Иконы у мусульман

Почему христиане пишут иконы, а у мусульман и иудеев их нет?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Вы когда нибудь задумывались о том, как бы мы жили без икон? Подумайте, мы все привыкли, что иконы всегда были, есть и будут. А ведь их могло и не быть. Потому что две другие авраамические религиозные ветви — ислам и иудаизм — не имеют икон. Они строго следуют букве Священного Писания. В Десяти заповедях, которые дал Моисею Бог, говорится: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…

Почему же тогда христиане пишут иконы и почитают их? По преданию, первую икону нам дал сам Спаситель. Когда эдесский царь Авгарь послал ко Христу художника, чтобы тот изобразил Спасителя, то художник не смог этого сделать, тогда сам Христос приложил к своему лицу плат и на нем отобразился его пречистый лик. Следующим, по преданию, был плат Вероники. Кроме этого у нас есть Туринская плащаница. Люди стали изображать Христа, потому что в Нем Бог открылся людям видимым образом: …воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор 4:4). Икона (Icon) — по-гречески «образ». Спаситель, Бог Сын, воплотился в человеческом естестве, и поэтому стало возможным изобразить Его. Святой Феодор Студит говорил: «Итак, раз Сын Божий стал Человеком, то Его и следует изображать как человека».

Изображение: Икона Спаса Нерукотворного. Балканы XIII век.

Не так давно был скандал мирового уровня, когда карикатуристы изобразили мусульманских пророков. Везде шли дебаты на эту тему. Давайте и мы сейчас попытаемся разобраться почему же в исламе нет изображений человека и нет икон, как в христианстве? Ведь в исламе поощряется развитие наук и культуры.

Негативное отношение к мусульманам

Взрывы слышны в долине Бамиан. Талибы уничтожают статую Будды, которой более полутора тысяч лет. Они подложили взрывчатку под основание и взорвали её за какой-то миг. Великий Будда распался на мелкие кусочки. В воздух поднялось красное облако из песка и глины. Земля содрогнулась от рухнувшего на неё щебня и камней.

Люди столкнулись с величайшим варварством исламистов. Этот поступок у многих людей в мире сформировал негативное отношение к мусульманам. Когда прошли протесты против карикатуристов, это ещё больше усилило такое впечатление. Но в то же время существуют изображения в мире мусульман. Они даже есть в ортодоксальной Саудовской Аравии.

Противоречия в исламском мире

Запрет изображения людей и животных вызывает противоречия даже в самом исламском мире. Специалист по исламу и его искусству Сильвия Наеф старается прояснить эту проблему. И это является очень проблематичной темой. Интересно, что обложка исламской книги немецкого издания украшена миниатюрой. На ней изображён силуэт мужчины.

Он одет в зелёные одежды и тюрбан. Его руки сложены на груди. Он стоит на цветочном ковре. Но вместо лица у него вуаль. За мужчиной горит золотое пламя. Оно является его венцом. И этот рисунок не является необычным для исламского мира. У мусульман всегда присутствовала фигуративная живопись. Имеются и картины с изображением Пророка. Поэтому и становиться трудно понять, почему изображения в исламе запрещены?

В исламе считается, что творцом может быть только Аллах, поэтому человек не может быть скульптором или художником. Люди могут украшать только домашний интерьер и архитектуру. Создавая современные технические устройства, человек не может воссоздать подобное себе. Изображения в домашнем обиходе не должны отвлекать мусульманина от молитвы. Он должен открыть в себе границы вечности. Человек не должен любить изображения.

Возврат к религиозным корням

Наеф пытается тщательным образом разобраться в этом вопросе. Для этого её приходится вернуться к своим религиозным корням. Тщательно изучив Коран, ей становится ясно, что в нём нет прямого запрета на изображения. Такая позиция лишь озвучена в хадисах, пророческих высказываниях. Это некоторые указания на ограничения. Это объясняется боязнью идолопоклонства во времена Мухаммеда. Во многих религиях во время молений совершаются ритуалы вокруг идолов.

Люди поклоняются животным и божествам в человеческом облике. На запреты нужно смотреть разных ракурсов, задавая вопросы. Для чего были изображены животное или человек? Для чего это будет использоваться? С какой целью живописец сделал это изображение? Если такие изображения находятся в доме, то они мешают проникновению ангелов. В доме можно только держать небольшие скульптуры или изображения человека, если на них чётко не обозначено лицо. Такое отношение называется аниконизмом.

Наеф изучила множество трудов учёных по этому вопросу. Она пришла к выводу, что нет таких записей, где прямо указывалось на запрет изображений в исламе. С развитием средств массовой информации: телевидения, радио, интернета, где постоянно мелькают изображения животных и людей, то вызывает настоящее недоумение, почему в современном исламе запрещена портретная живопись.

Наеф разделила мусульман на категории: «реформаторы», «фундаменталисты», «революционные исламисты». Если посмотреть на мнение фундаменталистов, то вырисовывается картина, что некоторые изображения разрешены мусульманам, а другие находятся под строжайшим запретом. Таким образом, даже среди них не существует абсолютный запрет на изображения.

Но её продолжает волновать причина таких радикальных мер. Ей интересно, направлен ли запрет на сам портрет или на мысль, которую он несёт. Для фундаменталистов очень важен современный мир и изображаемые в нём образы.

В давние времена изображение образов присутствовало в исламской культуре. Но они не играли той роли, что исполняют иконы в христианстве. Животных и людей можно было изображать на коврах, одеялах, подушках, монетах. Христианские же образы крепко связаны со Священным Царством и массами. Наеф пришла к выводу, что распространённое мнение о том, что в исламе никогда не было священных образов, сформировалось в соответствии с христианским взглядом на этот вопрос.

Фотография в исламе

В исламе образы несут другую нагрузку, чем в христианстве. Например, в Саудовской Аравии, где живут ваххабиты, фотографии и портреты правителей не являются редкостью. Они изображены на бумажных государственных банкнотах. Конечно, в прежние времена такого не было. Но развитие технологий делает революцию в социальной среде. Первым в исламском мире, кто начал делать фотографии, был иранец Насер ад-Дин Шах.

Он снял на фотоаппарат женщин своего гарема, которых держали подальше от посторонних глаз. Он сделал фото матери, жён и некоторых наложниц. Не отстал от него и турецкий султан Абдул-Хамид II. У него имелась огромная коллекция фотографий, собранная в альбомы. Он делал снимки Османской империи, которые стали важными историческими документами. У него были придворные фотографы армянского происхождения братья Абдуллахян. Они считались лучшими фотографами османской империи.

О своих исследованиях Наеф написала книгу. В ней она подвергает сомнению многие сложившиеся мнения о запрете изображений в исламском мире. Она помогает людям преодолеть интеллектуальные запреты и глубже проникнуть в понимание ислама.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться Метки: Абдул-Хамид II, Будда, Пророк

Иконы иноземных богов в допленном иудаизме

В искусстве Израильского царства IX-VIII вв. до н.э. и Иудейского царства VIII в. до н.э. широчайшее распространение имела египетская религиозная символика. На произведениях искусства из израильской столицы Самарии из человекообразных египетских божеств чаще всего встречается изображение египетского Солнечного бога в виде сидящего в цветке лотоса ребёнка. На резной слоновой кости он представляется подносящим одну руку к губам, а другою держащим символ власти – плеть.



Резная слоновая кость из Самарии с изображением египетского Солнечного бога (VIII в. до н.э.)

На печатях это божество изображается с одной или двумя руками, поднятыми в благословении, иногда с рогами и солнечным диском на голове. На некоторых подобных печатях указаны яхвистские имена их владельцев, такие как ‘šyw bn ywqm или ’byw ‘bd ‘zyw («Авия, раб Озии»). Вторая, по всей видимости, принадлежала высокопоставленному чиновнику иудейского царя Озии (VIII в. до н.э.), который в Книге пророка Исайи именуется ‘zyhw (Ис. 6, 1).


Израильские печати с изображением египетского Солнечного бога (VIII в. до н.э.)
Средняя принадлежала «Авии, рабу Озии»

Из других египетских божеств на резной кости из Самарии встречаются изображения бога вечности Хеха в виде стоящего на колене человека с солнечным диском на голове, держащего в руках пальмовые ветви (егип. rnpt «год»), а также Изиды и Нефтиды, сидящих по сторонам от столпа джед – символа Осириса.


Бог Хех

Богини Изида и Нефтида

Наиболее популярным амулетом у иудеев IX-VI вв. до н.э. было изображение египетского бога Беса в виде уродливого карлика с короной из перьев на голове. На территории Израильского и Иудейского царств подобных амулетов найдено много десятков. В Гезере была обнаружена матрица с изображением лица Беса, свидетельствующая, что подобные амулеты производились самими иудеями.


Амулеты в виде бога Беса из Лахиша, Тель-эс-Сафи, Тель-эль-Фара и Гезера и матрица для производства таких амулетов из Гезера

Наряду с изображениями Беса у жителей Израильского и Иудейского царств большой популярностью пользовались амулеты в виде ока Гора. Одна из найденных в Самарии резных пластин из слоновой кости сочетает изображения ока Гора, урея с солнечным диском и когтей сокола.


Резная пластина из Самарии, амулеты в виде ока Гора из Мегиддо и амулет в виде четырёх очей Гора из Лахиша

Помимо изображений самого египетского Солнечного бога, в Израильском царстве IX-VIII вв. до н.э. были широко распространены изображения его символов – двух- или четырёхкрылого скарабея и крылатого солнечного диска. В Самарии чаще всего встречается четырёхкрылый скарабей с солнечным диском в лапах. На территории царского дворца в ней было найдено 9 булл, имеющих отпечатки одной и той же печати с подобным рисунком, который, возможно, был гербом израильских царей.



Израильские печати с изображениями крылатых скарабеев, найденные в Самарии и Гезере (VIII в. до н.э.)

Израильские печати из Самарии и Сихема с изображением крылатого солнечного диска (VIII в. до н.э.)

В Иудею египетские религиозные символы начинают проникать из Израиля с середины VIII в. до н.э. Сначала они появляются на личных печатях, потом распространяются на царские штампы. К числу самых ранних египетских символов на иудейских печатях относятся изображения царских картушей с поклоняющимися им людьми. Серединой VIII в. до н.э. датируется двухсторонняя печать šbnyw ‘bd ‘zyw («Шевнии, раба Озии»), придворного иудейского царя Озии, который упоминается в Книге пророка Исайи (Ис. 22, 15-25). На одной её стороне изображён сам Шевния, на другой – два крылатых солнечных диска. Судя по израильскому написанию имени Яхве (yw), эта печать, как и упоминавшаяся выше печать другого придворного Озии Авии, была сделана израильским резчиком. Несколько более поздним временем датируется печать ’šn’ ‘bd ’ḥz («Ашны, раба Ахаза»), придворного внука Озии Ахаза, на которой изображён солнечный диск в короне с уреями (сарафами) по сторонам от него.

Израильские печати с изображениями египетских царских картушей из Телль-эль-Фара и Гезера
Печать «Шевнии, раба Озии»
Печать «Ашны, раба Ахаза»

На землях Иудеи найдены остатки примерно двух тысяч кувшинов конца VIII в. до н.э. с отпечатками штампов на ручках. Сверху на отпечатках имеется надпись lmlk («Принадлежит царю»), снизу – название одного из четырёх городов Иудеи (Хеврон, Сохо, Зиф и mmšt, т.е. Рамат-Рахель?), а между ними – изображение четырёхкрылого скарабея или крылатого солнечного диска. Эти кувшины датируются временем царя Езекии и связываются с подготовкой им обороны от ассирийского вторжения. Судя по изображениям на штампах, египетские религиозные символы стали в Иудее, как и в Израиле, символами местной царской власти. Отпечаток собственной печати Езекии, обнаруженный археологами на южном склоне Храмовой горы в Иерусалиме, также несёт изображения крылатого солнечного диска и крестов «анх».

Штампы на кувшинах Езекии с изображением четырёхкрылого скарабея
Штампы на кувшинах Езекии с изображением крылатого солнечного диска

С 701 г. до н.э. Иудея на несколько десятилетий попадает под власть Ассирии. С этим связано вытеснение на иудейских печатях египетских религиозных образов ассирийскими. Наиболее популярные из них связаны с культом Лунного бога Харана, который в VII в. до н.э. широко распространился в западных областях Ассирийской империи. Лунный бог Харана представлен на иудейских печатях либо своим символом – полумесяцем с двумя лентами, либо в облике сидящего на престоле человека с поднятыми в благословении руками, зачастую на лодке и в окружении стилизованных крестов «анх» и священных деревьев. Владельцы с яхвистскими именами, которыми надписаны некоторые из таких печатей, по всей видимости, воспринимали подобные рисунки как изображения Яхве.

Иудейские буллы VII в. до н.э. с символом Лунного бога Харана
Первая была обнаружена в составе архива в иерусалимском Городе Давида, вторая происходит из Хорват-Уза в Негеве
Иудейские печати VII в. до н.э. с изображением Лунного бога Харана в человеческом облике
Найденная в Иерусалиме печать, принадлежавшая ’lšm‘ bn gdlyhw («Элишаме, сыну Гедалии»)

В Араде и Вифлееме были найдены раковины тридакны с выгравированными на них изображениями в традиции ассиризированной сиро-палестинской иконографии, представляющими восседающего в лотосе бородатого бога с поднятой в благословении рукой. По всей видимости, в Иудеи подобные изображения воспринимались как образы Яхве.

Гравированные раковины VII в. до н.э. из Арада и Вифлеема

Несмотря на широкое распространение ассирийской религиозной символики в Иудеи VII в. до н.э. египетские религиозные символы сохранялись в её иконографии вплоть до вавилонского завоевания. В составе так называемого «сгоревшего архива» из Иерусалима, который датируется примерно 600 г. до н.э., были обнаружены буллы с изображениями крылатых скарабеев и уреев (сарафов).

Изображения двукрылого скарабея и четырёхкрылого сарафа на буллах из «сгоревшего архива»

Но желающие верить в иконоборческий монотеистический допленный иудаизм будут в него верить несмотря ни на что…