Иисус эммануил

Эммануил

  • Экзегетика мессианских текстов Ветхого Завета на примере пророчества Исаии об Эммануиле (Ис. 7:14–16) прот. Димитрий Юревич
  • Эммануил: воплотившийся Сын Божий прот. Димитрий Юревич
  • Пророчество о рождении Эммануила Л.И. Бриллиантов
  • Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Спасителя мира с именем Еммануил, а не Иисус? свящ. Афанасий Гумеров
  • Толкование на книгу пророка Исаии. Глава 7 проф. А.П. Лопухин
  • Толкование на книгу пророка Исаии. Глава 7 свт. Иоанн Златоуст
  • Предсказание пророка Исайи о Деве и Еммануиле митр. Евсевий Никольский
  • Таблица: Имена Божии

Эммануи́л (евр. – с нами Бог) – 1) Одно из пророческих имён Господа Иисуса Христа, объясняющее в общих чертах смысл сошествия в мир и вочеловечивания Сына Божия, буквально означающее: «С нами Бог»; 2) иконографический образ Господа Иисуса Христа, представляющий Его в возрасте Отрока, отмеченного печатью владычества, совершенства и духовной зрелости.

Пророческое имя богочеловека Иисуса Христа Эммануил, употреблено в пророчестве Исаии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис.7:14). В последующей главе Исаия говорит и о других пророческих именах Спасителя «и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Как имя Эммануил, так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы.

Мессианское приложение этого пророчества даётся в Евангелии Матфея (Мф.1:20-23).

Эммануилом именуется также иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: «Богоматерь Знамение», «Собор архангелов» и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствует тема предвечного существования Христа и поклонения Жертве.

***

Почему утверждается, что имя «Еммануил» является именем Искупителя, если Его с младенчества звали Иисусом?

Имя Иисус было дано Богомладенцу в соотвествии с Божественным волеизъявлением, озвученном ангелом Деве Марии (Лк.1:31), а затем Иосифу (Мф.1:21). Оно указывало на Него как на Спасителя (Мф.1:21). Это имя являлось и является собственным именем Мессии.

В свою очередь имя «Еммануил», как имя грядущего Мессии, было озвучено ветхозаветным пророком Исаией задолго до воплощения Сына Божьего, в пророчестве о Рождестве Христа от Девы: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Это имя, по своему внутреннему значению («с нами Бог») указывало на Божественное достоинство Христа.

В качестве имени Божия оно употреблено в Книге пророка Исаии, где говорится о земле Еммануила (Ис.8:8)). Стало быть, и в православной богословской литературе, и в православной иконографии это имя употребляется по праву.

***

В чём состоит значимость утверждения в Православной Церкви иконографического образа Спас Еммануил?

В первую очередь иконографический образ Спас Эммануил соотносится с пророчеством Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис.7:14).

На рубеже Ветхого и Нового Заветов это пророчество было приведено Ангелом Иосифу: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус… А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:21-23).

Стало быть, в этой связи образ Спаса Эммануила опровергает мнение не уверовавших иудеев и подтверждает, что Глава Церкви, Господь Иисус Христос, — Тот Самый Мессия, о Пришествии Которого Бог сообщал на протяжении всего Ветхозаветного периода.

Помимо этого образ Еммануила подчеркивает реальность соединения во Христе двух природ: Божественной и человеческой. С одной стороны, икона подтверждает, что Христос, будучи Младенцем, был вместе с тем и Истинным Богом, Царем Неба и земли. В этом отношении икона разоблачает ересь Нестория, осужденного на III Вселенском Соборе, утверждавшего, что Дева Мария не есть Богородица, ибо Она родила не Бога, а обыкновенного человека, с которым Сын Божий соединился посредством благодатной духовно-нравственной связи.

С другой стороны, образ Еммануила воспроизводит истину о реальности вочеловечивания Сына Божия, опровергая ересь докетов, силившихся доказать, что Сын Божий в действительности не был Человеком, а лишь призрачно представал перед людьми в человеческом облике. Икона ясно показывает, что Христос жил и взрослел как действительный Человек.

Это было воскресным вечером, и это был первый день недели для всех жителей Израиля. Клеопа со своим другом направлялись в Эммау́с, деревню, расположенную приблизительно в одиннадцати километрах от Иерусалима. Это воскресенье войдет в историю как тот великий славный день, когда распятый Сын Божий воскрес из мертвых. Только для этих двух он казался одним из самых мрачных дней за всю их жизнь. Они – одни из тех, которые больше трех лет назад оставили свои дома и семьи, чтобы стать посвящёнными учениками Иисуса из Назарета. Многие в Израиле видели в Нем чудотворца, а для других Он действительно был истинным пророком. Но для этих двух Он был кем-то большим. Все эти годи они верили и таили в сердце надежду, что именно Он и есть тот долгожданный Мессия, о котором пророчествовали все пророки Израиля. Не было у них никаких сомнений. Для них Он – Тот, который освободит Израиль от угнетающих его языческих империй и вернет ему былую славу.

Но события прошедшей недели разрушили всякую веру, которую они имели в Нем. И вот они возвращаются из Иерусалима, из того же самого города, где все это произошло. Они были подавленными, грустными и лишёнными всякой веры и надежды. Будущее для них выглядело мрачным и даже страшным. Если с Ним так поступили, то что же с ними будет теперь?! Как Бог мог допустить такое унижение и позор такого праведника пред грешниками. Предательский поступок, который совершил один из бывших вместе с ними все эти годы, изуверское издевательство над Ним лицемерными религиозными вождями, избиение Его жестокими римскими солдатами, зверское распятие на кресте, Его смерть… Вот уже третий день, как все это произошло. А сегодня утром странное сообщение от других учеников, что тела Его не стало в гробнице, где Его положили три дня назад, казалось, только усилило их недоумение. Вот обо всем этом они горячо рассуждали, возвращаясь из Иерусалима в свой дом в Эммаус, когда Сам Воскресший Иисус явился им. Если бы они могли поднять свои опущенные скорбящие глаза, то заметили бы Его сияющее прославленное лицо и, может быть, сразу узнали бы Его, и исчезло бы всякое недоумение и сомнение. Но глубокое их разочарование и подавленное настроение затмило их взоры. Дальше своего горя они ничего не могли видеть. Они не узнали Его. А Он, хотя Его не замечали, некоторое время шел с ними, молча прислушиваясь ко всему, о чем они рассуждали, каждый раз удивляясь их безверию и неспособности принять то, о чем Он многократно говорил им. Наконец, не дожидаясь, пока они сами прозреют, Он заговорил с ними, перебив их наполненный неверием разговор.

«О чем это вы толкуете друг с другом, путники?» — Неожиданное вторжение странного Путника в их горячий разговор заставил их обоих остановиться и взглянуть на Него. А Он не мог не обращать внимание на глубокую печаль на их лицах.

«Ты, наверное, единственный из пришедших в Иерусалим не знаешь о том, что произошло там в эти дни?» — ответил Ему Клеопа.

«О чём именно?» — спросил Иисус.

«Да о том, что произошло с Иисусом Назарянином, Который был пророком, сильным в деле и слове перед Богом и перед всем народом. О том, как первосвященники и начальники наши предали Его римлянам, чтобы приговорить к смерти, и распяли Его. А мы надеялись, что Он есть Тот, Кто должен был освободить Израиль…»

«Неужели не можете понять? Так трудно вам поверить тому, что сказали пророки?… Не это ли должен был претерпеть Мессия, прежде чем войти в славу Свою?…» — Так начал свою речь неизвестный Путник. Каждое слово Его было, как огонь, который согревал их сердца. Чем больше Он говорил, тем больше они ощущали неведомую им ранее надежду, любовь и веру. Сердце наполнялось радостью неподдельной, и куда-то исчезала вся та грусть, неверие и ощущение горя, которым оно было оковано.

Тем временем приблизились они к селению, в которое шли. Иисус сделал вид, что хочет идти дальше. Но они удерживали Его. «Останься с нами, — просили они, — наступает вечер, день уже на исходе».

Вместе с ними Он вошел в дом, чтобы остаться.

«Оказавшись с ними за столом, взял Он хлеб, возблагодарил Бога за него и, преломляя, подавал им. И тогда открылись у них глаза, и они узнали Его, но в этот миг Он стал невидим для них» (Евангелие от Луки 24:28-31).

Он стал невидим для них, но они уже были другими людьми. Как хорошо, что они уговорили Его остаться. И как чудно, что Он принял их просьбу и остался с ними.

Воскресший Господь и сейчас приближается ко всем отчаянным, потерявшим надежду и разочарованным в жизни спутникам.

Сегодня, как никогда, «наступает вечер, и день уже на исходе». Каждый Новый год приближает человечество к концу времени. Тьма сгущается над народами. Как предсказал Господь, беззаконие растет, и оттого охладеет во многих любовь (Матфей 24:12).

Но Его слова продолжают согревать и наполнять любовью сердца всех, кто готов услышать Его. Он источник надежды для отчаявшихся путников. Он готов войти в дом каждого, кто Его пригласит, и примет участие в жизни того, кто найдет время в своей жизни для Него. Он будет с тобой во всех жизненных путях и направит тебя по пути Истины. И даже тогда, когда кажется невидимым, Он никогда не оставляет тех, кто открывает двери своего сердца для Него.

Больше всех жизненных сует, главнее всех бесконечных желаний человеческих, громче всякого крика ненасытной души, пусть твоя молитва к Нему звучит:

…Останься со мной, Господи, потому что день уже склонился к вечеру!

Ведь именно для этого Он пришел в мир – чтобы стать надежным и незаменимым спутником человека в жизни и в смерти. Он драгоценный Божий дар для людей в этом мрачном мире. Он Свет, что прогоняет нашу тьму, Хлеб, который насыщает каждого, принимающего Его. Он – надежда Славы. Он Эммануэль – с нами Бог!

Возлюбленные, если вы благословлены читая эту и другие публикации на этом блоге, то поделитесь ей в соцсетях. Этим вы вдохновите других и поможете распространять Истину Слова Божьего и христианские ценности среди большего числа людей! Вместе мы исполним великое поручение Иисуса Христа!

Вы можете также подписаться на блог (в правом нижнем углу экрана введите свой email и нажмите «подписаться»), чтобы регулярно следить за новыми публикациями!

Будьте благословлены!

Поділитися цим:

Эммануил Виторган и Алла Балтер: «Я не могу без тебя дышать…»


Когда без любимой невозможно дышать. / Фото: www.games-of-thrones.ru

Только встретив ее, он узнал, что такое настоящая любовь. Эммануила Виторгана и Аллу Балтер часто называли самой красивой театральной парой Советского Союза. Вот только за свою любовь и счастье им пришлось заплатить страшную цену.

«Вестсайдская история»


Виторган и Балтер вместе на сцене. / Фото: www.kino-teatr.ru

Эммануил впервые увидел красивую и невероятно талантливую молодую актрису в спектакле «Три мушкетера» в роли Миледи. Он был очарован ею. Не ее игрой, не красотой, а цельностью её натуры. «Она была невероятно красива, пластична, замечательно сложена и потрясающе пела, — удивительно, что я не видел ее раньше, хоть и бывал довольно часто на спектаклях ее театра», — вспоминал позже Витогран.
А потом им довелось играть влюбленных в мюзикле Георгия Товстоногова «Вестсайдская история». Это определило ход всей их дальнейшей жизни. Они подолгу репетировали вместе, увлеченно играя в любовь. И настал тот момент, когда обоим стало понятно, что они не играют в любовь. Они любят.

Эммануил Виторган с первой женой Тамарой Румянцевой. / Фото: www.games-of-thrones.ru

Виторган к этому времени уже давно был женат на Тамаре Румянцевой, считал, что у них с супругой почти идеальная семья. Они не ссорились, вместе воспитывали маленькую Ксению. Все изменилось с появлением в театре Аллочки, при появлении которой Эммануил просто переставал дышать.

Алла Балтер. / Фото: www.games-of-thrones.ru

По иронии судьбы мужа актрисы звали тоже Эммануил, это был вратарь футбольного клуба «Таврия» Анброх. Но Виторган полностью завладел ее сердцем. На сцене и за кулисами жила любовь. Эммануил Виторган не сомневался — это и есть то самое настоящее чувство. Когда без любимого человека невозможно дышать. Он не мог наглядеться на свою любимую, не мог жить, не видя ее.

Счастье, построенное на несчастье


Эммануил Виторган и Алла Балтер. / Фото: www.material.ru

Алла и Эммануил разрушили предыдущие браки, чтобы создать свою семью. Они оба всегда переживали, что дочь Виторгана осталась без папиных забот. Ксения так и не простила своего отца за это предательство. Но что было делать с теми чувствами, которые не давали им жить в разлуке? Даже людское осуждение мало трогало их. Видели, чувствовали, слышали они только друг друга и свои сердца.

Алла Балтер и ее сын Максим Виторган. / Фото: www.games-of-thrones.ru

Они прожили вместе четыре года прежде, чем стать мужем и женой. Они переехали они в Москву и стали работать сначала в театре Станиславского, а затем в театре Маяковского. Потом у Эммануила и Аллы родился Максим, и лишь после этого они расписались. Свадьба была очень тихой, из гостей только Наташа Варлей и Василий Бочкарев, которые и были свидетелями их бракосочетания.

Любовь начало всех начал


Эммануил Виторган и Алла Балтер. / Фото: www.vokrug.tv

Алла и Эммануил были счастливы. Они оба понимали, что семья – это постоянный труд. Волей-неволей каждому из них приходилось идти на какие-то компромиссы, чтобы добиться полной гармонии в семье. Очень долго они жили в общежитии, в крохотной комнатке, перегороженной шкафами. За этой импровизированной перегородкой стояла кроватка сына. Когда Виторгану исполнилось 40 лет, его терпение лопнуло, и он потребовал для себя и своей семьи жильё. Им наконец-то дали отдельную квартиру. Теперь любимая Эммы могла понежиться в ванной. А сам он радовался, что смог добиться такой маленькой, но такой важной победы для семьи.

Виторган с любимой супругой на отдыхе. / Фото: www.fenixclub.com

Говорят, что в паре всегда один любит, а другой позволяет себя любить. Но в семье Аллы и Эммануила этот закон не действовал. Они оба любили. Наверное, поэтому Эмма никогда не считал позорным сварить борщ или помыть посуду. Он точно знал, что его красавица-жена достойна играть на сцене особ королевских кровей, а не крестьянок с натруженными руками. А еще умел делать такие подарки, которые запоминались на всю жизнь. Как-то в Варне Виторган увидел яхту под алыми парусами, договорился в местном яхтклубе и в день рождения Аллы устроил ей морскую прогулку.


Эммануил Виторган, Алла Балтер, их сын Максим. / Фото: www.kino-teatr.org

Алла со своей стороны всегда поддерживала мужа. Когда ему было особенно тяжело из-за невостребованности, она утешала его и пророчила в будущем большую популярность и множество поклонниц. Ее пророчества сбылись довольно быстро. Она ревновала его к бесчисленным поклонницам, но устраивать из-за этого сцены считала неправильным. Она была очень мудрой, его любимая Аллочка.

Победа и поражение


Она вымолила ему жизнь. / Фото: www.family-values.ru

Когда у Виторгана диагностировали рак легкого, Балтер приложила все усилия, чтобы победить его болезнь. Она возила его к лучшим врачам, всегда сопровождала на сложные процедуры. Она каждый день входила в его палату с улыбкой, твердо уверенная в том, что он обязан жить. И она смогла победить эту страшную болезнь мужа. Алла выпросила, вымолила его жизнь. Она вдохнула в него жизнь, вырвав у когтистых лап смерти.
А через несколько лет она сама заболела, у нее диагностировали рак позвоночника. Алла старалась никому не показывать свою слабость и немощность. Одевала жесткий корсет и шла в театр на спектакль, превозмогая невероятную боль и слабость. Когда она вышла на театральные подмостки в последний раз, коллеги фактически носили ее по сцене на руках, настолько она была слаба.

Алла Батлер хотела остаться в памяти людей молодой и веселой. / Фото: www.kino-teatr.ru

Потом были больницы, сбор денег на операцию. Ее любимый Эммануил делал все для спасения жены. Но слишком страшной была болезнь. Когда 13 июля 2000 года Виторгану позвонили и сказали, что речь идет о последних минутах ее жизни, он тут же примчался в больницу. Они провели весь день в разговорах и воспоминаниях. А ночью Аллочка ушла. На могиле Аллы Балтер стоит только дата ее смерти. Она хотела остаться в памяти людей молодой и веселой.

Он всегда помнит о своей Аллочке. / Фото: www.bskltd.ru

Актер очень тяжело переживал смерть супруги. Он не мог понять, почему она оставила его. Он искал в толпе ее лицо, ждал встречи с ней во сне. Но она не приходила к нему в снах.
Рядом с ним вот уже 15 лет другая женщина, Ирина Млодик, которая вытащила его из депрессии и дала силы жить дальше. Но даже сейчас, через много лет после смерти Аллочки, он не сдерживает слез, вспоминая любимую.


Эммануил Виторган нашел в себе силы жить дальше после смерти любимой, бережно храня свет любви, оставленный ею. Константин Хабенский всегда будет помнить о своей жене, пожертвовавшей жизнью ради рождения их сына.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самые загадочные пророчества Библии: Рождение Еммануила

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

733 год до Рождества Христова. Израильский царь Факей и сирийский правитель Рецин, с которыми Иудея отказалась вступать в союз против Ассирии, идут на Иерусалим, чтобы его разрушить (Иерусалим в то время был столицей Иудейского царства. Израильское же царство было соседним государством к северу от Иудеи. — Прим. ред.) Это сильные враги, и царь иудейский Ахаз готовится дать им отпор. Но в этот ответственный момент один из царских вельмож, Исаия, говорит ему нечто, по-видимому, совершенно неуместное: ничего не предпринимай и не волнуйся, опасность минует сама собой: «Наблюдай и будь спокоен. Не страшись, и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло… Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется» (Ис 7:4–7).

Ахаза это не убеждает. Тогда Исаия говорит: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены… проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» (Ис 7:9,11). Но Ахаз не желает никаких знамений. Из двух вариантов — довериться слову Божию или последовать своим опасениям — он выбирает второй. И вот тогда Исаия восклицает:

Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. Книга пророка Исаии, глава 7, стихи 13–16

Бартоломе Эстебан Мурильо, «Поклонение Пастухов».

Несмотря на широкую известность, пророчество это очень загадочное, и «загадок» в нем по меньшей мере три.

Первая «загадка»

— это те цели, которые движут пророком Исаией. Ведь он обращается к иудейскому царю Ахазу не с предсказанием будущего. Он предлагает ему знáмение, призванное подтвердить подлинность прежде сказанных слов. Но что же это за знамение, если оно случится только в отдаленном будущем? Вроде бы оно призвано было убедить царя Ахаза в несостоятельности военных инициатив Факея и Рецина — но разве могло оно кого-нибудь в чем-нибудь убедить? Напомним: события, современником которых был Исаия, разворачивались во второй половине VIII века до Рождества Христова. То есть до Рождества оставалось еще 700 с лишним лет, и во времена Исаии оно никак не могло являться «знамением» чего бы то ни было!

Как это объяснить: Святитель Василий Великий обращает внимание на слова Слушайте же, дом Давидов! Ахаз отказался просить знамения у Исаии, объясняет он, поэтому знамение дает уже Сам Господь, и не Ахазу, но всему дому Давидову. Возвещая непорочное Рождество Спасителя мира, Господь показывает иудеям, по слову святителя Василия, «что для рода человеческого не возможно иначе исправление, как только чрез пришествие к людям Бога Слова».

Будущее событие — рождение Мессии в роде царя Давида — должно было «служить доказательством, удостоверением того, что и в настоящий раз дом Давидов не погибнет», — объяснял профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Но оно требовало от Ахаза «всей силы веры в обетования, данные их праотцу, Давиду», которой у царя, очевидно, не было, поэтому это пророчество стало знамением не для него, но для всей ветхозаветной Церкви.

Вторая «загадка»

– связана со словом «Дева». В еврейском подлиннике тут использовано слово hā‘almā, которое не обязательно переводится как «девственница», оно может означать и молодую женщину, что неоднократно подчеркивали иудейские критики христиан.

Как это объяснить: Во-первых, несмотря на многозначность этого слова, в Библии оно всё же почти всегда обозначает именно незамужнюю девицу. В этом смысле девой именуется невеста Исаака Ревекка (Быт 24:43); это слово фигурирует в тех фрагментах Книги Притчей Соломоновых (Притч 30:19), Второзакония (Втор 22:25–27) и Третьей книги Царств (3 Цар 1:3–4), где акцентируется тема невинности.

Во-вторых, семьдесят два толковника, сделавших в конце III — начале II века до Р. Х. знаменитый греческий перевод Библии по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа, перевели еврейское hā‘almā греческим словом Παρθένος, которое уже однозначно переводится как Дева. Для Церкви, принимающей этот перевод (получивший название Септуагинта) как вдохновленный Богом, это важный аргумент.

Ну, а главное — и на это указывали многие святые отцы — сам смысл знáмения (то есть знаменательного события) теряется, если hā‘almā понимать в значении «молодая женщина». «Удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока?» — восклицает Василий Великий. Ему вторит Иоанн Златоуст: «Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно… превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным… Если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?»

Третья «загадка»

— это имя Младенца. Пророк называет Его Еммануилом — но тогда при чем тут Иисус из Назарета?

Как это объяснить: «Еммануил» по-еврейски значит «с нами Бог», и это очень точно описывает то, что случилось в момент рождения Господа Иисуса: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Бог пришел на землю и жил с нами. Таким образом, объясняет архимандрит Иов (Гумеров), в пророчестве Исаии предсказано не собственное имя Спасителя, а нечто гораздо более существенное — то, что Спасителем станет Сам Бог, Который воплотится и будет присутствовать в мире среди людей.

Он будет и Бог, и человек — но человек обóженный, с самого рождения избравший доброе и отвергший злое. Именно так все святые отцы объясняют не вполне ясные в русском переводе слова пророчества Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7:15).

Чем важно это пророчество: Этот фрагмент из книги пророка Исаии — один из самых известных и важных в Библии. Ведь речь в нем идет не только о Рождестве Иисуса Христа от Пречистой Девы Марии, но и о том, что Христос будет одновременно и человеком, и Богом.

Где еще можно услышать слова пророчества: Пророчество о рождении Еммануила от Девы цитируется в Евангелии от Матфея: эти слова слышит во сне от Ангела праведный Иосиф, обрученный с Пресвятой Богородицей, и убеждается в непорочном зачатии Младенца (Мф 1:22, 23). Кроме того, оно входит в состав чтений из Ветхого Завета (паремий), которые звучат в храме в день накануне Рождества Христова (на службе шестого часа) и в сам праздник Рождества (на вечерне). Также этот фрагмент книги пророка Исаии читают в пятницу второй седмицы Великого поста на службе шестого часа.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева