, политические программы, политические символы. В отличие от науки идеология включает в себя не только знание о социально-политической жизни, но и ценностное отношение к политическим тенденциям и процессам, оценку соотношения политических сил, которая выражает интересы политической партии или социального движения. В состав идеологии наряду с достоверными знаниями входят и ошибочные представления о социально-политических процессах, о функционировании политической системы. Поэтому столь важна в идеологии роль политических мифов и утопий. Политические мифы (напр., расовый миф в идеологии нацизма) выдвигают ошибочные ориентиры перед народными массами, их общественно-политическими объединениями и перед государством, если партия, разделяющая их, приходит к власти. Распространение мифов в общественном сознании может обеспечить лишь временный успех, но рано или поздно мифы разрушаются и политическое сознание оказывается в состоянии вакуума. Идеологии нередко используют политические символы (свастика в идеологии нацизма, серп и молот в идеологии большевизма и др.), которые выражают принадлежность человека к тому или иному сообществу, движению, организации. Так, по словам П.Сорокина, красный цвет знамени преследуется не потому, что он красный, а потому, что он является символом мыслей, желаний и чувств, враждебных существующему строю. Конфронтация между отдельными социальными группами и слоями нередко связана с неприятием определенных символов.

Среди социальных функций идеологии необходимо отметить прежде всего мобилизационные, нормативно-регуляторные, контролирующие, социализирующую функции, которые обусловлены необходимостью как идеологического воспитания новой когорты последователей, так и идеологического санкционирования политических действий. Идеология, определяя цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, осуществляет выбор средств ее реализации, мобилизует широкие слои для участия в осуществлении политики. Вместе с тем существуют границы во взаимопроникновении идеологии и политики. Если происходит гиперидеологизация политики, то политические лидеры не в состоянии адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения и эффективно решать жизненно важные проблемы. Если же происходит чрезмерная политизация идеологии, то она превращается в доктринерство, ангажированное своекорыстными интересами политической клики, а социальные и духовные ресурсы политики резко сужаются. Тем самым создается вакуум идеологически обоснованных ориентаций и социальных действий. Для современной России разработка различных вариантов идеологий и идеологических программ социальных движений и политических партий имеет решающее значение для функционирования демократической системы, для выработки политической ориентации государства и ее восприятия большинством населения.

Литература:

1. Политические теории и политическая практика. Словарь-справочник. М., 1994;

2. Политическая социология. Ростов н/Дону, 1997;

3. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999;

4. Ideologie. Ideologiekritik und Wissenssoziologie. Hrsg. К.Lenk. Neuwied und Berlin, 1964 (с библ.);

5. Althusser L. Idéologie et Appareils idéologiques d’Etat. – «La Pensée». (P.), 1970, №151, p. 3–38;

6. Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Fr./M., 1968;

7. Habermas J.,Technik und Wissenschaft als «Ideologie». Fr./M., 1968;

8. Studies in the Theory of Ideology, ed. J.B.Thompson. Cambr., 1984;

9. Jiźek S. The Sublime Object of Ideology. L., 1989.

Г.Ю.Семигин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. идеология — ИДЕОЛ’ОГИЯ, идеологии, ·жен. (от ·греч. idea — идея и logos — учение) (·книж. ). Мировоззрение, система взглядов и идей. Пролетарская идеология. «Отец… других убеждений, и у него совершенно чуждая идеология.» Огнев. | Идейное содержание, философское направление. Идеология книги. Толковый словарь Ушакова
  2. идеология — См. идея Толковый словарь Даля
  3. идеология — сущ., кол-во синонимов: 18 взгляды 16 взгляды на вещи 15 взгляды на жизнь 15 видение 34 воззрения 15 гитлеризм 2 кредо 16 мировоззрение 26 миропонимание 18 миросозерцание 15 мыслесловие 1 образ мыслей 18 правила 22 принципы 17 психоидеология 1 символ веры 15 убеждения 18 философия 40 Словарь синонимов русского языка
  4. идеология — ИДЕОЛОГИЯ -и; ж. 1. Полит. Система взглядов, идей, представлений, характеризующих то или иное общество, тот или иной класс или политическую партию. Марксистская и. Буржуазная и. Западная и. И. крестьянства. Толковый словарь Кузнецова
  5. идеология — идеология ж. Система идей идея II 2., 3., представлений, взглядов, характеризующая воззрения на социально-политическую и иную жизнь какой-либо социальной группы, политической партии, какого-либо класса или общества. Толковый словарь Ефремовой
  6. идеология — ИДЕОЛОГИЯ и, ж. idéologie. Антуан Дестю де Трейси ввел термин «идеология» в 1801 г. «Элементы идеологии». // ВФ 1994 1 4. 1. В конце 18 века — наука об идеях. Колесов 136. Идеология — часть метафизики, рассуждение об идеях. САН 1847. Словарь галлицизмов русского языка
  7. идеология — орф. идеология, -и Орфографический словарь Лопатина
  8. Идеология — Метафизическая философия, понимаемая как учение об идеях. См. Destutt de Tracy, «Elements d’ideologie» (1801-15). К этому направлению примыкает школа Кузена. Слово И. в этом значении не сохранилось в философской терминологии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. Идеология — (от Идея и …Логия) система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности… Большая советская энциклопедия
  10. ИДЕОЛОГИЯ — ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea — идея, представление и Jogos — слово, учение) — англ. ideology; нем. Ideologie. 1. Система взглядов и идей, в к-рых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу… Социологический словарь
  11. идеология — Идеология, идеологии, идеологии, идеологий, идеологии, идеологиям, идеологию, идеологии, идеологией, идеологиею, идеологиями, идеологии, идеологиях Грамматический словарь Зализняка
  12. идеология — -и, ж. Система идей, представлений, понятий, выраженная в разных формах общественного сознания — философии, политике, праве, морали, искусстве, религии, и отражающая коренные интересы классов, социальных групп. Марксистско-ленинская идеология. Малый академический словарь
  13. идеология — Иде/о/ло́г/и/я . Морфемно-орфографический словарь
  14. идеология — Идеологии, ж. (книжн.). Мировоззрение, система взглядов и идей. Отец… других убеждений, и у него совершенно чуждая идеология. Огнев. || Идейное содержание, философское направление. Идеология книги. Большой словарь иностранных слов
  15. ИДЕОЛОГИЯ — ИДЕОЛОГИЯ (от идея и …логия) — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Большой энциклопедический словарь
  16. идеология — ИДЕОЛОГИЯ, и, ж. Система взглядов, идей, характеризующих какуюн. социальную группу, класс, политическую партию, общество. | прил. идеологический, ая, ое. Идеологическая борьба. Толковый словарь Ожегова
  17. ИДЕОЛОГИЯ — ИДЕОЛОГИЯ — понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути… Новейший философский словарь

Кто такой консерватор? Идеология консерватизма в России. Консерваторы и либералы

Консерватизм — политическая идеология, признающая главными ценностями традиции и порядок, государственный строй и религию. Говоря кратко, консерватизм — это «идеология порядка и охранительства». Само слово «консерватор» происходит от латинского conservo — «сохраняю».

Консерваторы — сторонники консервативной идеологии. В политике они выступают за сохранение всего так, как было прежде, то есть против реформ и изменений. Они часто поддерживают социальное неравенство, считая его естественным и заложенным в природе человека.

В экономике они поддерживают национального производителя, выступают за протекционизм. В сфере культуры и идеологии консерваторы всегда за господство одного санкционированного государством течения.

Наряду с либерализмом и радикализмом консерватизм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от либералов консерваторы выступают против глубоких и резких реформ, за высокую роль государства в жизни общества. В отличие от радикалов они не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.

Суть консервативной идеологии

  • Главные ценности консерватизма — государство, религия, традиции, порядок. Человеческая жизнь часто признается ничтожной перед интересами государства.

  • Консерваторы зачастую выступают за монархию и сохранение социального неравенства как скелета общества. Они приводят в качестве контрпримера неудачный опыт построения социализма в СССР или национал-социализма — в Третьем рейхе.

  • Консерваторы допускают вмешательство государства и религии в частную жизнь граждан.

  • На внешнеполитической арене консерваторы всегда за сохранение прежних границ, нерушимость международных договоренностей. При этом они жестко отстаивают интересы собственного государства, не признают теорию общего блага и универсальных ценностей.

Бенджамин Дизраэли. Фото: Wikimedia

Либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма.

В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца. У того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».

Идеологи консерватизма

Именно такой путь прошел один из идеологов консерватизма, французский политик и писатель Франсуа Рене де Шатобриан. Представитель дворянского рода, он вначале принял Великую Французскую революцию, но затем устрашился ее разгула и революционного террора. Мыслитель ударился в католичество, переосмыслил свои ценности и стал проповедником монархии и порядка.

Франсуа Рене де Шатобриан. Фото: Wikimedia

Еще одним отцом консерватизма называют английского философа той же эпохи Эдмунда Берка. В своих воззрениях он также отталкивался от Французской революции. До нее Европа жила ценностями монархии, религии и порядка. Великая революция впервые поставила старый мир с ног на голову. Именно как реакция на нее и появился политический консерватизм. Без перемен и потрясений не появилось бы ярых защитников старого порядка.

Эдмунд Берк. Фото: Wikimedia

В книге «Размышления о Французской революции» 1790 года Берк доказывает, что истинная свобода возможна только в рамках закона и порядка, а реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путем. Эти принципы легли в основу консерватизма.

В 1980-е на Западе появился так называемый неоконсерватизм — более приспособленное к современным реалиям учение. Его представители отказались от особенно одиозных требований (сохранение смертной казни, запрет однополых браков, религия в школах), но сохранили главное — курс на сильное государство. Яркими представителями неоконсерватизма считаются Рональд Рейган, Маргарет Тетчер и Ангела Меркель.

Ангела Меркель. Фото: Reuters

Консерватизм в России

В царской России после Французской революции власть как правило была консервативна. Исключение составляет лишь начальный этап правления Александр I и царствование Александр II. При позднем Александре I и Николае I идеологами охранительства были Николай Карамзин и Сергей Уваров.

Константин Маковский «Портрет Александра II на смертном одре»

Разгул консервативной реакции начался при Александре III. По его мнению, именно либеральные реформы отца привели к расправе над царем. Сын убитого монарха решил задавить в России любое свободомыслие и жажду перемен.

Идеологом контрреформ и всего того царствования стал Константин Победоносцев. «Я сознаю, что продление существующего строя зависит от возможности поддерживать страну в замороженном состоянии. Малейшее теплое дуновение весны, и все рухнет», — наставлял он Николая II. Считается, что Достоевский вывел Победоносцева в образе Великого Инквизитора из романа «Братья Карамазовы».

Константин Победоносцев. Фото: Wikimedia

Из советских правителей консерваторами считают Иосифа Сталина, Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко. При втором из них были свернуты экономические реформы, инициированные Алексеем Косыгиным в эпоху «хрущевской оттепели». В сфере культуры также были «закручены гайки»: неугодные писатели и артисты были отправлены в тюрьму или выдворены из страны.

Леонид Брежнев. Фото: Wikimedia

В постсоветской России идеологию консерватизма воплощает партия «Единая Россия». Ее главные ценности — единство и незыблемость государства, его безопасность. Интересы отдельного гражданина ставятся на второй план, что выражается в превалировании «оборонки» над «социалкой».

По мнению многих наблюдателей, к консерватизму после 2008 года склонился и Владимир Путин. Сам он не скрывает этого.

Владимир Путин. Фото: Wikimedia

«Здоровый консерватизм предполагает использование всего лучшего, нового, перспективного для обеспечения поступательного развития. Для того, чтобы общество существовало, нужно поддерживать элементарные вещи, которые человечеством выработаны в течение столетий: это бережное отношение к материнству и детству, бережное отношение к своей собственной истории, к ее достижениям, бережное отношение к нашим традициям и традиционным религиям», — сказал Путин в 2014 году.

Политический режим — это… Демократический, тоталитарный и авторитарный режим правления

Что такое политический режим. Типы политических режимов

Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления в определенной стране. Простыми словами, политический режим определяет, как власть взаимодействует с обществом: с помощью принуждения и контроля либо с помощью диалога и честных выборов.

Политический режим может быть демократическим либо недемократическим – тоталитарным или авторитарным.

  • Демократия основана на коллективном принятии решений, соблюдении прав и свобод человека.

  • При авторитаризме власть сосредоточена в руках узкой элиты, не допускающей в политику конкурентов.

  • При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и человека.

Задачи любого политического режима — обеспечивать стабильность власти, управляемость граждан, достижение политических целей, реализацию интересов правящей элиты.

Политический режим определяется:

  • Уровнем развития, интенсивностью общественно-политических процессов

  • Развитостью общественно-политических традиций, политическим сознанием и поведением граждан

  • Структурой правящей элиты

  • Состоянием отношений с бюрократией

  • Доминирующим в обществе типом легитимности: традиционным, харизматическим или легальным

Политический режим нельзя путать с формой правления: республикой или монархией. Монархия может быть и авторитарной (Саудовская Аравия), и демократической (Нидерланды). То же самое касается республик: они бывают демократическими (Франция), авторитарными (Китай) и тоталитарными (нацистская Германия).

Демократический режим и его признаки

Демократия — политическое устройство, при котором граждане принимают политические решения коллективно: лично или через избранных представителей.

Демократия основывается на признании народа единственным источником власти. Она предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, сменяемость власти.

Признаки демократического режима:

  • Назначение лидеров происходит с помощью честных и состязательных выборов.

  • Граждане равноправны.

  • Власть опирается на большинство населения, которое сознательно поддерживает ее.

  • Власть ориентируется на удовлетворение потребностей населения.

  • Правовое государство: разрешено все, что не запрещено.

  • Разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной.

  • Многопартийность. Легальная оппозиция.

  • Большой объем прав и свобод граждан гарантирован фактически.

  • Карательные органы строго подчиняются закону.

  • Смешанная экономика: доминирует частный сектор, государство вмешивается в нее лишь опосредованно.

  • Идеология политического плюрализма

Примеры стран с демократическим режимом: Австралия, Германия, Великобритания, США, Индия, Япония.

Авторитарный режим и его признаки

Авторитаризм — это режим, где власть осуществляется при минимальном участии народа. При авторитарном режиме государственная власть сосредоточена в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц — например, определенной партии, военной верхушки, олигархической группы. Участие иных сил в политической жизни строго ограничено.

Признаки авторитарного режима:

  • Централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

  • Неподконтрольность власти народу, отсутствие реальной выборности и подотчетности власти населению.

  • Ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

  • Нарушается принцип разделения властей. Командный стиль руководства.

  • Власти активно используют репрессии против политических противников.

  • Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но нарушаются в реальности.

  • Доминирует официальная идеология, при этом допускаются другие идейные течения.

  • Правящая партия соединяется с государством.

  • Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

  • Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты — бюрократию, церковь и т.п.

  • Обширный госсектор в экономике.

  • Нередко агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

Примеры стран с авторитарным режимом: Иран, Китай.

Тоталитарный режим и его признаки

Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию, карательные структуры, люмпенизированные массовые движения.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Признаки тоталитарного режима:

  • Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни.

  • Власть монополизирована одной политической партией, а в ней — одним лидером с неограниченными полномочиями.

  • Отсутствует разделение властей.

  • Оппозиция запрещена, многопартийности не существует.

  • Права и свободы человека декларируются, но не действуют.

  • Единая идеология обязательна для всех.

  • Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

  • Карательные органы осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор.

  • Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства.

  • Милитаризация общественной жизни.

  • Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры стран с тоталитарным режимом: Северная Корея эпохи Ким Ир Сена, СССР времен сталинизма, нацистская Германия при Гитлере.

Политические режимы. Таблица

Тоталитарный, авторитарный и демократический режим можно отличить по ряду критериев, приведенных в таблице ниже. Источник: И.В. Борзихина. «Политология. Учебное пособие».

Критерии

Политические режимы

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Законодатель­ство

Система законов мало разработана

Система законов минимальна

Развитая система демократических законов

Полномочия

главы государ-­

ства

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представитель­ные органы власти

Марионеточны

Отсутствуют или марионеточны

Имеют широкий круг полномочий

Разделение вла­стей

Формально признается

Отвергается

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Формально широ­кие

Минимальные

Максимальные

Партии

Массовая полити­ческая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Многопартийность

Идеология

Официальная идеология одна

Господство одной идеологии

Политический плюрализм

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, что

не запрещено законом

Карательные органы

Проводят массо­вые политические

репрессии

Осуществляют тайный политический сыск

Строго регламенти­рованы законом

Оппозиция

Отрицается

Запрещена

Действует легально

Характер и ме­ра осуществле­ния власти

Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

Возникновение

неконтролируемых властью областей общественной жизни

Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом

Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие

Слияние общест­венного сознания с властью

Отчуждение наро­да от власти

Поддержка предста­вителей власти народом

Идеалы поли­тического пове­дения:
1. власти
2. индивида

1. Всемогущество

2. Энтузиазм, кон­формизм

1. Компетентность
2. Послушание, бесправие

1. Соблюдение закона

2. Соблюдение законов

Укажите/выберите политический режим. Примеры заданий

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.

Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

1) демократия

2) авторитаризм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Правильный ответ: 211222

Найдите в при­ве­ден­ном списке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го политического режима. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) взаимная от­вет­ствен­ность государства и общества
2) монополия го­су­дар­ства на сред­ства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная си­сте­ма управления экономикой
5) власть под­чи­не­на контролю общества

Правильный ответ: 234

В го­су­дар­стве Z при­ня­та новая конституция, с опре­де­лен­ной пе­ри­о­дич­но­стью про­во­дят­ся выборы. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет то­та­ли­тар­ный режим? Вы­бе­ри­те вер­ные от­ве­ты и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Основные выс­шие ор­га­ны вла­сти фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве выборов.
2) Ветви вла­сти кон­сти­ту­ци­он­но разделены.
3) Отдельные ста­тьи кон­сти­ту­ции по­свя­ще­ны пра­вам и сво­бо­дам граждан.
4) Существует еди­ная обя­за­тель­ная по­ли­ти­че­ская идеология.
5) Установлен пол­ный кон­троль го­су­дар­ства над всеми ас­пек­та­ми жизни об­ще­ства и человека.
6) Глава го­су­дар­ства поль­зу­ет­ся авторитетом.

Правильный ответ: 45

В очередных парламентских выборах в стране Z участвовали все зарегистрированные политические партии. По итогам голосования оппозиционные партии получили места в парламенте.
Какому типу политического режима соответствует данная система?
Укажите два признака, по которым Вы это определили.
Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный Вами политический режим.

Правильный ответ:
1) В стране Z — демократический режим.
2) В тексте упоминаются следующие признаки демократии:
— многопартийность, политический плюрализм
— свободные конкурентные выборы.
3) Может быть назван дополнительный признак:
— реальная гарантия соблюдения прав и свобод человека
— разделение властей

Суждения о политических режимах. Пример задания

Выберите вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме глас­ность яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­но­го аппарата.
2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме власть раз­де­ле­на на законодательную, испол­ни­тель­ную и судебную.
3) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий запрещена.
4) В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, при де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме су­ще­ству­ет право вла­сти на взи­ма­ние на­ло­гов и сборов.
5) При де­мо­кра­ти­че­ском режиме, в от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, су­ще­ству­ет право вла­сти на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

Правильный ответ: 12

Выберите вер­ные суж­де­ния об ав­то­ри­тар­ном по­ли­ти­че­ском режиме.
1) Ав­то­ри­тар­ный режим все­гда уста­нав­ли­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те на­силь­ствен­но­го за­хва­та по­ли­ти­че­ской власти.
2) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме не со­блю­да­ют­ся или су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют­ся по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды граждан.
3) Ав­то­ри­тар­ный режим может су­ще­ство­вать в го­су­дар­ствах как с монархической, так и с рес­пуб­ли­кан­ской фор­ма­ми правления.
4) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме оп­по­зи­ция под­вер­га­ет­ся огра­ни­че­ни­ям и пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны дей­ству­ю­щей власти.
5) Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы впер­вые по­яв­ля­ют­ся в XX веке.

Правильный ответ: 234

Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры отбора правящих элит и политических лидеров.
2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека.
4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

Правильный ответ: 123