Иерусалим храмы

Антихрист после восстановления храма Соломона

Антихрист придет после того, как построят храм Соломона, но для этого нужно будет разрушить мечеть Омара.
«Старец Паисий Святогорец о всемирной войне говорил: «Сегодня читать пророчества – как читать газету: так все ясно написано. Помысел мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направится в Месопотамию.
Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, так как разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте.
В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причем на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан.
Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют, и поведут себя с безстыдством и гордостью, и постараются управлять Европой… «
И ещё:
«Именно под знаменем всеобщей борьбы за «мир и безопасность» была совершена агрессия против Ирака – противника Израиля и главного защитника интересов арабов в ближневосточном регионе. Это позволит в дальнейшем сделать Иерусалим столицей Израиля, и построить на месте имеющих быть разрушенными мусульманских мечетей Иерусалимский храм, где и воссядет иудейский Мошиах (мессия) – антихрист. По предсказаниям, после всемирной войны Иерусалим будет объявлен городом «мирного урегулирования» и столицей мира.
Общий замысел мировой закулисы заключается в тотальной дестабилизации так называемого «большого Ближнего Востока» . Сионисты и масоны хотят организовать Третью мировую войну, что позволит окончательно упразднить национально-государственные суверенитеты и политически оформить «всемирное управление» – создать сверхгосударство под управлением Мирового правительства, которое по прошествии еще некоторого времени возглавит всемирный президент – антихрист». (с)
На самом деле И те и другие ждут своего пророка.
Внутри купола находится часть скалы, с которой, по преданию, пророк Мухаммад совершил мирадж — «прыжок в небо».
В Куполе Скалы хранится отпечаток стопы Мухаммада и три его волоска. Строение справа, эдакая беседка есть жертвенник. Видимо там барашку секир башка делают.
Архангел Гавриил (Джабрил) разбудил пророка ночью в Мекке и Пророк Мухаммад перенесся на крылатом коне Аль-Бураке (Молния) в Иерусалим, где молился в мечети Аль-Акса и затем с места, на котором стоит Купол Скалы, поднялся по лестнице на небеса и предстал перед Аллахом и получил завет мусульманской веры.(с)
Считается, что эта скала и является Камнем Основания или Краеугольным камнем на Храмовой горе, над которой располагалась Святая святых Иерусалимского храма, т.е. краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира

Бывали ли вы у «Стены Плача» в Иерусалиме? Этот фрагмент стены иудейского Храма, разрушенного римлянами более 2000 лет назад, привлекает евреев и паломников со всего мира. Люди приходят сюда, чтобы оплакать невосполнимую потерю святого Храма.

Что же на самом деле оплакивают эти люди? И о чем просят ту невидимую Высшую Силу, которая скрывается за куском каменной стены, оставшейся от иудейской святыни?

Два прекрасных Храма

А когда-то на Храмовой горе в Иерусалиме возвышался прекрасный сначала Первый, а затем Второй Храм. Известный историк Иосиф Флавий, живший во времена существования Второго Храма и видевший его своими глазами описывал его так. «В Храме все настолько восхитительно, что при виде его радовались сердце и душа. Он был покрыт со всех сторон листами из золота и поэтому блистал очень ярко, ослепляя подобно солнечным лучам».

Согласно архитектурному плану Храм состоял из двух помещений: внутреннее, самое Святое, и внешнее. В Святая Святых находился Ковчег Завета, на котором были высечены 10 Заповедей. После разрушения Первого Храма он бесследно исчез.

Первый Храм, как всем известно, был возведен во времена правления мудрейшего царя Соломона около тысячи лет до нашей эры. Простояв почти 400 лет, он был уничтожен Навуходоносором, царем Вавилона. Жители Иерусалима попали к нему в плен, многие были убиты.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, был освящен Второй Храм. Это возвращение евреев на свою землю известно из истории праздника Пурим. Второй Храм был немного меньше в размерах и не так красив, как первый. К началу нашей эры Храм был расширен и перестроен. Его вновь освятили почти перед самым разрушением, в 68 году.

Второй иерусалимский Храм был осажден императором Титом весной семидесятого года нашей эры. 5 месяцев длилась осада Святого Города. Храм пал, когда подожгли его ворота.

Оба Иерусалимских храма исчезли с лица земли в один и тот же день — девятого ава.

Иудеи ушли в самое длительное изгнание. Еврейские праведники оплакивали павшую Святыню. Только один праведник, рабби Акива, смеялся. Он объяснил свое отношение к такому печальному событию тем, что теперь он уверен в предсказании пророков о том, что начнется смешение душ и мы придем к окончательному исправлению.

Духовное назначение иудейского Храма

Храм иудеев являлся прототипом серьезного государственного учреждения. Из него велось руководство всей экономической, культурной и образовательной жизнью народа.

В Храме служили коэны и левиты, которые и управляли жителями страны. Регулярно заседал Синедрион — что-то вроде современной академии, где собирались мудрецы и издавали справедливые законы. Левиты ездили по стране, обучали людей грамоте.

Служители Храма заготавливали впрок продукты, дрова, для того, чтобы в холодные зимы и в неурожайные годы люди могли согреться и поесть. У Храма были свои склады, в его подчинении находились специальные города-убежища, в которых скрывались от мести нечаянно убившие кого-то люди.

Каждый житель страны сдавал десятую часть своего дохода служителям Храма. Эти деньги использовались для поддержания Храмовой службы, а также для многих народных потребностей: помощи бедным, строительства дорог и т.д. В Храм регулярно приносились жертвы в виде урожая или скота.

Все происходящее в Храме было не случайно, а подчинялось строгим духовным законам. Например, люди, которые приносили жертвы, или отдавали десятую часть своего дохода, при этом физическом действии возвышались. Они окунались в атмосферу взаимной отдачи и любви, царившей в Храме.

C утра до вечера в Храме были организованы обучающие курсы, на которых учили прихожан духовным законам. Пища, приносимая в жертву, съедалась всеми гостями на особенных трапезах, во время которых продолжалось духовное возвышение участников застолья. Мужчины и женщины обучались по отдельным программам и находились в разных помещениях.

В целом Храм иудеев предназначался для того, чтобы воспитывать и поддерживать в народе справедливость и любовь к ближнему. Все физические действия, о которых мы читаем в Святых Книгах, подразумевали под собой духовные корни.

И как только все эти духовные идеалы были попраны, не было основания существовать и самим каменным Храмам, поэтому они и были разрушены.

Еврейские мудрецы говорят, что Первый Храм был разрушен из-за поклонения идолам, а Второй Храм — из-за беспричинной ненависти, возникшей внутри народа.

Третий Храм

Как и было предсказано еврейскими пророками, народ Торы после разрушения Второго Храма вышел в самое последнее и длительное изгнание и упал с того высокого духовного уровня, на котором находился. Но этими же пророками предречено, что в наши времена изгнание закончится и иудеи вновь поднимутся на высокую ступень духовности. Но теперь уже не одни. После длительного скитания по чужим странам и смешения с другими народами не только на физическом уровне, но и на уровне душ, еврейский народ придет к окончательному исправлению вместе со всеми народами мира. И только после того, как сердца всех людей на земле объединятся в любви и согласии, наступит время Третьего Храма. Этот самый прекраснейший Храм будет выстроен в сердцах людей.

Видимо, о таком будущем мечтают собравшиеся у Стены Плача люди. О том, как в новом, прекрасном мире этот возрожденный Храм станет символом огромной любви и счастья.

Ривка Гольдес

Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – иерусалимский храм, расположенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Ежегодно в субботу, накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. Храм разделен между шестью христианскими конфессиями.

История

Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г.

При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера.

Во времена императора Константина Великого и его матери св. Елены христианство стало государственной религией.

В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».

По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).

На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня.

Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господнем, базилику (Мартириум) обращенную алтарем в сторону Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа.

Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.

В 614 г. часть строений Храма Гроба Господня была повреждена огнем во время штурма Иерусалима войсками персидского царя Хосрова, который захватил св. Крест.

В последующие годы Храм был восстановлен на средства императора Ираклия и жены царя Хозрова, христианки Марии.

В 629 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил св. Крест.

В 636 г. Иерусалим захватил халиф Умар ибн Хаттаб, однако богослужения в Храме Гроба Господня не прерывались, что подтверждалось грамотой, выданной халифом Иерусалимскому патриарху.

В сентябре 1009 г. фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал разрушить Храм, в результате чего была повреждена базилика и уничтожена гробница, которую нашли при Константине.

В 1048 г. Храм Гроба Господня был вновь отстроен императором Константином Мономахом, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до предшествующего Храма.

В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были восстановлены опоры ротонды, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».
Были также возведены новые сооружения: пятиярусная колокольня и Католикон, примкнувшие с востока к ротонде.

После захвата Иерусалима Саладином в 1187 г. Храм Гроба Господня не пострадал, а христианским паломникам было разрешено его посещение в соответствии с договором между Саладином и Ричардом Львиное Сердце.

Храм Гроба Господня был частично поврежден во время землетрясения 1545 г.

В 1808 г. в Храме вспыхнул пожар, уничтоживший деревянный шатер над Анастасисом и повредивший Кувуклию. Причина пожара осталась предметом спора различных христианских конфессий, обвинявших друг друга в захвате святыни.

В 1860-х гг. был сооружён полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого.

В результате землетрясения 1927 г. были повреждены Кувуклия и купол Католикона. Кувуклия была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками, а купол восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых.

В таком виде здание существует и сейчас.

Структура и современный статус

Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (кафедральный собор Иерусалимской православной Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (с 23 до 3 часов ночи), армяне (с 3 до 6 часова утра), затем католики (с 6 часов утра до 9).

Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Устройство храма

Главный вход

Фасад храма со стороны входа (т.е. с юга) – образец романской архитектуры XII века. В сдвоенных люнетах портала первоначально находились мраморные барельефы Входа Господня в Иерусалим и Погребения Спасителя, затем переданные в Музей Рокфеллера в Иерусалиме. Справа перед входом в храм (правая дверь была заложена при Салах-ад-Дине) — деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д’Обинье, сопровождавшего германского императора Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 году.

Колонна Святого Огня

Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь.

В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской.

Камень помазания

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в 1990 году В. Цоцонисом. Над Камнем — 8 лампад (4 — православные, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Кувуклия

Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии — русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти. В 2004 году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника. Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера Гроба Господня

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году. Максим Симеос, последним видевший в 1810 году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года.

Часовня Главы

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.

Триумфальная арка

Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, названной в память о восстанавливавшем в 1048 году храм Восточно-Римском императоре Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав – России и Греции.

Храм Воскресения Господня (Кафоликон)

Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения. Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73, 12), но это сооружение появилось в храме не ранее 1810 года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в 1994 году.


Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского, у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Подземные храмы

Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале XX века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол» . В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся. Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна». В 1970 году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 году.

Голгофа

Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня — церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа. Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая — со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).

Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в 1588 году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.

Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы, иначе известный как придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого. Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.

Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.

По материалам azbyka.ru

Урок по ОРКСЭ » Священные сооружения иудаизма и христианства»

Тема

«Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы».

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

1.Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, их назначении и устройстве.

2.Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

3.Познакомить с внутренним устройством синагоги и храма и правилами поведения в них;

4.Формировать навыки смыслового чтения, развивать речь.

5.Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

6.Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур.

7.Прививать уважительное отношение к людям, носителям разных культур и религий

8.Развивать интерес к культуре разных народов.

Планируемые результаты

Предметные

1.Знать предназначение священных сооружений.

2.Понимать необходимость священных сооружений для любой религии.

3.Понимать значение понятий: синагога, менора, церковь, алтарь, икона, иконостас, фреска.

Метапредметные

1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

2.Совершенствовать умения в области работы с информацией;

овладение навыками смыслового чтения текстов

3.Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь

совершенствовать умения в области коллективной деятельности, 4.Приходить к общему решению при работе в паре

Личностные

1.Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

2.Проявлять интерес к изучению темы.

3.Формировать умение высказывать своё мнение.

4.Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения

Ресурсы урока:

ПК, мультимедиа, раздаточный материал, учебник, презентация к уроку, интернет.

Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

Актуализация знаний

Ну а сейчас, мы с вами проведем словарный диктант, откройте тетради , напишите на полях дату урока ( 11.12.17)

  1. Притча, в которой Иисус Христос рассказывает своим ученикам о том, что сын потребовал у отца часть своего имущества, растратил все деньги, жил в нищете, вспомнил об отце и вернулся к нему?( «Притча о блудном сыне»)

  2. В какой Священной книге четко прописано, что такое добро, а что есть зло? ( Коран)

  3. Состояние непроходящего покоя и удовлетворенности в буддизме ( нирвана)

  4. Оно 2 века живет, на него жизнь дана, если его желаешь, то его и делай. (добро)

  5. Священные действия, через которые верующие христиане могут духовно прикоснуться к Богу ( Таинства)

  6. Молитва у буддистов (мантра)

А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверим.

1-2 ошибки- 4

3 ошибки-3

4 и более -2

И так, повторяем материал прошлого урока

Что объединяет людей всех религиозных культур? ( Обращение к Богу через молитву).

  • А что такое молитва? (Молитва – путь для общения с Богом, разговор с ним)

Постановка и формулирование проблемы

Обратимся к эпиграфу нашего урока

(Сл. 1)

«И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом»

(из «Повести временных лет»).

— Как вы думаете, о чем говорится в этом эпиграфе и какая здесь главная мысль?

— Не получается ответить на эти вопросы?

Я надеюсь, что вы сможете ответить на эти вопросы в конце урока.

Как вы считаете, если в разных религиях есть священные книги ( какие?), хранители преданий ( кто?), таинства, молитвы, то должны ли существовать места для ритуальных действий?

— Как они будут называться? ( священными)

— Посмотрите на слайд презентации и попытайтесь догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о священных сооружениях христианства и иудаизма)

Сформулирование темы урока.

Запись темы урока на доске:

«Священные сооружения»

Постановка учебных задач

  • Что вы знаете о священных сооружениях?

Что бы вы хотели узнать о них?

Планирование деятельности.

Если обобщить ваши вопросы, то мы получим план нашего урока

  1. для чего нужны священные сооружения;

  2. история появления сооружений;

  3. название сооружений;

  4. особенности строения (внутренние и внешние);

  5. особенности в одежде и поведении людей в священных сооружениях

Что вы видите на слайде? (Храмы различных религиозных культур).

Что называют священным сооружением? ( В них люди молятся Богу и совершают обряды и таинства)

От какого слова может происходить слово «священный»?

Святой (словарь Ожегова) – истинный, величественный и исключительный по важности.

Святилище – священное место, в котором совершается поклонение Богу.

Священное сооружение – сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению, а если объяснить просто, это святое место, в котором люди общаются с богом.

— Священные сооружения могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуалах.

2. Сооружения древности.

Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое.

Какова цель нашего путешествия? Если у нас тема » Священные сооружения» (Познакомиться со священными сооружениями древности).

Рассказ учителя

Самое древнее и загадочное религиозное сооружение находится в Англии и называется Стоунхендж. Оно состоит из огромных камней, находящихся под открытым небом. До сих пор неизвестно их истинное назначение.

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Иногда для этих целей использовали переносной шатер, у древних евреев он назывался скинией, иногда собранные и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находят остатки этих сооружений из камней.

С развитием общества люди стали приходить к единобожию, ( какой народ первый поверил в единого бога?) появились мировые религии и храмы, посвященные им.

А теперь вернемся в будущее и более подробно познакомимся со священными сооружениями традиционных религий России (перечислите их), а конкретно в иудаизме и в христианстве

— В этом нам поможет виртуальная экскурсия, по ходу экскурсии вы будете заполнять сравнительную таблицу на листочках

3. Священные сооружения

Алгоритм ответа учащихся:

  1. Название сооружения.

  2. Внешний вид сооружения.

  3. Внутреннее устройство сооружения.

  4. Правила поведения при посещении священного сооружения.

Б) Священные сооружения иудаизма.

В середине 10 века до н.э., на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос, был построен Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смоли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен.Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен.

Однако, их совместные молитвы не прекратились. Еще раньше, расселившись по разным странам, группы евреев использовали для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» — Синагоги. В отличие от православной церкви и мусульманской мечети, синагога – это не храм, а только помещение для общественной молитвы.

Синагога — еврейский «дом собраний» (молитвы). Священное здание для иудеев. Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш). В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

  1. Внутренний вид

Внутренний вид: шкаф с Торой, бима, парахет, каменные плиты, менора.

Над ковчегом располагается нер тамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно. Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью ЗаповедямиМенора – это светильник с семью свечами

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей. Часто на куполе или на стене синагоги можно увидеть шестиконечную звезду. Она именуется «звездой Давида». Гексаграмма стала еврейским символом совсем недавно, и ее широкое распространение объясняется стремлением евреев найти простой символ для иудаизма и обусловлено не внутренним смыслом, а внешними причинами.

Вы написали название синагога, шкаф с Торой, менора, звезда Давида, парохет, бима

Ребята, мы с вами познакомились с основными понятиями, а сейчас вы узнаете, как себя вести в синагоге.

Выступление учащегося с докладом «Как нужно вести себя в синагоге»

Синагога – это иудейский храм. Обычно в ней радушно принимают каждого, кто зашел внутрь, даже если человек не имеет представления о предписанных правилах поведения.

Одеваться опрятно и не слишком откровенно. Собираясь в храм, откажитесь от мысли надеть шорты, спортивный костюм или слишком короткую юбку. Женщина должна прикрыть волосы платком. В отличие от православных традиций, мужчины тоже должны заходить в синагогу с покрытой головой. Подойдет любой головной убор, но лучше всего еврейская кипа.

Вести себя в синагоге, как и в любом другом храме, надо достойно – не ругаться, не сквернословить, не находиться в состоянии даже легкого алкогольного опьянения, не курить. Не перебивать речи раввина , не говорить громко. Очень маленьких детей лучше на службу не брать, Суббота – особенный день для иудеев, в этот день нельзя работать. Но и говорить о делах тоже запрещено, тем более в синагоге, равно как и совершать любые сделки.

Кто согласен с тем, что Счастье — это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет с Богом, живет по Его заповедям.

Со времени Крещения Руси и принятия Русью Православия, то есть с 988 года начался процесс активного храмового строительства. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
— Как вы думаете, из чего были построены первые церкви: из дерева или камня? Почему вы так решили?

Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, так как в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева. Поэтому благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Потребность в храмах во время становления и расцвета Православия на Руси была огромной, и намного быстрее и легче было построить деревянный храм, чем каменный. В деревянном зодчестве русские мастера достигли совершенства: строили быстро, красиво, без единого гвоздя, все элементы здания скреплялись только деревом.

Це́рковь (от греческого— дом Господа) — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов в православии, католицизме.

Большое внимание уделялось при строительстве церкви купалам. Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя — шлемовидная форма купола.
-Как вы думаете, почему она носит такое название?
Древняя Русь довольно часто подвергалась нападениям со стороны различных племён, кочевых народов, с которыми вынуждена была воевать. Поэтому шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богаты­рях — защитниках Отечества.

Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов -Христа и четырёх евангелистов, семь глав — семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати.

Откройте страницу учебника 31, схема внутреннего устройства

Рассмотрим внутреннее убранство храма. Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлучённые за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой на милость Божию.

Самое священное место в храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостас ставятся иконы – изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата.

Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Алтарь – самое священное место в христианском храме

Икона – изображение Христа и святых

Иконостас – перегородка, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения

Фрески – росписи стен красками. В христианских храмах также используются росписи стен – фрески. Многие фрески изображают библейские сюжеты.

К церкви часто пристраивается колокольня или звонница, на которых находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.

Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви

Учитель:

А теперь ребята послушайте притчу «В храм не пускают».

Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет».

Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:

— Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.

_Почему так сказали этому человеку?

Ребята, а как нужно вести себя в храмах?

Выступление ученика

Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор

Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе

Одним из главных условий молитвы является внимательность. Богослужение в храме нужно сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем.

Мобильный телефон при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим

Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой или фонарём) позволяется только по благословению настоятеля храма, так как тоже сильно отвлекает верующих.

Не стоит приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.

Во время богослужения нужно стоять лицом к алтарю (иконостасу)

Нельзя входить в храм с животными

В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой.

Не стоит делать замечания и ругаться

В храм надевают самое лучшее. На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду.

Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.

Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить в майках и шортах, а также спортивных костюмах

— Наша экскурсия подходит к концу.

Вы знаете, что в центре нашего села расположен молельный дом. В нем проходят воскресные богослужения. Есть еще и 3 мечети, о которых мы поговорим на следующем уроке.

  • Скажите, мы в своем селе видим священные религиозные сооружения разных мировых религий, в Самаре очень много православных храмов, мечетей, есть даже синагога. А могут они сосуществовать рядом? (конечно, могут).

  • А почему так бывает? (где мирно соседствуют люди разных национальностей, разные религии, их храмы не мешают друг другу)

Вы самостоятельно заполняли таблицу, давайте сверим ее с эталоном. На следующем уроке мы продолжим заполнение данной таблицы.

Ключ на слайде

— Какие священные сооружения религий мира мы знаем?

— Почему синагога не считается у иудеев священным сооружением?

— Что общего у всех священных сооружений? ( особо святые места, звучат слова обращения к богу)

— Чем они отличаются? ( архитектурными особенностями, внутрением устройством, правилами поведения)

Учитель обращается к эпиграфу урока «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом» (из «Повести временных лет»).

Учитель:

Ребята, теперь мы готовы с вами ответить на поставленные вопросы.

О чем же говорится в эпиграфе? Какая главная мысль содержится в этих словах?

Ответы учащихся (Здесь говорится о священных сооружениях. На земле нет ничего лучше и удивительнее священных сооружений).

Самостоятельная работа с самопроверкой

Тест

1. Еврейский «дом собраний» — это

А) церковь;

Б) синагога;

В) мечеть.

2. Фрески — это

А) роспись стен;

Б) роспись картин;

В) роспись икон.

3. Икона – это

А) изображение животных;

Б) изображение Христа и святых;

В) изображение сказочных героев.

4. Менора – это

А) светильник;

Б) книга;

В) комната.

Поднимите руки, кому понравилась наша заочная экскурсия и у кого возникло желание побывать в настоящем храме или синагоге, чтобы воочию полюбоваться их красотой.

Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Меня очень заинтересовало…

Мне было сложно понять…

Было неинтересно…

Я бы хотел…

  1. Домашнее задание

  1. Страница 30- 32 учебника (прочитать).

  2. Провести для своих родителей заочную экскурсию в синагогу или храм, используя иллюстрации учебника и свои знания.

  3. Подготовить рисунок по теме урока.

ОЦЕНКИ

А напоследок притча.

Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

— Если на вас с дерева упадёт сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?

Ученик сказал:

— Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:

— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это всё равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путём, будто ничего и не случилось.