Илья глазунов картина

Илья Сергеевич Глазунов — один из самых известных и талантливых русских художников современности. Без сомнения, в современном русском искусстве этот мастер является одним из самых ярких представителей живописи. Его имя уже стоит в числе величайших живописцев нашей страны. Вклад этого человека во всю русскую культуру сложно переоценить ещё и по той причине, что он является не просто живописцем, но и талантливым педагогом, преподавателем, под чьим руководством наша страна получила немало великолепных художников. Илья Глазунов является основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Работы самых талантливых выпускников вы могли видеть в одном из материалов этого сайта «Манеж. Ступени Мастерства» с выставки в Санкт-Петербургском центре Манеж.

Илья Глазунов является академиком РАХ, народным художником СССР, народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель золотой медали ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру», «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ и обладателем других премий и наград.

Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде 10 июня 1930 года. Во время блокады отец, мать и бабушка погибли . После того, как его вывезли по «дороге жизни» из осаждённого города, он некоторое время жил под Новгородом, в деревне Гребло. После блокады сумел вернуться в Ленинград. Прошёл обучение в Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Первая выставка состоялась в 1957 году. Умер 9 июля 2017 года в Москве.

Далее вы можете увидеть картины великого русского художника Ильи Сергеевича Глазунова и оценить талант автора.

Битва. Временный перевес татар

В поле (Дарья)

Внуки Гостомысла Рюрик, Трувор и Синеус

Возвращение блудного сына

Гимн героям

Господин великий Новгород

Два князя

Двор

Девушка с Волги

Достоевский

За ваше здоровье

Засадный полк

Иван Грозный

Князь Дмитрий Донской

Князь Олег и Игорь

Легенда о царевиче Дмитрии

Нашли князя

Неточка Незванова

Ночь после битвы

Остров Рюген. Жрец

Портрет жены художника

Портрет П.А.Столыпина

Проводы войска

Русская земля

Северная твердыня

Сибирская деревня

Глазунов работал в самых разных жанрах — от изображений «ню» до парадных портретов, от пейзажей до городских зарисовок. Но, конечно, в памяти отпечатались прежде всего его монументальные многофигурные полотна. Вспоминаем знаменитые картины Ильи Глазунова — с названиями и описанием.

1. «Мистерия XX века», 1977-1999 г.

Мистерия ХХ века. 1999 год. Холст, масло.

Самая известная, без сомнения, работа Глазунова. Во времена перестройки она буквально взорвала умы; чтобы посмотреть на полотно размером 3 на 8 метров, выстраивались колоссальные очереди. В популярных журналах печатались репродукции с пояснениями — где кто изображен.

И кого там только нет: Гитлер, Сталин, Мао, Эйнштейн, Ленин, «Битлз»… 2342 персонажа, как кто-то подсчитал. И — реки крови, ядерный гриб, менора, протыкающая фашистскую каску, коммунистические митинги. Это картина об ужасах, которых в ХХ веке было не меньше, чем радости.

2. «Вечная Россия» (1988)

Картина, созданная к 1000-летию крещения Руси, изображает множество великих россиян. Справа — монстры революции на птице-тройке (Троцкий даже больше бросается в глаза, чем Сталин). А на переднем плане — святые. А в самом центре, под Распятием — великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Но всех почти заслоняет обожаемый Глазуновым Достоевский.

3. «Великий эксперимент» (1990)

Великий эксперимент. 1990 год. Холст, масло

Картина целиком посвящена России в ХХ веке; судьба страны словно перечеркнута кровавой зловещей пентаграммой. В центре ее — конечно, Ленин и другие вожди революции; слева — хорошие люди (прежде всего бросается в глаза царская семья).

4. «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999)

Размер еще больше, чем у «Мистерии»: 4 на 8 метров. Сюжет понятен из названия: большевики вламываются в храм, где идет служба. Над людским месивом (со стороны большевиков это не только комиссар с собакой, но и поборница свободной любви с голой грудью, и кто-то с лозунгом «Религия — опиум для народа», и еще кто-то с пулеметом…) — настенная роспись, огромные изображения святых. Во многом картина напоминает другую многофигурную, полную символов картину, которую Глазунов очень ценил — «Раскулачивание» (2010).

5. «Дороги войны» (1985)

Дороги войны. 1985 год. Холст, масло.

Картина с самой драматичной судьбой. На самом деле она была написана в конце 50-х и представлена в качестве дипломной работы (Глазунов заканчивал Ленинградский художественный институт имени Репина). Но… на ней изображалось отступление советских войск. И это привело руководство института в ужас. Только в 1964 году Глазунов показал ее на выставке. Увидели ее в итоге немногие — вскоре после выставки она была просто уничтожена… В 1985 году Глазунов написал ее заново.

Илья Глазунов, «Раскулачивание»: рождение шедевра от зачатия до обрезывания пуповины…

Илья Глазунов, «Раскулачивание»

Тут попался на глаза (на своём же сайте!) анонс РИА Новости об открытии в Манеже персональной выставки Ильи Глазунова. И нахлынуло…

Илья Сергеевич подписывает нам с Инессой книжку «Россия распятая» на память…

Оказывается, нам с коллегой довелось стать одними из самых первых зрителей «самой главной, по словам самого Глазунова, картины на выставке — масштабного полотна «Раскулачивание» со ста фигурами, созданного под впечатлением от многолетних путешествий по российской глубинке».

Илья Глазунов, «Раскулачивание». Левая часть

Картину, примерно 4х8 м., тогда ещё незаконченную, мы впервые увидели года три назад, окружённую лесами, а 78-летний маэстро в перепачканной краской «спецодежде» не по годам ловко передвигался по ним и охотно комментировал изображённое. Сфотографировать полотно тогда не удалось…
Но вот год спустя нам посчастливилось ещё раз побывать в гостях у Ильи Сергеевича. Картина «Раскулачивание» тогда уже была большей частью написана, и Глазунов даже разрешил сфотографировать её на память.

Илья Глазунов, «Раскулачивание». Правая часть

«Раскулачивание», свидетель обвинения 🙂

Что ни говори, а приятно иногда осознавать себя свидетелями рождения не проявленного пока шедевра, когда он начинался лишь как ручеёк, впадающий в безбрежные воды отечественной художественной культуры ))…