Икона рождества

Иконография образа Пресвятой Богородицы.

Иконография образа Пресвятой Богородицы.

Лекция, или реферат, или доклад об иконографии образа Пресвятой Богородицы.

Букв много… Но и тема обширная. Дабы, не блуждать по просторам интернета, под рукой всегда информация и шпаргалка…

Главное в этой статье не обилие сведений, а содержание, наполненное богословским смыслом.

Многочисленные сведения по иконографии образа Пресвятой Богородицы, имеющиеся в различных источниках, не просто добросовестно пересказаны, а творчески осмыслены. Так, при перечислении типов изображения Пресвятой Богородицы, каждый раз обращался к иконам Божией Матери, находящихся в приделах и пространстве интернет источников. Ппри рассмотрении конкретных икон, обращаю внимание не только на атрибуты одежды Пресвятой Богородицы и Ее Божественного сына, но и пытаюсь раскрыть смысл иконы с догматической точки зрения…

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и почитать Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу, когда, будучи на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский. Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении.

Эфесский собор в 431 году догматически утвердил за Девой Марией право наз. Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Святого Духа Мария участвует в Тайне Боговоплощения. Христианская культура несколько веков искала адекватный способ выражения христианского откровения.

Еще во дни земной жизни Матери Божией и ближние и дальние спешили к ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего скорбели, изъявляя горячее желание видеть хотя бы изображение лика Богородицы. Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол Лука, и чтобы удовлетворить их, он изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди». И добавила: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».

Существует еще одно предание о первообразе — это нерукотворный образ Богородицы, который возник еще при Ее жизни, на столпе храма, построенного в г. Лидде (недалеко от Иерусалима). Святые апостолы Петр и Иоанн Богослов молили Божию Матерь посетить и своим присутствием осветить и благословить построенный храм.

Пречистая Дева сказала: » Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столпов (колонна) дивный красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и сама Матерь Божия посетила Лиддский храм. От этого образа стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в храм стекались толпы паломников со всего света.

В 4 веке к власти пришел император Юлиан Отступник. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось внутрь столпа, и осталось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором.

После Эффеского собора появляются первые иконы Богородицы, в собственном смысле слова. То есть возникает иконописание, как традиция.

Через образ Богородицы раскрывается нам глубина Богочеловеческих отношений. Дева Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой Тварью и почитание Ее связано именно с этим.

Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков. По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, который заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, пишет: «Матерь Божия была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом…».

На иконах Богородица традиционно изображается в определенных одеждах: мафорий — верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая. В середине круглый прорез, чтобы прошла голова, края этого прореза около шеи обшивается широкой или узкой каймой. Мафорий одевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Туника – длинная нижняя рубаха до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой, как символ девственной чистоты. Но может быть разных оттенков синего, темно-синего и темно-зеленого. Женщина того времени всегда должны покрывать голову, и на иконах Божией Матери мы всегда видим на Ее голове легкий плат (чепец), подбирающий и закрывающий волосы, поверх которого надето покрывало. Покрывало, подобно мафорию, было круглым, разрезанным спереди до центра или прорезом для лица. Его длина была до локтей. В иконографии тона плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою плоть и кровь Сын Божий. По краям плат отделан золотой каймой и бахромой. Золотая кайма – знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней и благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. Иногда одежды Богородицы золотые, что символизирует поток благодати Божией, а изредка мы можем видеть Божию Матерь, облаченную в синий мафорий. Для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери.

Непременной принадлежностью головного покрывала Богородицы являются три звездочки. Это символ Ее Приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе), и остается Девою после рождения Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече). Вместе с тем 3 звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменую вочеловечение Сына Божия – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи (нарукавники). Поручи – деталь облачения священников, на иконах – это символ служения Божий Матери (а в Ее лице – и всей Церкви) Главе Церкви Первосвященнику Иисусу Христу.

Начиная с 6 века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.

На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков цвета и украшены золотым ассистом (по складкам одежды штрихи из сусального золомта или серебра) — признак Божественного Света. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей. И указывает на Его совечное, и сопрестольное Богу Отцу Существо.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой.

Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично — покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях принято изображение с покрытой головой. Но в некоторых иконографических вариантах мы видим изображение Богоматери с непокрытой головой, например: московский образ Богородицы «Взыскание погибших». В некоторых случаях плат заменен венцом (короной, диадемой), например: Балыкинская икона Божией Матери.

Обычай изображать Богородицу с непокрытой головой западного происхождения, как знак Ее Приснодевства. Покрытая голова Богородицы не просто дань восточно — христианской традиции, а глубокий символ — знак Ее Материнства и полной принадлежности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить покров, ибо венец (корона) — знак Царства. Действительно, Божия Матерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как видим на иконах Богородицы Ченстоховская икона, «Млекопитательница», «Споручница грешных», «Державная», «Достойно есть» и др.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Иконы Богоматери тем более были любимы, что Ее образ близок народной душе, доступен, ей открывалось сердце, может даже больше, чем Христу. В народном сознании господствовали представления о Боге, как Грозном Судии, а Божией Матери — вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий. В Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе Матери, как бы уступая Ей в Ее ходатайстве за простых людей. Однако в народной фантазии пределы такого ходатайства могли принимать несоизмеримые масштабы, искажающие образ Христа. Тем не менее, зная любовь народа к Богородице, Ее близость к человеческому сердцу, порой наивному в своей человеческой вере, Церковь учила народ Божий через Богородичные иконы. И при всей доступности этого образа иконы содержат глубочайший богословский смысл.

Условно все многообразие икон Богоматери можно разделить на группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из сторон Ее служения. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Основными, ведущими в иконографии Богородицы являются три типа икон: «Одигитрия», «Умиление», «Оранта».

По преданию три иконы апостола Луки, представленные Богородице, и заложили эти типы икон.

Одигитрия, греч. Путеводительница – это один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, который написан и не младенцем, и не в детском возрасте, и не взрослым, здесь он вечный. По преданию Богородица родила Иисуса Христа в 15 лет, что вполне соответствует южным народам, а на иконе Богородица приобретает некоторую суровость, уже не юная, взрослее намного. Это богословская динамика, которая изображается на иконах Божией Матери. Иконописцу интересно показать не юную девушку, ставшую матерью, а важно изобразить Богоматерь.

Иконы этого типа строятся следующим образом: фигура Богородицы представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, а другой указывает на Него. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас, нередко жест направлен и на предстоящих. В другой руке Он держит свернутый свиток (закон), иногда есть варианты развернутого свитка, скипер и держава, книга. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы – в чудный Божий свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, а теперь Она – мост для нас на пути к Нему. Жестом Богородица ориентирует нас духовно, направляя нас к Христу, ибо Он «есть Путь и Истина и Жизнь». Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, Она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип Богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты и изображения в рост. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская, «Троеручица», «Споручница грешных», Петровская, Кипрская, Иерусалимская, Алабатская, Ченстоховская, Грузинская, «Страстная» и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Домаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила его отрубленную руку. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья, на лике Богородицы появилась кровь, что повергло нападающих в неописуемый ужас. На иконе «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжета изменена поза Младенца Христа – Он изображен в полооборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Матери.

Богородица говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь к Христу, на этих иконах Одигитрия предстает путеводительницей к Богу и вечному Спасению.

Елеуса греч. Милующая, а на Руси Умиление — еще один распространенный иконографический тип иконы Божией Матери. В греческой иконографии данный тип икон именовался Сладкое лобзание.

Эпитетом «Умиление» в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. Характерной особенность иконографии Умиление является соединенность ликов Спасителя и Богородицы. Богомладенец прильнул к щеке Девы Марии, рученками и ликом устремлен к Матери, а Мать лицом и всем своим существом устремлена к младенцу, их любовь безгранична. В этом типе икон представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его Творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание в искупление всечеловеческого греха. Любовь на иконе соединяет небесное и земное, Божественное и человеческое, выраженное сопряжением нимбов и соприкосновением двух ликов. Поскольку Богородица символизирует Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком – ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви.

Тип «Умиление»– один из наиболее мистических типов Богородичных икон. Здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери. И не случайно. Много тому причин: и древнее происхождение от апостола Луки, и события связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву, и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар…

У этого типа есть варианты изображения: ласкающая Младенца Богоматерь может быть сидящей, поясной, стоящей; Младенец может восседать на правой или на левой руке.

Особой разновидность Умиления является изображение Младенца, сидящего на руке Богоматери и болтающего ножками. Этот извод стал очень популярным в 15-16 вв. и получил название «Взыграние Младенца». Примером такого типа может служить Яхромская икона Божией Матери. Характерный жест этой композиции – Младенец ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия…

Редкий вариант Умиления представляет тип Млекопитательница. Богоматерь кормит грудью Младенца Христа. Такая деталь – не только интимная подробность, но раскрывает еще одну тему в прочтении образа Богородицы. Мать, вскармливая Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «Чистым словесным молоком Слова Божьего».

Мы рассмотрели два главных типа иконографии Божией Матери с Младенцем Христом.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть из огромного количества икон: более 860 наименований. Для большинства икон установлены отдельные празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты. Помимо икон Богородицы, к иконографии относятся иконы Богородичных праздников, дни годового богослужебного круга, установленного в честь Пресвятой Богородицы…

Редкая иконография и другие, менее распространенные типы икон Богородицы, будут рассмотрены в следующих публикациях. В зависмости от необходимости…

Иконография Рождества Христова

Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории.

Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах.

Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.

Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век

Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.

Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-???0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).

Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).

В общих чертах иконография Рождества Христова такова.

Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу – на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.

Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) – месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь.

Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары – золото, ладан и смирну.

Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы – здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды.

В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа.

Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере.

В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно – праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче – фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы.

В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель.

Рождество Христово. Икона Андрея Рублева. 1405

Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.

Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.

Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия

В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия….

Икона Рождества Христова

Икона Рождества Христова, на первый взгляд, имеет довольно простой сюжет. Но так ли это на самом деле? Читайте подробную аналитику в статье на «Правмире».

Икона Рождества Христова и её смысл

Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Андрей Рублев. Рождество Христово

Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. С самых ранних времен Церковь славит Господа и в песнопениях, и в живописных произведениях. Иконопочитание развивалось практически параллельно со сложением богослужебного чина и распространением веры. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В середине III века по Р.Х. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят».

Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI — VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века. Она хорошо известна: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой — звезда. А вокруг дополнительные сцены: благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами, пастыри и ангелы, славящие Господа, омовение Младенца. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Таким образом, в канонической иконографии Рождества Христова отчетливо выражено литургическое значение образа. Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. И при взгляде на подобный образ во время богослужения особенно вдохновенно поются в верующем сердце радостные рождественские песнопения.

Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. В IV веке в катакомбах Севастиана появляется спеленутый Младенец, рядом — Богоматерь и двое животных. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены.

Основная мысль всей этой иконографии достаточно понятна: изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия, которая и есть тайна человеческой истории и, по мнению некоторых мыслителей, ее смысл. Он в том, что приходит новый Адам — предвечное Слово Божие, и жизнь человечества приобретает смысл в соединении с Ним и в познании тайны бытия, как тайны божественной любви. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. Григорий Неокесарийский. — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, Бестелесный, Непостижимый влачится человеческими руками…» В жизнь человечества вошло совершенно новое, ранее небывалое понимание всех вообще связей и отношений и внутри человечества, и вне его: и в отношениях человека с Богом, и в отношениях с ангельским миром, и друг с другом, и с материальной, наименее совершенной природой. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися…», — воспевается в службе навечерия.

Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. И ангелы, и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере; но вся природа — Его храм! Пещера превращена в хлев, там животные; но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры… «И увидел Бог, что это хорошо…». Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Теперь Он пришел, в зраке раба, приняв собственный образ и подобие, в мир падшего человека и падшей с ним природы, и пещера наполнилась невыразимым светом Божественной любви к роду человеческому и ко всей природе — видимой и невидимой.

Как это выразить в звуке, как это выразить в образе? Церковь долго не приступала к изображению этой великой и таинственной Вифлеемской пещеры, пока не было разработано учение о богочеловечестве Спасителя на вселенских соборах V , VI и VII веков, где были ниспровергнуты, в первую очередь, ереси монофизитства и несторианства.

Итак, мы рассматриваем каноническую иконографию Рождества Христова как свидетельство Церкви о спасительной тайне Боговоплощения. Но в творчестве существует художественная свобода. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок; затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент, из которого она исходит в световом луче. Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. Он творчески располагает их, сопоставляет, вводит во взаимодействие с целью наиболее полного и глубокого выявления значения и смысла события. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Но для нас существенно, что как бы ни понимался в разных культурах символ пещеры, отныне в ее мрак внесен Божественный свет. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир…». Она представлена либо мирно возлежащей, либо торжественно сидящей; иногда Ее глава отвернута как бы в сторону от Младенца; но она обращена к приносящим дары персидским путешественникам, и не только к ним, но и ко всем, приносящим дары Богу. Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. А внизу — сцена омовения Новорожденного. Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Во многих случаях иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.

К вершинам художественного воплощения образа относится, как нам представляется, фреска XIV века (1360-1370-е годы) в церкви Перивлепты в Мистре (Греция).

Вы прочитали статью Икона Рождества Христова — как её понять? Читайте также:

Поздравления с Рождеством

Рождество Христово

Икона “Рождество Христово”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Среди огромного множества церковных изображений Святых ликов с момента зарождения религиозной живописи, икона «Рождество Христово» считается самой известной и почитаемой. С давних времен люди поклонялись сюжету, в котором изображено рождение Иисуса Христа.

Если обратиться к историческим данным, то первое написание иконы относится к «средней античности». Для ее создания использовалась липовая доска, а само изображение было вырезано на ней острыми предметами. Некоторые источники утверждают, что она до сих пор храниться в своем подлинном состоянии в одном из центральных храмов России.

Рис 1 Святой сюжет с Богоматерью и младенцем в яслях символизирует не только рождение Великого Спасителя Человечества – Иисуса Христа, но и олицетворяет собой начало всей христианской религии.

С течением времени иконы Рождество Христово стали все более совершенствоваться по технике изображения и использованию защитных материалов для краски и полотна. Более древние рукописные экземпляры хранятся в специальных кетонах (ящиках из стекла), чтобы защитить их от расслаивания и обесцвечивания. Такие церковные полотна обладают высокой исторической и материальной ценностью, поэтому и хранятся в строгом соответствии с церковными канонами.

Редкие святыни выносятся в обозрение прихожан один раз в год, на праздник Рождества. После проведения всех служб и молебнов их помещают обратно в церковные хранилища или музеи. Ведь некоторые из икон исчисляются датой происхождения на сотни лет назад и относятся к историческим ценностям Юнеско.

Сила иконы Рождество Христово

Весь сюжет святого образа насыщен чувствами ликования и духовной радости для каждого православного верующего. Более двух тысячелетий, различные мастера иконописи и светской живописи, создают иконы и фрески, на которых главными действующими лицами являются Дева Мария и ее младенец Иисус. Уникальный религиозный сюжет ведает зрителям о великих событиях, изменивших мир множество столетий назад.

В центре рождественского сюжета – Богоматерь, которая придерживает руками новорожденного Христа. На верхней части полотна изображены ангелы, как символы появления новой жизни. Они олицетворяют собой смирение, радость и благоговение. Внизу сюжет дополняется купанием младенца в купели, как символом безостановочности жизненного пути.

Рис 2 Особая сила и мощная защита исходит от икон, написанных много столетий назад. Однако такие святыни находятся в специальных хранилищах и выносятся только на рождественские службы.

Осквернять или умышленно причинять ущерб священным образам категорически противопоказано. Существует одна легенда, согласно которой, один прихожанин, который не смог исцелить своего сына от чумы, выбросил на улицу икону Рождество, доставшуюся ему в наследство от матери. С этого дня у него стали происходит одно несчастье за другим и когда он уже потерял всех родных, к нему во сне явился ангел и сказал, что только истинная вера в Бога помогает людям исцелиться и достигнуть задуманного.

Сон был настолько реалистичным, что человек ушел в монастырь, постепенно стал пророком и исцелил множество людей. Таим образом, он вновь обрел самого себя и смог поверить в свои силы. Он день и ночь просил у Бога прощения и искупления своих грехов. Только так он смог обрести покой в душе и понял, что, даже теряя одного близкого человека, нужно всегда думать о других, которые остались в живых и нуждаются в помощи.

Значение иконы, от чего оберегает

Молитвенное обращение к иконе Рождество помогает справиться человеку с финансовыми проблемами и безработицей. Она способствует исцелению от многих болезней, эмоциональных переживаний, устраняет проблемы во взаимоотношениях близких родственников. С помощью святого прошения верующие благодарят Господа Бога за сына его Иисуса Христа, как спасителя мира. В обращении к иконе произносятся просьбы помощи в мирских делах и в обретении душевной гармонии.

Важно! Все православные верующие благодаря иконе Рождество Христово должны понимать, что даже несмотря на то, что сам Господь всемогущ, Его Сын пожертвовал своей жизнью ради человечества, искупив грехи каждого, собственной кровью.

«Вифлеем» в переводе с иврита означает «дом хлеба». Будучи маленьким и малоизвестным городком, после рождения спасителя, становится всемирно известным. Туда со времени рождения Иисуса и до наших дней, устремляются тысячи паломников, чтобы увидеть собственными глазами и почтить священное место.

Икона Рождество Христово несет в себе сокровенный смысл зарождения христианской религии. Она способствует укреплению духа верующих, усиливает их веру в лучшее и дает надежду на искупление грехов.

Рис 3 Читать молитву перед иконой Рождество Христово нужно при зажженной свече или лампадке, обязательно очистив свои мысли от любого негатива и зла.

В день празднования Рождества Христова ,7 января, икона является неотъемлемым атрибутом в церковных и домашних молитвах. Прославление Иисуса Христа не представляется возможным без одноименных сюжетных изображений. К ней идут с молитвой для оберега от несчастных случаев, просят защиты от финансовых проблем и болезней.

Все религиозные службы в этот день проходят с многочисленным посещением прихожан, звоном колоколов и поклонением с обязательным крестным знамением великой святыне – иконе Рождество Христово.

Святой образ с изображением сюжета рождения спасителя человечества имеет колоссальное религиозное, духовной и историческое значение для верующих. Незримая мощная сила иконы распространяется на решение любых материальных и духовных проблем. За поддержкой может обратиться любой человек, даже не обязательно, чтоб он был крещен в православной вере.

Уникальность иконы в ее особенном общем смысле, который изначально заложен в этот сюжет. Ведь Рождество Христово отмечают миллионы людей на земле и не только православного вероисповедания. Подобные иконы, лишь с незначительными различиями по изображению, есть у католиков и протестантов.

Рис 4 Просить помощи у Иисуса Христа рекомендуется непосредственно перед иконой Рождество или перед изображениями с ликами Небесного покровителя.

Обратиться к образу с молитвами можно с любой просьбой, например, с целью избавления от различных тяжелых недугов, или для предотвращения душевных мук и переживаний. Согласно многолетним исследованиям, даже ученые подтверждают невероятные случаи исцеления с помощью этой святыни.

Сердечные молитвы к иконе Рождество Христово спасли множество людей от смертельных недугов, в том числе последних стадий онкологических заболеваний. Многие благодаря чудотворной силе иконы встали с инвалидных кресел, хотя врачи не давали утешительных прогнозов. Матери находили своих давно пропавших детей, много людей нашли в себе силы жить дальше после несчастных случаев и глубоких душевных переживаний.

Молитва иконе Рождество Христово

Известно, что мощной силой и особым защитным оберегом молитва Рождество Христово обращенная к одноименной иконе, обладает в ночь на 7 января, то есть когда празднуется само Рождество. Читать ее лучше в храме, но разрешается и в домашних условиях.

Текст молитвы следующий: «Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь»

Опытные прихожане все знают эти слова наизусть, но для начинающих разрешается пользоваться написанными текстами. Единственное условие переписать все святые слова нужно именно своей рукой. Такой листок многие носят при себе на специально сшитом поясе постоянно, как дополнительную защиту от зла и негатива. Некоторые приобретают миниатюрные копии изображения сюжета Рождества и хранят на своем рабочем столе или носят в кармане рубашки.

Зачитывать святой текст нужно непосредственно перед самой иконой. Женщины всегда должны покрывать голову платком, на мужчин и детей это условие не распространяется. Перед началом вознесения и в конце, необходимо осенить себя крестным знамением. При этом совершаются земные поклоны, если молитва читается не в само Рождество, то поклоны должны быть поясными (до пояса).

Рис 5 Если молитва читается в день самого Рождества, то поклоны должны быть земные (до пола). Обращение к Иисусу Христу произносится вполголоса, слегка распевным тоном, в полном уединении.

Для вознесения молитвы Рождество Христово рекомендуется присутствовать на утренних службах каждое воскресенье. Еще некоторые священники советуют посещать вечерние субботние службы, особенно если на воскресные проповеди ходить нет возможности. Это помогает не только приобщиться к духовной жизни православных прихожан, но и быстрее заручится поддержкой Великого Небесного покровителя и избавиться от семейных проблем и неурядиц.

Где правильно вешать икону

В домашних условиях для иконы Рождество Христово нужно отводить самое почетное место. Согласно древней традиции лучше всего поместить иконостас в восточной стороне самой просторной и светлой комнаты. Оптимальный вариант – это зал или гостиная комната.

Рис 6 Священники утверждают, что особых требований по этому поводу не существует и разместить «красны угол» (полки с иконами) можно в любом помещении дома.

Важно, чтобы комната была чистой и уютной, без нагромождения лишних вещей. Нельзя располагать икону Рождество вблизи:

  • произведений художественной живописи;
  • фото погибших родных;
  • теле или аудиоаппаратуры;
  • сувениров или атрибутики других религиозных направлений.

Важно! Располагать икону Рождество Христово рекомендуется в свободном доступе для совершения крестного знамения и молитвенного обращения. Можно приобретать несколько святых образов и по желанию располагать их в одном месте или развесить по разным комнатам.

Нельзя умышленно портить предметы церковной живописи или выбрасывать их в мусор. Если икона вдруг стала не нужной, то лучше отнести ее в ближайший храм или подарить кому-нибудь из знакомых.

Приобрести икону Рождество Христово можно в церковной лавке, в специализированном магазине при храме или монастыре. В больших городах сейчас функционируют дома икон, где продаются тысячи экземпляров церковной атрибутики и живописи, и все они благословляются священнослужителями и окропляются святой водой.