Искушения

ИСКУШАТЬ

Смотреть что такое «ИСКУШАТЬ» в других словарях:

  • искушать — См. соблазнять … Словарь синонимов

  • ИСКУШАТЬ — ИСКУШАТЬ, искусить кого, чем, в чем; испытывать, изведывать, убеждаться опытами в образе действий или мыслей, чувств; | подвергать кого испытанию; | соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать лукавством; стараться совратить кого с пути… … Толковый словарь Даля

  • ИСКУШАТЬ — ИСКУШАТЬ, аю, аешь; несовер., кого (что). Соблазнять, прельщать. И. заманчивыми обещаниями. • Искушать судьбу делать что н. сопряжённое с излишним риском. | совер. искусить, ушу, усишь; ушённый ( ён, ена) (устар.). | сущ. искушение, я, ср.… … Толковый словарь Ожегова

  • искушать — судьбу • оценка … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • искушать — ИСКУШАТЬ, несов. (сов. искусить), кого чем. Вызывать (вызвать) у кого л. желание чего л. запретного, воздействуя на кого л. чем л. (словами, жестами и т.п.); Син.: прельщать, соблазнять; Ант.: отталкивать . Чтобы добиться… … Большой толковый словарь русских глаголов

  • Искушать — I несов. перех. 1. Испытывать, пробовать, проверять. 2. перен. Соблазнять, прельщать чем либо. II несов. перех. устар. Приобретать познания, опыт. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • искушать — искуш ать, аю, ает … Русский орфографический словарь

  • искушать — (I), искуша/ю(сь), ша/ешь(ся), ша/ют(ся) … Орфографический словарь русского языка

  • искушать — ИСКУШАТЬ, ИСКУШАТЬСЯ см. Искусить … Энциклопедический словарь

  • искушать — см. искусить; аю, аешь; нсв. * Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей (Баратынский) * … Словарь многих выражений

ИСКУШЁННЫЙ

Смотреть что такое «ИСКУШЁННЫЙ» в других словарях:

  • искушённый — искушённый, искушённая, искушённое, искушённые, искушённого, искушённой, искушённого, искушённых, искушённому, искушённой, искушённому, искушённым, искушённый, искушённую, искушённое, искушённые, искушённого, искушённую, искушённое, искушённых,… … Формы слов

  • ИСКУШЁННЫЙ — ИСКУШЁННЫЙ, ая, ое; ён; в чём. Хорошо знающий что н., опытный в чём н. Искушён в политике. | сущ. искушённость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • искушённый — искушённый, ён, ена, ено, ены … Русское словесное ударение

  • искушённый — искушённый; кратк. форма ён, ен а … Русский орфографический словарь

  • искушённый — прил. A/B пр см. Приложение II (хорошо знающий что н., опытный в чём н.) искушён искушена/ искушено/ искушены/ См. также прич. страд. прош. искушённый … Словарь ударений русского языка

  • искушённый — ён, ена искушённый, ён, ена … Словарь употребления буквы Ё

  • искушённый — ая, ое; шён, а/, о/. Опытный, хорошо разбирающийся в чём л. Искушённый охотник … Словарь многих выражений

  • искушённый — искуш/ённ/ый … Морфемно-орфографический словарь

  • искушённый — прич.; прил. (употр. с дополн.); кр.ф. искушён, искушена/, шено/, шены/ … Орфографический словарь русского языка

  • искушённый — малосведущий начинающий невежественный незрелый неискушённый некомпетентный неподготовленный несведущий … Словарь антонимов

искушенность

ОПЫТНЫЙ — НЕОПЫТНЫЙ

Опытность — неопытность

Опытный инженер — неопытный инженер.

○ — Ваш батюшка — человек опытный в жизни, знающий людей; вы неопытны; если какой-нибудь человек ему кажется дурен, вам — хорош, то, по всей вероятности, ошибаетесь вы, а не он. Чернышевский. Что делать? (журнальная редакция).

Опытный летчик отличается от неопытного не только внешней уверенностью и несуетливостью. Прежде всего он больше знает о своей работе. Р. Рождественский. Личный опыт.

С опытным заключенным персонал считается больше, чем с неопытным. Рыбаков. Дети Арбата.

ИСКУШЕННЫЙ — НЕИСКУШЕННЫЙ

Искушенность — неискушенность

Что думали читатели, глядя на фото . Неискушенные ахали: можно же вырастить, если не лениться! Искушенные молча усмехались. Дудинцев. В ногах у королевы.

БИТЫЙ — НЕБИТЫЙ

Платов веско приказал одному из своих телохранителей: — Платошка! А ну подведи ко мне всех этих казаков: и битых и небитых. Г. Семенихин. Новочеркасск.

За одного битого двух небитых дают. Пословица.

Источник: Словарь антонимов русского языка на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. искушенность — искушённость ж. Отвлеч. сущ. по прил. искушенный Толковый словарь Ефремовой
  2. искушенность — сущ., кол-во синонимов: 11 бывалость 5 искушённость 1 матерость 7 многоопытность 4 натасканность 6 наторелость 8 опыт 13 опытность 19 сверхискушенность 2 умудренность 4 ученость 19 Словарь синонимов русского языка

искушённый

искушённый (прилагательное)

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. искушённый искушённое искушённая искушённые
Рд. искушённого искушённого искушённой искушённых
Дт. искушённому искушённому искушённой искушённым
Вн. одуш. искушённого искушённое искушённую искушённых
неод. искушённый искушённые
Тв. искушённым искушённым искушённой искушённою искушёнными
Пр. искушённом искушённом искушённой искушённых
Кратк. форма искушён искушено́ искушена́ искушены́

ис-ку-шён-ный

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a/b(2). Сравнительная степень — искушённее, искушённей.

Корень: -искуш-; суффикс: -ённ; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. прошедший какой-либо искус; наученный, опытный ◆ Не беспокойтесь: я муж искушённый; у меня есть на это верное средство. Н. С. Лесков, «Детские годы», 1874 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И хотя Антон уже был довольно искушён и ценил в женском теле плоть, но чем-то, не телом, тянула его Агния — и, приобвыкнув, он уверил себя, что как женщина она тоже ему нравится, что она разовьётся. А. И. Солженицын, «В круге первом», 1968 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. бывалый, тёртый, искусный, опытный, матёрый,

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: искус
  • глаголы: искусить, искушать

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    искушённый (причастие)

    падеж ед. ч. мн. ч.
    муж. р. ср. р. жен. р.
    Им. искушённый искушённое искушённая искушённые
    Рд. искушённого искушённого искушённой искушённых
    Дт. искушённому искушённому искушённой искушённым
    Вн. одуш. искушённого искушённое искушённую искушённых
    неод. искушённый искушённые
    Тв. искушённым искушённым искушённой искушённою искушёнными
    Пр. искушённом искушённом искушённой искушённых
    Кратк. форма искушён искушено́ искушена́ искушены́

    ис-ку-шён-ный

    Страдательное причастие, совершенного вида, прошедшего времени, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a/b(2).

    Корень: -искуш-; суффикс: -ённ; окончание: -ый .

    • МФА:
  1. действ. прич. прош. вр. от искусить; статив. чем, в чём и кр. ф. прошедший какое-либо серьёзное испытание, длительную и трудную проверку каких-либо качеств, наученный чем-либо ◆ Юноша неблагодарен: волнуемый темными желаниями, беспокойный от самого избытка сил своих, с небрежением ступает он на цветы, которыми природа и судьба украшают стезю его в мире; человек, искушённый опытами, в самых горестях любит благодарить небо со слезами за малейшую отраду. Н. М. Карамзин, «О счастливейшем времени жизни», 1803 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Они уже были искушены таким же горестным положением и знают, как помочь искушаемой. Н. С. Лесков, «Пагубники», 1885 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. статив. в чём и кр. ф. хорошо знающий что-либо по собственному опыту; искусный, опытный ◆ Но как ни искушены были эти моряки в историях о плавающих бутылках, встречаемых ночью ледяных горах, бунтах экипажей и потрясающих шквалах, я увидел, что им неизвестна история «Марии Целесты», а также пятимесячное блуждание в шлюпке шести человек, о которых писал М. Твен, положив тем начало своей известности. А. С. Грин, «Бегущая по волнам», 1926 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Но как ни искушены были эти моряки в историях о плавающих бутылках, встречаемых ночью ледяных горах, бунтах экипажей и потрясающих шквалах, я увидел, что им неизвестна история «Марии Целесты», а также пятимесячное блуждание в шлюпке шести человек, о которых писал М. Твен, положив тем начало своей известности. А. С. Грин, «Бегущая по волнам», 1926 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

  1. наученный, испытанный, проверенный
  2. искусный, опытный, матёрый,

Ближайшее родство

  • существительные: искус
  • глаголы: искусить, искушать

Происходит от ??

    Список переводов

    Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    «И не введи нас во искушение»

    Господь призывает нас просить Бога и Отца нашего не попустить того, чтобы мы ввергались во искушение. И пророк Исайя от лица Бога говорит: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и попускаю твориться бедствиям». Сходным образом говорит и пророк Амос: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?».

    От этих слов многие из невежественных и неподготовленных впадают в разные размышления о Боге. Якобы Бог Сам бросает нас в искушения. Все сомнения по этому вопросу развеивает Апостол Иаков такими словами: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

    Искушения, приходящие к людям, бывают двух видов. Один вид искушений происходит от похоти и случается по воле нашей, но и по наущению демонов. Другой вид искушений происходит от печали, страданий и несчастий в жизни, и потому сии искушения кажутся нам более горькими и грустными. В этих искушениях не участвует воля наша, но пособничает лишь диавол.

    Эти два вида искушений испытали на себе евреи. Однако они выбрали по своей воле искушения, происходящие от похоти, и стремились к богатству, к славе, к свободе во зле и к идолопоклонничеству, и потому Бог попустил им испытать все обратное, то есть бедность, бесчестие, плен и так далее. И всеми этими бедами снова устрашал их Бог, дабы возвратились они к жизни в Боге через покаяние.

    Эти разные вины наказаний Божиих пророки называют «бедствием» и «злом». Как мы и говорили раньше, так происходит потому, что все, что вызывает у людей боль и горе, люди привыкли называть злом. Но это не соответствует истине. Просто именно так это воспринимают люди. Эти беды происходят не по «исходной» воле Божией, но по его «последующей» воле, для вразумления и на благо людей.

    Господь наш, соединяя первую причину искушений со второй, то есть, совмещая искушения, происходящие от похоти, с искушениями, происходящими от огорчений и страданий, им дает единое наименования, называя их «искушениями», ибо ими искушаются и испытываются намерения человека. Однако дабы лучше понять все это, должно знать, что все, происходящее с нами, бывает трех видов: доброе, злое и среднее. К хорошему относится благоразумие, милосердие, справедливость и все подобное им, то есть качества, которые никогда не могут обратиться в злые. К злым же относятся блуд, бесчеловечие, несправедливость и все сходное с ними, неспособное никогда обратиться в доброе. Средними же являются богатство и бедность, здоровье и болезнь, жизнь и смерть, слава и бесславие, удовольствия и боль, свобода и рабство и прочие, подобные им, в одних случаях называемые добрыми, а в других злыми, в соответствии с тем, как ими управляет намерение человека.

    Итак, люди делят эти средние качества на два вида, и одну из этих частей называют добром, ибо именно это они любят, например богатство, славу, удовольствия и прочие. Другие же из них они зовут злом, ибо к нему они питают отвращение, например бедность, боль, бесчестие и так далее. И потому, если не хотим мы, чтобы постигло нас то, что мы сами считаем злом, не будем творить настоящего зла, как и советует нам пророк: «Человече, не входи по своей воле ни в какое зло и ни в какой грех, и тогда Ангел, хранящий тебя, не попустит тебе испытать никакого зла».

    И пророк Исайя говорит: «Если захотите и послушаетесь, и будете соблюдать все заповеди Мои, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч врагов ваших пожрет вас». И все тот же пророк говорит тем, кто не исполняет заповедей Его: «Идите в пламя огня вашего, в пламя, которое вы возжигаете грехами вашими».

    Конечно, диавол сначала старается бороться с нами сладострастными искушениями, ибо знает, как мы склонны к похоти. Если же он поймет, что воля наша в этом подчинена его воле, он отдаляет нас от благодати Бога, охраняющей нас. Тогда он просит у Бога разрешения возвести на нас и горькое искушение, то есть горе и бедствия, чтобы полностью нас уничтожить, по своей великой ненависти к нам заставляя нас от многих огорчений впасть в отчаяние. Если же в первом случае наша воля не последует за его волей, то есть не впадем мы в сладострастное искушение, он вновь возводит на нас второе искушение горем, дабы заставить нас теперь уже от горя впасть в сладострастное искушение.

    И потому взывает к нам Апостол Павел, говоря: «Трезвитесь, братия мои, бдите и бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Попускает нас Бог впадать в искушения, либо по икономии Своей для того, чтобы испытать нас, как праведного Иова и других святых, по словам Господним Его ученикам: «Симон, Симон се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, то есть сотрясти вас искушениями». И позволяет Бог, чтобы мы впали в искушения по попущению Его, как он попускал и Давида впасть в грех, и Апостола Павла отречься от Него, дабы избавить нас от самодовольства. Однако есть и искушения, происходящие от богооставленности, то есть от утраты Божественной благодати, как было с Иудой и иудеями.

    И искушения, приходящие святым по икономии Божией, приходят на зависть диаволу, дабы явить всем праведность и совершенство святых, и дабы воссиять им еще ярче после победы их над противником их диаволом. Искушения, происходящие по попущению, посылаются, дабы стать препятствием на пути греха, произошедшего, происходящего, или еще должного произойти. Те же искушения, которые насылаются по богооставленности, имеют своей причиной грешную жизнь человека и плохие его намерения, и допускаются для его полного разрушения и уничтожения.

    И потому мы не только должны бежать от искушений, происходящих от похоти, как от яда лукавого змея, но и ежели придет к нам такое искушение против воли нашей, ни впадать в него никоим образом.

    И во всем, что касается искушений, в которых испытывается наше тело, не будем подвергать себя опасности по гордыне нашей и дерзости, но будем просить Бога оградить нас от них, если такова будет воля Его. И да доставим мы Ему радость, не впадая в сии искушения. Если же придут сии искушения, примем их с великой радостью и удовольствием, как великие дары. Лишь о том будем просить мы Его, дабы укрепил Он нас на победу до самого конца над искусителем нашим, ибо именно об этом говорит Он нам словами «и не введи нас во искушение». То есть мы просим не оставлять нас, дабы не попасть нам в жерло мысленного дракона, как говорит нам в другом месте Господь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». То есть, чтобы не быть побежденными искушением, ибо дух бодр, плоть же немощна.

    Никто же, однако, слыша о том, что нужно избегать искушений, пусть не оправдывается «извинением дел греховных», ссылаясь на свою слабость и на прочее подобное, когда приходят искушения. Ибо в трудный час, когда приходят искушения, тот, кто испугается их и не будет противостоять им, отречется тем самым от истины. Например: если случится человеку подвергнуться угрозам и насилию за веру свою, или с тем, чтобы отречься от истины, или чтобы попрать справедливость, или чтобы отречься от милосердия к ближним или от любой другой заповеди Христовой, если во всех этих случаях он отступится из страха за свою плоть и не сможет храбро противостоять этим искушениям, то пусть знает этот человек, что не будет он причастником Христу и зря зовется он христианином. Разве что раскается он потом в этом и будет лить горькие слезы. И надлежит ему раскаяться, ибо не подражал он истинным христианам, мученикам, столь сильно пострадавшим за веру свою. Не подражал святому Иоанну Златоусту, прошедшему через столькие муки за справедливость, преподобному Зосиме, терпевшему невзгоды за свое милосердие к братиям своим, и многим другим, которых мы не можем сейчас даже перечислить и которые претерпели многие муки и искушения, дабы исполнить закон и заповеди Христовы. Эти заповеди должны хранить и мы, дабы освободили они нас не только от искушений и грехов, но и от лукавого, по словам Господней молитвы.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >