Икона преображения

Икона Преображения Господня на горе Фавор

Икона изображает событие Преображения Господня на горе Фавор (Матфея 17:1-8; Луки 9:28-36). Преображение — праздник Божественной славы Христа. В православной традиции День Преображения Господня (19 августа) входит в число 12 великих праздников, которые имеют такое значение, что полностью заменяют тексты даже для воскресной службы.

История

Восхождение на гору Фавор произошло в самый критический момент служения Господу, когда он отправлялся в свое последнее путешествие в Иерусалим, которое, как он знал, закончится унижением и смертью.

Праздник Преображения — это не просто напоминание о событии, произошедшем в жизни Христа. Оно также содержит в себе «эсхатологическое» измерение, направленное в будущее — во славу Царства Божия, которое ожидают увидеть все христиане.

Все было озарено и тронуто славой небес, пришедшей от Иисуса: трава, горы и их вершины, животные, птицы и насекомые и ученики Христа — Петр, Иаков и Иоанн. То, что апостолы видели на горе, было, по объяснению Отцов Церкви, предзнаменованием будущего мира после воскресения из мертвых, видением преображенного мира, достигшего своего предельного совершенства.

Апостолы, видевшие Преображение Господа, постепенно совершали это преображение на протяжении всей своей жизни. Они преобразили общество. Они преобразили тех, кого встретили, и приложили большие усилия, чтобы объявить им:

Иисус воскрес из мертвых, Иисус превратил смерть в жизнь, Иисус превратил странников в паломников, которые знают, откуда, куда и зачем они идут.

Значение

По воображаемой горизонтальной оси икона делится на две равные части. В верхней половине изображен новый совершенный мир, представленный прославленным Иисусом Христом и пророками Илией и Моисеем. В то время как в нижней части изображена наша временная земная реальность, представленная учениками Иисуса — Петром, Иаковом и Иоанном.

В центре верхней части находится Иисус Христос, стоящий и благословляющий обеими руками, одетый в белую одежду. Его туника белого цвета (нежный светло-голубой тон) и пальто с оттенком красного (тонкий красноватый или скорее розоватый тон). Эти цвета могут символизировать Божественную, а также человеческую природу Христа, потому что даже в своей славе он сохранил человеческое тело.

На правом плече есть полоса на тунике — клавус, символ царского достоинства Иисуса, подчеркивающий силу его благословения. Серьезное благородное лицо Христа, обрамленное длинными, темными, гладкими, зачесанными назад волосами и короткой бородой, обращено как бы ко всему человечеству.

Христос окружен круглым ореолом, наружное кольцо которого окрашено в темно-коричневый цвет, затем, ниже, светло-коричневое кольцо, а внутренняя часть образована глубоким оранжево-красным кругом с Гребешковым краем, который выходит из фигуры Христа.

Равномерно и густо во всех направлениях расходятся тонкие золотые лучи от ореола, представляющего Солнце, источник света, символ Христа (Христа, света мира). Рядом с круглым ореолом справа находятся буквы IC, а слева XC, которые являются начальными и заключительными буквами имени Христа (IHCOC, XPECTOC) (исход 3:14).

Фон иконы имеет оранжевый оттенок. Оранжевый создается путем смешивания красного и коричневого цвета. Красный цвет на фоне иконы означает торжество вечной жизни, а коричневый — цвет земли и всего временного. Таким образом, оранжевый цвет фона может символизировать победу вечного над временным.

Справа от Христа мы видим пророка Илию, босого, одетого в сине-зеленую тунику темного оттенка, с темно-пурпурным гиматионом (накидкой), украшенным позолотой.

Он изображен как пожилой человек, с длинными, с проседью, слегка вьющимися, зачесанными назад волосами и длинной бородой. Его серьезное лицо с красивыми чертами обращено к Господу. В левой руке он держит свиток, а правой указывает на Господа.

Слева от Христа стоит пророк Моисей (Святой пророк Моисей), его лицо обращено к Господу.

Он изображен как мужчина средних лет, с высоким лбом, короткими вьющимися темно-каштановыми волосами и короткой бородой. Он одет в длинный темно-синюю тунику, на которой ярко-красный гиматион, украшенный позолотой. В руках он держит книгу.

Золочение одежд обоих святых означает, что они уже прославлены. Все три персонажа стоят на холмах, которые имеют различные оттенки коричневого цвета.

Массивный луч золотых лучей сияет от фигуры Христа, он тонирован ярко-красным, разветвляясь на три луча, каждый из которых указывает на одного из трех апостолов, изображенных внизу иконы, на Земле, на преимущественно травянистой местности, темно-зеленой, иногда прерываемой различными оттенками коричневого. Это как реальные, так и символические цвета земного мира. Зеленый цвет здесь подразумевает Святого Духа, который повсюду и все освещает.

Справа изображен апостол Петр, стоящий на коленях лицом к Господу. Он протягивает к нему левую руку, удивляясь неожиданному откровению, свидетелем которого он является. У него короткие вьющиеся седые волосы и короткая курчавая борода. Он одет в темно-синюю тунику и орехово-коричневый гиматион, украшенный позолотой.

Двое других учеников Иисуса только что проснулись, они спали из-за усталости. В центре изображен апостол Иоанн, стоящий на коленях с вытянутыми руками и опущенной головой, изображен молодым человеком с нежным лицом, без бороды и с длинными темно-каштановыми вьющимися волосами. Его одежда — темно-зеленый хитон и темно-красный химатион, украшенный позолотой.

Слева лежит апостол Иаков, его лицо обращено вниз, а взгляд устремлен вперед. Он имеет короткие вьющиеся каштановые волосы и короткая борода, красная туника, украшенная позолотой и темно-сине-зеленый гиматий. Позолота апостолов символизирует, что на них падает отражение славы Христовой.

Иконография

Формирование традиционной православной иконографии Преображения Господня завершилось к IX веку. На иконах Христос изображается на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него, тоже в воздухе, стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Монастырь Святой Екатерины на Синае

Самый ранний сохранившийся образ преображения — из монастыря Святой Екатерины на Синае, где из-за своего уединения находятся многие ранние иконы. В апсиде храма находится мозаика Преображения Господня, датируемая серединой VI века.

Монастырь св. Екатерины, Синай

Христос — это центр и фокус образа, его рука в благословении, глаза направлены на нас. Его одежда изображена «белой, как свет», как описывают авторы Евангелий. Слава Бога, омрачающая сцену, показана мандорлой вокруг Иисуса. Из его тела видны лучи света, поражающие каждого из пяти присутствующих: справа от Христа — пророк Илия; слева — Моисей; у его ног — апостолы Иоанн, Петр и Иаков.

Моисей запечатлел драму события: три апостола в смятении на лицах, в то время как Христос спокойно стоит в центре над ними, по бокам Моисей и Илия, которые, кажется, благословляют его. Все последующие иконы Преображения мало отличаются от этого основного состава.

Монастырь Дафни

Мозаика в монастыре Дафни, Хайдари

Гора, на которой произошло Преображение, названа Святым Иеронимом горой Фавор. Гора играет важную роль в Божественном Откровении, как описано в Священных Писаниях, и связывает Моисея и Илию, которые чудесным образом присутствуют рядом с Христом.

Моисей взошел на гору Синай, чтобы принять Десять Заповедей и беседовать с Богом в Великом облаке Божественной славы. Илии было сказано подняться на гору Хореб (вероятно, альтернативное название Синай), где он услышал голос Бога в «нежном ветре».

В библейском повествовании, как и в иконах, эти два собеседника с Богом показаны теперь в беседе с Самим Христом, что является ясным указанием на божественность Иисуса.

В дальнейшем иконы показывают Моисея, держащим книгу — Тору. Илия в шкурах животных, напоминающий Иоанна Крестителя, представляет пророков, в то время как Моисей представляет закон. Иисус Христос есть исполнение обоих.

Икона Феофана Грека

Феофан Грек (ок. 1340-ок. 1410) был одним из величайших иконописцев Московской Руси и был известен как учитель и наставник великого Андрея Рублёва. Он переехал из Константинополя в Новгород в 1370 году, а оттуда в Москву в 1395 году.

Современники Феофана в Москве описывали его как «ученого в философии». Он достиг того, что перенес учение святых отцов о Преображении в свою собственную икону.

Икона Феофана Грека (конец XIV века)

Геометрия изображения подчеркивает безмятежность Христа по сравнению с беспорядком апостолов: Петр протягивает руку, как будто в середине предложения: «Господи, хорошо нам быть здесь…» (МФ 17:4)

Смелая икона Феофана разделена надвое: Христос и апостолы на горе Фавор, а Моисей и Илия удаляются на отдельные, но смежные вершины.

Феофан был не первым иконописцем, сделавшим это: горы Фавор и Синай/Хорев различны, и поэтому было принято изображать Моисея и Илию, стоящих на разных вершинах, склоняющихся ко Христу.

Феофан подчеркивает различие между двумя ветхозаветными святыми, с одной стороны, и апостолами Христа — с другой. Через три луча света он привлекает трех апостолов и нас к ослепительному свету, который окружает Иисуса.

Таким образом, Феофан представляет нам уже древнее учение о том, что преображение было не только событием, свидетелем которого мы были, но и процессом, в котором мы сами должны были участвовать.

Молдавская икона

В Евангелиях преображение происходит всего через шесть дней после долгого повествования Христа о Конце света, Страшном Суде и Втором Пришествии Христа. Христос заканчивает свои слова обетованием:

Здесь стоят некоторые, которые не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём.

Преображение, таким образом, есть осуществление обетования Иисуса, и поэтому то, что переживают апостолы, есть предвкушение будущей жизни — «силы и пришествия Господа нашего Иисуса Христа», согласно апостолу Петру.

В иконе Феофана, пожалуй, впервые показано восхождение и спуск с горы Фабор. Это важная часть события: Христос не внезапно преобразился среди своих учеников, проповедуя в Галилее. Вместо этого Христос избрал трех своих учеников, повел их на гору молиться, и там они увидели будущую славу Божью в настоящем.

Молдавская икона, 16 век (сейчас в Бухаресте)

Однако после подъема начался спуск. Никто не может испытывать такую божественную славу в течение длительного времени в этой жизни: это обещание будущей жизни. Изображение на иконе — это опыт для всех нас. Геометрия иконы Феофана, втягивающая нас в эту сцену, делает это не для того, чтобы мы могли наблюдать ее, а для того, чтобы мы могли испытать ее.

Мы тоже должны взойти на духовную гору. И на вершине, в молитве, эти лучи Божественного света могут проникнуть и в нас.

Икона в Рыбинске

На более поздних иконах апостолы изображены в том же «упорядоченном беспорядке» первой Синайской мозаики, но выражение их лиц изменилось с испуганного на сонное.

Рыбинский государственный историко-архитектурный музей (начало 19 века)

Это следует из рассказа Луки, где он описывает апостолов, пробужденных от тяжелого сна, чтобы стать свидетелями Преображения. Именно эта усталость объясняет их неспособность понять значение события и разговор между Христом и ветхозаветными святыми о его будущем распятии.

Это тоже урок: наряду с духовным согласием и молитвой необходима бдительность. Когда Илия услышал Бога на горе Хорив, это было не в ревущем ветре, землетрясении или огне, а в ошеломляющей тишине.

Что бы он услышал, если бы был невнимателен? Что мы можем получить от Бога, если мы невнимательны?

О чём молятся возле иконы

В праздник Преображения в каждом храме проводится торжественная Литургия, во время которой перед святым образом читаются акафист и молитвы о даровании:

  • очищения от грехов;
  • исцеления;
  • укрепления веры;
  • спасения родных и близких.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченноек падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Всякий, кто стоит перед иконой Преображения Господня с открытым сердцем, получает импульс превратиться из «старого» человека в «нового».

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Марина_Ушакова Мозаики церкви Сан-Витале. Равенна, Италия

Так же как и прочие равеннские храмы, церковь Сан-Витале выглядит сурово, аскетично. Ее шершавые толстые стены похожи на адриатические раковины-мидии. Ранние христиане не украшали свои храмы, приберегая всю роскошь для убранства интерьера. Мозаики 6-го века сохранились в алтарной части: Христос со святыми Виталием и Экклесием, сцены из Ветхого Завета и знаменитая парная композиция — торжественный выход императорской четы, Юстиниана и его супруги Феодоры, со свитой.

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.

А. Блок

Фигуры утратили объем, а вместе с ним и материальность. Они превратились в плоские, наложенные на стену силуэты и кажутся невесомыми, бесплотными; под тяжелыми складками одежд не чувствуется тел. Лица отрешенные, строгие, взгляд огромных пристальных глаз завораживает.

Византийский художник призван был запечатлеть не сиюминутное, а вечное, не бренную материальную оболочку, а неизменную божественную сущность. Эта высокая духовная сосредоточенность искусства, неведомая античности, требовала обновления художественного языка. Поэтому из мозаик исчезает все переменчивое, иллюзорное, конкретное. На смену движению приходит торжественная застылость, на смену объему — четкий контур, строгий ритм линий. Плавные переходы цвета заменяются крупными цветовыми пятнами, причем каждый цвет имеет символическое значение. Так, золотой считался цветом божественности, пурпурный обозначал царственность, а синий был цветом знатности.

Казалось бы, нет жанра, менее близкого византийскому искусству, чем портрет. И тем не менее, одной из признанных вершин ранневизантийского искусства стал именно мозаичный портрет императрицы Феодоры в церкви Сан-Витале. Собственно портретом в современном понимании изображение Феодоры назвать, конечно, нельзя: императрица никогда не бывала в своих итальянских владениях, и вряд ли авторы мозаики видели ее. Да и вообще, идея передать портретное сходство представлялась византийцам кощунственной. В изображении Феодоры — ее духовном портрете — византийские мастера воплотили свои представления о красоте. Прекрасно одухотворенное тонкое лицо императрицы с огромными гипнотизирующими глазами, великолепен ее наряд: жемчуга, рубины и изумруды украшают головной убор и оплечье, пурпурное одеяние заткано золотом.

А какой же была в действительности эта женщина в императорском пурпуре с нимбом святой вокруг головы? Дочь циркового смотрителя, танцовщица и куртизанка, она начала свою карьеру с того, что выступала на ипподроме с весьма смелым номером «Леда и лебедь». Этот номер, который актриса придумала сама, по сей день пользуется успехом в стриптиз-клубах. В античном мифе Зевс, желая овладеть Ледой, принял образ лебедя. Обнаженная Феодора возлежала на сцене, а ее прелести были обсыпаны ячменными зернами. «Партнер» актрисы — большой белоснежный гусь — выклевывал зерна из складок ее тела, а зрителям казалось, что птица страстно целует женщину.

Внешне изображения кажутся застывшими, неподвижными, почти бестелесными. Но каждое из них обладает поразительной энергией. Огромные, широко раскрытые глаза устремлены на входящего в храм, проникая в самую душу. Это уже почти икона, а не картина. Позднее, когда в византийских, а затем и в болгарских, сербских, древнерусских храмах все стены и столбы будут покрываться фресками или мозаичными изображениями, этот эффект возрастет многократно. Суровые взоры святых и праведников пронзают человека насквозь, и некуда укрыться от всевидящего и требовательного ока – они видят твое добро и твое зло. «Воистину нет ничего тайного, что не стало бы явным…»

Император Юстиниан держит в руках большую чашу с золотыми монетами – пожертвование на храм. Строгие и величественные фигуры равны между собой по росту. Юстиниан выделяется пурпурными одеждами, контрастирующими с белыми одеяниями священнослужителей, короной и нимбом вокруг головы, как у святого. Епископ Максимиан держит в руках крест, архидиакон – Евангелие, один из дьяконов – кадило. В лицах Юстиниана и особенно епископа Максимиана явно присутствует портретное сходство.

Императрица Феодора в окружении придворных. Она также держит в руках потир с золотыми монетами. На подоле ее пурпурного плаща вышиты фигуры трех волхвов, подносящих дары Богоматери. Вокруг шеи и на плечах императрицы роскошные ожерелья. Голову увенчивает корона с длинными жемчужными подвесками, спускающимися на грудь. Вокруг головы, как и у Юстиниана, – нимб. Слева от императрицы – придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках; справа – дьякон и евнух, открывающий завесу.

Лицо императора нахмурено. Феодора изображена поблекшей красавицей с усталым, задумчивым лицом. Ее пристальный взгляд выдает страстную и волевую натуру… Два человека с удивительной судьбой, императорская чета, стоявшая во главе крупнейшей европейской страны в чрезвычайно бурную, переломную, богатую событиями эпоху, которую в истории Византии сегодня принято называть «эпохой Юстиниана». Во времена 38-летнего царствования Юстиниана и Феодоры Византийская империя достигла пика своего могущества.

Мозаики церкви Сан-Витале в Равенне давно и прочно вошли в золотой фонд мирового искусства. Некоторые их них выполнены еще во времена остготов римскими или равеннскими мастерами. Таков, например, юный безбородый Христос, восседающий в пурпурной тоге на голубой сфере в окружении двух архангелов в белых одеждах, Св. Виталия и епископа Экклезия, держащего в руках модель церкви. Лица архангелов отмечены печатью строгой и возвышенной красоты. Льющийся в окна свет создает впечатление нематериальности фигур. Работавшие в церкви Сан-Витале мастера ставили кусочки смальты под разными углами и не заглаживали общую поверхность, достигая этим эффекта «живого» мерцания.

Своды храма украшает растительный орнамент: то зеленый на золотом фоне, то золотой – на зеленом. В этот узор вплетаются фигуры четырех ангелов, поддерживающих синий круг с золотыми звездами и изображением белоснежного агнца.

Икона «Преображение Господне»

Икона имеет огромное значение в православном христианстве. В ней отражено великое событие преображения Господа во время молитв Всевышнему на горе Фавор. Верующие почитают святой образ и молятся перед ним для очищения душ от негатива и зла.

Праздник Преображения Господня приходится на Успенский пост. Одноименная икона отражает события, произошедшие с нашим Спасителем, и явление Божественной сути последователям Иисуса. В этот день отмечается и Яблочный Спас, в который каждый православный освящает в церкви плоды нового урожая.

Значимое событие, произошедшее перед окончанием земной жизни Иисуса, послужило написанию иконы Преображения Господня. К Иисусу явились пророки Моисей и Илия, которые вели с ним беседу о предстоящих страданиях и о том, что кровь Спасителя искупит все грехи человечества. Это судьбоносное событие говорит о том, что истинная вера, всепрощение и смирение даруют вечную жизнь и бессмертие души каждому, кто встанет на путь православия.

Икону Преображения Господня можно встретить повсеместно. События, происходящие на горе Фавор в виде фресок. мозаики и росписи украшают многие храмы России. Один из наиболее древних написанных образов можно найти в Третьяковской галерее города Москва.

Молитвы перед иконой помогают христианам обрести истинную веру и освободить душу от грехов. Во время произнесения молитвенных слов каждый может получить ответы на любые вопросы, попросить у Всевышнего защиты и покровительства. К одной из самых главных икон можно обратиться с любой просьбой, душевной раной, в поиске истины. Она символизирует преображение, которое подвластно каждому, вставшему на путь исправления и искупления своих неблаговидных поступков.

Описание иконы

На иконе отображено событие, произошедшее на священной горе Фавор, куда Иисус отправился со своими учениками. Они еще не знают, что Иисус хочет показать им, что ожидает его и его последователей после физической смерти. Преображение во время вознесения молитв изменяет цвет одежд Спасителя на Белоснежные. Он находится в центре иконы, окутанный сиянием, а внизу располагаются его ученики, как символ неоконченных земных дел. Пораженные последователи молча спускаются с горы, а их Учитель просит не рассказывать о случившемся на горе до тех пор, пока его не станет.

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост, поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом. В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Молитва перед иконой

«Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь».

Празднование Преображения Господня сопровождается торжественной литургией и молитвами Господу о прощении грехов и очищении. В этот великий день каждый может вознести молитвы о помощи и поддержки для себя и своих близких. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

Преображение

Другие языки

Иконография, информация Иконы Мозаики Фрески Миниатюры Шитье Литье Литература

Древнейший иконографический сюжет, основанный на Евангелии (Мф.17:1-13; Мк.9:2-13; Лк.9:28-36).

Своими корнями иконография Преображения уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов. Покровский приводит в качестве первого хронологически определенного примера мозаики Св. Аполлинария в Равенне (St. Apollinare in Classe). В VI же столетии произошел переход от символических форм изображения к прямым, и в мозаике церкви Святой Екатерины на Синае мы уже видим все фигуры, изображение которых в дальнейшем закрепится в каноническом представлении сюжета: Спаситель, по сторонам которого стоят Моисей и Илия, и три павших ниц апостола внизу.

В дальнейшем сюжет почти не подвергался изменению. Спаситель обычно изображался в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображался молодым, а Илия – старцем, но встречаются редкие варианты, изображающие Моисея мужчиной средних лет. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.

Базовый сюжет может быть дополнен следующими деталями:

а) Моисей восстает из гроба, а Илия выходит из облаков (либо делают это с помощью ангелов). Покровский указывает, что «это наглядное выражение древней по своему началу мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых: они явились, по словам Иоанна Златоуста, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; сверх того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым». Выражение этой мысли приводится в служебной минее в нескольких местах: » от земли убо — апостоли, яко с Небесе же — Фесвитянин Илия, Моисей же — от мертвых» (6 авг. 3-й тропарь ин. ирмоса 8-ой песни); «Моисей же и Илиа Тебе предсташа, мертвым и живым Тя Господа поведающе» (6 авг. 2-ая песня стих. на хвал.).

б) Моисей и Илия переносятся ангелами к месту Преображения на облаках (на иконе из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского);

в) с левой и правой стороны иконы добавляются сцены, в которых Спаситель восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы соответственно. У Покровского говорится, что иногда добавляется четвертый момент – Христос возбуждает апостолов после Преображения.

Изображения Илии и Моисея на горках напоминают о явлении им Бога на Синае и Хориве, о чем упоминается в тексте службы на Преображение.

Общеизвестность изображения рассматриваемого сюжета в иконописной практике привела к тому, что во многих иконописных подлинниках приводятся лишь краткие замечания по краскам окружающей среды и одежд. Например, Буслаев цитирует филимоновский подлинник: «На Илье риза празелень, на Моисее багор; под Спасом гора празелень; под Ильею и Моисеем гора вохра с белилами и киноварь; на Иоанне риза багор, на Иакове риза празелень, на Петре вохра». Однако, в той же работе Буслаев приводит примеры и более подробных описаний. Например, (по подробному Филимоновскому подлиннику) «Спас в облаке, одеяние белое, рукою благословляет, в другой свиток. С левой стороны Спаса стоит Илия Пророк, смотрит на Спаса, с другой строны Моисей, в руках у него скрижали каменные, как книжка. Петр под горою лежит, Иоанн на камне пал, а смотрит вверх, Иаков головою оземь, а ноги вверх, закрыл рукою лицо свое. На Илии риза празелень, на Моисее багор, на Иакове празелень, на Петре вохра, на Иоанне киноварь».

Преображение входит в число церковных двунадесятых праздников, и его празднование восходит еще к IV веку, но его торжественное повсеместное отмечание началось только с XV века, когда папа Каллист III сделал его общим на всем Западе в честь победы малых сил христиан над большим войском Магомета II.

Ниже цитируются:

  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • БЭКМ 2001 = Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.
Антонова, Мнева 1963

На основе Евангелия (Марк IX, 2–9; Матфей XVII, 1–9; Лука IX, 28–36) иллюстрируется чудесное преображение Христа на горе Фавор перед его учениками Иаковом, Иоанном и Петром. Рассказывается о том, что лицо Христа «просветися яко солнце», «ризы же его быша белые, яко свет» (по Матфею, по Марку «яко снег»). Явились принесенные ангелами пророки Илья и Моисей, которые беседовали с Христом.

Истоки композиции Преображения, известной на Руси с домонгольского периода, восходят к древнехристианскому искусству. Изображаются горки. На горках стоят: в центре, в ореоле света — Христос, по его сторонам — пророки Илья и Моисей, ниже — три пораженных чудом апостола. Часто к основной композиции добавляются сцены: «восхождения» Христа с тремя апостолами на гору и «нисхождение» их с горы. В последних сценах обычно фигуры пишутся меньшего размера и вписываются симметрично по сторонам, между уступами горок. Иногда еще вверху изображаются «носимые» (приносимые) ангелами в облаках пророки Илья и Моисей (Н. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, стр. 195; G. Millet, Recherches sur l’iconographie de l’évangile aux XIV, XV et XVI siècles…, Paris, 1916, стр. 216–231; L. Ouspensky und W. Lossky, Der Sinn der Ikonen, Bern und Olten, 1952, стр. 210–212).

БЭКМ 2001

ПРЕОБРАЖЕНИЕ Господне, христианский праздник, посвященный воспоминанию Преображения Иисуса Христа. Празднуется 6 (19) августа. В Православной Церкви — Господский двунадесятый праздник. Все три синоптических Евангелия содержат сходные описания Преображения Господня (Матфей 17:1; Марк 9:2; Лука 9:28). Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег. Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Иисусом о Его близком отшествии. Всех их осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение состояло не в изменении Божественной природы Христа, но в явлении Его Божества в природе человеческой. Согласно Иоанну Златоусту, Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV в., о чем свидетельствуют поучения и слова Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Мать Константина Великого, святая равноапостольная Елена, построила на горе Фавор храм в честь Преображения, разрушенный в XII в. Салах-ад-дином. Песнопения в честь праздника были написаны Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским (VIII в.). На Западе праздник еще в XII в. не был всеобщим; его учредил в 1457 папа Каллист III, установив тогда же богослужебный чин.

Празднование Преображения продолжается 9 дней, с 5 (18) по 13 (26) августа. В этот праздник по древнему церковному обычаю совершается освящение первых плодов (злаки, виноград или яблоки).

Источник: «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия», www.km.ru