Иоанн креститель

Пророк Захария и праведная Елисавета: житие, иконы, молитвы (+Видео)

18 сентября Церковь чтит память пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.

Житие

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.

Пещера, где скрывалась св. Елисавета с младенцем Иоанном Предтечей

Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Иконы и картины

«Зачатие Иоанна Крестителя» (встреча Захарии и Елиcаветы; справа изображена фигура их будущего сына)

Захария и Елисавета (Рождество Иоанна Предтечи). XV век, Россия

«Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи», фреска Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони

Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Убийство Захарии (миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг.)

Статьи

Уроки Рождества Иоанна Предтечи (+ ВИДЕО)

Зачатие Иоанна Крестителя. Дом Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи: пророк для народа, любящего детей

Молитвы

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва третья

К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2

Праведных твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.

Тропарь святому пророку Захарии, глас 4

Священства одеждею обложен, премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре, и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.

Кондак святому пророку Захарии, глас 3

Пророк днесь и священник Вышняго, Захариа предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисавете, глас 4

Яко луна полна, Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето. Достойными убо тя песньми ублажающе, Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Иоанн Креститель и Крещение Иисуса

Иоанн Креститель и Крещение Иисуса…
Да, друзья, я намеренно дал такой невероятно скучный заголовок этой статье. Я сидел и думал, как назвать ярче? «Иисус крестится от Иоанна?»; «Погружение в живые воды?»; «Вся правда о Иоанне Предтече и совершаемых им омовениях?..»
Я сидел, думал и с грустью осознавал, как девальвировались такие слова, как Крещение, Иоанн Креститель, воды Иордана… Они стали затерты, как мелкая монета, они никого уже и заинтересовать не могут… Как вы думаете, положа руку на сердце, какая статья будет востребованней у массового интернет-читателя: «100 вопросов и ответов о святой воде» или «Иоанн Креститель и Иисус»?
Вы знаете, какая будет несравненно, во много раз, популярней…
И все же я напишу на вторую тему.
Я постараюсь не быть скучным. Мне хочется верить, что вы сможете убедиться, что выбранная нами тема может быть не скучной. Впрочем, если она покажется вам скучной, это не вина темы, а только моя вина.
Я предлагаю вам совершить увлекательнейшее путешествие на берега Иордана, туда, где крестил Иоанн. Давайте поговорим о Иоанне, об этом необычном человеке, который в списке святых Православной Церкви занимает самую верхнюю строчку. Выше него из людей только Пресвятая Богородица.
Кто он, этот эпатирующий своим видом и поведением пророк Божий, с которым мы постоянно встречаемся на страницах Евангелий, в церковной жизни (ему посвящены семь (!) церковных праздников)? Зачем он крестит, почему от него крестится Иисус Христос? Христу-то зачем это нужно?
И что означает наш праздник Крещения?
Об этом и о многом другом мы сегодня и поговорим. Об этом говорено было много раз, но есть одна особенность, которая будет отличать наш разговор от других. Давайте посмотрим, что мы можем узнать о всех тех вопросах, которые я поставил, с учетом современных библейских исследований. Мы не будем бояться критично взглянуть на вещи и темы, которые давно покрыты лаком и поставлены на полочку.
Наш блог – для людей думающих, говорящих о вере с мирскими людьми, встречающихся с вопросами, которые ставит наука…
Я глубоко убежден, что Истина не нуждается в фальсификациях, даже благочестивых. Истина не боится самых пристальных и критических исследований. Они только очистят истину и позволят ей засиять ярче.
Итак, в путь.
Прежде всего, несколько слов о истории рождения и о детстве Иоанна Крестителя.
Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть подробности истории рождения Иоанна Предтечи, которые находим в 1-й главе Евангелия от Луки. На сегодняшний день в библеистике практически общепринято мнение, что этот рассказ сложился в среде христиан и представляет собой легенду, преследующую задачу сообщить читателю многие важные богословские положения. Другие ученые отмечают, что, если история, рассказанная Лукой, в самом деле похожа не на фотоснимок и даже не на картину, а на икону того, о чем рассказывает, то это не значит, что все подробности этой истории легендарны. Мы помним, что Лука сообщает о «тщательном исследовании» (Лк. 1:3) источников, которые легли в основу его Евангелия. Почему не допустить, что Лука использовал и источники, происходившие из среды почитателей Иоанна Крестителя, которых было очень много в 1-м столетии?
Итак, что мы знаем о истории рождения Иоанна Крестителя? Не более того, что нам сообщает Евангелист Лука. Согласно его рассказу, Иоанн родился в семье праведного священника Захарии, который принадлежал к чреде Авиевой (более поздняя традиция изображает Захарию как первосвященника). Матерью Иоанна Предтечи была праведная Елисавета, происходившая из рода Ааронова. Родители были преклонного возраста и не имели детей. Рождение пророка было предсказано Архангелом Гавриилом, явившимся Захарии во время его служения в храме. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел и был нем до момента наречения имени новорожденному младенцу. Все это произошло, согласно древнему христианскому преданию, в местечке, сегодня идентифицируемом как современный израильский город Айн-Карем.
Евангелист Лука также сообщает, что Матерь Иисуса Христа приходилась родственницей праведной Елисавете, однако в какой именно степени родства они состояли, непонятно (впоследствии появились различные версии, из которых самая популярная – та, что Елисавета была двоюродной сестрой Пресвятой Богородицы).
В Евангелии от Луки есть рассказ о единственной встрече Иоанна Крестителя с Иисусом, когда оба еще находились в материнском чреве. При приближении Пресвятой Девы, носившей в Себе Спасителя, еще не рожденный младенец Иоанн «взыграл» во чреве матери.
Далее, Лука сообщает, что младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк 1:80).
В Православной Энциклопедии читаем: «Каким образом Иоанн Предтеча оказался в пустыне и что случилось с его родителями (осиротел ли он), Евангелисты не сообщают. Апокрифическая традиция связывает пребывание Иоанна Предтечи в пустыне с приказом царя Ирода об избиении Вифлеемских младенцев, а научные реконструкции жизни пророка – с сектой ессеев, о которых было известно, что они принимали сирот на воспитание в свою общину (Ios. Flav. De bell. II 8. 2 (12)). Тем не менее, стих Лк 1:80 — Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю – может быть интерпретирован как литературный переход от повествования о детстве Иоанна Предтечи к рассказу о начале его служения, а следовательно, не может привлекаться в качестве исторического источника о попадании Иоанна в пустыню уже в детстве».
Мы, в самом деле, не знаем, как складывалась жизнь Иоанна Крестителя до его выхода на служение. Выше мы видели предположение о том, что Иоанн каким-то образом был связан с сектой ессеев (они же кумраниты, члены Кумранской общины и проч.), живших в Иудейской пустыне. До середины 20-го века мы мало знали о ессеях, однако благодаря находкам в Кумране, сделанным в конце 1940-х – 1950-е годы, перед нами предстал развернутый мир этого удивительного эсхатологического иудейского движения. Изучение рукописей, найденных в Кумране, показало близость обрядов, лексики, религиозных ожиданий ессеев и Иоанна Крестителя. Возможно, что после смерти родителей он действительно попал в какую-то из ессейских общин и воспитывался там.
Во всяком случае, мы точно знаем, что до встречи на берегу Иордана, когда Иисус пришел креститься, Иоанн с Иисусом знакомы не были (см. Ин. 1:31,33).
Согласно Луке, Иоанн начал проповедовать в 15-й год правления имп. Тиберия (28/29 г. 1-го века) (Лк 3:1).
На рубеже Ветхого и Нового заветов в Иудее появилось движение крестителей, объявлявших близкий конец истории прежнего мира. Иоанн был самой известной фигурой этого движения. Он появился на берегах Иордана и сразу привлек внимание своим внешним видом и харизматичным поведением.
Одевался Иоанн Креститель по примеру древних пророков во власяницу из верблюжьего волоса, питался сушеной саранчой (акридами) и медом диких пчел. Иоанн крестит «на той стороне Иордана» (Ин. 1, 28; 10, 40), в том месте, где прошел через Иордан Иисус Навин и где пророк Илия повторил чудо перехода через Чермное море. Тем самым крещение Иоанново находится в ветхозаветной традиции перехода через море, перехода к спасению.
Встречал приходящих к нему Иоанн грозными словами, порой очень резкими: Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Лк. 3:7)
Иоанн совершал странные действия – погружал в воды Иордана приходивших к нему евреев и даже получил от народа прозвище Креститель, о чем сообщают не только Евангелия, но и другие источники.
Наше слово крещение – это древнее славянское слово, которое можно перевести со славянского как мистерия Христа. Основу слова «крещение» составляет имя Христос; в древности это слово произносилось как хрещение, то есть, под крещением понималось некое действо, относящееся ко Христу, действо Христово. В других языках, например, в греческом, слово «крещение» произносится как «баптизо», и означает оно просто «погружение». Там, где мы читаем в Евангелии слово «крещение», например: «Иоанн крестил», «И крестилась вся Иудея», в греческом оригинале стоит слово «погружал»: «Иоанн погружал», «И погружалась вся Иудея» и т.д.
Иоанн появляется на Иордане…
У всех Евангелистов мы находим пророчество, которое твердо связывается со служением Иоанна Крестителя: И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие (Лк. 3:3-6).
Интересно, что, как показали тексты, найденные в Кумране, эти слова Исаии (из 40-й главы) были любимы в среде ессеев. Себя ессеи воспринимали как глас вопиющего в пустыне, потому что они удалились в пустыню. Свою деятельность ессеи воспринимали как подготовку к принятию Мессии.
Именно этому и посвятил свое служение Иоанн Креститель.
Он также проповедовал в пустыне, держась подальше от развращенных городов и сел; он призывал народ покаяться и смыть с себя скверну грехов, чтобы явиться достойными перед Мессией, Который уже на пороге.
Что означало крещение Иоанново? Есть два источника происхождения.
омовений, практикуемых Иоанном:
Самым известным омовением, параллели с которым можно усмотреть и в крещении Иоанновом, было так называемое крещение прозелитов. Прозелит – это человек, обращающийся в иудаизм из язычества. Каждый мужчина, который хотел войти в число еврейского народа, народа Божьего, приходил к священникам. Над ним читались определенные молитвы, и его погружали в специальный бассейн, после чего совершалось обрезание. После принесения жертвы в храме этот человек считался иудеем.
Всякий человек, который не родился в иудаизме, но который хотел стать иудеем, должен был пройти обряд такого ритуального погружения. То есть крещение прозелита считалось дверью вхождения в народ Божий.
Возможно, Иоанн своими погружениями показывает, что необходимо создать новый народ Божий; его крещение – знак, что открыта дверь и объявлено приглашение войти в общину спасенного Израиля.
Но есть и традиция иных омовений, которая даже ближе к идее Иоанна: это омовения, которые практиковали ессеи. Эти омовения (о них мы узнаем из найденного в Кумране документа Устав общины) чрезвычайно похожи на те, что совершал Иоанн.
Кумранская община существовала вне храмового культа, поэтому единственными доступными для нее обрядами, предписанными Ветхим Заветом, были телесные омовения, через которые, как верили иудеи, наступало духовное очищение. Иоанново крещение с его призывом покаяться и погрузиться в воду имеет то же значение: очищение через омовение.
У ессеев обряды были тесно связаны с идеей скорого прихода Мессии и с подготовкой к Его встрече.
Очевидно, что тема скорого прихода Мессии – основная в проповеди Иоанна.
Кумраниты считали, что омовения без истинного раскаяния не могут очистить человека. Так же считал Иоанн (см.: Мф. 3:7-9 и др.).
В то же время нельзя выпускать из виду принципиальное отличие крещения Иоаннова от крещения, практиковавшегося кумранитами. Кумраниты совершали такие омовения, соединенные с раскаянием членов общины, периодически. Иоанн же считал достаточным совершить крещение всего один раз.
Чего ожидал Иоанн?
Итак, Иоанн готовил людей ко встрече с Мессией, Который вот-вот придет. Крещение Иоанна было обрядом вступления в общину спасаемых, и вступить в эту общину можно было, не только пройдя погружение в воду, но и раскаявшись в своих грехах.
В соответствии с иудейскими представлениями, Иоанн думал, что Мессия грядет в силе и славе и несет с Собой Суд и возмездие грешникам. Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Лк. 3:16-17).
Надо напомнить, что речь идет о лопате, похожей на грабли, которой провеивали собранное и смолоченное зерно. Когда крестьяне подкидывали солому, перемешанную с зерном, зерно падало вниз, а солома оставалась на лопате. Ее собирали в кучи и сжигали.
Так, как крестьяне поступают с соломой, поступит Мессия с грешниками.
Зачем Иисус крестится?
Зачем Иисус крестится от Иоанна, ведь Христос не нуждается ни в прощении грехов, ни Суд Ему не грозит?.. Совершенно понятно недоумение Иоанна: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3:14)
Из четырех Евангелистов трое не ответили на этот вопрос. Это, в общем, странно и может быть истолковано как то, что сами Евангелисты не очень это понимали и избегали углубляться в эту тему. Лишь Матфей доносит до нас такие слова Христа: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Слова эти не дают твердого и однозначного ответа на вопрос, зачем Иисус крестится. Мы можем сделать только предположение, которое будет наиболее вероятным, но окончательно ответить на этот вопрос не можем.
Слово исполнить (греч.: плироси) означает завершить, восполнить, сделать совершенным, привести к полному выражению и окончанию и т.д. Таким образом, слова Христа могут поняты как то, что Он хочет Свою праведность (которая и так у Него есть) сделать совершенной, окончательной и абсолютной.
Есть и другое предположение: может быть, Иисус крестится, чтобы подтвердить правоту действий Иоанна Крестителя, призывающего народ каяться и креститься? Так надлежит нам исполнить всякую правду… Правда Божия, то есть, замысел Божий, в то время, когда на Иордане раздалась проповедь Иоанна, заключается в покаянии евреев и в подготовке ко встрече с Мессией. Своим Крещением Иисус показывает, что дело Иоанна – осуществление Божьего замысла, Божьего плана. Своим Крещением Иисус подтверждает истинность проповеди Иоанна.
Есть и еще один аспект, несомненно, имеющий место в случае с Крещением Иисуса. В библеистике есть такой термин, как «корпоративная личность». Так называется та богословская ситуация, когда один человек собою олицетворяет многих. (Яркий пример такого богословия – в учении Ап. Павла: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22). В Ветхом Завете мы часто встречаемся с подобными примерами. Такое служение нередко брали на себя пророки, своей жизнью, действиями как бы иллюстрирующие судьбу Израильского народа.
Господь Иисус Христос тоже отождествляет Себя с народом. Он являет в Себе Израиль, но не ветхий и склонный к изменам, а новый, верный Богу. Начало жизни Иисуса – очень похоже на судьбу Израиля. Подобно ветхому Израилю, выведенному Богом из Египта, призывается из Египта и Иисус – из Египта воззвал Я Сына Моего (Мф 2:15). Подобно искушаемому голодом и жаждою в пустыне еврейскому народу (после бегства из Египта), Иисус тоже проходит искушение в пустыне…
Таких примеров много…
Вот и Крещение Иисуса – это знак того, что Он уподобился Своему народу, нуждающемуся в покаянии и очищении. Своим Крещением Он являет, что сейчас нужно народу, указывает своего рода путь, которым должен идти Израиль: каяться, омываться от греховной скверны и готовиться ко встрече с Мессией.
Да, Иисус крестится от Иоанна, но проповедь Иисуса принципиально иная. Если Иоанн пророчествует о гневе Божием и наказании ( приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? – Лк. 3:7), то Иисус возвещает приближение Царства Божьего: пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие… (Мк. 1, 14-15).
Продолжение следует…
См.: Meier J. P. A Marginal Jew. N. Y.; L., 1994. Vol. 2: Mentor, Message, and Miracles.
http://www.pravenc.ru/text/471450.html
См.: Ис.Нав. 3; 4 Цар. 2, 1-18 – ср. Исх. 14, 22.
См. Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 5.2.
Напомним, что и возможность Спасения для всех благодаря Смерти Одного – тоже имеет отношение к тому, что Христос в Себе Самом содержит весь еврейский народ и как бы весь человеческий род.

Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции

7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника.

Рождество Иоанна Крестителя — дата

Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю).

10 фактов об Иоанне Крестителе

Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11).

Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви.

Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий.

Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.

Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии.

Евангелии от Марка мы читаем о пророке Иоанне Предтече, что он до тридцати лет аскетично жил в пустыне и носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Акриды — это съедобная саранча, которая водится в Палестине и Аравии. Саранча, согласно закону Моисееву, считалась чистым насекомым и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев 11:21 ). Хотя существует и другая версия значения слова «акриды»: растительная пища, стручки, которые можно было перетирать и печь из них лепешки.

Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля.

Лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи было покаяние. После долгих лет аскетической жизни в пустыне пророк пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Иоанн Креститель был жестоко казнен — ему отрубили голову. Произошло это так. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете — родителях Иоанна Крестителя

Праведная Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в Иерусалимском храме.

До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а неплодие считалось в древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей четы и перетолков в народе (они претерпевали поношение между людьми (Лк 1:25)). Супруги недоумевали:т они поступали по всем заповедям Господним беспорочно (Лк 1, 5 — 25) и тем не менее не могли зачать ребенка.

Бог покарал Захарию немотой за неверие. Священник кадил в храме, когда ему явился Архангел с вестью, что в его семье скоро родится сын. Захария не поверил Божьему вестнику: они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой. Дар речи Захария обрел, лишь когда свершалось обрезание родившегося младенца. Пророк сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

Праведная Елизавета была дружна со своей юной родственницей — Девой Марией. Как пишет евангелист Лука, когда Елизавета зачала сына, ее пришла навестить Богородица, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).

Когда у праведной Елисаветы родился сын, Дух Святой внушил ей назвать его Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Это сильно возмутило родню, но все решило веское слово вновь обретшего дар речи Захарии.

Захария был убит прямо в Иерусалимском храме. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. А Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Пророк не выдал тайны, и его убили прямо в святом для всех иудеев месте.

Согласно некоторым источникам, праведная Елизавета отошла ко Господу через сорок дней после бегства в пустыню. По другим сведениям, она скиталась в пустыне семь лет и лишь потом умерла.

Есть версия, что дом, где жил Захария и где родился Иоанн Предтеча, находился в пригороде Иерусалима — Эйн-Кареме. Сейчас на этом месте стоит католический францисканский монастырь.

По благочестивой народной традиции святым праведным Захарии и Елизавете молятся об исцелении от бесплодия.

Рождество Иоанна Крестителя — Иван Купала

Иван Купала — языческий славянский праздник — в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, хотя многие традиции и обряды оказались очень живучими.

Иван Купала — гадание

На вопрос, можно ли гадать на Рождество Иоанна Крестителя («на Ивана Купалу», как говорят в народе), отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

«Если вы хотите свести счеты с жизнью, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то праздник, пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина».

7 июля 2019: Рождество Иоанна Предтечи

Название праздника Рождества Иоанна Предтечи

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – так полностью называется праздник.

Рождество Иоанна Предтечи — это один из великих праздников. Великие праздники по значимости идут после 12-ти двунадесятых праздников. Рождество Иоанна Крестителя отмечается 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

Когда празднуется Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю).

История жизни Иоанна Предтечи

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11).

Иоанн Предтеча жил примерно с 6—2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Иоанн был последним пророков среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Прежде чем начать свою проповедь, Иоанн много лет жил в пустыне — готовился к своему служению постом и молитвой. Носил грубую одежду, питался одними медом и акридами (саранчой). Когда ему исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему выйти из пустыни и проповедовать пришествие Христа.

Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22).

Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Праздники, связанные с Иоанном Предтечей

В честь Иоанна Крестителя в Церкви есть несколько праздников:

6 октября – зачатие,

7 июля – рождество,

11 сентября – усекновение главы,

20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения,

9 марта – первое и второе обретение его главы,

7 июня – третье обретение его главы,

25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.

События Рождества Иоанна Предтечи

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу — иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына:

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Лк 1:13-17).

Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой.

Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).

Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Как говорит легенда, Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.

По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн поводил свои дни в молитве и посте, так пророк готовил себя к проповеди о пришествии Мессии — Спасителя.

Молитвы Рождества Иоанна Предтечи

Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи

глас 4-й Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Перевод:

Пророк и Предтеча пришествия Христова, мы, с любовью почитающие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя: ибо бесплодие родившей и немота отца разрешились преславным и святым твоим рождением, и о воплощении Сына Божия миру возвещается.

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи

глас 3-й Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Перевод:

Прежде неплодная ныне Христова Предтечу рождает, и он — исполнение всех пророчеств: ибо, возложив руку во Иордане на Того, Кого пророки предвозвестили, явился пророком Слова Божия, проповедником и вместе с тем Предтечею.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Перевод:

Прославляем тебя, Предтеча Спасителя Иоанн, и почитаем преславное Твое рождение от неплодной матери твоей.

Иконография Рождества Иоанна Предтечи

Самая первая из сохранившихся икон Рождества Иоанна Крестителя найдена на фресках Софийской церкви в Охриде, написана она в середине XI века.

В эпоху Византии иконографический сюжет праздника был главным в цикле детства Иоанна Предтечи. Иконописцы изображали праведную Елизаветой лежащей на ложе. В сюжет также включили евангельский эпизод «Наречение имени Иоанна Захарией».

В XIV веке на иконах Рождества Иоанна Крестителя стали появляться бытовые детали: изображение стола с яствами рядом с постелью Елизаветы, сцена «Укачивание младенца». В XVI – XVII веках рождество пророка стало также частью его житийных циклов.

Десница Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя — это христианская святыня, которая хранится в Цетиньском монастыре в Черногории. Десница — это правая рука пророка. По преданию, Иоанн Предтеча возложил десницу на голову Спасителя, когда крестил Его в водах реки Иордан.

История этой святыни идет от апостола Луки, который, как говорит церковное предание, забрал ее из Севастии и перенес в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После того, как в X веке Антиохия пала, десницу переправили в Халкидон, а затем в Константинополь. Когда Константинополь захватили турки — было это в 1453 году, реликвия отправилась на остров Родос. Когда турки в 1522 году захватили Родос, святыню перевезли в Мальту.

Спустя почти три века, 1799 году, Мальтийский орден передал десницу Иоанна Крестителя в Россию. После Октябрьской революции святыню вывезли за пределы страны, и до 1993 года она считалась утраченной. Позже выяснилось, что в 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. И уже в 90-х годах XX века ее обнаружили в Цетиньском монастыре в Черногории.

Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне

Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне находится в Пресненском районе Москвы, по адресу: Малый Предтеченский переулок, дом 2. У этой церкви удивительная история. Она была построена на месте, где проводились древние языческие обряды, связанные со славянским праздником Ивана Купалы. Возведение храма было своего рода миссионерством — москвичей стремились просветить светом Христовым.

В XVIII веке здесь одно время располагался духовный центр грузинской диаспоры в России и была кафедра грузинского митрополита.

В советские годы церковь была открыта, благодаря этому в ней сохранились многие иконы и фрески XVII-XVIII веков. В конце XIX столетия здесь работал великий художник Виктор Васнецов. К сожалению, почти все его фрески потом закрыли слоями краски. И только в 2007 году реставраторы произвели консервацию работ мастера.

Слово Митрополита Сурожского Антония об Иоанне Предтече

Слово митрополита Сурожского Антония, произнесенное за всенощной 1 июня 1968 г. в храме святого Иоанна Предтечи, что на Красной Пресне (Москва).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Хочу сказать вам несколько слов о святом, который является покровителем этого храма.

По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает — видишь в нем человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию, и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к тем, кто его окружает, является так часто предтечей Господним, является тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в наши слова, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их вести: к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может дать.

Вспомним несколько из тех выражений, которые употреблены Христом или Евангелием по отношению к Крестителю Иоанну. Первое, что мы о нем слышим, это то, что он — глас вопиющего в пустыне. Пустыня — это не только место ненаселенное, это место, где пусто; и так часто в человеческом сердце пусто, в человеческой жизни пусто. Не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержания, которым можно было бы жить. И в этом отношении мы окружены — все — людской пустыней. И вот, в этой пустыне и мы призваны, подобно Крестителю, свидетельствовать.

Свидетельство Иоанна Крестителя не началось словами. Раньше чем вернуться к людям и говорить, раньше чем властно требовать от них, чтобы они стали достойны своего звания человека, он сам удалился в голую, жаркую пустыню и остался один с самим собой, лицом к лицу с самим собой перед очами Божиими. Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы ни были мы окружены заботой, мы чувствуем, что мы одиноки, потому что мы стоим теперь перед лицом жизни и смерти, там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти, не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся сами, для того чтобы прийти в себя, — и тогда мы знаем, как трудно бывает остаться одному с самим собой, если к этому не привык. Делается боязно; тогда открывается перед нашим собственным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти. Там будет одиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом Одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога, и способными, победив себя, победить все.

И вот Иоанн в течение свыше тридцати лет пребывал в пустыне, боролся со своим сердцем, боролся со своей жизнью, и вышел на проповедь, и засвидетельствован Богом как величайший, но не только. Евангелие нам называет его не пророком, а гласом. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежит произнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что он — только голос. Это уже не человек, который говорит, это Бог вещает его гласом. Так говорили святые. Один из подвижников Афона, не так давно умерший — всего лишь тридцать лет тому назад — говорил: «Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только». Иоанн отверг все земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле, Господь не оставил его в далекой пустыне. Господь, когда стал с Иоанном неразлучным, послал его к людям, чтобы и другие люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн.

И вот ставится вопрос перед каждым из нас: есть ли во мне такая жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Где эта жизнь во мне? Когда меня люди встречают, загораются ли они? Когда люди меня слышат, трепещет ли их сердце? Как Евангелие говорит о спутниках Эммаусских: «Горело сердце в них». Когда люди видят нашу жизнь, разве они говорят о нас, как говорили о первых христианах: «Как они друг друга любят!» Разве слыша, видя нас, люди дивятся тому, что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это так, то мы не пошли даже путем предшественника, мы не готовы принести Христа людям, мы не готовы даже проложить Ему дорожку, чтобы Он нашел как-то путь Себе. А мы призваны быть теми, кто готовит радость людям, радость встречи с Богом, радость, которой никогда не будет конца и которой никто, ничто не может отнять. Почему это так? Да потому что мы хотим жить на своих правах, мы хотим жить для себя, мы не хотим сходить на нет.

А вот что говорит Евангелие о Иоанне Крестителе:

«Свидетельствуя перед людьми о том, кто он сам есть, Креститель говорит: мне надо умаляться, на нет сходить, для того чтобы Он вырос в полную меру… Сам он — только предтеча, он должен открыть дверь и отойти, так, чтобы о нем больше не вспомнили люди, вдруг увидев Христа и все забыв в этой радости».

Сходить на нет, приготовив путь Господень… Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, оживив чью-нибудь душу хотя бы добрым словом, не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав животворное слово, иногда нечаянно, когда Господь нам дает, не хочет, чтобы вспомнили и никогда не забыли, что было сказано это слово именно им?

Креститель о себе еще говорит: «Я — друг жениха».

Что это за друг жениха? В древности еврейской, как и языческой, у жениха был друг, который заботился обо всем для брака, и который после совершения брака приводил к брачной комнате невесту и жениха, оставался за дверью и сторожил, чтобы никто не прервал их глубокой, таинственной встречи в дивной брачной любви. Он был другом, потому что умел остаться за дверью, остаться за пределом. Радость его была совершенна тем, что радость жениха и невесты теперь была совершенна, они остались вдвоем, и он был защитником этой встречи. Еще скажу: кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Все сделать, чтобы эта радость случилась, все сделать, чтобы она воссияла вечным светом, и отойти, уберечь ее, охранить ее, и остаться забытым за закрытой дверью.

Вот еще образ о нем, последний образ.

Его умаление, его схождение на нет дошло почти до предела. Он взят в тюрьму за правдивое, честное слово. Христос остался на свободе, Он проповедует, к Нему перешли ученики Иоанновы, Он окружен Своими учениками, Он вырос в полную меру Своего земного призвания. Иоанн знает, что на него идет смерть, что из тюрьмы он не выйдет, и вдруг его охватывает сомнение. Он посылает двух своих учеников ко Христу, спросить Его, он, который на берегу Иордана реки перед всеми засвидетельствовал, Кто грядущий Христос, он посылает двух своих учеников ко Христу, спросить: «Ты ли Тот, которого мы ожидали, или нам ожидать другого?..» Иначе сказать: «Ты ли на самом деле Тот, о Котором я принес свое свидетельство, или я ошибся?..» Если он ошибся, то напрасно он погубил юные годы в пустыне, напрасно он выходил к людям, напрасно он теперь в тюрьме, напрасно он умрет, напрасно все. Напрасно даже то свидетельство, которое он принес Христу, и он обманут Самим Богом. И колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле. И Христос не отвечает ему. Христос не отнимает у него полноты подвига веры и подвига верности до конца. Вопрошающим Его ученикам Христос говорит: «Скажите Иоанну, что вы видите, — слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют; блажен тот, кто не соблазнится о Мне…» Слова, когда-то, столетиями до этого, написанные пророком Исаией; и ученики возвращаются с этим словом.

Остается Иоанну войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос: когда он был в пустыне один перед лицом Божиим, правда это была или внутренняя ложь? Когда он вышел из пустыни проповедовать и потрясал людей, обновлял их жизнь, приводил их к новой жизни, к новизне, к весне духовной — правда это была или нет? Когда он увидел Христа и прозрел в Нем Грядущего — правда это была или нет?.. И Иоанн умер в вере и в безусловной верности.

Как часто бывает, что колеблется наша душа, что после того, как мы сделали все, что должны были сделать, сказали доброе слово, правдивое слово, сделали все, что только мы могли, для того чтобы другой человек ожил радостью, и воскрес душой, и начал жить весенней жизнью вечности, вдруг находит колебание. Устала душа, меркнет жизнь, клонится наша глава к земле… Стоило ли все это делать? Я не вижу плода, я не знаю, что будет, а погубил-то я столько сил, столько надежды, столько веры, столько любви. Стоило ли все это делать?..

И Господь нам не отвечает на это свидетельством успеха. Он нам говорит:

«Достаточно того, что все это было правда, что все это было добро, достаточно тебе того, что ты сделал то, что надо было. В этом — все».

И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым. Делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни?.. А когда все это сделано, готов ли я сказать с радостью: «Да, пусть свершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто?..» Готовы ли мы на это? Если нет — как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?.. Вот будем часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы.

Аминь.

На заставке: Иоанн Креститель. Православная фреска монастырь Грачаница (Сербия)