Ироды

Он был человеком противоречивым. Не относясь ни к одной из древних еврейских династий, сумел стать иудейским царем. Во время вражеских нашествий ему приходилось покидать страну, однако он всегда возвращался назад еще более сильным. Его обвиняют в страшных преступлениях, но никто не может скрыть того факта, что именно этот правитель развернул огромное строительство в Иудее и спас от голода десятки тысяч людей. Он преклонялся перед римлянами, однако в делах старался учитывать мнение консервативной части еврейского общества. Речь идет о царе Иудеи Ироде I, которому уже после смерти был присвоен титул «Великий».

Происхождение

На самом деле настоящее имя Ирода – Херодус, и в русский язык оно пришло с сильным искажением от греков. Херодус родился в Идумее, южной провинции, подконтрольной Иудее. Еще дед Ирода Антипатр правил этим регионом, однако после прихода в эти края еврейского войска благоразумно покорился пришельцам, принял иудаизм, благодаря чему сумел сохранить власть над Идумеей. Его наследник Антипатр Идумеянин, будущий отец Ирода, после прихода на Ближний Восток римлян начал с ними активно сотрудничать, за что был утвержден на должность наместника Идумеи. Такая вольность в поведении провинциального лидера вовсе неудивительна, ведь после взятия Помпеем Иерусалима в 63 году до н.э., уже сами иудейские цари стали полностью подконтрольны римской республике.
Где-то в районе 74-73 годов до н.э. у Антипатра Идумеянина родился сын Ирод. Делом жизни отца будущего великого правителя было отмщение за покорение евреями Идумеи, поэтому он делал все от него зависящее, чтобы при помощи римлян возвысить собственный род. И это ему удалось сделать, не смотря на перипетии политической борьбы в самой метрополии. Когда в 49-45 годах в Риме разразилось гражданское противостояние, Антипатр из претендентов на власть в Сенате выбрал Юлия Цезаря и не прогадал. После того как Цезарь укрепился во власти, он щедро наградил своих союзников. Антипатру был дарован чин прокуратора Иудеи, и он формально, не будучи царем, стал главным представителем римлян в данной провинции.

Наряду с исполнением обязанностей прокуратора Иудеи Антипатр был опекуном царя Гиркана II. Имея на него большое влияние, сумел убедить правителя назначить своего сына Ирода тетрархом Галилеи. Так в 48 году до н.э. 25-летний молодой человек получил свою первую ответственную должность. Уже в следующем году Ирод стал полноценным римским гражданином.

Первые действия Ирода-политика

Для укрепления своей власти в Галилее Ирод разгромил и казнил, так называемых, «галилейских разбойников» – повстанцев, руководимых Иезекией, отцом Иуды Галилеянина. Столь жесткое отношение к мятежникам было одобрено римскими наместниками в Сирии, хотя у консервативной части еврейского сообщества такое поведение яростно осуждалось. К сожалению, в те времена только жесткая власть и приближение к сильной державе могло предохранить собственную территорию от нападения агрессивных соседей. И дальнейшие события только подтвердили это.
В 40 году до н.э. в Галилею вторглись полчища парфян. В итоге они захватили всю Иудею, а во главе захваченных земель поставили Антигона, выходца из старинного иудейского рода Хасмонеев. Ироду пришлось бежать из Галилеи. Через Иудею и Идумею он направился в Египет, где встретился с царицей Клеопатрой, а потом на корабле переправился в Рим. Прибыв в столицу империи, он пошел на заседание Сената. В итоге, он сумел заручиться поддержкой Марка Антония и благодаря его авторитету был назначен Сенатом царем Иудеи.

Из Рима в 39 году до н.э. Ирод кораблем возвратился на Ближний Восток. Высадившись в Птолемаиде, он собрал собственное войско из бежавших от парфян евреев и наемников, после чего двинулся освобождать Иерусалим. Конечно же, римляне понимали, что своими силами Ироду не взять иудейскую столицу, поэтому усилили его отряды 11-ю легионами своей регулярной армии. Два года длилось противостояние сторон, но в конце концов парфяне были разбиты, а Иерусалим пал. Царствующий в те времена Антигон попал в плен, а впоследствии вместе с полусотней своих ближайших сподвижников был казнен.

Утверждение на троне

Понимая, что со своей биографией ему сложно будет утвердиться на троне Иудеи, Ирод еще в ходе осады Иерусалима женился на внучке царя Гиркана II Мариамне, чем приблизил себя к династии Хасмонеев. В дальнейшем он уже не оглядывался на свое прошлое и вел себя как полноценный правитель. Спустя 6 лет после воцарения Ирода на троне, а именно в 31 году до н.э., Иудею поразило разрушительное землетрясение. Разбушевавшаяся стихия погубила около 30 тысяч жизней, не говоря о многочисленных разрушенных зданиях. В Риме разразился политический кризис, отчего главный защитник Ирода Марк Антоний сошел с политической арены, а на смену ему пришел Октавиан Август. Воспользовавшись моментом, на Иудею с юга начали наступать племена арабов. Царю пришлось решать крайне сложную задачу.
Первым делом он сосредоточил усилия по отражению внешней агрессии. После того как арабы были изгнаны из Иудеи, Ирод занялся налаживанием политических дел. Он сумел установить контакты с новым цезарем, после чего иудейский правитель вновь смог сосредоточиться на внутренних проблемах. Ирод начал грандиозное строительство.

Царь-строитель

По всей стране возводились новые дома для граждан, дворцы, амфитеатры, общественные здания. По велению царя был построен новый порт Цезаря на берегу Средиземного моря. Полной реконструкции подверглись сразу несколько городов. Однако вершиной строительной фантазии Ирода стала реконструкция Иерусалимского Храма – главной еврейской святыни, которая продолжалась 9 лет.

В процессе работ проведение служб в нем не прекращалось. Несмотря на свое честолюбие, Ирод сохранил культовому комплексу родное наименование Второго Храма, хотя имел все основание заменить его на «Третий». Интересно, что, хотя основные работы по реконструкции Храма были проведены, некоторые из них продолжались даже после смерти Ирода.

Борьба с голодом

Новая напасть произошла в Иудее в 25 году. В стране случился неурожай, отчего среди людей начался массовый голод. В столицу потянулись толпы людей, которых необходимо было как-то прокормить. Требовалось закупить продукты на стороне, однако средств в государственной казне для этого не было. Тогда Ирод сделал совершенно неординарный ход: он приказал собрать в своем дворце все золотые изделия и на вырученные за них средства закупить в Египте продукты питания. Вот таким необычным способом правитель сумел справиться с голодом, что в свою очередь повлекло за собой народное признание.

Конец царствования

Ближе к концу своей жизни Ирод стал отличаться болезненной подозрительностью. Он, опасаясь за свою жизнь, стал остерегаться даже самых близких людей. Под подозрение попали даже его собственные дети. Дошло до того, что он заподозрил в измене и приказал казнить нескольких сыновей. К этому периоду относится и хрестоматийная библейская история об убийстве в Иерусалиме нескольких тысяч младенцев мужского пола. По некоторым подсчетам, тогда могли погибнуть до полутора десятков тысяч детей. Правда, справедливости ради, именно этот случай у историков вызывает сомнения из-за расхождения в датах смерти самого Ирода и массовых убийств младенцев.
Перед своей кончиной царь сильно страдал от болей в животе. Все попытки вылечиться не помогали. Смирившись с неизбежной смертью, Ирод приказал выплатить денежное довольствие армии и назначил старшего из сыновей Архелая наследником престола. А то, что его наследники не смогли продолжить начатые Иродом дела, уже не их вина. Мир в Иудее стоял на пороге сильнейших потрясений.
Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Агриппа I

Ирод Агриппа I

Портрет из Promptuarii Iconum Insigniorum, 1553 год.

37 год — 44 год

Предшественник Ирод Филипп II
Преемник Агриппа II

Дата рождения 10 до н. э.
Дата смерти 44
Место смерти Кейсария

Отец Аристобул IV
Мать Береника
Супруга Кипрос
Дети 1. Друз
2. Агриппа II
3. Береника
4. Мариамна
5. Друзилла

Царство Агриппы I.Царство Агриппы I.Монета Агриппы I.Монета Агриппы I. Монета Агриппы I.

Биография

Присхождение

Родился в 10 или 11 гг. до н. э.

Агриппа был сыном Аристобула и Береники, внуком Ирода Великого и Мариамны Хасмонейской.

Русская Википедия ложно называет его мать Кипрой, что является грубой ошибкой:

Александр Яннай II Александра
Ирод Великий Мариамна Хасмонейка
Аристобул IV Береника
Мариамна III Ирод V Иродиада Ирод Агриппа I Аристобул Младший
Ирод Агриппа II Береника Мариамна Друзилла

Таким образом, в Агриппе текла кровь как Хасмонеев, так и Иродиадов, которые будучи по происхождению идумеями, в 125 г. до н. э. обратились в иудаизм.

Жизнь Агриппы с её многочисленными превратностями особенно ярко иллюстрирует полную зависимость царского дома Иудеи, даже в средствах существования, от расположения римских императоров I века.

Ранние годы

Сын несчастного принца Аристобула, Агриппа в 3 года лишился своего отца, казнённого Иродом Великим.

Воспитывался Агриппа в Риме, столице Римской империи, куда был направлен в возрасте 6 лет.

В Риме Агриппа жил при дворе и впоследствии подружился с сыном императора Тиберия Друзом Младшим.

Расточительность придворной жизни приучила его к блеску и роскоши, а улыбавшаяся блестящая карьера давала ему возможность добывать неиссякаемые денежные средства, которые он быстро проматывал.

Положение Агриппы резко изменилось, когда его друг и патрон Друз в 23 году внезапно умер.

С этого момента римский император отказался принимать пылкого молодого человека, и вскоре товарищи Агриппы по веселой жизни его покинули, как пишет Иосиф Флавий:

Незадолго до смерти царя Ирода Великого Агриппа жил в Риме, где очень сдружился со своим сверстником Друзом, сыном императора Тиберия. Вместе с тем он сблизился также с Антониею, женою Друза Великого (старшего). Антония очень ценила мать Агриппы, Беренику, и хотела вывести в люди также сына ее. Будучи по характеру своему человеком широким и в высшей степени щедрым, Агриппа, однако, сдерживал себя в этом отношении, пока была жива его мать, так как боялся возбудить ее гнев. Когда же Береника умерла и он стал самостоятелен, Агриппа растратил свои средства отчасти постоянными ежедневными кутежами, отчасти путем той расточительности, с которою он раздавал деньги. Наиболее значительные суммы пошли в карманы императорских вольноотпущенников, так как Агриппа рассчитывал на их поддержку. Вскоре он впал в такую бедность, что не мог долее жить в Риме. Кроме того и Тиберий запретил друзьям своего недавно скончавшегося сына показываться ему, чтобы вид их не вызывал в нем горестных воспоминаний о покойном.

Лишённый всяких средств, Агриппа думал о самоубийстве, но его сестра Иродиада, которая была замужем за тетрархом Иродом Антипой в Галилее, сжалилась над Агриппой и достала для него место главного надзирателя за рынками в ее новой столице, Тивериаде:

Вследствие этого Агриппа отплыл в Иудею. Он был убит потерею всех своих денег, а также невозможностью уплатить долги кредиторам, которых было много и которые не давали ему случая как-нибудь скрыться. Не зная, что делать, и мучимый стыдом, он отправился в идумейскую крепость Малафу, чтобы там покончить самоубийством. Об этом намерении узнала его жена Кипра и стала употреблять все усилия, чтобы помешать приведению его в исполнение. Так, например, она отправила жене тетрарха Ирода, сестре своей Иродиаде, письмо, в котором рассказала о намерении Агриппы и о том, что его к этому побудило, и просила ее как родственницу помочь ее мужу выпутаться, причем указывала на свои собственные в этом направлении попытки, несмотря на то, что она сама не обладала такими крупными средствами. Иродиада и муж ее послали за Агриппою, дали ему для жительства Тивериаду, определили ему вместе с тем известную сумму денег на содержание и дали ему звание тивериадского агоранома.

Недолго удержался Агриппа на этом месте: зять Агриппы пользовался каждым случаем, чтобы дать почувствовать принцу его зависимое положение.

Агриппа не мог этого вынести, и «отправился к консуляру Флакку, с которым был когда-то в Риме особенно дружен и который теперь был сирийским наместником», но и там удержался не долго:

Флакк его принял любезно и дал ему помещение, приняв к себе раньше также брата Агриппы, Аристобула, с которым Агриппа, впрочем, жил в ссоре. Однако, несмотря на их взаимную вражду, консуляр одинаково дружественно относился к ним обоим и одинаково почитал их. Впрочем, Аристобул успокоился не раньше, чем во вражде своей к брату восстановил против него также и Флакка, причем поводом к этому послужило следующее обстоятельство: жители Дамаска спорили с сидонцами относительно правильности границ. Флакк собирался разрешить их распрю. Зная, каким влиянием пользуется Агриппа у Флакка, они решили просить его о заступничестве и обещали ему за это крупную сумму денег. Агриппа постарался сделать все в пользу дамасцев. Между тем Аристобул, который узнал об обещанной брату взятке, донес о том Флакку. Так как при расследовании этот донос оказался правильным, то Флакк порвал свою дружбу с Агриппой и прогнал его от себя.

Впав снова в крайнюю бедность, Агриппа отправился в Птолемаиду, а затем решил ехать в Италию. Но так как был стеснён в деньгах, то просил своего вольноотпущенника Марсию занять у кого-нибудь для него нужную сумму. Марсия обратился к Петру, вольноотпущеннику Береники, матери Агриппы, которая, однако, в завещании передала его в распоряжение своей подруги Антонии, и просил его выдать ему деньги под письменное обязательство Агриппы с его поручительством. Пётр, однако, который был зол на Агриппу за то, что потерял за из-за него определённую сумму денег, потребовал от Марсии расписку в получении 20 тысяч аттических драхм, хотя выдал ему на 2 500 меньше. Марсия вынужден был согласиться.

Затем Агриппа поехал в Амфедон, где нанял корабль, для плавания в Италию. Узнав об этом, наместник Ямнии, Геренний Капитон, выслал военный отряд для того, чтобы вытребовать от Агриппы 300 тысяч сестерций, взятых им в Риме из императорской казны, и распорядился задержать Агриппу. Последний внешне подчинился требованию, но ночью приказал перерубить канаты и отплыл в Александрию, очутившись в которой просил алабарха Александра дать ему взаймы 200 тысяч драхм. Александр отказал Агриппе, но согласился выдать данную сумму под поручительство Кипры, «из уважения к её преданности мужу и вообще за ее порядочность». Кипра дала свое поручительство. Александр выдал им в Александрии 5 талантов, а остальные обещал выдать в Дикеархее по прибытии туда Агриппы. Кипра простилась с Агриппой, который поехал в Италию, и возвратилась с детьми в Иудею.

В Риме Агриппа выплатил долги (одной римской казне был должен 40 000 динарий, за что чуть не попал в долговую башню) с помощью Антонии, матери Германика и Клавдия. Унекоего самаритянина Фалла, императорского вольноотпущенника, Агриппа сделав заём в 1 миллион сестерций, и вернул Антонии долг свой, а с помощью остальных денег старался угождать Гаю Калигуле (будущему императору), сыну Германика, внуку Антонии.

В Риме Агриппе раз удалось преодолеть все неудачи, приобретя дружбу и покровительство несомненного наследника престола, Калигулы. С возвращением счастья расточительность снова взяла верх над ним и привела его к нужде. Возлагая все надежды на скорое воцарение своего друга Калигулы, Агриппа однажды имел неосторожность открыто высказать пожелание, чтобы пришло то время, когда Калигула взойдет на императорский престол. Когда доносчики передали старому Тиберию эти слова, он в гневе заковал Агриппу в цепи и посадил в тюрьму. Агриппа томился там в продолжение 6 месяцев, под постоянным страхом казни. Однако, в 37 году Тиберий умер, и Калигула, ставший императором, немедленно освободил Агриппу и отдал ему тетрархии его дяди Филиппа и Лисания, даровав ему в то же время титул царя. К этим почестям Сенат присоединил права и звание претора.

Таким образом, в 37 году Агриппа получил от Калигулы титул царя и тетрархию Ирода Филиппа и Лисания — Башан, Голан, Аргов и Авел.

В 38 году, когда Агриппа, получив царский титул, отправился из Рима в Эрец-Исраэль через Александрию, Египет, он был свидетелем — и отчасти поводом — разыгравшегося в этом городе столкновения между греками и евреями. Александрийские греки, желая оскорбить своих еврейских сограждан в лице их почётного гостя — Агриппы, оскорбляли последнего и насмехались над ним в своём собрании в гимназиуме; затем облачили одного сумасшедшего в царское одеяние и приветствовали его громкими кликами «Марин», что по-сирийски означало «господин», «царь». Этим греки излили свою досаду на торжественный приём, устроенный Агриппе евреями Александрии.

Внезапная перемена в судьбе Агриппы вызвала нескрываемую зависть со стороны его сестры Иродиады и заставила ее побуждать своего бездарного мужа добыть и для себя у императора такое же положение и титулы. Но Агриппа разрушил ее планы. Ее просьба к императору была предупреждена посланием Агриппы, содержавшим намеки на то, что его зять замышляет измену и приобретение независимости. Этого было достаточно, чтобы погубить Ирода Антипу. Власть была у него отнята, и управлявшиеся им области Галилеи и Южной Переи были присоединены к царству Агриппы в 39 году.

Так, в 39 году Агриппа приобрёл ещё тетрархию Ирода Антипы — Галилею и Перею.

Отчуждённый от своего народа воспитанием и средой, новый иудейский царь скоро нашёл случай приобрести симпатии своих соплеменников. У Калигулы, странные желания и жестокость которого граничили с помешательством, явилась мысль приказать, чтобы его статуи были поставлены во всех храмах восточных провинций и чтобы им воздавались божеские почести. Одни иудеи осмелились оказать сопротивление этому декрету. Они склонили правителя Сирии, Петрония, надолго отложить осквернение их святилища; Петроний решился наконец уведомить императора, что исполнение его указа невозможно без ужасного кровопролития. Агриппа был случайно в это время в Риме, и ему кое-как удалось добиться от Калигулы отмены его гнусного приказа. Однако, когда прибыло донесение Петрония, что иудеи готовы скорее умереть, чем допустить сооружение императорских статуй в Иерусалимском Храме, император взял назад свою отмену и приказал насильственно привести в исполнение первое распоряжение. К счастью, известие, что безумный тиран убит в 41 году своим телохранителем, пришло раньше, чем это приказание.

Филон Александрийский в связи с гонениями Калигулы рассказывает о письме Агриппы к императору, в котором перечисляет колонии иудеев. Этот документ важен как для истории еврейской диаспоры, так и наводит на мысль о фискальных притязаниях иудейских царей на евреев диаспоры. Во всяком случае, список еврейских колоний говорит о географических и исторических познаниях Агриппы.

Агриппа находился в Риме, когда в 41 году был убит Калигула. По некоторым сообщениям, Агриппа играл не последнюю роль в том, чтобы урегулировать последовавший за этим кризис. Он принимал непосредственное участие в переговорах между римским сенатом и Клавдием, ещё одним его влиятельным другом. В итоге Клавдия провозгласили императором, и так удалось предотвратить гражданскую войну. Чтобы отблагодарить Агриппу за его посредничество, Клавдий расширил его царские владения, даровав ему Иудею и Самарию, которые находились в подчинении римских прокураторов с 6 года. Так Агриппа стал править такой же по размеру территорией, что и Ирод Великий. Столицей царства Агриппы был Иерусалим, где он снискал благосклонность религиозных руководителей.

Царствование Агриппы

Таким образом, в 41 году, с приходом к власти в Риме Клавдия, Агриппа получил в царство Иудею и Самарию. Римское наместничество (прокуратура) в Иудее было на время отменено.

Осыпанный почестями и титулами Агриппа вернулся домой, и остальные немногие годы его правления дали народу короткий период мира и процветания. Он достаточно ясно видел в Риме дурные последствия необузданных страстей и тирании правителей, и это научило его умеренности и строгому контролю над собой.

Народ относился к Агриппе с любовью и преданностью за то, что он нежной рукой залечивал глубокие раны, нанесенные национальному чувству жестокими римскими правителями. Народ видел в нем обновителя славных традиций национальной династии Хасмонеев, от которых он происходил по своей благородной бабушке Мариамне. Агриппа уважал закон и народные обычаи: вместе с простолюдином приносил он в храм свою корзину с первыми плодами; вместе с народом справлял достойным образом праздник Кущей и подарил в храм золотую цепь, которою почтил его Калигула; однажды, когда он встретил на улице свадебную процессию, которая остановилась, чтобы дать ему пройти, он также остановился и велел ей идти вперед. Он желал облегчить подати, уменьшив налог на дома в Иерусалиме. На чеканенных им монетах он тщательно избегал помещать какие-либо символы, могущие оскорбить народное религиозное чувство.

Большая часть иудейского народа видела в Агриппе преемника Хасмонеев. Выдающийся политик, он подчеркивал свою приверженность еврейским традициям и обычаям и использовал свое положение главного вассала Рима на Востоке для экономического и политического упрочения своего царства. Жители Иерусалима были освобождены от налога на дома. Агриппа предпринял попытку укрепить стены города, но ему помешали римляне. Он заботился также о евреях диаспоры и добился от Клавдия эдикта о привилегиях для евреев Александрии.

Агриппа тщательно соблюдал иудейский закон и традиции, например ежедневно приносил в храме жертвы, читал народу Закон и исполнял «роль ревностного защитника иудейской веры». Но все его утверждения, что он служит Богу, были напрасны, потому что он устраивал гладиаторские бои и языческие представления в театре. По мнению некоторых, Агриппа был «коварным, легкомысленным, расточительным».

Казалось, что для иудеев снова начался период процветания и довольства. Однако римляне стали завидовать этому возрастающему благосостоянию; они явно или тайно ставили на пути Агриппы всякого рода препятствия. Когда он начал исправлять укрепления в столице, ему велели немедленно прекратить эти работы; на его попытки сближения с соседними народами (например, строительство в Берите), вассалами Рима, смотрели, как на подготовку восстания. Так, Агриппа очень щедро помогал Бериту:

Среди множества воздвигнутых Агриппою сооружений те, которыми он почтил город Берит, занимают особенно выдающееся место. Тут он воздвиг роскошнейший театр, который мог равняться с любым зданием этого рода, а также необычайно красивый амфитеатр, равно как термы и портики. Не желая стеснять себя в смысле красоты и объемов всех этих зданий, он не щадил средств на них. Освящение этих зданий он обставил особенной торжественностью. В театре он велел устроить представления, во время которых дал зрителям всевозможную музыку и поэтические состязания. Масса гладиаторов в амфитеатре должна была служить доказательством необычайной щедрости царя. Желая доставить зрителям особенное удовольствие, Агриппа распорядился устроить бой двух отрядов по семьсот человек в каждом. Для этого он отрядил решительно всех имевшихся в стране преступников, дабы некоторые из них получили тут заслуженное наказание, и это воинственное зрелище положило основание продолжительному миру. Так он избавил страну от злодеев.

Иосиф Флавий утверждает, что Агриппа «извлекал из своих владений крупнейшие доходы, доходившие до двух миллионов. Однако, несмотря на это, ему пришлось делать крупные займы; так как он был очень щедр, то доходы не покрывали его расходов, тем более, что он не умел сдерживать свою щедрость».

Впрчем, с сирийским наместником Гнеем Марсом у Агриппы возникла неприязнь:

Поступив в Берите так, как нами было рассказано, Агриппа отправился в галилейский город Тивериаду. В это время Агриппа пользовался уже большим уважением в глазах прочих царей. Поэтому к нему сюда съехались Антиох, царь Коммагены, Сампсигерам, царь эмесский, Полемон, владетель Понта, и, наконец, его собственный брат Ирод, царь халкидский. Всех этих лиц Агриппа принял радушно и любезно, выказывая тем самым большое великодушие, почему эти цари и считали его достойным своего почетного посещения. Пока гости еще были у него, прибыл сирийский наместник Марс. Желая почтить в его лице римлян, царь Агриппа выехал ему навстречу за семь стадий от города. Впрочем, этот же самый поступок его относительно Марса послужил поводом к недоразумению. Дело в том, что Агриппа выехал к нему навстречу в сообществе прочих гостивших у него царей. Однако это согласие между последними и такая их дружба показались Марсу подозрительными, так как он полагал, что столь тесное общение нескольких правителей между собою не может быть особенно полезно в римских интересах. Поэтому Марс вскоре послал к каждому из царей по одному из своих приближенных и советовал каждому немедленно вернуться в свою область. Агриппа отнесся к этому поступку Марса с крайним неудовольствием, и с этих пор между ними установились дурные отношения.

В 44 году Агриппа I умер внезапно во время пребывания в Кесарии. По-видимому, он был отравлен римлянами, опасавшимися его популярности среди населения.

Его кончина в расцвете сил горько оплакивалась народом, но кесарейские язычники ознаменовали смерть иудейского царя враждебною демонстрацией.

После смерти Агриппы в Иудее было восстановлено римское наместничество.

Основные сведения о Агриппе I даёт Иосиф Флавий, а также Филон Александрийский.

В раввинистической литературе

Талмуд сохранил много лестных для памяти Агриппы рассказов, рисующих преданность Агриппы еврейскому закону. Этому, вероятно, содействовала его жена Кипра, которая дружила с фарисеями и находилась под их влиянием. Глава фарисейской партии в то время, внук Гиллеля, рабби Гамлиел I, пользовался дружбой царицы и, по-видимому, благодаря ей попал в состав Синедриона, бо́льшая часть членов которого состояло из саддукеев. К этому р. Гамлиелу царица обращалась дважды за разрешением ритуальных вопросов: один раз по поводу пасхальной жертвы, а второй раз по поводу найденного в царской кухне предмета ритуальной нечистоты (в силу чего все, что было приготовлено к пиру, могло бы оказаться негодным к употреблению), когда только находчивость р. Гамлиела спасла яства пиршества.

Мишна сообщает, что согласно закону Моисея установился обычай, что раз в 7 лет на эстраде, для этого специально устроенной в Храме, царь, сидя, читал известную главу из Торы. Агриппа же, стоя, получал свиток Торы из рук первосвященника и стоя же читал свою главу, за что его прославили мудрецы. Когда он однажды при чтении дошёл до стиха: «Ты не можешь поставить над собой (царём) иноземца, который не брат тебе», он прослезился. Тогда они закричали ему: «Не бойся, Агриппа, ты брат наш».

Христианские предания

Христиане смотрели на смерть Агриппы как на кару за нескрываемую вражду Агриппы к их молодой общине — Агриппа упоминается в Деяниях Апостолов: он есть тот «царь Ирод», который казнил апостола Иакова и заточил в темницу св. Петра. Христиане полагали, что Ирод Агриппа был наказан за непочтение к Богу:

Ангел Господень поразил его за то, что не воздал славы Богу, и он был изъеден червями.

Семейное дерево

Александр Яннай II Александра
Ирод Великий Мариамна Хасмонейка
Аристобул Береника
Мариамна III Ирод Халкидский Иродиада Ирод Агриппа I Аристобул Младший
Агриппа II Береника Мариамна Друзилла

См. также

  • Заговор Агриппы и Калигулы против Тиберия
  • Конфликт Агриппы и Иродиады
  • Еврейский погром в Александрии
  • Поход Петрония на Иудею
  • Клавдий и евреи
  • Конфликт Иудеи с Дором
  • Конфликт Иудеи с Кесарией и самаритянами

Родословная царей Израиля и Иудеи

Додинастический период

Авимелех

Объединённая монархия

Саул · Иевосфей · Давид · Соломон · Ровоам

Израиль (Северное царство)

Иеровоам I · Надав · Вааса · Ила · Замврий · Амврий · Ахав (и Иезавель) · Охозия · Иорам · Ииуй · Иоахаз · Иоас · Иеровоам II · Захария · Шалум · Менахем · Пекахия · Пеках · Осия

Иудея (Южное царство)
(Дом Давида)

Ровоам · Авия · Аса · Иосафат · Иорам · Охозия · Гофолия · Иоас · Амасия · Озия · Иоафам · Ахаз · Хизкияху · Манассия · Амон · Иосия · Иоахаз · Иоаким · Иехония · Седекия

Династия Хасмонеев

Симон Хасмоней · Иоанн Гиркан I · Аристобул I · Александр Яннай · Саломея Александра · Гиркан II · Аристобул II · Гиркан II · Антигон II

Династия Ирода

Антипатр Идумеянин · Ирод I Великий · Архелай · Антипа · Ирод Филипп II · Саломея I · Ирод Агриппа I · Агриппа II

курсивом обозначены оспариваемые цари или правители не носившие царского титула

Ирод — Ордус, царь Иудеи

Кровавое правление

Молодость

Ирод — очень непростая фигура в еврейской истории. Он происходил из идумеев (эдомитяне) — потомков Эдома-Эсава. Дед Ирода покорился Хашмонаям во время их завоевательных походов на Идумею и принял гиюр.

Отец Ирода, Антипатр Эдометянин, активно поддерживал Рим и римскую экспансию и, войдя в милость к Цезарю, был назначен римским прокуратором Иудеи. Ирод же в возрасте 25-ти лет стал тетрархом (губернатором) Галилеи.

Уже в молодые годы Ирод проявил исключительную жестокость и вероломство. Когда против него и против Рима началось восстание, он захватил много пленных и убил их всех без суда и следствия. Эта расправа потрясла Санхедрин, и Ирод был вызван в Иерусалим, чтобы предстать перед судом.

Высокомерный Ирод появился в суде в пурпурном царском одеянии, окруженный телохранителями. Увидев его, члены Санхедрина побоялись осудить преступника. Лишь мудрый Шамай, который председательствовал в это время в Санхедрине сказал: «Перед нами стоит Ирод, окруженный воинами и намеревающийся убить нас, если мы будем судить его по закону. Но знайте, что есть Б-г на небесах! И этот человек, которого вы из страха не хотите обвинить, уничтожит и вас, и ваше отечество».

Слова Шамая подействовали на его товарищей, и они решили наказать Ирода за убийства. Но тот сумел бежать, и вскоре появился под стенами Иерусалима воротами во главе большой и хорошо вооруженной армии, чтобы жестоко расправиться с теми, кто посмел призвать его к ответу.

Лишь под давлением своего отца Антипатра он согласился снять осаду и возвратиться и Сирию.

Ирод и потомки Хашмонеев

После того, как в 3716 году (44 год до н.э.) в Риме был убит Юлий Цезарь, Ирод сумел завоевать доверие Марка Антония в бытность последнего правителем восточных провинций Рима. Антоний, отклонив все претензии народа, назначил Ирода и его брата Фазаэля правителями Иудеи.

Но Ироду этого было недостаточно. Он мечтал о троне. Чтобы законным путем сесть на престол Хашмонеев, он заставил царя Иудеи Гиркана обручить его с Мирьям — принцессой из рода Хашмонеев.

По преданию, приведенному в начале трактата Бава Батра, Ирод, хотя и был идумейским вельможей, с точки зрения Алахи имел статус «кнаанейского раба». Опасаясь, что из-за этого мудрецы станут чинить ему препятствия, он, захватив иудейский трон, жестоко расправился со многими из них.

Нашествие парфян на Сирию в 40 году до н. э. вынудило Ирода оставить Галилею. Хитрый политик, Ирод отправился к римлянам в качестве их преданного слуги, преследуемого парфянами. Там он был представлен римскому сенату и «избран» новым царём Иудеи.

Вскоре римские легионы изгнали парфян из Сирии. А в 3721 году (39 год до н.э.), Ирод подошел к иудейской границе, римляне оказали ему помощь в борьбе за Иудейский трон.

В очень короткий срок с небольшим войском Ирод завоевал Галилею, а затем с помощью римских легионов захватил всю территорию Иудеи, кроме Иерусалима, ее столицы. В течение пяти месяцев защитники Иерусалима героически сражались с Иродом.

После кровопролитных сражений в 3723 году (37 год до н.э.) город пал. Ирод и его римские покровители с неимоверной жестокостью расправились с жителями святого города. Тысячи людей были убиты, целые кварталы города сожжены и разграблены.

Еще во время осады Иерусалима он женился на внучке Гиркана Мирьям, чтобы, якобы, по праву стать наследником дома Хашмонеев.

Воцарившись, Ирод — по примеру всех на свете тиранов — начал планомерно уничтожать тех, кто представлял, по его мнению, хоть какую-либо угрозу его царствованию. Он приказал убить сорок пять человек из числа иерусалимской знати и всех членов Санхедрина, которые когда-то хотели его судить.

Ирод знал, что народ ненавидит его, и не чувствовал себя уверенно на иудейском престоле, всюду подозревая измену. Установив режим, который мы зовем тоталитарным, Ирод правил по знакомым нам правилам: уничтожаются один слой населения за другим. Как ножом, срезается пласт за пластом.

Многие надеялись, что освобождение придет из дома Хашмонеев, поэтому Ирод решил полностью подчинить себе оставшихся в живых Хашмонеев, а если подобный замысел не удастся — уничтожить их.

Остатки дома Хашмонеев

В начале своего царствования Ирод был вынужден назначить первосвященником Аристобула, младшего брата Мирьям. Аристобул был популярен в народе, люди приветствовали его на улицах и с надеждой наблюдали, как он вел службу в Храме.

Опасаясь растущей популярности Аристобула, Ирод решил уничтожить его. Во время пира в городе Йерихо Аристобула утопили в Иордане по приказу Ирода. На похоронах, обставленных с удивительной роскошью, Ирод плакал так, будто потерял любимейшего из родственников.

До тех пор, пока были живы потомки Хашмонеев, Ирод не имел покоя и постоянно опасался за свой трон. Многие поплатились жизнью из-за его подозрений. Он перестал доверять даже собственной жене Мирьям. Тиран созвал судей, и, повинуясь его воле, они приговорили ее к смерти, якобы, за попытку отравления царя.

В конце концов из рода Хашмонеев в живых осталась лишь одна молодая женщина, на которой Ирод решил жениться. Но она, чтобы избежать этой участи, покончила жизнь самоубийством.

Добавим для полноты картины, что даже три сына Ирода были поочередно убиты — и все по подозрению в заговоре против него.

Ирод-строитель

Большие стройки

Ирод немало потрудился для придания Иудее нееврейского облика. На месте древнего Шомрона он выстроил новый город, назвав его Себастией в честь своего могущественного покровителя — римского императора Октавиана Августа (Себастий — одно из имен императора). В этом городе, как и в других местах Святой Земли, были устроены амфитеатры и цирки, где гладиаторы сражались насмерть друг с другом и с дикими зверями. В стране с необычайной пышностью отмечались римские праздники.

Чтобы завоевать расположение многочисленных греческих общин, Ирод построил во многих городах святилища для их богов, а многим греческим городам Малой Азии и самой Греции раздал богатые дары, причем сделал все это на деньги, собранные в виде налогов с еврейского населения.

Для укрепления своей власти в Иудее он возвел несколько мощных крепостей. В числе самых известных построек Ирода — Масада и Иродион, крепость Антония в Иерусалиме.

Двенадцать лет с неимоверной расточительностью Ирод строил город Кейсарию, по-видимому, предполагая сделать его вместо Иерусалима столицей царства.

Строительство Храма

Ирод, как сказано выше, планомерно уничтожал всех, кто мог представить хоть какую-нибудь угрозу его власти. Одними из первых пали бывшие руководители Санедрина, которые много лет назад, в начале его карьеры попытались осудить его за убийство.

По закону Торы, Ирод не имел права быть полноправным царем в еврейском государстве. Одного за другим он уничтожал еврейских мудрецов, бывших носителями знаний и олицетворявших авторитет Торы в народе.

Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы не мудрец Йеуда бен Бава. Этот мудрец сидел в темнице, ослепленный по приказу Ирода. Царь посетил темницу и под видом соседа-заключенного начал всячески подстрекать мудреца к бунту или хотя бы к осуждению царя (то есть его же самого, Ирода). Раби Йеуда не поддался на провокацию и даже отказался проклясть «ненавистного воцарившегося раба». Тогда Ирод открылся ему и с сожалением сказал: «Если бы я знал, как осторожны мудрецы, я бы не сделал того, что сделал».

Наконец, чтобы заглушить воспоминания об убийстве мудрецов Торы и привлечь на свою сторону евреев, он решил отремонтировать и заново отстроить святой Иерусалимский Храм.

Неизвестно, раскаяние ли шевельнулось в этой жестокой душе или у него были какие-то еще соображения, но Ирод попросил у мудреца совета, как исправить содеянное. Раби Йеуда посоветовал реставрировать Храм, и Ирод так и поступил.

Услышав об этом замысле, евреи не поверили Ироду. Они опасались, что он хочет просто разрушить Святой Храм. Но Ирод с огромным энтузиазмом принялся за строительство.

Известный, как любитель больших строек, он и здесь проявил свои способности — Храмовая гора была искусственно увеличена вдвое, а Храм был отстроен заново в былом великолепии, и, что немаловажно, в полном соответствии с указаниями мудрецов. Гмара сообщает, что из-за этого у него были большие неприятности с римскими властями, которые поддерживали его царство. Однако большим героем из-за этого никто Ирода не считает — так или иначе, он не имел никакого права называться царем и управлять еврейским народом.

Десять тысяч строителей участвовали в этом грандиозном проекте, и через полтора года здание было закончено. Оно во много раз превосходило роскошью скромное сооружение, воздвигнутое вернувшимися из Вавилона изгнанниками. Ирод стремился вести строительство Храма в соответствии с предписаниями алахи, однако он глубоко оскорбил чувства верующего народа. Желая еще раз доказать свою преданность римлянам, он приказал прикрепить над воротами Храма золотого орла — символ Римской империи.

Последние дни Ирода

Обладая недюжинными политическими и военными способностями, а также покровительством императора Августа, Ирод стал одним из виднейших вельмож Римской империи. Но проклятие, тяготевшее над ним из-за совершенных убийств, преследовало его до самой смерти.

От Мирьям у него было два сына — Александр и Аристобул. Он любил их гораздо больше, чем детей от другого брака. Сожалея об убийстве своей жены Мирьям, Ирод решил просить императора Августа, чтобы престол в Иудее перешел к сыновьям Мирьям, а не к Антипатру, старшему сыну Ирода от его первой жены Дорис. Сыновей Мирьям он отправил в Рим, чтобы они воспитывались там вместе с детьми римской аристократии.

Через пять лет наследники вернулись в Иудею. Александр и Аристобул были популярны в народе, который видел в них потомков Хашмонеев.

Однако Антипатр оклеветал сыновей Мирьям. Провокаторы передали Ироду письменные доказательства, подтверждающие, якобы, что Александр и Аристобул хотели отравить своего отца. В страшном гневе Ирод приказал судить их и, несмотря на заступничество еврейской аристократии, наследников престола приговорили к смерти.

В 3743 году (17 год до н.э.) оба сына Мирьям из дома Хашмонеев были казнены по приказу царя.

Антипатр готовился теперь наследовать престол, но ему не хотелось ждать смерти отца, и он решил отравить его. Однако, во время пребывания Антипатра в Риме замыслы наследника раскрылись, и по возвращении в Иудею он был арестован. За пять дней до своей смерти, уже старый и больной Ирод приказал убить и этого своего сына.

Но и это преступление не осталось последним злодеянием в его жизни.

Во время болезни Ирода пронесся слух о его смерти. Группа нерушим немедленно устремилась к Храму и сорвала ненавистного римского орла. Их тут же схватили и привели к умирающему Ироду. Без страха признались ревнители Всевышнего в том, что выполнили заповедь Торы, запрещающую изготовлять кумиры. И даже если им грозит смерть, они готовы умереть, но не нарушить заповедь. Тиран приказал сжечь зачинщиков, а остальных убить. Болезнь царя прогрессировала, и в 3756 году (4 год до н.э.) он умер в жестоких мучениях.

Рассказывают, что этот злодей, повинный в смерти тысяч людей, незадолго до своей кончины призвал во дворец самых уважаемых мудрецов Иерусалима и приказал убить их после того, как он умрет, чтобы повергнуть всю страну в глубокий траур. Но Всевышний хранил мужей Торы, и ужасное поручение не было исполнено.

В предсмертном завещании Ирод поделил царство между тремя сыновьями: Архелаю он оставил власть в Иудее и трон царя, Антипу передал в управление Галилею и Заиорданье, Филипп унаследовал Башан и его окрестности. Ирод оставил многочисленные дары императору Августу, прося того утвердить это завещание.

ИРОД

Смотреть что такое «ИРОД» в других словарях:

  • Ирод I — Великий ивр. הוֹרדוֹס‎, лат. Herodus Ирод I Великий захватывает Иерусалим … Википедия

  • Ирод II — Ирод Халкидский ивр. הורדוס‎ … Википедия

  • Ирод — ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5 ) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 в. по РХ. В 47 г. до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием Цезарем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Ирод — ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5 ) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 ·в. ·по РХ. В 47 ·г. ·до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • ирод — злодей, кровопивец, кровопийца, живорез, инквизитор, живодер, истязатель, аспид, лиходей, мучитель, изувер, зверь, палач, изверг Словарь русских синонимов. ирод см. мучитель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

  • Ирод — (Великий) (греч. потомок героя ), второй сын идумея, прокуратора Иудеи, Антипатра и его жены аравитянки Кипры. И. лишь формально принадлежал к иудеям, но по своей приверженности к греч. культуре, в т.ч. к ее архитектуре, и любви к роскоши он был… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Ирод — (Herodes). 1) Сын Антипатра, царя иудеев, называемый Великим. В последний год его управления родился Спаситель. 2) Ирод Антиппа, сын предыдущего, тетрарх Галилеи и Переи. Он был женат на Иродиаде и казнил Иоанна Крестителя. Калигула лишил его… … Энциклопедия мифологии

  • Ирод — Из Библии. Имя царя Иудеи Ирода стало нарицательным потому, что авторы Евангелий приписывают ему «избиение младенцев» (см. Избиение младенцев), что, однако, не сообразуется с реальной хронологией, поскольку царь Иудеи Ирод I (73 4 до н. э.) умер… … Словарь крылатых слов и выражений

  • Ирод — имя нескольких Иудейских царей или царьков, идумейскогопроисхождения. Главный из них: 1) Ирод Великий, основатель идумейскойдинастии на Иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, онобладал выдающимися военными и политическими… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Ирод — ирод, а (царь Иудеи, библ.) и ирод, а (злодей, изверг, бран.) … Русский орфографический словарь

  • Ирод — (Herod), царь евр. династии Идумеев, правивший Палестиной при поддержке Рима. Ее основатель, Анти патр, назначенный Юлием Цезарем в 47 г. до н.э. наместником Иудеи, был убит в 44 г. до н.э. Ирод Вели … Всемирная история

Первые израильские цари Саул, Давид и Соломон

Царь Саул

В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями… Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ — старейшины — судьи — первосвященник (иногда рядом с ним пророк) — Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами…), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу.

Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).


Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
„И сказал ей : прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё . Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“
Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).



Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Царь Давид

Давид — второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.


Древо Иессея.
Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см.
Частная коллекция

***


Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35.
Тверская областная картинная галерея

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 — 18:2).

Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.

В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru

Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5

Песня Песней
Марк Шагал
Музей Марка Шагала, Ницца

***

Царь Давид.
Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98.
Частная коллекция

Царь Соломон

Соломон — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма, позднее разрушенный Навуходоносором. Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. При жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». «Солнцеподобному» царю приписывались все блага мира — богатство, женщины, недюжинный ум.

Суд царя Соломона.
Н.Н. Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства

Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере.

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать. 3-я Царств 3:16-27

Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета).
Исаак Львович Аскназий. 1899 или 1900 г.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в С.-Петербурге

Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году — картина «Экклезиаст» или «Суета сует». Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
На картине изображен царь Иерусалимский Соломон, сидящий на престоле, мысли его мрачны, губы шепчут: «Суета сует, все суета». Художник изображает царя одиноким, давно покинутым детьми. Только два верных слуги — телохранителя и секретарь остались с ним. Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя.

Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи — все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие — это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л.Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году, на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов. Это была персональная выставка работ Исаака Аскназия. Парашутов