Ирод антипа

Ироды, цари Иудеи

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека. Более того, в Новом Завете упомянуты еще два Ирода, так что общее их число достигает пяти, а всего царей и правителей с этим именем было семь. Только двое из них не играют никакой роли в библейской истории (да и в мировой истории тоже), так что о них можно и вовсе не упоминать.

Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462

C этим стоило бы разобраться, но сначала надо понять, откуда вообще взялись эти цари — пожалуй, самая странная династия во всей Библии.

Менее чем за сто лет до Рождества Христова независимым Иудейским царством правила династия Хасмонеев, которая пришла к власти в результате Маккавейского восстания. Среди прочих своих деяний Хасмонеи завоевали в конце II века соседнюю страну Идумею (Эдом), а потом насильственно обратили в иудаизм всех жителей этой страны, которых считали своими близкими родственниками (их предок Исав был братом-близнецом Иакова, предка израильтян). Став единоверцами иудеев, идумеи растворились в их среде, а знатные люди заняли свое место среди знати иудейского царства.

Когда-то главной задачей Маккавеев было отстоять независимость перед могучими эллинистическими государствами, наследниками Александра Македонского, но к середине I в. до н. э. картина совершенно сменилась. Эллинистические государства сами стремительно теряли независимость под натиском союзного Иудее государства — Рима. Еще недавно иудеям казалось, что в лице римлян они нашли идеальных помощников и покровителей: сами живут далеко, ни во что не вмешиваются, зато наводят страх на старинных недругов, эллинскую династию Селевкидов, и на все окрестные народы.

Но у Рима была своя цель — экспансия. Для них иудеские правители Хасмонеи были слишком ненадежны и независимы, Риму требовался не самостоятельный правитель, а верный наместник, который всем был бы обязан римской поддержке и прекрасно бы помнил об этом. Еще очень желательно, чтобы для иудеев он был не совсем своим, чтобы они никогда не смогли собраться вокруг него и противопоставить себя мощи римских легионов. И тогда на глаза римлянам попался молодой человек по имени Ирод, потомок знатного идумейского рода, который уже верно служил им… Юлий Цезарь, а затем и сенат приняли решение поставить его правителем в Иудее.

Римлянам, собственно, было все равно, как именно назовется правитель этой области, и они ничуть не возражали, когда Ирод присвоил себе звание царя. Он, конечно, не имел на то никакого права, не будучи потомком царя Давида и вообще иудеем по рождению, так ведь и Хасмонеи некогда заняли престол не по закону, а по праву победителей. Так пришла к власти династия Иродов, чье имя станет нарицательным во многих языках. Имя основателя династии Ирода, получившего со временем прозвание «Великого», станет именем и для всей династии, своего рода фамилией для его потомков.

Кстати, тут надо заметить, что римляне как завоеватели вели себя совсем иначе, чем ассирийцы и вавилоняне — видимо, потому их империя и простояла намного дольше. Они оставляли за покоренными народами право жить, как им угодно, а сами лишь назначали верховных правителей, собирали подати и строго следили за лояльностью и соблюдением порядка. Мятежи подавлялись с максимальной жестокостью, но послушным обывателям жилось вполне сносно. К тому же римляне обеспечивали защиту от внешних врагов, завоеванные ими земли включались в единое экономическое и культурное пространство империи.

Но все-таки это были иноземные захватчики, и среди иудеев всегда хватало желающих изгнать их со своей земли. Многие связывали эти ожидания с Мессией, и когда после торжественного входа в Иерусалим Иисус не провозгласил себя царем, не объявил римлянам войны, отвернулись от Него. Видимо, отчасти поэтому люди и кричали Пилату «распни Его!» вскоре после того, как приветствовали Иисуса. В 66-м году будет поднято восстание против Рима, которое окончится катастрофой.

До всего этого в эпоху Ирода Великого было еще далеко, но без знания этих фактов мы многого не поймем в его истории. О ней у нас речь пойдет в следующий раз.

Ирод Великий и его сыновья

Этот человек упоминается в Евангелии в связи с одним-единственным эпизодом – истреблением вифлеемских младенцев после Рождества Иисуса, причем рассказывает об этом только Матфей. Он писал прежде всего для евреев, а уж они-то прекрасно помнили, кто такой царь Ирод Великий! Получается, что именно этот царь не остановился перед явным злодейством, перебил множество невинных детей, чтобы избавиться от мнимого конкурента.

Тут встает такой интересный вопрос: о большинстве героев Нового Завета мы не знаем из исторических источников ничего или почти ничего, тогда как о знаменитом царе Ироде историки древности сообщают нам очень много. И среди этих повествований нет даже упоминаний о вифлеемском злодействе! Почему?

Но прежде чем высказать предположение, поговорим о том, чем прославился Ирод. Он был действительно эффективным правителем и умел добиться своего. Он успешно отразил с римской помощью нападения внешних врагов, парфян и арабов, с внутренней оппозицией расправился без колебаний. Женился на внучке первосвященника Гиркана II, чтобы придать легитимности своей династии. Но больше всего он известен своей строительной программой: при нем возводились новые кварталы Иерусалима, надежные крепости, роскошные дворцы, современные театры (театры, впрочем, оскорбляли крайних ревнителей иудейской религии).

Самое главное, что при нем был перестроен Храм. Когда Ирод пришел к власти, на Храмовой горе в Иерусалиме стояло все то же скромное здание, которое возвели переселенцы из Вавилонии сразу после возвращения в Иерусалим. Стыдно было перед римлянами за это маленькое, обветшавшее здание… Ирод в 22 году до н. э. начинает радикальную перестройку всего храмового комплекса, которая длится девять лет — и всё это время богослужения не прекращаются. Стена Плача, которую и сегодня можно увидеть в Иерусалиме, — это всего лишь часть платформы, возведенной Иродом, чтобы расширить пространство для Храма. Можно представить себе, насколько великолепной была сама его постройка! Именно в этот Храм будет приходить затем Иисус… но простоит Храм меньше века и будет разрушен теми самыми римскими легионами, которые привели Ирода к власти.

Величие не всегда сопряжено с нравственностью, и нередко оказывается, что правители, добившиеся грандиозных успехов, проливали реки крови. Так и при Ироде Великом пытки и казни по самым ничтожным поводам сделались нормой жизни. Он истребил всех потомков предыдущей династии, Хасмонеев. Он приговорил в разное время к казни по одним лишь подозрениям собственную любимую жену и двух сыновей. Будучи тяжело больным, за несколько дней до смерти, он велел собрать в цирке всю иудейскую знать и поголовно ее перебить — правда, это его завещание так и не было исполнено. На фоне таких громких злодейств тихое убийство никому не известных младенцев в небольшом городке Вифлееме могло уже просто не волновать историков того времени, ведь в послужном списке Ирода были куда более яркие преступления. А тут всего лишь младенцы… Но христианская Церковь почитает святыми именно этих младенцев, а не великого царя, отстроившего Храм, и даже не его невинно убитых сыновей —урок для грядущих поколений, которые не раз еще будут тосковать по земному величию и сильной руке.

Точную дату начала правления Ирода назвать трудно, т.к. власть над Иудеей он получал постепенно, обычно началом его единоличного правления считают 37 год до н. э. Дата его смерти нам известна точно: это 4 г. до н. э. Но тогда получается, что Ирод умер еще до Рождества Христова? Только если принять за дату этого Рождества 1-й год н. э. (1-й год от Р. Х., как писали раньше). Действительно, «наша эра» берет свой отсчет от Рождества, но его предполагаемая дата вычислена была в раннем Средневековье неточно — ведь ни в Библии, ни в каких-то других древних авторитетных источниках ясных указаний на нее нет, и подсчеты были весьма приблизительными. А теперь уже все привыкли именно к такому летоисчислению, и даже если кого-то смущает, что Рождество состоялось за несколько лет до начала новой эры, никто не собирается менять систему летоисчисления.

Царство Ирода не пережило своего правителя. Перед смертью он с согласия Рима разделил его между своими сыновьями: Иродом Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Именно поэтому их называли тетрархами, т.е. «четверовластниками». Строго говоря, частей в государстве теперь было четыре, но Архелай получил в управление сразу две, таково было пожелание римского императора Октавиана Августа. Со временем Август обещал даже сделать Архелая царем. Впрочем, настроения правителей переменчивы: довольно скоро Август отправил Архелая в ссылку, а подвластную ему территорию (включая Иерусалим) включил в состав римской провинции Сирия, теперь ею правили римские наместники.

Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом.

Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз.

Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II

Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле).

Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос.

Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить.

А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешкой над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, — правитель Ирод не сделал и этого. Всё казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим.

Еще один правитель, в 37 г. н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести — и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, никак не подходит человеку, исповедующему веру в Единого Бога, а Агриппа считал себя именно таковым.

Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 г. н. э.

Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59-м г. н. э. Агриппа только что прибыл туда со своей сестрой Вереникой, с которой он был неразлучен (многие говорили, и, судя по всему, не без оснований, что они живут как супруги) в гости к римскому наместнику Фесту. Тот рассказал ему о странном узнике, которого ему предстояло отправить к римскому императору на суд (Павел сам так пожелал, но это особая история), а пока что можно было развлечься беседой с ним.

Книга Деяний приводит проповедь, которую произнес Павел перед Агриппой по этому поводу и даже лично обратился к нему: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» А если так, полагал Павел, то царь должен признать: в Иисусе исполнились самые главные пророчества, данные в Ветхом Завете. Агриппа с усмешкой ответил Павлу, что тот, похоже, и его пытается сделать христианином… Ну как это можно представить себе, чтобы царь присоединился к какой-то малочисленной и к тому же гонимой религиозной группе! В его распоряжении столько философских книг, у него нет недостатка ни в иудейских священниках, ни в греческих ораторах… Зачем, зачем ему еще и новое учение?

Агриппа II, последний в династии Иродов, насколько нам известно, не казнил никого из христиан, но и не препятствовал гнать и убивать их тем, кто того пожелал. А главное, он не обратил особого внимания на речь Павла, показавшуюся ему забавным курьезом. А дальше всё пошло как-то не так… Его подданные вдруг не захотели подчиняться ему и прогнали его вместе с сестрой Вереникой в 66 г., накануне великой войны с римлянами, в которой будут разрушены Иерусалим и храм, построенный Иродом Великим, а еврейский народ утратит всякую возможность распоряжаться на земле Ханаана вплоть до середины XX века, когда будет создано новое государство Израиль. В этой войне Агриппа со своим отрядом участвовал на стороне римлян, после ее окончания он жил в Риме вместе с той же Вереникой и умер около 100 г. н. э.

Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. Оставляется вам дом ваш пуст, —пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями.

ИРОД АНТИПА

Антипа был вторым сыном Ирода Великого от самарянки Малфаки. Воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем, сводным братом Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христианской общине Антиохии (Деян 13:1).

После смерти Ирода Великого (4 г. до н.э.) три брата поделили царство, как было завещано отцом и утверждено императором Августом. Антипа получил при этом Галилею и Перею — область на восточном берегу Иордана. Как галилеянин, Иисус Христос находился под его властью (Лк. 23:6 и дал.).

Укрепив галилейский город Сепфорис, Антипа сделал его своей столицей. Антипа восстановил погран. крепость Беф-Харан и назвал ее Ливиадой — в честь жены Августа, а после его смерти переименовал ее в Юлиаду — в соответствии с именем жены нового императора. Затем Ирод Антипа основал на берегу Геннисаретского озера город Тивериаду, назвав его в честь Тиберия. Это был чисто эллинистический город.

Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты.

В доме сводного брата Филиппа, Ирод Антипа встретил свою золовку и племянницу Иродиаду и страстно влюбился в нее. Ради него она оставила мужа, Ирода Филиппа. Чтобы жениться на Иродиаде, Антипа изгнал свою первую жену, дочь арабского царя Ареты IV. Такое предательство вкупе с прелюбодеянием вызвало всеобщее возмущение. Оскорбленный Арета выступил против Ирода Антипы и нанес ему тяжелое поражение в пограничной войне, а Иоанн Креститель публично обвинил его в тяжком нарушении Закона (Лев 18:16; Лев 20:21). После этого Ирод Антипа приказал схватить Иоанна и заточить в крепость Махерон, расположенную к востоку от Мертвого моря, но не решился убить пророка. Он боялся Иоанна, но вместе с тем и почитал его (Лк 3:19 и след.; Мк 6:17-20).

Иродиада, которая не могла простить пророку обличений, использовала благоприятный момент, чтобы разделаться с ним. Во время пира Антипа, восхищенный танцем Саломии, дочери Иродиады от первого брака, пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила. По совету Иродиады, Саломия попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Царю ничего не оставалось, как исполнить эту просьбу (Мк 6, 21-28).

Встреча Ирода со Христом произошла во время суда над Спасителем, когда Ирод Антипа прибыл в Иерусалим на праздник Пасхи. Прокуратор Понтий Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, направил Его к правителю этой области — Ироду. Тот давно хотел увидеть Иисуса (Лк 9:9; Лк 23:8), надеясь стать свидетелем чуда. Ирод о многом Его расспрашивал, но Господь ничего не отвечал ему, и тогда разочарованный царь, поиздевавшись над Ним, отослал Его назад к Пилату — мотивы первосвященников он, по-видимому, как и Пилат, не принимал всерьез. С этого времени давняя вражда между Иродом и Пилатом была забыта (Лк. 23, 12), но на четвертовластника пала часть вины за смерть Иисуса (Деян 4:27).

Император Калигула вскоре после восшествия на престол (37 г. н.э. присвоил Ироду Агриппе I, брату Иродиады, царский титул, чем задел честолюбие Иродиады. Помня о том, что Ирод Антипа при всем его лукавстве отличается нерешительностью, она вновь начала подстрекать его к активным действиям. В 39 году Ирод Антипа отправился в Рим, чтобы испросить у кесаря царский титул и для себя, но услышал тяжкие обвинения, в т.ч. и в тайном сговоре с парфянами. Доказательства этому представил Калигуле племянник и шурин Ирода Антипы — Агриппа. На основе этих обвинений Ирод Антипа был отправлен в ссылку в Лион, в Галлию, оттуда он был переведен в Испанию, где и умер. Его царство было присоединено к землям, находившимся под управлением Агриппы.

Использованные материалы

Irod

Irod онлайн – браузерная социально-стратегическая игра, в которой удачно совмещаются исторические моменты и фантастические элементы. Действие разворачивается на континенте Бога, где силы добра и зла противостоят друг другу. Ваша главная задача – бороться против темной армии, возглавляемой Иродом. Чтобы очистить землю от нечисти, Вы сможете воспользоваться помощью легендарных героев разных времен. Мигрируя из одной эпохи в другую через Вековые Врата, Вы сможете найти и привлечь в свою армию великих людей, смыслящих в войне. А от этого возрастает Ваша сила и распространяется влияние! Играть в Irod – значит заниматься развитием своего города, путешествовать сквозь время, принимать участие в грандиозных эпических сражениях, находить надежных соратников и делать добрые дела во имя светлого будущего человечества. Используя оружие и магию, стремитесь к достижению главной цели. Только настырные смогут добиться успеха и стать заметной личностью!

Чтобы окунутся в захватывающие приключения, нужна регистрация в игре Irod. Создавая учетную запись, Вы должны заполнить форму с такими полями:

— логин;

— пароль;

— повтор пароля;

— электронный адрес;

— код безопасности.

После введения нужной информации, поставьте галочку в подтверждение того, что принимаете Пользовательское Соглашение и смело жмите кнопку «Отправить». Не стоит беспокоиться, что конфигурация Вашего компьютера не будет подходящей для игрового процесса. Системные требования действительно минимальны. При наличии интернет-соединения и современного браузера Вы сможете наслаждаться одним из самых интересных виртуальных развлечений.

Irod регистрация сделала Вас законным обитателем необычайного мира, и теперь Вы должны приступить к своим прямим обязанностям. Во-первых, позаботьтесь о развитии города. Прежде всего необходимо улучшить ратушу до 10-го уровня. Это даст возможность присоединиться к одной из трех стран. Также и другие постройки типа банка, магазина, амбара, казны, жилища, кузницы нуждаются в Вашей заботе. Их можно совершенствовать, чтобы повышать тот игровой потенциал, который изначально заложен. Во-вторых, Вы должны отправится через Врата Веков на поиск героев и заставить их сражаться в рядах Вашей армии. Вам повстречаются такие известные особы как Сципион, Мардоний, Леонид, Ганнибал, Король Артур, Спартак, Мерлин, Докторе, Помпей Великий, Аттила, Чингисхан. Скорее всего, Вы наслышаны об их подвигах и не нужно объяснять, какую пользу могут принести такие опытные воины. В-третьих, непременно нужно раздобывать частицы камня Святого Элоя. С их помощью Вы и призываете на помощь вышеперечисленных героев. Собирать камушки Элоя можно в разных местах и эпохах. Постарайтесь ничего не пропускать, ведь от этого и зависит успех! И, наконец, в-четвертых – выполнение боевых заданий, сражения за города и регионы. Вы должны беспощадно уничтожать темных тварей, которые так и норовят насолить людям. Отвоюйте континент у злобного Ирода. Развиваясь, Вы дойдете до того момента, когда придется вступить с ним в схватку в Абисалле. Набранный в течении геймплея опыт поможет победить ненавистного врага.

Чтобы играть в игру Irod онлайн Вы должны выбрать одну из существующих рас. К ней в итоге и будете принадлежать. Обитатели, которые готовы насмерть стоять против зла делятся на такие расы:

— Союз Племени (храбрые, сдержанные, высокоинтеллектуальные, не отступающие от своих целей; могут пользоваться и тяжелым вооружением и прибегать к помощи Черной Магии);

— Империя Дворян (любящие справедливость защитники родины, которые славятся как Благородные);

— Объединенные Наемники (кочевые племена, которые верят, что смогут освободить человечество от нашествия и готовы сражаться как на море, так и на суше).

Онлайн игра Irod рекомендует следить за Боевыми Достижениями и Престижем. Это довольно важные аспекты, определяющие Ваше положение в игровом мире. Также Вам необходимо накопить денег. Существует два вида валюты. Золото более распространенное, нежели алмазы, благодаря которым доступно использование дополнительных возможностей игры. Также Вы должны пополнять запасы такого важного ресурса как продовольствие. Без него невозможно ни сформировать, ни содержать армию. Кстати, что касается воинов, чем больше их количество находится под Вашим командованием – тем лучше. Огромная сильная армия – основа боевой мощи. Так что, дерзайте, ведь все в Ваших руках!

Irod играть будет более комфортно в составе альянса. Если чувствуете, что в силах быть главным, создавайте собственный альянс. В противном случае присоединяйтесь к уже существующим. Вместе с друзьями никакие испытания не испугают Вас! Расширяйте влияние себе в удовольствие!

Irod игра ждет Вас и готова дарить лишь приятные впечатления! Присоединяйтесь прямо сейчас – и Вы никогда не пожалеете об этом! Проводите досуг интересно и насыщенно! Пусть реализуются все Ваши планы!

Ирод Антипа

Ирод Антипа

Предшественник Ирод I Великий
Преемник Ирод Агриппа I

Дата рождения До 20 года до н. э.
Дата смерти После 39 года
Место смерти Gaul

Род Иродиады

Отец Ирод I Великий
Мать Малтака
Супруга 1. Дочь Ареты IV, царя Набатеи
2. Иродиада

Иисус перед Иродом АнтопойВладения Ирода Антипы (фиолетовый цвет).

Биография

Ирод Антипа родился в 20 г. до н. э. Его отец — иудейский царь Ирод I Великий (седьмой сын), мать — Малтака, родом самаритянка.

Как и большинство других членов семьи Ирода Великого, Ирод Антипа воспитывался в Риме, находясь в тесном общении с императорским двором. Жизнь молодого человека была типичной для патриция того времени, и Антипа не отличался глубокими нравственными устоями.

Из двух греческих надписей — одной косской, другой делосской становится известно, что Ирод Антипа много путешествовал; хотя, впрочем, невозможно установить, к какому периоду жизни относятся эти поездки.

Когда был раскрыт заговор Антипатра против жизни отца, Ирод Великий назначил Антипу своим преемником на иудейском престоле. Но, умирая, Ирод распорядился разделить Иудею на несколько областей и в своём завещании в 4 г. до н. э. оставил Антипе только тетрархию галилейскую и перейскую, дававшую ежегодный доход в 200 талантов, тогда как титул «царя Иудейского» получил Архелай.

Ирод Антипа, однако, не удовлетворился таким разделом отцовского наследия. В сопровождении ритора Иринея он отправился в Рим и стал требовать царской власти, согласно первоначальному желанию Ирода Великого. Несмотря на то, что тогда же к императорскому двору прибыла депутация из 50 евреев с просьбой удалить Архелая, попутно, впрочем, ходатайствовавшая и об устранении Ирода Антипы, император Август утвердил последнее завещание Ирода Великого.

Впоследствии Ирод Антипа неоднократно, состоя тетрархом, возобновлял свои просьбы в Риме о расширении пределов его владений. Его последнее ходатайство перед Калигулой ускорило его гибель.

Правление Ирода Антипы

Титул «царь» в применении к Ироду Антипе встречается только один только раз, в Евангелии, объясняется либо тем, что им желали выразить большое значение и авторитетность Ироду Антипе, либо тем, что царский титул вообще носился многими членами династии Ирода. Архелай в то время уже более не правил. Обычно, когда в Новом завете говорится об Ироде Антипе, он называется «тетрархом». Иосиф Флавий, называющий его в первой части «Иудейской войны» Антипсом, говоря о разделении Иудеи, именует его Иродом; при этом Иосиф Флавий добавляет к имени Ирода ещё слова «тот, который назывался Антипой», пользуясь уже на всем остальном протяжении своей книги именем Ирода.

Хотя Ирод по природе был малодушен и пресмыкался перед более сильными, иногда всё же проявлял известную жестокость, но в тоже время, по-видимому, предоставлял своим подданным некоторую независимость.

Как и отец, Антипа занимался и строительством. Он прилагал усилия к украшению городов и сооружению новых. Он восстановил Бет-Гаран (Бетарампту) на юге Переи и назвал его Ливиадой. Затем он отстроил и расширил свою столицу Сепфорис; восстановив крепость Махерон (сожжённую во время войны с Варом в 4 г. до н. э.) на восточном берегу Мёртвого моря и возведя великолепный дворец, он превратил этот укрепленный пункт в город. Вероятно в этом-то дворце проповедовал и был позже заключён под стражу Иоанн Креститель.

Главным трудом Ирода Антипы стало сооружение в 14 году города Тивериада на Генисаретском озере в Галилее. Этот город он отстроил по образцу греческих городов; даже городское управление было введено по греческому образцу: совет из 600 членов с архонтом во главе и собрание десяти знатнейших граждан (οί δέκα πρώτοι). Город получил своё имя в честь правящего римского императора Тиверия. Когда закончилась постройка Тивериады, Ирод Антипа перевёл туда свой двор, после чего Тивериада стала постоянной столицей Галилеи.

Отношения Ирода Антипы с императорами Римской империи и его представителям в Азии были непростыми. Император Август выражал своё презрение к тетрарху, несмотря на то, что брак Ирода Антипы с дочерью Арета был заключён, вероятно, с единственною целью угодить императору, особенно благосклонно относившемуся к бракам римских должностных лиц с туземными принцессами.

В правление императора Тиверия из-за благоволения императора происходили интриги между Иродом Антипой и другоими влиятельными представителями римской власти. Характерен в этом отношении случай, поведший за собою открытую вражду проконсула Вителлия к Ироду Антипе. Этот проконсул устроил экспедицию против царя парфянского Артабана III, но, получив от Тиверия приказ заключить с Артабаном мир, предложил парфянину встретиться с целью заключения договора на мосту, сооружённом специально для того на Евфрате. Здесь Ирод Антипа приказал устроить для них великолепный шатер, в котором роскошнейшим образом принял и угостил обоих. Однако, не успел Вителлий известить императора о переговорах с Артабаном, как тетрарх уже отправил гонцов в Рим со своим донесением, что вызвало гнев Вителлия.

Ирод Антипа постоянно интриговал против прокуратора Понтия Пилата.

Сам Антипа не пользовался популярностью среди евреев несмотря на то, что он исполнял в точности все мельчайшие предписания иудаизма и являлся в Иерусалим на национальные и религиозные праздники. В тоже время, он украсил стены дворца фигурами разных животных, хотя и воздержался от таких изображений на чеканных монетах; вдобавок, Ирод Антипа явно нарушил закон Моисея, женившись на Иродиаде, внучке Ирода Великого. В этом Антипу публично упрекнул Иоанн Креститель, а Иисус Христос назвал его «эта лисица».

В истории христианства Ирод Антипа сыграл весьма видную роль: он тот Ирод Евангелий, который казнил Иоанна Крестителя и который отчасти ответствен за смерть Иисуса Христа. Голова казнённого Иоанна была потребована на блюде дочерью Иродиады. Возможно, что арест и даже смерть Иоанна были делом рук Иродиады, которую Креститель обвинил в кровосмешении. Согласно апостолу Марку Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой», и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (вероятно Саломее) выполнить любое её желание. Однако по Матфею Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка».

Роль Ирода Антипы в судьбе Иисуса выразилась в том, что он подверг Иисуса предварительному допросу, так как Понтий Пилат, когда ему было доложено о взводимых на Иисуса обвинениях, передал его тетрарху Галилеи, как раз тогда пребывавшему в Иерусалиме.

Апостол Лука — единственный из евангелистов, кто упоминает о встрече Ирода Антипы с Иисусом: когда Иисус был задержан, Понтий Пилат, «узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату».

В 36 году Ирод Антипа вел безуспешную войну с набатеями, также имевшее отношение к Иродиаде: Ирод Антипа был дважды женат. Первою его женой была дочь Арета VI, царя Набатеи. Во время одного из своих пребываний в Риме Ирод Антипа познакомился там с Иродиадой, родной своей племяннице и женой своего единородного брата Филиппа, и убедил её разойтись с мужем и последовать за ним в Тивериаду. Узнав об этом, арабка испросила у Ирода Антипы разрешения уехать в Махерон, принадлежавший тогда её отцу Арету. Оттуда она с помощью преданных ей арабских князей достигла резиденции отца своего и убедила его начать войну с Антопой и напасть на его тетрархию. Войско Ирода Антипы потерпело поражение, и владениям его грозила гибель (37 год).

Ирод Антипа был вынужден обратиться за помощью к Вителлию против Арета. Но раньше, чем Вителлий успел покинуть Иудею, император скончался. Тогда Вителлий, мстя Ироду Антипе, отказался от похода. Однако к тому времени Арет сам покинул страну Ирода.

Отличаясь повышенным честолюбием, Иродиада побудила Ирода обратиться к императору Калигуле с просьбой о даровании ему царского титула.

В это время Агриппа I, функции которого в качестве инспектора торговли значительно умалили влияние Иродиады и её мужа, послал своего доверенного, Юстиниана, к Калигуле, находившемуся тогда в Баях, с обвинением Ирода Антипы в составлении заговора против Рима, обвинив Антипу в заговоре с парфянским царем Артабаном и в соучастии в заговоре Сеяна. Ирод Антипа не мог отрицать, что он действительно держал наготове значительный запас оружия; ввиду этого он был лишен всех своих владений, которые Калигула передал Агриппе, сослав Ирода в Лугдунум, в Галлии, куда Иродиада последовала за ним (39 год). Вскоре за тем Ирод Антипа умер.

Иосиф Флавий сообщает, что Ирод умер в Испании. Дион Кассий утверждает, что Калигула умертвил Ирода.

Таким образом, в 39 году Ирод Антипа был сослан и умер в ссылке, а его владения были присоединены к царству Агриппы I.

См. также

  • Участие Иудеи в войне против Артабана II
  • Война Ирода Антипы против Ареты IV
  • Конфликт Агриппы и Иродиады