Именины у Алексея

Каждому человеку в жизни сопутствуют два ангела-хранителя. Один даётся ему при рождении, а второго появляется в момент крещения. В древности было принято выбирать имя ребёнку в соответствии с церковным календарём. В этом случае считалось, что человек всю жизнь будут сопутствовать счастье и удача.

Происхождение, значение и характеристика имени

Алексей — имя греческого происхождения. В переводе оно означает «защитник», «помощник», «отражающий». Наибольшее распространение оно получило в восточно христианских православных странах. Церковный вариант — Алексий.

Основные положительные черты характера Алексея проявляются уже в раннем детстве. К ним относятся следующие характеристики:

  • усидчивость;
  • доброта;
  • неконфликтность.

Но в этом же возрасте начинают проявляться замкнутость и нелюдимость. Мужчины, носящие это имя, трудно воспринимают критику в свой адрес, испытывают затруднения в адекватной оценке окружающей действительности, стараясь искать оправдания в своих неудачах во внешних факторах.

Святой праведный Алексий Мечев, московский старец

В работе они последовательны, хотя и медлительны. При этом жизнелюбивый мужчина старается избегать конфликтных ситуаций и агрессивно настроенных людей как в профессиональной деятельности, так и в личных отношениях.

Статьи о святых:

  • Святой Алексей Бортсурманский
  • Жизнь Алексия Мечёва Московского

С близкими людьми Алексей нежен, предупредителен и добр. Он является опорой и защитником семьи и друзей. При этом он ждёт от них верности, искренности и понимания.

День ангела по церковному календарю

Православный месяцеслов содержит множество святых угодников по имени Алексей. Их именины празднуются ежемесячно.

Месяц Число Святой покровитель
Февраль 5 февраля

25 февраля

Алексей Кротенков

Алексий Московский

Март 12 марта

30 марта

Алексей Печерский

Алексий, человек Божий

Апрель 5 апреля Алексий Скоробогатов
Май 4 мая Алексий Гнеушев
Июнь 20 июня Алексий Волошин
Июль 17 июля царевич Алексей Романов
Август 22 августа Алексий Константинопольский
Сентябрь 25 сентября Алексей Ворошин
Октябрь 18 октября

29 октября

Алексий Московский

Алексий Никонов

Ноябрь 21 ноября Алексей Задворнов
Декабрь 15 декабря Алексий Бельковский

Святые покровители

Святой покровитель — это не просто хранитель человека и его заступник перед Господом. Он является образцом для подражания, к праведной жизни которого должен стремиться христианин. Именины — время, когда изучение жития своего небесного покровителя является особенно актуальным занятием.

Алексий, человек Божий

В конце IV в. в семье римского сенатора Евфимиана родился сын. Он был желанным, долгожданным и единственным ребёнком благочестивых родителей. В доме сенатора ежедневно кормили едой вдов и сирот, бедняков и странников. Единственному сыну, которого назвали Алексеем, супруги дали великолепное светское образование.

Когда юноша достиг брачного возраста, родители решили женить его на богатой наследнице древнего рода. Они не знали, что молодой человек давно мечтает вступить на путь служения Господу. В ночь после свадьбы он покинул отчий дом.

Икона преподобного Алексия, человека Божия

Алексей сел на корабль, следующий на Восток. Он прибыл в город Эдесса, где в это время пребывал нерукотворный образ Спасителя. Здесь молодой человек раздал беднякам всё имеющееся у него имущество, став последним бедняком в городе. Он стал жить на паперти храма Пресвятой Богородицы. Все подаяния он раздавал бедным, оставляя себе лишь маленький кусочек хлеба, который запивал небольшим количеством воды. Мужчина мало спал, пребывая большую часть времени в молитве.

А Эдессе он прожил 17 лет. Однажды священнослужитель храма Богородицы услышал голос, повелевающий найти и привести в церковь отмеченного Господом человека, который живёт на храмовой паперти. Города вскоре узнали об отмеченном Божией милостью человеке и стали почитать его. Но всеобщее внимание испугало праведника, и он бежал из города.

Интересно! Корабль, на который сел мужчина, попал в шторм и долго скитался по морю, пока не оказался у итальянского берега, недалеко от Рима. Праведник отправился в родительский дом. Отец, не узнавший в оборванной бедняке своего сына, разрешил ему остаться в своём доме. Он кормил юродивого человека со своего стола и относился к нему с уважением.

Несмотря на приказ хозяина, слуги глумились и издевались над странным постояльцем. Но праведник сносил все испытания с покаянием и молитвой. Не узнанный родными мужчина прожил на пороге родного дома 17 лет. Почувствовав скорую кончину, Божий человек описал свою жизнь на бумаге, упомянув о событиях, знакомых только матери, отцу и жене.

В это же время в соборе Святого Петра прихожане услышали голос, повелевающий найти человека Божьего и просить его молиться за древний город и его жителей. Через несколько дней в ответ на молитву людей, просящих указать место нахождения избранника Господа, голос указал на дом Евфимиана. Император и римский епископ пришли к старому сенатору, но уже не застали его праведного гостя в живых.

Почивший блаженный Алексей в руке крепко сжимал листы бумаги. Когда их прочли, Евфимиан, его супруга и жена блаженного со слезами преклонили колени перед его останками. Многие физически и душевно больные люди получили исцеление от гроба святого Алексея, который был выставлен на центральной площади Рима. Затем его с почестями погребли в храме святого Вонифатия. Обретение мощей блаженного человека произошла спустя 8 столетий в 1216 г.

Алексий Константинопольский

Святой мученик Алексей Константинопольский жил в византийской столице в первой половине VIII в. в первые годы иконоборческого периода в истории Церкви. 19 января 730 г. он присутствовал на площади во время попытки снять с Медных ворот чудотворную икону Спасителя.

Аристократы и простые горожане оттолкнули лестницу, на которую залез солдат, выполнявший приказ. Мужчина упал с большой высоты и разбился насмерть. Разгневанный император Лев приказал арестовать сотни участников печального события. Многие из них были сразу казнены.

Арестованных аристократов, в том числе и святого Алексея, поместили в тюрьмы, где в течение 8 месяцев подвергали пыткам и истязаниям. С Божьей помощью мученики выдержали все пытки. Тогда правитель приказал выжечь их лица раскаленным железом, а затем обезглавить. Мученики были погребены в общей могиле недалеко от храма Святого Феодора. Через 140 лет были обретены их нетленные мощи.

Алексий Московский

Будущий святитель родился на рубеже XIII-XIV вв. а семье московского боярина. В 12 лет отрок получил откровение о том, что он будет собирателем людских душ. В 15 лет он вступает на путь иноческого служения и вступает в братию Московского Богоявленского монастыря.

Святитель Алексий, митрополит Московский

В 1350 г. митрополит Феогност назначает Алексея епископом Владимирским. Через 4 года он становится русским митрополитом и отправляется к Константинопольскому патриарху за благословением. Получив сан архиепископа Киевского и Великой России, он возвращается на Родину, где начинает активную деятельность по устройству монастырей.

Он помогает объединять самостоятельные княжества вокруг Москвы и налаживать отношения с Ордой. Земной путь святителя закончился в феврале 1378 г. Через 50 лет чудесным образом были обретены его мощи.

Интересно: самым известным прижизненным чудом святителя Алексия является исцеление от слепоты супруги ордынского хана — Тайдулы.

День ангела — главный личный праздник христианина. В этот день необходимо посвятить время укреплению своего духа, посещению храма и молитве. Пригласить к праздничному столу следует близких людей, крёстных родителей.

День Ангела Алексея

Значение имени Алексей, характер и судьба

Значение имени Алексей: имя для мальчика означает «защищать». Это влияет на характер и судьбу Алексея.

Происхождение имени Алексей: древнегреческое.

Уменьшительная форма имени: Алеха, Алеша, Леха, Лена, Алешенька, Алехан, Лекса, Лексей, Лексейка.

Что означает имя Алексей: Имя Алексей произошло от древнегреческого имени Алексио, Алексис. Переводится как «защищать». Еще одно значение имени Алексей — «предотвращать». Алекс вынослив и мужественен, с детства стремится защищать тех, кто слабее его, старается восстанавливать справедливость. Больше ценит дела, чем слова, однако достаточно разговорчив, доброжелателен. Алеша – одно из самых распространенных на Руси, его носили цари, полководцы, патриархи, бояре, дворяне, простые смертные.

Отчество имени: Алексеевич, Алексеевна; разг. Алексеич, Лексеич.

День ангела и святые покровители имени Алексей: Алексей дважды в году отмечает именины:

  • 25 (12) февраля – Св. Алексий, митрополит Московский, молитвою исцелил от глазной болезни жену татарского хана, чем избавил Россию от многих бед татарских; в 1378 г. основал в Москве Чудов монастырь.
  • 30 (17) марта – преподобный Алексий, человек Божий, – назван был так голосом с неба (V в.). По воле Бога в день свадьбы оставил родительский дом и в одежде нищего жил сперва на паперти церковной, а потом семнадцать лет – под крыльцом родного дома в Риме. Скончался с письмом в руке, по которому и был узнан родителями и женой.

Приметы имени Алексей: 30 марта — Алексей, с гор потоки, с гор вода. «Алексей, выверни оглобли из саней!» Если в этот день вода с гор бежит, ожидают хорошего урожая.

Значение имени для мальчика

Значение имени Алексей с точки зрения психологии.

Раннее детство: Алексей растет тихим, спокойным, послушным ребенком. Он доброжелателен к людям с самого детства.

Подросток: Он не доставляет особых хлопот родителям, хотя уже в самом раннем детстве стремится к тому, чтобы при необходимости отстоять свои права, а также интересы дорогих мальчику людей. Хотя среди детских и подростковых компаний редко можно встретить лидера с именем Алексей, сверстники часто ищут его советов, а его мнение часто бывает решающим в споре. В школе учится прилежно, часто заканчивает среднее учебное заведение с медалью.

Взрослый: Алексей часто занимается по жизни делом, которое считает важным не только для себя лично, но и для окружающих, а потому он подходит к нему со всей серьезностью, на которую только способен. А надо сказать, что Алексеи — часто очень серьезные, рассудительные люди. Поэтому нередко их принимают за замкнутых, необщительных натур, которые ставят себя выше других и редко общаются с окружающими. На самом деле это не совсем так. Алексей не прочь повеселиться в шумной компании, но только в том случае, если это не мешает работе.

Во всех делах он очень старателен и, чем бы ни занимался, стремится к совершенству. Помогает ему в этом честолюбие; но если мужчина Алеша его лишен, то частенько сдается лени – и превращается как бы в совершенно другого человека!

Алексей может выбрать для себя любую сферу деятельности, и он обязательно добьется в ней успехов, поскольку готов тратить на работу свое время и силы, А еще ему не чуждо честолюбие, что позволяет Алексею добиваться больших карьерных высот, какое бы дело он для себя ни выбрал, и занимать уважаемое положение в обществе. Однако наиболее удачно может сложиться у Алексея артистическая карьера. Алексей обладает ярко выраженными творческими способностями, у него тонкая интуиция. Из Алексеев выходят замечательные артисты, музыканты, художники. Они тонко чувствуют прекрасное, обожают искусство во всех его проявлениях и сами не прочь попробовать себя реализовать в каком-либо виде искусства, а чаще и не в одном.

Характер имени Алексей

Положительные черты: Какие черты характера определяет значение имени Алексей? Надежность, способность защитить близкого человека от всевозможных неприятностей, искреннее стремление к справедливости, практичность и уравновешенность, а также способность вносить в свое окружение мир и гармонию. Мужчина Алексей — миротворец. Мужчина с именем Алексей ненавидит любую вражду и кровопролитие, за исключением случаев, когда необходимость вступить в борьбу вызвана попранием справедливости. Это спокойный и жизнерадостный человек. Парень практически сразу принимается в новый коллектив, вызывая к себе симпатии. Алеша предпочитает оставаться в стороне, жить своим умом, чем заслуживает славу человека самостоятельного и уверенного в себе. Несмотря на свою мягкость, Алексей отвергает чьи-либо попытки подчинить себя чужой воле, да и сам он не склонен к насилию.

Отрицательные черты: Чрезмерная мягкость, часто слабоволие, рассеянность. Большое влияние на формирование характера оказывает воспитание и среда общения. Недостаток честолюбия может обернуться неспособностью реализовать свой богатый потенциал. При чрезмерно развитом честолюбии возможно ничем не оправданное упрямство, стремление любой ценой обратить на себя внимание. В результате — внутренний дискомфорт. В подростковом возрасте Алексей, у которого воспитали честолюбивые устремления и «мужской» характер, способен поддаться влиянию сильных личностей с сомнительной репутацией.

Имя Алексей в любви и браке

Какие черты характера? Алексей стремится к любви. Он ищет сердечной привязанности, которая займет очень важное место в его жизни, однако, увы, принесет мало удовлетворения. С представительницами противоположного пола Алексей часто застенчив, особенно в подростковом возрасте. Но в общении с женщинами ему помогает его обаяние, которое не позволяет ему оставаться без их внимания. В отношениях с любимой женщиной Алексей часто занимает пассивную роль, предпочитая, чтобы женщина, которой он понравился, сама предпринимала попытки завязать с ним более интимные отношения.

Алексей — заботливый, верный, понимающий, терпеливый супруг. Со стороны часто кажется, что в его семейном союзе верховодит жена, она не только является лидером в браке, но и держит мужа под каблуком, заставляя его идти у себя на поводу и не позволяя перечить ее словам. Однако это видимое положение вещей — на самом деле Алексей умеет заставить жену и домочадцев поступить по-своему, но он делает это так, что окружающие даже не догадываются, что последнее слово остается за ним. Алексей обладает прекрасной способностью решать семейные конфликты без громких скандалов, слез и истерик. Он бережет свои нервы, а также членов своей семьи.

Еще одна положительная особенность Алексея как мужа — это его верность жене. Мужчина, названный Алексеем, покладист, это помогает ему быть счастливым в семейной жизни. Не пускается во все тяжкие он больше всего из-за врожденной брезгливости. Даже если чувства к супруге остыли, он считает ниже своего достоинства изменять ей, поскольку женщина, живущая с ним под одной крышей, — не только так называемая подруга жизни, но и мать его детей, которых Алексей обычно просто боготворит. Парень Алексей о детях заботится больше, чем о себе; при этом сохраняет некую зависимую привязанность к отцу даже до почтенного своего возраста.

Совместимость с женскими именами

Идеальная совместимость имен:

  • Алексей и Анастасия
  • Алексей и Анджела
  • Алексей и Анна
  • Алексей и Варвара
  • Алексей и Галина
  • Алексей и Лариса
  • Алексей и Любовь
  • Алексей и Надежда
  • Алексей и Светлана

Неудачная совместимость имен:

  • Алексей и Вера
  • Алексей и Оксана
  • Алексей и Тамара
  • Алексей и Юлия

Таланты, бизнес, карьера

Выбор профессии: Уравновешенность Лехи делает его старательным, терпеливым и вдумчивым, что может сослужить хорошую службу в бизнесе, медицине, на дипломатической работе. Врожденное чувство справедливости позволяет ему стать знатоком законов, выдающимся юристом, судьей или даже политиком, занимающимся законотворчеством. В любом деле он будет склонен к основательному подходу. Алексею свойственно стремление докопаться до сути дела и восстановить справедливость.

Бизнес и карьера: Для Алексея имеет особое значение материальный достаток. Он обеспечит его, используя свои интеллектуальные возможности, а не на рутинной работе. Часто Алекса считают более богатым, чем он есть. Ему трудно отказать людям в их просьбе, поэтому временами он остается без копейки в кармане. Мужчина Алексей должен избегать спекулятивных идей, недобросовестных людей и любых рискованных предприятий.

Здоровье и энергетика имени

Здоровье и таланты имени Алексей: Значение имени Алексей с точки зрения медицины. Доброжелательный, немногословный, с раннего детства чувствует себя защитником матери, а позднее — всех окружающих Алексея женщин. Парень Алексей — человек дела. Мужчина старателен, любит кропотливый труд, в любом деле стремится к законченности и совершенству.

Благодаря ярко выраженным творческим способностям и тонкой интуиции легко добивается успехов в профессиональной деятельности, спорте и бизнесе, а также хорошего положения в обществе. Алексей почти всегда спокоен и уравновешен. При решении второстепенных проблем готов идти на уступки, но в вопросах, затрагивающих его принципы, проявляет твердость, и переубедить его очень трудно.

Обратите внимание на то, что мужчина Алеша обидчив и легко раним. Не слишком искушен в флирте и очень осторожен в отношениях с женщинами, но тем не менее легко одерживает победы. Мужчина по имени Алексей предпочитает женщин несколько старше себя, опытных, но ласковых и деликатных.

В семье Алеша заботлив, в женщине ценит аккуратность и опрятность и всегда дает понять, что неряшливый вид жены ему неприятен. В конфликтах жены с окружающими всегда принимает ее сторону. Парень Алексей не ревнив, способен простить измену. До самой старости сохраняет нежную привязанность к родителям. С любовью Алексей относится к своим детям, иногда даже окружает их излишней опекой.

Яркая творческая натура, спокойный и доброжелательный. Он прекрасный собеседник, умеет выслушать человека, понять его, сочувствовать ему, поддержать. Алекс скромен, старателен, терпелив.

Мужчина Алексей обладает хорошей памятью, восприимчив ко всему новому. Парень Алексей честолюбив, и чем бы ни занимался, всегда в совершенстве знает свое дело.

Леха внутренне тяжело переживает неудачи, придает огромное значение критике, очень раним. Душевные страдания могут надолго выбить его из колеи. К власти он не стремится, но и не переносит давления на себя, хотя открыто и не выражает свой протест.

Алексей влюбчив, чувствует себя защитником женщин, в детстве — матери. Женщин любит ласковых и доброжелательных, ценит семейный уют, готов идти навстречу Желаниям домочадцев, нежно заботится о детях.

Глубинное значение имени Алексей замечательно раскрыл П. Флоренский:

«Имена Александр и Алексей проявляются признаками почти противоположными и тем не менее метафизически весьма близки между собой, причем в Алеше есть некоторое смягчение или размягчение имени Александр, вследствие чего в нем нарушается основное равновесие: Александр есть твердое тело, кристаллически построенное. Алексей есть тот же Александр, но близ точки плавления. Александр стоит, Алекс же падает, всегда падает, и в нем нет ни одной вертикали…

В Алеше — та же соразмерная пропорция элементов личности, самих по себе, порознь взятых, но совокупность тех из них, которые попадают в область сознания, уже не соразмерена с совокупностью элементов подсознательного. Переместив уровень сознания в Александре, и именно — подняв этот уровень значительно вверх, мы тем самым получим Алексея… Если бы представить себе Алешу приобретшим такую сознательность и ум, но без изменения бывшей у него глубины подсознательного, то Алеша перестал бы быть Алексеем и стал бы Александром, но не обыкновенным Александром, а великим, гением. Но в том-то и дело, что структура личности Алексея такова, что всякое возрастание в нем сознательности ведет и к ускоренному, сравнительно с ростом сознательности, росту подсознательных корней личности; духовно возрастая, Алеша делается еще более Алексеем, в пределе же стремится к юродству…

Когда в Александре понижается степень сознательности, например, от болезни и т. п., то он несколько сдвигается в сторону Алексея, точно так же, как сдвиг Лехи в сторону Александра происходит при временном обострении сознательности. Но и для того, и для другого эти сдвиги бывают только временными отступлениями от собственного, присущего им соотношения элементов личности, и, претерпев сдвиг, оба они обычно возвращаются к своему собственному типу.

Мужчина Алексей тонок и в ином смысле — не крепок, собою мало владеет, себя в руках не держит, следовательно, не умеет и не хочет выразиться в связном и раскрытом творчестве; он дает больше блесток, отдельных звездочек, самодовлеющих проникновении, нежели длительное сияние или хотя бы могучую вспышку. Алексей — ум капризный и прихотливый, то проницательный, то отказывающийся действовать, и среднеостро.

… Его воля не поспевает за впечатлениями его чувства, а через разум, скопляясь и обобщаясь в нем, они не могут действовать по своей взаимно-борственности. Отсюда в мужчине с именем Алексей беспомощность, хотя в смысле элементарного жизненного устройства Алеша приспособиться может; несмотря на беспомощность, а может и именно вследствие нее, Алеше свойственна хитринка, не хитрость, а именно хитринка в уме. Мужчина с именем Леха — человек с хитринкой. Она не к худу, или не к большому худу, а скорее — средство самозащиты… мимикрия своего рода: и отсюда — его тяга к юродству.

Если Алексей слывет глупеньким, то он будет показывать дурашливости более, чем есть на самом деле, в душе подсмеиваясь, что этою маскою он провел тех, кто хотел использовать его беспомощность. Если он заикается, то в иных случаях изобразит большее заикание, чем сколько есть на деле, когда надо скрыть рассеянность или незнание, Алексей прост и простоват; но, кроме того, он простится под простоту, культивирует в себе тонкость и рыхлость разума, и видя в ней утонченность духа, и инстинктивно маскируя свою беспомощность…»

Гороскоп имени Алексей

Алексей-Овен: несколько наивный. Легко сходится с людьми, но быстро разочаровывается в них. Алексей не терпит посягательств на свою свободу. Очень влюбчив и обаятелен. Алексей-Овен не подходит женщинам, ищущим романтики: он слишком приземлен и конкретен.

Алексей-Телец: независим, всего в жизни добивается самостоятельно. Часто идеализирует свою возлюбленную и любит больше придуманный идеал, чем ее. Алексей-Телец верный друг, всегда готовый оказать помощь.

Алексей-Близнецы: крайне сентиментален. Это мечтатель, порой чересчур оторванный от действительности. У него довольно мягкий характер, однако Алексей-Близнецы вспыльчив и порой нетерпим к недостаткам других. Своей возлюбленной доверяет безгранично.

Алексей-Рак: наделен противоречивым характером. Мечтает быть свободным и самостоятельным, но часто попадает в зависимость от женщин. С Алексеем-Раком легко, потому что он поддается влиянию и не умеет отказывать.

Алексей-Лев: эгоист от природы. Все его усилия направлены на достижение собственных целей, при этом он не особо считается с мнением окружающих. Отношения с Алексеем-Львом построить сложно, потому что он привык больше брать, чем отдавать.

Алексей-Дева: борец по жизни. Чем труднее стоит перед ним цель, тем интереснее ему добиваться ее. Алексея-Деву привлекают загадочные недоступные женщины.

Алексей-Весы: очень сдержанный, интеллигентный и умный человек. У него много друзей, он прекрасный собеседник. Чувства Алексея-Весов всегда скрыты от окружающих, он ненавидит конфликты и во всем старается найти компромисс. К сожалению, женщины не всегда могут понять его.

Алексей-Скорпион: вечно мятущаяся натура. Его невозможно понять, потому что часто он и сам не понимает, чего хочет от жизни и от окружающих. Алексей-Скорпион очень ревнив, но тщательно скрывает эту черту характера, умеет контролировать себя. Ужиться с ним сложно.

Алексей-Стрелец: грустный романтик. Он постоянно ищет идеальную любовь, часто разочаровываясь. Подвержен меланхолии и одиночеству. Алексей-Стрелец будет верен всю жизнь только одной женщине.

Алексей-Козерог: человек настроения. Может быть общительным и открытым, но иногда замыкается в себе и ни с кем не желает разговаривать. Как правило, это человек слова, очень искренний. Иногда в нем просыпается ничем не объяснимое упрямство. Переубедить Алексея-Козерога невозможно.

Алексей-Водолей: непомерно свободолюбив, всегда поступает только по собственному усмотрению, не приемлет советов, не выносит критики. Среди Алексеев-Водолеев больше всего холостяков.

Алексей-Рыбы: обладает прекрасной интуицией. Он склонен больше говорить и мечтать, чем реально действовать. Алексей-Рыбы находится в состоянии вечного поиска смысла жизни. Взаимоотношения с ним складываются непросто: он витает в облаках, часто представляя себе свою возлюбленную совсем не такой, какая она на самом деле.

Нумерологический гороскоп имени Алексей

На формирование характера Алексея и на его жизненный путь влияют числа 3 и 8.

Три — общепризнанное священное, магическое число. Тройка влияет на внутренний склад Алексея, наделяя его теми самыми противоречиями, которые присущи ему всю жизнь. Именно влияние тройки каким-то образом выделяет Алексея среди окружающих. Мужчина с этим именем всегда талантлив, только не всегда совершенствует эти таланты, предпочитая приспосабливаться к действительности.

Восемь называют числом судьбы, оно также весьма разносторонне и непостоянно. Поэтому Алексей сильно ощущает свою непохожесть на других, а порой и одиночество. Иногда, напротив, Алексей ощущает себя счастливчиком, баловнем судьбы — это тоже влияние восьмерки.

Как правило, эти два числа решают судьбу Алексея: либо полное счастье, либо неудачи. Среднего «течения жизни» не бывает.

Талисманы Алексея

  • Зодиак – Водолей
  • Планета – Нептун
  • Цвет – зеленоватый
  • Благоприятное дерево имени Алексей – тополь
  • Заветное растение – омела
  • Покровитель — лось
  • Камень-талисман Алексей — лазурит

Судьба имени Алексей

  1. Алеша Попович – один из популярнейших героев русского эпоса, третий и самый младший на «заставе богатырской».
  2. Алексей Ермолов — (24 мая (4 июня) 1777, Москва — 11 (23) апреля 1861, Москва) — русский военачальник и государственный деятель, участник войн с 1790-х по 1820-е.
  3. Алексей Михайлович (1629-1676), второй царь династии Романовых, был одним из самых ярких личностей XVIII века. Обладал мягким, добродушным характером.
  4. Алексей Ягудин — (род.1980) российский фигурист, заслуженный мастер спорта России. Олимпийский чемпион, 4-хкратный чемпион мира (1998, 1999, 2000 и 2002 годы), 3-хкратный чемпион Европы (1998, 1999, 2002 годы).
  5. Алексей Абрикосов ((род.1928) советский и американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (2003), академик РАН, доктор физико-математических наук.
  6. Алексей Абрикосов — (1824 — 1904) русский предприниматель, фабрикант, основавший кондитерскую фабрику «Товарищества А. И.Абрикосова Сыновей» (ныне «Бабаевский»).
  7. Алексей Кольцов — (1809 — 1842) русский поэт и купец.
  8. Алексей Смертин — (род.1975) российский футболист, полузащитник.
  9. Алексей Бельский — (1726 — 1796) русский художник, из династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века; академик Академии художеств.
  10. Алексей Жемчужников — (1821 — 1908) русский лирический поэт, сатирик и юморист.
  11. Алексей Баландин — (1898 — 1967) советский химик, академик АН СССР (1946), основатель отечественной научной школы в области катализа.
  12. Алексей Бахрушин — (1865 — 1929) русский купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.
  13. Алексей Мишин — (род.1941) советский, российский тренер по фигурному катанию.
  14. Алексей Новиков-Прибой — (1877 — 1944) настоящая фамилия — Новиков; русский советский писатель-маринист.
  15. Алексей Явленский — (1864 — 1941) русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников «Синий всадник».
  16. Алексей Булдаков — (род.1951) советский и российский актёр театра и кино, народный артист России (2009).
  17. Алексей Петрович — (1690 — 1718) сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной.

Перевод имени

Значение имени Алексей на разных языках звучит немного по-иному. На английском языке переводится как Alexis, на французском языке: Alexis, на эсперанто: Aleksio, на испанском языке: Alejo, на итальянском языке: Alessio, на украинском языке: Олексій, на белорусском языке: имя Аляксей.

Как склоняется имя по падежам

  • Именительный падеж: Алексей
  • Родительный падеж: Алексея
  • Дательный падеж: Алексею
  • Винительный падеж: Алексея
  • Творительный падеж: Алексеем
  • Предложный падеж: Алексее

Происхождение, характеристика и значение имени Алексей

Полное имя Алексей
Церковное имя Алексей
Отчество Алексеевич, Алексеевна
Краткая форма Алексейка, Алеха, Леха, Алеша, Леша, Лешенька, Аленя, Леня, Леля, Аля, Алюня, Люня, Лексейка, Лекса, Лекся
Синонимы Алексиус, Алексис, Алехо, Алессио, Алексиос, Алекси

Происхождение и значение

Имя Алексей происходит от греческого Алексиос, что в переводе означает «защитник». Он действительно становится настоящей опорой для своей семьи и друзей. При крещении используется старорусский вариант имени – Алексий.

Астрология имени

  • Знак Зодиака: Водолей
  • Планета-покровитель: Нептун
  • Камень-талисман: лазурит
  • Цвет: зеленый
  • Дерево: тополь
  • Растение: омела
  • Животное: лось
  • Благоприятный день: суббота

Черты характера

Алексей всегда стремится защищать женщин. Он ответственный, порядочный, честный, скромный и не рвется к лидерству любой ценой. Доброжелательно общается с окружающими людьми, предпочитает оказывать помощь другим, нежели обращаться за ней самому. Имеет отличное чувство юмора, любит веселиться и дурачиться, поэтому ему всегда рады в любой компании.

Алексей успешен везде, где нужно выполнять ответственную и точную работу, и всегда доводит любое дело до конца. Однако бывает застенчивым и неуверенным в себе безо всяких на то оснований. Болезненно воспринимает критику в свой адрес или в сторону своих работ, бывает рассеянным и забывчивым. Леша, как правило, обидчив и раним, может быть излишне резким.

Леша, рожденный зимой или осенью, отличается более волевым характером. Бывает чрезмерно упрямым и настойчивым, чем появившийся на свет в летние месяцы.

Увлечения и хобби

Тайна имени Алексей в том, что его хобби часто в будущем становится профессией. Мальчик, увлекающийся живописью, вырастает в известного художника. А Леша, который в детстве собирал модели самолетиков, имеет все шансы стать авиаконструктором. Ведь в его характере сочетаются одновременно многие творческие способности и усидчивость, умение доводить дело до конца.

Профессия и бизнес

Алексей обладает высоким творческим потенциалом, поэтому может стать как человеком искусства, так и деятелем науки и техники. Имеет все шансы достичь высокого положения в обществе. Это возможно только в том случае, если его не подведет почти полное отсутствие честолюбия, присущее носителю имени.

Главный критерий при выборе профессии для него – ее увлекательность. Если он увлечен своим делом и может реализовать в нем свои творческие способности, его ждет успех. Алексей не рвется быть начальником, но если им становится, то выполняет свои руководительские функции очень грамотно и ответственно, пользуется уважением у коллег и подчиненных.

Здоровье

У Алеши обычно хорошее здоровье, но уязвимым местом иногда становится желудочно-кишечный тракт. Поэтому смолоду нужно следить за правильным питанием. Кроме того, Леша часто переутомляется на работе, что может стать причиной нервных перегрузок и проблем с бессонницей.

Секс и любовь

Мужчина по имени Алексей способен на глубокую и страстную любовь. В своих отношениях с женщиной на первое место ставит честность и доверие друг к другу. Не мучает свою любимую необоснованной ревностью. Однако если она теряет его доверие, то уже навсегда.

Семья и брак

Женится Алексей по любви, но тщательно обдумывает этот шаг. Часто он вступает в брак в возрасте за 30. Встречается со своей невестой несколько лет, прежде чем отважится сделать ей предложение. В жены выбирает аккуратную и ухоженную девушку, от неряшливых барышень держится подальше. При этом он хорошо умеет строить отношения в семье, покладист, тактичен, скромен, принимает активное участие в воспитании детей, неревнив и сам не изменяет. В конфликтных ситуациях чаще всего принимает сторону жены, даже если она и неправа. Этим он выражает свою поддержку и защиту.

Студенты отделения телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ учатся наблюдать живую русскую речь, непредвзято, строго научно анализировать ее особенности. В будущем это должно помочь им осознанно принимать решения, касающиеся их речевого поведения в эфире. Статья Елены Мартьяновой открывает серию публикаций результатов социолингвистических исследований студентов – участников моего спецсеминара по культуре звучащей речи.
Елена Мартьянова
Ударение в лексике церковного обихода
Целью нашего скромного исследования было выявить, насколько адекватно отражается современная акцентная норма в различных словарях, соответствует ли кодификация речевой практике. Норма – «это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху»(1). Норма одновременно устойчива и изменчива, она складывается в языке стихийно, под влиянием различных факторов и ни в коей мере не является плодом фантазии ученых-лингвистов. Объективные изменения нормы нелегко отследить – ученые подчас «не успевают» зафиксировать новшества в словарях. С другой стороны, излишняя поспешность в изменении кодификации может привести к отрыву от культурно-языкового наследия. К тому же нормативные описания ударения становятся слишком субъективными, если не опираться на понимание сущности акцентной эволюции. «Основная трудность кодификации — поиски золотой середины: сохранение культурно-языковых традиций должно разумно сочетаться с принятием тех новшеств, которые стали устойчивыми и широко распространенными в речи образованных людей нашего времени»(2).
Норма – это результат речевой практики «языковой элиты» общества. Поэтому при отборе информантов для данного исследования мы руководствовались двумя основными критериями: 1) респондент должен иметь высшее образование; 2) он должен быть москвичом хотя бы во втором поколении. Территориальные диалекты обладают собственными акцентными и произносительными нормами, которые не подлежат кодификации в словарях.
На выбор группы слов для данного акцентологического исследования повлияли не общность их морфемной структуры или частеречного статуса, а прежде всего социальные факторы. Несколько десятилетий советской власти живая языковая практика, связанная с лексикой церковного обихода, была насильственно ограничена или даже прервана по идеологическим причинам. Связь с традицией была потеряна. Когда же в 80-е – 90-е гг. прошлого века Церковь «пустили к народу», то в речевой практике появились «новые» для сознания основной массы людей слова. Наше внимание в первую очередь привлекли те из них, для которых характерны колебания в ударении: просфора, просвира, соборование, мироточить, паникадило, мирянин. Вторая подгруппа слов не была «запрещенной» прежде. Включенная в нее лексика звучала в речи образованных людей, но ей также свойственны акцентные колебания: апсиды, церковка, иконопись и церковно-приходской (церковно-приходский). Подвержены колебаниям и ударения в церковных именах – из-за их отличия от светских вариантов. Чаще всего в СМИ упоминается сейчас имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который является предстоятелем РПЦ с 1990 года, – поэтому имя Алексий было внесено в список исследуемых лексем. Слово искус не является собственно церковным, но часто употребляется именно в церковной среде, следовательно, исследование коснулось и его.
Информантам предлагался текст для прочтения, составленный в стиле дневниковой заметки. Опрашиваемые должны были выразительно прочитать текст вслух и высказать мнение о его стилистических недостатках. Информантам предлагался также ряд дополнительных вопросов – как будто из викторины. Исследуемые слова были либо включены в состав вопросов, либо содержались в ответах. Такой метод позволял проконтролировать, насколько привычен для информанта тот или иной акцентный вариант. Если наблюдалось противоречие, появлялись основания предположить наличие факторов, мешающих человеку говорить так, как обычно. Чаще всего таким фактором оказывался фактор «социального престижа»: опрашиваемые не были уверены в правильности произнесения тех или иных слов и пытались скорректировать свое обычное произношение. Ведь в дружеской беседе человек редко спотыкается на слове, подыскивая «правильное» ударение. Мы старались спровоцировать респондента произнести нужные слова как бы спонтанно – для чистоты эксперимента.
На примере слова церковно-приходской можно подробнее рассмотреть методику проведения исследования. Это слово представляет интерес не только с точки зрения орфоэпии, но и в орфографическом аспекте. По данным различных словарей, существует четыре варианта написания слова: церковно-приходский (церковноприходский) или церковно-приходской (церковноприходской). В написании окончания этого слова отражается произношение, поэтому стал возможным метод массового обследования с помощью Интернета: по количеству найденных сетевых публикаций можно было судить о частоте употребления в речи того или иного акцентного варианта. Если принимать во внимание только колебания ударения, то, сравнив количество вариантов церкОвно-прихОдский (церкОвноприхОдский), с одной стороны, и церкОвно-приходскОй (церкОвноприходскОй), с другой, увидим, что в словарях предпочтение отдается все-таки первому варианту. Интересно, что в «Словаре православной церковной культуры» Г.Н.Скляревской находим второй вариант(3).
В тексте, предлагавшемся информантам для прочтения, интересующее нас слово было дано в сокращении: церк.-приход. Таким образом, опрашиваемые могли самостоятельно сделать выбор того или иного варианта, не догадываясь о цели исследования. Некоторым информантам предлагались контрольные вопросы:
1) Как называлась школа в дореволюционной России?
Ответ: церкОвно-прихОдскАя / церкОвно-приходскАя школа.
2) Каким прилагательным обозначается имущество, принадлежащее церковному приходу: дом, земля?
Ответ: церкОвно-прихОдское / церкОвно-приходскОе имущество; церкОвно-прихОдский / церкОвно-приходскОй дом; церкОвно-прихОдская / церкОвно-приходскАя земля.
Подобным образом мы пытались выяснить, зависит ли ударение от грамматического рода словоформы. Опрашиваемые делали выбор в пользу того или иного варианта ударения (на последнем или предпоследнем слоге) одинаково во всей парадигме.
Для анализа результатов опроса мы разбили всех информантов на две группы – воцерковленных и невоцерковленных людей (соответственно 27 и 26 человек).
Большинство информантов (45 из 53 человек) произнесли исследуемое слово как церкОвно-приходскОй. Этот вариант произношения предпочли почти все информанты «воцерковленной» группы. В среде церковных людей данное слово используется чаще, значит, их выбор обусловлен речевой практикой и является более показательным.
Результатом исследования стало подтверждение несоответствия между объективной акцентной нормой и ее кодификацией в словарях. Возможно, оба варианта нужно оставить, но поменять их по степени «правильности»: церкОвно-приходскОй – вариант для говорящих журналистов, церкОвно-прихОдский — допустимое употребление.
Алексий II — единственное имя собственное, проблема произношения которого была затронута в работе. «Алексий» — церковнославянский вариант имени «Алексей». В настоящее время это имя часто звучит в СМИ. Патриарх Алексий II является предстоятелем РПЦ с 1990 года, он пятнадцатый патриарх с начала патриаршества.
В «Словаре образцового русского ударения» М. А. Штудинера зафиксирована норма АлексИй(4). Именно такой вариант характерен для церковнославянского языка. Показателен результат массового обследования – полученная в результате исследования статистика выявляет разницу между произношением воцерковленных и невоцерковленных людей. Первые, в большинстве своем (за исключением тех, кто в церковь ходит не очень регулярно), выбрали вариант АлексИй (22 человека из 27). Большинство невоцерковленных информантов остановились на варианте АлЕксий. Вариант АлексИй в этой группе выбрали те, кто занимается журналистикой.
Можно предположить, какой фактор влияет на выбор варианта воцерковленными людьми. После каждого богослужения певчие исполняют «Великое многолетие», неизменяемая часть которого звучит так: «Великаго господина и отца нашего АлексИя Святейшего патриарха Московскаго и Всея Руси, <…>, настоятеля, братию и прихОжан святого храма сего и вся православныя христианы, Господи, помяни их на многия лета»(5). (Именно так пишется это песнопение в нотных сборниках для клиросного пения). Следовательно, в языковом сознании людей, посещающих церковные службы, запоминается такая форма употребления имени. Так принято говорить в церковных структурах. Опытные журналисты (из числа опрошенных), которые не посещают храм, употребляют корректный вариант – по профессиональной привычке.
В данном случае, вероятно, норму диктует не столько фонетика русского языка, сколько этические соображения, фактор даже не социального престижа, а социальной толерантности. Правильно называть предстоятеля Церкви так, как его называют члены этого религиозного сообщества. В данном случае: АлексИй II. Включение этой рекомендации в орфоэпические словари могло бы существенно уменьшить разноголосицу в теле- и радиоэфире и повысить грамотность говорящих журналистов.
Просфора (гр. prosphora) — круглый хлебец, служащий для совершения таинства Евхаристии. Просвира – дублет слова просфора — употребляется реже. Эти слова относятся к лексике церковного обихода, в церковном быту они употребляются очень часто, хотя многие в неофициальном общении отдают предпочтение словам «просфорка», «просвирка». Вне храма данные слова употребляются редко, поэтому некоторые далекие от Церкви люди не знают их значения. Это учитывалось при составлении текста для исследования. Вот в каком контексте встречаются исследуемые слова:
«… — Знаете, что такое просвира?
— То же самое, что просфора? – заинтересовался брат. – Да, знаем, конечно. Это такой хлебец, который нужен для богослужения».
Любопытный результат дало исследование употребления слова просвира. Информанты произносили его как просвИра с тем же единодушием, с каким словари кодифицируют вариант просвирА.
Несколько иначе дело обстоит со словом просфора, кодифицированный вариант произношения которого — просфорА. Колебания здесь очень сильные: в процессе исследования было зафиксировано три различных варианта произношения данного слова. В обеих группах вариант, кодифицированный в словарях, выбрала примерно третья часть опрошенных. Однако при исследовании лексемы просфора очень важен социолингвистический аспект, так как в спонтанной речи воцерковленных людей данное слово употребляется не в пример чаще: в этой группе 14 человек отдали предпочтение варианту просфорА, 12 воцерковленных опрошенных произнесли просфОра. При этом в «невоцерковленной» группе практически все ее члены произнесли просфОра. Это понятие знакомо образованным людям, но слово в их речи употребляется редко. Можно предположить, что на их выбор повлияли фонетические закономерности, действующие в родном языке: ведь для русского языка характерно смещение ударения с флангов к середине слова. Вероятно, этот фактор повлиял и на произношение слова просвира, которое употребляется еще реже. Свою роль могла сыграть также языковая аналогия: ср. со словом просвИрня.
Неожиданные результаты наблюдений над употреблением слова просвира — яркий пример неадекватности кодификации современной акцентной норме. В связи с этим можно рекомендовать изменить кодификацию: вариант просвирА оставить как устаревший, а вариант просвИра кодифицировать как предпочтительный. Кодификацию произношения лексемы просфора с ударением на последнем слоге, на наш взгляд, менять еще рано, поскольку кодифицированный вариант поддерживается традицией и все еще находит отражение в речи воцерковленных людей.
Апсида, абсида (лат. аbsida, гр. apsis «изгиб») – выступ здания, перекрытый полукуполом или сводом, — таковы данные «Большого словаря иностранных слов»(6). Слово апсида относится к области церковной архитектуры. Некоторым информантам это слово могло быть незнакомо как узкоспециальное, поэтому рассказ был составлен так, чтобы из контекста было понятно значение исследуемого слова. Процитируем отрывок из предлагавшегося информантам текста: «Оказалось, что три полукруглых выступа в одной из наружных сторон церкви — «апсиды» — соответствуют внутреннему расположению алтаря – и поэтому они всегда «указывают», где восток».
Это слово часто встречается в речи экскурсоводов, искусствоведов, историков – по преимуществу во множественном числе – апсиды. Но, к сожалению, его можно найти не во всех словарях, хотя существуют трудности в его понимании и колебания в произношении – это подтверждается результатами исследования. 13 человек из 50 выбрали форму Апсиды как более привычную для себя. Возможно, из-за редкого употребления в обычной речи данное слово в языковом сознании некоторых людей до сих пор воспринимается как заимствование, не ассимилировавшееся в русском языке. Однако ассимиляция произошла: ударение сместилось в центр лексемы, что характерно для русской акцентной системы. Вариант апсИда закреплен в словарях (в которых приводится это слово) как нормативный, такой вариант встречается в известном стихотворении О.Э.Мандельштама «Айя-София»:
Айя-София,- здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
<…>
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсИды и экседры(7) ,
Им указав на запад и восток?
<…>
1912 г.
Возможно, на речевую практику образованных, начитанных людей влияет использование слова в стихотворении классика Серебряного века. Одновременно этот факт свидетельствует о том, что слово апсИды действительно давно пережило процесс акцентного освоения в русском языке, и вариант Апсиды не может даваться в словарях даже в сопровождении пометы «устар.» Скорее всего, сейчас этот вариант находится на периферии русского языка, с тенденцией вытеснения в разряд просторечных вариантов.
Иконопись – по определению словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой – это вид церковной живописи – писание икон. Словари, как орфографические, так и толковые, кодифицируют акцентный вариант Иконопись. А вариант икОнопись сопровождается запретительными пометами. Данное слово было предложено информантам в следующем контексте: «Завидев нас, священник приветливо улыбнулся: «А вот и гости к нам пожаловали с востока! Никак пришли полюбоваться на коллекцию иконописи?..» На наш взгляд, такой контекст является бытовым и привычным (по крайней мере, для церковного человека). Речь идет ведь не о чем-то узко специальном, а об искусстве, доступном для каждого.
Только треть опрошенных произнесла иконопись в соответствии с нормой, зафиксированной в словарях. Примерно одинаково разделились во мнениях информанты из групп воцерковленных и невоцерковленных людей. Частота встречаемости данного слова в спонтанной речи зависит не от принадлежности человека к церковным кругам, а скорее от его рода деятельности. Среди опрошенных было несколько человек, по роду профессиональной деятельности часто употребляющих слово иконопись, — реставраторы, искусствоведы, экскурсоводы, художники, в том числе и иконописцы. Они употребили вариант Иконопись. Наше исследование показало, что этот вариант принят в среде профессионалов.
Выскажем предположение о том, почему люди, не часто употребляющие слово «иконопись» в обычной речи, выбирают второй вариант (икОнопись). Дело в том, что для слов русского происхождения характерно сохранение корневого ударения в производном слове или смещение ударения к середине слова.
Слово иконопись — сложное, с двумя основами, произведенное от слов «икона» и «писать». «Икона» — слово греческого происхождения, соответственно производное от него «иконопись» изначально не подчинялось законам русской фонетики, ударение падало на первый слог. Но постепенно всякое новое слова оказывается вовлечено в процесс языковой ассимиляции. Искусство иконописи пришло на Русь вместе с христианством, прижилось, дало возможность появиться и развить свои таланты великим мастерам, например Андрею Рублеву или Симону Ушакову. Это не чуждо сознанию образованного русского человека, поэтому слово начинает подчиняться общим законам, особенно когда употребляется в разговорной речи, на бытовом уровне (как в приведенном тексте), когда на речевую практику в принципе не влияет фактор социального престижа.
Один из опрошенных при прочтении текста выбрал форму икОнопись, но потом, во время разговора с экскурсоводом, употребил форму Иконопись — скорее всего, из желания показаться компетентным, образованным человеком. В то же время интеллигентные люди как среднего, так и старшего возраста в ситуации, приближенной к спонтанному употреблению (при чтении незнакомого текста), употребляли вариант икОнопись. Исключение составили те, чья жизнь и деятельность связаны с журналистикой. Видимо, на их выбор акцентного варианта повлияла профессиональная привычка соотносить свое произношение с данными словарей.
Итак, как нам кажется, вариант икОнопись перестает быть просторечным, он не компрометирует говорящего, вероятно, его следует включить в словари с пометой «разг.» или «доп.». При этом традиционный вариант Иконопись, бесспорно, остается предпочтительным для публичной речи, в том числе для эфирного вещания.
Слово церковка образовано от слова «церковь» с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -к-. Лексическое значение этого слова толкуется как «маленькая церковь, церквушка». В связи с тем, что это слово является производным, его можно найти не во всех словарях. Те словари, которые дают представление о произношении данного слова, предлагают либо оба возможных варианта (цЕрковка/ церкОвка), причем предпочтение отдается первому, либо в качестве нормативного указывается только один вариант (цЕрковка).
Мы предположили, что ударение на первом слоге (цЕрковка) является следствием влияния мотивирующего слова: цЕрковь -> цЕрковка. А вариант церкОвка возник как следствие закономерного для русской акцентной системы процесса – смещения ударения с флангов к середине слова. Чтобы избежать искажения при исследовании, в тексте, который читали информанты, слову «церковка» не предшествовало слово «церковь». Это было сделано умышленно, в расчете на то, что опрашиваемые произнесут данное слово как будто бы в потоке спонтанной речи, не подвергаясь влиянию языковой аналогии.
Удивительно, что некоторые из информантов, в особенности те, кто принадлежал к группе невоцерковленных людей, все же останавливались перед этим словом. Свое замешательство они объясняли тем, что либо никогда раньше не слышали этого слова, либо редко его использовали и гораздо охотнее употребили бы слово «церквушка». Судя по результатам поиска в Интернете, слово «церквушка» употребляется в сетевых публикациях в пять раз чаще. Одновременно с этим, воцерковленные люди употребляют оба эти слова чаще, чем невоцерковленные (среди опрошенных первой группы оказалось много людей, интересующихся краеведением и архитектурой, бывавших в экспедициях и паломнических поездках). Следовательно, слово церковка довольно часто встречается в их речи, они ясно представляют его связь с мотивирующим словом «церковь». В качестве иллюстрации можно привести такой пример. Один из информантов, комментируя снимок, сделанный во время путешествия, сказал: «С этой смотровой площадки открывается прекрасный вид: зеленые луга, домишки, большая церковь удивительной архитектуры, а рядом совсем маленькая цЕрковка…».
Итак, по результатам опроса, вариант цЕрковка употребляется в два раза чаще, чем церкОвка. Однако такая пропорция создалась за счет опроса в группе церковных людей, большая часть которых выбрала вариант цЕрковка, тогда как в другой группе и тот и другой варианты употребило почти одинаковое количество человек.
Это слово можно встретить и в поэтической речи. Известно стихотворение Марины Цветаевой из цикла «Стихи о Москве» (8 июля 1916):
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
дом – пряник, а вокруг плетень
и церкОвки златоголовые.
Современные авторы предпочитают другой вариант:
Ты станешь белой цЕрковкой, рекою,
Зеленым островком любви моей,
Апрельским ветром, лишнею строфою
И тихой грустью этих светлых дней…
(Анна Бабкина)
ЦЕрковка Бориса и Глеба
Упирает крестики в небо,
А над ней осенние птицы
И рябины под Хохлому.
Есть такое в сонных селеньях,
Что потом веками хранится —
Теплая в печи паляница
И рассвет в прозрачном дыму.
(Сергей Мартынюк)
Где цЕрковка? Вокруг одни овраги,
Здесь, на земле, ненужной всем, ничьей,
Cтоят дожди, истертые, как стяги,
Над грудою казненных кирпичей.
(Владимир Цыбин)
Итак, результаты исследования подтверждают данные словарей, дающих оба варианта как нормативные для русского литературного языка. ЦЕрковка — вариант для журналистов, для публичных людей, церкОвка — стилистически такой же вариант, но употребляется реже, его можно отнести к свободной разновидности нейтрального произносительного стиля.
Слово сироты не относится напрямую к лексике церковного обихода. Изначально оно не входило в список исследуемых слов, оно было использовано в тексте для эксперимента случайно. В процессе исследования в этом слове обнаружились акцентные колебания (9 человек из 53 опрошенных произнесли сИроты. Этот вариант сопровождается во многих словарях запретительными пометами. Поэтому для нас было странно слышать такое произношение из уст образованных людей. Как выяснилось, такой вариант бытовал в русском литературном языке еще в первой половине XX века. Например, в стихотворении А.А.Ахматовой:
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сИроты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
По данным «Большого толкового словаря русского языка» под ред. С.А.Кузнецова, такой вариант и сейчас входит в систему русского литературного языка как разговорный. Однако в словаре В.И.Даля вариант сИроты помечен как южный, малороссийский. Возможно, в стихотворении А.А.Ахматовой такой вариант – следствие южного происхождения поэта.
В парадигме единственного числа в этом слове ударение на окончании: сиротА, сиротЫ и т. д. Русскому языку свойственна тенденция к переносу ударения с флангов в центр слова, «более по-русски» звучит вариант сирОты, а также уменьшительно-ласкательное сирОтка. Очень распространена фамилия СирОткин, существующая только в такой огласовке. Некоторые информанты отмечали стилистические различия между двумя вариантами, утверждая, что вариант сИроты, сИротка звучит более нежно, ласково, сострадательно. Возможно, на выбор этого варианта влияет и ассоциация с этимологически родственным словом сИрый. Нам показался значимым тот факт, что информанты из группы церковных людей, выбравшие вариант сИроты, активно занимаются социальной работой, в частности опекают детей-сирот. Это может служить подтверждением тезиса о том, что акцентный вариант сИроты несет в себе «коннотацию сострадания». Однако это не является основанием для изменения рекомендации, которая дается в современных словарях.
Значение слова искус – «трудное испытание, искушение». По сравнению с однокоренным словом искушение исследуемая лексема обладает оттенком книжности, однако по частоте встречаемости искус занимает первое место в речи невоцерковленных людей, в то время как церковным людям привычнее употреблять слово искушение.
Все словари без исключения рекомендуют акцентный вариант искУс как более «правильный», в некоторых справочниках этот вариант дается как единственно возможный. В тех же словарях, в которых присутствует вариант Искус, он сопровождается пометами «доп.», «высок.» или «устар.».
Такая кодификация расходится с результатами проведенного нами исследования. Информанты практически в абсолютном большинстве выбрали вариант Искус. Причем те шесть человек (из обеих групп), которые произнесли искУс отнюдь не все являются людьми старшего возраста (что соответствовало бы помете «устар.» в 4-ом издании словаря С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой). Среди этих шести трое — студенты, двое -священники и один представитель интеллигенции старше 50 лет. Стоит, правда, отметить, что часто информанты, прочитав слово или отвечая на дополнительный (контрольный) вопрос («Придумайте к слову «искушение» ряд однокоренных»), делали оговорку. Общий смысл их комментариев заключался в том, что это слово употребляется в речи очень редко и звучит очень возвышенно. Видимо, именно восприятие слова языковым сознанием большинства людей как торжественного, книжного заставляет употреблять его вне зависимости от законов, действующих в акцентной системе русского языка.
Масштаб нашего исследования не позволяет делать радикальных выводов, мы не беремся рекомендовать кардинально менять кодификацию, ставить в словарях вариант Искус на первое место возводить его в ранг единственно возможного.
Норме присуща не только изменчивость, но и устойчивость, к изменению ее кодификации нужно подходить весьма осторожно. Полученные нами при массовом обследовании результаты являются предпосылкой для еще более широких исследований, которые помогли бы подтвердить или опровергнуть приведенные здесь данные.
ПРИМЕЧАНИЯ

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Алексей – это мужское имя, греческого происхождения. В переводе имя означает защитник. Данное имя всегда было популярным на Руси. Его носили полководцы, дворяне, цари. Сегодня имя не утратило свою популярность. Современные родители все охотней называют своих сыновей Алексеями.

Отличительной чертой имени является надежность и способность обеспечить защиту своему близкому человеку. Мальчик еще с юных лет стремится к справедливости. Он практичен и уравновешен. С его появлением в жизни становится тепло, уютно. Появляется такая себе гармония вокруг. Алексей обладает натурой миротворца. Он спокоен и жизнерадостный. Он негативно относится к вражде. В новый коллектив входит легко. Быстро вызывает к себе симпатию.

Характер именинника

С самого раннего детства Алексей относится к людям с доброжелательностью. Все свои дела он ведет тщательно и старательно. За что бы он не взялся, все старается довести до совершенства. Мальчик с данным именем очень старателен и талантлив. Он обладает тонкой интуицией. Быть счастливым в семейной жизни ему помогает его покладистость. С появлением детей, он всю заботу отдает им. Чаще всего Алексеи проявляют себя хорошо в таких профессиональных направлениях как медицина, дипломатическая работа и бизнес.

День Ангела Алексея по церковному календарю

Для каждого человека очень важно знать какого числа по православному календарю. Ведь Ангел-Хранитель оберегает нас от всего плохого, поэтому еще с древних времен принято праздновать не день рождения, а день ангела. Причем празднуют его не несколько раз на год. Выбирается дата памяти святого, которая находится ближе всего ко дню рождения. И так, когда именины Алексея по церковному календарю представлено ниже в таблице.

Именины Алексея по церковному календарю:

Дата Святой Покровитель
25 февраля Алексий, митрополит Московский,
30 марта преподобный Алексий, человек Божий
7 мая преподобный Алексий, затворник Киево-Печерский
2 июня святитель митрополит Алексий, Московский и всея Руси чудотворец
23 июня святитель Алексий, епископ Вифинский
17 июля святой страстотерпец царевич Алексий
22 августа мученик Алексий Константинопольский
23 сентября святой праведный Алексий (Мечев), протоиерей Московский
26 сентября преподобный Алексий, иеросхимонах Зосимовский
2 октября преподобномученик Алексий (Соловьев), старец Зосимовой пустыни и священномученик протоиерей Константин Голубев
11 октября преподобный Алексий, затворник Печерский
6 декабря святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий

Пусть хранит Вас Господь!