Императрица Александра Федоровна

«Гессенская муха». Почему жену последнего русского царя так не любил народ

145 лет назад, 6 июня 1872 г. в семье Великого герцога Гессенского и Рейнского родилась четвёртая дочь. Её назвали Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская. Бабка, английская королева, называла её Sunny — Солнышко. Домашние — Аликс. В России, где ей суждено было стать последней императрицей, при крещении в православную веру получила имя Александры Фёдоровны. За глаза же — прозвище «Гессенская муха».

Восприятие правителей в народе, или, как принято выражаться в научной среде, репрезентация власти — важный момент в осознании некоторых исторических периодов. Особенно это касается великих потрясений вроде революций или эпохи реформ. Только что власть была исключительно от Бога и сомнений относительно своей легитимности у народа не вызывала. Но вот что-то происходит, и люди тут же начинают производить байки и легенды относительно своих лидеров. Пётр Великий становится не только царём-плотником, но и Антихристом, а Иван Грозный превращается в «Ивашку, царька кровавого». Того же прозвища удостаивается и последний русский император Николай II. С его женой, Александрой Фёдоровной произошло нечто похожее. С одной только разницей. Если на Николая поначалу ещё возлагали какие-то надежды, то императрицу у нас невзлюбили сразу и целиком.

Глас народа

После того, как семью последнего Романова канонизировали, память о том, как именно воспринимал народ Александру Фёдоровну, пытаются затушевать сусальными воспоминаниями. Например, такими: «Императрица организовала 4 больших базара в пользу туберкулезных в 1911, 1912, 1913 и 1914 гг.; они принесли массу денег. Она сама работала, рисовала и вышивала для базара и, несмотря на свое некрепкое здоровье, весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Маленький Алексей Николаевич стоял возле неё на прилавке, протягивая ручки с вещами восторженной толпе. Восторгу населения не было предела». Однако буквально через несколько строк автор этих воспоминаний, фрейлина и ближайшая подруга императрицы Анна Вырубова, делает показательную оговорку: «Народ, в то время не тронутый революционной пропагандой, обожал Их Величества, и это никогда нельзя забыть».

Княжна Вера Гедройц (справа) и императрица Александра Фёдоровна в перевязочной Царскосельского госпиталя. 1915 г. Источник: Public Domain

Интересное дело. В 1911 г. народ, по мнению двора, оказывается, полон восторга по отношению к своей царице. Слепота поразительная. Потому что сам народ, прошедший и позор Русско-японской войны, и Революцию 1905-1907 гг., имеет совершенно иное мнение. Вот фрагмент одного уральского сказа: «Царица после девятьсот пятого году камень с краснинкой видеть не могла. То ли ей тут красные флаги мерещились, то ли чем другим память бередило, а только с пятого году к царице с красным камнем и не подходи — во всю голову завизжит, все русские слова потеряет и по-немецки заругается».

Никаким восторгом здесь и не пахнет. Скорее уж сарказм. И подобное отношение к своей персоне Александра Фёдоровна должна была наблюдать буквально с первого дня. Более того — она сама, вольно или невольно, давала к этому повод. Вот что об этом говорит та же Анна Вырубова: «Когда Александра Федоровна только что прибыла в Россию, она написала графине Ранцау, фрейлине своей сестры, принцессы Ирен: «Моего мужа отовсюду окружают лицемерие и лживость. Чувствую, что здесь нет никого, кто мог бы быть его действительной опорой. Немногие любят его и свое Отечество».

Почему-то это рассматривают как исключительно высокодуховное послание, полное скорби и печали. На самом деле оно полно заносчивости и самомнения. Едва прибыв в чужую для себя страну и ещё не выучив языка, супруга государя тут же начинает оскорблять своих подданных. Согласно её авторитетному мнению, русские не любят свою Родину и вообще все — потенциальные предатели.

Венчание Николая II и Александры Федоровной. Фото: Commons.wikimedia.org

Изнанка «обожания»

Слово — не воробей, и шила в мешке не утаишь. То, что было достоянием высших сфер, уже спустя пару дней через слуг, истопников и кучеров становится достоянием широкой общественности. И немудрено, что после такого искромётного выступления новой царицы полиция начинает регистрировать всё больше и больше дел, проходящих как «оскорбление величества».

Александре Фёдоровне припоминалось всё. Даже то, в чём она не была виновата. Так, бракосочетание Николая и Александры, да и весь их медовый месяц, совпали с трауром по только что умершему отцу Николая — императору Александру III. Вывод в народе был сделан моментальный. И отчасти пророческий: «Немка эта, почитай, на гробу к нам въехала, принесёт несчастье».

Впоследствии осмеянию подвергалось всё, что исходит от Александры Фёдоровны. Все её начинания — временами действительно благие и нужные — становились целью издевательств. Порой — в крайне циничной форме. Любопытно, что самого царя при этом не затрагивали и даже жалели. Вот фрагмент протокола одного из дел об «оскорблении величества»: «Василий Л., мещанин казанский 31 году от роду, указывая на портрет царской семьи, говорил: «Это — первая б… И дочери её б… И все ходят к ним… А государя нашего жаль — они, б… немецкие, его обманывают, потому сын не его, а подменный!»

Списать эту «красоту» на происки масонов или большевиков не получится. Хотя бы по той причине, что 80% обвинительных приговоров по таким вот делам вынесены крестьянам, агитацию среди которых те же большевики начнут ещё очень нескоро — когда крестьяне попадут под призыв и станут солдатами.

Впрочем, и тогда агитировать конкретно против императрицы никакой нужды не было. С самого начала войны её и без того объявили немецкой шпионкой и изменницей. Это народное мнение было настолько распространённым, что достигло ушей, которые для него и вовсе не были предназначены. Вот что пишет вице-консул Великобритании в Москве Брюс Локхарт: «Ходит несколько хороших историй, касающихся германофильских тенденций императрицы. Вот одна из лучших. Царевич плачет. Няня говорит: «Малыш, отчего ты плачешь?» — «Ну, когда бьют наших, плачет папа, когда немцев — мама, а мне когда плакать?»

Именно в годы войны среди прочих прозвищ Александры Фёдоровны появляется и «Гессенская муха». Такое насекомое действительно есть — это серьёзный вредитель, нападающий на рожь и пшеницу, способный убить урожай чуть ли не целиком. Если учесть, что Февральская Революция началась как раз с дефицита хлеба, поневоле задумаешься о том, что иногда глас народа — действительно глас Божий.

Записи императрицы Александры Федоровны о семейной жизни и воспитании детей

Книга «Царские дети», вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, воссоздает живые картины семейной жизни последних Романовых, показывая высоту их отношений и нравственных идеалов. Императрица Александра Федоровна своей рукой записала полюбившуюся ей цитату: «Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога». Именно такой видели семью последнего русского императора их приближенные, оставившие о них свои воспоминания.

Выдержки из записей императрицы Александры Федоровны 1899 года

В этих записях императрицы Александры Федоровны содержатся отрывки из писаний, которые ее вдохновляли. Они были записаны Государыней в сентябре 1899 года, через 5 лет после ее свадьбы, когда она имела уже троих дочерей. Тогда она с особым чувством перечитывала книгу Дж. Р. Миллера «Домостроительство, или идеальная семейная жизнь». Цитаты ясно показывают, что было близко сердцу ее, что ее мучило и беспокоило в повседневной жизни.

***

Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим

Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим.

***

Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. Я– больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.

Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.

Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,
Когда б в нем не было детей,
За нами – только пустота,
А впереди – лишь смерти тень.
Что значат листья для дерев?
И свет, и воздух через них,
Сгущаясь в сладкий, нежный сок,
Идут в стволы, питая их.
Как будто листья в том лесу –
Для мира дети; их глазами
Воспринимаем мы красу,
Дарованную небесами.

Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер, – вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.

***

Никакие сокровища мира не могут заменить человеку ни с чем не сравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.

***

Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей.

***

Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

***

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

***

Еще один важный элемент семейной жизни – это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен и солнечный свет.

Самое богатое наследство, которое родители могут дать детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.

Пусть дом ваш будет, как сад,
Где радость звенит в голосах ребят,
И детство наполнено счастьем.

***

О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог.

Будьте преданы. С благоговением примите свою священную ношу. Самые прочные узы – это узы, которыми сердце человека связано с настоящим домом. В настоящем доме даже маленький ребенок имеет свой голос. А появление младенца влияет на весь семейный уклад. Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.

***

Сила воли лежит в основе мужества, но мужество тогда только может вырасти в настоящую мужественность, когда воля уступает, и чем больше воля уступает, тем сильнее проявления мужественности.

Нет на земле более подходящего для мужчины поступка, чем такого, когда мужчина в расцвете своих сил, как малый ребенок, с любовью склоняется перед своим немощным родителем, оказывая ему почитание и уважение.

***

Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование.

***

Дети должны учиться самоотречению

Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно: слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми.

***

Родители иногда грешат чрезмерным беспокойством или неумными и постоянно раздражающими увещеваниями, но сыновья и дочери должны согласиться с тем, что в основе всей этой чрезмерной заботливости лежит глубокая тревога за них.

***

Благородная жизнь, сильный, честный, серьезный, богоугодный характер – это лучшая награда для родителей за утомительные годы самозабвенной любви. Пусть дети живут так, чтобы родители в старости могли ими гордиться. Пусть дети наполняют нежностью и лаской их годы угасания.

***

Между братьями и сестрами должна быть крепкая и нежная дружба. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить все красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы. Молодой человек должен быть более вежливым со своей сестрой, чем с любой другой молодой женщиной в мире, а молодая женщина, пока у нее нет мужа, должна считать брата самым близким в мире для нее человеком. Они должны в этом мире охранять друг друга от опасностей и обманных и гибельных путей.

***

– Отец, что такое жизнь?
– Битва, дитя мое.
… Где меткий может промахнуться,
А самый зоркий обмануться,
И дрогнет сердце храбреца,
Где враг ни день, ни ночь не дремлет,
Та битва целый мир объемлет –
Стоять в ней нужно до конца.

***

Для каждого молодого человека жизнь особенно трудна. Когда он вступает в нее, ему нужна поддержка всех, кто его любит. Ему нужны молитвы и помощь всех его друзей. Из-за того, что не хватает любящей поддержки, многие молодые люди проигрывают в жизненных битвах, а те, кто выходят победителями, часто обязаны этой победе любви верных сердец, которая вселила в них в часы их борьбы надежду и мужество. В этом мире невозможно познать истинную цену настоящей дружбы.

***

Каждая преданная сестра может оказать такое сильное влияние на своего брата, которое будет вести его, как перст Господа, по верной жизненной дороге. В своем собственном доме, на собственном примере покажите им всю возвышенную красоту истинной, благородной женственности. Стремясь ко всему нежному, чистому, святому в божественном идеале женщины, будьте воплощением добродетели и сделайте добродетель для всех настолько привлекательной, чтобы порок у них всегда вызывал только отвращение. Пусть они видят в вас такую чистоту души, благородство духа, такую божественную святость, чтобы ваше сияние всегда охраняло их, куда бы они ни шли, как защитная оболочка или как Ангел, парящий над их головами в вечном благословении. Пусть каждая женщина с помощью Божией стремится к совершенству. Когда у вашего брата появятся искушения, тогда перед глазами возникнут видения такой любви и чистоты, что он с отвращением отвернется от искусительницы.

Женщина для него – объект или уважения, или презрения, и зависит это от того, что он видит в душе своей сестры. Поэтому сестре надо стараться завоевывать любовь и уважение брата. Она не сможет причинить большего вреда, если внушит ему мысль, что все женщины бессердечны и легкомысленны, жаждут только удовольствий и желают, чтобы ими восхищались. А братьям, в свою очередь, следует охранять сестер.

***

Отношение к женщинам – вот лучший способ проверить благородство мужчины. Он должен к каждой женщине относиться с почтением, независимо от того, богатая она или бедная, высокое или низкое занимает общественное положение, и оказывать ей всяческие знаки уважения. Брат должен защищать свою сестру от любого зла и нежелательного влияния. Он должен ради нее вести себя безупречно, быть великодушным, правдивым, бескорыстным, любить Бога. Каждый, у кого есть сестра, должен ее лелеять и любить. Власть, которой она обладает, это власть истинной женственности, которая покоряет чистотой своей души, и сила ее в мягкости.

***

Чистота помыслов и чистота души – вот, что действительно облагораживает.

***

Без чистоты невозможно представить истинную женственность

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту. «Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней». Так что даже в нашем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую, бескорыстную любовь. Сердце молодого человека должно ликовать, если у него есть прекрасная, благородная сестра, доверяющая ему и считающая его своим защитником, советчиком и другом. А сестре следует радоваться, если ее брат превратился в сильного мужчину, способного защитить ее от жизненных бурь. Между братом и сестрой должна быть глубокая, крепкая и близкая дружба, и они должны доверять друг другу. Пусть между ними лягут моря и континенты, их любовь навсегда останется преданной, сильной и верной. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

***

Тяжелая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, так же, как и холодные, голые, зазубренные скалы становятся прекрасными, когда дикие лозы обвивают их своими зелеными гирляндами, а нежные цветы заполняют все углубления и трещины.

***

В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью.

***

В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе.

***

Каждая прекрасная мысль, которая приходит на ум ребенку, впоследствии укрепляет и облагораживает его характер. Наши тела, вопреки нашему желанию, старятся, но почему бы нашим душам не оставаться всегда молодыми? Просто преступление – подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными. Очень скоро на их плечи лягут жизненные проблемы. Очень скоро жизнь принесет им и тревоги, и заботы, и трудности, и тяжесть ответственности. Так пусть же как можно дольше остаются они юными и беззаботными. Их детство нужно, по мере возможности, наполнить радостью, веселыми играми.

Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

***

В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт – опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести. Поток, который так долго бежал, подобно веселому ручейку, бегущему при ярком солнечном свете через луга среди цветов, углубляется, темнеет, ныряет в мрачное ущелье или низвергается водопадом.

***

Никто не знает, какое святое таинство происходит в младенце, которому всего лишь час суждено прожить на этой земле. Он не напрасно его проживает. За этот короткий час он может совершить больше, оставить более глубокий след, чем иные, проживая долгие годы. Многие дети, умирая, приводят своих родителей к священным стопам Христа.

Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может превратить любое испытание в благословение.

За тучей скрывается звездный свет,
После ливня солнечный луч сияет,
У Бога существ нелюбимых нет,
Всем твореньям Своим благо Он посылает!

***

И так течет жизнь истинного дома, иногда при ярком солнечном свете, иногда во мраке. Но при свете или во мраке – она всегда учит нас обращаться к Небу, как к великому дому, в котором претворяются все наши мечты и надежды, где соединяются вновь порванные на земле узы. Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога. Никто, кроме Бога, не поддержит нас во время великого горя. Жизнь так хрупка, что любое расставание может оказаться вечным. Мы никогда не можем быть уверены, что у нас еще будет возможность попросить прощение за злое слово и быть прощенными.

Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страданий и горя, когда раскрываются все ее скрытые до этого богатства.

«Сад сердца»

Духовный дневник Александры Федоровны Романовой за 1917 год

Царские дети. Издание Сретенского монастыря, 2003. Твердый переплет. 448 стр. Дневник императрицы Александры раскрывает перед читателями правду о ее светлой душе. В первые десять лет после трагической смерти Императрицы о ней было написано несколько хороших биографических книг, но они очень скоро были преданы забвению.

Обстоятельства жизни императрицы Александры, преодоление ею трудностей и искушений подобны тем, что переживает всякий из людей. Она боролась с собственными недостатками, с раздражением и нетерпением. Большую часть своей взрослой жизни она страдала от хронической болезненной лицевой невралгии и изматывающей болезни сердца. Ее юный сын, наследник русского престола, унаследовал гемофилию; и в течение тринадцати лет жизни она много времени провела, выхаживая его после состояния, близкого к смерти. Она постоянно заботилась о близких, а во время войны лично – и о многих подданных своих.

Страницы дневника описывают путь, который прошла душа царицы. Оригинал дневника за 1917 год – это маленькая, переплетенная в ткань книжечка в голубой обложке, сшитой Александрой Федоровной, в углу которой вышит маленький крест. На внутренней стороне обложки рукой Государыни просто написано: «Аликс, 1917 год». Это сборник разных цитат, стихов, размышлений, это дневник женщины, которая делает записи, чтобы напоминать себе о ежедневных обязанностях в жизни христианина. Записи касаются самых разных тем – от размышлений о самопожертвовании до благотворительных дел, о которых мы знаем и из ее писем. Везде прослеживается ее желание превратить повседневную обыденную жизнь в нечто прекрасное о Христе.

Простота дневника разочарует тех, кто ищет утонченного, или тех, кто ожидает найти здесь какие-то исторические факты. В строчках дневника мы видим твердую решимость женщины, остро чувствовавшей и подогреваемое против нее общественное мнение, и угрозу революции, но заставлявшей себя вести обычный образ жизни и каждый день бороться за любовь, сострадание и бескорыстие. Главным полем брани, на котором она боролась за своего мужа и за свой народ, было ее собственное сердце. Никакого ропота, никакой жалости к себе, только постоянные напоминания самой себе оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом.

Достойное приятие мученического венца – это добродетель, которая не придет сама собой. Эта добродетель достигается в ежедневной борьбе, в постепенном укреплении душевных сил, пока человек почти что незаметно не приобретает способность встретить достойно мучения за Христа. Эта тетрадь – свидетельство такой борьбы. Мы приводим те дневниковые записи Александры Федоровны, которые посвящены семейной жизни и воспитанию детей.

***

Важный труд, который человек может сделать для Христа, – это то, что он может и должен делать в своем собственном доме

Важный труд, который человек может сделать для Христа, – это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: «Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей», – прекрасная мысль! Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью.

Некоторые матери очень преданно любят своих детей, но думают главным образом о земных вещах. Они нежно склоняются над своими детьми, когда те болеют. Они много работают и во всем отказывают себе, чтобы прилично одеть своих детей. Они очень рано начинают их учить, понемногу и постоянно развивают их умственные способности, чтобы они со временем заняли достойное место в обществе. Но духовному развитию детей они не уделяют такого внимания. Они не учат их познанию Божией воли. Есть дома, в которых дети вырастают, никогда не услышав молитвы от своих отцов и матерей и не получив никакого обучения духовного.

С другой стороны, есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И спустя долгие годы память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и Ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех.

***

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом, самое родное место для нас в мире.

***

На трудном жизненном пути родителей есть место для ребенка, где он может беззаботно разбрасывать цветы. За любовь родителей детям следует платить такой же любовью и благодарностью на протяжении всей их жизни, до конца дней.

***

Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом – как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

***

Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Испытания нам посылаются не для того, чтобы нас погубить. Мы должны стать настоящими людьми. Бог хочет, чтобы мы очистились от всяческого зла и стали подобными Ему. Часто чтобы сделать это, Он подвергает нас горьким испытаниям. Бог часто делает это с человеческими душами, потому что они не таковы, какими им следовало бы быть. Внешне они могут казаться прекрасными, но внутри них не звучит божественная музыка. Им не хватает духовности, желания быть подобными Христу. Тогда Бог сокрушает их горем и страданиями, а из осколков прежней жизни создает новую жизнь, достойную славы, величия и благословения. В мире много горя. Многие люди упали духом, и именно они нуждаются в утешении Божием. Нам не надо впадать в отчаяние, какие бы ни были у нас испытания.

Александра Федоровна

Биография

Историки, архивисты и многочисленные исследователи жизни последней императрицы государства Российского, кажется, изучили и объяснили не только её поступки, но каждое слово и даже каждый поворот головы. Но вот что интересно: после прочтения каждой исторической монографии или нового исследования перед нами возникает незнакомая женщина.

Такова уж магия любимой внучки британской королевы Виктории, дочери Великого герцога Гессенского, крестницы русского государя Александра III и жены Николая II, последнего наследника русского престола. Аликс, как её называл муж, или Александра Фёдоровна Романова осталась загадкой для всех.

Наверное, всему виной её холодноватая замкнутость и отчуждённость от всего земного, принимаемая свитой и российской знатью за высокомерность. Объяснение этой неизбывной грусти в её взгляде, как бы обращённом внутрь себя, находится, когда узнаешь подробности детских и юношеских лет принцессы Алисы Виктории Елены Луизы Беатрис Гессен-Дармштадтской.

Детство и юность

Она появилась на свет летом 1872 года в немецком Дармштадте. Четвёртая дочь Великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига и дочери королевы Великобритании, герцогини Алисы, оказалась настоящим солнечным лучиком. Впрочем, бабушка Виктория так и звала её – Sunny – Солнышко. Белокурая, с ямочками на щеках, с голубыми глазами, непоседа и хохотушка Алики мгновенно заряжала хорошим настроением своих чопорных родственников, заставляя улыбаться даже грозную бабушку.

Александра Федоровна в детстве

Малышка обожала своих сестёр и братьев. Кажется, особенно весело ей было вместе с братом Фридериком и младшей сестрёнкой Мэри, которую она из-за трудности в произношении буквы «р» называла Мэй. Фридерика не стало, когда Алики было 5 лет. Любимый брат умер от кровоизлияния, ставшего следствием несчастного случая. Мама Алиса, и без того меланхоличная и невесёлая, погрузилась в тяжёлую депрессию.

Но едва острота от болезненной утраты начала притупляться, как случилось новое горе. И не одно. Эпидемия дифтерии, случившаяся в Гессене в 1878 году, отобрала у солнечной Алики сначала сестрёнку Мэй, а через три недели маму.

Алиса, будущая императрица Александра Фёдоровна

Так в 6 лет окончилось детство Алики-Sunny. Она «погасла», как солнечный лучик. Исчезло почти всё, что она так любила: мама, сестрёнка с братом, привычные игрушки и книжки, которые сожгли, заменив новыми. Кажется, тогда исчезла и сама открытая и смешливая Алики.

Чтобы отвлечь двоих внучек, Алису-Алики, Эллу (в православии — Елизавету Фёдоровну), и внука Эрни от горестных мыслей, властная бабушка перевезла их с позволения зятя в Англию, в замок Осборн-хаус на острове Уайт. Здесь Алиса под присмотром бабушки получила великолепное образование. Тщательно подобранные учителя преподавали ей, сестре и брату географию, математику, историю и языки. А ещё рисование, музыку, верховую езду и садоводство.

Александра Федоровна в молодости

Предметы давались девочке легко. Алиса блестяще играла на фортепиано. Уроки музыки ей давал не кто-нибудь, а директор Дармштадтской оперы. Поэтому девушка с лёгкостью исполняла сложнейшие произведения Вагнера и Шумана. А ещё без особого труда освоила премудрости придворного этикета. Единственное, что расстраивало бабушку – любимая Sunny была нелюдимой, замкнутой и терпеть не могла шумное светское общество.

Александра Федоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского полка

Принцесса Гессенская окончила Гейдельбергский университет и получила степень бакалавра философии.

В марте 1892 года новый удар постиг Алису. На её руках умер от сердечного приступа отец. Теперь девушка чувствовала себя ещё более одинокой. Рядом оставались лишь бабушка и брат Эрни, унаследовавший корону. Единственная сестра Элла с недавних пор жила в далёкой России. Она вышла замуж за русского князя и звалась Елизаветой Фёдоровной.

Императрица Александра Фёдоровна

Впервые Алиса увидела Ники на свадьбе сестры. Ей тогда было всего лишь 12 лет. Юной принцессе очень понравился этот воспитанный и тонкий юноша, загадочный русский князь, так не похожий на её британских и немецких кузенов.

Второй раз с Николаем Александровичем Романовым она увиделась в 1889 году. Алиса отправилась в Россию по приглашению мужа сестры – Великого князя Сергея Александровича, дяди Николая. Полтора месяца, прожитых в петербургском Сергиевском дворце, и встречи с Николаем оказались достаточным временем для того, чтобы понять: она встретила свою половинку.

Александра Федоровна и Николай II

Их желанию объединить свои судьбы рады были лишь сестра Элла-Елизавета Фёдоровна и её муж. Они стали своего рода коммуникаторами между влюблёнными, содействуя их общению и тайной переписке.

Бабушка Виктория, не знавшая о личной жизни скрытной внучки, запланировала её брак с кузеном Эдуардом, принцем Уэльским. Пожилая женщина мечтала видеть любимое «Солнышко» королевой Британии, которой передаст свои полномочия.

Эдуард, принц Уэльский (Эдуард VII)

Но Алики, влюблённая в далёкого русского князя, обозвав принца Уэльского «Эдди-манжеты» за излишнее внимание к своей манере одеваться и самовлюблённость, поставила королеву Викторию перед фактом: замуж выйдет лишь за Николая. Показанные бабушке письма окончательно убедили раздосадованную женщину, что внучку не удержать.

Не в восхищении от желания сына жениться на немецкой принцессе были и родители цесаревича Николая. Они рассчитывали на брак сына с принцессой Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа. Но сын, как и его невеста в далёкой Англии, проявил упорство.

Александра Федоровна и Николай II

Александр III и его супруга сдались. Причиной стала не только настойчивость Николая, но и быстрое ухудшение здоровья государя. Он умирал и хотел передать бразды правления сыну, у которого будет устроена личная жизнь. Алису срочно позвали в Россию, в Крым.

Умирающий император, чтобы встретить будущую невестку как можно лучше, из последних сил поднялся с постели и облачился в мундир. Принцесса, знавшая о состоянии здоровья будущего свёкра, была растрогана до слёз. Аликс начали срочно готовить к браку. Она изучала русский язык и основы православия. Вскоре приняла христианство, а вместе с ним и имя Александра Фёдоровна (Феодоровна).

Император Александр III

Император Александр III скончался 20 октября 1894 года. А 26 октября состоялось венчание Александры Фёдоровны и Николая Александровича Романова. У невесты от такой поспешности в недобром предчувствии сжалось сердце. Но Великие князья настояли на безотлагательности венчания.

Чтобы сберечь приличия, свадебную церемонию назначили на день рождения императрицы Марии Фёдоровны. По имеющимся канонам отступление от траура в такой день позволялось. Конечно же, ни приёмов, ни больших торжеств не было. Свадьба получилась с траурным оттенком. Как позже в мемуарах написал Великий князь Александр Михайлович:

«Медовый месяц супругов протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя».

Второе мрачное предзнаменование, от которого снова в тоске сжалось сердце молодой государыни, случилось в мае 1896 года, во время коронации царской семьи. На Ходынском поле произошла известная кровавая трагедия. Но торжества не были отменены.

Давка на Ходынском поле

Молодые супруги большую часть времени проводили в Царском селе. Александра Фёдоровна хорошо себя чувствовала только в обществе мужа и семьи сестры. Общество приняло новую императрицу холодно и с неприязнью. Неулыбчивая и замкнутая государыня казалась им высокомерной и чопорной.

Чтобы отвлечься от неприятных мыслей, Александра Фёдоровна Романова с жаром взялась за общественные дела и занялась благотворительностью. Вскоре у неё появилось несколько близких подруг. На самом деле, их было совсем немного. Это княжна Мария Барятинская, графиня Анастасия Гендрикова и баронесса София Буксгевден. Но самой близкой подругой была Анна Вырубова, фрейлина.

Анна Вырубова и Александра Федоровна

Счастливая улыбка вернулась к государыне, когда одна за другой появились дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Но долгожданное рождение наследника, сына Алексея, вернуло Александру Фёдоровну в привычное состояние тревоги и меланхолии. У сына обнаружилось страшное наследственное заболевание – гемофилия. Оно было унаследовано по линии императрицы от бабушки Виктории.

Истекающий кровью сын, который мог умереть от любой царапины, стал постоянной болью Александры Фёдоровны и Николая II. В это время в жизни царской семьи появился старец Григорий Распутин. Этот таинственный сибирский мужик действительно помогал цесаревичу: он один мог останавливать кровь, чего не способны были сделать врачи.

Анна Вырубова, Григорий Распутин и Александра Фёдоровна

Приближение старца породило массу слухов и сплетен. Александра Фёдоровна не знала, как от них избавиться и защититься. Молва ширилась. За спиной государыни шептались о её якобы безраздельном влиянии на императора и государственную политику. О колдовстве Распутина и его связи с Романовой.

Начавшаяся Первая мировая война ненадолго погрузила общество в иные заботы. Александра Фёдоровна все средства и силы бросила на помощь раненым, вдовам погибших солдат и осиротевшим детям. Царскосельский госпиталь перестроили под лазарет для раненых. Сама императрица вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу. Они ассистировали на операциях и ухаживали за ранеными.

Александра Фёдоровна и княжна Вера Гедройц в перевязочной Царскосельского госпиталя в 1915 году

А в декабре 1916-го был убит Григорий Распутин. О том, как «любили» Александру Фёдоровну при дворе, можно судить из сохранившегося письма Великого князя Николая Михайловича свекрови государыни, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Он написал:

«Вся Россия знает, что покойный Распутин и императрица Александра Фёдоровна – одно и то же. Первый убит, теперь должна исчезнуть и другая».

Как позже в своих воспоминаниях написала близкая подруга императрицы Анна Вырубова, Великие князья и вельможи в своей ненависти к Распутину и императрице сами пилили сук, на котором сидели. Николай Михайлович, считавший, что Александра Фёдоровна «должна исчезнуть» следом за старцем, был расстрелян в 1919 году вместе с тремя другими Великими князьями.

Личная жизнь

О царской семье и совместной жизни Александры Фёдоровны и Николая II до сих пор ходит множество слухов, которые корнями уходят в далёкое прошлое. Родились сплетни в ближайшем окружении монархов. Фрейлины, князья и их любящие посудачить жены с удовольствием придумывали различные «порочащие связи», в которых якобы были уличены царь и царица. Кажется, больше всех «старалась» в распространении слухов княгиня Зинаида Юсупова.

Александра Федоровна с дочерьми

После революции вышла фальшивка, выданная за мемуары близкой подруги государыни – Анны Вырубовой. Авторами этого грязного пасквиля стали весьма уважаемые люди: советский писатель А. Н. Толстой и профессор истории П. Е. Щёголев. В этих «мемуарах» говорилось о порочных связях императрицы с графом А. Н. Орловым, с Григорием Распутиным и самой Вырубовой.

Похожий сюжет был в пьесе «Заговор императрицы», написанной этими двумя авторами. Цель была понятной: как можно больше опорочить царскую семью, вспоминая о которой народ должен был не сожалеть, а негодовать.

Александра Федоровна и Николай II с детьми

Но личная жизнь Александры Фёдоровны и её возлюбленного Ники, тем не менее, сложилась прекрасно. Супруги сумели сохранить трепетные чувства до самой смерти. Они обожали своих детей и с нежностью относились друг к другу. Об этом сохранились воспоминания их ближайших друзей, не понаслышке знавших об отношениях в монаршей семье.

Смерть

Весной 1917-го, после отречения царя от престола, вся семья была арестована. Александра Фёдоровна с мужем и детьми была отправлена в Тобольск. Вскоре их перевезли в Екатеринбург.

Ипатьевский дом оказался последним местом земного бытия семьи. Александра Фёдоровна догадывалась о страшной участи, уготованной новой властью ей и её родным. Об этом незадолго до своей смерти сказал Григорий Распутин, которому она верила.

Расстрел царской семьи

Царица с мужем и детьми была расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года. Их останки были перевезены в Санкт-Петербург и перезахоронены летом 1998 года в Петропавловском соборе, в родовой усыпальнице Романовых.

В 1981 году Александра Федоровна, как и вся её семья, была канонизирована Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году – Русской Православной Церковью. Романову признали жертвой политических репрессий и реабилитировали в 2008 году.

Мученица Алекса́ндра Римская, Никомидийская, императрица

Краткое житие мученицы Александры, Римской императрицы

Свя­тая Алек­сандра, су­пру­га им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на, бы­ла тай­ной хри­сти­ан­кой. Ви­дя твер­дость ве­ры свя­то­го Ге­ор­гия во вре­мя его му­че­ний, она ре­ши­лась от­кры­то сви­де­тель­ство­вать о сво­ей ве­ре в Иису­са Хри­ста. Она от­пра­ви­лась к ме­сту, где му­чи­ли св. Ге­ор­гия, упа­ла к но­гам ве­ли­ко­му­че­ни­ка и пе­ред все­ми объ­яви­ла се­бя хри­сти­ан­кой. Озлоб­лен­ный Дио­кли­ти­ан при­го­во­рил ца­ри­цу к смер­ти. Свя­тая Алек­сандра му­же­ствен­но при­ня­ла этот при­го­вор и крот­ко по­шла на ме­сто каз­ни, мо­лит­вен­но об­ра­щая свой взор на небо. По до­ро­ге она, уто­мив­шись, по­про­си­ла во­и­нов поз­во­лить ей немно­го от­дох­нуть. При­сло­нив­шись к стене од­но­го зда­ния, она ти­хо скон­ча­лась. Ее мир­ная кон­чи­на по­сле­до­ва­ла 21 ап­ре­ля 303 го­да, но па­мять ее празд­ну­ют од­новре­мен­но с ве­ли­ко­му­че­ни­ком Ге­ор­ги­ем, 23 ап­ре­ля по цер­ков­но­му ка­лен­да­рю.

Полное житие мученицы Александры, Римской императрицы

Свя­тая ца­ри­ца Алек­сандра, о мни­мой кон­чине ко­то­рой бы­ло за­пи­са­но в му­че­ни­че­ских ак­тах свя­то­го Ге­ор­гия, со­став­лен­ных сра­зу по­сле его кон­чи­ны, спо­до­би­лась, од­на­ко, му­че­ни­че­ско­го вен­ца несколь­ки­ми го­да­ми поз­же, в 314 го­ду.

За эти го­ды про­изо­шло мно­го со­бы­тий. Им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан в 305 го­ду от­рек­ся от пре­сто­ла, и власть пе­ре­шла к его со­пра­ви­те­лю Мак­си­ми­а­ну Га­ле­рию (305–311), фа­на­ти­ку язы­че­ства, гру­бо­му и же­сто­ко­му во­и­ну. Его же­ной бы­ла дочь свя­той ца­ри­цы Алек­сан­дры – свя­тая му­че­ни­ца Ва­ле­рия, ко­то­рую Дио­кли­ти­ан вы­дал за­муж про­тив ее во­ли еще в го­ды сво­е­го прав­ле­ния. Свя­тая Алек­сандра вос­пи­та­ла дочь в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. Ко­гда умер Га­ле­рий, им­пе­ра­тор Мак­си­мин стал до­мо­гать­ся ее ру­ки. По­лу­чив от­каз, он со­слал свя­тую Ва­ле­рию в Си­рию, где она жи­ла вме­сте с ма­те­рью. По­сле смер­ти Мак­си­ми­на в 313 го­ду мать и дочь при­бы­ли в Ни­ко­ми­дию, на­де­ясь на ми­лость им­пе­ра­то­ра Ли­ки­ния (313–324). Вме­сте со свя­тым рав­ноап­о­столь­ным ца­рем Кон­стан­ти­ном он под­пи­сал Ми­лан­ский эдикт, ко­то­рый предо­став­лял хри­сти­а­нам сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния, од­на­ко втайне оста­вал­ся вра­гом хри­сти­ан­ства. Ли­ки­ний при­ка­зал каз­нить свя­тую ца­ри­цу Алек­сан­дру и дочь ее Ва­ле­рию. Они бы­ли обез­глав­ле­ны, и те­ла их бро­си­ли в мо­ре.