Икона вознесение

Икона Спасителя «Вознесение Господне»

Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия Воз­не­се­ния Гос­под­ня под­чи­ня­ет­ся сле­ду­ю­щим ико­но­гра­фи­че­ским тра­ди­ци­ям.

В ниж­ней ча­сти ико­ны бы­ва­ют пред­став­ле­ны: Бо­жья Ма­терь, апо­сто­лы, ан­ге­лы Бо­жьи. В верх­ней ча­сти — воз­но­ся­щий­ся Гос­подь Ии­сус Хри­стос.

Бо­жья Ма­терь, как пра­ви­ло, пи­шет­ся в цен­тре, меж­ду апо­сто­ла­ми. Этим под­чер­ки­ва­ет­ся Её осо­бая роль в осу­ществ­ле­нии за­мыс­лов Бо­жьих, свя­зан­ных с До­мо­стро­и­тельством Спа­се­ния, Её роль в ны­неш­ней жиз­ни Церк­ви. Не­ред­ко Она бы­ва­ет пред­став­ле­на в об­ра­зе Оран­ты, с под­ня­ты­ми вверх, не­сколько раз­ве­ден­ны­ми в сто­ро­ны ру­ка­ми, что в дан­ном слу­чае сим­во­ли­зи­ру­ет Её мо­лит­вен­ное пред­сто­я­ние за лю­дей.

До­стой­но за­ме­ча­ния, что Бо­го­ро­ди­ца изоб­ра­жа­ет­ся с ним­бом, то­г­да как апо­сто­лы, ча­сто, без ним­бов. Сим зна­ме­ну­ет­ся, что в мо­мент Воз­не­се­ния Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста они ещё только ожи­да­ли со­ше­ствия на них Свя­то­го Ду­ха, как на чле­нов Церк­ви (со­сто­яв­ше­го­ся, на­пом­ним, в День Пя­ти­де­сят­ни­цы; этот День счи­та­ет­ся Днём Рож­де­ния Церк­ви). Бо­го­ро­ди­ца же изоб­ра­жа­ет­ся с ним­бом в знак Её вы­со­чай­шей свя­то­сти, в знак то­го, что Она бы­ла очи­ще­на и освя­ще­на осо­бым об­ра­зом, Свя­тым Ду­хом, в День Бла­го­ве­ще­ния, ко­г­да изъяви­ла со­гла­сие стать Ма­те­рью Бо­га по че­ло­ве­че­ско­му есте­ству (Лк.1:35).

Ан­ге­лы Бо­жьи, как не­бо­жи­те­ли, то­же пи­шут­ся с ним­ба­ми. Не­ред­ко они изоб­ра­жа­ют­ся ука­зы­ва­ю­щи­ми на Не­бо (на не­ко­то­рых ико­нах на Не­бо ука­зы­ва­ет ру­кой один из двух ан­ге­лов, рас­по­ло­жен­ных в груп­пе с апо­сто­ла­ми и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей), что со­о­т­вет­ству­ет сви­де­тельству Пи­са­ния: «И ко­г­да они смот­ре­ли на не­бо, во вре­мя вос­хож­де­ния Его, вдруг пред­ста­ли им два му­жа в бе­лой одеж­де и ска­за­ли: му­жи Га­ли­лейские! что вы сто­и­те и смот­ри­те на не­бо? Сей Ии­сус, воз­нес­ший­ся от вас на не­бо, при­дет та­ким же об­ра­зом, как вы ви­де­ли Его вос­хо­дя­щим на не­бо» (Деян.1:10-11).

Воз­но­ся­щий­ся Гос­подь изоб­ра­жа­ет­ся в об­ла­ке Сла­вы, бла­го­слов­ля­ю­щим. Жест бла­го­сло­ве­ния мо­жет вос­при­ни­мать­ся и как бла­го­сло­ве­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и апо­сто­лов (то есть лиц, пред­став­лен­ных на ико­не), и как бла­го­сло­ве­ние ве­ру­ю­щих (бо­го­моль­цев, мо­ля­щих­ся пе­ред ико­ной) на доб­рые де­ла.

Воз­ле об­ла­ка сла­вы то­же пи­шут­ся ан­ге­лы, со­про­вож­да­ю­щие воз­но­ся­ще­го­ся Спа­си­те­ля, как Его слу­жи­те­ли.

При­ме­ча­тель­но, что на ико­нах это­го ти­па Спа­си­тель до­ста­точ­но ча­сто бы­ва­ет пред­став­лен в мень­шем мас­шта­бе, чем Его Ма­терь и апо­сто­лы. Та­кой спо­соб изоб­ра­же­ния со­о­т­вет­ству­ет пра­ви­лам пря­мой пер­спек­ти­вы, хо­тя в ико­но­гра­фии ча­сто ис­поль­зу­ет­ся прин­цип не пря­мой, а об­рат­ной пер­спек­ти­вы. Бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию это­го приё­ма сви­де­тельству­ет­ся, что Воз­не­се­ние Гос­под­не бы­ло под­лин­ным, а не ино­ска­за­тель­ным, что Гос­подь Ии­сус Хри­стос под­лин­но воз­нес­ся пре­вы­ше Не­бес.

См. также: Праздник Вознесения Господня

В четверг шестой недели после церковь празднует один из главных праздников — . История Вознесения имеет давнюю традицию, уходя в четвертый век. Соответственно, и богатую иконографию. Классическая формула изображения каждого православного праздника формируется постепенно, со временем отбрасывая одно и добавляя другое.

Опираясь на Новый Завет, апокрифы, богословие и творения отцов церкви, также вносили некоторые важные детали, о которых во всех этих книгах не упоминается вовсе. Так произошло, например, с иконой Вознесения Господня.

Одна из самых известных канонических икон праздника принадлежит Андрею Рублеву, писавшему ее для иконостаса собора Успения г. Владимира (1408 г.). Сейчас икона постоянно находится в Третьяковской галерее, но в мае этого года ее впервые вывезли за границу: во время визита в Грецию В.В.Путин открывал выставку иконы Вознесения в рамках года русской культуры.

Икона «Вознесение»

Вкратце о самом событии. В Евангелии рассказывается, что после Воскресения Спаситель сорок дней учил учеников Царствию Божьему, а в последний день возвел их на гору Елеонскую, где благословил их и завещал оставаться в Иерусалима еще десять дней, дожидаясь схождения Утешителя – Духа Святого.

После этого Иисус стал подниматься вверх, возносясь на небо. Так завершилось Его земное служение. Во время восхождения апостолам явились два ангела, которые сказали, что не надо печалиться, потому что Господь вернется – тем же путем, каким взошел на небо.

Иконографическая имеет одну важную особенность – она следует не за Евангелием, а за праздничным богослужением, в котором центральной фигурой является Богородица, хотя согласно Евангелию Ее в момент Вознесения не было рядом с апостолами.

Современная версия иконы Андрея Рублева «Вознесение»

Не было там и апостола Павла, который в то время был еще ревностным иудеем и носил другое имя, но и он тоже изображен в числе двенадцати. Такое прочтение события имеет глубокий богословский смысл, связанный с тем, что икона праздника символизирует наследие, оставленное на земле Иисусом — Новозаветную церковь, рождение которой будет праздноваться через десять дней -.

Богородицы не было среди апостолов, но Вознесения не было бы, если бы не , если бы Она не дала согласие на зачатие Духом Святым и не родила Богомладенца. Наконец, невозможно помыслить Новозаветную церковь без превращения фарисея Савла в апостола Павла,

без его миссионерских трудов, равных которым ни до, ни после не было. Поэтому с богословской точки зрения Богородица действительно ключевая фигура истории , а апостол Павел – главный проповедник христианства, обративший тысячи язычников в христианскую веру.

А.Рублев. Икона «Вознесение» 1408 г. Иконостас Успенского собора г. Владимира

Но вернемся к иконе Вознесения. Андрей Рублев – чисто русское явление, несмотря на то, что учился он у византийского . Инок Андрей пошел своим путем, воплотив в своем творчестве русский тип святости, основанный не на аскетизме и строгости, а на красоте, добре, гуманизме, гармонии и просветленности. Кредо Андрея Рублева – единство мудрости, красоты, любви и человечности.

– оптимистический, одухотворенный, преображенный любовью и милосердием. Икона Вознесения – одна из лучших икон преподобного Андрея, хотя вершиной его творчества является «Троица». Авторство иконы Вознесения никем не оспаривается, потому что в ней проявились все особенности рублевской иконописи.

Икона Вознесения по вертикали четко разделяется на две смысловые части: верхнюю, Небесную, и нижнюю, земную. Они разделяются и одновременно соединяются горами с растущими на них деревьями. Деревья вызывают ассоциацию с Распятием, и «животворящим» древом, а горы — олицетворяют ступени духовного восхождения.

Андрей Рублев. Икона «Преображение». Первая четверть XV века

Такое же деление на Небесное и земное присутствует на другой известной иконе Андрея Рублева И это не случайно, т.к. эти два события связаны между собой не только символически, но и духовно. Преображение произошло за сорок дней до Воскресения, Вознесение – спустя сорок дней. И в том, и в другом случае Господь укрепляет учеников, готовя их сначала к Своей смерти и Воскресению, потом — к апостольскому служению.

В верхней части иконы Вознесения в круглой сине-голубой мандорле, поддерживаемой ангелами, видим восседающего на невидимом троне Спасителя. Он изображен в царственном образе Господа Вседержителя, что подчеркивается цветовой гаммой Его одежды. Она — золотисто-желтая, что не соответствует установленному канону изображения Иисуса.

хитон должен быть красным, символизируя жертвенность, а гиматий – синим, символ Небесной чистоты. Золото – это Цвет цветов, цвет святости и Божественности. Именно поэтому в него окрашиваются не только нимбы, но и церковные купола.

Внизу – группа людей, центром которой является , а слева и справа (со стороны зрителя) — стоят Петр и Павел. Обращает внимание на себя то, что нимбов у апостолов еще нет, т.к. на них еще не снизошел Дух Святой, что произойдет через десять дней. Нимбы есть только у Спасителя, Богородицы и у ангелов

Чисто рублевским приемом является использование в изображении фигур геометрических форм. Чаще всего это ромб: фигура изображается так, что самая широкая ее часть приходится на середину, которая потом сужается кверху и книзу.

Это делает фигуру легкой, почти невесомой, словно парящей в воздухе. Эффект парения создается за счет того, что тело скрыто под гиматием, а ноги – чуть касаются земли. Так написана фигура

Фигура , который изображался преподобным Андреем с особой любовью (для чего достаточно посмотреть на в том же Успенском соборе Владимира), выписана с использованием не ромба, а круга.

Край его плаща образует сегмент правильного круга, словно проведенного по циркулю. Круг – символизирует не только вечность, но и мягкость. Остальные апостолы выписаны по-разному, они жестикулируют, обращаются к друг другу в смятении, недоумении и радости.

Но тут появляются два ангела в блистающих белых одеждах и указывают своими перстами на чудо, величие и торжественность происходящего. Ангелы сообщают, что их Учитель вернется, что они должны радоваться, а не скорбеть. Главное в событии Вознесения – это радость.

Между двумя группами апостолов на белом фоне ангельских одежд стоит Богородица. Она – центр всей композиции, ключ к ее пониманию. в иконе Андрея Рублева похожа на монументальный неподвижный столп, устремленный в Небо, а так же на вход в священный алтарь.

Ее сдержанность особенно заметна на фоне жестикулирующих апостолов. Силуэты ангелов в белых одеждах образуют по внешней границе очерк чаши, подобно той, что Андрей Рублев потом изобразит в «Троице». Чаша жертвенности объединяет Богородицу и Ее Сына, добровольно принявших на себя жертвенность ради спасения человека.

Руки Богородицы – единственное, что находится в динамике: они открыты ладонями кверху, что является признаком святости и принятия Божественной энергии. Икона Вознесения преподобного Андрея как никакая другая с наличием множества фигур обладает продуманной ритмикой изображения и уравновешенностью пластики.

Андрей Рублев. Икона «Вознесение». Богородица. Деталь

Чисто рублевским является : несмотря на многообразие чистых цветов (красный, синий, белый, золотисто-желтый, зеленый) они воспринимаются как единое и гармоничное целое. Единство достигается за счет нюансировки цветов, использования лессировок, складок, моделирующего рисунка, продуманным чередованием красок: красного и желтого — с темно-зеленым, синего и белого – с вишневым и т.д..

Мягкость и нежность колорита придает иконе лиричность и мелодичность, а фигурам святых – особую поэтичность. Единство иконы определяет не количество красок, а их качество и продуманность цветовых соотношений. За счет высветленности палитры, чистоты цветов, представленных крупными плоскостями, икона смотрится чрезвычайно празднично и позволяет издалека охватить фигуру одним взглядом.

Даже в темных красках нет никакой сумрачности. Именно колорит создает жизнерадостное настроение праздника и торжества момента. В результате единства колорита многочисленная группа смотрится как единое упорядоченное целое, получающее в момент Вознесения своего рода отличительный знак – образ возносящегося Господа.

Андрей Рублев. Икона «Вознесение». Деталь

Тина Гай

После чуда воскресения Христа, в честь которого христиане празднуют Пасху, вторым величайшим чудом явилось Его вознесение на сороковой день после Распятия, то есть окончание Его земного пути и возвращение к Отцу Небесному. Этот великий момент и изображает икона «Вознесение Господне». Она относится к иконам праздничного чина, поскольку само Вознесение Господне – это двунадесятый православный праздник.

Описание иконы

Основная история земного служения Христа изложена в четырех Евангелиях, там же описано и Вознесение. Икона «Вознесение Христа» представляет собой многофигурную композицию. Наверху в круге синего или зеленого цвета изображен сидящий Спаситель со свитком в левой руке, символизирующим Евангелия, и поднятой в благословляющем жесте правой рукой. Круг поддерживают два ангела.

Внизу стоит Матерь Божия, окруженная двенадцатью апостолами (без Иуды). За Ее спиной – два ангела, указующие перстами вверх, на возносящегося Спасителя. Обращает на себя внимание одеяние Иисуса. На иконах, посвященных Его земной жизни, Он обычно изображается в очень скромной одежде, здесь же, в момент вознесения, предстает в царском золотом одеянии – это поистине Царь Небесный.

Значение иконы Вознесения Господня

Значение Вознесения Господнего неоценимо – это самое важное событие, описанное в Новом Завете. Оно наглядно явило, что в Иисусе сочетаются две сущности – божественная и человеческая, которую Он принес в жертву во искупление первородного греха, тем самым дав обетование, что праведники смогут обрести вечную жизнь у Божественного Престола.

Первородный грех закрыл людям путь к Царствию Божию, Спаситель же вновь открыл его, принеся Себя в жертву. Именно это открытие пути в Царствие Небесное и показывает икона Вознесения Господня.

Этот сюжет широко распространен как в православной иконописи, так и во всем христианском мире

Часто его можно увидеть на росписи куполов православных и католических храмов, и всегда Вознесение вызывает и у верующих, и у неверующих ощущение невероятно торжественного, судьбоносного момента для всего человечества.

Особенно на иконе «Вознесение» впечатляет образ Иисуса Христа. Если на иконах, посвященных Его земной жизни и распятию, выявляется Его человеческая сущность, то при Вознесении – сущность божественная во всем своем величии. Душа каждого верующего исполняется ликования при виде Его величия и могущества, и в ней, в этой грешной человеческой душе, возникает надежда на искупление и Вечную Жизнь.

Здесь Господь действительно предстает во всей славе Своей, как Судия Небесный, который воздаст «каждому по делам его». В иконографии такое изображение Спасителя именуется Пантократор (в переводе с греческого Вседержитель).

В чем помогает икона Вознесения Господня

Новый Завет, заключенный Господом Богом через Сына Его Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя, дал каждому человеку надежду на вечную жизнь. Но в Царствие Небесное попадут лишь праведники, чтившие заповеди Христовы. Об этом напоминает икона Вознесения Господня: Иисус на своем земном пути проявлял милость к падшим, будучи же Царем и Судией Небесным, он будет справедлив и строг, и тогда каждый ответит за свои деяния.

Молясь перед иконой Вознесения, мы каждый раз осознаем, что нам придется предстать перед Его судом, и это помогает нам осознать суетность нашей жизни и совершаемые нами грехи. В то же время молитва перед этой иконой помогает нам обрести силы для следования Его заветам, чтобы, когда придет час предстать перед Господом, душа наша была чиста. Когда мы вверяем себя Ему, Он служит нам защитой; уповая на Него, мы становимся сильнее.

Молитва перед иконой

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь