Икона георгию победоносцу, фото

Икона Георгия Победоносца – образ, который сложно не узнать среди других иконографических произведений. Лик преподобного можно встретить не только в храмах, но даже на монетах или флагах. За что же так любят святого великомученика русские православные? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо начать с истоков.

Описание святого образа

Для полного понимая смысла иконографической композиции следует обратиться к житию страстотерпца. Георгий Победоносец появился на свет в конце III столетия и был уроженцем палестинского города Лидда (нынешний Лод, Израиль). Отец его исповедовал учение Христа, за что был жестоко казнен, а беременная мать бежала в Палестину. Там она родила сына, которому позже дала хорошее образование.

Икона Георгия Победоносца

Мальчик рос крепким и сильным, а также отличался острым умом. Все эти качества послужили ему пропуском в императорскую армию, где будущий святой несколько лет нес воинскую службу. Когда под предводительством Диоклетиана начались гонения на христиан, Георгий попытался переубедить императора, чтобы властитель принял христианство. Однако будучи ярым язычником, тот остался непреклонен, а вместо этого посоветовал воину пересмотреть свои взгляды на жизнь. Когда солдат отказался, жестокий тиран приказал пытать его, пока он не отречется от Христа. Но даже во время страшных мучений страстотерпец не предал Господа. Изощренные пытки длились неделю, а после Георгия Победоносца казнили отсечением головы.

За крепкую веру, стойкость и преданность Богу великомученика возвели в святые. С тех пор его изображают в виде всадника на белоснежном скакуне, разящего острым копьем ползучего гада. Это самый распространенный образ, символизирующий победу над злом. Также существуют иконы, где преподобный держит крест или восседает на троне. Его лик можно встретить на флаге Москвы, так как Георгий Победоносец является покровителем российской столицы.

К сожалению, местонахождение оригинального чудотворного образа до сих пор неизвестно. Последние упоминания о нем датируются 1649 годом. Согласно древней рукописи, святой лик принадлежал Владычной женской обители. Размеры его были 75х75 см, оклад украшен золотом и серебром, а также инкрустирован драгоценными камнями. Снизу к ризе был присоединен подсвечник. Легенды гласят, что свеча, стоявшая перед иконой страстотерпца, самопроизвольно зажглась накануне набега монголо-татарского ига.

Несмотря на то что оригинал был утерян, сохранилось несколько копий. Самая известная хранится во Владычном монастыре и время от времени мироточит. Остальные списки принадлежат:

  • храму Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках;
  • Георгиевскому собору Одинцовского благочиния;
  • церкви Св. Георгия в пос. Монино;
  • храму, возведенному во имя страстотерпца в Подмосковье.

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, АфиныСв. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе СинайИкона. 1130-1140 гг. Москва

Чествуют чудотворную икону несколько раз в году:

  • 6 мая;
  • 16 и 23 ноября;
  • 9 декабря.

Значение иконы Георгия Победоносца

Образ пресвятого великомученика имеет огромное значение для православных христиан. В некоторых странах страстотерпец стоит на втором месте после Божией Матери. Он олицетворяет силу, храбрость и воинскую честь. Это символ несокрушимой победы над врагами, которая возможна только благодаря вере.

Изображение благородного Георгия Победоносца наносят на монеты, флаги, а иногда даже гербы.

Чудотворная икона призвана показать нам, что ничего важнее истинной веры для человека не существует. Простой солдат императорской армии был подвержен жестоким пыткам, однако остался верен Господу Богу. Его преданность Всевышнему была настолько велика, что он отдал за Него жизнь.

Еще при жизни Георгий Победоносец творил чудеса. Он исцелял больных, утешал скорбящих, молился за всех обратившихся к нему, и Создатель никогда не отказывал, даруя Свою милость нуждающимся. Согласно легендам, однажды преподобный спас город от страшного змея, поразив гада острым копьем. Именно этот сюжет и лег в основу знаменитого образа святого.

Видео «Икона Георгия Победоносца»

В этом видеоролике представлено описание образа «Черный Георгий».

В чем помогает икона Георгия Победоносца

Считается, что страстотерпец является покровителем всех, кто так или иначе связан с воинским делом. Он помогает военнослужащим в мирное время, а также защищает их на войне. Однако это не единственный повод, по которому обращаются к великомученику. Часто люди приходят к святому лику, чтобы попросить:

  • защиты от врагов и завистников;
  • разрешения внутрисемейного конфликта;
  • восстановления пошатнувшегося мира между родными или близкими;
  • исцеления от тяжелого недуга;
  • дарования долгожданного счастья материнства;
  • победы над соперником;
  • достижения поставленных целей.

К преподобному взывают абсолютно все: мужчины, женщины, а иногда даже дети. Молиться ему можно не только в храме, но и дома. Чтобы просьба была услышана, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • перед началом ритуала пару минут просто помолчите, чтобы упорядочить мысли;
  • очистите разум, отрешившись от мирских забот;
  • зажгите перед иконой церковную свечку или лампадку;
  • слова произносите вдумчиво, полушепотом или про себя;
  • если вы просите не за себя, а за кого-то из родных или близких, не забудьте упомянуть его имя (желательно, данное при крещении).

Не старайтесь нарисовать в воображении образ святого, так как внимание может рассеяться, а лучше сосредоточьтесь на произносимых словах. Совет автораСвятой образ помогает достигнуть поставленных целей

Молитвы, обращенные к чудотворному образу

Молитвы Георгию Победоносцу обладают невероятной силой и способны творить чудеса. Совершенно неважно, на каком языке будет произноситься текст – русском или церковнославянском. Главное, иметь непоколебимую веру во всемогущество святого.

О помощи в работе

«Святой Георгий, Победоносец и Спаситель. Снизойди ко мне с небес, придай силушки в работе, надели своим духом в неустанной борьбе. Помоги мне осилить тяжбу, что на работе случается, пускай начальство не ругается. Коль суждено быть сокращенным, хочу я быть Христом прощенным. Да будет воля твоя. Аминь».

О защите

«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

На победу в спорте

«О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.

Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триипостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Чествуют чудотворную икону несколько раз в году

Георгий Победоносец был жестоко казнен за веру в Бога, однако, приняв мученическую смерть, стал примером для всех православных христиан. Чудотворный образ страстотерпца – это не только исцеляющая святыня, но также мощный оберег от врагов и дьявольских козней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Икона Георгия Победоносца

При серьёзном изучении икон быстро понимаешь, что не нужно путать житие святых, прославляемых в Восточном Православии, с реальной историей. Хотя процентное соотношение фактов и вымысла варьируется от одного святого к святому, некоторые — полностью вымышлены.

Икона святого, которую мы сегодня обсудим, одна из самых выдающихся, и была известна не только в России, но и во всем допротестантском христианском мире — Святой Георгий Победоносец.

Существовал ли Георгий Победоносец?

Как это ни парадоксально, но Георгий также является одним из самых вымышленных святых. Существовал ли он вообще? Саманта Рич в своей книге “Святой Георгий: герой, мученик и миф» пишет:

Нет такого аспекта жизни Святого Георгия, который был бы неоспорим, будь то место его рождения, род занятий, год его смерти или подробности его пыток.

Это правда, что если мы исследуем все ранние документы, якобы рассказывающие о жизни Георгия, мы обнаружим массу противоречивых несоответствий. И снова, как пишет Рич:

В результате ни один из конкурирующих лагерей не в состоянии предложить по-настоящему убедительное объяснение того, кем был Святой Георгий или действительно ли он вообще существовал.

Что мы действительно знаем, так это то, что церкви были посвящены Георгию с самого начала христианства. И что, как святой мученик, он пользовался большим уважением. Рассказы о нём и его чудесах только умножались в экстравагантности. Так или иначе, Георгий стал известен как военный святой, поэтому его обычно изображают в доспехах.

Его самый популярный образ, конечно же — убийца дракона, как на этой новгородской иконе 1400-х годов:

Икона Святого Георгия. Новгородская школа XV век. 28 x 21,5. Цена: 72 тысячи долларов. Jackson’s. 15.11.11. Лот №223 Источник: jacksonsauction.com

4 типа изображения Георгия

Георгий Победоносец обычно изображается на иконах таким образом:

  1. Стоя без доспехов или оружия, как в Деисусе.
  2. Стоя с доспехами и оружием, как в своих отдельных иконах, так и с другими святыми.
  3. Как истребитель драконов.
  4. Как спаситель мальчика, захваченного мусульманами (этот тип часто сочетается с типом Георгия, как истребителя драконов).

Без доспехов

Вот пример первого типа — панель иконостаса, на которой изображен Георгий в мантии, но без доспехов и оружия. Изображение на этой иконе было обнаружено после удаления слоев краски, чтобы выявить самый ранний слой. Следы наложения всё ещё можно увидеть. Обратите внимание, в частности, на более поздний слой в правом верхнем углу — он содержит имя Святого:

В доспехах, с оружием

Вот пример второго типа. Просто нарисованная икона, изображающая слева трех святых покровителей супружеской верности — Самона, Авива и Гурия, а справа — Георгия в римских доспехах с копьем, пророчицу Анну (ту, что со встречи Христа в храме в младенчестве) и монахиню Евдокию. Иисус, благословляет с облаков над головой.

Убийца дракона

Теперь мы подходим к широко распространенному изображению Георгия как убийцы дракона:

Это очень приятно стилизованная икона, изображающая Георгия, бьющего копьем лежащего дракона. Во дворце справа Король и Королева смотрят на это, как и их спасенная дочь Елисава, стоящая внизу. В верхнем левом углу Христос благословляет с облаков, в то время как ангел спускается, чтобы возложить корону победы на голову Георгия. Это тип икон, в котором Георгию обычно дают его стандартное имя — «Георгий Победоносец».

Это старая знакомая история о драконе, которого нужно было умиротворять — периодически кормить, бросая жребий, кого отдать монстру. Жребий падает на дочь языческого короля, но появляется герой Георгий. Он побеждает и ранит дракона, который в иконической версии затем был привязан и отведён спасенной принцессой в город. Там Георгий говорит населению, что если оно обратится в христианство, то он убьёт дракона, что он и делает после их согласия.

Нетрудно заметить, что то же самое мы находим и в мифологии, и в сказках. Мы можем вспомнить греческую историю о Персее, спасающем принцессу Андромеду от морского чудовища, на глазах у её родителей. И конечно, для прототипов героя-воина в римских доспехах верхом на лошади, поражающего копьем драконоподобное существо, нам не нужно смотреть дальше египетских изображений бога Гора, сражающегося со злым богом Сетом в форме крокодила, как на этом изображении из 300-х годов:

Многие современные восточные православные склонны теперь видеть в иконе «Георгий и дракон» символ победы Добра над Злом или Христианства над язычеством. Но, конечно, до наших дней православные верующие придерживались вполне буквальной интерпретации, в которой настоящий герой Георгий убил настоящего дракона и спас настоящую принцессу. И конечно, есть еще консервативные восточные православные, которые воспринимают икону как историю, точно так же, как они считают, что миру всего несколько тысяч лет. В любом случае, самая ранняя текстовая версия истории «Георгия и дракона» датируется 1100-ми годами.

Давайте взглянем на другой пример этого типа:

Мы видим, что вещи немного перемещаются, и мелкие детали меняются от примера к примеру, но основная концепция остается прежней. Тем не менее, обратите особое внимание на этот пример. Поднятая правая рука Святого Георгия, которая держит копье:

Внимательный исследователь икон заметит, что, помимо копья, на руке также изображены пальцы в положении благословения, употребляемом старообрядцами, и употребляемом ими как знак «истинной веры» в противоположность Государственной Русской Православной Церкви, которая в середине 1600-х годов приняла иное положение для пальцев.

Итак, эта маленькая деталь на руке говорит нам, что художник хотел, чтобы все знали, что это была «старообрядческая» икона. И на самом деле, большинство «традиционных» икон, написанных в стилизованной манере, которые мы находим в 18, 19 и начале 20 веков, были написаны старообрядцами или для них. Государственная церковь переняла западническую и более реалистическую манеру росписи икон, но старообрядцы упорно придерживались стилизованной манеры, столь популярной сегодня среди коллекционеров и любителей икон.

Вот еще один пример Великомученика Георгия Победоносца:

Этот прекрасно нарисованный пример не только включает в себя обычного дракона, но и добавляет четыре сцены из рассказа о мученичестве Георгия.

Спаситель мальчика

Как упоминалось ранее, есть также четвертый тип, изображающий Георгия на белом коне и мальчика, едущего с ним. Этот мотив встречается в основном в греческой иконографии и в регионах, находящихся под ее влиянием, а также на Балканах. Мы можем назвать это мотивом «спасенного мальчика». Вот пример иконы, которая сочетает в себе «спасенного мальчика» с обычной сценой «дракона».

Георгий Победоносец изображен на белом коне, но с ним мальчик. На некоторых примерах мальчик находится под мышкой у Георгия, на других — он сидит на лошади позади. Мальчик обычно держит в одной руке чашку или миску, а в другой — узкогорлый кувшин с носиком. Некоторые примеры также дают ему длинное полотенце через плечо.

Эта история «спасенного мальчика», по-видимому, восходит к 11-му веку. В ранней версии, она рассказывает, что в монастыре Святого Георгия в Пафлагонии, регионе, граничащем с южным побережьем Черного моря, жил красивый мальчик-слуга. Был налет мусульман, которые захватили мальчика. Из-за внешности его оставили в живых и заставили работать слугой вождя.

Желая спастись, мальчик молился Святому Георгию, который пришел однажды ночью, чтобы спасти его, унося его на лошади. В ту же ночь Георгий оставил мальчика там, где он заснул. Проснувшись, он обнаружил, что находится в том же монастыре Святого Георгия, из которого его забрали арабы.

Во второй версии истории мальчик назван в честь Святого Георгия и в 20 лет становится солдатом византийской армии. Затем он идет сражаться с болгарами и другими, вторгающимися с севера. Георгий захвачен болгарами и отдан на службу их королю. Когда наступает канун Дня памяти святого Георгия, мать мальчика молится в церкви Святому Георгию о его освобождении. Святой Георгий появляется как раз в тот момент, когда юноша приносит королю кувшин с горячей водой и полотенце. Святой берет юношу на коня и возвращает его в семью.

В третьей версии мальчик живет в Митилини на греческом острове Лесбос. Сын вдовы (в отличие от второй истории, где у него есть и мать, и отец). В День Святого Георгия мусульмане с Крита уносят его из церкви и отправляют служить Эмиру. Тем временем мать мальчика целый год молилась о его возвращении. Она молится в День святого, когда её сын в то же самое время далеко-далеко собирается подать Эмиру вина. Вдруг появляется святой Георгий на белом коне и отвозит мальчика домой, в Митилену.

Выводы

Итак, разобравшись со всем этим, был ли на самом деле Святой Георгий? Мы знаем, что были ранние церкви, посвященные ему, и надпись, упоминающая его среди святых, еще в 323 году до н. э. Но мы также знаем, что самое раннее описание его жизни полно обычной агиографической сумасбродной чепухи и не может считаться историческим.

Есть различные места, утверждающие, что имеют физические реликвии (то есть кости/части тела) Святого Георгия, но там исторически процветала торговля поддельными реликвиями, так что это ничего не значит.

Всё, что мы можем сказать, это то, что почитание святого по имени Георгий, который считался мучеником, существовало к VI веку. Но когда мы ищем какую-либо определенную или окончательную информацию о деталях в жизни реального человека, то мы не находим ничего, и поэтому Святой Георгий остается, по словам Саманты Рич, «олицетворенной загадкой».

Вряд ли имеет значение, был ли когда-либо настоящий Святой Георгий, потому что не осталось никакой достоверной информации о нем, просто масса экстравагантных, сфабрикованных дел и чудес этого святого, который когда-то был «чрезвычайно популярен» на всем пути от Ближнего Востока до Британских островов, в Северной, Южной Европе и, конечно, во всех греческих и славянских государствах.

Реальное значение Георгия в жизни славянских крестьян было как у мифического героя «Егория Храброго» — воинственного защитника скота от волков и медведей, связанного не только с благополучием лошадей, но и с озеленением травы после зимы и выпасом скота. Святой Георгий стал своего рода Богом природы, как пророк Илия, чья колесница, катящаяся по небу, производила гром. Георгий был, по русским крестьянским преданиям, тем, кто приносит весну.

Видео, в котом т/к ТВ3 рассказывает о Святом Георгии Победоносце:

Святой Георгий Победоносец: кто он и о чем ему молятся

Кем был святой Георгий

Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он воспитан был в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра святая равноапостольная Нина известна тем, что обратила в православную веру Грузию. Именно она установила 23 ноября как день его памяти, который до сих пор является одним из важных праздников в Грузии.
Известна легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки спорят о том. что это был за город). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое рептилеобразное чудовище, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил «змию люту». Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.
Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был особо отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидает мученическая смерть, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю рабов, а затем явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил императора в жестокости и несправедливости. За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Обычно жизнеописания святых подробно излагают, как именно их мучили и казнили, но опустим это. Он был казнен за свою веру во Христа в 304 году, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).
«Георгий Победоносец – святой, которого удивительным образом чтит не только весь христианский мир, но и мусульманский, – сказал корреспонденту «МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. – Он был свидетелем веры – его жизнь и смерть прославляют Христа, и он был мучеником. По-гречески это одно и то же слово – «мартир», потому что свидетель Христов – это человек, который готов пострадать за Христа, за свою веру. В современном языке это слишком разные понятия. Свидетель на суде пришел, посвидетельствовал и ушел. А мученика должны обязательно как-то мучить, в чем мы часто не видим ни свидетельства, ни большого смысла. И нам иногда трудно представить себе, что, когда речь идет о вере, это одно и то же – быть честным свидетелем, как на суде, где нельзя солгать, и быть мучеником».

Святой великомученик Георгий Победоносец — ИКОНЫ

Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса.

Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной).

Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец.

Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу.

Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия.

Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским, например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях».

В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».

Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб.

Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г.

Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва

Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб.

Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва

Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия

Возможно вам также будет интересно — Николай Гумилёв. «Георгий Победоносец». Читает Константин Хабенский

Св. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.

Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон

Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб.

Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция

Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб.

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины

Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва

Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Чудо св.Георгия о змие. Эмаль. XV в. Музей изобразительных искусств, Тбилиси

Икона. XVв. Сванетия. Церковь св. Георгия, Местия, Грузия

«Герой пронзает гада» – русские поэты о святом Георгии Победоносце

Чудо св.Георигия о змие. 60-е годы XV в. Москва. ГТГ, Москва

Дионисий и мастерская. Икона из деисисного чина собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502-1503 гг. Русский музей, Спб.

Св. Георгий на троне. Нач. XVI в. Болгария. Художественная галерея, Пловдив

Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва

Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. ГИМ, Москва

Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII — нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее

Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария

Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIX в. Спасский монастырь, Сидон (Сайда), Ливан

Св. Георгий. Скульптура фасада собора Нотр-Дам в г.Шартре. 1230-1235 гг. Ранняя готика. Франция.

Донателло. Св.Георгий. 1415-1417 гг. Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция

Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Раннее Возрождение. Национальная галерея, Лондон

Рафаэль Санти. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1505г. Лувр, Париж

Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1507г. Скуола ди Сан-Джорджо, Венеция

Альбрехт Дюрер. Св. Георгий. Гравюра. 1508 гг. Северное Возрождение

Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1607-1610 г. Музей Прадо, Мадрид

Владимир Лукич Боровиковский. Св. Георгий, побеждающий змия. Эскиз. Кон. XVIII в. ГТГ, Москва

Михаил Васильевич Нестеров. Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 г. ГТГ, Москва

Кого пронзил копьем Святой Георгий?

6 мая Православная церковь чтит Святого великомученика Георгия Победоносца. Кстати, вот случай, когда святой пользуется огромнейшим уважением у представителей самых разных конфессий, у католиков, англикан, лютеран тоже. И даже мусульмане, чья религиозная концепция прилично отличается от христианской, с почтением относятся к Святому Георгию, разумеется, со своими трактовками и оговорками.
Деяния Георгия Победоносца столь величественны, а подвиги во имя веры и творимые чудеса так значительны, что с моей стороны было бы слишком большой дерзостью пытаться описать их и давать свои жалкие комментарии. Для этого есть куда более сведущие и продвинутые специалисты, например, православные богословы. Я же лишь коснусь пары моментов, связанных со Святым Георгием, показательных, хотя и вполне житейских.
Популярность Георгия Победоносца феноменальна. Сами судите, ему поклоняются в Англии, разместили на гербах Москвы и России, в Грузии непременно поднимается тост за Святого Георгия… Последний момент особенно любопытен. Впервые увидев этот обычай, я, скажем, был несколько удивлен. В славянской традиции как-то не принято выпивать за святого.
А потом подумалось, что Георгий Победоносец так близок людям, что они его воспринимают неоднозначно. То есть, с одной стороны, конечно, это небожитель и помощник Господень, но, с другой, выдающийся человек, который и в земной своей жизни сделал столько великих и героических дел, что память о нем пережила века. Только так можно объяснить, что именем Святого Георгия могут назвать, например, гостиницу. Есть такая, скажем, в Ярославле.
Память о выдающемся человеке и надежда на его поддержку, но уже в статусе святого, кроется и в совершенно отдельном отношение к Георгиевскому Кресту и Георгиевской ленте. Для нашего человека мало найдется символов более священных, согласитесь. Кстати, вот почему георгиевские цвета так раздражают и корежат наших врагов. Просто они действуют как ладан на сами знаете кого.
Еще любопытный момент. Даже если человек не слишком воцерковлен и в храме почти не бывает, но Георгия Победоносца он на иконе признает наверняка. Потому как, того часто изображают на коне, пронзающим копьем… А вот кого? Вообще-то, змия. Хотя многие полагают, что дракона. Какая разница, спросите? Попытаюсь пояснить. Тут вклиниваются подходы геральдики, причем, навеянные с запада. Мол, дракон – это символ положительный, а змий – вражина. Визуально, представьте себе, их различают по лапкам.
У змия таковых 4, а у дракона, кто бы мог подумать, 2. Но внешне они, конечно, прилично похожи. И русский человек, не склонный различать оттенки серого, смешивает эти два понятия в одно. Для него, что дракон, что змий – нечисть и язычество. А что Георгий Победоносец копьем это все пронзает, так на то он и святой.
Кто помнит притчу о Святом Георгии и зиме, тот знает, что там речь идет о спасение царевны. Убил-де воин зверюгу и выручил красну девицу. Это упрощенная трактовка. Если смотреть шире, то в притче много символизма. Многие полагают, что царевна символизирует собой церковь, а змий – диавола. Так что, деяния Святого Георгия здесь единственно возможные и логичные.
Александр Невский
День святых Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры
Монах и бес