Икона Ильи

В числе сохраненных национально-культурных достояний существует огромное количество величайших художественных произведений, главные герои которых относятся к старинным религиозным персонажам. Их иллюстрации, представленные на деревянных полотнах, наглядно отражают священные образы, которые были взяты из библии. Среди наиболее почитаемых композиций, которые с древних времен по-прежнему продолжают быть значимыми для общества, следует выделить одну, чьи чудотворные свойства являются особенно важными даже для воздушно-десантных войск.

Речь идёт о великой иконе Ильи Пророка. Первый её образ появился на свет еще со времен существования Византийского государства. В нем, пророк Илья предстаёт в качестве грузного мужчины с суровым хмурым взглядом. На теле его можно увидеть шерстяной плащ красного цвета, который покрывающий сзади спины. А на нижней части лица прорастает густая и длинная борода. В других более поздних работах, у Ильи можно будет заметить кинжал, который он держит в руке. Согласно некоторым определениям, данный предмет позволяет передать особую ярость, которую испытывает главный герой по отношению к иноверам.

Изображение Святого Ильи

На сегодняшний день в отдельных монастырях можно встретить две иконы святого Ильи. Их проиллюстрированные образы значительно отличаются друг от друга. Первый вариант изображает пророка, который сидит на камне возле пещеры посреди безлюдной пустыни, и погрузившись в свои мысли, о чем-то думает. Его голова при этом повернута в сторону, а прирученный ворон, которого можно увидеть в правом верхнем углу данной композиции, клювом удерживает еду, которую он нашел специально для Ильи. Согласно легенде, данный вариант работы демонстрирует тот самый промежуток времени, когда главный герой еще находился на земле и являлся обычным человеком. Другое произведение с участием пророка, уже демонстрирует продолжение его жизни в Небесном Царстве. А для того, чтобы люди полностью смогли в этом удостовериться, иконописец изобразил святого, который несётся сквозь облака, смотря при этом вниз на землю, от которой он постепенно отдаляется.

Следует отметить, что икона Ильи пользуется у религиозно верующих невероятной популярностью. По народному календарю, в честь данного святого, 2 августа отмечается старинный праздник, который так и называется день Ильи.

В чем помогает икона Ильи Пророка

Значение иконы Ильи Пророка крайне велико. Особенно это касается плодовитого урожая на засеянных территориях, появление которого бывает весьма затрудненным без божией помощи. Поэтому, с древних времен, крестьяне, а в нынешние времена сельскохозяйственные фермеры, обращаются к нему за помощью во время засухи для того, чтобы предотвратить её, обогатив почву проливным дождем.

Бывает и обратное, когда люди наоборот обращаются к святыне с целью установления хорошей солнечной погоды. Считается, что икона Ильи Пророка помогает человеку избавить свою душу от скверны и очернённой злобы. Молящиеся, во время совершения определенных религиозных канонов и прочтения молитвы, может быть услышан, и исцелен от сопровождающих его болезней. Находясь дома, в специально предназначенном для этого домашнем уголке, она способна подарить проживающей семье уют и особую теплоту.

Отдельное внимание следует уделить воздушно-десантным войскам. В каждой части такого военного подразделения обязательно существует часовня, главной иконой которой является образ святого Ильи Пророка.

В России, данную почитаемую святыню можно увидеть в церковном храме, который расположен на Обыденском переулке в городе Москве. Другой её образ находится в Новгородском храме, который называется Храм Пророка Божия Илии.

Молитва иконе святого Ильи

Перед началом молитвы, сперва, необходимо поставить свечки. Для того, чтобы икона Ильи Пророка смогла полностью помочь, в ответ на услышанные молитвы, человек, просящий о помощи, должен полностью верить в её чудотворную силу и последующее благополучие, которое обязательно настанет.

Во время молитвы, очень важно, чтобы сознание человека было полностью освобождено от каких-либо посторонних мыслей, а вся концентрация и внимание были направлена на просьбу о помощи. Её слова звучат следующим образом:

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наши дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Икона «Илья Пророк»: фото, в чем помогает

В православном мире есть очень много различных преданий и историй, которые заставляют человека не только удивляться, но и восторгаться. Все они были созданы если не во время жизни почитаемых святых, то после их вознесения на небеса уже благодаря молитвам к ним.

Одним из самых известных и признаваемых в православном мире считается Святой Илья Пророк. Ведь именно этот божий угодник является вторым после Моисея тем избранным, посредством которого Господь обращался к земным людям. Кроме того, этот святой — один их немногих, кого Бог забрал к себе, при этом не оставив ни одного свидетеля этого действия. Поэтому не удивительно, что иконы Ильи Пророка, фото и описание которых представлено в данной статье, столь почитаемы верующими во всем мире. Образа с изображением этого святого есть во многих храмах. Причем не только в обителях на территории нашей страны, но и за ее пределами встречается икона Пророка Ильи.

Описание

В старину всех святых иконописцы изображали практически одинаково. У них были борода и длинные волосы, плащ и свиток в руках. Иногда на головах пророка можно было увидеть еще и шапочку. Отличали, где и какой пророк изображен, только по надписи на табличке вверху или на свитке. Конечно, сегодня все образы несколько видоизменены, однако общий смысл и сюжеты все же сохранились. Данное утверждение касается и икон, на которых изображен Илья Пророк. Чаще всего встречается два тематических изображения, связанных с ним. Это пребывание святого в пустыне и икона «Огненное восхождение Ильи Пророка». На самом деле, конечно, сюжетов гораздо больше. Однако эти два изображения встречаются в храмах и в домах верующих чаще остальных.

Иконы, изображающие пророка

Самый первый образ святого Ильи был написан еще в годы ранневизантийского периода. На нем пророк предстает перед верующими суровым мужчиной, имеющим карие глаза с пронзительным взглядом, одетым в шерстяной плащ. У Ильи на этой иконе пышная борода и длинные волосы. Впоследствии пророка стали изображать в шерстяной шапке и с вложенным в руки кинжалом. Считалось, что таким образом иконописцы передавали иконе его ту силу и ярость, которая была обращена к иноверам.

На сегодняшний день существует два кардинально отличных варианта написания изображений этого пророка. Они привязываются к различным периодам его земного бытия. Одни иконописцы изображали его сидящим на камне в пустыне в раздумьях. Илья смотрит по сторонам, а ручной ворон добывает для него еду. Легенда гласит, что в этот момент святой сквозь толщу дум и земных проблем внимает Божественному голосу.

Другой вариант показывает Илью Пророка в момент его перехода в Царство Небесное. На такой иконе он изображается парящим на облаке, со взглядом, обращенным в небо, или смотрящим на покидаемую им землю.

Вообще, этот святой в народе невероятно популярен. Ежегодно второго августа отмечается день Ильи. Народные традиции представляют его могучим старцем, который, разъезжая на колеснице по небу, рукой посылает карающие огненные стрелы. Не менее популярна и икона «Илья Пророк». Считается, что святой может посодействовать удачному исходу начатого предприятия, хотя чаще считается, что святой больше помогает в сельскохозяйственных делах. К нему люди обращаются во время засухи с просьбой послать дождь или же, наоборот, ясную погоду при проливных ливнях. Считается, что икона «Илья Пророк» помогает избавиться молящему от различных тревожащих болезней. Она также выводит злость из людского сердца. Ее присутствие в доме способствует мирной атмосфере в семье. Этому святому молятся, прося защиты для близких от телесных недугов и ссор. Икона «Илья Пророк» помогает человеку во всех его начинаниях. А незамужние девушки еще издавна просят у святого хорошего достойного мужа.

Значимость

Изображения этого святого часто можно встретить в домах фермеров, а также военных. Воздушно-десантные войска считают его своим заступником и покровителем, поэтому в каждой воинской части есть часовня, главное место в которой занимает образ святого Ильи Пророка. Икона, значение которой невероятно велико для верующих, считается одной из самых известных и почитаемых.

Святой на древней Руси считался не только великим чудотворцем, но и громовержцем, который управляет стихиями. В первую очередь это касалось дождя. Икона «Илья Пророк» присутствовала практически в каждом доме. Когда люди переживали за богатство урожая — чтоб он не высох или же, напротив, не сгнил, они усердно молились пророку. Икона с его изображение помогала и помогает справляться с любыми трудностями — нехваткой материальных благ, психическими или физическими болезнями. Кроме того, она способна отводить от человека внезапно настигающую смерть. И в этом, судя по отзывам, верующие постоянно убеждаются.

Где можно встретить иконы, изображающие Илью Пророка

В нашей стране самым известным является образ, который можно увидеть в Москве в храме, построенном в честь этого святого на Обыденском переулке. На двадцати клеймах, которыми украшена икона «Святого Ильи Пророка», присутствуют наиболее важные жизненные моменты этого божьего избранника. В одноименном храме она является самой главной. Здесь же находится и другая, не менее почитаемая православными икона. Илья Пророк на ней изображен в пустыне. Эту святыню создали к двухсотлетней годовщине храма, которая пришлась на начало двадцатого столетия. Название этой иконы так и звучит: «Святок пророк Илья в пустыне».

Две другие не менее знаменитые иконы находятся в Храме Пророка Божия Илии, расположенном на территории Новгородской области. Одна их них была создана более двух столетий назад. Это изображение святого несут во время ежегодного крестного хода. Другая икона «Илья Пророк» сравнительно молодая: ей еще нет и двух десятилетий. И хотя она и появилась в двухтысячном году, местным жителям она сразу же пришлась по сердцу. Новгородцы очень любят и почитают ее, считая чудотворной.

Где можно приобрести икону

Сегодня образы Ильи пророка в самых различных исполнениях встречаются в продаже повсеместно. Их можно приобрести в церковных лавках или в ювелирных магазинах, можно купить у иконописцев, а можно создать самостоятельно, например, вышить бисером. Главное, о чем следует знать: икону следует обязательно освятить, зарядив ее церковной силой.

Иконы пророка Божия Илии

Портретные изображения пророка Ильи Пророка

Длинные волосы, густая борода, шерстяной плащ на плечах, иногда — шапочка на голове и свиток в руках. Так в старину изображались все ветхозаветные пророки, и лишь надписи возле нимбов и тексты на свитках позволяли верующему определить, кто именно нарисован на стене или доске. Отличительные пророческие атрибуты — плащ, шапочка, борода, длинные волосы и свиток в руке — имеют очень глубокую символику.На стенах многих старинных храмов можно увидеть изображения людей в шапочках и плащах. Это пророки — ветхозаветные праведники, которые возвещали Израилю волю Божью и были своеобразными нравственными ориентирами в те годы, когда народ очередной раз впадал в язычество. Среди них особое место занимает святой Илия — самый известный пророк дохристианской эпохи, живший в Палестине за девять веков до Рождества Спасителя. Он одинаково высоко почитается и христианами, и иудеями, и мусульманами, что отразилось и на его иконографии — существует несколько вариантов того, как пророк Илия изображается на иконах. Их мы сейчас и рассмотрим.

Начнем с плаща — он до сих пор является важной частью одежды в пустынных регионах планеты, хорошо защищая своего хозяина и от палящего солнца, и от пронзительного холода. Кроме того шерсть обеспечивает хорошую вентиляцию и создает наиболее комфортные условия пребывания в засушливых местах. Ветхозаветные пророки находились в пустыни значительную часть своей жизни — они скрывались там от недоброжелателей, молились, уходили для того, чтобы побыть наедине с Богом и собою. И если в городе появлялся человек в грубом шерстяном плаще, то все знали, что, скорее всего, это — пророк. А еще плащ — является символом странника. И действительно, жизнь святого, которого Господь избирал на пророческое служение, была сплошным странствием. Ему предстояло в любой момент оставить все и идти на исполнение Божьего поручения — проповедовать, наставлять, обличать.

Следующий элемент ранних икон любого пророка — шапочка, капюшон, повязка или корона. С одной стороны, это вполне понятно — в пустыне голову нужно защищать от солнца более тщательно, чем остальные части тела. Также многие пророки были людьми знатными, отсюда — корона на голове, например, пророка Давида. Повязка также имеет утилитарное значение — она скрепляет волосы, которые у многих пророков были очень длинными. Но, также, головной убор в иконографии применяется и с другой целью — он символизирует благодать Божью, которая почивает на святом. А еще это — венец славы, знак избранности и служения Господу.

Примерно аналогичный смысл имеют длинные волосы и густая растительность. Во времена Ветхого Завета существовала особая группа иудеев — назареи. Эти люди посвящали себя Богу — на время или навсегда, они отказывались от брака, алкоголя, развлечений, проводили дни в посте и молитве, помогали другим. В знак принятия обетов назарей носил длинные волосы, которые нельзя было стричь и брить либо всю жизнь, либо до окончания срока обета. Со временем обильная растительность на голове стала символом служения Богу. Этот момент и отражен на пророческих иконах.

И, наконец, свиток — знак проповеди, знак того, что пророк не просто что-то говорит, а говорит очень важные вещи, которые важно сохранить для потомков. Если пророк оставил после себя книги, на свитке обычно написаны самые значимые его пророчества, относящиеся к Христу. Если пророк не писал, а учил устно, то свиток все равно содержит надпись — самое известное изречение этого человека.

Первые иконы угодника Божьего Илии появились в ранневизантийскую эпоху и не имели каких-либо отличительных особенностей от других пророческих ликов. На древних мозаиках и фресках пророк Илья предстает перед нами человеком, закутанным в плащ из плотной верблюжьей шерсти. У него густая борода средней длины и длинные густые волосы, доходящие до плеч. Глаза — карие, взгляд — пронзительный, волевой, смотрящий прямо в душу зрителя. Иногда на голове святого изображалась шерстяная шапочка, а в руках помещался свиток с пророческими словами. На некоторых портретных изображениях Илия держит нож, которым он казнил около пятисот нечестивых языческих жрецов.

Сюжетные иконы святого Ильи

Первый из них — Илья и ворон. На иконе пророк сидит у ручья, в окружении нависших над ним скал. На дереве либо на скале сидит ворон и держит в клюве хлеб. Эта композиция передает содержание библейского отрывка, в котором рассказывается, как пророк, объявив израильскому царю Ахаву о начале засухи, ушел в пустыню…Но помимо традиционной композиции существует ряд уникальных икон этого пророка, которые изображают разные моменты его жизни. Из общего числа можно выделить два наиболее известных сюжета.

«И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Царств. 17: 5 — 6).

Второй сюжет — восхождение Илии на небо в огненной колеснице. В отличие от двух предыдущих икон изображение данного типа очень символично и вызывает у неподготовленного человека массу вопросов. Но сначала обратимся к тексту Библии:

«Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад (4 Царств. 2: 9 — 13).

Вот икона, изображающая это событие. Внизу стилизованно обозначен Иордан, текущий между скал. На берегу стоит Елисей — ученик Илии — и протягивает руки к своему учителю, словно что-то у него забирая. Сам Илия изображен в верхней части иконы, он стоит на двух- или четырехосной повозке, запряженной несколькими лошадьми. Повозка объята пламенем так, что и сам пророк оказывается как бы поглощен им. Кони устремлены в небо, а саму огненную сферу поддерживает ангел. На некоторых иконах видно, что облако пламени, в котором стоит Илия — это продолжение ангельских крыльев, что огонь и ангел — единое целое. И, наконец, самое верхнее положение занимает изображение Бога — либо в виде благословляющей десницы, либо в виде светлого облака. Иногда под ногами Елисея нарисована милоть — шерстяной плащ Илии, который был сброшен пророком в дар ученику.

Символика иконы в каждой своей детали передает молящемуся идею о вознесении пророка из нижнего мира в мир горний. Прежде всего — это скалы, которые в иконографии всегда являются символом крепкой веры и духовного восхождения. Огненный шар — образ славы Божьей, а также — того ангельского мира, куда живым перешел Илия. Ту же идею подчеркивают несущиеся ввысь кони, объятые божественным пламенем. Кстати, колеса повозки — тоже намек на ангельское присутствие, ведь один из наивысших ангельских чинов — Престолы — изображаются именно в виде колес с глазами на спицах. На иконе изображен переход Илии в небесную славу. По преданиям, он вознесся телесно, и умрет лишь тогда, когда вернется на землю обличить антихриста перед вторым пришествием Христа.

Образ, на клеймах которого запечатлены важнейшие события из жизни святителя, чрезвычайно популярен среди последователей христианства. Он хранится в соборе Илии Пророка в Москве и считается главной церковной реликвией. Искренняя и чистая молитва перед этим святым образом предвещает удачное исполнение всякого благородного деяния.

Почитание святого старца

Великий старец жил на земле за 9 столетий до рождения Мессии. Имя Илия означало «Угодный Господу». Святой проявил себя ревностным последователем истинной религии, его проповеди, вселявшие в сердца народа любовь к Господу, слушали с большим почтением. Он обладал духовным зрением и видел то, что другим было не под силу.

Святитель имел огромное желание вернуть заблудшим душам забытое знание о Господе и Его Царстве. Существует легенда о том, что проповедника не смогла победить смерть, — он живым отправился в Небесные сферы на огненной колеснице.

Житийная икона пророка Ильи

Пророк Илия, являющийся вторым избранником Господа после пророка Моисея, способен исцелять от тяжких недугов, прогонять злобу из людских сердец, а также посылать дожди в период засухи.

Важно! Каждый христианин должен приобрести икону с изображением святители и поставить ее рядом с ликами Христа и Богородицы.

Самый популярный образ святого старца на территории России хранится в соборе, освященном в его честь и построенном на Обыденском переулке. На 20 клеймах, которые украшают полотно, демонстрируются главные события из жизненного пути преподобного старца. В этом же храме находится и другой образ, тоже чрезвычайно почитаемый православным народом. Он создавался в честь торжества по случаю 200-летия собора. На полотне старец представлен сидящим в пустынной местности.

О других пророках:

  • Пророк Иеремия
  • Пророк Иезекииль
  • Пророк Захария и праведная Елисавет

В храме Пророка, находящемся в Новгородской области, также хранятся две чудотворные иконы с изображением преподобного святителя. Одна создавалась 200 лет назад, её используют в ежегодном крестном шествии. Другому образу около двух десятков лет, но, несмотря на молодость этого творения, прихожане полюбили его.

Иконы, изображающие преподобного старца, продаются повсеместно в церковных лавках на территории монастырей. Перед образом ставят свечи, молитва произносится чистосердечно и сконцентрировано.

Интересно! Христианские паломники с большой радостью приходят на гору Кармил, что на северо-западе Израиля, чтобы лично прикоснуться к реликвиям, имеющим отношение к Илии. В одной из пещер этого горного возвышения преподобный Пророк прятался от своих преследователей. На этом месте он одержал победу над язычниками. Храм возвышается над пещерой святителя и создан в форме креста. Икона святого пророка Ильи

Огненное восхождение пророка Илии

ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ пророка Ильи на небо
Вторая четверть XVI века (1530-е годы). Новгород, мастерская архиепископа Макария. Дерево, левкас, темпера, 72,5 × 58,4

Вознесение Ильи на небеса в огненной колеснице представляет собой один из самых распространенных на Руси сюжетов жития пророка Ильи, основанный на библейском рассказе IV Книги Царств (4 Цар. 2 : 1–14). Его композиционная схема, восходящая к античным изображениям Гелиоса (Бога Солнца), движущегося по небу на своей колеснице, запряженной огненной четверкой коней, сложилась еще в памятниках раннехристианского искусства и унаследовала от своего прототипа триумфальный характер. В византийский период сцена известна как среди иллюстраций ветхозаветных текстов, так и среди цикла новозаветных праздников. По сравнению с ними, в русских произведениях появляется ряд устойчивых черт, редких или вообще неизвестных ранней иконографии. Так необходимой становится фигура Архангела Михаила, поднимающего огненное облако на небо и не упоминаемого ни одним из соответствующих текстов. Возможно, он представлен здесь как проводник душ в загробном мире, — именно так воспринимали на Руси и образ самого Ильи — спасителя-заступника: «Илия, добри вьводникь вьсемь в вечьную жизьнь…» («Похвала» Климента Охридского). Популярность икон «Огненного вознесения пророка Ильи», в такой степени не известная ни одной другой православной стране, была связана не только с прообразовательным значением сюжета — его символику рассматривали как ветхозаветный прообраз Вознесения Христа и Богородицы, но и с нарастанием эсхатологических настроений: содержание композиции соотносили с идеей Второго пришествия, Страшного суда, спасения праведников и грядущего их воскресения во плоти.

Если византийские памятники точно следовали библейскому тексту, изображая «огненных» — киноварных «колесницу и коней», а сам «вихрь» передавали редко и лишь тоненькими языками пламени, то для древнерусских сцен обязательным элементом становится огненный ореол вокруг колесницы Ильи. Правильная геометрическая форма нередко придавалась и киноварному ореолу вокруг колесницы, и рисунку колес со спицами, которые, таким образом, уподоблялись солярным знакам, (хорошо известным по памятникам фольклорного искусства), а вся сцена получала подчеркнуто сотериологическое значение. Хотя столь же часто встречается и неправильная — овальная, каплевидная или иная — форма огненного «вихря», подчас с ярко выраженными языками пламени. Отметим, что идеально круглая форма огненного «облака», небольшая фигура вытянувшегося во весь рост Ильи, поднявшего руку к небесному сегменту, массивная фигура ангела, «направляющего» ореол в сторону небесного сегмента, поза Елисея, схватившегося за полы милоти, его плащ, упавший и сложенный копной у его ног — представляют здесь уже сложившийся извод, характерный и для «Вознесения пророка Ильи» из собрания В. А. Бондаренко. Как и на других иконах первой половины — середины XVI века, центральный сюжет здесь дополнен двумя «житийными» сценами, предшествующими вознесению Ильи. Композиция «Явления ангела спящему в пустыне пророку Илье» представлена слева у входа в пещеру. Согласно библейскому тексту, удрученный скорбью и молитвой к Богу о смерти (3 Цар. 19 : 4–5), пророк Илья заснул под можжевеловым кустом. Явившийся во сне ангел коснулся спящего пророка и, указав на еду и воду в кувшине у изголовья, сказал: «Встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога перед тобою» (3 Цар. 19 : 5–7). Уникален для извода «Вознесение пророка Ильи» XVI в. представленный рядом эпизод «Илья разделяет воды Иордана милотью». Согласно тексту (4 Цар. 2 : 1, 7–8), Илья, прежде чем «Господь восхотел вознести его в вихре на небо», оказался со своим учеником Елисеем у реки Иордан, и «взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и разступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху». Иордан изображен на иконе не как обычный речной поток, но как закрытый водоем, вступая в который, Илья опускает свою милоть. Конфигурация сложенной пророческой мантии повторена плащом, упавшим с Елисея в тот момент, когда он дотянулся до милоти возносимого на колеснице Ильи. Это зримый образ библейских слов о «раздрании учеником» — в момент получения милоти как пророческого дара — «своих одежд надвое» (4 Цар. 2 : 12). Двойная параллель священных одежд в данном случае получает еще один смысловой уровень. Прежде всего, подчеркивается чудодейственная и спасительная сила одной из важнейших реликвий христианского мира — милоти пророка Ильи. Подобно ризе и поясу Богоматери, — единственному, что осталось на земле после ее вознесения во плоти, мантия пророка также стала зримым свидетельством его телесного восхождения на небо. Не случайно эти реликвии с благоговением были собраны в Константинополе: риза и пояс Богоматери хранились в дворцовых комплексах во Влахернах и Халкопратии, а милоть и пояс Ильи — в Фаросской церкви Большого императорского дворца, сокровищнице византийских царей. В Новгороде о реликвиях хорошо знали благодаря паломникам: о них сообщает, например, Антоний Новгородец, посетивший столицу ок. 1200 г. Погружение на рассматриваемой иконе Ильей своей милоти в воду ясно напоминает о мафории (плаще) Богородицы, спасшем Константинополь от аваров в 626 году именно в тот момент, когда его погрузили в море. Распространенная иконография этого сюжета была хорошо известна по изображениям Акафиста. Для Новгорода, изобилующего Покровскими храмами и особенно почитавшего иконы со сценой «Покров Богоматери», подобная аллюзия должна была быть особенно значимой. Возможно, и иконографическая параллель была не случайной, вызванной назначением рассматриваемой иконы. Наряду с образами «Покров Богоматери» и сюжетами, прославляющими реликвии, например, «Воздвижение Креста», она могла входить в состав праздничного ряда иконостаса.

Икона «Рождество Иоанна Предтечи», Новгородская школа, первая половина XVI в., Новгородский музей.

Художественные особенности памятника позволяют рассматривать его среди икон, созданных в Новгороде во второй четверти XVI в. Об этом свидетельствуют уравновешенная, вытянутая вверх композиция с ясным распределением сцен по иконной поверхности, равномерно заполняющих всю высоту средника, стремление к минимальному пространству, в котором плоскостные силуэты фигур образуют выразительные мизансцены, характерный колорит, построенный на сочетании чистых и интенсивных цветов: киновари, охристых и сине-зеленых. Определяющим приемом мастера является точная и гибкая линия, очерчивающая силуэты весомых и хорошо сложенных фигур, складки одежд, лещадки горок, деревьев, геометрически правильные формы колесницы и огненного ореола. Ближайшие аналогии иконе находим среди произведений новгородской живописи, написанных в 1530–40-е годы, когда архиепископскую кафедру занимал владыка Макарий (1526–1542). Именно в это время появляются несвойственные новгородской культуре утонченность и элегантность образов, отстраненная идеализация пространства, уплощение объема и удлинение силуэтов фигур, словно наложенных на причудливые горки с лещадками, потерявшими обычную для Новгорода кристаллическую структуру. Но в целом, икона «Огненное восхождение пророка Ильи» принадлежит иному, менее графическому и более сдержанному направлению этого стиля, представленному большой храмовой иконой «Рождество Иоанна Предтечи» из Новгородского музея, возможно, заказанной в честь рождения Иоанна Грозного (1532). Ее художественный мир еще полон гармонии и спокойствия, полупрозрачные краски и неторопливые движения сохраняют идеализированное состояние, а образы воскрешают классические традиции предшествующей поры. Все это позволяет датировать рассматриваемый памятник ранним периодом деятельности Макарьевской мастерской и связывать ее с работой одного из ведущих иконописцев этой артели.