Икона луки евангелиста

Апостол от 70-ти Лука́ Евангелист, иконописец

Аудио:

Кондак 1

Премудрым промыслом Божиим избранный, да благовествуеши светлость Христоваго Евангелия всему миру, Лука всеблаженне, велие дерзновение имаши пред лицем Господа, Чей земный живот и учение списал еси. Испроси и нам, немощным и слабым, прощение согрешений и утверди в нас надежду Царствия Небеснаго, да возможем ти всерадостно взывати:

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Икос 1

Всемилостивый Господь в грехе потопленному роду человеческому посла Сына Своего да Он Своим животом, смертию и славным Воскресением изведет сей род из тьмы и направит к Святости. Чрез тебя же, евангелисте святый, начертаны тайны неба и земли, дабы вси человецы до конца века путь к той Святости вели и благодарне суще взывали ти:

Радуйся, Духом Святым просвещенный на списание Евангелия.

Радуйся, Феофилу достопочтенному и всем нам бисер драгий Евангелия Христова обретший.

Радуйся, яко Богом избран был еси да объявиши тайну спасения.

Радуйся, благовестителю Благия Вести.

Радуйся, яко Христа пришедша грешныя спасти проповедавший.

Радуйся, яко един еси от четырех евангелистов.

Радуйся, яко Дух Святый и чрез тебе четвероевангелие в мир излиял еси.

Радуйся, в тайны Божии духом воснесыйся.

Радуйся, яко словеса твоя просветиша вселенную.

Радуйся, яко мрежею твоего Евангелия многи словесны души уловивый.

Радуйся, изъяснителю Новаго Завета.

Радуйся, звездо в Церкви Небесной сияющая.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 2

В младости твоей возжелавше мирския мудрости, Лука премудрый, ей научился еси, пришедше же в Иерусалим из Антиохии егда Господь Иисус Христос Свое Божественное слово на земли сеял еси, сердцем доброе семя воспринял еси, исполнившись же небесной радости, воспел еси велегласно Богочеловеку Христу: Аллилуиа.

Икос 2

Зерно божественной любве прозябе у тебе стократный плод, яко ты слушая Его учение и чудеса видя, исполнился божественной мудрости и ведения, коликих эллински и египетски училища дати ти тщетны бысть. Оттуду избра тя Господь и прочих седмьдесят апостол и посла да проповедите Благую Весть спасения рода человеческаго. Мы же чрез твое Святое Евангелие и доныне пия ту Божью премудрость, воспеваем ти тако:

Радуйся, Христовой благодатию в сердце уязвленный.

Радуйся, яко божественная премудрость бе ти вместо мирской мудрости, ей же обучен бысть.

Радуйся, яко вся оставивши за Христом Господом последовал еси.

Радуйся, вестниче Господень.

Радуйся, зиждителю веры Христовой.

Радуйся, самовидче Его же чаяли языцы.

Радуйся, родословие Христово до Адама возведший.

Радуйся, Владычицы икону первый написавший.

Радуйся, Иисуса Сыном Божиим и Человеческим возвестивший.

Радуйся, неутомимый ратниче за Истину Христову.

Радуйся, искусный ловителю душ людских.

Радуйся, сеятелю добраго семени, стократный плод приносящего.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 3

Ты же, святый Лука, яко вооруженный от Господа силою и властию да проповедеши Евангелие и твориши чудесы, со прочими апостолами гряде пред лицем Господа Христа, уготовляя Ему путь и проповедуя людем яко в мир пришел еси от века обетованный Мессия, Коему вси яко Богу от ныне и до века да взывают: Аллилуиа.

Икос 3

В последние дни земнаго живота Господа Иисуса Христа, егда неправедные судии Праведнаго Судию осудиша и на Кресте Господа распяша, ты, святый Лука, в Иерусалиме пребыл еси, со слезами взирая како неповинна кровь Учителя твоего изливашася на грешную землю. Плачуще едино с тобою, с печалию мы речем ти:

Радуйся, яко страдания Христа Спасителя списал еси.

Радуйся, верный слуго Всецаря Христа.

Радуйся, яко славу Божию возвестил еси.

Радуйся, лучу небесный во тьме мира сего.

Радуйся, противу врага, в Иуду вошедша, нас вооруживый.

Радуйся, Петром усеченным и Христом исцеленным рабом милосердию нас научающий.

Радуйся, кладезе, из него же Водою Живою напояемся.

Радуйся, яко радостно и без страха словеса Божии в люди приносивший.

Радуйся, сердца обрезание прияти паче плотскаго обрезания возжелавший.

Радуйся, доброе гроздие винограда Господня.

Радуйся, яко лицем к лицу Бога чрез Христа узрел еси.

Радуйся, яко Господа и ныне в Царстве Небеснем видеши.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 4

Печаль твоя претворися в радость, богоубийц же радость обратися в печаль, яко да не мощна бысть смерть противу Источника Живота и камень гробный не можаше удержати Камень краеугольный. Господь твой воскресе из мертвых и мирови дарова живот вечный. Ты же с братиею в радости всесильной до небес восклицаше: Аллилуиа.

Икос 4

Егда с Клеопою в неделю Воскресения идоша в ближний Еммаус, явися вам Господь и идоша с вами. И бысть вам сердце горяще и душа трепетна доколе Он вас поучал о Себе от пророк и писания, вы же Господа не познаша дондеже на трапезе вечери преломи Он хлеб и благослови, и отверзлись вам очи и уразумеша яко то бысть воскресый Господь. Познавая о том из твоего Евангелия, и ныне души наши притрепетны бысть сего же ради радостно воспеваем ти:

Радуйся, Воскресение Христово видевший.

Радуйся, от несмысленности к богомудренности Христом приведенный.

Радуйся, яко Христос отверз ти разум да уразумееши писание.

Радуйся, яко бе ти сердце горяще, егда Господа слушал еси на пути во Еммаус.

Радуйся, яко ти Христос своима рукама хлеб преломления преподал еси.

Радуйся, яко Христос словеса ваша о явлении Его на пути в Еммаус, паки явившись учеником, запечатлел еси.

Радуйся, яко испив чашу премудрости, многих познанием Христа Спаса напоил еси.

Радуйся, яко всем Евангелие воскресшаго Христа проповедал еси.

Радуйся, яко нам Источник спасения отверзл еси.

Радуйся, яко Путеводительницу к Жизни в образе нам преподал еси.

Радуйся, светлосте разумнаго Солнца.

Радуйся, яко нас научиша веровати в Святую Троицу.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 5

Егда воскресый Господь спасения нашего ради основаша Церковь Свою и по обетованию низпосла в день пятидесятый по Воскресении Духа Святаго на апостолы, да их запечатлеет свидетели непоколебимы веры христианския, и ты, святый Лука, пребываше в Иерусалиме. Купно с иными апостолы верно свидетельствова Богочеловека Христа и воспевал Ему яко истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Послежде в отечество твое Антиохию направился еси, еже бе страна многими христианы населенная, но в Севастии умедлил еси, проповедующи Евангелие спасения, тамо же нетленны мощи святаго Иоанна Предтечи почиваша. Узрев тии, возжелал еси с собою их понести, христиане же Севастийские не восхотев лишитися таковой драгоценной святыни и тако вручиша ти десницу Иоаннову, под ню же Сам Господь приклони Божественную главу в крещении, ту же ты радостно понесл еси, мы же дивяшеся твоей любви к святым, восклицаем ти таковая:

Радуйся, свидетелю снисхождения Духа Святаго.

Радуйся, яко нам како Церковь созижделась описал еси.

Радуйся, яко себе росою небесною явил еси и свет просветил еси.

Радуйся, яко Духом Святым Новый Завет начертася на сердце твоем.

Радуйся, яко Духом Святым миру изъясни божественную истину.

Радуйся, Господа всех мирови благовестителю.

Радуйся, от Бога избранный таинниче.

Радуйся, яко сердце свое очистил еси светлостию Духа Святаго.

Радуйся, яко предстательство Предтечи обрел еси.

Радуйся, благочестиваго употребления вещей освященных начинателю.

Радуйся, Закхея, сребролюбием уязвленнаго, очистившагося показавый.

Радуйся, яко многи тя заступником пред Богом имеют.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 6

С десницею же Иоанновою, яко же сребролюбец бесценное сокровище стяжав, достиг своего отечества к радости велией христиан Антиохийских, коих в словесах божественных и радости Христоваго Евангелия паче утвердил еси, глаголаше же им Сына Божия чудесы еже своима очима видел еси и учение Спасителя мира еже своима ушама слышал еси. Внимающе глаголам твоим премудрым, воспевали они радостно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Пребывал же ты в Антиохии доколе апостол Павел не призваша тя да будеши ему сотрудник и сопутник на пути Божием и вы в Эллинску страну на проповедь Евангелия не отправишася. Павел же святый остави тя в граде македонском Филиппы, да утвердиши и умножиши Церковь. Тамо же пребыл еси проповедующи и насаждающи христианство. Дивящеся таковому твоему труду, взываем ти:

Радуйся, неутомимый спутниче апостола Павла.

Радуйся, со Павлом премудрым избранный учителем языков.

Радуйся, яко неизреченно просвещаеши всю вселенную.

Радуйся, всех уязвленных утешителю.

Радуйся, врачу, силою Вышняго Врача исцеление подающий.

Радуйся, яко ты Евангелием своим от смертоноснаго древа избавил еси нас.

Радуйся, служение имением аки похвальное показующий.

Радуйся, Марии, Иоанны, Сусанны и прочих благоразумия несребролюбива возвестителю.

Радуйся, Иосифа Аримофейскаго похвалителю.

Радуйся, яко уныние из сердец наших изгнал еси.

Радуйся, молитвенниче наш пред Богом.

Радуйся, яко многих ко светлости Живота призвал еси.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 7

Егда святый Павел при конце третияго апостольскаго путешествия паки Филиппу посети, он тя, святый Лука, в Коринф направил еси да приимеши благословение сиротам христианским в Палестине сущим. С того часа не отступающи ти от великаго апостола воспевал еси с ним вкупе Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Обойдя в радости все Церкви в Азии и Иудеи, вы Палестины достигли есте, града Кесарийскаго, идеже евреи, от лукаваго одержимые, оковами от римския власти святаго Павла обложили, он же потребоваша суда кесаря в Риме. На пути же к оному, ты ему неотступно предстоял еси, многи беды претерпевающи на мори и на земли. Восхваляя за то, почитающе тя восклицаем:

Радуйся, Павлов помощниче в служении.

Радуйся, яко его проповедание описал еси.

Радуйся, врачу возлюбленный.

Радуйся, Колоссян чрез Павла во узах приветствовавший.

Радуйся, Христа словом и писанием свидетельствовавший.

Радуйся, яко горьку от безбожия соль Божественною солью усладивший.

Радуйся, стрело благочестия Христова.

Радуйся, яко нас напояеши Евангелием Христовым.

Радуйся, труба Божественныя благодати.

Радуйся, таин неизреченных проповедниче.

Радуйся, всех немощных укрепление.

Радуйся, от демонов избавителю.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 8

Достигнув Рима, ты купно со апостолами Павлом, Марком, Аристархом и прочими Христа проповедывал еси, вначале евреом, после же их, вашим словесам не верующим, распри меж собою, и всем незнающим Бога, кои услышав словеса спасения и Духом Святым просветленные, радостно воспели Воплотившемуся Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Во время оно в Риме ты, святый Лука, соверши то, на что Бог избра тя от века: списа Святое Евангелие, в коем начертал живот и род Господа Иисуса Христа, яко сам виде и слыша и яко от самовицев и слуг Слова приял еси. В оном святом послушании апостол Павел руководи тя, послежде он и твое Святое Евангелие похвали. В Риме же ти сущу и словеса апостола Павла слушающу и деяния апостольския списаны тобою бысть Не вемы, яко тя инии восхваляют, мы же ти приносим таковая:

Радуйся, яко безбожный мир Божественною благодатию напоил еси.

Радуйся, Духом Святым запечатленный.

Радуйся, верный учениче неизреченных таин Христовых.

Радуйся, догматов церковных вразумителю.

Радуйся, яко рукою Владычнею вышним ведением обогащен бысть.

Радуйся, яко от апостола Павла многие тайны Христовы слышал и списал еси.

Радуйся, апостола языков сотрудниче неутомимый.

Радуйся, яко твое благовестие пройде по всей земли.

Радуйся, яко нам вином Божией премудрости сердца увеселил еси.

Радуйся, яко ты един благоразумнаго разбойника покаяние в Евангелии списал еси.

Радуйся, богатство стяжавшим благоразумие мытаря приведый.

Радуйся, самарян-язычников благодарных и милосердых показавший.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 9

Егда апостол Павел после двухлетних уз отпущен бе и потече из Рима обойти ранее основанные церкви, ты, Лука святый, его верный спутник в том пути обретошася. Егда же Нерон жестокое гонение на христиан в Риме воздвиже, вы возвратистася да ободрите и укрепите гонимую церковь, она же и в узах и в крови радостно воспевала еси Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Тогда же возбешенные безбожники апостола Павла схватиша и заключиша в оковы. Ты же, святый Лука, и прочее с ним верно и неотступно пребыл еси. Егда же наставник твой мученически предаваша чистую свою душу Господу, ты со слезами пребывал при нем. Соскорбя боли твоей, мы негласно поем:

Радуйся, яко единый апостола Павла в узах не оставил еси.

Радуйся, яко мученическую кончину великаго Павла узрел еси.

Радуйся, от Троады до врат райских Павлу последовавый.

Радуйся, богомудрым Павлом изрядно наставленный.

Радуйся, деяний апостолов изложителю.

Радуйся, светильниче Церкви.

Радуйся, яко блистанием твоего духа просвещаеши сердца верных.

Радуйся, яко лесть демонскую теплотою веры отгнавый.

Радуйся, яко Господь чрез тебя многие добродетели учини.

Радуйся, ризнице, дарований небесных исполненная.

Радуйся, благочестия непоколебимый столпе.

Радуйся, яко имя твое святое вси языцы поминают.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 10

После же мученическия кончины апостола Павла, ты, святый Лука, в стране Италийской, Далматской, Гальской, сугубо же – Македонской и Ахайской Христа проповедал еси. Всюду мрак безбожия разгоняя и языки научая, да все Богу Живому и Истинному восклицают: Аллилуиа.

Икос 10

В старости твоей, ты в Египет потекл еси да проповедуеши Благую Весть спасения Господа Иисуса Христа. Проповедуя же, многие мучения претерпе и множества подвигов подъя. Возвратившуся же ти в страну Эллинску, ты Церковь устроял еси, священники с диаконами рукополагая, болящих телом и душею исцеляя, за что благодарни суще мы радостно ти взываем:

Радуйся, яко Тело Христово – Церковь Святую устроял еси.

Радуйся, заре новаго дне.

Радуйся, путеводителю наш на небесе.

Радуйся, древо доброе, многие плоды принесшее.

Радуйся, награду за весть благую в Царствии Небесном восприемший.

Радуйся, обличителю безбожия.

Радуйся, проповедниче Божиих преславных чудес.

Радуйся, яко нам новый закон Божий списал еси.

Радуйся, нас на подвиг деятельныя любве подвигающий.

Радуйся, яко из уст твоих боготочные воды истекоша.

Радуйся, яко проповедию твоею солнцу подобно возсиял еси.

Радуйся, яко икона твоя украси храмы христианския.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 11

Бе же ти осьмдесят лет и четыре, егда злобнии идолопоклонницы схватиша тя и бияше Христа Господа ради и возвесиша на масличном древе в Фивах Беотийских, тамо же и мощи твои святые погребены бысть. Святую душу твою ангелам предающу, яко тии ю ко Господу вознесоша, Коему ты верно в сем животе послужил еси, ты и в оном свете воспевал Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Святые твои и чудотворные мощи многих исцелиша, сугубо же очами болящих. Констанций царь слышавше сие с торжеством их в Царьград пренесл еси. Един от евнух, зле болящий, уведевше о том, повеле ся на ложе к раце со твоими мощами принести и с твердою верою раки прикоснулся еси, и с того часа здрав бе. Возрадовавшись он со иными мощи понесе, они же быша положени под святою трапезою купно с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Мы же чуду таковому дивящеся, взываем ти:

Радуйся, яко и на твоей мученической крови Церковь Христова созиждена еси.

Радуйся, венцем мученическим увенчанный.

Радуйся, врачу, от истления Христом добре уврачевавыйся.

Радуйся, сам себе в жертву благоуханную за благую весть принесший.

Радуйся, яко многия поругания за Христа восприявший.

Радуйся, яко мученичеством веру в Христа засвидетельствоваший.

Радуйся, яко в тиих мучениях стар бе и не изнемогоша.

Радуйся, яко твое течение доброе страданьми запечатлел еси.

Радуйся, яко не неверен слуга Господа Христа явился еси, яко мнози от нас.

Радуйся, яко тя и земная и небесная Церковь славит.

Радуйся, персте Духа Святого.

Радуйся, яко радуешеся купно со святыми в Царстве Небесном.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 12

Купно со словесным Евангелием, Святый Лука, Евангелие во образах ты нам оставил еси, яко христианам тех времен изволившим, живописа три иконы преблагаго лика Матери Божьей, рекшей: благодать Родившагося от Мене и Моя милость с сими иконами да пребудут. Благодарне суще яко и нас удостоил еси благоговейно взирати на лепоту Девы и Сына Ея, радостно Премудрому Господу взываем: Аллилуиа.

Икос 12

Тако же, святый Лука, живописал ты на доске иконы святых апостолов Петра и Павла. И тако начаток положил еси и в сем дивном и богоугодном деле писания святых икон во славу Божию, Пресвятыя Богородицы и всех святых, они же до сих пор благолепно украшают храмы Божьи и ко спасению призывают всех, благоговейно их почитающих. И за сие дарованное тобою нам благодарни ти суща, мы восклицаем:

Радуйся, евангельских таин благовестниче.

Радуйся, весь род человеческий чающим Спасителя уяснивший.

Радуйся, Мати Божию на иконе изобразивый.

Радуйся, яко Она твое святое дело благословила еси.

Радуйся, Девы лик увековечивый.

Радуйся, яко неизреченную радость нам тем в сердца донесший.

Радуйся, яко тобою многи чудесы Царица Небесная от икон Своих предначала еси.

Радуйся, яко благой лик Матери Божией тобою отображенный уныние от нас отгоняет.

Радуйся, яко ти Мати Божия тайны о Сыне Своем в сердце носимыя поведала еси.

Радуйся, яко величание Мати Божией в Ея честь воспеваем из твоего Евангелия.

Радуйся, яко ти Мати Божия архангельское благовестие поведала еси.

Радуйся, яко Материю Божией благословенный.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 13

О, святый евангелисте и апостоле Лука, труба небесная, приими сии немощные наша словеса яко молитву и испроси нам у Бога, Господа Иисуса Христа, Коему ты тако неутомимо послужил еси и великую милость от Него стяжал еси, прощение всех согрешений наших, мирен и безболезнен конец живота и невозбранен преход в мир духовный, в нем же вси святии воспевают небесную песнь: Аллилуиа.

(сей кондак читается трижды, после него икос 1 и кондак 1)

Полиция в Болгарии пресекла проведение факельного шествия неонацистов

https://static.news.ru/photo/34ef100e-55c7-11ea-b896-fa163e074e61_660.jpg Фото: Hristo Vladev/ZUMAPRESS.com/GlobalLookPress

Полицейские в Болгарии смогли впервые за 17 лет пресечь проведение факельного шествия (Луков марш) ультранационалистов и неонацистов, которые собирались пройти по улице в столичном городе София. Об этом ТАСС.

В первый раз за 17 лет благодаря усилиям болгарских властей в борьбе с антисемитизмом было предотвращено проведение факельного шествия ультранационалистов и неонацистов, известного как «Луков марш», — приводит заявление МИД Болгарии ТАСС.

Отмечается, что болгарская полиция заблокировала улицы и места сборов участников марша. Однако им позволили возложить цветы около памятной доски дома, где жил сторонник альянса Болгарии с Третьим рейхом генерал Христо Луков.

Политики и общественные деятели поддержали местную полицию и вышли на улицы города с лозунгами «Без нацистов на улицах».

Ранее NEWS.ru писал о том, что в Германии запретили неонацистскую группировку Combat 18, которую считают вооружённым крылом запрещённой на территории ФРГ британской организации Blood and Honour.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

Имя Лука, это не полное имя от Луканус, именно так и звали апостола и евангелиста.
Сам Лука не был в числе 12 апостолов Христовых, но являлся учеником святого Апостола Павла и говорит, что его Евангелие написано от слов очевидцов, которые были со Христом с самого начала его пути. К тому же по словам Евангелиста он сам всё тщательно исследовал, скорее всего речь идёт о письменных записях им изучеными и евангелист пишет Евангелие своё как бы выступая историком изучившим земную жизнь Христа и описав её исторические жизненные моменты. Причём своё Евангелие он пишет только для одного человека, для некого Феофила и хочет донести до него яркое изображение возникновения христианства.
Если для Иоанна Богослова Христос был Божеством, то для Луки Христос больше человек, но полностью Иидеальный Человек или же Сын Человеческий.
Сам евангелист Лука был врачём и имел очень основательное образование, можно смело сказать, что он был из учёных мужей. При этом Лука был не еврей, а значит не принадлежал к богоизбранному народу и был что не мало важно выходцем из языческого мира, как думают многие историки, он был из Антиохии (возможно сирийцем). И потому Евангелие от Луки имело большое значение для христиан которые вышли из языческой среды.
В Евангелии от Луки много того, чего нет больше ни у одного евангелиста, это описания притч, чудес Христовых, явлений Ангелов… Именно он в подробностях повествует и о рождении Христа.
Луке принадлежит ещё одна библейская книга, это «Деяния Апостолов».
Апостолу Луке принадлежат и более 30 икон Богородицы (из них Ченстоховская, Владимирская, Иверская, Тихвинская, Киккская…), из чего можно назвать его и хорошим художником и иконописцем.
Примерно ещё 50 лет жил Лука после Вознесения Христа на небо. Земная жизнь завершилась мученически на территории современной Греции в регионе Беотии.
Сегодня Луке приписано покровительство над всеми врачами и животноводами, так как часто его изображают на иконах с крылатым тельцом, который символизирует жертвенность.
Мощи апостола и Евангелиста Луки находятся в Италии, в Венецианском городе Падуя (население около 211.000 чел).

В католической базилике Святой Юстины ( по итальянски Джустины) и находится гробница святого Луки.
Так выглядет базилика внутри.

А вот за католическим престолом и сама гробница на возвышении. Рядом стоит заметен православный крест.
Однако в Падуи не цельные мощи евангелиста,

Известно, что череп святого Луки находится на Греческом Афоне в русском православном Пантелеимоновском монастыре.
На фото здесь как раз виден реликварий с черепом (главой) евангелиста Луки и поклонится подойти к этой святыни может каждый желающий в монастыре.
Но ещё часть мощей находится на Кипре в 80 км. от города Никосия в монастыре Пангия-Киккос.
Монастырь Богородицы иконы Киккос считается самым красивым и самым богатым монастырём острова Кипр.
В этом православном монастыре тоже имеется часть мощей святого апостола и евангелиста Луки.

Апостол и евангелист Лука

Дни памяти: 4 января (70 ап.), 22 апреля, 20 июня, 18 октября
Лука Евангелист

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 — 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 — 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 — 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования — Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 — 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

БИБЛИЯ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ЮЛИУСА ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬДА.

Иллюстрации к Библии (все 241 иллюстрации)

ЮЛИУС ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД (1796-1872).

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд немецкий художник. Родился в Лейпциге в семье живописца. Учился в Венской Академии художеств; там примкнул к группе «Союз св. Луки». Группа объединяла молодых художников, прозванных «назарейцами», которые, опираясь на старых мастеров, стремились возродить религиозный дух в немецком искусстве. В 1817 Шнорр вместе с другими членами союза (Ф. Овербеком, П. Корнелиусом и др.) поселился в Риме в заброшенном монастыре. Там он разрабатывал новые художеств. приемы, сосредоточиваясь на мире человеческих чувств. В отличие от др. «назарейцев», принявших католицизм, Шнорр до конца дней продолжал оставаться протестантом. В 1827 он возвратился на родину и занял кафедру исторической живописи в Мюнхенской академии. В 1848 переехал в Дрезден, где стал проф. Дрезденской академии.
Он написал ряд полотен на библейские темы, проникнутые духом романтизма («Потоп», «Иаков и Рахиль», «Руфь», «Св. Семейство», «Благословение детей»). Но наибольшую известность принесла ему «Библия в картинках» («Die Bibel in Bildern»): серия из 240 илл. к Писанию, изданная в Лейпциге (1852-60, переизд. Штуттгарт, 1990). Несмотря на стремление строить композицию по образцам старых итальянских мастеров, эти рисунки отличаются сухим академизмом. В них сознательно отброшена всякая попытка историч. достоверности. События происходят как бы вне времени и пространства; все персонажи одеты в условные «античные» драпировки. Типы лиц однообразны (образ Саваофа почти не отличается от патриархов, фараона или Моисея). Иллюстрации Шнорра многократно воспроизводились в России (в народных, учебных и детских библ. изданиях), выходили отдельными альбомами. По ним часто расписывали русские православные храмы.

НОВЫЙ ЗАВЕТ.

Иисус из Назарета.

Фильм: «Иисус».

Иисус — неизвестные годы жизни.

Ангел Гавриил предсказывает Захарии рождение Иоанна.

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
а все множество народа молилось вне во время каждения, —
тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

Благовещение.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Мой комментарий:

Аве Мария (лат. Ave Maria — Радуйся, Мария) — католическая молитва к Деве Марии, названная по её начальным словам. Эту молитву называют также ангельским приветствием, или angelico salutatio, так как её первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в момент Благовещения

(с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%E5_%CC%E0%F0%E8%FF).

Ave Maria — Luciano Pavarotti

Мария и Елисавета.

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

Рождение Иоанна.

Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
Когда же они были там, наступило время родить Ей;
и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Рождение Иисуса Христа.

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

Пастухи — первые благовестники.

Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Симеон.

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30.ибо видели очи мои спасение Твое,
31.которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —
и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Поклонение волхвов.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Ангел является во сне Иосифу.

Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Бегство в Египет.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Избиение младенцев в Вифлееме.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Двенадцатилетний Иисус в храме.

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Но они не поняли сказанных Им слов.
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Иоанн — проповедник в пустыне.

В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6.и узрит всякая плоть спасение Божие.
Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
И спрашивал его народ: что же нам делать?
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Крещение Иисуса Христа.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17.И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Искущение.

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Свидетельство Иоанна об Иисусе Христе.

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

Первые ученики Иисуса Христа.

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Брак в Кане Галилейской.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Иисус Христос очищает храм.

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

Беседа Иисуса Христа с Никодимом.

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Иисус Христос и самарянка.

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Исцеление расслабленного.

В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, —
вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?
Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

Воскрешение дочери Иаира.

И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.
И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

Исцеление двух слепых.

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.