Искушение Христа в пустыне толкование

Искушение Христа в пустыне

В Евангелии говорится о том, как сразу после Своего Крещения в водах Иордана Иисус Христос удалился в пустыню, где постился сорок дней и победил три искушения от дьявола. Но зачем Ему вообще было нужно поститься, и какой смысл для сатаны был в искушении Христа?

Сама по себе эта евангельская история вовсе не покажется чем-то странным тому, для кого Христос — всего лишь обычный человек. Мало ли, захотел креститься — и крестился, захотел наложить на себя пост — тоже понятно, ну а искушения — они вообще со всеми бывают. Но если задуматься над тем, что Иисус из Назарета — воплотившийся Сын Божий, Бог, явившийся на землю, то тут уже появляются вопросы. Как христиане объясняют то, что их Бог, получается, постится? А как дьявол вообще посмел подойти к Нему и искушать — и неужели же Христос мог поддаться на уговоры и согрешить?

Конечно, нет, ответит христианин, Бог по Своему существу безгрешен и свят, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5), так что сатана абсолютно напрасно старался. Но между тем, интересно во всей этой истории то, что у дьявола откуда-то все же была надежда, что Христос ему подчинится. О чем же может идти речь?

Пришел, чтобы спасти всех

В Иудее I века от Р. Х., когда одно за другим начали сбываться ветхозаветные пророчества, очень многие ожидали явления Христа. Вместе со всеми Христа ожидал и… дьявол — чтобы если не убить, то хотя бы помешать Ему исполнить свою миссию. К примеру, все помнят из Евангелия, как, словно по сатанинской воле, царь Ирод, только услыхав, что в Вифлееме родился Царь Иудейский, велел убить в городе всех младенцев. И кто знает, не повторились бы попытки убийства Спасителя еще в детстве, если бы Дева Мария открыто объявила бы народу, Кто же есть на самом деле Ее сын Иисус. Поэтому, как написано в Евангелии, Господь вышел на открытое служение тогда, когда уже был лет тридцати (Лк 3:23) — то есть в возрасте зрелого мужчины, по представлениям иудеев, когда человек уже сам отвечает за себя, имеет право говорить и учить в синагоге. И, как говорит Евангелие, первое, что сделал Сын Божий, — это пришел на реку Иордан, чтобы принять омовение (крещение) от Иоанна Предтечи, всеми почитаемого за пророка и праведника.

Крещение Иоанна было крещением покаяния — иными словами, люди, которые желали примирения с Богом, этим ритуальным омовением публично свидетельствовали о своих грехах и просили у своего Создателя прощения. Такое крещение не носило еще силы Таинства, каким оно стало в христианстве. Омовение в водах реки Иордан (не какой-то особенной в ту пору, а просто единственной большой реки в Иудее), которое предлагал Иоанн, неспособно было на самом деле очистить человека от греха. Оно даже не отменяло принесения храмовой жертвы за грех, необходимой по ветхозаветному Закону. Однако омовение на глазах у всех, практически публичное признание «Я согрешил пред Тобою», безусловно, помогало человеку раскаяться и бороться с грехом, чтобы не повторять его в будущем. И тем более хотели люди очиститься от своих грехов, что Иоанн проповедовал: вот-вот придет долгожданный Мессия, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2).

Но тут происходит необъяснимое. Да, Мессия действительно приходит, и Иоанн узнает Его, свидетельствует о Нем, как о Спасителе мира — но открывший Себя Спаситель говорит, что пришел… креститься!

Можно понять, как был удивлен Иоанн, который, услышав просьбу Иисуса о крещении, удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3:14). Это была не просто скромность. Иоанн наверняка задавал себе вопрос — как возможно спасение для грешников, если даже Спаситель, Мессия, величайший Праведник, Которого сотни лет ждали евреи, желает публично покаяться в своих грехах?

Вспомним сейчас то, что уже две тысячи лет знают христиане, но чего не знал в то время еще никто, кроме Девы Марии. Иисус — это не просто праведник, Он — Сын Божий, Сам Бог, воплотившийся и ставший человеком. И как Бог, Он не имеет на Себе никакого греха. Но именно поэтому, как ни парадоксально, и пришел Он креститься от Иоанна — чтобы перед всеми людьми, которые когда-либо приходили сюда и омывали свои беззакония, перед всеми уже давно умершими людьми и перед всеми, кому еще только предстоит родиться, навсегда засвидетельствовать: Он, не имеющий на Себе никакого греха, — не гнушается грешными людьми, Он пришел, чтобы спасти всех. Бог воплотился, стал таким же, как все люди, — и вот Он пришел омыться в водах покаяния, словно простой грешник, и добровольно взять на Себя чужие преступления, чтобы позже искупить их на Кресте.

Дело в том, что на свете, без сомнения, нет ни одного полностью праведного человека, свободного от греха. В отношениях между людьми всегда бывает так, что кто обидел любимого хоть однажды, кто нарушил в отношении него хоть одну заповедь любви — нарушил тем самым их все. Отношения человека и Бога должны быть именно отношениями любви, и тогда о какой праведности может идти речь, как человек может быть «немножко» верен Богу? Поэтому, хотя Иисус и не был виноват абсолютно ни в чем, принимая крещение, тем самым Он взял на себя абсолютно все грехи, а не только те, которые были названы вслух на берегу Иордана. Будучи невиновным, Он позволил обвинить Себя одного — во всем.

С тех пор фраза «взять грех на себя» давно стала крылатой, но в своем собственном смысле она относится только ко Христу, и берет свое начало в словах Иоанна, осознавшего после крещения Христа, зачем Тот пришел на землю: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Как сказал об этом святитель Иоанн Златоуст, «Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, Сам уже без сомнения был безгрешен». По сути, Христос взял на себя болезнь нашей природы, с которой мы сами не можем справиться, — взял, чтобы исцелить нас от нее и уничтожить саму причину этой болезни — грех. Не зря праздник Крещения Господня называется еще Богоявлением, ведь Бог-Отец, произнесший в момент крещения Иисуса слова Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17), явил всему миру откровение о Своей любви к людям, ради спасения которых отдал Сына.

Последние дни одиночества

Итак, Господь объявил о Себе, вышел на открытое служение. Но чего это Ему стоило? Во время моления Христа в Гефсиманском саду в последние часы перед Своими крестными страданиями Господь скорбел и плакал, и просил учеников побыть с Ним, не оставлять Его в одиночестве. Божественная природа добровольно идущего на казнь Спасителя была непоколебима и тверда — но человеческая Его природа не могла, конечно, оставаться безучастной к происходящему, как если бы Он был каким-нибудь бесчувственным роботом. Поэтому кто знает, что мог чувствовать Иисус в самом начале Своего пути, когда взял на Свои плечи невообразимую тяжесть всех грехов, когда-либо совершенных людьми?..

Мы не узнаем, какой глубины была Его скорбь и тревога за людей, которые не поняли ни смысла Его крещения, ни слов Иоанна — но знаем только, что сразу после крещения Господь постился в пустыне целых сорок дней. Конечно, Он знал с самого начала, что Ему предстоит пострадать. И, может быть, именно поэтому начало конца Его земной жизни, эти первые сорок дней после крещения, стали для него временем, проведенным в одиночестве и молитве. Ведь можно попытаться представить, как чувствует себя, к примеру, невиновный человек, который добровольно пошел в тюрьму ради спасения близких и теперь ждет от своего народа заведомо несправедливого суда, причем приговор ему уже известен — смерть. Такой человек наверняка скорбит и, может быть, от горя не хочет даже есть — но дело здесь, конечно, вовсе не в качестве еды или религиозных нормах.

Вот и Христу не требовался пост в нашем привычном понимании, когда мы прилагаем какие-то усилия своей воли, чтобы отказаться от пищи и принудить себя к молитве. Господу не требовалось Себя ни к чему принуждать — но Он уже отдал всего Себя без остатка людям, и поэтому то время, которым обладал еще на земле, если и употреблял позже для еды и пиршества — то только для того, чтобы поддержать силы или за беседой привести еще одного человека к покаянию. Поэтому нельзя сказать нечто вроде «Бог постился сорок дней» — точнее будет обозначить, что сорок дней Христос только молился. Причем в Евангелии сказано, что Он взалкал (Мф 4:2) лишь напоследок — и отсюда видно, каково было напряжение Его духовных и душевных сил во время молитвы — сорок дней Он не вспоминал о том, что голоден. А если кого-то смущает такая длина поста (ведь, скорее всего, все сорок дней в пустыне Христос попросту ничего не ел!) — то достаточно сказать, что в медицине зафиксированы случаи и гораздо более долгого полного голодания, чем сорок дней, так что ничего фантастического в этом вовсе нет.

Пост Христа — это подвиг настоящей молитвы, а не мучительное ограничение в еде. А значит, и для христиан пост всегда должен быть связан в первую очередь с молитвой. Ограничение себя в еде ни в коем случае нельзя понимать как «очистительную диету для тела» — ведь на самом деле это средство очистить разум и душу. А еще сорокадневный пост Спасителя — единственный эпизод в Евангелии, о котором можно твердо сказать, что здесь Христос был абсолютно один — а значит, о произошедшем в пустыне Он Сам рассказал позже Своим ученикам. Но что же там произошло кроме, собственно, самого поста?

«Заклятый друг»

Да, дьявол ожидал Мессию долго. Готовился к Его приходу, придумывал, как поразить, чем искушать, как бороться с Его учениками, если они появятся. Одного сатана не мог представить — что Бог не просто пошлет великого праведника вместо Себя, а Сам придет на Землю. Никто не может проникнуть в замыслы Бога — а тем более падший дух. Дьявол узурпировал власть Бога над миром, подчинил себе людей так, что даже Христос говорил о сатане — князь мира сего (Ин 14:30). И вот этот враг ждал веками, когда имя Спасителя станет известно. Ждал и боялся — и наконец услышал, что в крещении на реке Иордан явил Себя долгожданный Христос.

Будучи не в силах проникнуть в тайну Боговоплощения, дьявол не мог и быть уверен, что Иисус — это действительно Мессия. Поэтому, как только Христос удалился в пустыню, дьявол принял решение лично прийти, увидеть — и победить.

Но тут падший дух обманулся в своих ожиданиях первый раз. Ведь как мы уже знаем, сорок дней Христос был погружен в молитву, и прервать Его разговор с Отцом не смог бы никто — если бы не человеческая природа Господа, нуждавшаяся в пище. «По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, — пишет святитель Василий Великий, — если б чрез алкание не снизошел до человеческой немощи». И только поймав краткий миг физической слабости Христа, дьявол подступил к Нему — чтобы обмануться во второй раз…

Сорокадневный пост был известен еще из Ветхого Завета. Так, Моисей постится сорок дней перед тем, как получить десять заповедей (Исх 34:28). Также известен пост пророка Илии (3 Цар 17:19), а в целом евреи постились четыре раза в год (Зах 8:19).

Христос, как пишет Феофилакт Болгарский, «постится столько времени, сколько Моисей и Илия: а если бы — больше, то воплощение Его показалось бы призрачным».

Не хлебом единым

Ожидая увидеть перед собой пусть и «более могущественного» человека, но, со своей точки зрения, обычного грешника (иначе зачем еще, казалось бы, нужно было креститься от Иоанна?), дьявол на самом деле встретился… с Самим Богом. Как же развивалась эта ситуация?

Сатана три раза попытался искусить Создателя. И пусть порядок второго и третьего искушений у евангелистов Матфея и Луки различается (кто как услышал, так и запомнил), но о характере искушений апостолы пишут совершенно одинаково.

Итак, первое искушение, с которым дьявол подошел ко Христу, явно было вызвано недоумением сатаны, ибо, «припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему с словами сомнения», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Итак, дьявол говорит Христу: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф 4:3). Он нарочно не упоминает о том, что Христос голоден, но льстит Ему и коварно напоминает о Его достоинстве.

Испытывающему голод Господу говорится нечто подходящее по ситуации. «Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия», — заметил в свое время блаженный Иероним Стридонский.

Но дьявол все же, искушая Христа, предлагает Ему употребить Свою Божественную силу, чтобы насытиться, совершить чудо для одного Себя — и заодно ловко проверить, есть ли предел всемогуществу Бога. Но Господь сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уcm Божиих (Мф 4:4). Эта фраза взята из библейской книги Второзакония (8:3) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Господь не стал ни слушаться дьявола, ни заявлять о Своем достоинстве — Он просто отверг искушение, даже не вступая в спор с сатаной.

Если Ты Сын Божий

Но дьявол, получив в ответ ни «да», ни «нет» и потерпев неудачу в первый раз, не отступил. Евангелист Матфей так пишет о втором искушении: берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф 4:5-6). Кстати, уже само по себе интересно повторяющееся обращение сатаны ко Христу — если Ты Сын Божий. «Дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении», — отмечает блаженный Иероним.

Второе искушение — это попытка сыграть на честолюбии. Броситься на глазах у всех с Иерусалимского Храма, чтобы ангелы подхватили Его в полете — что могло бы ярче доказать Божественную природу?

Дьявол, уверенный в своем умении лгать, призывает человека Иисуса (напомним, что сатана еще не уверен, что это — Христос) проверить, выполняет ли Бог Свои обещания, буквально испытать Писание на себе — явятся ли ангелы, спасут ли? Но Спаситель не поддается на эту уловку и отвечает — написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф 4:7). И снова это слова из Второзакония (6:16), и снова они не дают сатане ответа на вопрос, кто же этот Человек.

Что здесь значит ответ Господа, как может человек искушать Бога? Продолжение этой фразы звучит так: как вы искушали Его в Массе (Втор 6:16). Моисей произносит эти слова потому, что в месте под названием Масса и Мерива евреи, страдающие в пустыне от жажды, искушали Бога, говоря — есть ли Господь среди нас, или нет? (Исх 17:7). Они начали сомневаться в истинности бытия Бога и в Его любви к ним только потому, что Он медлил дать им воды для питья! Тем паче людям свойственно искушать Бога, когда Он не дает им чего-либо, по их мнению, еще более важного. Против такого потребительски-недоверчивого отношения к Богу и говорит Христос, отвечая сатане.

Кстати, нет ничего странного в том, что дьявол в этом искушении цитирует Библию — это лишний раз показывает, что знанием Писания можно прикрывать любые цели, в том числе и совсем неблаговидные. Поэтому так важно стараться понять, что стоит за текстом, а не просто учить наизусть стихи из Библии. К тому же дьявол цитирует Писание… неправильно.

Ангелам Своим заповедает о Тебе… — произносит отец лжи строчку из псалма. «Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: На аспида и василиска наступишь ; попирать будешь льва и дракона . О помощи ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении, как хитрец, он умалчивает», — снова вскрывает обман дьявола Иероним.

А по поводу той части Иерусалимского Храма, на которой дьявол беседовал с Христом, преподобный Ефрем Сирин заметил, что «даже доселе это место возвышенно, хотя храм и разрушен, как Сам (Господь) сказал: не останется в нем камня на камне (Мф 24:2). Но место, на котором стоял, как (некое) знамение сохранилось». Сейчас это место называют Стеной Плача…

Царство тьмы в подарок

Наконец, от бессилия и отчаяния сатана прибегает к своему последнему доводу. Ему так важно помешать Спасителю, заставить Его согрешить, что ради этого он идет, на, казалось бы, великие для себя жертвы. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое (Лк 4:5-7) или, как удивительно точно сказано у Матфея, — если, пав, поклонишься мне (Мф 4:9).

Предлагая первые два искушения, дьявол еще сомневается, что Иисус — это Спаситель. Но в третий раз отец лжи уже не спрашивает Его ни о чем, а просто и грубо предлагает «взятку». Предать Отца, поклониться сатане — и получить мировое господство, получить и власть над людьми, которую можно использовать в том числе и для того, чтобы всех спасти… Как просто было бы так поступить, и не понадобился бы даже Крест — вот, дьявол сам предлагает Христу взять Самому в руки власть над миром, предать Бога, и ценой этого пусть даже притворного предательства облегчить изначально трудную, и при этом еще и смертельно опасную задачу по спасению мира. Наверняка тут была и попытка сыграть на таких элементарных человеческих грехах, как жадность и жажда власти. А еще поклон перед дьяволом означал бы, что Христос признал, будто бы зло непобедимо, будто сатана и вправду всемогущ и правит миром по праву сильнейшего.

Поэтому на такое, казалось бы, заманчивое предложение дьявола Иисус ответил лишь: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф 4:10). И снова это цитата из Второзакония, но на этот раз Христос уже прямо призывает дьявола с ее помощью вспомнить, Кому на самом деле принадлежит все творение. Христос призывает падшего ангела снова поклониться Себе, как истинному Господу и Богу. И тем более в этот момент становится очевидной ложь врага, ведь тот предлагает Христу власть в обмен… на признание собственной власти. Но разве можно стать владыкой чего-либо, склонившись перед другим «владыкой»? Дьявол и вправду лжет во всем, от начала до конца.

Интересно, что от самой власти над миром Христос не отказывается (как этого бы сатане ни хотелось). Нет, Он пришел, чтобы править, как истинный Царь, — но Царство, которое не от мира сего, и Своих подданных Он спасет на Кресте Сам, а не примет из рук врага. И сатана уходит, услышав третий ответ, — здесь его козни уже не смогут достичь своей цели.

Вопрос: но что за грех было претворить камни в хлебы?

Ответ: знай, что послушаться диавола в чем бы то ни было, грех. (Толкование Феофилакта Болгарского на Писания)

Непобедимая победа

Стоит обратить внимание, что чудеса, которые дьявол предлагает совершить Христу, — бессмысленны по сравнению с теми чудесами, которые творил Сам Господь. Христос кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Все Его чудеса были чудесами любви, они имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей, но ни одно из них не было сотворено для того, чтобы просто прославиться. Наоборот, о некоторых Своих чудесах Христос попросту запрещал людям рассказывать (хотя они и нарушали запрет — кто от желания похвастаться, а кто из благодарности). Он не хотел, чтобы люди слушали Его из страха или любопытства, словно какого-то таинственного чародея. Христу нужны были любящие ученики, которые будут верить Ему просто потому, что Он — это Он.

Поражение дьявола в попытке искусить Спасителя можно расценивать как первую победу Христа над царством зла. А ведь если сам генерал темных сил проиграл ключевую битву на этапе разработки штабной стратегии, то потом уже нет никаких шансов у его солдат выиграть войну. Христос победил дьявола навсегда, Он устоял перед ним, а потом дал даже Своим ученикам, простым людям, власть изгонять бесов и исцелять людей. В Ветхом Завете не было описано ни одного случая исцеления одержимых сатаной, это казалось совершенно немыслимым для человека — так что именно поэтому иудеи потом так недоумевали о чудесах Христа и допытывались — какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк 20:2).

А в самом факте того, что Спаситель был искушаем, нет ничего греховного. Преступление заповеди начинается тогда, когда человек начинает мысленно соглашаться с предложением врага. Отвергнуть же его, едва услышав, — это не грех, а доблесть. Кроме того, как пишет апостол Павел, Христос должен был во всем уподобиться братьям… ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:17-18).

Сатана будет делать еще не одну попытку искусить Господа и помешать Ему. Он будет пытаться действовать через Его учеников, через обычных людей и, наконец, через физические страдания и распятие. Но он уже никогда не сможет победить Спасителя, и именно то, что Иисус Христос отверг все искушения еще в самом начале Своего служения, послужило залогом будущего Воскресения Его из мертвых — ведь как мог дьявол удержать в своей власти Того, Кто уже оказался однажды сильнее. И как когда-то из-за греха одного человека в мир вошла смерть, так теперь смерть смогла быть побеждена на Кресте из-за того, что один-единственный Праведник, взявший на себя грехи всего мира, Сам не поддался искушению — и не согрешил.

В райском саду Адам и Ева не смогли устоять перед искушением — и мир для них стал враждебной пустыней. Но Христос, как новый Адам, исправляет ошибку первых людей. Он уходит в пустыню и там побеждает все те же самые искушения дьявола — чтобы разрушить власть тьмы и снова вернуть нас в Царство любящего Отца.

Графика Елены ЧЕРКАСОВОЙ

Чем питался Иисус Христос?

Считается, что вопросами диетологии медики начали всерьез заниматься лишь в ХХ веке. Однако историки и религиоведы утверждают, что основы здорового питания были описаны еще в Библии.

Фрукты, ягоды, орехи

По изначальному замыслу Бога человек должен был быть вегетарианцем. Создав первых людей, Всевышний поселил их в райском саду, где была вся необходимая пища: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу».

Адам и Ева питались тем, до чего могли дотянуться: фруктами и ягодами, овощами, орехами, семенами… Кстати, и сегодня многие диетологи считают такую диету идеальной для человека по составу витаминов и микроэлементов. Конечно, со времен райского сада наши гастрономические пристрастия сильно изменились. И все-таки, если вы всерьез обеспокоены своим здоровьем, обязательно следите за тем, чтобы в вашем рационе в любое время года были свежие овощи и фрукты. Ешьте хлеб из цельного зерна и каши из неочищенных злаков — пшеницы, ячменя, ржи, овса, пшена. А вот рафинированных круп, белого хлеба и сдобной выпечки употребляйте как можно меньше.

Не стоит забывать о настоящих библейских фруктах — винограде и инжире (смоковница). Виноград — настоящий кладезь глюкозы и витамина С. Он быстро усваивается, прекрасно поддерживает физические силы и нервную систему, укрепляет иммунитет, связывает и выводит из организма шлаки и продукты распада, замедляя старение.

Один из компонентов, входящих в состав винограда, — птеростилбен — не только эффективно нейтрализует вредные свободные радикалы, но и служит отличной профилактикой диабета. А другое содержащееся в винограде вещество — ресвератол — сильный природный антиоксидант, препятствующий возникновению злокачественных опухолей.

Не отстает от винограда и инжир: этот удивительный фрукт содержит 23 вида витаминов и микроэлементов и 18 аминокислот, помогает при заболеваниях сердечнососудистой системы, атеросклерозе, гипертонии, тромбофлебите и онкологических заболеваниях.

Замените мясо птицей

Разрешение есть мясо люди получили лишь после Великого потопа, когда вся растительность на Земле была уничтожена. Спасая праведника Ноя, Бог повелел ему построить ковчег: «Всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского». Впервые в истории Всевышний позволил мясоедение, но только потому, что роду людскому грозила неминуемая гибель от голода. Однако разрешил есть только мясо чистых животных: «…вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте».

Но тут-то и возникает множество вопросов. Почему одни животные отнесены к чистым, а другие — к нечистым? В самых общих чертах это выглядит так: чистые животные едят только чистую пищу — траву и листья. К нечистым относятся хищники, а также падальщики и чистильщики, питающиеся органическими останками, нечистотами. В список запрещенных мясных продуктов входит и свинина (хрюша не жует жвачку). Так, может, неспроста это? Ведь мясо свиньи гораздо менее полезно, чем говядина или баранина: в нем содержится много холестерина, провоцирующего развитие атеросклероза, а также мочевины и гормонов, вызывающих старение организма. В пережаренном свином жире образуются продукты распада, способствующие развитию онкологических заболеваний. Кроме того, мясо свиньи часто бывает зараженным вредными микроорганизмами и паразитами. Если вы не можете совсем отказаться от мяса, вместо свинины ешьте говядину или баранину. А еще лучше — птицу.

О пользе рыбы

Согласно библейским писаниям, одним из основных блюд в рационе Иисуса была рыба. Именно из рыбы и хлеба чаще всего состояла его трапеза.

О пользе рыбы, особенно ее жирных сортов, не устают твердить и современные диетологи: это прекрасный источник легкоусвояемого белка, полиненасыщенных жирных кислот и таких важных элементов, как йод и калий. Известно, что жители приморских стран и городов, которые едят много рыбы, реже болеют, дольше живут.

Однако не все морские обитатели полезны: «Из всех животных, которые в воде, ешьте: сих, у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли или реках, из всего живущего в водах, скверны для вас…» К вредным продуктам отнесены раки, крабы, креветки, мидии, устрицы, кальмары – мол, есть их небезопасно для здоровья. И вновь подтверждение этому мы находим в научных исследованиях! Известно, что моллюски добывают себе пищу, фильтруя воду, в которой живет множество вредных для человека микроорганизмов, вызывающих различные тяжелые заболевания, в том числе гепатит, полиомиелит, сальмонеллез и холеру, причем концентрация вирусов в организме моллюска в десятки раз превышает концентрацию их в окружающей среде.

Где течет молоко и мед

Во времена Христа молоко и мед считались продуктами, дарующими здоровье и благоденствие. Вспомним хотя бы эпизод, где Бог, видя страдания, которые терпят в Египте евреи, обещает вывести их «…в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед…»

Мед — настоящее природное лекарство: он помогает при простудах, смягчает кашель, приносит облегчение при бессоннице и сердечных заболеваниях, лечит артриты, улучшает состояние при депрессии, нервном и физическом истощении.

Свежее молоко в библейские времена пили только дети. Для взрослых из коровьего, овечьего, козьего, верблюжьего молока делали очень полезные кисломолочные продукты, творог и сыр. В них, как теперь выяснилось, содержится большое количество протеинов, витаминов А и Д и кальция. А вот сливочное масло во времена Иисуса практически не употребляли, заменяли его оливковым.

Пил ли вино Иисус Христос? На первый взгляд кажется — да, пил, в Священном Писании об этом упоминается не единожды. Однако вином в библейских текстах называли как перебродивший, так и свежий виноградный сок! Вот его-то, как полагают исследователи, и пил Спаситель во время торжеств и застолий. Впрочем, сухое виноградное вино в небольших количествах (полстакана за обедом или ужином) здоровью не повредит: оно улучшает пищеварение, снижает уровень холестерина в крови и уменьшает риск развития атеросклероза. А вот к неумеренному употреблению алкоголя Библия относится весьма сурово: «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен»

Заповеди Христа

Итак, чтобы сохранить здоровье и хорошую фигуру нужно соблюдать ряд правил. До нашего времени дошли слова Иисуса, произнесенные им две тысячи лет назад. Прислушайтесь к ним:

· Питайтесь плодами деревьев, зерном и полевыми травами, молоком животных и пчелиным медом… Вся остальная пища ведет к греху, болезни и смерти.

· Не смешивайте одну пищу с другой, чтобы пиршество ваше не превратилось в гниющее болото.

· Удовлетворяйтесь двумя-тремя видами пищи.

· И когда вы принимаете пищу, никогда не ешьте досыта. А также осмотрительно относитесь к количеству пищи во время еды: из количества, дающего впечатление сытости, съешьте не более одной трети. Пусть вес вашей ежедневной пищи будет не менее одной мины (500 г.), но остерегайтесь, чтобы он превзошел 2 мины (1 кг).

· Особенно хорошо прожевывайте свою пищу до того, пока она не станет жидкой.

· Не ешьте, когда ваш дух раздражен, но особенно не имейте плохих мыслей, полных зависти к кому бы то ни было.

· На седьмой день не принимайте пищи, а живите лишь Божьим словом.

· Избегайте всего слишком горячего и слишком холодного.

· И пусть не доставляют вам радости никакие возлияния и никакие курения.

· Примите в себя самого могущественного из ангелов Божьих, ангела Труда, и трудитесь. Ибо все то, что обладает жизнью, должно двигаться.

Конечно, изменить привычное питание не так-то просто. Но попробуйте хотя бы перед каждым приемом пищи задавать себе вопрос: «А стал бы это есть Иисус?» И, может быть, через некоторое время вы обнаружите, что в вашем рационе появилось гораздо больше полезных продуктов, а здоровье стало крепче.

Сергей БОРОДИН

Не искушай Господа Бога твоего

Мне подарили книгу об Иоанне Крестьянкине. В конце этой книги приводится запись дивного старца, сделанная им в момент особого откровения. Есть там такие слова: «Будьте всегда и во всём осторожны». Я прочёл и задумался: как же это всегда и во всём быть осторожным, что это значит? Ну, невозможно же, в самом деле, во всём и всегда следить за собой?

Прочёл внимательно ещё раз и всё думал, думал…

Вот так, размышляя, я зашёл в трапезную и сел обедать. Ещё отметил про себя, что воротник на подряснике тесноват, но не придал этому значения. Взял блин, стал жевать, довольно поспешно, сделал глоток и вдруг понял, что кусок великоват — застрял в горле. Я попытался его проглотить… ещё раз… ещё… и вдруг с ужасом осознал, что подавился. Слёзы выступили из глаз, я стал задыхаться, хотел крикнуть — но не мог. Ужас овладел мною. Я стал молиться!

К счастью, в кухне оказалась повариха, женщина искушённая в житейских делах. Уже теряя сознание, я вбежал в кухню, махнул рукой, указывая на спину, и повариха, мгновенно сообразив, в чём дело, крепко стукнула меня пару раз кулаком между лопатками. Блин выскочил, я стал дышать, приходя в себя и понимая, что получил бесценный урок: «Будьте всегда и во всём осторожны».

Точно в закрепление пройденного материала, придя домой, я прочёл короткую заметку на новостном сайте: «Немецкий гостиничный магнат, торговец недвижимостью и предметами искусства Дитер Бок умер сегодня в собственном отеле, подавившись куском бифштекса…» Вот так, очень просто.

Потом я вспомнил, что и апостол Павел говорит о том же: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Эф. 5: 15,16). Дни лукавы — это значит, что по нашей небрежности и беспечности они могут пресечься в любой момент, и виноват в этом будет не Бог, «допустивший такое», не наш Ангел-Хранитель, а мы сами — не захотевшие внимательно и серьёзно отнестись к призыву «быть осторожными».

Я привёл этот случай лишь для того, чтобы поговорить об отношении современного человека (и, в первую очередь, молодёжи) к собственной жизни вообще и к своему телу, в частности.

Странным образом отношение к телу у нас (особенно в молодёжной среде) именно лишено благоразумия. Это отношение как-то бросается от откровенного обожествления плоти к дерзкому небрежению в обращении с ней. И между этими двумя крайностями – пустота.

И здесь уместно сказать вот о чём.

Вознесение Господа Иисуса Христа, которое мы праздновали несколько дней назад, кроме прочего, означает обожение человеческого естества, в том числе и плоти.

Апостол Павел прямо называет тело храмом Духа Святого, так что относиться к нему нужно с должным благоговением и ответственностью. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог»(1 Кор. 3, 17) — говорит апостол о страсти блуда, но это относится и ко всякому неблагоразумному и дерзкому обращению с собственным телом.

Мы знаем, что смерть тела сама по себе не страшна, но только если она не отягощена тяжкими, нераскаянными грехами. Господь так и говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Мы знаем также, что множество мучеников, исповедников претерпели страдания, муки и насильственную, жестокую смерть. Но их отношение к телу отнюдь не было безрассудным! Их смерть была именно следствием сознательного и твёрдого отвержения греха ради Христа. О такой смерти Господь говорит: «Потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Мф. 10, 39).

Но в наше время всё чаще встречается странное отношение молодёжи к своей жизни, отношение, увы, безбожное и беспечное. Мальчики и девочки точно играют в жизнь, не понимая, что за этот благодатный дар придётся дать ответ перед Богом. Что жизнь – это талант, который мы должны приумножить сознательной верой, исполнением заповедей Божиих, заботой о тех, кто нуждается во внимании, любви, утешении, добром слове, молитве…. Так много людей нуждается в нас, что Господь ещё две тысячи лет назад сказал: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9,37). Ведь не только Апостолы – великие и святые мужи — призваны к этому «деланию», но и все мы, каждый из нас. Посмотрите, сколько горя вокруг, одиночества, надломленности, страданий!

Какое широкое поле для приложения сил, какая благословенная возможность отдать себя на служение, на радость другим!

Но вместо этого, от бессмысленной праздности, от эгоизма и нежелания занять себя чем-то действительно добрым и важным – тысячи молодых людей играют в «русскую рулетку» с Богом, рискуют не только временной жизнью, но и вечностью, которую так легко потерять по своей ожесточённой и упрямой беспечности. Сколько ребят гибнет бессмысленно, глупо, и эта смерть, увы, не случайна: она — прямое следствие безбожного, беспечного отношения к дару Божьему – к своей душе; следствие самолюбия с его жаждой «острых ощущений», нигилизмом и пренебрежением не только к собственной жизни, но и к жизни других людей.

Со скоростью эпидемии растёт увлечение экстремальными видами спорта, в которых реальный риск для жизни – обязательное условие. И о том, что жизнь может в долю секунды оборваться по его же вине, человек если и задумывается, то уж точно играючи, именно искушая Господа Бога своего.

Акрострит, фриран, роуп-джампинг, роллерблейдинг, сёрфинг, фрирайд, даунхилл, каньонинг, фристайл, могул, сноубординг, рафтинг, бейсджампинг — все эти «невинные увлечения» в считанные секунды способны ввергнуть душу в вечную муку. Ведь рискуюший своей жизнью ради «прилива адреналина» человек забывает о необходимости служения другим. Погибнув, какой он даст ответ о своей жизни, о её смысле и содержании, о том, как он воспользовался бесценным и невосполнимым Божественным даром?! Страшный вопрос. А ещё более страшным будет момент, когда придётся дать ответ на этот вопрос нелицеприятному Судье.

Да, смерти (в смысле совершенного прекращения жизни) нет. У Бога все живы! Только есть те, кто живут на земле и ещё властны как-то повлиять на свою будущность. И есть те, кто от земной жизни отошли в вечность и ничего поменять в своей участи уже не могут. И как же мучительно, безотрадно состояние тех, кто сознательно пренебрёг своей жизнью!

Погибшим так страшно – по собственной беспечности – могут помочь усиленные молитвы. Но родственники этих несчастных должны внимательно пересмотреть свою жизнь, стать христианами не по имени только, а по сути, чтобы молитвы их были услышаны и благотворно повлияли на участь безвременно ушедших в вечность родных людей.

Так хочется, чтобы вера, ответственность и молитва входили в нашу жизнь не после страшных трагедий, а во времена благоденствия. Чтобы наши дети узнавали как можно раньше о святом предназначении жизни и не тратили этот бесценный дар так беспечно!

Сейчас всё чаще можно слышать о нравственной, духовной альтернативе «прожиганию жизни» – о движении волонтёрства. Вот обширное поле для доброй деятельности души, вот возможность наполнить свою душу высоким смыслом и содержанием!

И радостно видеть, что в Церкви организуются общины, где молодёжь имеет возможность сознательного и плодотворного приложения своих сил. Это так важно! И пусть таких общин не много пока, но, юные человеки, полные сил и энергии, оглянитесь вокруг, посмотрите, как вы нужны в этом мире, как много вы можете сделать для других! И даже если жизнь пройдёт как один миг в этом служении, даже если она сгорит, как метеор, то это горение обогреет и озарит жизнь многих людей, станет воистину той «гибелью души» ради Христа, которая служит лишь предвестием благодатной и радостной вечности.