Иконы Богородицы все

Царица неба и земли: почему существует так много икон Богородицы?

Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

Иконы Богородицы

Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории — знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. — Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила —истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI — XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III — IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества ( VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

Словарь «Правмира» — Икона

Иконография Пресвятой Богородицы

Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении: «Неописанное слово Отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…» (кондак 1-й недели Великого поста), поэтому впервые Ее изображение появляется в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Отсюда развиваются впоследствии другие иконографические темы, отражающие догматический, литургический и исторический аспекты почитания Богородицы. О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует Ее изображение в алтарных апсидах, поскольку Она символизирует Церковь. История Церкви от пророка Моисея до Рождества Христова предстает как действие Промысла о рождении Той, через Которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное место в пророческом ряду иконостаса. Развитием исторической темы является создание житийных циклов Богородицы. Важнейшей стороной почитания Богородицы, что засвидетельствовано множеством чудотворных икон, является вера в Ее заступничество за род человеческий «по вся дни». Основные направления почитания Богородицы проявились в различных формах. Ей посвящаются храмы, Ее изображения занимают важнейшее место в системе храмового убранства, во многом определяя его символику. Многообразием типов отличается иконография Богородицы, широко распространены иконы, предметы пластического искусства, в т. ч. украшения богородичных образов. Иконы Божией Матери и их литургическое почитание способствовали сложению развитых богослужебных чинов, дали импульс гимнографическому творчеству, создали целый пласт литературы – сказаний об иконах, что в свою очередь явилось источником дальнейшего развития иконографии.

Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери. Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб: изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.– 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543–553; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).

Одним из самых распространенных является образ Богородицы Одигитрии, названный так по имени константинопольского храма, в котором находилась эта почитаемая икона. По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима имп. Евдокией. Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы (Fol. 289 – в рост). На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к Нему в молитвенном обращении.

В период иконоборческих гонений широкую известность получил нерукотворный образ Богородицы, по преданию возникший еще при жизни Пресвятой Девы на столпе храма, построенного апостолами в г. Лидде. Список с нерукотворного образа, привезенный из Палестины Патриархом Германом, почитается как чудотворная Лиддская (Римская) икона Божией Матери (изображение Одигитрии с Младенцем на правой руке).

Особым почитанием пользовался в Константинополе образ Богородицы Никопеи, держащей обеими руками, подобно щиту, медальон с изображением Младенца Христа. Этот образ впервые встречается на печатях имп. Маврикия (582–602), кототрого, по преданию, икона сопровождала в войнах. С императором Маврикием связывают также установление праздника Успения Богородицы. Изображения Божией Матери с овальной иконой Христа в руках известны в росписях монастыря прп. Аполлония в Бауите и церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII в.). На Востоке в этот период был распространен образ Богородицы Млекопитательницы (фрески монастырей св. Иеремии в Саккаре (V в.) и прп. Аполлония в Бауите), подчеркивающий тему материнства и вочеловечения Бога.

Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии Константинопольской, 876; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502, и др.). Повторением древнего образца является изображение в алтаре церкви св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр. в церкви Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Святой Софии Константинопольской, 1118; в соборе Гелатского монастыря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в нескольких вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с пророком Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись церкви Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в русской традиции известно как «Знамение», напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, около 1160; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321). Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к которому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская, Тихвинская, Казанская и другие. В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей.

Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.).

Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе – XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе – XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА).

Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др.

Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII-XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом которых является Божия Матерь, например стихира «Что Ти принесем, Христе» («Собор Богоматери» – фреска церкви Спасителя монастыря Жича (Сербия), XIII в.; фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295; икона конца XIV – начала XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, 1502); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля), богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы», основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,– «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР).

Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова.

В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГМVI). В росписи церкви Кызылчукур (Каппадокия; 850–860) сохранился самый ранний житийный цикл Богородицы, включающий 10 сцен от Благовестия Анне до Введения во храм Богородицы. Эти же сюжеты представлены в миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976–1025 гг.) и мозаиках церкви Успения Богородицы в Дафни (ок. 1100). В росписи собора Св. Софии Киевской (30-е гг. XI в.) протоевангельский цикл, завершающийся сценой «Встреча Марии и Елисаветы», представлен в южной апсиде, справа от центрального алтаря; в соборе Мирожского монастыря во Пскове (40-е гг. XII в.) цикл, располагающийся в юго-зап. компартименте, включал более 20 композиций (сохр. 16); в новгородских храмах Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), Благовещения в Аркажах (80-е гг. XII в.), Спаса на Нередице (1199, фрески не сохр.), Георгия в Ст. Ладоге (2-я пол. XII в.) житийный цикл Богородицы находится в жертвеннике. Протоевангельский цикл может включать композиции: принесение даров праведными Иоакимом и Анной, отвержение даров, плач Иоакима и Анны, моление Анны, моление Иоакима, испытание писаний, благовестие Анне, благовестие Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество Пресв. Богородицы, ласкание Марии, питание Марии, первые семь шагов Пресв. Богородицы, принесение к старейшинам, введение во храм, моление о жезлах, вручение Марии Иосифу, Иосиф ведет Марию в свой дом, Благовещение у колодца, встреча Марии и Елисаветы, упреки Иосифа, сон Иосифа, испытание водой обличения.

В XIII-XIV вв. житийный цикл Богородицы расширяется за счет повествования об Успении Божией Матери, куда входят сцены: прощание с иерусалимскими женами, прощание с апостолами, вознесение Богородицы и вручение пояса, перенесение тела Богородицы к месту погребения, отсечение ангелом рук нечестивому Авфонии, апостолы у пустого гроба Богородицы. Одним из примеров такого пространного цикла является роспись церкви Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр южной стены и западную стену (напр. в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса.

В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии).

Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

Иконография богородичных образов значительно обогатилась в позднейшее время. В XIX-XX вв. прославились иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская (келейная прп. Серафима Саровского), на которой представлена Богородица без Младенца со скрещенными на груди руками, с нимбом, окруженным огненными язычками, «Спорительница хлебов» (название дано прп. Амвросием Оптинским), где запечатлено явление в небесах Богородицы, благословляющей нивы, обретенная в селе Коломенском «Державная». Отношение Русской Церкви к образам Богородицы глубоко и точно выражено в словах песнопения богородична: «И до ныне милостиво».

Еще статьи…

  • * Первый тип иконографии Богородицы: УМИЛЕНИЕ (ЕЛЕУСА)
  • * Второй тип иконографии Богородицы: ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА (ОДИГИТРИЯ)
  • * Третий вид иконографии Богородицы: МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)
  • * ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • Какой иконе Богородице о чем молиться?
  • Иконы Пресвятой Богородицы по датам празднования
  • Информация о размещенных иконах Богородицы в данном разделе.
  • икона Божьей Матери «АБАЛАЦКАЯ» (ЗНАМЕНИЕ)
  • икона Божьей Матери «АКАФИСТНАЯ»
  • икона Божьей Матери «АЛБАЗИНСКАЯ» (СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ)
  • икона Божьей Матери «АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «АНДРОНИКОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «АРАПЕТСКАЯ» (АРАВИЙСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «АХТЫРСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «АЦКУРСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «АБУЛЬСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «АВГУСТОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «АЗ ЕСМЬ С ВАМИ, И НИКТОЖЕ НА ВЫ» (ЛЕУШИНСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «АЗОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «АКАФИСТНАЯ» (ЗОГРАФСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «АКСАЙСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «АРИЗОНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «АФОНСКАЯ» (ИГУМЕНЬЯ СВЯТОЙ ГОРЫ)
  • икона Божьей Матери «БАЛЫКИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «БАРЛОВСКАЯ» (БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО)
  • икона Божьей Матери «БАРСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «БАХЧИСАРАЙСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «БЕЛЫНИЧСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «БЕСЕДНАЯ»
  • икона Божьей Матери «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
  • икона Божьей Матери «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» КИЕВСКАЯ
  • икона Божией Матери «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» МОСКОВСКАЯ
  • икона Божией Матери «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» УСТЮЖСКАЯ
  • икона Божией Матери «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»
  • икона Божьей Матери «БОГОЛЮБСКАЯ» Боголюбивая
  • икона Божьей Матери «БОГОЛЮБСКАЯ (ЗИМАРОВСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «БОГОЛЮБСКАЯ (МОСКОВСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «БОГОРОДСКО-УФИМСКАЯ (КАЗАНСКАЯ) »
  • икона Божьей Матери «БОРКОЛАБОВСКАЯ (БАРКОЛАБОВСКАЯ)»
  • икона Божией Матери «БРАИЛОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «БЫСТЬ ЧРЕВО ТВОЕ СВЯТАЯ ТРАПЕЗА» НИКЕЙСКАЯ
  • икона Божьей Матери «БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО»
  • икона Божьей Матери «БАЧКОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ»
  • икона Божьей Матери «БЕЖЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ» (ТРОЕРУЧИЦА)
  • икона Божьей Матери «БЕЛОЗЕРСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «БЕРДИЧЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ»
  • икона Божьей Матери «БОГОРОДИЦА И ПРЕСВЯТЫЕ ДЕВЫ»
  • икона Божьей Матери «БОГОРОДИЦА НА ПРЕСТОЛЕ» («Богородица на троне»)
  • икона Божьей Матери «БОГОРОДИЦА С ПРОРОКАМИ»
  • икона Божьей Матери «БОГОРОДИЦЕ ДЕВО РАДУЙСЯ»
  • икона Божьей Матери «БОЯНСКАЯ» (Бояновская)
  • икона Божьей Матери «В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ»
  • икона Божьей Матери «ВАТОПЕДСКАЯ (ОТРАДА или УТЕШЕНИЕ)»
  • икона Божьей Матери «ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
  • икона Божьей Матери «ВЕРХНЕТАГИЛЬСКАЯ» (ЗНАМЕНИЕ)
  • икона Божьей Матери «ВЗЫГРАНИЕ Младенцам» УГРЕШСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»
  • икона Божьей Матери «ВИЛЕНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ВИЛЕНСКАЯ (ОСТРОБРАМСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ (ЗАОНИКИЕВСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ (СЕЛИГЕРСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ (ОРАНСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ (РОСТОВСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ (КРАСНОГОРСКАЯ, ЧЕРНОГОРСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ» ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ВЛАХЕРНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ВЛАХЕРНСКАЯ» ГРУЗИНСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ВОЛОКОЛАМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ВОРОНИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ВОСПИТАНИЕ»
  • икона Божьей Матери «ВРАТАРНИЦА» («НЕУГАСИМАЯ СВЕЧА»)
  • икона Божьей Матери «ВСЕБЛАЖЕННАЯ» («Памакариста»)
  • икона Божьей Матери «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
  • икона Божьей Матери «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» (с грошиками)
  • икона Божьей Матери «ВСЕЦАРИЦА»
  • икона Божьей Матери «ВЫДРОПУССКАЯ» (ОДИГИТРИЯ)
  • икона Божьей Матери «ВЫСОЧИНОВСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ВЫШЕНСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ВЯЗНИКОВСКАЯ (КАЗАНСКАЯ)»
  • икона Божией Матери «ВАЛААМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ВАСИЛЬКОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА»
  • икона Божией Матери «ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ»
  • икона Божьей Матери «ВИФЛЕЕМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ВОЛЫНСКАЯ» (Каплуновская)
  • икона Божьей Матери «В РОДАХ ПОМОЩНИЦА» («ПОМОЩЬ В РОДАХ»)
  • икона Божией Матери «ГАЕНАТСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ГАЛАТСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ГАЛИЧСКАЯ (ЧУХЛОМСКАЯ)»
  • икона Божией Матери «ГЕРБОВЕЦКАЯ»
  • икона Божией Матери «ГЕФСИМАНСКАЯ» (ЧЕРНИГОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ГЛИНСКАЯ» (РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ)
  • икона Божией Матери «ГОЛУБИЦКАЯ» (КОНЕВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ГОРБАНЕВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ГРЕБНЕВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ГРУЗИНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ГЕЛАТСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ГЕОРГИЕВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ГЕОРГИЕВСКАЯ» (Болгария)
  • икона Божией Матери «ГЕРОНДИССА»
  • икона Божией Матери «ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ»
  • икона Божией Матери «ГОСПОЖА АНГЕЛОВ»
  • икона Божией Матери «ГРИГОРИАТСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ГРУЗИНСКАЯ из Бодбе»
  • икона Божией Матери «ГРУЗИНСКАЯ из Гелати»
  • икона Божией Матери «ГРУЗИНСКАЯ из Мартвили»
  • икона Божией Матери «ГРУЗИНСКАЯ из Сванетии»
  • икона Божией Матери «ГРУЗИНСКАЯ «Ты Лоза»
  • икона Божией Матери «ГРУЗИНСКАЯ из Хоби»
  • икона Божией Матери «ГУСТЫНСКАЯ» (Ярмарковая)
  • икона Божией Матери «ДАЛМАТСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ДЕРЖАВНАЯ»
  • икона Божией Матери «ДИВНОГОРСКАЯ (СИЦИЛИЙСКАЯ)»
  • икона Божией Матери «ДОМНИЦКАЯ»
  • икона Божией Матери «ДОНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» («МИЛУЮЩАЯ»)
  • икона Божией Матери «ДУБЕНСКАЯ (КРАСНОГОРСКАЯ)»
  • икона Божией Матери «ДВЕРЬ НЕБЕСНАЯ»
  • икона Божией Матери «ДИВЕЕВСКАЯ» ИГУМЕНЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
  • икона Божией Матери «ДНЕПРСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ДОМОДЕДОВСКАЯ» (ПОКРЫВАЮЩАЯ)
  • Икона Божией Матери «Древо государства Российского»
  • икона Божией Матери «ДРЕВО ИЕССЕЕВО»
  • икона Божией Матери «ДУНИЛОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ДУШЕСПАСИТЕЛЬНИЦА» («Психосострия»)
  • икона Божией Матери «ЕЛЕЦКАЯ» Владимирская
  • икона Божией Матери «ЕЛЕЦКАЯ» ЧЕРНИГОВСКАЯ
  • икона Божией Матери «ЕВТРОПЬЕВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ЕГИПЕТСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ЕЛИСАВЕТГРАДСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»
  • икона Божьей Матери «ЖИРОВИЦКАЯ»
  • икона Божией Матери «ЖАДОВСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ»
  • икона Божьей Матери «ЗАОНИКИЕВСКАЯ» (ВЛАДИМИРСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ЗИМАРОВСКАЯ БОГОЛЮБСКАЯ »
  • икона Божьей Матери «ЗНАМЕНИЕ»
  • икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» АБАЛАЦКАЯ
  • икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» (АЛБАЗИНСКАЯ, СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ)
  • икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ ВЕРХНЕТАГИЛЬСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» «КОРЧЕМНАЯ»
  • икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ
  • икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» СЕРАФИМО-ПОНЕТАЕВСКАЯ
  • икона Божией Матери «ЗАКЛАННАЯ»
  • икона Божией Матери «ЗАПЕЧНАЯ» (ХЛЕБЕННАЯ, СОСНОВСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ЗАРВАНИЦКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ»
  • икона Божией Матери «ЗВЕРИНЕЦКАЯ»
  • икона Божией Матери «ЗИМНЕНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ЗИНОВИНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ИВЕРСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ИВЕРСКАЯ» МОНРЕАЛЬСКАЯ
  • икона Божией Матери «ИГОРЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ИГРИЦКАЯ» (ОДИГИТРИЯ)
  • икона Божьей Матери «ИЕРУСАЛИМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА»
  • икона Божией Матери «ИЛЬИНСКАЯ» (ЧЕРНИГОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ИСААКОВСКАЯ» (РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ)
  • икона Божией Матери «ИГУМЕНЬЯ СВЯТОЙ ГОРЫ» (АФОНСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ИГУМЕНЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ»
  • икона Божией Матери «ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ БЕД СТРАЖДУЩИХ»
  • икона Божией Матери «ИЗБОРСКАЯ ПСКОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ИОАСАФОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ИРЖАВЕЦКАЯ» (РЖАВЕЦКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ИСПАНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ»
  • икона Божией Матери Карандеевская «Всех скорбящих Радость»
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (БОГОРОДСКО-УФИМСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ВЫСОЧИНОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ВЫШЕНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ВЯЗНИКОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (КАПЛУНОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (НИЖНЕЛОМОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ПЕНЗЕНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ПЕСЧАНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ТАБЫНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ТАМБОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ТОБОЛЬСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ЧИМЕЕВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ЯРОСЛАВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЛУЖСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КАПЛУНОВСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАСПЕРОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КИЕВО-БРАТСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ» (УСПЕНИЕ)
  • икона Божией Матери «КИККСКАЯ» (МИЛОСТИВАЯ)
  • икона Божией Матери «КИПРСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КИПРСКАЯ» (СТРОМЫНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КОЛОЧСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «КОНЕВСКАЯ» (ГОЛУБИЦКАЯ)
  • икона Божьей Матери «КОРЕЦКАЯ» (СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ)
  • икона Божией Матери «КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КОРСУНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КОРЧЕМНАЯ» (ЗНАМЕНИЕ)
  • икона Божьей Матери «КОСИНСКАЯ» (МОДЕНСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «КОСТРОМСКАЯ» (ОДИГИТРИЯ)
  • икона Божьей Матери «КРАСНОГОРСКАЯ» (ЧЕРНОГОРСКАЯ , ВЛАДИМИРСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КРАСНОГОРСКАЯ» (ДУБЕНСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «КТИТОРСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «КУПЯТИЦКАЯ»
  • икона Божией Матери «КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ» (ЗНАМЕНИЕ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ДУНИЛОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (ЖАДОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (СИТХИНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «КАРДИОТИССА» (СЕРДЕЧНАЯ)
  • икона Божией Матери «КИЗИЧЕСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КЛАС ПРОЗЯБШАЯ» (МИРТОВЫЙ КУСТ)
  • икона Божией Матери «КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ»
  • икона Божией Матери «КОЛОЖСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КОЛОМЕНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «КУКУЗЕЛИССА»
  • икона Божьей Матери «ЛЕНЬКОВСКАЯ » НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ, «СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ»
  • икона Божией Матери «ЛЕСНИНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ЛИДДСКАЯ» (НА СТОЛПЕ В ЛИДДЕ)
  • икона Божией Матери «ЛИДДСКАЯ» (РИМСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ЛУКИАНОВСКАЯ» (РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ)
  • икона Божьей Матери «ЛЮБЕЧСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЛЮБЛИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЛАДИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЛАСКОВАЯ МАТЬ»
  • икона Божьей Матери «ЛЕПАВИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЛОМОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЛОРЕТСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЛЮБЯТОВСКАЯ»
  • Икона Божией Матери «ЛЯДАНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «МАКАРЬЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «МАКСИМОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «МАРИУПОЛЬСКАЯ» (БАХЧИСАРАЙСКАЯ, КРЫМСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «МАТЕЛИКИЙСКАЯ» (Метелинская)
  • икона Божьей Матери «МИАСИНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ)
  • икона Божией Матери «МИЛУЮЩАЯ» (ДОСТОЙНО ЕСТЬ)
  • икона Божией Матери «МИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «МИРОЖСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «МИРОНОСИЦКАЯ» (ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ)
  • икона Божией Матери «МИХАЙЛОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА»
  • икона Божьей Матери «МОДЕНСКАЯ» КОСИНСКАЯ
  • икона Божией Матери «МОЗДОКСКАЯ»
  • икона Божией Матери «МОЛЧЕНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «МУРОМСКАЯ»
  • икона Божией Матери «МАРИЯ и ЕЛИЗАВЕТА»
  • икона Божией Матери «МАТИ МОЛЕБНИЦА»
  • икона Божией Матери «МАХЕРСКАЯ» (НОЖЕВАЯ)
  • икона Божией Матери «МАХРИЩСКАЯ»
  • икона Божией Матери «МЕЖЕРИЧСКАЯ» (ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА)
  • икона Божией Матери «МИРТОВЫЙ КУСТ» (КЛАС ПРОЗЯБШАЯ)
  • икона Божией Матери «МОЛДАВСКАЯ» (ПРОЦВЕТШАЯ)
  • икона Божьей Матери «МОЛЕНИЕ О НАРОДЕ» (БОГОЛЮБСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «МОРСКАЯ» (КУРСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «МОСКОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «НАРВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
  • икона Божьей Матери «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»
  • икона Божьей Матери «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»
  • икона Божьей Матери «НЕУГАСИМАЯ СВЕЧА» (ВРАТАРНИЦА)
  • икона Божьей Матери «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
  • икона Божьей Матери «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
  • икона Божией Матери «НИЖНЕЛОМОВСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «НИКЕЙСКАЯ» (БЫСТЬ ЧРЕВО ТВОЕ СВЯТАЯ ТРАПЕЗА)
  • икона Божьей Матери «НОВОДВОРСКАЯ»
  • икона Божией Матери «НОВОНИКИТСКАЯ»
  • икона Божией Матери «НЯМЕЦКАЯ»
  • икона Божией Матери «НАНКОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «НЕДРЕМАННОЕ ОКО» (Спас Недремлющее Око)
  • икона Божией Матери «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ»
  • икона Божией Матери «НЕ РЫДАЙ МЕНЕ МАТИ» (Оплакивание Христа)
  • икона Божьей Матери «НЕУВЯДАЕМАЯ РОЗА»
  • икона Божьей Матери «НИКОПЕЯ»
  • икона Божьей Матери «НОВОКАЙДАКСКАЯ» (САМАРСКАЯ)
  • икона Божией Матери «НОВОНЯМЕЦКАЯ»
  • икона Божией Матери «НОЖЕВАЯ» МАХЕРСКАЯ
  • икона Божией Матери «ОВИНОВСКАЯ» (УСПЕНИЕ)
  • икона Божьей Матери «ОГНЕВИДНАЯ»
  • икона Божией Матери «ОДИГИТРИЯ»
  • икона Божией Матери «ОДИГИТРИЯ» ВОРОНИНСКАЯ
  • икона Божией Матери «ОДИГИТРИЯ» ВЫДРОПУССКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» ИГРИЦКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» КОСТРОМСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» СЕДМИЕЗЕРНАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» СМОЛЕНСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» СУПРАСЛЬСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» СЕРГИЕВСКАЯ (В ЛАВРЕ)
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» УСТЮЖЕНСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» ХРИСТОФОРОВСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» ШУЙСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» ЮГСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОДИГИТРИЯ» ЯРОСЛАВСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ОЗЕРЯНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ОКОВЕЦКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ОРАНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ОСТРОБРАМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ОТРАДА» или «УТЕШЕНИЕ»
  • икона Божьей Матери «О, ВСЕПЕТАЯ МАТИ»
  • икона Божьей Матери «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ»
  • икона Божьей Матери «ОБЪЯТИЯ ОТЧА»
  • икона Божьей Матери «ОПОЧЕЦКАЯ» (СЕБЕЖСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ОРШАНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ОТ БЕД СТРАЖДУЩИХ»
  • икона Божией Матери «ПЕНЗЕНСКАЯ» Казанская
  • икона Божией Матери «ПЕСЧАНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ПЕТРОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ПЕЧЕРСКАЯ» (С АНТОНИЕМ И ФЕОДОСИЕМ)
  • икона Божией Матери «ПЕЧЕРСКАЯ» СВЕНСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ПЕЧЕРСКАЯ» ЯРОСЛАВСКАЯ
  • икона Божьей Матери «ПИМЕНОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ПИСИДИЙСКАЯ» (ПИСИЙСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ПОЖАЙСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
  • икона Божьей Матери «ПОЧАЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА»
  • икона Божьей Матери «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ»
  • икона Божьей Матери «ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ» (УСПЕНИЕ)
  • икона Божьей Матери «ПСКОВСКАЯ» (ЧИРСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ПУТИВЛЬСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ПЮХТИЦКАЯ» (У ИСТОЧНИКА)
  • икона Божьей Матери «ПАЛЕСТИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ПЕРИВЛЕПТА»
  • икона Божией Матери «ПИСАРЕВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ПЛАЧ ПРИ КРЕСТЕ»
  • икона Божией Матери «ПОДКУБЕНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ»
  • икона Божией Матери «ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА РЫБАКОВ»
  • икона Божией Матери «ПОКРЫВАЮЩАЯ» (ДОМОДЕДОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ПОМОЩЬ В РОДАХ» (В РОДАХ ПОМОЩНИЦА)
  • икона Божьей Матери «ПОПСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ПОРТ-АРТУРСКАЯ» (ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ)
  • икона Божьей Матери «ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
  • икона Божией Матери «ПРАВОРУЧНИЦА»
  • икона Божией Матери «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»
  • икона Божией Матери «ПРИНЕСЕНИЕ ДАРОВ»
  • икона Божией Матери «ПРИСНОДЕВА»
  • икона Божией Матери «ПРОЦВЕТШАЯ» МОЛДАВСКАЯ
  • икона Божией Матери «ПРОЦВЕТШАЯ» (СУЧАВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ПРЯЖЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «РЖЕВСКАЯ» (ОКОВЕЦКАЯ)
  • икона Божией Матери «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
  • икона Божией Матери «РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ» ГЛИНСКАЯ
  • икона Божией Матери «РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ» ИСААКОВСКАЯ
  • икона Божьей Матери «РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ» ЛУКИАНОВСКАЯ
  • икона Божьей Матери «РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ» СЯМСКАЯ
  • икона Божьей Матери «РОСТОВСКАЯ (ВЛАДИМИРСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «РУДНЕНСКАЯ (РУДЕНСКАЯ)»
  • икона Божьей Матери «РЖАВЕЦКАЯ (ИРЖАВЕЦКАЯ)»
  • икона Божией Матери «РУДНЕНСКАЯ РАТЬКОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «РУДОСЕЛЬСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «РУНО ОРОШЕННОЕ»
  • икона Божией Матери «СВЕНСКАЯ» ПЕЧЕРСКАЯ
  • икона Божией Матери «СВЯТОГОРСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «СЕДМИЕЗЕРНАЯ» ОДИГИТРИЯ
  • икона Божьей Матери «СЕЛИГЕРСКАЯ» (ВЛАДИМИРСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «СЕМИГОРОДНАЯ» (УСПЕНИЕ)
  • икона Божьей Матери «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»
  • икона Божией Матери «СЕРАФИМО — ДИВЕЕВСКАЯ» (УМИЛЕНИЕ)
  • икона Божией Матери «СЕРАФИМО-ПОНЕТАЕВСКАЯ» ЗНАМЕНИЕ
  • икона Божьей Матери «СЕРГИЕВСКАЯ (В ЛАВРЕ)» ОДИГИТРИЯ
  • икона Божией Матери «СИЦИЛИЙСКАЯ» (ДИВНОГОРСКАЯ)
  • икона Божией Матери «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
  • икона Божией Матери «СЛОВЕНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ» АЛБАЗИНСКАЯ
  • икона Божьей Матери «СМОЛЕНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «СМОЛЕНСКАЯ» (УМИЛЕНИЕ)
  • икона Божией Матери «СОФИЯ – ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ» (Киевская)
  • икона Божией Матери «СОФИЯ – ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ» (Новгородская)
  • икона Божьей Матери «СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ»
  • икона Божьей Матери «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»
  • икона Божьей Матери «СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»
  • икона Божьей Матери «СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ» (КОРЕЦКАЯ)
  • икона Божьей Матери «СТАРОРУССКАЯ»
  • икона Божьей Матери «СТРАСТНАЯ»
  • икона Божией Матери «СТРОМЫНСКАЯ» (КИПРСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «СУМОРИНСКАЯ-ТОТЕМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «СУПРАСЛЬСКАЯ» ОДИГИТРИЯ
  • икона Божией Матери «СУРДЕГСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «СЯМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «САМАРСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «САМОНАПИСАВШАЯСЯ»
  • икона Божьей Матери «СВЯТО-КРЕСТОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «СЕБЕЖСКАЯ» (ОПОЧЕЦКАЯ)
  • икона Божией Матери «СЕРДЕЧНАЯ»
  • икона Божией Матери «СИОНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «СИТХИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «СКОРБЯЩАЯ»
  • икона Божьей Матери «СЛАДКОЕ ЛОБЗАНИЕ»
  • икона Божьей Матери «СОБОР БОГОРОДИЦЫ»
  • икона Божией Матери «СОСНОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «СУЧАВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ТАБЫНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ТАМБОВСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ТАМБОВСКАЯ» (Уткинская)
  • икона Божией Матери «ТИХВИНСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ТОБОЛЬСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ТОЛГСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ТОТЕМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ТРЁХ РАДОСТЕЙ»
  • икона Божьей Матери «ТРОЕРУЧИЦА»
  • икона Божьей Матери «ТУПИЧЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ТУЧНАЯ ГОРА»
  • икона Божьей Матери «ТЕРЕБИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ТЕРЕБОВЛЬСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ТЕРВЕНИЧЕСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
  • икона Божией Матери «ТОРОПЕЦКАЯ»
  • икона Божией Матери «ТРУБЧЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «У ИСТОЧНИКА»
  • икона Божьей Матери «УМИЛЕНИЕ»
  • икона Божьей Матери «УМИЛЕНИЕ» ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ
  • икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ» Серафима Саровского
  • икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ» (СМОЛЕНСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ»
  • икона Божьей Матери «УРЮПИНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
  • икона Божией Матери «УСПЕНИЕ» (КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ)
  • икона Божией Матери «УСПЕНИЕ» (ОВИНОВСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «УСПЕНИЕ» (ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «УСПЕНИЕ» (ПЮХТИЦКАЯ)
  • икона Божьей Матери «УСПЕНИЕ» (СЕМИГОРОДНАЯ)
  • икона Божией Матери «УСПОКОИТЕЛЬНИЦА»
  • икона Божьей Матери «УСТЮЖЕНСКАЯ» ОДИГИТРИЯ
  • икона Божией Матери «УСТЮЖСКАЯ » (БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ)
  • икона Божьей Матери «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»
  • икона Божьей Матери «УСЛЫШИТЕЛЬНИЦА»
  • икона Божьей Матери «ФЕОДОРОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ФЕОДОТЬЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ФИЛЕРМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ХОЛМСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ХРИСТОФОРОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ХАХУЛЬСКАЯ»
  • икона Божией Матери «ХЛЕБЕННАЯ»
  • икона Божией Матери «ХЛЫНОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЦАРЕГРАДСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ» ЗНАМЕНИЕ
  • икона Божьей Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»
  • икона Божьей Матери «ЦИЛКАНСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЧЕЛНСКАЯ» (Чолнская)
  • икона Божьей Матери «ЧЕНСТОХОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЧЕРНИГОВСКАЯ» (ГЕФСИМАНСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ЧЕРНИГОВСКАЯ» ЕЛЕЦКАЯ
  • икона Божией Матери «ЧЕРНИГОВСКАЯ» (ИЛЬИНСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ЧЕРНОГОРСКАЯ» (КРАСНОГОРСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ЧИМЕЕВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЧИРСКАЯ» (ПСКОВСКАЯ)
  • икона Божией Матери «ЧУХЛОМСКАЯ» (ГАЛИЧСКАЯ)»
  • икона Божией Матери «ШЕСТОКОВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ШУЙСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЭКОНОМИССА»
  • икона Божьей Матери «ЮГСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЮРОВИЧСКАЯ» (МИЛОСЕРДНАЯ)
  • икона Божьей Матери «ЯРОСЛАВСКАЯ»
  • икона Божьей Матери «ЯРОСЛАВСКАЯ» ПЕЧЕРСКАЯ
  • икона Божией Матери «ЯРОСЛАВСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ)
  • икона Божьей Матери «ЯРОСЛАВСКАЯ» ОДИГИТРИЯ
  • икона Божией Матери «ЯХРОМСКАЯ»